Серия «История»
2012. № 2 (3), ч. 2. С. 154-157 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 379.4(С18)
К вопросу о создании Детского музея в Иркутске
И. И. Терновая
Музей истории города Иркутска, г. Иркутск
Рассматриваются основные факторы становления и развития детских музеев в России, а также вопросы необходимости появления аналогичного музея в Иркутске.
Ключевые слова: Музей истории города Иркутска, музейное сообщество, детская аудитория, интерактивные экскурсии, детский музей.
В настоящее время все больше внимания в музейном сообществе отводится «детским музеям». И это оправданно, ведь зачастую экспозиции «взрослых» музеев не могут в полном объеме и на понятном детям языке представить все разнообразие экспозиционных комплексов, раскрывающих историю края в целом или отдельных ее фрагментов. Поэтому в ряде городов наряду с традиционными музеями возникают «музеи сказки» - «Дом сказок “Жили-были”» - в Москве, «Музей сказки» - в г. Смоленске, музеи кукол («Кукольный дом» в Москве), детские музеи и детские центры (Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Владимир, Екатеринбург, Черепо-вецк, Полоцк), которые являются либо частными музеями, либо отделами и филиалами муниципальных и федеральных музеев.
Изучив опыт работы аналогичных музеев центральных городов России, опираясь на пожелания иркутян, МУК «Музей истории города Иркутска» предлагает поставить вопрос о возможности создания на правах филиала детского музея в г. Иркутске.
С первых дней своего создания музея активно работает с детской аудиторией. Это не только экскурсии, лекции и уроки, но и возможность участия школьников города в научно-практической конференции «Мой город», которой в этом году исполняется 15 лет. Победители этой конференции награждались путевками в детский эколого-краеведческий лагерь «Байкал». Первоначально лагерь задумывался как форма поощрения иркутских школьников -участников конференции «Мой город», членов клуба «Форт-Росс» и практически полностью субсидировался за счет Отдела по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска. Затем, в связи с финансовыми затруднениями, часть путевок музей был вынужден реализовывать за их полную стоимость.
Год от года расширялась и география его участников: это были уже не только учащиеся г. Иркутска, но и школьники из пос. Листвянка, г. Ангарска, а также иностранные граждане - дети и взрослые из США, Словении.
Название лагеря определяет его специфику, поэтому на протяжении всех семи лет эколого-краеведческий лагерь размещался на побережье оз. Байкал: на Кругобайкальской железной дороге (1997, 1999), на о-ве Ольхон (2001), на Малом море - турбазе «Вэй» (1998), турбазе «Саган-Нугэ» (2000, 2002-2008).
Целями и задачами детского эколого-краеведческого лагеря «Байкал» являлись как воспитательные: активизация интереса школьников г. Иркутска к истории родного края, воспитание у них чувства патриотизма, укрепление физического здоровья, их оздоровление, так и научно-исследовательские: организация учебного процесса по программам: «Археология», «Этнография», «Правоведение», «Экология», «Геология и почвоведение», «Иркутсковедение».
Участники лагеря совершали походы в бухты Мандархан, Куркут, по побережью Малого моря; проводили акции «За чистый Байкал» по очистке побережья бухты Саган-Нугэ, в которой принимали участие отдыхающие на турбазе.
Спортивная программа включала в себя соревнования по шахматам, волейболу, футболу, бадминтону. Культурную программу представляли конкурсы: «Любовь с первого взгляда», «Расскажи мне о себе», «Байкальская красавица», «Рыцари Байкала», «Конкурс знатоков», КВН, традиционные конкурсы рисунков - «Мой Байкал» и поделок - «Человек на Байкале», творческие отчеты участников лагеря.
Можно многое говорить о работе в лагере «Байкал», но пусть лучше это сделают сами его участники: «...Нет слов и музыки, чтобы выразить то, что сейчас творится в душе. Каждая поездка в лагерь - это - правда, маленькая жизнь, которую каждый проживает по-своему. Кто-то живет сегодняшним днем, кто-то завтрашним, но в каждом сердце остается память о днях, прожитых на Байкале, на берегу озера, в палатках с друзьями.».
Каждый филиал музея имеет сегодня собственную программу работы с детьми: «Дом ремесел» проводит интерактивные экскурсии по творческим мастерским, где дети своими руками могут изготовить сувенир, а наиболее заинтересованные пройти курс обучения традиционным ремеслам у опытных методистов. Здесь же они знакомятся с народными праздниками и обрядами и принимают в них непосредственное участие. Музей городского быта разработал цикл занятий «Из истории одного предмета», «Праздники народного календаря». В отделе истории регулярно проходят конкурсы рисунков и поделок, игровые программы «Юный археолог».
Городской выставочный центр им. В. С. Рогаля традиционно выставляет изделия, выполненные учащимися Православной женской гимназии, организовывает выставки детского рисунка, в том числе и международные. Интересные интерактивные экскурсии проводят сотрудники филиала «Солдаты Отечества». Здесь можно подержать в руках «настоящий автомат», перевязать «раненого бойца», вытащить его «с поля боя» на плащ-палатке.
