Научная статья на тему 'И.А. БУНИН – СОТРУДНИК ГАЗЕТЫ «ОРЛОВСКИЙ ВЕСТНИК»'

И.А. БУНИН – СОТРУДНИК ГАЗЕТЫ «ОРЛОВСКИЙ ВЕСТНИК» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. Бунин / газета «Орловский вестник» / журнал «Родина» / критик / журналист / редактор / I.A. Bunin / “The Orlovsky Vestnik” newspaper / “The Rodina” magazine / reviewer / journalist / editor

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ярославская Ксения Константиновна

В статье на основании писем, мемуаров, дневников, а также текстов критических публикаций исследуется начало творческого и журналистского пути И.А. Бунина. Установлены первые контакты писателя с петербургскими и московскими критиками, издателями и литераторами. Проведен подробный анализ истории сотрудничества Бунина с газетой «Орловский вестник», где юный поэт получил богатый опыт работы в редакции: публиковал не только свои стихи и рассказы, но и литературно-критические заметки, очерки, корреспонденции и фельетоны. Выявлены некоторые литературные предпочтения и личностные симпатии писателя, в частности, увлечение Бунина писателями-народниками и поэтами-самоучками. Рассмотрены публикации Бунина, содержащие резкую критику взглядов на развитие русской поэзии петербургского журнала «Север», причем писатель встает на защиту Н.А. Некрасова, а также острую полемику с газетой «Московские ведомости» по поводу насмешек столичной прессы над провинциальными коллегами. Дискуссия с московской газетой выявила близость позиции Бунина ко взглядам радикально-демократического крыла земской интеллигенции. Освещен выход дебютной книги Бунина – поэтического сборника «Стихотворения 1887-1891 гг.», который был издан при содействии редактора «Орловского вестника» Б.П. Шелихова. Рассмотрены наиболее репрезентативные рецензии на эту книгу, опубликованные в журналах «Артист» и «Наблюдатель». Критики упрекнули писателя в подражании А.А. Фету, стихотворение которого Бунин использовал в качестве эпиграфа к сборнику, а также в прозаичности некоторых его стихотворений. На основании изученного материала сформулированы следующие выводы: газетная работа не стала для Бунина делом его жизни, тем не менее работа в редакции позволила молодому поэту расширить его литературный и общественный кругозор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.A. Bunin as a Member of “The Orlovsky Vestnik” Newspaper

The article examines the beginning of I.A. Bunin’s creative and journalistic path, basing on letters, memoirs, diaries and texts of critical publications. This paper identifies the first contacts of the writer with St. Petersburg and Moscow critics, publishers and writers. A detailed analysis of the history of Bunin’s cooperation with “The Orlovsky Vestnik” newspaper, where the young poet received a rich experience in the editorial office, in particular, he published not only his poems and stories, but also literary and critical notes, essays, correspondence and feuilletons. Certain literary preferences and personal sympathies of the writer are revealed in this paper, specifically, Bunin’s fascination with Narodnik writers and self-taught poets, including Yelets petty bourgeois E.I. Nazarov and poet N.V. Uspensky. Also, the article considers Bunin’s publications containing sharp criticism of the views on the development of Russian poetry of the St. Petersburg “Sever” magazine, where the writer defended N.A. Nekrasov, as well as provided sharp controversy over the capital’s media derision on their provincial colleagues in “The Moskovskie Vedomosti” newspaper. A discussion with the Moscow newspaper revealed the closeness of Bunin’s position to the views of the radical democratic wing of the Zemstvo intelligentsia. This article highlights the publication of Bunin’s debut book – the poetry collection called “Poems of 1887-1891”, which was published with the assistance of the editor of “The Orlovsky Vestnik” B.P. Shelikhov. The most representative reviews published in “The Artist” and “The Observer” magazines are considered in this paper. Critics accused the writer of imitating A.A. Fet, whose poem Bunin used as an epigraph to the collection, as well as they specified the prosaic nature of some of Bunin’s poems. The following conclusions are formulated in the article, basing on the studied material: Bunin’s experience as a newspaper worker did not become his life’s work, however, the work in the editorial office allowed the young poet to expand his literary and social horizons.

Текст научной работы на тему «И.А. БУНИН – СОТРУДНИК ГАЗЕТЫ «ОРЛОВСКИЙ ВЕСТНИК»»



К.К. Ярославская (Москва)

И.А. БУНИН - СОТРУДНИК ГАЗЕТЫ «ОРЛОВСКИЙ ВЕСТНИК»

