Научная статья на тему 'Наследие М. И. Петипа в фондах Санкт-Петербургского театрального музея'

Наследие М. И. Петипа в фондах Санкт-Петербургского театрального музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТИПА / PETIPA / ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / THEATRE MUSEUM / КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / БАЛЕТ / BALLET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лалетин Сергей Викторович

Статья посвящена обзору музейных материалов, имеющих непосредственное отношение к российской ветви династии Петипа. Коллекция хранит большое количество эскизов и фотоматериалов к постановкам М. И. Петипа, афиши, программы, рукописные документы, костюмы к спектаклям, фотографии семьи и ближайшего окружения выдающегося балетмейстера. Изложенная информация может представлять интерес для исследователей творчества М. И. Петипа, хореографов-реконструкторов, профессионалов и любителей балетного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The M. Petipa’s legacy in Theatre Museum of Sankt-Petersburg

The article focuses on the review of the materials in the collection of the St. Petersburg Theatre Museum of direct relevance to the Russian branch of the Petipa dynasty. The museum’s collection holds a large number of sketches and photographs of Marius Petipa’s productions, as well as posters, programmes, some handwritten documents, costumes for ballets, pictures of family and inner circle of the outstanding choreographer. The article contains valuable information for researchers of Marius Petipa’s legacy, choreographers-reenactors, professionals and amateurs of the ballet.

Текст научной работы на тему «Наследие М. И. Петипа в фондах Санкт-Петербургского театрального музея»

УДК 7.0; 792.8

С. В. Лалетин

НАСЛЕДИЕ М. И. ПЕТИПА В ФОНДАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ

Театр, как одно из самых эфемерных, ускользающих видов искусств, сложно поместить в строгие музейные рамки. Но, тем не менее, в театральных музеях (которых в мире насчитывается не так уж много), бережно хранится и тщательно изучается наследие великих мастеров прошлого, таких как Мариус Иванович Петипа.

Наследие Петипа в фондах Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства по праву занимает внушительное место. Датой своего основания музей считает 1908 г., когда состоялась большая публичная театральная выставка в Панаевском театре, организованная видными коллекционерами того времени. Часть экспонатов выставки положила начало музейной коллекции. Основой фондов стали частные собрания актера Ивана Федоровича Горбунова, журналиста и театрала Виктора Викторовича Протопопова, видного театрального деятеля Анатолия Евграфовича Молчанова, искусствоведа, коллекционера Левкия Ивановича Жевержеева. Их личные коллекции формировались на рубеже Х1Х-ХХ вв., во время расцвета академического балета и творчества М. И. Петипа. На протяжении всего своего существования музейное собрание пополнялось за счет поступлений от дарителей и меценатов из числа артистов, режиссеров, художников, различных деятелей искусства, коллекционеров, и простых любителей театра. За долгие годы количество материалов, связанных с деятельностью М. И. Петипа неуклонно росло, лакуны в коллекции дополнялись новыми поступлениями.

По сути, весь обширный корпус материалов по балетному искусству дореволюционного периода, так или иначе, неразрывно связан с именем Петипа. Большинство балетов гениального хореографа, включая самые значимые его произведения, в разных формах отражены в собрании фондов музея. Эскизы костюмов и декораций, монтировочные книги с перечнем бутафории и реквизита к различным спектаклям, фотофиксации сцен из балетов, фотографии артистов в ролях, подлинные костюмы оригинальных постановок, афиши и программы премьерных спектаклей — количество музейных предметов, связанных с творческой деятельностью Петипа исчисляется десятками тысяч единиц хранения. Наследие хореографа — важная часть экспозиции Театрального музея в главном здании на площади Островского. Предметы из музейной коллекции используются при организации всевозможных выставок и проектов, посвященных истории русского балета, как в нашей стране, так и за рубежом. Многочисленные отечественные и зарубежные исследователи творчества Петипа в Императорских театрах приезжают в фонды для научных изысканий.

Практическое применение наследию Петипа из коллекции музея нашлось в реализации грандиозных театральных проектов последних десятилетий — реконструкциях балетов прославленного хореографа. Достаточно назвать восстановленные в Мариинском театре балеты «Спящая красавица» (1999), «Баядерка» (2002), «Пробуждение Флоры» (2007), поставленный в миланском театре Ла Скала балет «Раймонда» (2011). На основе хранящихся в фондах эскизов декораций, а также фотофиксаций сцен из балетов и фотографий артистов в сценических костюмах, было воссоздано оригинальное оформление премьерных спектаклей — и здесь можно с достоверностью убедиться: соответствует ли реконструкция оригинальной версии.

