УДК 069.6: 902]: [378.4: 37] (470.56-25) DOI: 10.24412/2658-7637-2024-24-17-24
О.Е. Хмелевская1
МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ В ПРАВОВОЕ ПОЛЕ
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Российская Федерация
Представлены итоги проведённой реорганизации Музея археологии ОГПУ и опыт введения в правовое поле археологических коллекций музея исходя из его особенностей, материальных и кадровых ресурсов. Охарактеризованы приоритетные направления в деятельности музея. Предложены к обсуждению дальнейшие стратегии развития музея, в связи с изменением его организационной структуры в части представления археологических материалов, просветительской работы, популяризации археологического наследия исходя из возможностей ведомственного музея. Проанализированы необходимые учётные мероприятия для организации фондового и дофондового хранения. Рассмотрены вопросы организации учётной, хранительской и выставочной работы музея в соответствии с актуальной нормативно-правовой базой по организации деятельности музеев применительно к музеям, не входящим в структуру Министерства культуры Российской Федерации, на примере Музея археологии ОГПУ. Очерчен круг проблем, не решённых на сегодняшний день по движению музейных предметов, - проведение реставрации и организация выездных выставок.
Ключевые слова: ведомственный музей, вузовский музей, археологические коллекции, учёт и хранение археологических коллекций, делопроизводство музея, реорганизация ведомственного музея.
O.E. Khmelevskaya1
MUSEUM OF ARCHEOLOGY OF ORENBURG STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: EXPERIENCE OF INTRODUCTION
TO THE LEGAL FIELD
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation
The results of the reorganization of the OGPU Museum of Archaeology and the experience of introducing the museum's archaeological collections into the legal field based on its features, material and human resources are presented. The priority directions in the museum's activities are characterized. Further strategies for the development of the museum are proposed for discussion: changing its organizational structure, presenting archaeological materials, educational work, and popularization of the archaeological heritage. The necessary accounting measures for the organization of stock and pre-fund storage are analyzed. The issues of organizing the accounting, curatorial and exhibition work of the museum in accordance with the current regulatory framework are considered. The peculiarities of the organization of the activities of museums that are not part of
© Хмелевская О.Е., 2024
the structure of the Ministry of Culture of the Russian Federation are highlighted, using the example of the OSPU Museum of archaeology. A range of topical issues on the movement of museum objects is outlined. Attention is paid to the issues of restoration and organization of field exhibitions.
Keywords: departmental museum, university museum, archaeological collections, accounting and storage of archaeological collections, office management of the museum, reorganization of the departmental museum, Museum funds of the Russian Federation.
Проблема введения в правовое поле музейных коллекций актуальна, прежде всего для академических и вузовских музеев, не входящих в структуру музеев Министерства культуры РФ. Каждый музей, опираясь на разработанные нормативно-правовые акты, решает обозначенную проблему, исходя из тех ресурсов, которые он имеет. Нельзя не согласиться с мнением, что вузовские музеи являются одними из крупнейших хранителей археологических материалов [Герасимов, 2012, с. 145]. Проблемы учёта и хранения археологических коллекций в музеях уже неоднократно рассматривались и наиболее детально, на наш взгляд, в работах С.Л. Воробьевой [Воробьева, 2016; 2019a, б]. Отдельно данная проблематика рассматривалась относительно археологических коллекций вузовских и академических музеев ([Бердникова, 2014; Камалетдинов, 2020] и др.).
Цель данной публикации состоит в предложении к обсуждению опыта введения в правовое поле археологических коллекций музеев археологии Оренбургского государственного педагогического университета (далее - Музей археологии ОГПУ).
Имеющий 20-летнюю историю Музей археологии ОГПУ был создан в 2004 г. [Документы ... , л. 1]. Основными задачами деятельности музея были представление археологических коллекций, использование их в исследовательской и образовательной деятельности для «повышения уровня учебного процесса» [Хмелевская, 2019, с. 21; Краева, 2022, с. 257]. Организационная форма музея неоднократно менялась по тем или иным причинам [Краева, 2022; Хмелевская, 2019]. Первоначально музей являлся самостоятельным структурным подразделением. Музеем как таковым считался лишь экспозиционный зал, в котором экспонировались предметы, однако фонды числились за лабораторией и в ней же хранились, хотя экспозиция и хранение - это всегда части одного целого. И вполне логичным было включение музея в структуру археологической лаборатории в январе 2006 г. при её реорганизации в «учебную» [Документы ... , л. 2]. Такое решение, видимо, было принято в связи с тем, что музей, являясь самостоятельным структурным подразделением, не имел бы возможности содержать фонды, так как бюджетное финансирование отсутствовало, а зарабатывать самостоятельно музей не имел возможности.
За столь короткий период, учитывая, что в штате музея был только один сотрудник - заведующий музеем, сформировать необходимую учётную документацию охранного характера не удалось. Учёт был представлен фактически полевыми описями и журналом учёта коллекций. Уже в ноябре 2006 г. учётно-
хранительская деятельность музея, в числе прочих музеев, была подвергнута проверке Поволжским управлением Росохранкультуры [Документы ... , л. 3, 5]. Проверка была выездная и носила комплексный характер. Для ознакомления с ведением документооборота были запрошены все виды учётной документации -книги поступлений основного фонда и инвентарные книги, описи документов и археологических предметов, справки о движении фондов и их численности. Была произведена оценка материально-технической базы музея и условий хранения собрания музея. В акте по результатам проверки отмечено «хорошее техническое состояние экспозиционного зала и хранилищ» [Документы ... , л. 8]. Кабинет, в котором размещалась экспозиция музея, и помещение лаборатории, в котором хранились не экспонируемые в данный момент музейные предметы, были отремонтированы, оборудованы стеллажами и шкафами. Однако не обеспечивались нормативные требования к хранению и безопасности предметов археологических коллекций, так как хранение было организовано в единственном помещении лаборатории, где работали сотрудники.
Особое внимание в ходе проверки было уделено фактическому отсутствию в музее учётных мероприятий, предусмотренных законодательством и действующими нормативно-правовыми актами, прежде всего документации, носящей охранный характер. По результатам проверки отмечалось, что «порядок учёта и хранения музейных предметов и музейных коллекций не определён и осуществляется с грубыми нарушениями с полным несоответствием Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей». Хранение осуществляется по коллекциям без должной регистрации и учёта. Приём предметов на постоянное хранение, их регистрация в книгах поступлений основного и научно-вспомогательного фондов, а также передача на ответственное хранение и ведение регистрационных журналов и книг не ведётся». Зафиксированы отсутствие ведения учёта температурно-влажностного режима, возможности опечатывания витрин и помещений музея, контроля наличия и состояния сохранности, профилактических осмотров, контроля реставрационных мероприятий. Отмечены недостатки в организации учёта и хранения археологических предметов с содержанием драгметаллов, к учёту и хранению которых законодательство предъявляет особые требования [Документы ... , л. 9, 11]. В плане мероприятий по устранению выявленных недочётов были отражены самые неотложные из них при участии практически всех сотрудников лаборатории. В первую очередь они были направлены на обеспечение безопасности и физической сохранности археологических предметов (приобретение сейфа для особо ценных экспонатов, установка дополнительной охранной сигнализации). Одним из планируемых мероприятий было заключение договора на хранение и использование археологических коллекций с Оренбургским областным краеведческим музеем [Документы ... , л. 16]. Однако непонятно, на каких условиях Музей археологии мог бы использовать эти предметы. Фактически стояла угроза утраты фондов в связи с передачей в один из государственных музеев.
В 2009 г. музей преобразован в учебно-методический кабинет по археологии [Краева, 2022, с. 257]. Вероятно, в связи с тем, что было сложно соблюдать требования законодательства, предъявляемые к музейным учреждениям любого подчинения, в собрании которых находись предметы археологии. Это была попытка руководства избежать требований, предъявляемых к музейным учреждениям. Само название «музей» в учредительных документах накладывает на учредителя ряд серьёзных обязательств по обеспечению сохранности, физической безопасности предметов, осуществлению учётных мероприятий. Однако изменение фактического наименования не снимает ответственности, если какое-либо учреждение хранит и использует археологические предметы. Связано это в первую очередь с тем, что предметы археологии являются федеральной собственностью и подлежат включению в государственную часть Музейного фонда РФ, согласно п. 13. ст. 45.1 ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25 июня 2002 г. До 2013 г. часть археологических коллекций была передана в Оренбургский областной краеведческий музей, однако его помещения также были практически заполнены.