Аннотация. В статье на основании писем, мемуаров, дневников, а также текстов критических публикаций исследуется начало творческого и журналистского пути И.А. Бунина. Установлены первые контакты писателя с петербургскими и московскими критиками, издателями и литераторами. Проведен подробный анализ истории сотрудничества Бунина с газетой «Орловский вестник», где юный поэт получил богатый опыт работы в редакции: публиковал не только свои стихи и рассказы, но и литературно-критические заметки, очерки, корреспонденции и фельетоны. Выявлены некоторые литературные предпочтения и личностные симпатии писателя, в частности, увлечение Бунина писателями-народниками и поэтами-самоучками. Рассмотрены публикации Бунина, содержащие резкую критику взглядов на развитие русской поэзии петербургского журнала «Север», причем писатель встает на защиту Н.А. Некрасова, а также острую полемику с газетой «Московские ведомости» по поводу насмешек столичной прессы над провинциальными коллегами. Дискуссия с московской газетой выявила близость позиции Бунина ко взглядам радикально-демократического крыла земской интеллигенции. Освещен выход дебютной книги Бунина - поэтического сборника «Стихотворения 1887-1891 гг.», который был издан при содействии редактора «Орловского вестника» Б.П. Шелихова. Рассмотрены наиболее репрезентативные рецензии на эту книгу, опубликованные в журналах «Артист» и «Наблюдатель». Критики упрекнули писателя в подражании А.А. Фету, стихотворение которого Бунин использовал в качестве эпиграфа к сборнику, а также в прозаичности некоторых его стихотворений. На основании изученного материала сформулированы следующие выводы: газетная работа не стала для Бунина делом его жизни, тем не менее работа в редакции позволила молодому поэту расширить его литературный и общественный кругозор.

Ключевые слова: И.А. Бунин; газета «Орловский вестник»; журнал «Родина»; критик; журналист; редактор.

K.K. Yaroslavskaya (Moscow) I.A. Bunin as a Member of "The Orlovsky Vestnik" Newspaper

Abstract. The article examines the beginning of I.A. Bunin's creative and journalistic path, basing on letters, memoirs, diaries and texts of critical publications. This paper identifies the first contacts of the writer with St. Petersburg and Moscow critics, publishers and writers. A detailed analysis of the history of Bunin's cooperation with "The Orlovsky Vestnik" newspaper, where the young poet received a rich experience in the editorial office, in particular, he published not only his poems and stories, but also

literary and critical notes, essays, correspondence and feuilletons. Certain literary preferences and personal sympathies of the writer are revealed in this paper, specifically, Bunin's fascination with Narodnik writers and self-taught poets, including Yelets petty bourgeois E.I. Nazarov and poet N.V Uspensky. Also, the article considers Bunin's publications containing sharp criticism of the views on the development of Russian poetry of the St. Petersburg "Sever" magazine, where the writer defended N.A. Nekrasov, as well as provided sharp controversy over the capital's media derision on their provincial colleagues in "The Moskovskie Vedomosti" newspaper. A discussion with the Moscow newspaper revealed the closeness of Bunin's position to the views of the radical democratic wing of the Zemstvo intelligentsia. This article highlights the publication of Bunin's debut book - the poetry collection called "Poems of 1887-1891", which was published with the assistance of the editor of "The Orlovsky Vestnik" B.P. Shelik-hov. The most representative reviews published in "The Artist" and "The Observer" magazines are considered in this paper. Critics accused the writer of imitating A.A. Fet, whose poem Bunin used as an epigraph to the collection, as well as they specified the prosaic nature of some of Bunin's poems. The following conclusions are formulated in the article, basing on the studied material: Bunin's experience as a newspaper worker did not become his life's work, however, the work in the editorial office allowed the young poet to expand his literary and social horizons.

Key words: I.A. Bunin; "The Orlovsky Vestnik" newspaper; "The Rodina" magazine; reviewer; journalist; editor.

Начало творческого пути. Первые публикации

Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина неразрывно связан как с русской, так и с зарубежной периодической печатью. Почти за 70 лет его литературной деятельности в отечественной и мировой прессе появилось множество рецензий и откликов, связанных с его творчеством, а сам Бунин выступал в качестве журналиста, редактора, критика.

История взаимоотношений писателя с журналистским и литературно-критическим сообществами до сих пор целостно не представлена. Предметом для исследования становились литературно-критические публикации Бунина, которым посвятили свои работы В.Н. Афанасьев, О.Н. Михайлов, Ю.В. Мальцев, С.Н. Морозов, Т.М. Бонами, Ю. Добровольски и другие исследователи. Однако вопрос сотрудничества Бунина с провинциальной газетой «Орловский вестник» - первым официальным изданием, принявшим начинающего писателя на службу, - подробно не был изучен. Отметим, что период сотрудничества Бунина с «Орловским вестником» пришелся на начало его литературной деятельности и продолжался без малого три года. Именно в это время формируются бунинские эстетические принципы и критерии, которым писатель будет верен на протяжении всего творческого пути. Судьба Бунина-писателя тесно переплетена с судьбой Бунина-журналиста, что позволяет нам, основываясь на его публицистических выступлениях, а также на некоторых фактах личной жизни, более подробно изучить литературную и общественную позицию писателя.

Но говоря о начале творческого пути Бунина, мы не можем обойти вниманием другой журнал - «Родина». Сотрудничество в нем принесло Бунину известность - правда, пока еще только в журналистских кругах - и впоследствии помогло при устройстве в газету «Орловский вестник».

Литературный дебют поэта состоялся, когда ему было 16 лет. 22 февраля 1887 г. в еженедельном петербургском журнале «Родина» было опубликовано стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» (1887). Однако для самого писателя наиболее памятным событием стала публикация в «Родине» стихотворения «Деревенский нищий» (1887), которая состоялась в мае того же года. Спустя двадцать восемь лет И.А. Бунин в «Автобиографической заметке» упомянул: «Утра, когда я шел с этим номером с почты в Озёрки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду» [Бунин 2017, 10]. Ценными для понимания значимости того дня являются записи В.Н. Муромцевой: «На мосту <...> его нагнал кучер Бахтеяровых, ездивший на почту, и протянул журнал "Родина" со словами:

- Он - Иван Алексеевич, а ничего!

Это была первая рецензия человека из народа. Грамотный кучер просмотрел по дороге журнал» [Муромцева-Бунина 1958, 46]. За последующий год в этом журнале было помещено больше десяти бунинских стихотворений, а также дебютный рассказ «Два странника» (1887).

Первый журналистский опыт начинающего писателя тоже связан с этим петербургским изданием - в январе 1888 г. в журнале «Родина» была опубликована бунинская статья «Наброски. Несколько слов к вопросу об искусстве». В этом материале автор рассуждает о сущности искусства и критериях его оценки, приходя таким образом к формулировке некоторых эстетических принципов. Отвергнув формулу «искусство ради искусства», писатель указал на тесную взаимосвязь между эстетической сущностью красоты как таковой и психологией человека. Иными словами, в бунинском мировоззрении «не существует абсолютно прекрасных предметов, независимо от человеческих восприятий» [Бунин 2006, УШ, 233]. Говоря о факторах, которые способствуют гармоничному духовному развитию личности, Бунин пришел к выводу о необходимости идеала в качестве наивысшей точки стремления: «Высоко-прекрасные предметы, путем постепенного воздействия на человека могут утончать его вкус и будить дремавшие наклонности к возвышенному и прекрасному, а так как в человеке все свойства души находятся во взаимодействии, то эстетическое развитие косвенно влияет и на нравственность.» [Бунин 2006, УШ, 233]. Уже первая опубликованная статья юного писателя выявляет его попытку заложить основу собственного мировоззрения, а также найти ответы на глубокие философские вопросы.

С тех же позиций написана и вторая статья для «Родины» - «Недостатки современной поэзии», которая появилась на страницах газеты в июле 1888 г. Излишняя пристрастность суждений, господствовавшая в газетах и журналах конца 1880-х гг., побудила молодого писателя остановиться на

вопросе об общих принципах, касающихся лирической поэзии и искусства вообще. Основным положением бунинской эстетики стало отношение к поэту как к полноправному члену общества, который находится «под влиянием как общечеловеческих условий и интересов, так и национальных, местных и временных» [Бунин 2006, IX, 426], а потому не может игнорировать запросы социума, в котором живет. В этой связи писатель посчитал невозможным ограничивать свободу поэтического творчества, обозначая круг тем, в рамках которых литератору положено заниматься стихотворством. «Ограничивать условными требованиями рамки поэзии - значит стеснить свободное проявление человеческого духа, укладывать в прокрустово ложе - мысль, чувства и волю», - говорит в своей статье Бунин.

Будучи на протяжении всей жизни человеком взыскательным, писатель уже в ранних статьях обозначил высокие стандарты, которым должен соответствовать поэт. В художественном микрокосме Бунина поэт «должен быть отзывчив на всякое движение души, на всякое проявление нравственного. <.. .> Но и этого недостаточно: поэт должен проникаться всеми радостями и печалями людскими, быть искренним выразителем нужд и потребностей общества, направить ближних к добру и прекрасному» [Бунин 2006, IX, 426]. Предъявляя высочайшие требования к поэту и поэзии, писатель подчеркивает, что это имеет смысл лишь в том случае, если смотреть на поэзию как на «могущественный двигатель цивилизации и нравственного совершенствования людей» [Бунин 2006, IX, 427].

Положения бунинской эстетики во многом восходят к идеям В.Г. Белинского. В своем трактате «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) критик уделяет особое место «нападкам на современную литературу <.> во имя чистого искусства, которое само по себе цель и вне себя не признает никаких целей» [Белинский 1948, 789]. Белинский замечает, что подобная мысль, хоть и имеет под собой основание, но довольно преувеличена. «Что такое чистое искусство, - этого хорошо не знают сами поборники его, и оттого оно является каким-то идеалом, а не существует фактически» [Белинский 1948, 789], - рассуждает критик. Вполне конкретно выражена позиция Белинского и по поводу отношения поэта к действительности: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких влияний извне. Поэт прежде всего - человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени. Дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других» [Белинский 1948, 791].

Таким образом, мы видим отчетливое влияние некоторых суждений Белинского на начинающего писателя: идеи критика, вероятно, донес до И. Бунина его старший брат Юлий, занимавшийся воспитанием будущего нобелевского лауреата.