Таким образом, мы видим, как наследие Петипа, этот гигантский пласт в истории хореографического искусства, продолжает по сей день жить, питать и воспитывать новые поколения балетмейстеров, артистов, любителей балета.

Что же касается непосредственно личности Мариуса Ивановича и всего его большого семейного клана, здесь, увы, коллекция музея не может похвастаться богатством и разнообразием материала.

В фондах, к сожалению, нет ни одного предмета, когда-либо принадлежавшего великому хореографу. Из мемориальных экспонатов имеется лишь сценический костюм для испанского танца в дивертисменте неустановленного придворного спектакля 1859 г. — колет синего сукна с металлическими пуговицами, отделанный золотым галуном.

Немногим больше хранит отдел рукописей музея. В личном фонде М. И. Петипа можно найти копии нескольких французских документов — это свидетельство о браке его родителей — Жана Антуана и Викторины Морель от 20 апреля 1815 г.; свидетельство о рождении самого Виктора Мариуса Альфонса Петипа от 11 марта 1818 г.; свидетельство о смерти Викторины Морель-Петипа 1860 г. Все копии выполнены в конце 60-х гг. прошлого века и появились в фондах музея в рамках подготовки выпуска сборника «Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи», вышедшего в 1971 г.

Отдел фотографий и репродукций хранит фотопортреты Мариуса Петипа от 1860-х до 1900-х гг. Стоит заметить, что практически все они хорошо известны, неоднократно публиковались в различных научных изданиях, справочниках и энциклопедиях. Интерес представляют фотографии, имеющие дарственные надписи рукой Петипа к разным лицам, в том числе балетному критику К. А. Скальковскому, танцовщицам балетной труппы А. Я. Вагановой, Н. А. Бакеркиной, М. Ф. Тистровой и многим другим. Имеется в фондах и несколько снимков Мариуса Ивановича в сценических ролях, все они также хорошо известны исследователям: это Петипа в ролях из его первого оригинального большого сочинения — балета «Дочь фараона», где он исполнял партии англичанина лорда Вильсона и египтянина Таора, а также несколько фотоснимков из балета «Фауст».

Ближайшие родственники Петипа представлены несколькими изображениями. Имеется единственное фото отца балетмейстера, Жана Петипа; групповой

семейный потрет, сделанный во Франции, на котором присутствуют Мариус с матерью Викториной, братом Люсьеном и, вероятно, их сестрой, оперной певицей Аматой Викториной; есть ряд фотографий Люсьена Петипа, артиста Парижской оперы, в жизни и в сценических ролях.

Многочисленная российская ветвь семейства Петипа в коллекции фотоотдела представлена достаточно широко. Здесь мы можем найти изображения всех детей Мариуса Ивановича, а также некоторых из его внуков, также связавших свою судьбу с театром.

Значительное количество фотоматериалов содержит архив старшего сына балетмейстера — Мариуса Мариусовича Петипа, который был видным драматическим актером, одним из ведущих артистов Александринского, а затем Камерного театра в Санкт-Петербурге.

В браке с танцовщицей московского, а затем петербургского балета Л. Л. Савицкой у Мариуса Ивановича родилось пятеро детей — Надежда (1874), Евгения (1877) Виктор (1879), Любовь (1880), Марий (1884), Вера (1885). Интересно, что все дочери выбрали карьеру танцовщиц, а сыновья предпочли стезю драматических актеров. В фондах музея есть фотографии всех детей Петипа, они сняты в разном возрасте, в том числе в сценических партиях. Исключение составляет дочь Евгения, безвременно скончавшаяся в 1892 г. — ее изображение есть лишь на одной общей фотографии.

Самое внушительное собрание музейных предметов, относящихся к клану Петипа, принадлежит Марии Мариусовне, дочери первой жены балетмейстера М. С. Суровщиковой-Петипа. Одна из ярчайших представительниц петербургской балетной труппы, свыше тридцати лет танцевавшая на сценах Императорских театров, Мария Петипа была талантливой классической и характерной танцовщицей. Перед своим отъездом во Францию в 1927 г. Мария Мариусовна подарила Театральному музею большое количество материалов из своего личного архива. Так, в фондах насчитывается около тысячи ее фотографий: в жизни, в ролях, в сценах из спектаклей. В отделе рукописей хранятся многочисленные персональные стихотворные посвящения, в том числе рукописный альбом с зарисовками и стихами. Здесь же тридцать два письма от поклонников таланта Марии Мариусовны, самого разного содержания — от выражения восторгов, и признаний в любви до банальных просьб выслать фотографию с автографом. В мемориально-вещевом отделе есть две пары балетных туфель Марии Петипа с ее подписью.

