ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
В.Г. Монакова
ФГБУК Государственный музей истории религии
(г. Санкт-Петербург)
Музей как образовательное пространство: долгосрочная программа «Урок в музее» (Государственный музей истории религии)
В современной ситуации музей становится не только культурным, но и образовательно-воспитательным пространством. Стремление актуализировать свой потенциал побуждает музей изменять свою деятельность и внедрять новые му-зейно-педагогические программы, обеспечивающие эффективность реализации актуальной миссии музея. Циклы занятий, спроектированные и организованные в социокультурном поле музея, могут стать значительным ресурсом для дополнения школьной программы. Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал музея, культурологическое сообщение, цикл музейно-педагогических занятий.
V.G. Monakova The State Museum of History of Religion, Saint-Petersburg
Museum as educational space: long-term programme 'Lesson at the museum (The state museum of history of religion)
Abstract: Today, the museum is not only cultural, but educational space. Museums strive to discover and realize their potential. This leads to the appearance of new long-term programmes. Museum lessons are effective and relevant, because they can be used as a supplement in school courses.
Keywords: educational space of museum, interaction with the audience, supplement in school courses.
Сегодня исследователи отмечают «лавинообразное нарастание числа музеев, количества посетителей, специалистов в музейной сфере» [1]. В определенной степени это связано с изменением функций и структуры музейного сообщества, «с глубокими трансформациями, происходящими с самим музейным организмом» [2]. Современное понимание музея как культурного и образовательно-воспитательного пространства [3], опирается на потенциал музейной институции, заключающийся в способности воздействовать на все сферы личности, формировать ценностные установки и мировоззрение. Социокультурное пространство музея способствует созданию условий для самореализации, социализации и социокультурной адаптации личности [4], а музейно-педагогические программы становятся эффективным инструментом приобщения индивида к общечеловеческим традиционным ценностям, обогащения личного опыта человека, а также воспитания духовно-нравственных основ индивида. Музейные программы позволяют актуализировать образовательно-воспитательный потенциал музея и эффективно передавать культурологическое сообщение, закодированное в объектах материального и духовного наследия.
В общем социокультурном пространстве традиционным партнером музея является школа. На сегодняшний день обра-
зование понимается как процесс роста и развития личности, в котором информационная составляющая (сбор и упорядочивание фактов) - лишь часть от той задачи, которую ставят перед собой образовательно-
воспитательные учреждения [5]. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) - обращение к воспитательной модели образования. Современность диктует необходимость утверждения традиционных ценностей,
имеющих огромное значение для каждого члена общества. Такие ценности существуют и сохраняются в границах определенной религиозной и культурной традиции, формируются исторически и передаются от поколения к поколению. Индивид усваивает их в процессе приобщения к традиции, ее проживания в деятельности, в том числе и образовательной. В этой связи, проведение уроков в рамках курса ОРКиСЭ становиться значительным шагом на пути воссоздания ценностных основ российской культуры и формирования духовно-нравственных основ личности в русле воспитательной модели образования.
С одной стороны, курс ОРКи-СЭ ставит своей задачей отражение культурного и религиозного разнообразия в образовании. С другой стороны, изучение истории религии формирует историческую память, уважение к своим собственным традициям, поскольку веротерпимость не
должна вести к утрате самоидентификации. Музей, обладающий уникальными возможностями воздействия на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности, может предложить собственное социокультурное пространство для решения задач, поставленных перед учебными заведениями в связи с введением данного курса.
Введение данного предмета неоднозначно оценивается всеми участниками учебного процесса: учащимися, педагогами, родителями, широкой общественностью. Это вызвано целым рядом причин и возникших проблем. На сегодняшний день не существует четких установок относительно того, кто и каким образом будет преподавать этот курс. Нет рекомендаций относительно того, куда следует обратиться учителю в случае, если необходима методическая и информационная поддержка, или где можно пройти необходимую переподготовку, повышение квалификации.
В этой непростой ситуации Государственный музей истории религии сформировал и предложил новую образовательную экскурсионно-лекционную программу «Урок в музее». Занятия в данной программе предполагают не только выработку знаний в области религии, но и способствуют формированию общечеловеческих ценностей, а также имеют нравственное содержание. «Уроки» ориентированы на школьную образовательную программу, они легко встраиваются в поурочное планирование, но реализуются за пределами школьного класса - в музейном и в городском пространстве. Музейными специалистами были составлены списки тем по курсу ОРКиСЭ и соответствующих им музейно-педагогических занятий, поскольку педагоги ориентированы на конкретное вклю-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
чение ресурса музея в урочную сетку предмета.
Программа «Урок в музее» включает «уроки» - занятия на постоянной экспозиции Государственного музея истории религии и «уроки» - занятия в городском пространстве (Санкт-Петербург) с посещением храмов традиционных для России конфессий. Таким образом, методика проведения музейных «уроков» предполагает знакомство с подлинными экспонатами - памятниками истории и культуры, и закрепление пройденного материала в пространстве городской среды.
