Научная статья на тему 'Опыт сетевого взаимодействия музея и школы: программа "Светлый мир"'

Опыт сетевого взаимодействия музея и школы: программа "Светлый мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ШКОЛА / SCHOOL / ДЕТИ С ОВЗ / CHILDREN WITH DISABILITIES / СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION IN NET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шолкина Ксения Евгеньевна

Статья посвящена описанию схемы сетевого взаимодействия музея и школы в ходе реализации Программы «Светлый мир», направленной на решение важных социальных задач: преодоление социальной изоляции людей с особыми возможностями здоровья и некомпетентности остальной части социума в отношении этой категории людей. Сотрудничество Школы как образовательного учреждения и Музея как социокультурного института эффективный ресурс в воспитании культуры осознанной толерантности по отношению к особым людям, а также средство социальной адаптации и творческой реабилитации людей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шолкина Ксения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the museum and school interaction in net: the program "The world of light"

The article describes the interaction in net technology that is being realized during the Program «The World of Light». The Museum as a social and cultural institute and the School as an educational organization could effectually cooperate in order to stimulate tolerance and inspire the process of social adaptation of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Опыт сетевого взаимодействия музея и школы: программа "Светлый мир"»

К. Е. Шолкина

Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)

Опыт сетевого взаимодействия музея и школы: программа «Светлый мир»

С 2011 г. Государственный музей истории религии при участии партнеров, а именно школы № 232, школы N 2 IV вида для слабовидящих детей, Библиотеки для слепых и слабовидящих дете и Благотворительного фон, «Время помогать», начал реали зацию Программы «Светлый мир» [1]. Отношения партнеров в рамках Программы выстроены по принципу сетевого взаимодействия, что предполагает взаимную выгоду, «двустороннюю полезность», лежащие в основе особого социального партнерства, а также возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов [2].

В Программе участвуют педагогические коллективы и учащиеся от каждой из школ, а также сотрудники Отдела образовательных программ и музейной педагогики музея. В течение учебного года в музее проходит цикл занятий, на которых ученики обеих школ объединяются в одну музейную группу.

При подготовке программы

геки цию етей учет^ >нда ОВЗ

группы, разработку сценария с распределение ролей каждой из сторон-участниц. Встреча в музее строится с расчетом на активизацию различных органов чувств с етом возможностей детей с Ход занятия предполагает частую смену деятельности, использование разных способов познания мира ребенком, актуализацию интеллектуальных и творческих ресурсов.

Все дети принимают участие в Программе на добровольной основе. В ходе подготовительной беседы, проводимой педагогом каждой из школ, делается краткая презентация Программы и звучит рассказ о ее участниках из другой школы.

Первая встреча группы проходит обычно в музейном пространстве. Занятие начинается со знакомства всех участников, детей и взрослых, в общем кругу. Форма круга, традиционно объединяющий инструмент, позволяет устанавливать зрительный контакт, озвучивать себя, она рождает чувство защищенности и в то же вре-

нового учебного года происходит мя активного включения в усло-

встреча представителей организаций-участников, на которой определяется количество музейных занятий, подготовительных занятий на базе школы для слабовидящих детей, а также праздничных мероприятий на базе одной или обеих школ, на которые будут приглашены дети из другой школы. Далее составляется график проведения занятий.

Подготовка каждого музейного занятия предполагает подбор экспонатов, соответствующих возможностям детей с ОВЗ и интересных для остальной части

виях общего поля общения.

Вторым этапом занятия становится короткая тематическая экскурсия по экспозиции музея. Важную роль в подборе подходящих для рассказа экспонатов, в освоении методов специализированного показа играют консультации со специалистами учреждений, где профилирующей является работа с особыми детьми. Например, в контексте работы по Программе «Светлый мир» музейные педагоги активно взаимодействуют с сотрудниками Государственной библиотеки для

УДК 069.12

Статья посвящена описанию схемы сетевого взаимодействия музея и школы в ходе реализации Программы «Светлый мир», направленной на решение важных социальных задач: преодоление социальной изоляции людей с особыми возможностями здоровья и некомпетентности остальной части социума в отношении этой категории людей. Сотрудничество Школы как образовательного учреждения и Музея как социокультурного института -эффективный ресурс в воспитании культуры осознанной толерантности по отношению к особым людям, а также средство социальной адаптации и творческой реабилитации людей с ОВЗ.