Одной из трудностей, с которыми приходится сталкиваться музейщикам при комплектовании личных фондов, является проблема установления подлинности предмета, а также верная его атрибуция. В 1951 г. в музей поступила часть коллекции Любови Дмитриевны Блок, в том числе два очень любопытных материала. Это французское издание клавира балета «Жизель» с пометами, а также рукописный репетитор того же балета с подробной надстрочной записью сценического действия (все надписи в обоих случаях выполнены на французском языке). Долгое время считалось, что пометы в клавире выполнены рукой самого Мариуса Петипа. Однако в 1966 г. была произведена графологическая экспертиза,

Мариус Петипа с матерью Викториной Морель-Грассо, братом Люсьеном и сестрой Аматой Викториной (?). Не позднее 1860 г.

Люсьен Петипа. 1870-е гг.

М. И. Петипа. 1885-1886 гг.

Л. Л. Петипа (Савицкая) с детьми — Марием и Верой 1890-1895 гг.

Дети М. И. Петипа — Евгения, Надежда, М. И. Петипа (с дарственной надписью

Любовь, Виктор. 1890-1892 гг. К. А. Скальковскому). 1896 г.

которая установила совпадение представленного для анализа образца почерка Петипа с почерком на репетиторе. Спустя тридцать лет была проведена повторная экспертиза предметов — и клавира, и репетитора. Экспертиза 1995 г. определила, что то ни тот, ни другой экспонат не содержат записей, соответствующих почерку Петипа. Таким образом, на сегодняшний момент в отношении, по крайней мере, одного из предметов — репетитора, имеются два совершенно противоположных экспертных заключения. Вероятно, необходимо провести третью графологическую экспертизу для окончательного решения вопроса, хотя гарантий, что новая экспертиза не внесет еще большую путаницу в это и без того запутанное дело, нет.

Исследователи творчества Петипа в фондах Театрального музея могут найти весьма интересные, но разрозненные и потому мало изученные документы. Так, в музейной коллекции есть некоторое количество материалов по последнему балету Петипа «Роман бутона розы и бабочки» композитора Риккардо Дриго. Автором сценария и сценографии выступил бывший директор Императорских театров И. А. Всеволожский. Балет предполагался для придворных Эрмитажных спектаклей в январе 1904 г.

Петипа начал постановочные репетиции в конце 1903 г., однако практически готовый спектакль был снят с показа за две недели до премьеры, по личному рас-

поряжению Николая II — этот факт подтверждает в своих дневниках директор Императорских театров В. А. Теляковский [1, с. 126, 130]. Для престарелого Петипа это было сильным потрясением: судя по его личному дневнику, он очень переживал за судьбу своего «маленького шедевра» [2, с. 89].

В отделе рукописей Театрального музея хранится записка Петипа к инспектрисе Императорского театрального училища В. И. Лихошерстовой, датированная 19 октября 1903 г., с просьбой помочь отобрать детей для просмотра к постановке балета «Роман бутона розы». В дневнике Петипа мы можем найти запись от 20 октября, подтверждающую его приезд в училище [2, с. 81].

В фондовом отделе изобразительного искусства имеется большой комплект эскизов Всеволожского к балету — мужские и женские костюмы, многие из них с указанием фамилий артистов.

Так, партию Распустившейся розы должна была танцевать Ольга Преображенская, ее партнером выступал Михаил Фокин — Красивая бабочка. Анна Павлова была Маргариткой, маститый Павел Гердт должен был исполнить партию Старой бабочки.

Небольшая деталь костюма, предположительно к балету «Роман бутона розы», крылья желтой бабочки, хранятся в мемориально-вещевом отделе музея. Это косвенное свидетельство тому, что, по крайней мере, часть костюмов для спектакля была изготовлена, и балет был готов к показу в Эрмитажном театре. Увы, последнее творение мастера так и не увидело света рампы.

Значение наследия династии Петипа, как и тот вклад, который внес лично Мариус Иванович Петипа в развитие русского балета трудно переоценить. Многие материалы, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургского театрального музея, уже введены в научный оборот и по большей части не раз опубликованы, однако дотошный исследователь всегда сможет найти в музейной коллекции нечто, что откроет новые грани, казалось бы, уже хорошо изученной темы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теляковский В. А. Дневник директора Императорских театров 1903-1906. Санкт-Петербург. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2006. 448 с.

2. Петипа М. Дневники 1903-1905 годов / Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. 928 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.