Научная статья на тему 'Музей и образование'

Музей и образование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
513
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей и образование»

кие особенности н отличия, сложившиеся в зодчестве локальных групп этносов под воздействием всей совокупности местных условий (климат, природное окружение, местные строительные материалы, профиль хозяйства, мастерство народных зодчих и др.), которые влияют на формирование в зодчестве определенного, порой неповторимого своеобразия, которое в конечном счете и определяет этнические (субэтнические) особенности и отличия. Наделяя специфическими чертами зодчество этносов, живущих в сходных условиях, они составляют основу его самобытности.

Об этом достаточно наглядно свидетельствуют имеющиеся различия в целом ряде типологических признаков современного сельского жилища мордвы, русских и татар южной, западной и восточной этногеографических зон Мордовской ССР- Так, например, по мере движения с юга на север наблюдается устойчивая тенденция к увеличению высот фундамента и этажа жилых домов, смене свободных и полузамкнутых типов застройки усадьбы замкнутыми, сомкнутыми и слитными. Если в южной зоне широко распространены входные крыльца с наружными ступенями, то в восточной и западной — лестничным маршем, расположенным внутри крыльца. В жилище северо-западных районов этот марш располагается внутри коридора: или сеней.

Весьма своеобразны и не имеют аналогий в других районах некоторые типологические признаки жилища морд-вы-шокши (этнографической группы мордвы-эрзи) и русских Теньгушевско-го района: конструктивное объедине-

ние под одной крышей жилого дома, террасы, коридора и крыльца; особенности структурной и орнаментальной пластики экстерьера жилища и техники домовой резьбы. Особенности в местной сырьевой базе строительных материалов обусловливают преобладание саманных и глинобитных построек в Кочкуровском районе, шиферных крыш — в Чамзинском, а тесовых и крыш из щепы — в Зубово-Полянском районах. Причем если межзональное своеобразие довольно ощутимо, то вну-тризональное почти не прослеживается.

Таких примеров можно назвать достаточно много, но и приведенные выше убедительно свидетельствуют о том, что своеобразие и самобытность зодчества могут проявляться у отдельной, локальной части всякого этноса и обусловливаются своеобразием "местных условий.

Несомненным тормозом на пути развития выразительности и национальной самобытности сельской архитектуры является типовое строительство. Нельзя застраивать мордовские, русские и татарские селения одинаковыми жилыми домами. Они должны иметь свое индивидуальное образное решение, основанное на учете национальных традиций, накопленных народными зодчими в области планировки и застройки сельских населенных мест. Следует учитывать физико-географические и* природно-климатические условия региона, максимально ограничить строительство многоэтажных домов на селе. Необходимо помнить, что национальное своеобразие архитектуры имеет свои региональные истоки.

*><><х><х>оо<ск^

МУЗЕИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Е. В. ГОЛЫШЕНКОВА, методист Мордовского

республиканского музея изобразительных искусств

Международный совет музеев (ИКОМ), определяя музей «как институт на службе общества», подчер-

кивает его основную функцию — образование, в том числе воспитание эмоциональной сферы и эстетического

иО

вкуса. Уже изначально музеи несут в себе просветительские задачи. И сегодня именно им отводится значительное место в содействии развитию личности, сознания, знаний. Многие зарубежные музеи успешно работают в этом направлении. Наиболее остро вопрос образовательной роли музеев встает в нашей стране, где так выпукло и явственно обнажены причины упадка культурного уровня населения. Для нашего общества сейчас важно установление человеческих отношений на более высоком гуманистическом уровне, от чего зависят и социальное благосостояние, и экономика, и научно-технический прогресс. И здесь особую роль играет искусство — единственная форма общественного сознания, усвоение которой, по выражению Б. М. Немен-ского, связано с удовольствием и даже с наслаждением. Его гуманистическое содержание и исключительные возможности воздействия на человека с большой полнотой могут использоваться в формировании духовного потенциала общества прежде всего средствами художественного музея.