В 2013 г. руководство ОГПУ вновь получило предписание о передаче коллекций в государственную часть музейного фонда РФ теперь уже от Управления Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу в связи с имеющимися археологическими коллекциями при археологической лаборатории. Фактически для этого необходимо было произвести все необходимые учётные мероприятия и зарегистрировать коллекции в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Несколько ранее получения предписания в университете обновилось руководство, что отчасти поспособствовало решению имеющихся проблем. В археологических фондах была проведена инвентаризация, составлены описи на основную массу коллекций. В 2015 г. под фондохранилище коллекций археологической лаборатории было выделено отдельное помещение [Документы ... , л. 21]. За счёт хоздоговорных средств лаборатории был осуществлён косметический ремонт, кабинет оборудован металлической дверью, решёткой на окне, стеллажами, установлена пожарная и охранная сигнализация. Таким образом, коллекции были перемещены из лаборатории в отдельное фондохранилище. Дополнительно в помощь заведующему учебно-методического кабинета по археологии один из сотрудников лаборатории стал исполнять обязанности хранителя, фактически ставки данного специалиста выделено не было. В 2016 г. была создана фондово-закупочная комиссия (ФЗК) при археологической лаборатории для упорядочивания деятельности по документальному оформлению новых поступлений археологических предметов и коллекций. Однако фактически свою деятельность она не осуществляла, разработанный порядок приёма предметов в фонды лаборатории по-прежнему отсутствовал.
В 2017 г. сменилось руководство археологической лабораторией. Для того чтобы сохранить научную археологическую коллекцию в университете, новым руководством было принято решение привести к соответствию с требованиями
законодательства РФ документооборот музея, а также организовать учётную работу, так как необходимый учёт в музее практически отсутствовал (имелись лишь коллекционные описи и книга поступлений, в которой было зарегистрировано только 12 коллекций). Началась работа по проверке ранее зарегистрированных коллекций, регистрация в книгах вторичного учёта (инвентарные книги), фотофиксация. Был получен КОПУК музея - код по классификатору органов, предприятий и учреждений культуры, в результате появилась возможность предоставления отчёта по форме 8-НК о количестве фондов и их движении в систему Минкультуры РФ, который представляется независимо от ведомственной принадлежности. Летом 2019 г. было выделено 0,5 хоздоговорной ставки специалиста по учёту и хранению музейных фондов, на которого легла работа по организации учётных мероприятий, обеспечению соблюдений требований к хранению и подготовка охранной документации и маркировки. Осенью 2019 г. из хоздоговорных средств археологической лаборатории была приобретена автоматизированная информационная система (АИС «Музей») ГИВЦ Минкультуры РФ, что позволило начать ведение электронной базы собрания музея и посредством системы производить в дальнейшем централизованный учёт коллекций музея во ФГИС «Госкаталог Музейного фонда РФ». Начались научная инвентаризация и регистрация предметов в инвентарных книгах. Все записи о предметах дублировались в автоматизированной системе и дополнялись фотографиями для последующей регистрации в Госкаталоге. В течение 2019-2020 гг. поколлекци-онно произведена регистрация на временное хранение до экспертизы ФЗК археологических предметов, ещё не включённых в состав основного фонда музея, присвоены учётные номера.
1 января 2020 г. утверждено Положение о музее археологии ОГПУ [Положение о музее ... , 2019], и учебно-методический кабинет был вновь реорганизован в Музей археологии ОГПУ [Краева, 2019, с. 257]. Разработан документ, определяющий условия использования музейных предметов сторонними исследователями [Положение о порядке ... , 2020]. В марте музей прошёл регистрацию в реестре музеев Госкаталога Музейного фонда РФ и начал предоставлять сведения о музейных предметах, зарегистрированных в книге поступлений основного фонда, в соответствии с Положением о Государственном каталоге Музейного фонда РФ и Положением о Музейном фонде РФ [Положение о Государственном ... , 2017; Положение о Музейном ... , 2019]. В сентябре 2020 г. был пересмотрен состав фондово-закупочной комиссии, а также принято положение, в котором был определён порядок приёма новых поступлений в музей археологии ОГПУ, а также предусмотрено включение в качестве приглашённых экспертов реставраторов и других профильных специалистов [Положение о фондово-закупочной . , 2020]. Таким образом, в музее появилась возможность принятия решений о передаче предметов на реставрацию. В настоящее время идёт планомерный перевод предметов, находящихся на временном хранении, в основной фонд музея и
регистрация в Госкаталоге Музейного фонда РФ - фактически передача в государственную часть музейного фонда РФ. В 2022 г. разработана и утверждена внутримузейная инструкция Музея археологии ОГПУ [Инструкция ... , 2022].
К 2024 г. музеем зарегистрировано более 5 тыс. предметов. Однако музей по-прежнему финансируется из хоздоговорных средств археологической лаборатории, несмотря на то, что музей выполняет ту же работу в плане учётно-хранительской работы, что и государственные музеи, которые финансируются за счёт бюджетных средств. Не менее сложно обстоят дела с реставрацией предметов, включённых в государственную часть Музейного фонда РФ. С данными предметами имеют право работать только аттестованные Министерством культуры РФ специалисты, однако в нашем регионе реставраторы по керамике, металлу и другим материалам, характерным для археологических предметов, отсутствуют на сегодняшний момент [Единые правила ... , 2020]. Таким образом, большое значение имеет первичная постраскопочная консервация предметов.
