УДК 7.0; 792.8
С. В. Лалетин
НАСЛЕДИЕ М. И. ПЕТИПА В ФОНДАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ
Театр, как одно из самых эфемерных, ускользающих видов искусств, сложно поместить в строгие музейные рамки. Но, тем не менее, в театральных музеях (которых в мире насчитывается не так уж много), бережно хранится и тщательно изучается наследие великих мастеров прошлого, таких как Мариус Иванович Петипа.
Наследие Петипа в фондах Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства по праву занимает внушительное место. Датой своего основания музей считает 1908 г., когда состоялась большая публичная театральная выставка в Панаевском театре, организованная видными коллекционерами того времени. Часть экспонатов выставки положила начало музейной коллекции. Основой фондов стали частные собрания актера Ивана Федоровича Горбунова, журналиста и театрала Виктора Викторовича Протопопова, видного театрального деятеля Анатолия Евграфовича Молчанова, искусствоведа, коллекционера Левкия Ивановича Жевержеева. Их личные коллекции формировались на рубеже Х1Х-ХХ вв., во время расцвета академического балета и творчества М. И. Петипа. На протяжении всего своего существования музейное собрание пополнялось за счет поступлений от дарителей и меценатов из числа артистов, режиссеров, художников, различных деятелей искусства, коллекционеров, и простых любителей театра. За долгие годы количество материалов, связанных с деятельностью М. И. Петипа неуклонно росло, лакуны в коллекции дополнялись новыми поступлениями.
По сути, весь обширный корпус материалов по балетному искусству дореволюционного периода, так или иначе, неразрывно связан с именем Петипа. Большинство балетов гениального хореографа, включая самые значимые его произведения, в разных формах отражены в собрании фондов музея. Эскизы костюмов и декораций, монтировочные книги с перечнем бутафории и реквизита к различным спектаклям, фотофиксации сцен из балетов, фотографии артистов в ролях, подлинные костюмы оригинальных постановок, афиши и программы премьерных спектаклей — количество музейных предметов, связанных с творческой деятельностью Петипа исчисляется десятками тысяч единиц хранения. Наследие хореографа — важная часть экспозиции Театрального музея в главном здании на площади Островского. Предметы из музейной коллекции используются при организации всевозможных выставок и проектов, посвященных истории русского балета, как в нашей стране, так и за рубежом. Многочисленные отечественные и зарубежные исследователи творчества Петипа в Императорских театрах приезжают в фонды для научных изысканий.
Практическое применение наследию Петипа из коллекции музея нашлось в реализации грандиозных театральных проектов последних десятилетий — реконструкциях балетов прославленного хореографа. Достаточно назвать восстановленные в Мариинском театре балеты «Спящая красавица» (1999), «Баядерка» (2002), «Пробуждение Флоры» (2007), поставленный в миланском театре Ла Скала балет «Раймонда» (2011). На основе хранящихся в фондах эскизов декораций, а также фотофиксаций сцен из балетов и фотографий артистов в сценических костюмах, было воссоздано оригинальное оформление премьерных спектаклей — и здесь можно с достоверностью убедиться: соответствует ли реконструкция оригинальной версии.
Таким образом, мы видим, как наследие Петипа, этот гигантский пласт в истории хореографического искусства, продолжает по сей день жить, питать и воспитывать новые поколения балетмейстеров, артистов, любителей балета.
Что же касается непосредственно личности Мариуса Ивановича и всего его большого семейного клана, здесь, увы, коллекция музея не может похвастаться богатством и разнообразием материала.
В фондах, к сожалению, нет ни одного предмета, когда-либо принадлежавшего великому хореографу. Из мемориальных экспонатов имеется лишь сценический костюм для испанского танца в дивертисменте неустановленного придворного спектакля 1859 г. — колет синего сукна с металлическими пуговицами, отделанный золотым галуном.
