Научная статья на тему 'Музей в условиях современных социокультурных трансформаций'

Музей в условиях современных социокультурных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОСТЬ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙ / ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ АРТЕФАКТОВ / MUSEUM / CULTURAL ARTIFACT TRANSMISSION / VIRTUALITY / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Себрукович Вероника Юрьевна

В статье рассматривается влияние процессов формирующегося информационного общества на функционирование музея как социокультурного института по сохранению и трансляции исторической памяти и культурного опыта человечества. Акцент сделан на переориентацию деятельности музея, а именно на изменение его места в медиапространстве, а также на проблемах, которые возникают в процессе трансформации музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIOCULTURAL TRANSFORMATIONS

The article considers the influence of the emerging information society on the functioning of the museum as a sociocultural institution aimed for the preservation and transmission of the historical memory and cultural experience of mankind. The study is focused on reorienting the museum’s activities, particularly on changing its place in the media space, as well as on the challenges experienced by the museum in the process of transformation.

Текст научной работы на тему «Музей в условиях современных социокультурных трансформаций»

СЕБРУКОВИЧ В. Ю. МУЗЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается влияние процессов формирующегося информационного общества на функционирование музея как социокультурного института по сохранению и трансляции исторической памяти и культурного опыта человечества. Акцент сделан на переориентацию деятельности музея, а именно на изменение его места в медиапространстве, а также на проблемах, которые возникают в процессе трансформации музея.

Ключевые слова: музей, трансляция культурных артефактов, виртуальность, медиапространство.

SEBRUKOVICH V. YU.

MUSEUM IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIOCULTURAL TRANSFORMATIONS

Аbstract. The article considers the influence of the emerging information society on the functioning of the museum as a sociocultural institution aimed for the preservation and transmission of the historical memory and cultural experience of mankind. The study is focused on reorienting the museum's activities, particularly on changing its place in the media space, as well as on the challenges experienced by the museum in the process of transformation.

Keywords: museum, cultural artifact transmission, virtuality, media space.

В условиях всеобщей глобализации важными аспектами изучения являются вопросы трансформации и самоидентификации культуры, незыблемости ее ценностных ориентиров, связанных с сохранением культурного опыта человечества и его передачей следующим поколениям. В этой связи проблема функционирования музея как одного из главных социокультурных институтов, транслирующих историческую память человечества, в контексте формирующего информационного общества является особенно актуальной.

Мнения исследователей о роли музея в современном обществе расходятся. Практически все обращают внимание на его трансформацию в сторону рекреационности для удовлетворения гедонистических потребностей, и часть научного сообщества считает это в сложившихся условиях оправданным. Многие ученые, напротив, поддерживают стремление музея оставаться классическим учреждением. В этой связи понятна обеспокоенность нарастающими тенденциями массовизации музея директора Государственного Эрмитажа

М.Б. Пиотровского, который отмечает, что «элемент развлечения часто превращается в принцип развлечения» [5, с. 5].

Необходимо, на наш взгляд, найти «золотую середину»: учесть современные тенденции в развитии общественной жизни и использовать их в деятельности музея, при этом сохранив нерушимые ценности, которые остаются фундаментальными и актуальными на все времена.

Надо отметить, что определение «музей» претерпело существенные изменения, которые отразили видение мировым музейным сообществом функций и роли учреждения в обществе. Так, в последней редакции (от 9 июня 2017 года) Устава Международного совета музеев (1СОМ) музей определяется как «действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и в целях познания, обучения и развлечения собирает, сохраняет, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и окружающей среды» [3].

Таким образом, музеи ставят перед собой новые цели, среди которых и развлекательная. Прежние цели преобразовались в функции.

Ситуация, которая сложилась в настоящее время, определяет «необходимость пристального внимания к культуре как фактору развития» [2, с. 196]. Поэтому роль музеев и их ответственность за сохранение и передачу культурного наследия возрастает.

Сегодня пространство музея вышло за границы экспозиции, здания и рассматривается как «модель пространства культуры», «модель пространства исследования семантики» [4, с. 90]. Сама экспозиция представляется не только как рабочее поле для организации предметного окружения, но и как целостная и гармоничная художественная структура, произведение искусства (например, экспозиции Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имя Ф. Г. Шклярова (г. Ветка, Гомельская область), Наровлянского историко-этнографического музея (г. Наровля, Гомельская область), музея истории Великой Отечественной войны (г. Минск) и др.).

Положительные моменты процесса глобализации для развития музеев видятся в объединении последних для решения таких задач, как реституция культурных ценностей, международный туризм, сотрудничество по изучению и репрезентации музейных коллекций. Учреждения интегрируются в жизнь общества посредством переосмысления традиционных форм своей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посетителей. Однако чрезвычайно важной остается проблема, связанная с востребованностью и актуальностью музейных собраний и, самое главное, конкурентоспособностью данных учреждений культуры в медиапространстве.

Степень вовлеченности музея в современный культурный контекст определяется активностью в интернет-пространстве, взаимодействием со СМИ, хорошо налаженным музейным менеджментом и маркетингом, наличием инструментов по формированию собственного имиджа. Использование технических и мультимедийных средств внесло качественные коррективы в реализацию учреждением своих функций посредством научно-исследовательской, учетно-фондовой, культурно-образовательной, реставрационной и прочих форм работы.

Важным для популяризации культурных ценностей, привлечения внимания к музейной жизни, культурному достоянию, формирования эстетического вкуса и музейной культуры прежде всего у детей и молодежи, как самых активных пользователей соцсетей, является присутствие учреждения в цифровой среде через создание музейных сайтов, страниц в социальных сетях, виртуальных выставок и экскурсий и т. д.

Таким образом, для того чтобы оставаться «замеченным» в информационном поле, музейное учреждение вынуждено руководствоваться законами масс-медиа: быть открытым, мобильным, притягательным, оперативным в реагировании на какие-либо изменения. К сожалению, ситуация с белорусскими музеями в этом направлении далека от идеальной. Многие региональные учреждения не имеют даже своего сайта. Данные обстоятельства детерминированы недостатком финансирования, отсуствием в штате музеев специалистов в области информационных технологий, знающих при этом и специфику музейного дела. Большое значение имеют психологический фактор и определенные стереотипы в сознании сотрудников и посетителей этих учреждений, связанные с вопросами содержания и форм работы, спектром предоставляемых услуг.

Использование информационных технологий, с одной стороны, расширяет возможности публикации музеем собственных научных исследований (сборники статей конференций, монографии), проведения мероприятий по сохранению культурного наследия (каталоги, информационно-справочные материалы, альбомы, интернет-страницы, сайты музеев), а также облегчает решение многих задач учетно-фондовой работы по воссозданию частично или полностью утерянных памятников, ведению реставрационных работ. С другой стороны, активное «открытие» музея для общественности, его широкая доступность дают основания говорить об упрочении тенденции массовости, изменениях в восприятии культуры и искусства в обществе.

То информационное поле, которое окружает современного человека, возможности Интернета по достаточно подробному представлению сведений о том или ином музейном предмете, повседневность и стереотипность, упрощенность культурной информации и образов, которые преподносятся СМИ, - все это создает, в каком-то смысле, преграды в

3

ценностном восприятии артефактов культуры, реальном контакте с ними, а также «закрывает каналы воспрятия сложных музейных "текстов", выводя их из поля зрения или восприятия современного человека» [5, с. 163].

В бытовании и функционировании артефактов культуры в музейном пространстве концептуальную значимость имеет понятие «культурная ценность». В этой связи следует привести его смысловое наполнение, закрепленое в Кодексе о культуре Республики Беларусь: культурная ценность - созданные (преобразованные) человекам или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальное проявление творчества человека, которые имеют историческое, художественное, научное или другое значение [1].

Музей на сегодняшний день - это не только учреждение культуры. Это пространство концентрации культурного наследия, воплощенного в артефактах, через смысловое поле которых оно на надбиологическом уровне транслируется из поколения в поколение, моделируя связь разных культур и традиций. В результате через постижение норм культуры и ее достижений происходит духовное и эмоциональное развитие личности.

Формы подачи и презетнации культурных артефактов и услуг музея на волне формирования информационного общества находятся в стадии переориентирования. Музейные учреждения сталкиваются с определенными трудностями на пути закрепления образа музея в медиапространстве. Однако в стремлении музея соответствовать современным тенденциям развития социокультурной сферы важно не забывать строить свою деятельность на живых отношениях с культурными артефактами как воплощенными культурными ценностями. Ведь ни одна качественная мультимедийная копия не заменит того ощущения безмерности времени, «тайны» музейной коммуникации, того глубокого эмоционального впечатления, которое возникает при обращении к оригиналу во время непосредственного нахождения в музейном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодэкс Рэспублш Беларусь аб культуры : прыняты Палатай прадстаушкоу 24 чэрв. 2016 г. : адобр. Саветам Рэсп. 30 чэрв. 2016 г. : уступае у сшу з 3 лют. 2017 года. -Мшск : Нац. цэнтр прававой шформ. Рэсп. Беларусь, 2016. - 270 с.

2. Мастеница Е. Н. Культурное наследие и музей в эпоху глобализации // Электронный век и музеи : материалы междунар. науч. конф. и заседания Сибир. филиала Науч. совета ист. и краевед. музеев при М-ве культуры Рос. Федерации «Роль научных исследований в модернизации фондовой и экспозиционной деятельности

историко-краеведческих музеев», Омск, 19-20 июня 2003 г. - Омск, 2003. -С.196-203.

3. Устав Международного совета музеев [Электронный ресурс] : [принят в Гааге 5 сент. 1989 г.]. - Режим доступа: http://icom-russia.com (дата обращения: 19.09.2019).

4. Нечаева Г. Г. Методы построения «образных» экспозиций. Опыт Ветковского музея народного творчества // Музейный вестник : сборник. - Минск, 2003. - Вып. 4. - С. 90-94.

5. Философия музея : учеб. пособие / М. Б. Пиотровский, О. В. Беззубова, А. С. Дриккер ; под ред. М. Б. Пиотровского. - М. : Инфра-М, 2016. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.