Тем не менее, при всем разнообразии форм эти мероприятия не могут в полной мере заменить Детский музей, у которого есть свои специфические формы и задачи, специально обученные педагоги и методисты. Детский музей должен решать не только комплекс образовательных задач, ориентируясь на
детей различных возрастных групп, но и показать, что музей дает пространство для работы и игры, обмена идеями, экспериментирования и творчества.
Место расположения данного музея в нашем городе может быть определено на территории, примыкающей к Музею города Иркутска. Главным героем - «хозяином» музея - станет виртуальный «иркутенок Кешка», который вместе с маленькими посетителями музея и их родителями совершит путешествие в прошлое нашего города, через игру, через занятия познакомит их с бытом и занятиями горожан.
Предлагаем следующие экспозиционные комплексы:
1. «Комната древностей». Здесь планируется воссоздание археологического раскопа, аналогичного «взрослой» экспозиции отдела истории музея. Но отличие данного «раскопа» будет состоять в том, что он будет открыт, наполнен орудиями труда, и посетители музея смогут сами с помощью настоящих «археологических инструментов» произвести изыскания, найти артефакт и получить за это приз.
2. «Комната-мастеровая». Основной экспозиционный комплекс будет представлять чертеж Иркутска ХУН-ХУШ вв., макеты крепостных стен, башен, изб, домов, церквей, устанавливая и передвигая которые, иркутяне смогут узнать о границах города, об истории его основания и развития, о городской архитектуре. Здесь же планируется проведение заданий по составлению из отдельных фрагментов рисунков, фотографий панорам отдельных улиц (ул. Большая). В этой комнате, используя отдельные экспонаты, можно будет узнать об иркутских ремесленниках: плотниках, камнерезах, иконописцах, колокольных дел мастерах и др.
3. «Комната ученическая» расскажет о системе образования в Иркутске в ХУШ-ХХ вв. Посетители смогут, используя гусиные перья, стальные перья, в «тетрадях прошлого века» (копии) написать прописи или диктант и получить оценку в дневнике ХХ в. (копия).
4. «Комната сказки». В экспозиции этой «комнаты» посетители смогут познакомиться с героями сибирских сказок и былин, стать участниками сказочных событий, театрализованных представлений.
5. «Комната радости» расскажет о праздниках народного календаря. В экспозиции будут представлены игрушки, игры, картонажи. Посетители смогут изучить игры иркутской детворы Х1Х - начала ХХ в., сами поучаствовать в воссоздании этих игр и получить призы.
6. «Комната забытых вещей». Многие предметы, которые находятся в настоящее время в фондах музея, вышли из употребления, об их назначении давно забыли. Задача данной экспозиции - рассказать посетителям историю данных предметов (к примеру, зажим для бумаг, пресс-папье, чернильница, стереоскоп, патефон и др.) и их предназначение.
7. «Думная комната» предназначена для углубленных занятий по «ир-кутсковедению». Здесь можно получить консультацию специалистов, необходимую для подготовки к отдельным урокам, а также для подготовки докладов на конференции.
8. «Диванная комната» - предназначена для взрослых посетителей (родителей), которые смогут во время занятий детей отдохнуть здесь и познакомиться с краеведческой литературой.
Посещение данного музея может быть как разовым - обзорная экскурсия с экскурсоводом, аудиогидом; тематическая костюмированная - проведение занятий с педагогом по отдельной теме. Планируется серия абонементов, которая включает в себя занятия во всех разделах - «комнатах»; тот из детей, кто пройдет весь цикл посещений, получит специальный диплом и приз. Предлагаются проведение утренников и праздников, литературных композиций, занятия в кружках исторического театра и исторического танца, экскурсии на музейном автобусе.
Создание такого музея поможет иркутским детям глубже узнать историю родного города, познакомиться с лучшими традициями предыдущих поколений иркутян, и в конечном итоге стать истинными патриотами своей малой Родины.
On the Issue of Formation of the Children’s Museum in Irkutsk
I. I. Ternovaya
Irkutsk Historical Museum, Irkutsk
Main factors of formation and development of the children's museums in Russian are considered. Moreover the requirements of such a museum to be constructed in Irkutsk are regarded.
Key words: the Irkutsk Historical Museum, museum society, children audience, interactive excursions, the Children's Museum.
Терновая Ирина Ивановна - заслуженный работник культуры РФ, директор МБУК «Музей истории города Иркутска», 664007, г. Иркутск, ул. Фр.
Каменецкого, 16 а, тел. 8(3952)710425, e-mail:museum@irk. ru
Ternovaya Irina Ivanovna - Honoured Culture Worker of the Russian Federation, Director of the Irkutsk Historical Museum, 664007, Irkutsk, Fr. Kamenetsky St., 16 а, phone 8(3952)710425, e-mail:[email protected]