Художественный музей не только дает знания человеку о мире, но прежде всего воспитывает отношение его к миру, апеллируя непосредственно к чувствам через подлинники, являющие собой концентрированный духовный опыт человечества. За оригиналом всегда стоит человек с его мыслями, чувствами, идеями, ценностными ориентирами. Поэтому в музее по-особому ощущается связь времен, высвечивается ценность самого человека и человеческих отношений. Здесь создается обстановка для созерцания и для работы мысли, воспитывающая и обучающая, помогающая зрителю выйти из так называемого «кризиса созерцания». Постигая произведение изобразительного искусства, человек вовлекается в процесс самоанализа, размышлений.

В настоящее время тенденция к активизации образовательно-воспитательной деятельности становится характерной для многих музеев страны. Наш музей, опираясь на перспектив-

ные исследования в области музейной педагогики и учитывая специфику своей коллекции, социокультурную ситуацию и национальное своеобразие региона, стремится выработать самостоятельную программу образовательно-воспитательной деятельности. Если до недавнего времени в музее преимущественно использовались формы школьного образования (монологизи-рованная подача материала, его информативность), то сейчас акценты смещаются на диалог со зрителем, на личностное общение, на проблемное построение экспозиции и экскурсионного рассказа и т. д. Большое внимание уделяется психофизиологическим и философским аспектам музейного образования, новым • нестандартным формам работы, расширению связей с педагогическими коллективами школ, училищ и вузов республики. Значительное место музей отводит работе с детьми дошкольного возраста. Ведь формирование личности начинается очень рано. Важно на этом этапе заложить духовный и культурный фундамент будущей личности. С учетом психологии самых маленьких, их физиологических особенностей занятия »

проводятся в форме сказки с элементами игры. Дети постигают мир искусства активно, они сами хотят лепить и рисовать. На занятиях в музее им предоставляется такая возможность, т. е. полученные знания закрепляются на практике. Цель таких мероприятий — развить эмоциональную сторону детского восприятия, дать определенный настрой на формирование личностного отношения ребенка к окружающему миру. В дальнейшем планируется более широкий охват дошкольных учреждений такой практикой.

Следующий этап в наращивании фундамента образованности и культуры — школа. В образовательной деятельности музея работа со школьниками уже давно занимает главенствующее положение. В связи с решением проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в музейной педагогике открываются новые возмож-

ности. Наряду с традиционно существующими формами работы (циклы бесед, лекций, утренников), где дети знакомятся с основами понимания искусства, начинают набирать силу и новые, с элементами театрализации, ролевым погружением в историческую реальность, декорационным оформлением экспозиции, проблемной подачей материала, синтезом искусства. Они рассчитаны на развитие творческого воображения юных посетителей.

В выставке рисунков американских школьников «Дружат дети всей земли» (1987) участвовали учащиеся школы с углубленным изучением английского языка, детских музыкальных и художественных школ. Дети со знанием английского языка представляли группу «американских» ребят, пришедших на встречу со школьниками города. Ребятам была предоставлена возможность в форме ролевой игры прикоснуться к миру мыслей, чувств и настроений американских школьников, узнать, что их волнует, познакомиться с некоторыми сторонами их быта. И все это посредством погружения в подлинники — в рисунки американских детей. Участники встречи выполнили коллективный рисунок и отослали его в дар детям штата Миннесота.

Активно вводятся моменты декоративного оформления экспозиционных залов. На выставке произведений детского художественного творчества «Краски дружбы» (1989) использовались сказочные мотивы в подаче экспозиционного и экскурсионного материалов, был организован праздник «Созвучие двух муз» (живописи и музыки), в котором принимали участие учащиеся детской музыкальной школы № 1 г. Саранска и юные посетители выставки. Здесь же прошла встреча школьников с юными мастерами резьбы по дереву и лепки села Подлесная Тавла Кочкуровского района и г. Рузаевки. На глазах у зрителей создавались работы из дерева и глины, дети посвящались в таинство художественного творчества.

