1111111ШИННАЯ 1111
М.В.Урсипа
МУЗЕЙ БОЛЬШОГО ТЕАТРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИК И СОВРЕМЕННОСТИ
Урсина Марина Викторовна -директор музея Большого театра
Далеко не все, даже в Большом театре, знают, какими сокровищами располагает его музей.
Когда в 1920-х по инициативе академика живописи Федора Федоровского создавался музей Большого театра, перед ним ставилась цель: собирать памятники истории театрального искусства, изучать и пропагандировать целостную историю театра как вида искусства, стать хранителем традиций и памяти обо всем лучшем, что было и есть в Главном храме искусства. Музей стал научным и культурно-просветительным подразделением театра, деятельность которого направлена на комплектование и экспонирование подлинных материалов по истории художественной деятельности театра.
За 225 лет, прошедших со дня основания, Большой театр превратился в мощный притягательный центр искусства, собравший вокруг себя лучших российских служителей муз. Наглядное подтверждение этого — богатейшее собрание музея Большого, сконцентрировавшее огромные историко-культурные и художественные ценности и насчитывающее свыше 80 тыс. экспонатов. Раз-
нообразны коллекции музея; его фонды делятся на мемориально-вещевой, изобразительный, фотографий и негативов, архивно-рукописный и печатный, аудио-и видеоматериалов, кино-фотодокументов, фонотеку и библиотеку.
Исключительный интерес представляет обширное собрание эскизов декораций и костюмов. Их общая численность составляет более 11 тыс. единиц хранения. Начиная с работ художника И.Мартынова к первым постановкам в Большом театре опер А.Верстовского и М.Глинки музей постоянно пополнялся произведениями многих всемирно известных мастеров театральной живописи: А.Головина, К.Коровина, А.Вас-нецова. В.Поленова, А.Бенуа, ЕЛансе-ре, Б.Кустодиева, В.Дмитриева, П.Кон-чаловского, М.Курилко, П.Вильямса, И.Рабиновича, В.Ходасевича, Б.Волко-ва, С.Вирсаладзе, В.Золотарева, В.Ле-венталя, Б.Мессерера и других. Особенно широко представлено творчество ху-дожников-декораторов, которые в течение долгого времени работали в Большом театре: К.Вальца, Ф.Федоров-ского, П.Вильямса, В.Рындина. Каждый из них оформил по несколько постановок. Наследие этих художников составляет золотой фонд отечественной театральной живописи. По коллекциям живописи и графики можно получить достаточно полное представление об истории развития театрально-декора-ционного искусства в нашей стране.
Музей располагает более 100 произведениями живописи, в их числе порт-
|дшшя и культурная жмань
реты, принадлежащие кисти Р. Фалька, В.Ефанова, С.Герасимова, Ю.Пимено-ва, Е.Шегаля, А.Фонвизина. С этих портретов на нас смотрят Ф.Шаляпин и Л.Собинов, Н.Голованов и А.Нежда-нова, Г.Уланова и О.Лепешинская,
В.Барсова, Н.Степанова, А.Пирогов, Н.Обухова, СЛемешев, Е.Катульская, М.Плисецкая, И.Архипова, Е.Райков и Е.Образцова.
Огромную художественную ценность представляет собой коллекция скульптурных портретов деятелей Большого театра, насчитывающая 90 экспонатов. Среди них можно назвать работы Б.Фредман-Клюзель, И.Судьбинина, Е.Янсон-Манизер, 3.Виленского, Н.Данько, П.Шапиро, Ф.Фивейского, И.Васильева. Это бюсты первого исполнителя роли Евгения Онегина — П.Хохлова, солистов балета В.Ермолаева и М.Лиепы, балерин А.Джури и С.Федоровой, великих композиторов П.Чайковского, А.Бородина, Д.Шостаковича, С.Прокофьева.
Один из самых обширных фондов музея — фонд фотографий и негативов. Он насчитывает более 50 тыс. единиц хранения и служит основой для изучения не только истории Большого театра, но и театрального фотоискусства вообще. Документальная природа фотографии как вида музейного материала служит убедительным историческим источником. Ранние фотографии и фотооткрытки относятся к концу XIX — началу XX столетий. Это работы фотографических ателье А.Эйхенвальда, И.Дьяговченко, В.Чеховского, Э.Бенде-ля, Г.Трунова, а также — “фотографов Имперских театров” — К.Фишера, М.Сахарова, М.Конарского, имевших до революции 1917 г. исключительное
право съемок в стенах Большого театра. Основная тема их творчества — портреты, в том числе костюмированные, оперных и балетных актеров, сцены из оперных и балетных спектаклей (например, сцены из опер “Дон Кихот” с участием Ф. Шаляпина 1910 г. или балета “Дочь фараона” с участием В.Ко-ралли и М.Мордкина в постановке А.Горского).
Особое место в этом собрании занимает фотографическое наследие балетмейстера А.Горского — фотографа-любителя, работавшего в жанре художественной светописи. Если в других музейных фондах и архивах хранятся портреты его работы, натюрморты, пейзажи, то в музее Большого театра имеются уникальные произведения, посвященные балетной теме и в какой-то мере отобразившие художественные искания самого балетмейстера.
Большая часть фотографий относится к периоду после 1917 г. Это документальная летопись истории главного музыкального театра нашей страны. В фондах представлены работы Н.Са-ховского, А.Горнштейна, Е.Умнова, Б.Фабисовича, Г.Соловьева, а также современных мастеров фотографии — Л.Педенчук, М.Меробова, Е.Фетисовой, А.Бражникова, М.Логвинова. Содержание фотографий не ограничивается портретами и сценами из спектаклей, оно охватывает всю театральную жизнь — репетиции, концертную деятельность, гастроли, значительные события в истории театра.
Редкими материалами располагает и архивно-рукописный отдел. Здесь хранятся авторские клавиры и партитуры опер и балетов выдающихся композиторов, в том числе партитура первого
НАУЧНАЯ II КУЛЬТУРНАЯЖИЗНЬ
советского балета “Красный мак” Р.Гли-эра с автографом композитора. Большой интерес представляют фотографии с автографами крупнейших деятелей искусства, мемориальные ленты и адреса. Достаточно назвать имена А.Гла-зунова, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича. Среди уникальных документов — программы спектаклей Петровского театра, пролога “Торжество муз” 1825 года, первой постановки “Жизели” в Большом театре 1844 г. Разнообразен и велик фонд старинных афиш.
В музее собрана великолепная коллекция театральных костюмов, насчитывающая более 400 экспонатов. Ни в одном музее Москвы нет такого количества раритетов — сценических костюмов, выдающихся как по своему художественному замыслу, так и по мастерству его исполнения. В фонде хранятся и оперные, и балетные костюмы, созданные по эскизам лучших театральных художников — А.Головина, К.Коровина, Л.Бакста, Ф.Федоровского, В.Дмитрие-ва, П.Вильямса, С.Вирсаладзе, В.Левен-таля. В этих костюмах выступали великие мастера прошлого и современности, кумиры публики, певцы — А.Патти, Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А.Нежданова,
С.Лемешев, И.Козловский, М.Максако-ва, В.Давыдова, Н.Шпиллер, А.Огнивцев, 3. Анджапаридзе, И. Архипова, Т.Милаш-кина, В.Атлантов, З.Соткилава, Н.Кас-рашвили; а также звезды балета — Е.Гель-цер, Г.Уланова, ОЛепешинская, М.Пли-сецкая, Е.Максимова, В.Васильев. Почти полностью здесь собраны театральные костюмы Л.Собинова, выставкой которых мы открыли юбилейный сезон. Красноречиво само название — “Свидетели немеркнущей звезды”.
По костюмам можно изучать историю театрального и бытового XVIII в. разных сословий, поскольку помимо костюмов, выполненных специально для театральных постановок, в музее хранятся дары — подлинная одежда XVIII в. Представляют ценность и аксессуары — обувь, головные уборы (шляпы, венцы, кокошники), веера.
Сравнительно немногочисленны, но чрезвычайно интересны материалы, связанные с архитектурой и строительством театра. Вот пожелтевшие листы толстой чертежной бумаги — “Профиль Большого театра с поперечной стороны”, внизу подпись: “Бове”. Это имя знаменитого архитектора, восстановившего по проекту А.А.Михайлова здание Большого Петровского театра в 1825 году. Библиографическая редкость — изданный в 1857 г. в Париже альбом чертежей Большого театра архитектора А.Кавоса, восстанавливавшего Большой театр в 1856 г. Один из его экземпляров был преподнесен Наполеону III, а в музее хранится ответный дар императора зодчему — ваза, инкрустированная эмалью. Этот альбом принес большую пользу реставраторам, работавшим в театре накануне 200 юбилейного сезона. Изучив старые образцы, современные мастера вернули залу первоначальную окраску, позолоту и драпировку.
Музей располагает богатым собранием личных вещей знаменитых артистов и композиторов. Трудно не залюбоваться сувенирными дирижерскими палочками, серебряными лирами, венками, некогда преподнесенными артистам благодарными поклонниками.
Когда гости великой арфистки В.Ду-ловой оставляли в ее доме автографы на крышке пианино, они вряд ли заду-
ИДУШЯ Л КУЯЬТТРНАЯ жизнь
мывались об их мемориальной ценности — теперь же инструмент, “расписан-ный“ Д.Шостаковичем, А.Хачатуряном,
А.Мелик-Пашаевым, превратился в музейный экспонат.