Отдельно следует отметить необходимость бухгалтерского учёта археологических музейных коллекций на забалансовых счетах. Эти данные синхронизируются с данными государственного учёта (первичного в книге поступлений основного фонда и централизованного в Госкаталоге) [Письмо Минфина ... , 2019]. Также с ведомственных музеев не снимается ответственность по регистрации всех сделок с музейными предметами: выдача на экспонирование и временные выставки в другие музеи, передача на реставрацию с предварительным запросом разрешения на осуществление данных мероприятий в Госкаталоге и страхованием предметов. Причём если государственные музеи системы Минкультуры РФ могут осуществлять запросы по этим операциям с предоставлением документов через личный кабинет в Госкаталоге, но для вузовских музеев пока данная процедура в упрощённом порядке не предусмотрена, что создаёт дополнительные сложности, так как взаимодействие с Министерством культуры посредством обычной переписки значительно затягивается.
Таким образом, анализируя опыт введения в правовое поле археологических коллекций Музея археологии ОГПУ, следует отметить, что, несмотря на ограниченность кадровых ресурсов и финансирования, проведение подобной работы возможно, но при верном определении приоритетов. В первую очередь необходимо привести к нормативным требованиям хранение, соблюсти требования безопасности и физической сохранности, а также организовать учётно-хранительскую работу в соответствии с действующими правилами организации и учёта [Единые правила ... , 2020] и последующими изменениями [Приказ № 1503 ... , 2019; Приказ № 1414 ... , 2020]. Однако сложнее выделить ресурсы на экспозиционную и просветительскую деятельность, хотя они также являются основными для музея. В связи с этим на расширение деятельности по популяризации и представлению археологического наследия, проведению реставрации, рутинной работы по учёту и хранению необходимо целевое государственное фи-
нансирование, потому как рассмотренный опыт Музея археологии ОГПУ связан с необходимостью сделать археологические коллекции доступными для посетителей и исследователей в пределах родного региона.
Библиографический список
1. Бердникова Н.Е. Археологические объекты, коллекции и проблемы хранении // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Геоархеология, Этнология, Антропология». 2014. Т. 10. С. 94-109.
2. Воробьева С.Л. Комплектование, учёт, хранение и научное описание археологических коллекций в музеях: правовые аспекты и практический опыт. Уфа, 2019а. 160 с.
3. Воробьева С.Л. Приём археологических коллекций в музеях: правовые аспекты и особенности учёта (на примере работы Национального музея Республики Башкортостан) // Археология евразийских степей. 2019б, № 5. С. 11-23.
4. Воробьева С.Л. Специфика научной инвентаризации (вторичного учёта) археологических коллекций (на примере работы Национального музея Республики Башкортостан) // Вопросы музеологии. 2016, с. 108-123.
5. Герасимов Ю.В. Каталогизация археологических фондов в Российских музеях: история и перспективы // Вопросы музеологии. 2012. № 5. С. 139-147.
6. Документы и материалы по организации Музея археологии, переписка // Архив Археологической лаборатории ОГПУ. I - 5/2022.
7. Единые правила организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждены приказом Министерства культуры РФ от 23.07.2020 г. № 827.
8. Инструкция по учёту и хранению музейных предметов Музея археологии ОГПУ. Оренбург, 2022. 48 с.
9. Камалетдинов Д.А. Научно-фондовая работа в Академическом музее (на примере Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН) // Известия Уфимского научного центра РАН. 2020. № 4. С. 86-88.
10. Краева Л.А. Роль университетского музея археологии в учебном процессе // Меморативные ландшафты малых городов России и Польши. Екатеринбург, 2022. С. 256-262.
11. Письмо Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учёте информации о музейных предметах и музейных коллекциях» от 16 октября 2019 г. № 02-06-10/79605.
12. Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. Утверждено приказом МК РФ от 01.12.2017 г. № 2012.
13. Положение о Музее археологии ОГПУ. Оренбург, 2019. 8 с.
14. Положение о Музейном фонде Российской Федерации. Утверждено приказом МК РФ от 15.01.2019 г. № 17.
15. Положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям Музея археологии ОГПУ. Оренбург, 2020. 15 с.
16. Положение о фондово-закупочной комиссии Музея археологии ОГПУ. Оренбург, 2020. 4 с.
17. