Научная статья на тему 'Музей и выставки как объекты цензуры в Горьковской области в 1953-1966 гг'

Музей и выставки как объекты цензуры в Горьковской области в 1953-1966 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА / АРХИВ / ГОРЬКИЙ / CENSORSHIP / MUSEUM / EXHIBITION / ARCHIVE / GORKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Михаил Сергеевич

В статье рассматривается деятельность Горьковского обллита по охране военных и государственных тайн, связанная с контролем музеев и выставок. На основе сохранившихся архивных документов показаны этапы развития контроля над музеями и выставками со стороны областных органов цензуры и конкретная практическая деятельность цензоров в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum and exhibitions as objects of censorship in the Gorky region in the 1953-1964 years

The article reviews the activities of Gorki Obllit for the protection of military and state secrets related to the control of museums and exhibitions. Based on extant archival documents the article shows the stages of control order over the museums and exhibitions by regional authorities of censorship and specific practical activities in this direction.

Текст научной работы на тему «Музей и выставки как объекты цензуры в Горьковской области в 1953-1966 гг»

УДК 94(470.341).084.9:351.751.5:069

М. С. Виноградов

Музей и выставки как объекты цензуры в Горьковской области в 1953-1966 гг.

В статье рассматривается деятельность Горьковского обллита по охране военных и государственных тайн, связанная с контролем музеев и выставок.

На основе сохранившихся архивных документов показаны этапы развития контроля над музеями и выставками со стороны областных органов цензуры и конкретная практическая деятельность цензоров в этом направлении.

The article reviews the activities of Gorki Obllit for the protection of military and state secrets related to the control of museums and exhibitions.

Based on extant archival documents the article shows the stages of control order over the museums and exhibitions by regional authorities of censorship and specific practical activities in this direction.

Ключевые слова: цензура, музей, выставка, архив, Горький.

Key words: censorship, museum, exhibition, archive, Gorky.

Почти во всех исследования, касающихся истории цензуры в СССР, речь идет о контроле над литературой. Однако цензура распространялась не только на произведения искусства, но и на музеи и выставки. Последние и стали объектом внимания в этой статье. К сожалению, сохранившиеся в Нижегородском архиве документы не раскрывают конкретику, не говорят о том, что именно было запрещено в экспозициях музеев и выставок, но дают возможность проследить этапы контроля, его направленность и механизм.

Главной задачей обллитов - областных управлений по делам литературы и издательств - была охрана военных и государственных тайн в печати, на радио, контроль типографий и библиотек, музеев. До 1953 г. для выполнения контроля над музеями и выставками существовал отдельный цензор. Но в Горьковском обл-лите функции цензора по музеям выполнял фактически начальник спецчасти и по кадрам (он же секретарь управления, он же машинистка, он же архивариус, он же кассир, выполняющий при этом обязанности учета и распределения сигнальных и обязательных экземпляров). Поэтому понятно, что при контроле музеев цензоры

© Виноградов М. С., 2012

вплоть до 1953 г. не обращали внимания на проверку книжных фондов библиотек, принадлежавших им. На самом деле, эти библиотеки ни разу не проверяли с момента их возникновения [3. Д. 54. Л. 22].

В 1952 г. цензор по музеям должен был выполнять еще и функции контроля над произведениями искусства, поскольку в конце 1951 г. Главрепертком был ликвидирован и его функции переданы Главлиту. После включения органов цензуры в апреле 1953 г. в состав МВД [1] была введена должность старшего цензора по вопросам искусств и библиотек и музеям. Одновременно была создана специальная рабочая группа по контролю библиотек, музеев, искусств во главе со старшим цензором Будылевым. Для неё было разработано положение, определявшее круг обязанностей, но работу группы по контролю библиотек, музеев, искусств не удалось упорядочить, так как «тов. Будылев был уволен по несоответствию с занимаемой должностью» [3. Д. 54. Л. 5]. В дальнейшем, после выделения органов цензуры из структуры МВД и включения их в состав облисполкома, эта группа была объединена с группой последующего контроля в 1955 г., и функции по контролю библиотек, музеев, искусств стали возлагаться на отдельных цензоров управления.

При выделении 32-х районов в Арзамасскую область сокращался объем контроля, так как отходило два музея. Тем не менее, в течение 1953 г. была проведена значительная работа по контролю музеев и временных выставок. В области и г. Горьком функционировало 17 музеев, за год они были проверены 31 раз и при проверках было сделано 11 цензорских вмешательств. Например, в экспозиции отдела «Сельское хозяйство» областного краеведческого музея цензор Пайкова убрала ссылку на неопубликованное постановление правительства. В Ветлужском краеведческом музее цензор Рыбакова убрала из экспозиции листовку оперотдела Губчека от 28.07.1921 г., листовку этого же отдела от 20.07.1921 г., фотокопию статьи «Ветлуга 27 сентября», опубликованную в газете «Ветлужская Правда» № 8 за 1918 г. и т. д. [3. Д. 54. Л. 21].

В 1953 г. в городе Горьком и области было 58 временно действующих выставок, 57 из них были проверены цензорами. О порядке проверки музеев 12 мая 1953 г. было написано письмо цензорам тех территорий, где имелись музеи. А 13 октября 1953 г. всем цензорам было разослано инструктивное письмо о порядке контроля и оформления временных выставок. Таким образом, с музеями отношения были упорядочены и вполне соответствовали указаниям Главного управления - все новые экспозиции и новые разделы оформлялись правильно.

Только в конце 1953 г. была проведена проверка книжных фондов областного краеведческого музея, художественного и литературного им. М. Горького. Библиотека Городецкого музея оказалась «засоренной ненужной музею религиозной литературой». Вся литература, имевшая какую-то ценность, была передана в спецфонд областной библиотеки. Также была «засорена ненужной религиозной литературой» библиотека Лысковского музея, вопрос об очищении которой решался в Управлении культуры более шести месяцев и так и не был закрыт до 1954 г. В отчете за 1953 г. говорилось, что в районных краеведческих музеях «почти не отражена современная жизнь - эти разделы наиболее бедны и скучны». Однако цензоры при поверке музеев на эту сторону дела не обращали внимания, редко проверяли в музеях и книги отзывов [3. Д. 54. Л. 22].

После ареста Л.П. Берии Главлит был выведен из состава МВД и преобразован в самостоятельное Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете министров СССР [2. Д. 885. Л. 53-54]. Обллиты переходили в ведение облисполкомов в качестве Управлений по охране военных и государственных тайн в печати.

28 сентября 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС первым секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущев. Он прекрасно понимал роль идеологии в становлении власти. Уже 2 октября 1953 г. Постановлением Секретариата ЦК КПСС «Об органах по охране военных и государственных тайн в печати» Главлиту было поручено перестроить свою работу и отказаться от старых стереотипов. Во главе Главлита был поставлен профессиональный журналист К.К. Омельченко. Медленно, но началась «оттепель». Горьковский обллит в это время возглавлял тоже профессиональный журналист Н.Ф. Боронин.

8 марта 1954 г. СМ СССР решил перестроить структуру органов цензуры, и специальный отдел Главлита, контролирующий музеи и выставки, был ликвидирован.

В деятельности обллита за 1954 г. вопросы контроля музеев и временных выставок приобретали все большее и большее значение - цензор по вопросам искусств не отвлекался на работу с газетами и занимался выполнением исключительно своих обязанностей, в том числе и контролем музеев. Причем, в связи с уходом цензора по вопросам искусства Пайковой на работу в Арзамасский обком КПСС, около трех месяцев этот участок работ временно выполнялся цензором по последующему контролю Романовой в порядке дополнительной нагрузки.

Судя по отчетам, новый цензор по вопросам искусств Симанов-ский к исполнению своих обязанностей по-настоящему приступил с середины мая 1954 г. Но уже под конец года с возложенными на не-

го обязанностями справлялся и в деле контроля музеев, художественного фонда, произведений местных авторов для художественной самодеятельности и т.д. навел определенный порядок.

В г. Горьком и области в 1954 г. функционировало 16 музеев. Они были проверены 65 раз: прием экспозиции - десять, последующий контроль - четыре раза. При проверке и приеме экспозиций было сделано 11 цензорских вмешательств, десть из них в книгах отзывов. За год прошли 63 временных выставки, все они были приняты и оформлены местными цензорами, было сделано семь вмешательств [3. Д. 57. Л. 18].

Отношения с музеями были окончательно упорядочены, все новые композиции и новые разделы оформлялись правильно. Райцен-зорам были даны подробные указания о порядке приема и контроля временных выставок. Цензором по вопросам искусств Симановским была проверена работа райцензоров Балахнинского, Городецкого, Чкаловского районов. По материалам проверки всем райцензорам было разослано письмо о порядке контроля зрелищных предприятий, художественной самодеятельности и гастролирующих организаций. Музеи в Лыскове, Городце, Балахне, Ветлуге, Дзержинске кроме райцензоров были проверены цензорами управления. В очень плохом состоянии находился краеведческий музей в г. Лыскове. Вопрос об упорядочении его работы и о наведении в нем порядка был поставлен перед Лысковским РК КПСС и начальником Управления культуры Горьковского облисполкома тов. Вершининым. Ветлужский музей после его проверки был закрыт на ремонт и переоборудование [3. Д. 57. Л. 19].

Цензор по вопросам искусств дважды заслушивался на цензорских совещаниях управления. Однако, как отмечалось в ежегодном отчете: «следует отметить, что Управление еще не достаточно занимается этим важным участком, по этим вопросам мало выездов в районы, работа эта не изучается, не обобщается, райцензорам не оказывается действенная практическая помощь» [3. Д. 57. Л. 20].

13 декабря 1954 г. циркуляром начальника Главлита были оглашены новые правила работы с районными цензорами-совместителями, а также определены их обязанности - они должны были просматривать экспонаты музеев и выставок [2. Д. 857. Л. 101106].

Однако 18 августа 1955 г. секретным решением СМ СССР должности районных цензоров по совместительству были сокращены [1, с. 106]. Это привело к организационной перестройке областных управлений и созданию новых инструкций и правил. 30 августа 1955 г. на совещании у начальника Главлита была утверждена «Инструкция о порядке цензорского контроля». Она заменила «Инструкции цензору», разработанные в 1947 г.

В новой инструкции цензору раздел 6 был посвящен порядку контроля музеев и выставок. Контролю органов цензуры подлежали все материалы, находившиеся в экспозициях общедоступных для образования музеев и выставок, а также книги отзывов посетителей. Организации и учреждения, открывавшие новые музеи или выставки, были обязаны представлять в органы цензуры выписку из постановления или копию приказа соответствующей организации о создании музея или выставки, а также два экземпляра утвержденной руководителем музея или выставки описи экспонатов и текстов. При пополнении экспозиций музея или выставки новыми экспонатами в описи должны были выноситься соответствующие дополнения или изменения, которые подлежали оформлению в органах цензуры. Комиссия, состоявшая из ответственных представителей соответствующих министерств, ведомств, организаций, отделов пропаганды и агитации партийных органов, а также представителей цензуры, составляла акт в двух экземплярах с приложением к ним полной описи разрешенных к обозрению экспонатов и текстов. В районах, где не было цензоров, открытие выставок, а также пополнение музеев и выставок новыми экспонатами осуществлялось под ответственность руководителей соответствующих организаций и учреждений [2. Д. 884. Л. 320-321].

В 1955 г. количество музеев в области не изменилось, из 16 в г. Горьком находилось восемь. По своему характеру музеи имели следующее деление: краеведческих - шесть, вузовских - три, промышленных - два, мемориальных - два, бытовых - один, литературных - один, художественных - один. За 1955 г. было проведено 57 проверок: 12 - при приеме экспозиций, 45 - в порядке последующего контроля. При проверках было сделано 35 цензорских вмешательств, из них 31 в книгах отзывов. Временных выставок прошло 33, они были проверены 36 раз, было сделано десять цензорских вмешательств: девять при приеме экспозиции и одно последующим контролем. Основная масса нарушений приходилась на §§ 29 и 115 «Перечня» [4. Д. 6. Л. 13].

Вносимые изменения и дополнения в экспозиции вовремя представлялись на цензорский контроль. Музеи систематически один-два раза в квартал проверялись. Правда, отмечалось, что в начале года ст. цензор г. Дзержинска Конураева «в музей заглядывала весьма редко и фактически его не контролировала. На это ей было серьезно указано» [4. Д. 6. Л. 13]. Из восьми районных музеев работниками управления было проверено четыре. Причем два музея в области (в г. Ветлуге и г. Чкаловске) большую часть года были закрыты на ремонт. Дзержинский краеведческий музей также закрывался, он был переведен в новое благоустроенное помещение.

В постановлении Секретариата ЦК КПСС от 27 ноября 1956 г. «О работе Главного Управления по охране военных и государственных тайн в печати при СМ СССР» говорилось о необходимости перестройки работы Главлита в связи с задачами, поставленными ЦК КПСС и XX съездом КПСС. После указания Главлита СССР № 1954 за 1956 г. [4. Д. 20. Л. 27] под контролем Обллита в Горьковской области осталось лишь пять музеев (вместо 16) историкокраеведческого направления - один областной и четыре районных (в городах Балахне, Дзержинске, Городце, Ветлуге). Проверка музеев была проведена при приеме экспозиции шесть раз, в порядке последующего контроля семь раз. Однако значительно увеличилось количество выставок. Их было 34, в т. ч. областная промышленная выставка и 16 выставок произведений местных художников.

Но уже в апреле 1957 г. ЦК потребовал от Главлита усиления цензорского контроля, прежде всего предварительной цензуры. Это было связано с рабочими антисоветскими и антисоциалистическими выступлениями в июне 1956 г. в Польше, известными событиями в Венгрии в октябре-ноябре 1956 г., которые называют то революцией, то контрреволюцией. В марте 1957 г. Начальником Главлита был назначен уже не журналист, а аппаратчик, сотрудник ЦК КПСС с 1945 г. П.К. Романов. В связи с новыми задачами, к августу 1957 г. в Главлите был разработан проект Положения о Главном управлении по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР. Функции органов цензуры в интересующей нас области определялись так: «контроль экспозиций краеведческих, научно-технических и естественно-научных музеев, а так же постоянных и временных промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок, предназначенных для открытого обозрения» [2. Д. 949. Л. 100].

В 1957 г. группа последующего контроля Горьковского облита была сокращена до трех человек, и в ней уже не было отдельных цензоров по библиотекам, по искусству и т. д. Все цензоры были заняты проверкой газет, книжно-журнальной продукции и пр., а также музеев и выставок. Отмечалось, что группой последующего контроля была проведена значительная работа по проверке библиотек, книготорговой сети, типографий, музеев и т. д. [4. Д. 15. Л. 14].

В сентябре 1958 г. последовало еще более грозное постановление ЦК КПСС «О мерах по сохранению государственной тайны». Все силы местных цензоров были брошены на предупреждение разглашений закрытых сведений в экспозициях музеев, выставках, а также в книгах отзывов на них.

В 1958 г. в г. Горьком и области все пять музеев краеведческого направления сохранились под цензорским контролем. Причем в Городце и Ветлуге не было штатных районных цензоров. Летом от-

крылось два новых музея - в г. Арзамасе и г. Выксе. Последний в основном был посвящен истории Выксунского металлургического завода и содержался им же. Все музеи работниками цензуры в процессе года проверялись ежеквартально (за исключением городского). Всего было проведено 13 проверок, из них при приеме экспозиций две, в порядке последующего контроля - 11. При этом имели место три цензорских вмешательства, из них два в книге отзывов и предложений посетителей, связанные с нарушением §§ «Перечня» 73 «а» и 22 [4. Д. 20. Л. 29].

Выставок, постоянно действовавших в г. Горьком и области, была одна - областная промышленная, Горьковского Совнархоза, временно разрешённая при областном краеведческом музее. Работниками цензуры за год был осуществлен контроль 29 временных выставок, из них 27 проверок имело место при приеме экспонатов, а две - в порядке последующего контроля. При проверке было шесть цензорских вмешательств, из них при приеме экспонатов - четыре, в книгах отзывов - два. Вмешательства были вызваны главным образом раскрытием оборонных предприятий в экспонатах и условно нумерации воинских частей и воинских соединений в книгах отзывов посетителей.

Выборочный просмотр экспозиций и книг отзывов посетителей музеев, освобождённых от цензорского контроля, по мнению цензоров управления, показывал, что их администрация «недостаточно прониклась ответственностью за соблюдением ограничений цензурного порядка», в книгах отзывов продолжали иметь место нарушения, которые работниками музеев не всегда вскрывались и устранялись. В этой связи обллит был вынужден обратиться с письмом к секретарю обкома КПСС Панкратову. Кроме того на областном совещании директоров музеев выступил представитель обллита с анализом состояния музеев с точки зрения охраны ими государственных и военных тайн [4. Д. 20. Л. 29].

Под контролем обллита в 1959 г. стали функционировать краеведческие музеи в г. Арзамасе и Выксе. В г. Павлове действовал музей местной промышленности, но в конце 1959 г. ему придали краеведческий уклон, и он был принят под цензорский контроль. Таким образом, в Горьковской области стало восемь краеведческих музеев. В новой экспозиции областного музея было два цензорских вмешательства: убраны сравнительные данные по Совнархозу и в книге посетителей сделан «вычерк» по § 73 «Перечня». Всего за год было принято 12 временно-действующих выставок, главным образом промышленных [4. Д. 23. Л. 33].

В июне 1960 г. появилось Постановление ЦК КПСС «О повышении революционной бдительности», после которого было организовано совещание начальников Главлитов союзных республик, на

котором присутствовали и начальники обллитов. На нем говорилось не только об усилении цензорского контроля, но и о том, что из 520 действовавших документов было отменено 445, созданы новые «Инструкция цензору» и «Перечень», которые должны были отныне регламентировать работу цензуры как в центре, так и на местах.

В 1960 г. на совещании работников музеев и выставок, используя местные факты, были подробно разъяснены соответствующие ограничения нового «Перечня», а также требования к музеям и выставкам «Единых правил» и новой «Инструкции о порядке цензорского контроля». Обллит отмечал как «общее отрадное явление» постоянно высокую явку на совещания и «благоприятное отношение к ним» [4. Д. 26. Л. 16].

В период с 1960 по 1964 гг. из годовых отчетов пропадает раздел о контроле музеев и выставок, а затем появляется лишь в 1964 г. Данные за этот период присутствуют, но содержание работы раскрывалось уже не так подробно.

В августе 1963 г. Главлит возглавил заместитель П.К. Романова - такой же партийный функционер, много лет возглавлявший сектор журналов Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС А.П. Охотников. В Горьком начальник обллита также сменился, после ухода Ф.Н. Боронина на пенсию управление возглавил А.С. Ульянов.

Вероятнее всего, в 1964 г. произошли какие-то серьезные изменения в задачах и технике контроля над музеями. В 1964 г. обллит контролировал уже 14 музеев. Было проведено 43 проверки музеев и выставок. Однако цензор управления Симановский, ответственный за это направление, «не обеспечил должного порядка в экспозициях музеев и выставок». В Горьковском историко-архитектурном музее-заповеднике цензорами Главлита СССР были обнаружены экспонаты, содержавшие запрещенные сведения; нарушения имелись и в художественном музее, домике-музее Я.М. Свердлова. Обллитом были приняты определенные меры, позволившие устранить эти недостатки [4. Д. 40. Л. 12-13].

В 1965 г. в ходе контроля было проведено 28 проверок музеев и выставок. С работниками музеев и выставок проводилась необходимая работа по изучению новой «Инструкции о порядке подготовки и открытия музеев и выставок» и осуществлению её требований. Контроль материалов экспозиций музеев и выставок осуществляли уже двое цензоров - Ульянов и Симановский. В результате принятых обллитом мер существенных нарушений в экспозициях музеев и выставок выявлено не было [4. Д. 43. Л. 13]. Обнаружено лишь одно упоминание - в карточке № 8 от 26 апреля 1965 г. говорилось, что в книге отзывов писателей Литературного музея А.М. Горького было

оставлено условное наименование воинской части, тем самым был нарушен § 10 Перечня [4. Д. 43. Л. 20].

Управление обращало внимание на лучшую организацию контроля музеев и выставок, выполнение требований «Инструкции о порядке подготовки открытия музеев и выставок». За год последующим контролем были просмотрены материалы большинства музеев. Предварительным контролем были просмотрены и вновь открытые выставки Управления железной дороги Горьковского автозавода [4, Д. 43. Л. 10].

Важные изменения в работе Главлита и обллитов произошли осенью 1966 г. В августе 1966 г. начальником Главлита вновь стал Романов. Была реорганизована вся структура местных управлений, официально принято Положение, закреплявшее функции цензуры в центре и на местах. 1 сентября 1966 г. Горьковский облисполком постановил образовать Управление по охране государственных тайн в печати и упразднил Управление по охране военных и государственных тайн в печати. Было принято типовое Положение об Управлении по охране государственных тайн в печати, в нем говорилось что Горьковский обллит «является составной частью единой системы союзно-республиканского органа - Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР». Функции местных областных управлений были намного расширены. Прежде всего была поставлена новая цель «сохранение государственных тайн и предотвращение ложной информации, дезориентирующей общественное мнение». При этом функция обл-лита по контролю музеев и выставок осталась в неизменном виде: «обеспечивать предварительный контроль за ... предназначенными для открытого обозрения экспозициями краеведческих, научнотехнических и естественно-научных музеев, постоянных и временных промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок.» [2. Д. 1214. Л. 127].

Подводя итог, можно выделить следующие этапы развития порядка контроля над музеями и выставками со стороны областных органов цензуры:

1) апрель 1952 г. - март 1953 г. - появление отдельной должности цензора по музеям, усиление цензорского контроля над музеями и выставками;

2) апрель 1953 г. - 1955 г. - формирование специальной рабочей цензорской группы по контролю библиотек, музеев, произведений искусства во главе со старшим цензором управления;

3) август 1955 г. - 1960 г. Появление новой инструкции, которая вводила новый порядок цензорского контроля. Ответственность теперь ложится на руководителей музеев там, где нет районных цензоров. Объединение группы по контролю библиотек, музеев,

произведений искусства с группой последующего контроля. Сокращение количества подконтрольных музеев с 16 до 5;

4) 1960-1964 гг. - период «затишья», который проходит на фоне усиления цензурного влияния на печать и другие объекты цензурного контроля;

5) 1964-1966 г. - рост числа объектов контроля. С 1964 г. подконтрольных музеев становится уже 14. Появление новой инструкции. Введение нового «Положения» органов цензуры.

Положение музеев в 1966-1991 гг. требует дополнительного изучения.

Список литературы

1. История советской политической цезуры. Документы и комментарии. -М., 1997. С. 104.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 9425. Оп. 1.

3. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 4254. Оп. 2.

4. ЦАНО. Ф. 4254. Оп. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.