Научная статья на тему 'МУЗЕЙ БУДДИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МУЗЕЙ БУДДИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей буддизма и просвещения / буддийский монастырь / Культурный фонд имени Кужугета Шойгу / выставка / буддийские экспонаты / экспозиция / museum of Buddhism and enlightenment / Buddhist monastery / Kuzhuget Shoygu Cultural foundation / exhibition / Buddhist exhibits / exposition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ооржак Сайлана Майооловна

Статья посвящена созданию филиала Национального музея Республики Тыва (НМ РТ), «музея буддизма и просвещения» на территории буддийского монастыря «Тубтен Шедруб Линг» в Кызыле. В статье представлена краткая история строительства нового монастыря в Туве. Автор статьи знакомит читателя с представленными в музее буддизма священными буддийскими предметами и реликвиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OF BUDDHISM AND ENLIGHTENMENT: HISTORY OF CREATION AND PERSPECTIVE OF DEVELOPMENT

This article is devoted to the creation of a branch of the National Museum of Tuva, the "museum of Buddhism and enlightenment" on the territory of the Buddhist monastery "Tubten Shedrub Ling" in Kyzyl. The article presents a brief history of the construction of a new Buddhist monastery in Tuva. The author of the article introduces the reader to the sacred Buddhist objects and relics presented in the museum of Buddhism.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ БУДДИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

по дереву, кости, рогу. По другой версии о происхождении этого камнерезного искусства, тувинцы отталкивались от традиций изготовления антропоморфной ритуальной скульптуры, а также, что на камнерезов повлиял скифо-сибирский звериный стиль.

Своего расцвета тувинское искусство достигло во второй половине ХХ в. В этот период появились резчики профессионалы, возникли учебные заведения и художественные артели.

В 1991 году за активное участие на зональных, всероссийских художественных выставках С.К. Одушпай был принят в члены Союза художников СССР, затем России. В 2000 году за успехи в камнерезном искусстве Республики Тыва он был награжден Почетной грамотой Председателя Правительства Республики Тыва1.

В настоящее время С.К. Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва.

Список литературы:

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М. «Наука», 1974. 219 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Нан-Хоо Яна Александровна, методист филиала «Алдын Дошка» Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: yana.nankhoo.1993@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nan-Hoo Yana Alexandrovna, methodologist of the Aldyn Doshka branch of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: yana.nankhoo.1993@mail.ru

УДК 069.64

МУЗЕЙ БУДДИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ооржак С. М.

Аннотация. Статья посвящена созданию филиала Национального музея Республики Тыва (НМ РТ), «музея буддизма и просвещения» на территории буддийского монастыря «Тубтен Шедруб Линг» в Кызыле. В статье представлена краткая история строительства нового монастыря в Туве. Автор статьи знакомит читателя с представленными в музее буддизма священными буддийскими предметами и реликвиями.

Ключевые слова: музей буддизма и просвещения; буддийский монастырь; Культурный фонд имени Кужугета Шойгу; выставка; буддийские экспонаты; экспозиция

1 Открылась выставка «Чонар-даш Сергея Одушпая». URL: https://музейтыва.рф/?p=2983 (дата обращения: 11.06.2023)

MUSEUM OF BUDDHISM AND ENLIGHTENMENT: HISTORY OF CREATION AND PERSPECTIVE OF DEVELOPMENT

Oorzhak S. M.

Annotation. This article is devoted to the creation of a branch of the National Museum of Tuva, the "museum of Buddhism and enlightenment" on the territory of the Buddhist monastery "Tubten Shedrub Ling" in Kyzyl. The article presents a brief history of the construction of a new Buddhist monastery in Tuva. The author of the article introduces the reader to the sacred Buddhist objects and relics presented in the museum of Buddhism.