Немногим больше хранит отдел рукописей музея. В личном фонде М. И. Петипа можно найти копии нескольких французских документов — это свидетельство о браке его родителей — Жана Антуана и Викторины Морель от 20 апреля 1815 г.; свидетельство о рождении самого Виктора Мариуса Альфонса Петипа от 11 марта 1818 г.; свидетельство о смерти Викторины Морель-Петипа 1860 г. Все копии выполнены в конце 60-х гг. прошлого века и появились в фондах музея в рамках подготовки выпуска сборника «Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи», вышедшего в 1971 г.
Отдел фотографий и репродукций хранит фотопортреты Мариуса Петипа от 1860-х до 1900-х гг. Стоит заметить, что практически все они хорошо известны, неоднократно публиковались в различных научных изданиях, справочниках и энциклопедиях. Интерес представляют фотографии, имеющие дарственные надписи рукой Петипа к разным лицам, в том числе балетному критику К. А. Скальковскому, танцовщицам балетной труппы А. Я. Вагановой, Н. А. Бакеркиной, М. Ф. Тистровой и многим другим. Имеется в фондах и несколько снимков Мариуса Ивановича в сценических ролях, все они также хорошо известны исследователям: это Петипа в ролях из его первого оригинального большого сочинения — балета «Дочь фараона», где он исполнял партии англичанина лорда Вильсона и египтянина Таора, а также несколько фотоснимков из балета «Фауст».
Ближайшие родственники Петипа представлены несколькими изображениями. Имеется единственное фото отца балетмейстера, Жана Петипа; групповой
семейный потрет, сделанный во Франции, на котором присутствуют Мариус с матерью Викториной, братом Люсьеном и, вероятно, их сестрой, оперной певицей Аматой Викториной; есть ряд фотографий Люсьена Петипа, артиста Парижской оперы, в жизни и в сценических ролях.
Многочисленная российская ветвь семейства Петипа в коллекции фотоотдела представлена достаточно широко. Здесь мы можем найти изображения всех детей Мариуса Ивановича, а также некоторых из его внуков, также связавших свою судьбу с театром.
Значительное количество фотоматериалов содержит архив старшего сына балетмейстера — Мариуса Мариусовича Петипа, который был видным драматическим актером, одним из ведущих артистов Александринского, а затем Камерного театра в Санкт-Петербурге.
В браке с танцовщицей московского, а затем петербургского балета Л. Л. Савицкой у Мариуса Ивановича родилось пятеро детей — Надежда (1874), Евгения (1877) Виктор (1879), Любовь (1880), Марий (1884), Вера (1885). Интересно, что все дочери выбрали карьеру танцовщиц, а сыновья предпочли стезю драматических актеров. В фондах музея есть фотографии всех детей Петипа, они сняты в разном возрасте, в том числе в сценических партиях. Исключение составляет дочь Евгения, безвременно скончавшаяся в 1892 г. — ее изображение есть лишь на одной общей фотографии.
Самое внушительное собрание музейных предметов, относящихся к клану Петипа, принадлежит Марии Мариусовне, дочери первой жены балетмейстера М. С. Суровщиковой-Петипа. Одна из ярчайших представительниц петербургской балетной труппы, свыше тридцати лет танцевавшая на сценах Императорских театров, Мария Петипа была талантливой классической и характерной танцовщицей. Перед своим отъездом во Францию в 1927 г. Мария Мариусовна подарила Театральному музею большое количество материалов из своего личного архива. Так, в фондах насчитывается около тысячи ее фотографий: в жизни, в ролях, в сценах из спектаклей. В отделе рукописей хранятся многочисленные персональные стихотворные посвящения, в том числе рукописный альбом с зарисовками и стихами. Здесь же тридцать два письма от поклонников таланта Марии Мариусовны, самого разного содержания — от выражения восторгов, и признаний в любви до банальных просьб выслать фотографию с автографом. В мемориально-вещевом отделе есть две пары балетных туфель Марии Петипа с ее подписью.