В юные годы И. Бунин увлекался авторами, чье происхождение не было дворянским, они не получили светского воспитания и достойного образования, иными словами, были писателями-самородками. Его первый короткий визит в 1889 г. в Москву был ознаменован знакомством с поэтами подобного толка: И.А. Белоусовым, И.М. Вдовиным, И.И. Зер-

новым, А.И. Слюзовым. Впоследствии писатель вспоминал этот визит: «В первый свой приезд в Москву я познакомился только с московскими поэтами-"самоучками". Это был жалкий трогательный народ. Бедность и редкая одержимость в смысле любви к литературе.» [Летопись 2011, 65]. Неподдельный интерес и искреннюю симпатию к писателям-самородкам Бунин выразил в своих литературно-критических статьях. В июне 1888 г. на страницах журнала «Родина» появилась первая критическая публикация Бунина - «Поэт-самоучка. По поводу стихотворений Е.И. Назарова», посвященная елецкому мещанину, участнику суриковского кружка поэтов-самоучек. В этой статье автор разобрал дебютный поэтический сборник Назарова, сопроводив критический текст подробной биографией поэта. Описывая печальную долю Назарова, молодой писатель пришел к неутешительному выводу: «Поэзия г. Назарова обнаруживает только задатки истинного искусства. Не сам он виною тому (Здесь и дальше курсив наш. - К.Я.), что задаткам этим не пришлось развиться. <...> Сложись иначе обстоятельства, из г. Назарова вышел бы хороший поэт.» [Бунин 1973с, 290]. В заключении Бунин вновь обратился к теме, поднятой ранее в статье «Недостатки современной поэзии»: «Следует сказать, что интеллигенция могла бы не упускать из виду подобных личностей, вводить их в круг широких, умственных интересов, стараться развивать эстетический вкус и пр.» [Бунин 1973с, 291], и с некоторой наивностью прибавил: «Литературная критика также не должна бы проходить молчанием эти явления и, при разборе подобных сочинений, нельзя ограничиваться одной иронией, что обыкновенно достается в удел им» [Бунин 1973с, 291].

Сотрудничество Бунина с петербургским изданием «Родина» прекратилось после того, как начинающий писатель вступил в непродолжительную переписку с редактором петербургского ежемесячного журнала «Книжки Недели» П.А. Гайдебуровым, чей авторитет в ту пору для него был особенно высок. К радости Бунина, литератор отметил, что в его стихотворениях «заметны признаки дарования» [Летопись 2011, 49], а также предостерег начинающего писателя от «участия в изданиях такого качества, как "Родина"» [Летопись 2011, 49]. «Это не только помешает Вашей литературной репутации, но и невыгодно отзовется на развитии Вашего дарования» [Летопись 2011, 49], - заключил Гайдебуров.

Начало сотрудничества с газетой «Орловский вестник»

Как бы ни менялось отношение Бунина к журналу «Родина», тот факт, что в этом издании были помещены его публицистические выступления, сослужил ему добрую службу. В январе 1889 г. издательница газеты «Орловский вестник» Н.А. Семенова, находясь под впечатлением от бунинских статей, предложила ему, через посредство вышеупомянутого Е.И. Назарова, место помощника редактора газеты. Писатель тут же сообщил брату: «Семенова читала в "Родине" мое журнальное обозрение и восхищается моим умением владеть пером. <...> Я думаю <...> что при недурных ус-

ловиях можно согласиться с радостью. При редакции прекрасная библиотека, получаются буквально все журналы. Подумай, какая прелесть! К тому же навсегда там меня не привяжут.» [Бунин 2003, 22]. Должность главного редактора издания занимал супруг Н.А. Семеновой - Б.П. Шели-хов, который показался молодому писателю «взбалмошным сангвиником» и напомнил «настоящего дьявола» [Муромцева-Бунина 1958, 46]. Надо отметить, что это впечатление от первой встречи сохранится на протяжении всего периода сотрудничества Бунина с «Орловским вестником». Его отношения с главным редактором газеты будут неизменно напряженными, постоянные скандалы как рабочего, так и личного характера (в письмах Бунин не раз сетовал на то, что Шелихов ревновал к нему свою супругу) приведут к тому, что работа в газете порой будет невыносимой.

Предложение Семеновой Бунин принял не сразу, только осенью 1889 г. писатель снова приехал в Орел, где начал работу в редакции «Орловского вестника», будучи «всем, чем придется, - и корректором, и передовиком, и театральным критиком» [Бабореко 1983, 22].

Одной из первых примечательных работ стала статья, посвященная писателю-народнику Николаю Васильевичу Успенскому, чья жизнь трагически оборвалась 2 ноября 1889 г. Бунин на протяжении всей жизни высоко ценил литературный дар Успенского, его печальная судьба вызывала сочувственное внимание со стороны писателя. Публикация под заголовком «К будущей биографии Н.В. Успенского» появилась на страницах газеты в мае 1890 г. после того, как Бунину удалось разузнать нигде ранее не опубликованные факты из «оригинальной и печально своеобразной жизни» [Бунин 2006, IX, 432] этого писателя. С этой целью Бунин отправился в село Лобаново Тульской губернии, где проживал «тесть и друг детства Н.В. (Николая Васильевича Успенского. - К.Я.), священник А.И.У., человек очень образованный и развитой.» [Бунин 2006, IX, 432].

«Прежде всего А.И.У., к которому я первым делом отправился, наотрез отказался дать какие-либо сведения» [Бунин 2006, IX, 433]. Однако молодой Бунин был очень озабочен тем, чтобы имя этого большого писателя не ушло в небытие, потому он «переменил тактику и решился выпытать кое-что незаметно» [Бунин 2006, IX, 433]. Далее писатель изложил весьма неприглядные факты из биографии Успенского, попытавшись дать характеристику сложной и многогранной личности этого литератора. После смерти супруги, которую, по словам тестя Успенского, он любил «глубоко и искренне», писатель вел кочевой образ жизни. Скитался он не один, а с дочерью, отказавшись отдать ее на воспитание родственникам, потому что «страстно ее любил <...> но любил, опять-таки, по-своему» [Бунин 2006, IX, 434]. С девочкой, наряженной в мужской костюм, Успенский ходил и по деревням, и по питейным заведениям. Характерной чертой, которую юный Бунин отметил в этом писателе, была его кажущаяся веселость - с собой он всегда носил русскую гармонику, «в пьяном виде он был смирен, среди мужиков - весел <...> среди разных "подвальных" и рабочих - серьезен и задумчив» [Бунин 2006, IX, 435]. К концу жизни Успенский со-

всем перестал писать, от его знакомств в литературных кругах ничего не осталось, а дочь, не выдержав скудной скитальческой жизни, сбежала к родственникам. «И пусть простит мне читатель, что я передал их (факты. -К.Я.) в такой откровенной наготе. Ни опозорить, ни очернить память покойного я не хотел ими. Да и кто может отнестись с подобными мыслями к памяти человека, вся жизнь которого, в силу ли внешних обстоятельств или внутреннего разлада, была исковеркана и загублена» [Бунин 2006, IX, 437], - заключил Бунин.

Два года спустя Бунин продолжил заниматься популяризацией творчества Н.В. Успенского. 8 декабря 1892 г. в газете «Русская жизнь» вышла статья «Забытый человек» - измененный вариант статьи «Памяти Н.В. Успенского». Опустив ряд подробностей, Бунин сосредоточился на общей оценке творчества Успенского. В своей статье автор вновь погрузился в размышления о трагической судьбе писателя-демократа, «беспристрастно посвятившего свой талант изображению деревенской народной жизни - человека с большой наблюдательностью, большим знанием деревни...» [Бунин 1973а, 310]. Причину случившейся с Успенским жизненной катастрофы критик искал как во внешних обстоятельствах, относя этого литератора к числу русских «писателей-неудачников», подавленных нищетой и убожеством среды, так и во «внутреннем разладе» его личности. 15 сентября 1895 г. Бунин написал «Письмо в редакцию» с просьбой «ко всем, кто может, доставить на время воспоминания о нем, хотя бы самые отрывочные, его письма, биографические сведения <...> чтобы нарисовать образ этого оригинального человека и писателя, даровитого в высшей степени, но совершенно забытого и литературой, и обществом» [Бунин 2003, 208-209]. Вероятно, писатель отправил свое обращение в ежедневную газету «Русские ведомости», так как она первая опубликовала этот текст. Вслед за московским изданием письмо перепечатали такие газеты и журналы, как «Новое время», «Орловский вестник», «Минский листок», «Полтавские губернские ведомости», «Жизнь и искусство», «Киевское слово», «Новое слово», а на просьбу откликнулись родственники и знакомые Успенского. Новую статью Бунин так и не написал, но память об этом писателе сохранил надолго - уже в эмиграции он поделился с В.Н. Муромцевой тем, что Успенский послужил ему прототипом Кузьмы при создании повести «Деревня».

Критика московских и петербургских изданий

В январе 1891 г. на страницах «Орловского вестника» была опубликована статья Бунина «Маленькая беседа», позволяющая выявить литературную позицию молодого писателя в годы, на которые пришлось его общение с радикально-демократическими кругами провинциальной интеллигенции. Публикация представляет собой резкую критику взглядов на развитие русской поэзии еженедельного петербургского журнала «Север», основанного в 1888 г. Вс.С. Соловьевым. Поводом для выступления Бу-

нина стала напечатанная (без подписи) статья о новых сборниках стихотворений А.А. Фета и Я.П. Полонского. Библиограф «Севера» нарисовал пессимистическую картину развития поэзии конца XIX века. Согласно его концепции, пушкинская эпоха являлась «расцветом поэзии», которая сменилась периодом полного упадка. Наиболее значимой фигурой стал Н.А. Некрасов, создавший «рифмованную, рубленую прозу с "гражданскими" мотивами, с односторонними, часто фальшивыми тенденциями» [Бунин 2006, IX, 297], - цитирует своего оппонента Бунин. Это привело к тому, что русское общество утратило былой интерес к поэзии. В заключительной части статьи автор «Севера» поприветствовал последних преемников Пушкина - Полонского и Фета.

Заметка, напечатанная в журнале «Север», по мнению Бунина, «невелика и бездоказательна» [Бунин 2006, IX, 297], однако она содержит в себе наглядный пример сложившихся литературных тенденций конца XIX века, против которых и была направлена бунинская полемика. Начинающий поэт встал на позиции Некрасова, повторив мысль, высказанную ранее в статье «Недостатки современной поэзии», - о праве поэта затрагивать «общественные мотивы». Полемизируя с автором журнала «Север», Бунин продолжает развивать мысль о том, что «поэт такой же член общества, как и все, и потому не может обращать "нуль внимания" на его задачи.» [Бунин 2006, IX, 298]. Некрасов же, по мысли Бунина, «представитель нового духа поэзии, поэт, затронувший общественные мотивы», однако после этого утверждения последовало интересное дополнение: «<...> затронул он их, может быть, и неверно, но как же говорить, что совсем-то не следует затрагивать таких мотивов?» [Бунин 2006, IX, 298].

Рассуждения молодого писателя дополняются весьма странным выпадом против Фета. Бунин задает автору «Севера» вопрос: можно ли, как завещал Пушкин, «жечь сердца людей» фетовскими стихотворениями? Приведя три стихотворения Фета в качестве «образца поразительной оригинальности», писатель заключил: «Может быть, они и подходят в какой-нибудь журнальчик для отдела "Афоризмов и шарад", но приветствовать их как образцы настоящей истинной поэзии. Как вы думаете? - можно?» [Бунин 2006, IX, 298].

Если влияние Некрасова прослеживается лишь пунктирной линией в поэзии Бунина, причем, скорее, со знаком минус (например, Блок отмечал «скучную и бессодержательную некрасовщину» в бунинском стихотворении 1907 г. «Пугало»), то тот факт, что молодой поэт наследовал классическую традицию Фета и Тютчева, не поддается сомнению. Современные литературоведы полагают, что поэзия этих авторов «стала органической частью поэтической речи Бунина, он впитал ее с юных лет, и она осталась в его стихах навсегда» [Двинятина 2015, 31]. Наиболее отчетливо влияние Фета ощущается в выстраивании Буниным поэтического облика автора, а также в детальном описании природы. Подобная насмешка над Фетом кажется еще более неуместной, если вспомнить тот факт, что эпиграфом к первой книге стихотворений Бунина, которая была издана спустя всего

одиннадцать месяцев после публикации статьи «Маленькая беседа», стало фетовское стихотворение «Нет, не жди ты песни страстной.» (1855). Среди разноголосицы критических мнений по поводу выхода этой книги были слышны и упреки в подражании Фету. Такая тенденция сохранялась до начала 1910-х гг., когда впервые была опубликована повесть «Деревня» (1910).

Грандиозная по провинциальным меркам полемика развернулась с легкой руки юного Бунина между «Орловским вестником» и ежедневной газетой «Московские ведомости». 1 февраля 1891 г. в рубрике «Литература и печать» вышло сообщение о том, что издание «Московские ведомости» отрицательно отнеслось к идее сбора средств в образованный при Комитете грамотности фонд имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Бунин, констатируя скромный вклад российского общества в новообразованный фонд, выступил в защиту своей идеи сбора пожертвований: «"Московские ведомости" со злорадством прибавляют: "не густо." Да, действительно не густо. Только что это значит? Неужели то, что имя Михаила Евграфо-вича ничего не значит для нашего общества?» [Летопись 2011, 87].

Вскоре в газете «Московские ведомости» вышла заметка под названием «Салтыков и "Орловский вестник"», в которой автор с известной долей сарказма сообщил: «"Орловский вестник" очень обиделся за "русское общество" по поводу перепечатанного нами известия о 247 р., составляющих "капитал" имения Салтыкова при Комитете грамотности. <.> Какая, подумаешь, теплота передовых чувств! Читайте на здоровье! А дело только в том, что основание капитала имени знаменитого отрицателя при Комитете грамотности совершенно неуместно, и настолько нетактично, что очевидно даже сами читатели покойного чувствуют это» [Летопись 2011, 87-88].

В ответ на выпад московской газеты Бунин опубликовал в «Орловском вестнике» статью «Новые течения», содержащую острую критику столичных консервативных газет «Гражданин» и «Московские ведомости». Продолжая тему упадка русской литературы, писатель отметил, что «то же самое можно сказать и о печати - преимущественно о столичной периодической» [Бунин 1973Ь, 306]. Сетуя на качество наполнения изданий, которое, на взгляд автора, совсем не равно его быстро растущему количеству, Бунин заявил: «Столичные газеты вообще, за редким исключением, не представляют теперь руководящих органов с твердыми, определенными взглядами.» [Бунин 1973Ь, 306]. Выступив с решительной поддержкой региональной прессы, писатель обозначил круг достойных провинциальных изданий, куда вошли «Черниговские», «Курские», «Тамбовские» и «Харьковские губернские ведомости». Все вышеупомянутые газеты являлись изданиями официальными, однако, по словам автора, «они не только успешно конкурируют с издающимися в тех же городах "неофициальными" газетами, но даже приобретают большее значение» [Бунин 1973Ь, 307]. Преимуществами провинциальной печати перед столичной прессой, по мнению Бунина, являются «свежие и новые течения мысли», «честные

и трезвые речи», «земской дух» и «гуманная терпимость» [Бунин 1973Ь, 308]. Надо отметить, что провинциальная печать на рубеже 1880-1890-х гг. нередко выражала взгляды радикально-демократического крыла земской интеллигенции, которые в ту пору были близки писателю. Перечислив трудности, с которыми сталкивается провинциальная пресса, Бунин укоризненно заметил, что столичные газеты и журналы могли бы относиться благосклоннее к региональным коллегам и не применять «такую строгую оценку, какую, например, дают, с высоты своего величия - должно быть, наблюдая свои, какие-то призрачные выгоды, - некоторые столичные газеты.» [Бунин 1973Ь, 308].

Публикация статьи «Новые течения» привела к вершине конфликта с редактором «Орловского вестника» Б.П. Шелиховым. В своем письме к брату Бунин сообщает: «С редакцией разошелся. <.> Вышла громадная ссора из-за моих заметок о "Московских ведомостях". Они страшно боятся цензуры. Борис Петрович в конце концов сказал, что он даст мне в "рыло". Он бешеный, прямо-таки больной, но я не смогу снесть - уехал» [Бунин 2003, 75-76].

Из писем к брату Юлию становится ясно, что работа в газете «Орловский вестник» пришлась юному Бунину не по нраву: даже свои передовицы он считал «скучными» и «неинтересными» и никогда не посылал их близким. «Главным же образом строчу "Литературу и печать", - заметки говенные и маленькие, а за месяц все-таки набирается денег до 15, а иногда с фельетоном 20 рублей. Две копейки за строку. Впрочем, в последнее время стал писать меньше: надоело, опошлишься. <.> Я, брат, помню твой совет не поддаваться "писательскому зуду"» [Бунин 2003, 36-37], -пишет начинающий журналист в июле 1890 г-.

Отношения молодого Бунина с коллективом редакции были напряженными. Причиной тому был его вспыльчивый и независимый характер. Сотрудничество Бунина с «Орловским вестником» шло в атмосфере постоянных разрывов и примирений с руководством издания. В письмах к брату он то сетовал на непрекращающиеся скандалы, придирки и замечания главного редактора Б.П. Шелихова, то возобновлял сотрудничество, чаще всего остро нуждаясь в материальных средствах. На эти годы пришлось и знакомство с В.В. Пащенко, племянницей Б.П. Шелихова, которая некоторое время проработала корректором в «Орловском вестнике».

Выход дебютной книги стихотворений

Памятным для Бунина событием стал выход в декабре 1891 г. в качестве приложения к «Орловскому вестнику» его первой книжки стихов -«Стихотворения 1887-1891 гг.». В середине февраля 1892 г. в московском журнале «Артист» была помещена и первая рецензия на книгу стихов. Критик в менторском духе упрекнул Бунина в слабом подражании Фету, стихи которого автор использовал в качестве эпиграфа, и посоветовал начинающему писателю оставить занятия поэзией: «Нет, лучше, по-нашему,

совсем не писать стихов, чем облекать в них в голую прозу» [Иванов 2011, 24], - заключил И.И. Иванов. Эта фраза настолько сильно ударила по самолюбию И.А. Бунина, что даже спустя почти двадцать лет он упомянул об этом в «Автобиографической заметке»: «Первая рецензия на нее (книгу стихов. - К.Я.) появилась в "Артисте" и заключала в себе странный упрек в подражании Фету и совет заняться лучше прозой. Остальные отзывы были весьма сочувственными». Надо отметить, что критики еще долго будут замечать взаимонаправленность двух областей бунинского творчества: с одной стороны, его стихи не раз назовут «прозаичными», а с другой - его проза порой будет им казаться чересчур поэтичной.

Прочие рецензии на книгу сложно назвать благожелательными. Лишь два критика отозвались о дебютной книге молодого поэта с подлинным благодушием - Аполлон Коринфский и Владимир Лебедев, причем оба на тот момент уже состояли в приятельской переписке с Буниным. Обидным для молодого писателя стал отзыв рецензента журнала «Наблюдатель» А. Крюкова-Несмеянова, который не преминул сопроводить каждую строку своей рецензии язвительными инвективами. Поставив перед собой задачу разъяснить поэту, что «нанизывание на бумагу размеренных строчек - труд самый непроизводительный и никому не нужный», критик посоветовал «предоставить лучше делать подобные сборники другим лицам, которые <.> не станут набивать книгу незрелыми произведениями [Крюков-Несмеянов 2011, 26]. Бунинские стихи журналист охарактеризовал как скучные, мрачные и унылые, а его переводы назвал «каплей в море слез и за душу тянущих вздохов» [Крюков-Несмеянов 2011, 27]. В своем письме к В. Пащенко 2 марта 1892 г. огорченный Бунин делился переживаниями: «В 3-й книге "Наблюдателя" ругают меня как собаку, но, по счастью для меня, опять глупо. Говорят, что вся книга состоит из слез, что я повествую в каждом стихотворении о своих муках, о своей мировой скорби и т.д. Где это у меня?» [Бунин 2003, 155]. Такое пристальное внимание к отзывам по поводу своих произведений было свойственно Бунину на протяжении всей творческой жизни.

Сотрудничество И.А. Бунина с провинциальным изданием не сделало из него профессионального журналиста. Рутинные дела редакции не сочетались с его импульсивным характером и нежеланием выполнять будничную работу. На протяжении всей жизни Бунин (в отличие от Куприна и Горького) вспоминал занятие журналистикой с крайним неудовольствием. Тем не менее опыт работы в провинциальной прессе дал начинающему писателю ясное представление о специфике журналистского труда, о повседневной жизни редакций русских газет, расширив его литературный, общественный и житейский кругозор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. М., 1983.

2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В.Г.

Сочинения: в 3 т. Т. 3. М., 1948. С. 789-791.

3. Блок А.А. Письма о поэзии // Бунин И.А.: Pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб, 2001. С. 287-289.

4. Бунин И.А. Биографические материалы. Воспоминания. М; Берлин, 2017.

5. Бунин И.А. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 2006.

6. (а) Бунин И.А. Забытый человек // Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973. С. 309-312.

7. (b) Бунин И.А. Новые течения // Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973. С. 306-308.

8. (с) Бунин И.А. Поэт-самоучка // Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973. С. 290-296.

9. Бунин И.А. Письма 1885-1904 годов. М., 2003.

10 Двинятина Т.М. Поэзия И.А. Бунина: Эволюция. Поэтика. Текстология: дис. ... д-ра филол. н.: 10.01.01. СПб., 2015.

11. Иванов И. Рецензия: Стихотворения. 1887-1891 гг. // Литературный мир о творчестве И.А. Бунина. Антология. М., 2010. С. 24-25.

12. Крюков-Несмеянов А. Рецензия: Стихотворения. 1887-1891 гг. // Литературный мир о творчестве И.А. Бунина. Антология. М., 2010. С. 26-27.

13. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. Т. 1: 1870-1909. М., 2011.

14. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. 1870-1906. Париж, 1958.

REFERENCES

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

1. Belinskiy V.G. Vzglyad na russkuyu literaturu 1847 goda [A Look at Russian Literature of 1847]. Belinskiy V.G. Sochineniya [Works]: in 3 vols. Vol. 3. Moscow, 1948, pp. 789-791. (In Russian).

2. Blok A.A. Pis'ma o poezi [Letters about Poetry]. Bunin I.A.: Pro et contra. Lich-nost' i tvorchestvo Ivana Bunina v otsenke russkikh i zarubezhnykh mysliteley i issle-dovateley. Antologiya [Bunin I.A.: Pro et Contra. The Personality and Works of Ivan Bunin in the Opinion of Russian and Foreign Thoughts and Researchers. Anthology]. St. Petersburg, 2001, pp. 287-289. (In Russian).

3. (a) Bunin I.A. Zabytyy chelovek [Forgotten Man]. Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage]. Book 1. Vol. 84. Moscow, 1973, pp. 309-312. (In Russian).

4. (b) Bunin I.A. Novyye techeniya [New Trends]. Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage]. Book 1. Vol. 84. Moscow, 1973, pp. 306-308. (In Russian).

5. (c) Bunin I.A. Poet-samouchka [Self-taught poet]. Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage]. Book 1. Vol. 84. Moscow, 1973, pp. 290-296. (In Russian).

6. Ivanov I. Retsenziya: Stikhotvoreniya. 1887-1891 gg. [Review: Poems. 18871891]. Literaturnyy mir o tvorchestve I.A. Bunina. Antologiya [Literary World about the Works of I.A. Bunin. Anthology]. Moscow, 2010, pp. 24-25. (In Russian).

7. Kryukov-Nesmeyanov A. Retsenziya: Stikhotvoreniya 1887-1891 gg. [Review: Poems. 1887-1891]. Literaturnyy mir o tvorchestve I.A. Bunina. Antologiya [Literary World about the Works of I.A. Bunin. Anthology]. Moscow, 2010, pp 26-27. (In Russian).

(Monographs)

8. Baboreko A.K. I.A. Bunin. Materialy dlya biografii [I.A. Bunin. Materials for the Biography]. Moscow, 1983. (In Russian).

9. Bunin I.A. Pis'ma 1885-1904godov [Letters of 1885-1904]. Moscow, 2003. (In Russian).

10. Morozov S.N. (comp.). Letopis'zhizni i tvorchestva I.A. Bunina [Chronicle of the Life and Work of I.A. Bunin]. Vol. 1: 1870-1909. Moscow, 2011. (In Russian).

11. Muromtseva-Bunina V.N. Zhizn' Bunina. 1870-1906 [Life of Bunin. 18701906]. Paris, 1958. (In Russian).

12. Bunin I.A. Biograficheskiye materialy. Vospominaniya [Biographical materials. Memories]. Moscow; Berlin, 2017. (In Russian).

(Thesis and Thesis Abstracts)

13. Dvinyatina T.M. Poeziya I.A. Bunina: Evolyutsiya. Poetika. Tekstologiya [Poetry of I.A. Bunin: Evolution. Poetics. Textology]. PhD Thesis. St. Petersburg, 2015. (In Russian).

Ярославская Ксения Константиновна, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Аспирант кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики. Научные интересы: жизнь и творчество И.А. Бунина, история русской литературы и журналистики, теория литературы.

E-mail: xyaroslavskaya@gmail.com

ORCID 0000-0002-1641-1379

Ksenia K. Yaroslavskaya, Lomonosov Moscow State University.

Postgraduate student at the Department of History of Russian Literature and Journalism, Faculty of Journalism. Research interests: life and work of I.A. Bunin, history of Russian literature and journalism, theory of literature.

E-mail: xyaroslavskaya@gmail.com

ORCID 0000-0002-1641-1379

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.