Keywords: museum of Buddhism and enlightenment; Buddhist monastery; Kuzhuget Shoygu Cultural foundation; exhibition; Buddhist exhibits; exposition

28 апреля 2023 года в столице Тувы произошло исторически важное событие для тувинского народа, в Кызыле торжественно открыли буддийский монастырь «Тубтен Шедруб Линг». Название монастыря с тибетского языка переводится как «Обитель объяснения и практики учения Будды Шакьямуни». Монастырь был построен на месте, которое освятил Его Святейшество Далай-лама XIV во время его единственного визита в Туву 21 сентября 1992 года.

Общая площадь территории монастыря занимает 8333 м2. Это самый большой по площади буддийский монастырь в России и Европе. Высота буддийского монастыря - 56 метров. Вокруг монастыря расположены 108 молитвенных барабанов «Мани Хорлоо», заполненных скрученными свитками бумаг с буддийской мантрой Будды сострадания Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум», специально изготовленными во время проведения тантрических ритуалов.

Проект монастыря разработан специально для Тувы с учетом сейсмической ситуации в регионе, поэтому внешние стены храма возведены под уклоном, а толщина стен составляет 170 сантиметров. Внутренняя отделка монастыря выполнена под руководством российского скульптора, заслуженного художника Российской Федерации Даши Намдакова.

Строительство главного буддийского монастыря в Туве завершено благодаря деятельности и поддержке некоммерческой общественной организации «Культурный фонд имени Кужугета Шойгу», который был создан в 2013 г. Основными задачами и целями фонда являются содействие возрождению и сохранению культурного наследия Тувы, а также патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Фото 1. Буддийский монастырь «Тубтен Шедруб Линг». Фото Монгуш А. А.

Кызыл. 2023

10 ноября 2022 года представители фонда встретились с Его Святейшеством Далай-ламой XIV в Индии, познакомили его с ходом строительства, рассказали о планах дальнейшего развития и попросили наставления касательно организации работы монастыря.

Фото 2. Алтарный зал монастыря. Фото Монгуш А.А. Кызыл. 2023

Далай-лама XIV передал монастырю подписанную свою монашескую одежду, сутры и тхангки, также написал благопожелание тувинскому народу в альбоме с фотографиями монастыря.

На первом этаже буддийского монастыря по инициативе министра обороны России, Сергея Кужугетовича Шойгу был создан первый в Туве музей буддизма и просвещения. Идею создания музея буддизма поддержали министр культуры Республики Тыва Виктор Сергеевич Чигжит и директор НМ РТ Кадыр-оол Алексеевич Бичелдей.

Фото 3. Монашеская одежда Далай-ламы XIV. Фото Монгуш А.А. Кызыл. 2023

Музей буддизма является структурным подразделением Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ. На выставке представлены 543 буддийских предметов и священных сутр, которые находились в действовавших монастырях Тувы XVШ-XX вв. Благодаря открытию нового буддийского монастыря, гости и жители нашей Республики получили возможность увидеть ценные буддийские реликвии.

Коллекция буддийской скульптуры, живописи, ритуальных предметов и сочинений Национального музея Республики Тыва насчитывает около трех тысяч экспонатов, включая миниатюру. Большая буддийская коллекция поступила в 1954 году

и насчитывала более 500 предметов. Ритуальные предметы, скульптуру и живопись привозили из храмов после их закрытия (Елихина, 2020: 11).

Фото 4. Музей буддизма и просвещения. Фото Монгуш А.А. Кызыл. 2023

Но самое большое количество экспонатов, около 1500, вошло в собрание музея в 1960 году, когда был закрыт единственный небольшой буддийский храм в виде юрты в Дзун-Хемчикском районе. Этот хурээ построили после Великой Отечественной войны, рядом с разрушенным крупным Верхнечаданским монастырем (тув. YстYY-ХYPээ), и просуществовал он на протяжении небольшого периода времени (Елихина, 2020: 11). Во времена политических репрессий в стране, все буддийские монастыри были закрыты, сохранившаяся часть буддийского культурного наследия была утеряна, несмотря на все эти лишения, некоторые священные реликвии чудом уцелели и дошли до наших дней и большая часть представлена в музее буддизма.

