Научная статья на тему 'Эволюция структуры и штатов Управления по охране военных и государственных тайн в печати при Горьковском облисполкоме (Обллит, 1953-1966 гг. )'

Эволюция структуры и штатов Управления по охране военных и государственных тайн в печати при Горьковском облисполкоме (Обллит, 1953-1966 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
355
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / АРХИВ / СТРУКТУРА / ШТАТЫ / ГОРЬКИЙ / ОБЛЛИТ / ГЛАВЛИТ / CENSORSHIP / ARCHIVE / STRUCTURE / STATES / GORKY / OBLLIT / GLAVLIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Михаил Сергеевич, Зеленов Михаил Владимирович

В статье описаны этапы развития структуры и штатов провинциальных органов цензуры на примере Горьковского Обллита, а также дана краткая характеристика этим изменениям. Показано, какие эволюционные шаги были сделаны в системе организации цензорской работы в связи с новым политико-идеологическим фоном в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and states evolution of Office for Military and State Secrets Protection in the Press at the Gorky Regional Executive Committee (Obllit, 1953-1966 years)

The article describes development stages of structure and states of provincial censorship authorities on Gorky Obllit example, as well as summarizes these changes. It is shown what evolutionary steps were made by censorial system of work organization in connection with the new political and ideological background in the country.

Текст научной работы на тему «Эволюция структуры и штатов Управления по охране военных и государственных тайн в печати при Горьковском облисполкоме (Обллит, 1953-1966 гг. )»

УДК 94(470.341).084.9:351.751

М. С. Виноградов, М. В. Зеленое

Эволюция структуры и штатов Управления по охране военных и государственных тайн в печати

при Горьковском облисполкоме (Обллит, 1953-1966 гг.)

В статье описаны этапы развития структуры и штатов провинциальных органов цензуры на примере Горьковского Обллита, а также дана краткая характеристика этим изменениям. Показано, какие эволюционные шаги были сделаны в системе организации цензорской работы в связи с новым политикоидеологическим фоном в стране.

The article describes development stages of structure and states of provincial censorship authorities on Gorky Obllit example, as well as summarizes these changes. It is shown what evolutionary steps were made by censorial system of work organization in connection with the new political and ideological background in the country.

Ключевые слова: цензура, архив, структура, штаты, Горький, Обллит, Главлит.

Key words: censorship, archive, structure, states, Gorky, Obllit, Glavlit.

Наблюдение над изменением штатного расписания и структуры органов цензуры даст возможность выделить их направления работы, например, ответить на вопрос о доминанте предварительной или последующей цензуры на том или ином этапе развития политической системы государства.

Управление по охране военных и государственных тайн в печати при Горьковском облисполкоме (Обллит, 1953-1966) было образовано постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1953 г., переведшего Обллиты из подчинения МВД в систему исполкомов. Однако руководство Горьковским облисполкомом считало, что Управление не может быть оформлено при облисполкоме, так как у исполкома не было на этот счет никаких указаний ни от Совета Министров РСФСР, ни от Совета Министров СССР, не было и положения, определяющего взаимоотношения цензуры с облисполкомом. Так эта проблема описывалась в ежегодном отчете за 1954 г.: «В узаконении нас при Облисполкомах... требуется вмешательство

© Виноградов М. С., Зеленов М. В., 2012

100

и помощь Главного Управления» [3. Д. 57. Л. 23]. После многократных переговоров с зам. председателя исполкома облсовета тов. Перминовой, ведавшей вопросами культуры, была достигнута договоренность об утверждении цензоров - совместителей, а в дальнейшем об утверждении начальника Управления и т. д. Но окончательно проблема оформления статуса Обллита была решена лишь в течение 1955 г. [4. Д. 6. Л. 20]. Этот сюжет из истории государственного управления проявляет отношение к институтам цензуры как к второстепенным элементам политического контроля.

Облит состоял из начальника (после Ф.Н. Боронина его в 1962 г. возглавил А.С. Ульянов), заместителя, старшего цензора, 7 цензоров (областных газет, по мелкопечатной продукции, последующего контроля, по библиотекам, по искусству), 8 цензоров по районам города и области и 26 цензоров-совместителей [3. Д. 57. Л. 2-3].

