ПРИМЕЧАНИЯ
* Сейчас неоспоримость этих принципов нам представляется очевидной, но во времена Бойля и Ломоносова, когда, с одной стороны, ещё были сильны средневековые традиции, представлявшие ученых как алхимиков-затворников, творящих чудеса лишь им одним ведомыми способами, а с другой, сама идея о приоритете экспериментального знания над авторитетом монаршей власти должна была восприниматься как крамола, применение таких принципов требовало революционной креативности.
СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БилярскийП. С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865. 280 с.
2. Ломоносов М. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986. 544 с.
3. Honohan I. Civic Republicanism. London and NY: Routledge, 2002. 328 p.
4. Res publica: возрождение интереса // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, 2007. № 5(55). С. 83-97.
5. Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the Air-pump: Hobbes, Boyle, and the Experimental Life. Princeton University Press, 1989. 456 p.
REFERENCES
1. BiljarskijP S. Materialy dlja biografii Lomonosova. SPb., 1865. 280 s.
2. LomonosovM. Izbrannaja proza. M.: Sovetskaja Rossija, 1986. 544 s.
3. Honohan I. Civic Republicanism. London and NY: Routledge, 2002. 328 p.
4. Res publica: vozrozhdenie interesa // Neprikosnovennyj zapas: debaty o politike i kul'ture, 2007 № 5(55). S. 83-97.
5. Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the Air-pump: Hobbes, Boyle, and the Experimental Life. Princeton University Press, 1989. 456 p.
А. В. Чугунова
МУЗЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА В РАМКАХ ДВИЖЕНИЯ «НОВАЯ МУЗЕОЛОГИЯ»
Статья посвящена архитектуре музейных зданий, спроектированных в соответствии с принципами движения «Новая музеология». Музейная архитектура рассматривается автором как воплощение музееведческих концепций, среди которых особое значение имеет концепция экомузея, так как она отвечает потребности современного человека в культурной самоидентификации.
Ключевые слова: музейная архитектура, музеи в системе культуры, экомузеи, новая музеология.
A. Chugunova
MUSEUM ARCHITECTURE WITHIN THE FRAMEWORK OF THE «NEW MUSEOLOGY» MOVEMENT
The article is focused on the architecture of museum buildings designed according to the principles of the “New museology” movement. Museum architecture is regarded as a realization of museological concepts, and among them the concept of ecomuseum has a special role as it meets the need of contemporary people in cultural self-identification.
Keywords: museum architecture, museums in the cultural system, ecomuseums, new museology.
Современная музейная архитектура отличается чрезвычайным многообразием. Большинство знаменитых на весь мир музейных зданий, построенных за последние десятилетия, являются произведениями именитых мастеров архитектуры, весьма дорогостоящими постройками, созданными для того, чтобы привлечь как можно более широкую публику своими яркими, броскими, запоминающимися формами. Однако многообразие музейной архитектуры не исчерпывается строительством зрелищных «музеев-аттракционов». Есть и другое направление в её развитии, менее заметное, но играющее весьма значительную роль в жизни конкретных локальных сообществ и представляющее собой показатель серьёзных изменений, происходящих сегодня в музейном мире и в культуре в целом. Это направление связано с музейными зданиями, построенными в соответствии с принципами движения «Новая музеология».
Это направление зарубежной музеоло-гии, как известно, было организовано в 1980-е годы. Авторы Квебекской декларации (1984 г.), в которой были изложены цели и основные принципы движения, выступали за активное участие музеев в жизни общества и интеграцию их в окружающую среду. В классификацию музеев был включен принципиально новый феномен — экомузей, который в разных странах получил различные названия, например, «музей общин», «интегрированный музей», «соседский музей», «антропологический музей». Все эти разновидности музейных учреждений объединяет то, что они являются адресными и обращены к местному населению — общине. Они создают полноценный образ истории и культуры определенного региона или города, давая человеку возможность лучше понять себя через приобщение к своей истории и культуре и тем самым полнее реализовать свои возможности в современной жизни. Со временем положения «новой музеологии» и успехи практического бытования экомузеев оказали влияние на
концепцию и направления деятельности многих традиционных музеев, то есть приобрели методологическое значение [1, с. 145].
Казалось бы, в области экомузеологии практически нет места для музейной архитектуры, так как подобные музеи, как правило, создаются in situ, на той территории и в тех зданиях, где люди живут и работают на протяжении многих лет. Но в ходе исследования данного феномена выяснилось, что за рубежом довольно часто музеи в небольших городах и поселениях, обращенные к местному сообществу, строятся по специально разработанным архитектурным проектам, обязательно учитывающим местные особенности (в отличие от так называемых «зрелищных» музеев). Чаще всего это малобюджетные проекты, и их успех зависит от того, насколько архитектору удается малыми средствами создать простой и убедительный образ, отражающий местный колорит и понятный местному населению.
Таков, например, музей в американском городе Хьюстоне (штат Техас), содержащий частную коллекцию семьи Менил (открыт в 1987 г.). Здание, созданное архитектором Рензо Пиано, спроектировано очень просто, в стиле, напоминающем окружающие дома, обшитые вагонкой. Оно не столько имитирует существующие постройки по соседству, сколько сочетается и гармонирует с ними. Сдержанный фасад с серой кипарисовой обшивкой, большие поверхности стекла и стальные детали, окрашенные в белый цвет, напоминают о находящихся в окрестностях бунгало. Низкий профиль здания, большой газон и окружные галереи, подражающие глубоким верандам типичных старых домов Хьюстона, создают ещё большее сходство с местными жилыми постройками.
Здание доминирует над своим окружением, но не подавляет его, в основном благодаря использованию пропорций местного масштаба и местных материалов. Рензо Пиано, больше известный как соавтор проекта Центра искусств имени Жоржа Помпи-
ду, создал в Техасе столь же инновационное, хотя внешне менее потрясающее, техническое чудо для коллекции семьи Менил. Работая совместно с инженером Питером Райсом, он создал интерьер, освещенный естественным светом, который проходит через стекло и отражается в трёхстах железобетонных «листах», которые защищают произведения искусства от прямого солнечного света. Так было учтено требование заказчицы Доминик де Менил, которая хотела, чтобы её коллекция была выставлена под естественным освещением и посетители могли воспринимать картины так же, как она это делала у себя дома, — оживлёнными тонкой игрой изменений, происходящих в разное время дня или года [4].
Другой показательный пример — Музей моря города Тоба в Японии (архитектор Хи-роши Наито, 1993 г.), созданный для сохранения знаний о рыбацких традициях и культуре города Тоба и посвященный взаимоотношениям между человеком и морем. Музей расположен в красивой сельской местности в окрестностях города Тоба, на берегу моря. Большие деревянные параллелепипеды выставочных зданий и помещения для хранилищ, похожие на бетонные заводские сооружения, напоминают местный строительный стиль. При их возведении были использованы такие традиционные технологии, как покрытие крыш черепицей местного производства и стены, обшитые досками, что обеспечило экономичность и долговечность зданий [5, с. 39].
Следующий пример — Музей местной истории в небольшом австралийском городке Кемпси. Этот музей был основан совместно городским советом, правительством Нового Южного Уэльса и местным сообществом, концептуально он близок европейскому экомузею. Музей состоит из нескольких зданий, спроектированных архитектором Гленом Муркуттом. Все сооружения, составляющие музейный комплекс, характеризует небольшой масштаб, применение при их строительстве самых обычных и не-
дорогих местных материалов — таких, как рифлёное железо. В их облике прослеживаются специфические архитектурные мотивы, которые вызывают ассоциации с рядовыми австралийскими постройками — сараями и амбарами, хорошо приспособленными к местному климату. В них воплощена мысль о том, что архитектура такого рода музеев должна быть «незаметной», неагрессивной, её присутствие не должно тревожить «тихий сон земли» [3].
Разумеется, интегрированность музея должна выражаться не только во внешних приёмах оформления музейных зданий — использовании местных материалов и архитектурных мотивов. Это качество также предполагает широкое участие местного населения в создании музея, а также определённое воздействие этого музея на жизнь сообщества. Соответственно внутреннее устройство музейных зданий также должно быть ориентировано на потребности людей, и в связи с этим неотъемлемыми элементами музеев общин становятся залы для собраний и проведения различных мероприятий, художественные мастерские и лаборатории, лектории, кафе и места отдыха. Кроме того, сегодня музеи всё чаще рассматриваются как инструмент решения экономических проблем отдельных городских районов или целых населённых пунктов, в том числе с помощью привлекательной, образной, значащей архитектуры. Практика показывает, что при правильном расположении и удачном проектировании музеи способны оживить безлюдные окрестности и послужить центром притяжения для других культурных и коммерческих учреждений.