Стены выставочного зала музея оформлены тхангками - тибетскими иконами, написанными минеральными красками на шелке или на хлопчатобумажной ткани. На тхангках изображают Будду или различных Бодхисаттв, буддийских иерархов, персонажей пантеона, житийные циклы. Первые тхангки появились в Тибете в VIII веке. Священные изображения пишут монахи или люди, имеющие особое посвящение. Особо дорогие тхангки пишутся золотом. Тхангка использовалась в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.

В витринах размещены скульптуры божеств, которые в основном были созданы местными мастерами. В Туве работали местные художники и мастера по обработке металла, дерева, папье-маше, гипса и глины. Они создавали оригинальные произведения, которые можно отнести к тувинскому стилю.

Для изготовления скульптуры в первую очередь использовали смешанную технику выколотки и литья: крупные части скульптуры выколачивались по заранее заготовленной форме, (форму или болванку делали из бронзы или лиственницы. Её оборачивали медным листом и по нему стучали молотком до тех пор, пока он не принимал нужную форму) а мелкие отливались. Таким образом, скульптура делалась по частям, которые соединялись пайкой (Елихина, 2020: 12).

На выставке также представлены предметы буддийской религии, которые обычно использовались в печатном деле. Начиная с самых древних времен, огромное место в буддийской религии занимало книгопечатание. Образцы буддийского книгопечатания в народе имело общее название «сутра» (тув. судур). Сутры - священные книги с текстами буддийских канонов, по тибетской медицине и астрологии. Во многих странах Азии

книги или сутры имели продолговатую форму и не переплетались. Такой формат обусловлен размером пальмовых листьев, на которых обычно писали, а после введения ксилографического книгопечатания длинный формат оказался наиболее удобным для вырезания досок. В качестве переплета для книг-сутр иногда использовались доски. В Туву буддийские сутры первоначально привозились из Тибета.

Фото 5. Буддийский священный канон-Ганджур. Фото Монгуш А.А. Кызыл. 2023

В Национальном музее хранятся около 1156 томов книг на тибетском и монгольском языках, общее число сочинений, входящих в эти тома составляет примерно 20 000 единиц хранения. В экспозиции представлены самые распространенные сутры, которые имелись почти во всех монастырях и читались при всех жизненных обстоятельствах, например, для предотвращения болезни и несчастья или для умножения скота и богатства, для устранения различных препятствий и для очищения негативной кармы.

На выставке представлен священный канон буддизма - Кангьюр (тув. Канчыыр) - слова Будды. Количество томов в разных странах варьируется с 100 до 108 томов. Данный Канчыыр был издан в Монголии в Урге с 1908-1910 гг. под патронажем Его Святейшества Богдо-Гегена VIII. Он состоит из 105 томов, из них 104 основные тома, 105 том является каталогом. Он содержит 84 000 различных поучений. Это прямые слова Будды, записанные после его смерти учениками. Сохранилось 88 томов. В свое время хранился в монастыре на территории Тере-Хольского района. После 30-х гг. он был спрятан в одной из пещер Кунгуртуга. Только в начале 1970 г. ученые и представители духовенства извлекли и передали в музей. Это единственный экземпляр, который сохранился в Туве.

Большой интерес представляют буддийские музыкальные инструменты. Это и огромные длиной до 5-ти метров трубы - бурээ, издающие звуки, похожие на могучий зов маралов. Это и звонкие колокольчики - коцга, морские раковины - туц и двухсторонние барабанчики - дамбыра, используемые во время чтения молитв. На выставке представлен духовой инструмент - кандан, который согласно религиозной легенде, изготавливался из бедренной кости умершей молодой целомудренной девушки. Инструмент этот имеет ярко выраженное символическое значение: он предназначен для общения с темными силами и злыми духами потустороннего мира. Кандан обычно изготавливался из меди, а концы его отделывались серебром.