В 1955 г. на фоне «оттепели» произошло важное событие в истории цензуры - должности цензоров-совместителей были сокращены. Основное изменение в организации работы цензоров было связано с новым политико-идеологическим фоном в стране: вместо активного вмешательства в авторский материал, вместо диктата, что писать автору и как писать (цензор часто выполнял редакторские функции), с 1955 г. возросла ответственность за вмешательство цензоров в текст, что расценивалось как серьезное нарушение [4. Д. 6. Л. 5]. После сокращения райцензоров-совместителей заметно снизилось количество цензурируемых районных газет: вместо 30 районных и одной городской газеты цензорами контролировались четыре районных и одна городская. Количество многотиражных газет изменилось незначительно, цензорами в области не контролировались лишь две многотиражки. Как отмечалось в отчете: «после сокращения цензоров очень ненамного сократилась мелкопечатная продукция и радио. В сельских районах и раньше мелкопечатные издания занимали весьма незначительную долю работы» [4. Д. 6. Л. 3].

Поскольку предварительная цензура была ослаблена, часть ответственности за качество выпускаемой продукции легла на редакторов. Помимо писем, посланных Облитом редакторам районных газет, зав. типографиями и цензорам-совместителям, был проведен двухчасовой семинар редакторов газет [4. Д. 6. Л. 1]. Руководители Управлений культуры, полиграфпредприятий и библиотек были подробно ознакомлены с новым порядком работы.

Цензорский состав в Управлении и в районах в основном остался прежним, но направления работы сменились: вместо предварительной цензуры акцент стал делаться на последующем контроле. В прошлом группа предварительного контроля состояла из четырех человек. Цензор тов. Пискунов из этой группы был передан в группу

последующего контроля с целью её усиления. В итоге группа предварительного контроля на 1955 г. существовала в следующем составе: ст. группы - зам. начальника Управления тов. Васильковская, она же контролировала книжно-журнальную продукцию. Областные и многотиражные газеты по-прежнему понедельно контролировали тов. Иванов и Мордовченко, мелкопечатные издания и радиовыпуски тов. Романова.

Основное внимание теперь было обращено на последующий контроль. Отсутствие цензоров-совместителей в районах обязывало Управление со всей внимательностью читать газеты, радиовыпуски, мелкопечатные издания, систематически проводить контрольные проверки библиотек, книжных магазинов, выполнение типографиями «Единых правил», приказа № 311, добиваться от Управления культуры и ведомств, имеющих библиотеки, своевременного очищения книжных фондов от литературы, подлежащей изъятию по цензорским документам, соблюдения требований цензуры от предприятий и учреждений искусств и т. д. [4. Д. 6. Л. 7]. Это заставило Обллит произвести некоторую перестройку в аппарате и усилить последующий контроль, объединив всех цензоров, связанных с последующим контролем, в одну группу. Во главе группы последующего контроля был поставлен «опытный работник» ст. цензор тов. Пискунов. Всего в группе насчитывалось пять человек. Ст. группы осуществлял последующий контроль радиовыпусков и областных газет. Последующий контроль районных и многотиражных газет и других печатных изданий осуществляли тов. Быстров [1. Д. 3] и Полякова; библиотек - тов. Михеева; искусств и музеев - тов. Симановский.

В 1956 г. в Управлении предварительным контролем занималась та же специальная группа из четырех человек. Но теперь схема работы группы изменилась: два цензора посменно, а не понедельно контролировали две областные и одну вечернюю газеты. Отмечается, что «по объему все три газеты мог бы контролировать один цензор, но тогда его рабочий день растянулся бы почти на полные сутки - с 9 часов утра («Горьковский рабочий»), с 7-8 часов вечера («Горьковская правда» и «Ленинская смена»)» [4. Д. 10. Л. 3]. Третий цензор теперь осуществлял контроль исключительно над многотиражными газетами, мелкопечатными изданиями, радиовещанием, телепередачами и т. д. В областной типографии был установлен цензорский пункт, где контролировалась вся продукция, которая печаталась в областной типографии, в том числе и книжножурнальная, издаваемая областным книжным издательством.

Изучение штатного расписания Облита дает возможность четко определить границы «оттепели»: начавшись в 1955 г., она была полностью ликвидирована в 1957 г. - предварительный контроль был вновь выделен как наиболее важное направление деятельно-

сти цензуры. Постановление ЦК КПСС «О работе Главлита СССР» 1957 г. «ликвидировало недооценку и решительно прекратило всякие поползновения упразднить предварительный контроль произведений печати и радио» [4. Д. 15. Л. 1].

