Раздел IX. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры
Н.В. Буров
Музей как социальный институт культурно-исторического и нравственно-эстетического воспитания
Музей всегда занимал особое место в изучении истории становления и развития культуры, в исследовании предметного и природного окружения человека, а так же в обогащении содержания и форм просветительной, образовательной и воспитательной деятельности. Посредством хранящихся в музеях памятников истории и культуры, представляющих первоисточники знаний, обеспечивается преемственность и непрерывность культурно-исторических традиций в нравственно-эстетическом воспитании, утверждается национальное самосознание общества.
Анализ теории и практики музейного дела показал, что, благодаря своей уникальной возможности использовать исторические раритеты и шедевры художественной культуры, музеи, как социальный институт, обладают огромным культуросозидающим потенциалом и способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Однако, как бы ни расширялись границы познания, обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, музеи веками будут сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества.
Современный музей, представляющий лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки, иллюстрирующий в фольклоре и прикладном творчестве сконцентрированное отражение культурной памяти и культурного наследия, как никакой иной социальный институт принимает участие в формировании исторического сознания.
Известно, что наследие культурной среды - категория историческая, в связи с чем, памятники истории и культуры имеют особую значимость. Музей представляет собой элемент системы, компоненты которой - человек как посетитель музея и музей как воссозданная культурно-историческая среда. Таким образом, музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой; он доносит своими средствами до каждого отдельного человека комплекс духовных ценностей, идей, эмоций и, тем самым, включает его в культурно-исторический процесс.
Просветительная, образовательная, культуросозидающая и воспитательная функции присущи сейчас любому музею, независимо от его профиля. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непре-
рывности и преемственности социально-культурного развития. Если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непрерывный процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, являются духовные ценности, интегрированные в музеях.
В современном виде музей как социальный институт историко-культурного и нравственно-эстетического воспитания является достаточно молодым феноменом и познание его сути приходится на сравнительно небольшой промежуток времени Новейшей истории. Это связано с появлением научного обоснования основ музейного дела. Однако в широком понимании музей существовал и ранее, являясь предметом философского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осмысления.
Первоначально процесс становления музея как социального института представлялся в виде взаимодополняющих факторов:
- потребность в сохранении достижений человечества;
- формирование ценностного отношения к прошлому, сохраняемого в музейных предметах.
Эти факторы тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Так потребность в сохранении достижений человечества, соответствуя культурно-исторической функции, продолжается в направлении экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея, а на основе экспозиций осуществляется нравственно-эстетическая функция образования и воспитания.
В начале XXI века музей как социокультурный институт претерпевает глубокие изменения, возникают трудности идентификации новых форматов, обусловленных комплексом экономических, политических, культурных трансформаций современного общества. Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев предопределены не только его учрежденческими особенностями, но также представляют возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить другие структуры социокультурного характера. В связи с чем функции музея дополняются новыми элементами:
- понимание специфики музея как социокультурного института и его места в общественной жизни (как один из институтов культуры, он направлен на поиск духовных основ, обеспечивающих общественный прогресс);
- превалирование культурообразующей и социоформирующей миссий музея и утверждение его общественного предназначения как инструмента нравственно-эстетического воспитания;
- использование музея в формировании межкультурной коммуникации и взаимопонимания между разными культурами.
Понимание музея, как социального института культурно-исторического и нравственно-эстетического воспитания, выходит на новый уровень восприятия его в обществе. Все больше приходит в музей заинтересованных людей, социальный статус музеев возрастает, и в связи с этим повышается интерес к ним. Музей включается в решение стоящих перед обществом сверхзадач культурно-исторического и нравственно-эстетического воспитания путем создания благоприятных для этого условий. Через музей реализуется одна из важнейших потребностей общества в сохранении памяти о своей истории, о своем наследии.
Сегодня музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, территориальными и иными субкультурами.
В.В. Мотина
Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика
В последние годы педагогическое сообщество столкнулась с резким падением культуры среди молодежи. Многие исследователи отмечают с их стороны стойкое нежелание усваивать культурные ценности, хотя эти ценности широко представлены обществом: научно-просветительские газеты и журналы, театры, музеи, библиотеки, концертные залы и т.д. [1: 62].
Сложившаяся ситуация диктует необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которого лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных дисциплин. Происходящие изменения в сфере культуры и науки привели к переосмыслению образования как социокультурного феномена. В современной ситуации актуален не столько рациональный, сколько культурологический подход к образованию, который предполагает создание условий для творческого духовного самоопределения личности [2: 53]. Обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в историко-культурное пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры.