Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика'

Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5836
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика»

- использование музея в формировании межкультурной коммуникации и взаимопонимания между разными культурами.

Понимание музея, как социального института культурно-исторического и нравственно-эстетического воспитания, выходит на новый уровень восприятия его в обществе. Все больше приходит в музей заинтересованных людей, социальный статус музеев возрастает, и в связи с этим повышается интерес к ним. Музей включается в решение стоящих перед обществом сверхзадач культурно-исторического и нравственно-эстетического воспитания путем создания благоприятных для этого условий. Через музей реализуется одна из важнейших потребностей общества в сохранении памяти о своей истории, о своем наследии.

Сегодня музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, территориальными и иными субкультурами.

В.В. Мотина

Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика

В последние годы педагогическое сообщество столкнулась с резким падением культуры среди молодежи. Многие исследователи отмечают с их стороны стойкое нежелание усваивать культурные ценности, хотя эти ценности широко представлены обществом: научно-просветительские газеты и журналы, театры, музеи, библиотеки, концертные залы и т.д. [1: 62].

Сложившаяся ситуация диктует необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которого лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных дисциплин. Происходящие изменения в сфере культуры и науки привели к переосмыслению образования как социокультурного феномена. В современной ситуации актуален не столько рациональный, сколько культурологический подход к образованию, который предполагает создание условий для творческого духовного самоопределения личности [2: 53]. Обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в историко-культурное пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры.

Особая роль в решении этой задачи принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея. Музей - это, фактически, исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.

В современном гуманитарном знании культурно-образовательная деятельность музея понимается как важный компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика, психология искусства, культурология.

Музей, который существовал как государственное учреждение автономно и самодостаточно, выполнял классические охранительно-трансляционные, просветительские, досуговые, релаксационные функции, теперь становится в полной мере образовательным учреждением, формируя собственные программы, ориентированные на различные типы аудитории [3: 69].

Ученые отмечают, что традиционно музей с его экспозициями представал как некоторый культурный (знаковый, вербальный) текст, требующий прочтения, сопровождаемый комментариями экскурсовода. На развитие музееведения влияние оказала теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой на смену старому типу монологической культуры идет новый - диалогический [4: 38-39]. В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно-исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. Сегодня музей предъявляет посетителю событие, реализует акт вхождения в символическую, фиктивную, мифологизированную реальность.

Современный музей совершает переход от слова к событию, превращая зрителя в действующее лицо, в героя-адресата, заинтересованного и непременного участника. Иными словами, именно в музее совершается образовательное действо, происходит сближение функции ранее разрозненных компонентов культуры: музей становится театром, библиотекой и, что особенно важно, школой. В этой связи становится понятным и оправданным поиск новых подходов к организации экспозиции, синтеза музыкального, вербального, изобразительного ряда, который вернулся в последние годы в больших и малых музеях России.

Отечественные музеи активизировали работу с детьми, стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы. Отделы массовой научно-просветительской работы и научной пропаганды во многих музеях были преобразованы в отделы музейной педагогики.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности. Поэтому создаются различные методики работы с посетителями, меняется их роль и позиция в музейно-педагогическом процессе.

Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает вопрос, каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире [5: 39]. Педагогическая цель работы любого музея, сотрудничающего со школой, - формирование эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического воспитания.

Основные принципы музейной педагогики: тесная органическая связь культуры и образования; высокий уровень интеграции музея и школы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; комплексность в изучении видов искусств; лично-стно ориентированный характер деятельности; гуманистическая направленность; педагогическая целесообразность. Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности, а также формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения посредством музейной педагогики могут быть представлены в разных видах сотрудничества музея и школы.

В настоящее время определились четыре направления: школа при музее, школа в образовательном пространстве музея, школьный музей, музей в образовательном пространстве школы.

В.М. Грусман, изучая становление и развитие социально-культурных функций российских музеев, к традиционным информативно-интегративным и хранительным функциям считает необходимым добавить образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую и развлекательно-познавательную функции музея. Их интеграция позволяет рассматривать его не только как сосредоточение ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, обеспечивающий комплексное использование культуросозидающего потенциала отечественных музеев [5]. В.М. Грусман отмечает, что функции развивающего познания способствуют преобразованию объекта музейного воздействия (имеется в виду посетитель) в субъект социально-культурного творчества.

Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что в музейной деятельности монологическое воздействие музея на аудиторию уступает место диалогу между музеем, посетителем и внешней средой, и в этот диалог включается не только реалии современной жизни, но и мнения,

взгляды, суждения иных исторических эпох. В процессе диалога между музеем и посетителем сталкиваются различные концепции, участники его обладают особым взглядом на исследуемые проблемы. Совокупность этих взглядов определяет специфическую среду музейного пространства.

Б. А. Столяров утверждает, что, если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика. Речь должна идти о категории ценностного сознания, драматургии культурно-исторического диалога, развертывающего в музее. В музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником культуры [6].

Главный аспект в современной педагогике сделан на визуальном и пространственном характере музейной коммуникации, которая есть не что иное, как процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, способность посетителя понимать «язык вещей», с другой - способность музейных специалистов строить особые невербальные «пространственные высказывания».

В заключение следует сказать, что музей как символ культуры и как образовательное учреждение призван сыграть важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.

Литература

1. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников / Н.М. Белянкова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 62-64.

2. Васичева, Э.В. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Э.В. Васичева, Л.М. Иванова, Т. А. Соколова. // Методист : науч.-метод. журн. - М. : Методист, 2001. - С. 53-59.

3. Комаровская, Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика / Е.П. Комаровская, В.М. Ахунов // Вестник Московского университета. Сер. 20. Пед. образ. - 2009. - №1. - С. 69-72.

4. Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. Сер. 20. Пед. образ. - 2008. - N 4. - С. 36-44.

5. Васильева, Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - №4 - С. 37-41.

6. Столяров, Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Б.А. Столяров; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1999. - 43 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.