В 1957 г. группу предварительного контроля печати, радио и телевидения возглавил ст. цензор тов. Пискунов, который контролировал книжно-журнальную продукцию Совнархоза, вузов и научноисследовательских институтов. Цензор тов. Романова контролировала многотиражные газеты, радио, мелкопечатные издания; цензор тов. Иванов - областные газеты; цензор тов. Мордовченко - газету «Горьковский рабочий» и всю книжно-журнальная продукцию Областного книжного издательства, а также мелкопечатные издания, которые печатались в областной типографии. По мере необходимости предварительным контролем занимались и цензоры последующего контроля, особенно в период отпусков, болезни, командировок. В свою очередь и цензоры предварительного контроля взаимно помогали цензорам последующего контроля [4. Д. 15. Л. 8]. Хотя предварительный контроль являлся главной обязанностью районных цензоров г. Горького и области, были упразднены цензорские должности в г. Бор и Городец. Здесь многотиражки в 1957 г. выходили под ответственностью редакторов без цензорского контроля.

С 1957 г. последующий контроль велся группой цензоров из трех человек: тов. Симановского и тов. Поляковой во главе со старшим цензором тов. Быстровым. Все они проверяли газеты, книжножурнальную продукцию, мелкопечатные издания, книжные фонды библиотек и магазинов, контролировали типографии и музеи. Между тремя цензорами были распределены районы области и подконтрольные объекты в городе.

В 1958-1960 гг. произошли серьезные изменения в организации работы цензуры: во-первых, началось активное включение редакторов изданий в рабочий процесс в качестве активных участников цензуры, во-вторых, разделение цензоров на группы предварительного и последующего контроля стало более условным.

В 1958 г. Главлитом была поставлена задача повысить ответственность за охрану военных и государственных тайн в печати, по радио и телевидению самих редакционно-издательских работников [4. Д. 20. Л. 1]. Цензоры Обллита и райцензоры ознакомили редакторов и издательских работников с основными ограничениями «Перечня». В 1959 г. редакторы газет стали больше вникать в вопросы охраны военных и государственных тайн, старались не допускать в подготовляемых к печати материалах запрещенных сведений, чаще советовались и консультировались с цензорами [4. Д. 23. Л. 19].

В 1960 г. функции цензуры все более перекладывались на плечи редакционных работников. В редакциях областных газет, радио-

комитете, книжном издательстве регулярно проводились занятия по ознакомлению с основными ограничениями перечня, с новыми изменениями и добавлениями, вычерками, замечаниями, которые накапливались за неделю, месяц [4. Д. 26. Л. 7]. Управление наладило более или менее регулярные занятия с редакторами и секретарями многотиражных газет, издательскими работниками вузов и научноисследовательских институтов, директорами и зав. Полиграфическими предприятиями, начальниками спецотделов и частей предприятий Горьковского совнархоза, членами издательских комиссий вузов г. Горького.

Предварительный контроль произведений печати, радио и телевидения стал занимать в Обллите ведущее место. Группа предварительного контроля состояла вновь из четырех человек: Мальцевой, Романовой, Мордовченко, Исаева [2. Д. 8]. Последующим контролем была занята группа из трех человек в составе Быстрова, Симановского, Мельниковой. Эта группа в порядке последующего контроля читала все районные и многотиражные газеты, радиовыпуски, мелкопечатные издания, проверяла очищение книжных фондов библиотек и книготорговой сети, контролировала типографии, музеи, выставки, учреждения искусств (художники, театры) как в г. Горьком, так и в районах области. Кроме того, как уже сказано выше, цензоры этой группы в порядке помощи занимались и предварительным контролем газет, радио, телевидения, мелкопечатных изданий и т. п. [4. Д. 20. Л. 2].