Фото 6. Священные реликвии. Фото Монгуш А.А. Кызыл. 2023

В центре выставочного зала представлена статуя Будды Шакьямуни, в которой в 2009 г. было найдено собрание уникальных буддийских реликвий. Священные реликвии были обнаружены во время работ по идентификации и реставрации буддийских фондов музея. Курировал работы приглашенный монах тибетского тантрического монастыря Гьюдмед, Туптен Шакья, в последние три года постоянно работающий в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». При предварительном осмотре из статуи извлечено 17 предметов и 23 элемента, часть которых была идентифицирована по приложенным описаниям на тибетском языке. Среди найденных реликвий: пепел, извлеченный после кремации Будды Шакьямуни, фрагмент одеяний основателя распространенной в Туве школы Гелуг Ламы Цопкапы, фрагмент одеяния предшествующего воплощения духовного лидера монгольских буддистов Богдо-гегена Халха Джецун Дамбы VIII и фрагмент кости и волос Наропы. Можно предположить, что статуя Будды Шакьямуни ранее принадлежала нойону (князю) или высокопоставленному ламе. Реликвии аккуратно завернуты и описаны.

Сложностью и изяществом ручной вышивки поражают ритуальные костюмы и специальные маски, выполненные в виде устрашающих голов буддийских божеств -охранителей религии. Их надевали монахи во время ежегодной церемонии «Цам». Своим видом они должны были вызывать страх перед наказанием у грешников и вероотступников.

Фото 7. Альбом монастыря с благопожеланиями Далай-ламы XIV. Фото Монгуш А.А. Кызыл. 2023

В музее буддизма хранится Устав дугана «Эвам Чойхорлинг» по изучению Калачакры Тантры. Он написан по просьбе сангхи дугана Кунтаном Римпоче в 1912 г. в монастыре Лавран в Тибете. Он является оригиналом, который написан на тибетском

292

языке и с подтверждающей печатью. В них прописывался, чем должны заниматься ламы (правовое поведение, мышление и т. д.).

В одной из витрин музея представлен один из трех изданных альбомов с фотографиями монастыря, подписанный лично Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время аудиенции с представителями «Культурного фонда имени Кужугета Шойгу» в Индии.

В заключении необходимо отметить, что особенностью экспозиции музея буддизма является то, что все экспонаты «оживлены» - наполнены священной энергией: особыми субстанциями, лекарственными травами, свитками с мантрами и другими сопутствующими религиозными реликвиями, впитали в себя силу веры и являются намоленными реликвиями, несущими в себе исторический след и сильную положительную энергию с тех времен. В зале музея буддизма также, как и в алтарном зале монастыря, можно поклониться буддийским божествам и получить благословение. Музей буддизма в главном буддийском монастыре показывает культурно-историческую связь между поколениями и преемственность духовно-нравственных ценностей.

Список литературы:

Елихина Ю.И. Буддийское искусство и иконография Тувы. Кызыл, Национальный музей им. Алдан-Маадыр, 2020. 272 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ооржак Сайлана Майооловна, заведующий музеем буддизма и просвещения Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: saylanao@inbox.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oorzhak Saylana Mayoolovna, Head of the Museum of Buddhism and Enlightenment of the National Museum. Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: saylanao@inbox.ru

УДК 739

ТЕХНОЛОГИЯ УЗДЕЧНОГО ЛИТЬЯ У ТУВИНЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Майны Б. С.

Аннотация. Традиционной техникой древних кочевников была резьба, которая оказала влияние на литье цветных металлов. Изготовление уздечных изделий, производилось с помощью выгорающих деревянных моделей. На примере глиняных форм коллекции тувинского кузнеца из материалов Национального музея Республики Тыва представляем утраченные технологии литья и металлообработки.

Ключевые слова: костяное навершие в виде головы лошади; уздечка; литье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.