Библиотека насчитывает более тысячи книг по истории театра, балетоведению, оперному искусству. Монографическая литература, справочники, многие издания представляют собой поистине библиографическую редкость. И, конечно, нельзя не сказать о фонотеке, в которой собрано почти полторы тысячи записей. В ближайшее время записи с пластинок будут переведены на СО-ШЭМ, и тогда посетители музея получат возможность наслаждаться музыкой и прекрасными голосами долгие годы.
Столь обширные фонды — результат многолетнего кропотливого труда энтузиастов музейного дела, людей, всей душой преданных родному театру.
В этой связи нельзя не вспомнить имена руководителей музея, сменявших друг друга на протяжении десятилетий. Среди них В.В.Федоров, собравший уникальные по своей информационной ценности материалы в работе “Репертуар Большого театра 1776-1955”, заслуженный деятель искусств РСФСР, балерина В.В.Кригер.
Работать сотрудникам приходилось в непростых условиях. Если в начальный период своего существования музей был открыт “ежедневно во время антрактов для зрителей театра”, как гласила надпись на старой вывеске, то по мере наполнения экспонатами он превратился в закрытый — явление, увы, закономерное при нехватке площадей.
По свидетельству ветеранов музея, работавших в 40-50-е годы, музей, на-
ходившийся тогда на пятом ярусе театра, занимал лишь две небольшие комнаты. Естественно, все их пространство было заставлено стеллажами, ящиками, столами с нагроможденными папками. Одндко научные сотрудники, хранители хорошо ориентировались в своем “хозяйстве”, вели большую исследовательскую работу, готовили выставки, например, юбилейную, в честь 175-летия театра — это было в 1951 г. С середины 60-х годов музей Большого театра, по существу, превратился в важнейшее научно-исследовательское подразделение, которое возглавил В.И.Зарубин. В эти годы началась систематизация фондов, было собрано и обработано большое количество печатных материалов по истории театра, скомплектованы альбомы с биографиями всех творческих работников. Силами сотрудников создавались различные научно-справочные картотеки, представлявшие богатейшую информацию об оперных и балетных спектаклях театра, начиная с 1825 г., о творческом составе театра, композиторах, чьи произведения были в его репертуаре о русских и зарубежных исполнителях, выступавших в спектаклях Большого, и др.
В прессе тех лет неоднократно поднимался вопрос о важности открытого доступа публики к музейным фондам. И вот, в преддверии 200-летнего юбилея Большого театра музей распахнул свои двери перед экскурсантами: своеобразное второе рождение музея состоялось 28 марта 1974 г. Очень сложно было разместить столь внушительную коллекцию лишь в четырех отведенных под экспозицию залах. Тем не менее, сотрудникам удалось справиться с этой задачей, представив на суд зрителей
научная и культурная жшь
наиболее ценные экспонаты. Посетители получили возможность ретроспективно познакомиться с большинством постановок знаменитого театра, с целыми поколениями прославленных артистов и композиторов. На выставке экспонировались личные вещи М.Глинкй — записные книжки, евангелие, медный подсвечник, режиссерский экземпляр оперы “Иван Сусанин’’, впервые поставленной в Большом театре в 1842 году, рукописи М.Мусоргского, А.Бородина, П.Чай-ковского. Отдельные разделы экспозиции были посвящены творчеству Л. Собинова, А.Неждановой, Г.Улановой и, разумеется, гениальному Ф.Шаляпину. Здесь были десятки фотографий, запечатлевших певца в разных "ипостасях”. Экспонировался костюм Мефистофеля — в нем певец впервые выступил на сцене Большого, уникальный портрет работы А.Головина, изобразившего Ф.Шаляпина в роли Демона. Это единственное художественное свидетельство участия артиста в этой роли. Поэтому при воссоздании оперы картина наверняка окажет большую помощь и режиссеру, и солисту для вхождения в образ. Здесь для творчества важна любая деталь, даже, к примеру, такой маленький аксессуар, как веер — в музее их несколько. Самые блистательные хозяйки вееров — А.Нежданова, М.Та-льони, А.Павлова. Испанский гребень, ларец черного дерева для грима, пудреницы передала в музей М.Максакова, эти вещи служили ей в театре на протяжении 30 лет.
Да, вещи подчас способны рассказать куда больше справочников, причем история их поступления в музейное хранилище зачастую бывает весьма занимательной.
Разными путями попадали в музей экспонаты, но всегда особенно волновали дары наших зарубежных соотечественников и их потомков, служа наглядным доказательством связи русского искусства со всем миром.
Молодая французская балерина передала в музей парчовый халат Ф.Шаляпина, некогда подаренный певцом ее родителям. В этом облачении великий артист пел Бориса Годунова. А сын самого Федора Ивановича, профессиональный художник Борис Шаляпин, преподнес портреты С.Прокофьева, Г.Улановой, М.Плисецкой, Н. Бессмертновой.