Ключевые слова: музей, школа, дети с ОВЗ, слабовидящие дети, сетевое взаимодействие.

K. E. Sholkina

The State Museum of The history of Religion

(Saint-Petersburg)

The experience of the museum and school interaction in net: the program «The world of light»

Abstract: The article describes the interaction in net technology that is being realized during the Program «The World of Light». The Museum as a social and cultural institute and the School as an educational organization could effectually cooperate in order to stimulate tolerance and inspire the process of social adaptation of children with disabilities. Keywords: museum, school, children with disabilities, visually impaired children, interaction in net.

Шолкина Ксения Евгеньевна,

научный сотрудник отдела образовательных программ и музейной педагогики

Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург)

слепых и слабовидящих. Школьные педагоги в свою очередь используют теоретическую базу по созданию интегративных групп, полученную на соответствующих курсах при Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга.

После образовательно-

экскурсионной части проводится мастер-класс либо игровая программа, и завершается занятие праздничным чаепитием.

Поскольку занятие насыщенно различными формами активности группы, его отдельные блоки имеют четко ограниченное время проведения, работа на каждом этапе ведется обязательно с использованием общих принципов работы с детьми в музее: поддерживается словесная инициатива, создаются дискуссионные моменты через наводящие вопросы, проявляется интерес к мнению участников занятия.

Важный принцип реализации Программы «Светлый мир» -изменение статуса детей-участников. С самого начала проведения Программы педагоги ориентируют детей на деятельное участие в подготовке каждого мероприятия. Музейный педагог выступает координатором, который согласовывает действия школ и включает их в сценарий занятия. Ученикам каждой из школ предлагается подготовить и провести одну из частей занятия. Формы участия детей обычно варьируются от занятия к занятию: подготовка и проведение фрагмента экскурсии (рассказ об одном или нескольких экспонатах), подбор и исполнение традиционных праздничных песен или музыкальных произведений на основе экспозиции музея (пение рождественских колядок, народных песен годового аграрного цикла), разработка и проведение тематического мастер-класса (изготовление ажурных рождественских звезд из цветной бумаги, традиционных масленичных ку-

кол из соломы и цветных ниток) и др.

Подготовка экскурсионного рассказа одним или несколькими школьниками предполагает

встречу с музейным педагогом, выбор экспонатов, передачу материала и методических рекомендаций для подготовки. Таким образом, реализация Программы включает промежуточные встречи, которые могут проходить как в музейном пространстве, так и на территории школ. Музыкальное сопровождение занятий обеспечивается функционированием фольклорной студии на базе общеобразовательной школы.

Промежуточное анкетирование участников «Светлого мира» со стороны 232 школы показало, что Программа привлекает участников в связи с наличием перспективы расширения круга общения, обретения новых друзей.

Опыт проведения Программы «Светлый мир» показал, что по мере узнавания друг друга через участие в совместной познавательной, творческой и рекреационной деятельности дети с ОВЗ начинают проявлять инициативу в подготовке дальнейших занятий цикла. У детей расширяется круг общения, развиваются коммуникативные навыки, а также повышается оценка значимости собственной деятельности. Ученики общеобразовательной школы, в свою очередь, преодолевают барьер фобии и непонимания по отношению к детям с ОВЗ.

Эффективность сетевой организации работы музея и школы стимулирует преодоление закрытости и разобщенности педагогических коллективов и развивает институт социального партнерства профессиональных объединений.

Литература:

1. Положение о Долгосрочной программе творческой реабилитации и социальной адаптации слабовидящих и незрячих детей «Светлый мир»// Способ доступа:

http://www.gmir.ru/children/child_svet Ну/ (дата обращения 1.12.15)

2. Разумовская Т.В. Сетевое взаимодействие образовательных учреж-

дений как основа воспитательного пространства микрорайона// Воспитательная работа в школе. 2012. № 5. С. 54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.