Разделение на группы предварительного и последующего контроля становилось все более условным, так как в любую минуту, «если этого требует дело», всё наличие цензоров независимо от группы привлекалось на предварительный контроль [4. Д. 23. Л. 3]. Из четырех человек предварительного контроля один был постоянно занят на контроле областных газет: «Горьковская правда», «Ленинская смена»; другой - вечерней газеты «Горьковский рабочий». Кроме этой газеты, он контролировал еще продукцию, которая печаталась в типографии издательства «Горьковская правда» [4. Д. 26. Л. 3]. Два цензора после обеда отлучались - один в радиокомитет для проверки радиовыпусков, а другой в телестудию, поскольку увеличилась программа телепередач (выпуск 5 ч, вместо 3 ч). Поэтому цензор на месте просматривал кинопленки, изредка выезжал с телепередвижками [4. Д. 23. Л. 36]. Таким образом, после трех часов в Обллите цензоров из группы предварительного контроля чаще всего не бывало, а поэтому к предварительному контролю приходилось привлекать цензоров из группы последующего контроля и рай-цензора по Канавинскому кусту. Цензоры тов. Романова и Мальцев были вынуждены иногда задерживаться на 2-3 часа, так как не успевали в свой рабочий день рассмотреть представленный на кон-

троль материал, особенно когда кто-то заболевал или находился в отпуске [4. Д. 26. Л. 3].

Цензоры группы последующего контроля выезжали в районы для проверок, инструктажа, консультаций, помимо того, что читали все районные и многотиражные газеты, радиовыпуски, книжножурнальную продукцию, мелкопечатные издания, проводили контрольные проверки книжных фондов библиотек и книготорговой сети, проверяли типографии в районах, где нет цензоров, контролировали музеи, выставки, политическую изопродукцию, произведения для театров [4. Д. 23. Л. 3-4].

В 1963-1966 гг. происходило резкое увеличение роли группы предварительного контроля, усиление цензуры. В 1963 г. эта группа была увеличена до пяти цензоров. Руководитель группы - ст. цензор тов. И.И. Мордовченко. Два цензора были заняты контролем областных газет «Горьковская правда», «Ленинская смена» и городской газеты «Горьковский рабочий», а также материалов телевидения. Кроме того, предварительным контролем занималась рай-уполномоченная тов. Канаева. Один из цензоров, работавших в управлении, главным образом тов. Романова, после 14 часов уходил в радиокомитет для контроля радиовыпусков. Цензоры группы предварительного контроля главным образом осуществляли и последующий контроль произведений печати в верстках.

Группа последующего контроля, теперь состоявшая из двух человек - ст. цензора тов. Быстрова, руководителя группы, и цензора тов. Симановского, проверяла все печатные издания, выходившие на территории области, также материалы радио и телевидения [4. Д. 36. Л. 10]. Они же привлекались для предварительного контроля и последующего контроля в верстках. Симановский проверял тексты произведений, предназначенных для исполнения в театрах, цирке и на эстраде, политическую изопродукцию, любительские кинофильмы, экспозиции выставок и музеев.

На 1964 г. группа предварительного контроля была еще более расширена. Теперь предварительный контроль печатных изданий, материалов радио и телевидения, текстов произведений, предназначенных для исполнения в театрах, на эстраде, в цирках, политической изопродукции, экспозиции музеев и выставок в управлении осуществляла группа из восьми цензоров. С конца года предварительный контроль, в том числе по версткам и в полосах, вели вообще все цензоры Обллита, за которыми были закреплены конкретные объекты контроля. Последующим контролем занимались трое старших цензоров и сам начальник Управления. В течение года ими было проконтролировано около 40 процентов всей книжно-журнальной продукции [4. Д. 40. Л. 5].

В 1965 г. в аппарате Обллита было занято 12 цензоров, в городах и районах области и областного центра - пять цензоров [4. Д. 43. Л. 3]. В связи с этим группа предварительного контроля была сокращена вновь до пяти человек, а группа последующего контроля возросла до четырех [4. Д. 43. Л. 4].

В 1966-1991 гг. вместо Облита было организовано Управление по охране государственных тайн в печати при Горьковском облисполкоме, в 1967 г. должность цензора была заменена должностью редактора, в 1974 г. были ликвидированы ставки районных цензоров (редакторов). Нижегородское управление по охране государственных тайн в печати при Горьковском исполкоме было упразднено в 1991 г.

Список литературы

1. Зеленов М.В. Аппарат цензуры - аппарат коммуникации при формировании и трансляции знаний в контексте краеведения // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы первой междунар. науч.-практ. конф. Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2010. - С. 408-409.

2. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 4254. Оп. 1 «Л».

3. ЦАНО. Ф. 4254. Оп. 2.

4. ЦАНО. Ф. 4254. Оп. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.