Вдова знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского передала в музей три тетради — рукописи его хореографической системы. А ноты Сергея Рахманинова пришли по дипломатическим каналам — нашим и американским. О ценности этого дара говорит только один факт: в России практически нет нот, принадлежавших Рахманинову лично. Балетные туфли Анны Павловой, роскошные костюмы ее “коллеги” Ольги Преображенской прислала из США ее ученица Т.Туманова.
Коснувшись зарубежной темы, отметим, что в материалах музея нашла отражение исключительно важная роль Большого театра как полпреда отечественного искусства. Многочисленные афиши, программы, рецензии свидетельствуют об огромном успехе гастролей театра за рубежом.
Велика роль музея как научно-исследовательского центра. Многие известные писатели, искусствоведы, музыковеды, критики, журналисты создавали свои труды, пользуясь его материалами. Так, ведущий советский балетовед
шчш а шътшжть
музе! большого театра сквозь яркая* исгогм ш шгшшисти
В.Красовская активао использовала музейные фонды для подготовки первой фундаментальной истории русского балета в трех томах. Критики Ю.Слонимский, Е.Костина, Е.Грошева, Е.Луцкая, А.Медведев написали серию книг о Большом театре.
Вот краткий перечень некоторых книг, созданных на базе музейных материалов: А.Иванов “Жизнь артиста”, А.Мессерер “Уроки классического танца”, В.Дулова “Искусство игры на арфе”, Э.Бочарникова, Г.Иноземцев “Тем, кто любит балет”, Л.Лубенцова “Повесть об отце”, М.Рейзен “Автобиографические записки”, А.Орфенов “О Большое театре”, С.Лемешев “Путь к искусству”, Е.Суриц “Балетмейстер А.Горский”. При помощи наших архивных материалов создавали свои книги И.Архипова, М.Максакова, Н.Тимофе-ева, М.Лиепа. Помимо российских авторов в музее работали журналисты, критики и искусствоведы из разных стран мира.
Сфера деятельности музея была и остается чрезвычайно широкой: его научные сотрудники не утрачивают связей с общественностью, помогают исследователям и поклонникам театра не только советами, но и музейными материалами, предоставляя во временное пользование отдельные экспонаты, фотографии, рукописи, а также произведения искусств для открывающихся выставок. И конечно, услугами специалистов нашего музея продолжают пользоваться различные издательства, учреждения, радио и телевидение. Ежедневно в музей приходят и работают с его фондами сотрудники газеты “Большой театр", литературно-издательского отдела,
театра, издательства “Театралис”, кино-видеостудии театра, фотолаборатории.
В прошедшем сезоне музей театра большое внимание уделил выставочной деятельности, организовав более 20 экспозиций, посвященных Г.С.Улановой, Ф.Федоровскому, И.С.Козловскому, А.Н.Ермолаеву, В.В.Васильеву и другим юбилярам.
Но все-таки приоритетным направлением деятельности музея остается хранение и учет экспонатов, организация планового пополнения фондов, создание при музее фондово-закупочгой комиссии из членов художественного совета театра и специалистов в области сценографии. Итогом нашей деятельности в юбилейном сезоне должна стать полная компьютеризация фондов и издание подробного каталога собрания музея.
Впереди большие, важные дела, главным из которых остается переезд в новое здание. Только с обретением своего дома музей сможет “расправить крылья”, зазвучать в полную силу, широко распахнув свои двери для всех поклонников театра. Дом княгини Трубецкой-Бове в Петровском переулке вполне соответствует этой задаче, его отреставрированные залы — достойное обрамление нашей богатейшей коллекции. Когда-то особняк принадлежал семейству Трубецких, а позже в нем жил О.Бове, женившийся на одной из Трубецких. Именно в этом особняке рождались замыслы и планы архитектора о перестройке сгоревшего Большого Петровского театра. А сейчас в нем по распоряжению Дирекции будут размещены экспозиции нашего музея. В таком здании можно достойно про-
НАУШЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1^2
водить интересные вечера, камерные концерты, посвященные творчеству великих танцоров, певцов, музыкантов, композиторов.
Автором концепции единого архитектурно-художественного проекта оформления интерьеров здания и решения постоянной музейной экспозиции выступит народный художник СССР, академик В.Я.Левенталь, проработавший в театре более 30 лет.
Видеофильмы, записи из фонотеки позволят нашим гостям погрузиться в историю Большого театра, ощутить его неповторимую атмосферу, совершив экскурсию в прошлое. В текущем сезоне музей намерен провести в здании театра большое количество выставок, экспонаты которых способны украсить любой зал, стать великолепной рекламой для будущих гастролей Большого театра.