Научная статья на тему 'МУЗЕЙ БУНИНА В ВОРОНЕЖЕ: ЖИЗНЬ КАК ТЕКСТ И ЭКСПОЗИЦИЯ КАК МИРОПОНИМАНИЕ (ОПЫТ КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ)'

МУЗЕЙ БУНИНА В ВОРОНЕЖЕ: ЖИЗНЬ КАК ТЕКСТ И ЭКСПОЗИЦИЯ КАК МИРОПОНИМАНИЕ (ОПЫТ КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бунин / концептный анализ / музейная экспозиция / образ дома / образ родины. / Bunin / concept analysis / museum exposition / concept of home / concept of Motherland.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татьяна Юрьевна Яровая, Екатерина Евгеньевна Орехова

Статья посвящена открытию музея И. А. Бунина на родине писателя, в Воронеже. Авторы статьи делают попытку применить литературоведческую методологию, в частности, концептный анализ для выявления типологического сходства музейной экспозиции с биографическими и художественными текстами. Сопоставительный анализ концепта «дом», реализуемого в произведениях Бунина, дневниковых записях, жизнеописательных и литературнокритических работах, с информационными доминантами музейного пространства позволяет сформулировать некоторые основы миропонимания великого русского писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AS TEXT AND AN EXPOSITION AS A WORLD OUTLOOK (AN EXAMPLE OF CONCEPT-CENTRED DESCRIPTION)

Th e article was inspired by the opening of Ivan Bunin Museum in the writer's hometown, Voronezh. Th e authors of the article make an attempt to apply the literary method of concept analysis to reveal typological similarities between the Museum exposition, biographical texts and literary works. Comparing 'home' concept, implemented in Bunin's works, diary entries, life-writing and literary-critical studies, with the information dominants of the Museum space allows the authors to defi ne some grounds of the great Russian writer's worldview

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ БУНИНА В ВОРОНЕЖЕ: ЖИЗНЬ КАК ТЕКСТ И ЭКСПОЗИЦИЯ КАК МИРОПОНИМАНИЕ (ОПЫТ КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ)»



Т. Ю. Яровая, DOI: 10.24411/1811-1629-2020-12112

Е. Е. Орехова

МУЗЕЙ БУНИНА В ВОРОНЕЖЕ: ЖИЗНЬ КАК ТЕКСТ И ЭКСПОЗИЦИЯ КАК МИРОПОНИМАНИЕ (ОПЫТ КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ)

TATIANA I. IAROVAIA, EKATERINA E. OREKHOVA

BUNIN MUSEUM IN VORONEZH: LIFE AS TEXT AND AN EXPOSITION AS A WORLD OUTLOOK (AN EXAMPLE OF CONCEPT-CENTRED DESCRIPTION)

Татьяна Юрьевна Яровая

Канд.филолог. наук, доцент, доцент

► yarovaya_tatiana@mail.ru

Екатерина Евгеньевна Орехова

Кандидат филологических наук, доцент

► eka-orekhova@yandex.ru

Воронежский государственный университет, Институт международного образования

394068 г. Воронеж, ул. Хользунова, 40а, к. 316.

Tatiana I. larovaia, Ekaterina E. Orekhova

Voronezh State University, institute of international Education

394068 Kholzunova St., 40a, room 316 Voronezh, Russia

Статья посвящена открытию музея И. А. Бунина на родине писателя, в Воронеже. Авторы статьи делают попытку применить литературоведческую методологию, в частности, кон-цептный анализ для выявления типологического сходства музейной экспозиции с биографическими и художественными текстами. Сопоставительный анализ концепта «дом», реализуемого в произведениях Бунина, дневниковых записях, жизнеописательных и литературно-критических работах, с информационными доминантами музейного пространства позволяет сформулировать некоторые основы миропонимания великого русского писателя.

Ключевые слова: Бунин, концептный анализ, музейная экспозиция, образ дома, образ родины.