В данном случае примером может послужить Музей изобразительных искусств в американском городе Сан-Анджело (штат Техас, архитектурное бюро Х. Пфайфер, 1999 г.), который был построен в соответствии с региональным планом экономического развития, в качестве ключевого фактора ревитализации Сан-Анджело. Музей расположен в районе, который прежде считался
захудалым и испытывал экономический упадок. Строительство здания музея начало процесс возрождения этого района. Оно стало крупнейшей инвестицией в его экономику, и сейчас вокруг музея наблюдаются явные свидетельства серьёзного обновления [2, с. 74-76].
По замыслу его создателей, музей в новом здании должен был стать неотъемлемой частью местного сообщества. Здание явилось визуальным символом местного сообщества, главным вкладом в культурную и экономическую жизнеспособность региона, привлекательным и гостеприимным центром притяжения как для жителей города, так и для туристов. Организаторы стремились создать одно из самых гостеприимных, дружелюбных и ориентированных на общество зданий в США.
Уникальность здания состоит в соединении хорошего дизайна и местных идей. Оно выстроено, главным образом, с применением местных материалов. Например, внешние стены сделаны из массивных блоков известняка, добываемого неподалёку. В продолговатой форме строения угадывается напоминание о прежнем здании музея — историческом форте. Изогнутая медная крыша, которую сравнивают то с седлом, то с крытым конным фургоном североамериканских индейцев, делает здание различимым издалека и превращает его в городской
ориентир. Использование местных материалов и ассоциативных форм делает музей комфортным, знакомым местом для населения.
В этом музее имеется большое многофункциональное пространство для собраний, которое позволяет проводить широкий спектр мероприятий и программ — от концертов и лекций до телевизионного кулинарного шоу. Это также стало главным центром общественной жизни, где проводятся заседания городского совета, свадьбы и промо-акции. Большое пространство выделено для образовательных целей, в частности, в музее организована керамическая студия, где специалисты университета Сан-Анджело проводят курсы, лекции и творческие конкурсы.
Приведённые примеры демонстрируют процесс реальной интеграции музеев в жизнь общества. Это явление, изначально имевшее лишь локальное значение, со временем стало приобретать всё более глобальный характер, осваивая разные страны и континенты. Появление и развитие новых форм музейных учреждений и музейных зданий свидетельствует о том, что музей в условиях современной культуры находится в поиске новой гармонии своего существования, которая должна родиться из хаоса разнообразнейших тенденций, характеризующих музейную сферу в настоящее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сотникова С. И. Музеология: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 192 с.
2. Crosbie M. J. Designing the World’s Best Museums and Art Galleries / First published in Australia: The Images Publishing Group, 2003. — 168 p.
3. Kempsey Visitor Information Centre [Электронный ресурс]. — http://www.kempsey.nsw. gov.au/historyvic.htm
4. Menil Collection [Электронный ресурс] / L. Peterson — Режим доступа: http://207.200.58.4 /handbook/online/articles/MM/klm6.html.
5. Tardits M. The local-community museums: an architectural challenge // Museum international. № 196. 1997. Р. 36-41.
REFERENCTS
1. SotnikovaS. I. Muzeologija: Posobie dlja vuzov. M.: Drofa, 2004. 192 s.
2. Crosbie M. J. Designing the World’s Best Museums and Art Galleries / First published in Australia: The Images Publishing Group, 2003. 168 p.
3. Kempsey Visitor Information Centre [Jelektronnyj resurs]. — http://www.kempsey.nsw. gov.au/ historyvic.htm
4. Menil Collection [Eelektronnyj resurs] / L. Peterson — Rezhim dostupa: http:// 207.200.58.4/ handbook/ online/articles/MM/klm6.html.
5. TarditsM. The local-community museums: an architectural challenge // Museum international. № 196, 1997. R 36-41.