На дидактической выставке «Цвет

в живописи» (1989), рассчитанной не

только на младшеклассников, но и старший возраст, кроме чисто теоретических вопросов, дающих знания в области цвета, использовались возможности его эмоционального воздействия на зрителя. Отдельный зал посвящен раскрытию проблемы психологии цвета. Живопись подбиралась так, что прежде всего колоритом раскрывала свое эмоциональное содержание. Привлечение на данную выставку экспонатов музея минералогии географического факультета Мордовского университета позволило внести в построение и характер экспозиции особое своеобразие. В разделе «Цвет в природе» на фоне темно-зеленой хвои были представлены яркий лазурит, нежно-розо-вая друза горного хрусталя, глубокий фиолетовый чароит, лимонно-желтая сера. Таким образом, в одной экспозиции в благородном созвучии соединились произведения природы и искусства живописи. Логическая конструкция дидактической выставки приобрела яркое эмоциональное звучание.

Как показывает практика, большую популярность среди старшеклассников завоевывают формы работы музея, рассчитанные на эмоциональное воздействие, на развитие творческого воображения. К их числу относятся^ музейные вечера с активным использованием элементов театрализации, в которых участвуют дети, родители, учителя, сотрудники музея (вечер «Душа века», посвященный В. Шекспиру, «Скажи: есть память обо мне...» — об А. С. Пушкине). В таких мероприятиях четко прослеживается синтез искусств (театр, хореография, музыка, изобразительное искусство, литература), что немаловажно для формирования стойкого интереса учащихся к мировой художественной* культуре.

Искусство как раскрытая книга человековедения —такой акцент приоб-

У

ретает работа сотрудников музея со-студенческой молодежью. Пожалуй,, это самый сложный этап его деятельности. Здесь требуются специальные исследования и особые методы работы. Молодые люди — будущие врачи* педагоги, инженеры, они же будущие

)

родители — вскоре начнут растить и воспитывать новое поколение. А как им это удастся, если в них не заложили необходимого культурного базиса, на котором держится пирамида образования, если они не помнят и не знают своих корней, забыли свою национальную культуру.

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств сотрудничает с МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Для учащихся педагогического института на базе музея преподается курс по изобразительному искусству Мордовии, в котором тесно переплетаются вопросы национального и интернационального воспитания. Эти занятия дают им более глубокое понимание роли изобразительного искусства в духовном развитии каждого народа, в раскрытии истоков национальной культуры, ее древнейших и современных идеалов, ее специфики и места в общем русле художественной культуры. Полученные сведения выпускники института смогут использовать в учебно-воспитательной работе, активно утверждая духовную ценность произведений искусства, воспитывая в детях уважение к прошлому и настоящему народов, проживающих в республике, настраивая воспитанников на сохранение и дальнейшее развитие национальных традиций в мордовском искусстве. Кроме того, практические занятия по музееведению "помогут им в будущей деятельности по созданию школьных музеев.

Сейчас музей выходит с инициативой оказания квалифицированной помощи преподавателям мировой художественной культуры школ города,

классным руководителям. Занятия проводятся в лекционной и практической формах. Даются знания о специфике изобразительного искусства, его видах и роли в духовном развитии человека, преподаются история изобразительного искусства и психологические основы художественного восприятия различных возрастных групп.

В деле воспитания личности огромное значение имеет семья. Вот почему музей не только направляет свои усилия на работу с детьми, но и организует своеобразный родительский всеобуч. Не секрет, что уже несколько поколений родителей в связи с известными недостатками в нашей системе образования воспитывались в отрыве от мировой художественной культуры. В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств начинает осуществляться специальная программа работы с группами родителей, с детьми. Для них открывается воскресная школа искусств, где взрослые и дети познакомятся с мифами и сказаниями Древней Греции и библейскими легендами, сюжеты которых положены в основу многих шедевров мирового искусства.

Таким образом, Мордовский республиканский музей ^изобразительных искусств активно включается в сферу среднего и высшего образования республики. Опыт его работы подтверждает необходимость объединения усилий музея с учебными заведениями в деле перехода к культурообразующей системе преподавания, цель которой в формировании не только специалиста того или иного профиля, но прежде всего Человека.

СОБРАНИЕ РЕДКИХ МИНЕРАЛОВ

Г Н. ВОЛОДИНА, В. Н. ПРЕСНЯКОВ, кандидат

географических наук

Если бы совсем недавно жителя Мордовии спросили, где он может воочию увидеть многообразие пород и

минералов, образующих земную поверхность и ее недра, в лучшем случае он назвал бы известные музеи в круп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.