Одной из трудностей, с которыми приходится сталкиваться музейщикам при комплектовании личных фондов, является проблема установления подлинности предмета, а также верная его атрибуция. В 1951 г. в музей поступила часть коллекции Любови Дмитриевны Блок, в том числе два очень любопытных материала. Это французское издание клавира балета «Жизель» с пометами, а также рукописный репетитор того же балета с подробной надстрочной записью сценического действия (все надписи в обоих случаях выполнены на французском языке). Долгое время считалось, что пометы в клавире выполнены рукой самого Мариуса Петипа. Однако в 1966 г. была произведена графологическая экспертиза,
Мариус Петипа с матерью Викториной Морель-Грассо, братом Люсьеном и сестрой Аматой Викториной (?). Не позднее 1860 г.
Люсьен Петипа. 1870-е гг.
М. И. Петипа. 1885-1886 гг.
Л. Л. Петипа (Савицкая) с детьми — Марием и Верой 1890-1895 гг.
Дети М. И. Петипа — Евгения, Надежда, М. И. Петипа (с дарственной надписью
Любовь, Виктор. 1890-1892 гг. К. А. Скальковскому). 1896 г.
которая установила совпадение представленного для анализа образца почерка Петипа с почерком на репетиторе. Спустя тридцать лет была проведена повторная экспертиза предметов — и клавира, и репетитора. Экспертиза 1995 г. определила, что то ни тот, ни другой экспонат не содержат записей, соответствующих почерку Петипа. Таким образом, на сегодняшний момент в отношении, по крайней мере, одного из предметов — репетитора, имеются два совершенно противоположных экспертных заключения. Вероятно, необходимо провести третью графологическую экспертизу для окончательного решения вопроса, хотя гарантий, что новая экспертиза не внесет еще большую путаницу в это и без того запутанное дело, нет.
Исследователи творчества Петипа в фондах Театрального музея могут найти весьма интересные, но разрозненные и потому мало изученные документы. Так, в музейной коллекции есть некоторое количество материалов по последнему балету Петипа «Роман бутона розы и бабочки» композитора Риккардо Дриго. Автором сценария и сценографии выступил бывший директор Императорских театров И. А. Всеволожский. Балет предполагался для придворных Эрмитажных спектаклей в январе 1904 г.
Петипа начал постановочные репетиции в конце 1903 г., однако практически готовый спектакль был снят с показа за две недели до премьеры, по личному рас-
поряжению Николая II — этот факт подтверждает в своих дневниках директор Императорских театров В. А. Теляковский [1, с. 126, 130]. Для престарелого Петипа это было сильным потрясением: судя по его личному дневнику, он очень переживал за судьбу своего «маленького шедевра» [2, с. 89].
В отделе рукописей Театрального музея хранится записка Петипа к инспектрисе Императорского театрального училища В. И. Лихошерстовой, датированная 19 октября 1903 г., с просьбой помочь отобрать детей для просмотра к постановке балета «Роман бутона розы». В дневнике Петипа мы можем найти запись от 20 октября, подтверждающую его приезд в училище [2, с. 81].
В фондовом отделе изобразительного искусства имеется большой комплект эскизов Всеволожского к балету — мужские и женские костюмы, многие из них с указанием фамилий артистов.
Так, партию Распустившейся розы должна была танцевать Ольга Преображенская, ее партнером выступал Михаил Фокин — Красивая бабочка. Анна Павлова была Маргариткой, маститый Павел Гердт должен был исполнить партию Старой бабочки.
Небольшая деталь костюма, предположительно к балету «Роман бутона розы», крылья желтой бабочки, хранятся в мемориально-вещевом отделе музея. Это косвенное свидетельство тому, что, по крайней мере, часть костюмов для спектакля была изготовлена, и балет был готов к показу в Эрмитажном театре. Увы, последнее творение мастера так и не увидело света рампы.
Значение наследия династии Петипа, как и тот вклад, который внес лично Мариус Иванович Петипа в развитие русского балета трудно переоценить. Многие материалы, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургского театрального музея, уже введены в научный оборот и по большей части не раз опубликованы, однако дотошный исследователь всегда сможет найти в музейной коллекции нечто, что откроет новые грани, казалось бы, уже хорошо изученной темы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Теляковский В. А. Дневник директора Императорских театров 1903-1906. Санкт-Петербург. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2006. 448 с.
2. Петипа М. Дневники 1903-1905 годов / Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. 928 с.