The article was inspired by the opening of Ivan Bunin Museum in the writer's hometown, Voronezh. The authors of the article make an attempt to apply the literary method of concept analysis to reveal typological similarities between the Museum exposition, biographical texts and literary works. Comparing 'home' concept, implemented in Bunin's works, diary entries, life-writing and literary-critical studies, with the information dominants of the Museum space allows the authors to define some grounds of the great Russian writer's worldview.

Keywords: Bunin, concept analysis, museum exposition, concept of home, concept of Motherland.

Имя Бунина, прогремевшее после вручения писателю Нобелевской премии по литературе, привлекло внимание читателей всего мира не только к творчеству первого русского лауреата, но и к России - её судьбе, её культуре, переломным моментам сложного, трагичного ХХ века. И хотя Бунин провёл более тридцати лет в эмиграции, родина оставалась с ним - как память, как родительский дом, из которого человек выходит в огромный, таинственный, а порой и враждебный мир.

Мотив дома (точнее, домоискательства) сопровождал Бунина с юных лет до старости, причём имел для него не столько бытовой, сколько экзистенциальный смысл. Дом - это жизнь, а потому неудивительно, что тревожные революционные годы приносят в бунинскую лирику образ неустроенного, ветшающего дома. Зато детские воспоминания овеяны

Усадьба А. Е. Германовской,

где родился И. А. Бунин. Фото 1890-х гг.

атмосферой уюта, такого же невозвратимого, как безмятежное младенчество и чувство защищённости Богом, отцом (как в «Жизни Арсеньева») и матерью, как в стихотворении:

Я помню ночь,

Тепло кроватки, Лампадку в сумерках угла И тени от цепей лампадки, Не ты ли ангелом была?

(«Матери», 1906-1911) [1: 66]

Известно, что Бунин писал: «Я родился в Воронеже, на Дворянской улице». До революции «Дворянских» улиц в городе было три: Большая (на ней и стоит дом, где с 1867 по 1874 год снимало квартиру семейство Буниных), Малая и Третья Дворянская. В воспоминаниях писатель опускает первую часть - и название улицы вырастает до символического эпитета. Дворянство как принадлежность к роду, укоренённость в истории очень много значило для Бунина (не случайно в автобиографической «Жизни Арсеньева» повествуется о родовом гербе с доспехами на лазурном фоне). Так возникает и утверждается идея высокого служения Отечеству.

Впрочем, Бунин всегда избегал патетики и одического пафоса, поэтому в словах о Дворянской улице явственно звучит самоирония: одноэтажный деревянный особняк (каменный нижний этаж появился значительно позже) был настолько тесен для большой семьи столбовых

дворян, что и по сей день скептики сомневаются в достоверности этой локации.

И всё же родной город писателя бережно хранит память о нём. Во второй половине ХХ века, когда имя Бунина стало возвращаться к советскому читателю после долгих лет забвения, началась кропотливая работа по сбору научно-исследовательских и историко-биографических материалов.

Долгое время часть ценных вещей из коллекции бунинского фонда музея была представлена в трёх залах Областного литературного музея им. И. С. Никитина и открыта в 1990 году к

Флигель, где находится музей Бунина

120-летию И. А. Бунина. Идея экспозиции - показать два дома Бунина в России: дом в Воронеже, в котором родился писатель, и последнее его пристанище в России - дом в Одессе, где жила семья художника Е. И. Буковецкого (1886-1948) и откуда Бунины в 1920 году эмигрировали в Европу. Позже, благодаря тесным связям Воронежского литературного музея и «Ассоциации друзей Ивана Бунина во Франции» появляются материалы о периоде эмиграции. Таким образом, вся жизнь великого писателя проходит перед глазами экскурсантов, от его рождения, отчего дома в Воронеже, и до кончины, дома вечного на Сент-Женевьев-де-Буа.

Начиная с того момента, как в Воронеже объявили о создании музея Бунина, встал вопрос о пополнении коллекции. Идею поддержали многие. Неоценимую помощь оказали музею ки-

нодраматург Галина Арбузова, кинорежиссер Андрей Смирнов, историк Владимир Бойков. 12 автографов Бунина и редкие эмигрантские издания передал в Воронеж Никита Алексеевич Струве -человек, входивший в близкое окружение Бунина.

И вот спустя ещё четверть века композиционное кольцо замкнулось, и Бунин -своими вещами и книгами - вернулся в тот самый дом, где начался его жизненный путь. По горькой иронии судьбы Большая Дворянская стала проспектом Революции, да и особняк пострадал в годы Великой Отечественной войны, но память помогает оживить прошлое.

В маленьком флигеле разместились два экспозиционных зала, отразивших два периода жизни писателя.

Фотография 1892 г.

Зал «Россия происхождению Алексеевича, и «русская Сапфо» Анна Бунина, и поэт Василий Жуковский, и ученый-географ П. П. Семенов-Тян-Шанский). В повествовании экскурсоводов биография писателя сплетается с его творчеством,

а от фактов и имён протягиваются нити к ключевым образам произведений.

Вот старший брат Бунина Юлий окончил гимназию - и семья переехала жить на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. В 1889-90 годах юный Иван Бунин работает в «Орловском вестнике» и с большим интересом изучает поэтическое наследие земляка-воронежца, народного поэта Ивана Саввича Никитина (1824-1900), собирает материалы для его биографии. В 1894 году выйдет его статья «Памяти сильного человека». В ней снова зазвучит мысль о корнях, отчем крае, земле, которая даёт силы для жизни и творчества [Бунин 1967].

В орловский период происходит судьбоносное знакомство молодого поэта с дочерью елецкого врача - Варварой Владимировной Пащенко. «"Высокая, с очень красивыми чертами, в пенсне" - она показалась ему весьма заносчивой и эмансипированной девушкой; позже он характеризовал её как умного, интересного собеседника», - писал исследователь Олег Михайлов в книге «И. А. Бунин. Жизнь и творчество» [Михайлов 1987]. Невенчанный брак продлился недолго, но страстные переживания мятущейся поэтической натуры спустя годы оживут на страницах романа «Жизнь Арсеньева», а Варвара Пащенко станет прототипом Лики, любовь к которой, незавершённая и неизжитая, навсегда останется частью души героя.

Фотография 1898 года - начало нового рассказа о любви. Бунин впервые приехал в Одессу, там познакомился с редактором местной газеты, гре-

как дом» посвящён и детским годам Ивана его известным предкам (здесь

Бунин среди членов кружка «Среда»

ком Николаем Цакни. На дочери его Анне он вскоре женился. 30 августа 1900 года родился сын. А вот и портрет маленького Коли в платьице - это фото Бунин показывал в своё время матери, Людмиле Александровне. Но и на этот раз взаимное непонимание приводит к разрыву, брак с Анной Цакни распадается, а через 5 лет погибает сын. Спустя много лет из воспоминаний В. Н. Муромцевой мы узнаем, что у Ивана Алексеевича были стихи о сыне, «очень пронзительные, но нигде не напечатанные» [Масс: 239].

Следующий дом - Москва. Фото 1902 года знакомит экскурсантов с участниками московского

Фотография четы Буниных. Фрагмент экспозиции

писательского кружка «Среда». Н. Д. Телешов вводит Бунина в круг писателей-реалистов, среди которых были М. Горький, Л. Н. Андреев, С. Г. Скиталец, Е. Н. Чириков, Иван и Юлий Бунины, А. С. Серафимович, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский, Б. К. Зайцев, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На «Средах» бывали А. П. Чехов, В. Г. Короленко, заходили артисты и художники: Ф. И. Шаляпин, О. Л. Книппер, А. М. Васнецов, И. И. Левитан.

В 1906 году, в Москве, на литературном вечере, И. А. Бунин знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью члена Московской городской управы - «тихой барышней с леонар-довскими глазами» ставшей его женой и другом на всю жизнь. Вера Николаевна выросла в московской профессорской, дворянской семье, училась на Высших Женских курсах Герье, всерьёз занималась химией, была человеком литературно одарённым и широко образованным, знала немецкий,

французский, английский и итальянский языки, занималась переводами Флобера.

Став женой Бунина, Вера Николаевна в течение почти полувека сопровождала его, окружала заботой и вниманием, изучала привычки и капризы. В своих «Беседах с памятью» она пишет: «Я решила его называть Яном: во-первых, потому что ни одна женщина его так не называла, а во-вторых, он очень гордился, что его род происходит от литовца, приехавшего в Россию, ему это наименование нравилось» [Муромцева-Бунина 1989: 285].

Последним пристанищем Буниных в России стал дом художника Е. И. Буковецкого в Одессе, куда писатель уезжает, не приняв Октябрьскую революцию 1917 года. Здесь он провёл два года перед эмиграцией. В музее можно увидеть вещи, среди которых Бунин переживал это тяжёлое для себя время: письменный стол, мраморные каминные часы фирмы Леруа с бронзовой скульптурой Наполеона, металлическая ваза, лупа в деревянной оправе с перламутровой вставкой, нож для разрезания бумаги, настольная лампа, письменный прибор, резное кресло, картины Е. И. Буковецкого и П. А. Нилуса и другие предметы.

Второй экспозиционный зал носит название «Россия далёкая и близкая» - это короткая история долгих лет вдали от родины.

26 января 1920 года на греческом пароходе «Спарта» Иван Алексеевич и Вера Николаевна Бунины навсегда покинули Россию. Это решение далось им с большим трудом и душевными муками. В Париже Бунины поселились на улице Жака Оффенбаха, рядом с улицей Моцарта. Так началось освоение нового жизненного пространства.

Те, кто знал Бунина лично в годы эмиграции, говорят о нарочитом неуюте его парижского быта - словно писатель не желал пускать корни

Фотография с автографом: «Моей дорогой, милой Олечке. Иван Бунин. 14 марта 1953 г.

на новом месте. Постоянное ощущение оторванности от Родины неотвратимо преследовало писателя до конца дней: «Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она -в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает...» [Цит. по: Фадеев]. В сущности, он по-прежнему жил Россией: в памяти, в книгах, в круге общения.

Машинопись воспоминаний В. Н. Муромцевой-Буниной

В 1937 году Иван Алексеевич познакомился с семейством Жировых, и вскоре их четырёхлетняя дочь Олечка поселилась в доме Буниных, которые относились к ней, как к дочери. Впоследствии Вера Николаевна завещает ей (наряду с писателем Леонидом Зуровым) авторские права на все произведения Бунина, а пока нобелевский лауреат пишет для своей любимицы письма и шуточные стихи. Часть их недавно передал воронежскому музею Бунина муж Ольги Жировой, Франсуа-

Режис Колар. Вместе с пятью письмами на родину писателя прибыли газеты «Русская мысль» и «Русские новости» с материалами, посвященными Бунину, а также авторизованная машинопись воспоминаний Веры Николаевны Буниной-Муромцевой «Беседы с памятью». Эта редакция, датированная 1927-1928 годами, существенно отличается от типографской публикации.

Отражён в музейной экспозиции и ещё один топос бунинской биографии - вилла «Бельведер» в приморском городе Грасе. Это место, которое писатель любил и где создал «маленькую Россию» с ромашковыми лужайками и садом, похожим на заросший лес. Последний владелец виллы - Г. Н. Симонов, потомок русских эмигрантов, организатор и президент Ассоциации почитателей Бунина в Париже. Он планирует открыть там музей писателя при поддержке мэрии Граса. «Бунин, как и другие русские эмигранты его времени, жил довольно закрыто, не пересекаясь с французскими культурными кругами. И только сейчас Франция начинает все полнее открывать для себя имя Ивана Бунина. А ведь еще лет 10 назад я не нашел ни одной диссертации в Сорбонне на тему бунинского творчества...» [Михайлов 1987].

В Грасе писатель с семьёй пережил тяжкое время фашистской оккупации: «нищета, дикое одиночество, безысходность, голод, холод, грязь. Битвы в России.судьба всего мира зависит от этого» [Устами Буниных. Дневники 2005: 344]. В этот мрачный период Бунин проявил невероятную стойкость и мужество: помогал

Поэтический сад

близким, друзьям, прятал в доме антифашистов. С болью в сердце переживал писатель за Россию, за родной Воронеж, искалеченный вражеским нашествием летом сорок второго года. В его дневниках мы находим строки: «Шестого июля объявили, что взят Воронеж. Оказалось - брехня: не взят и по сегодня» [Там же: 351]. Пережить те годы Бунину во многом помогло творчество. Цикл рассказов «Тёмные аллеи» появился именно в этот период. И в нём бушевала великая сила любви, которая всегда была для Бунина синонимом самой жизни. Во многих его рассказах вновь возникает образ Средней полосы России, с её прежней усадебной жизнью, вечной, щемящей красотой полей, речушек и садов.

Концепт сада, знаменательный

для художественного мира писателя и поэта, реализован во дворе усадьбы Германовской, который превратился в пространство, условно названное «Поэтический сад Бунина». Здесь заканчивается экскурсия по музею, здесь же планируется проводить театрально-музыкальные встречи.

Благодаря нешаблонному, образно-художественному оформлению музея

воронежскими художниками Александром и Анной Ворошилиными самые знаковые мотивы и детали произведений Бунина не только соотносятся с биографией их автора, но и обретают зримое, осязаемое воплощение. Посетители музея погружаются в атмосферу пересоздания реальности - и это, по замыслу создателей экспозиции, приближает экскурсантов к пониманию сущности творческого процесса, позволяет деликатно прикоснуться к таинству рождения литературы.

Более того, не удовлетворяясь замкнутым пространством «текста» экспозиции, авторы проекта разомкнули его в «макротекст» города. Директор музея Светлана Деркачёва рассказывает: «У нас пройдет презентация нового экскурсионного литературного маршрута «По бунинским местам Воронежа». Он даст возможность посетить места, связанные с пребыванием писателя в Воронеже и позже описанные им в художественных произведениях.

Мы покажем мужскую гимназию, где учились Юлий и Евгений (старшие братья Ивана Бунина), вокзал, куда Иван Алексеевич прибыл в 1907 году, бывшее здание Дворянского собрания, где проходили балы (один из них описан в рассказе «Натали»), место городского сада — он был рядом с домом семьи Бунина. Экскурсия предполагает прогулку от музея Бунина, расположенного в начале главной улицы города, до её противоположного конца, где установлен памятник писателю».

Памятник И. А. Бунину в Бунинском сквере.

Скульптор А. Н. Бурганов

Так реализуется ещё один важнейший концепт - жизненного пути. Для Бунина, который провёл всю жизнь в странствиях и обрёк на них многих из своих героев, всегда очень остро звучал вопрос финала. Что ждёт человека в конце его земного пути? И как наполнить этот путь смыслом, оправдывающим все страдания?

Бунин нашёл для себя ответ: Слово - единственная объективная реальность, которую может оставить после себя человек на земле.

^^^ [Россия... народы, языки, культуры]

Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана... [Бунин 1990: 71] Слово как памятник. Памятник как знак - памяти, уважения, наследования. Почитатели таланта Бунина и его неравнодушные земляки добились исторической справедливости: Слово Бунина вернулось в родной дом!

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунин И. А. Стихотворения. - М., 1990.

2. Бунин И. Памяти сильного человека (По поводу 70-летней годовщины со дня рождения И. С. Никитина - 21 сентября 1824 г.) // Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1965-1967. Т. 9. - C. 502-506.

3. Михайлов О. Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество: Литературный очерк / О. Н. Михайлов. - Тула, 1987.

4. Масс Т. Интервью с президентом общества Бунина в Париже. URL: https://tanya-mass.livejournal.com/4066548.html

5. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М., 1989.

6. Устами Буниных. Дневники. Сост. М. Грин, с предисл. Ю. Мальцева, Том 2, М., 2005.

7. Фадеев А. В. Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/istoki-patriotizma-v-istoricheskom-i-kulturnom-kontekste-razvitiya-rossiyskogo-gosudarstva-i-obschestva

REFERENCES

1. Bunin I. A. (1990) Stikhotvoreniia [Poems]. Moscow. (in Russian)

2. Bunin I. (1967) Pamiati sil'nogo cheloveka (Po povodu 70-letnei godovshchiny so dnia rozhdeniia I. S. Nikitina - 21 sentiabria 1824 g.) [In memory of the strong man (on the occasion of I. S. Nikitin's 70th anniversary - September 21, 1824)] In: Bunin I. A. Sobranie sochinenii [The Collected Works] in 9 vols., vol. 9. Moscow, pp. 502-506. (in Russian)

3. Mikhailov O. N. (1987) I.A.Bunin. Zhizn' i tvorchestvo : Literaturnyi ocherk. [I. A.Bunin. Life and work: a Literary essay] Tula. (in Russian)

4. Mass T. Interv'iu s prezidentom obshchestva Bunina v Parizhe [Interview with the President of Bunin society in Paris]. URL: https://tanya-mass.livejournal.com/4066548.html (in Russian)

5. Muromtseva-Bunina V. N. (1989) Zhizn' Bunina. Besedy s pamiat'iu [Bunin's Life. Conversations with memory]. Moscow. (in Russian)

6. Ustami Buninykh. Dnevniki [From the Bunins' lips. Diaries] (2005) Compiled by M. Grin, foreword by Iu. Mal'tsev, in 2 vols., vol. 2. Moscow. (in Russian)

7. Fadeev A. V. Istoki patriotizma v istoricheskom i kul'turnom kontekste razvitiia rossiiskogo gosudarstva i obshchestva [The origins of patriotism in the historical and cultural context of the development of the Russian state and society]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/istoki-patriotizma-v-istoricheskom-i-kulturnom-kontekste-razvitiya-rossiyskogo-gosudarstva-i-obschestva (in Russian)

«...Я родился в Воронеже на Дворянской улице»: музей И. А. Бунина открылся на родине писателя

22 октября 2020 года Россия празднует 150-летие со дня рождения поэта, писателя, переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Алексеевича Бунина. Соответствующий указ был подписан Президентом Владимиром Путиным ещё в 2018 году. Глава государства отметил «выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру», сделанный великим литератором. К знаменательной дате приурочено немало культурных мероприятий в пяти регионах, с которыми была так или иначе связана судьба классика.

Жизненный путь Бунина начался в Воронеже, поэтому при подготовке к юбилею администрация города и все неравнодушные

люди сделали всё возможное для того, чтобы не только почтить память великого земляка, но и помочь всем желающим больше узнать о его биографии и творчестве.

Большую роль в сохранении наследия И. А. Бунина уже много лет играет Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина - один из культурных центров столицы черноземья. Открытый в 1984 году, на сегодняшний день музей представляет собой обширный комплекс, состоящий из нескольких филиалов. До недавнего времени их насчитывалось пять, а к 150-летию И.А. Бунина решено было открыть новый, шестой, который стал долгожданным подарком для всех почитателей таланта великого писателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.