В рамках программы «Урок в музее» в 2011 - 2014 гг. были разработаны абонементные
циклы, ориентированные на разные возрастные группы школьников.
Для 4-5 классов - два абонементных цикла по восемь «уроков» каждый. Они оказывают информационную поддержку учебному процессу и могут служить элементом дополнительного образования в процессе преподавания модулей «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры».
Занятия в рамках ОРКиСЭ могут иметь два векторных направления: тематическое и сравнительно-историческое. В первом случае группой школьников последовательно посещаются занятия, посвященные истории и вероучениям различных религий. Это направление может быть предложено для курсов «Основы (православной, исламской, буддийской, иудейской) культуры» в качестве закрепляющего или пропедевтического материала, а также в курсе «Основы мировых религиозных культур», где последовательно рассматриваются вопросы возникновения религии, священных
Монакова
Валерия Германовна,
младший научный сотрудник Отдела образовательных программ и музейной педагогики ФГБУК Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)
книг, культовых сооружений, представления о добре и зле и т.д. Второй абонемент, спроектированный по сравнительно-историческому принципу, предусматривает посещение занятий с целью выявления общих ценностных позиций в различных культурных и религиозных традициях. Дает возможность позитивного межкультурного диалога в области морали и нравственности, поиск общих ценностей, норм и императивов (уважение к старшим, любовь к Родине, уважение к своему родовому имени и т.д.).
Для школьников младших классов созданы абонементы «...Вместе - целая страна!» и «...Вместе - целая страна!-2». Они подготовлены в партнерстве с Комитетом по внешним связям г. Санкт-Петербурга в рамках Городской Программы «Толерантность» и состоят из пяти занятий. В цикле «.Вместе -целая страна!» первые четыре занятия проходят в музее, а последнее - автобусная интерактивная экскурсия по Санкт-Петербургу - в пространстве города. Таким образом, программа дает участникам возможность познакомиться на экспозиции и улицах города с памятниками материальной и духовной культуры народов, исповедующих разные религии, но проживающих в общей социокультурной среде - пространстве Санкт-Петербурга. Эти занятия раскрывают для учащегося потенциал петербургской культуры, в формировании которой сыграли значительную роль этнические и конфессиональные традиции разных народов, а также ориентируют педагогов и родителей на включение в систему образования социокультурного и исторического ландшафта Санкт-
ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
Петербурга. Важной смысловой составляющей автобусной экскурсии является возможность соотнести полученные сведения по истории религии с практикой религиозной жизни. Предметы, с которыми участники знакомятся в музее, можно наблюдать в их естественной среде - в контексте ритуала. Сведения о культе, учении и организационном устройстве соответствующей религии или конфессии дополняются личными непосредственными впечатлениями от посещения действующих храмов.
Абонемент «.Вместе - целая страна! - 2», ориентированный на школьников 1-3 классов, реализуется на экспозиции Государственного музея истории религии. Занятия проходят с использованием маршрутного листа (рабочей тетради) и мультимедийных программ, закрепляющих полученный материал.
Программа «Урок в музее» была отмечена широким кругом специалистов и стала победителем Международного фестиваля музеев «Интермузей -2013» в номинации «Музей плюс»: «Урок в музее».
На 2014 - 2015 гг. запланированы перспективы развития программы. Так, предполагается разработка и размещение на Интернет-сайте Государственного музея истории религии мультимедийного информационно-образовательного ресурса «Основы мировых религиозных культур» для дистанционного обучения и информационной поддержки учебного процесса в средних образовательных учреждениях регионов России.
Использование экспозиции Музея истории религии и образовательного потенциала историко-культурной среды Санкт-
Петербурга в рамках преподавания курса ОРКиСЭ предполагает обращение к личному опыту участника программы и апелляции к его эмоциональному восприятию. Такой подход способствует духовно-нравственному становлению учащегося, создает условия для личностного переживания, а не простого запоминания данных, превращая участника программы из объекта учебного процесса в активного его участника. Музейная программа «Урок в музее», состоящая из абонементных занятий, посвященных теме религиозной культуры, является актуальной и востребованной. Это обусловлено тем, что музейные «уроки» четко ориентированы на школьную образовательную программу, они легко встраиваются в поурочное планирование, и могут выступать в качестве значительного дополнения к школьной программе.
Литература:
1. Дриккер А.С. Музей в современном мире// Вопросы музеологии. 2011. № 1(3). С. 3.
2. Сапанжа О.С. Турист в современном музее: философия просвещения, технология просвещения / / Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 103.
3. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология. [Эл. ресурс]. Режим доступа URL: http://journals.uspu.ru/ attachments / article
4. Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - 26 с.
5. Гафар Т. Образование в современном музее — пространство социализации [Эл. ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.mirmus.ru /2012/201210/290-2012-11-11-14-59-09?try=1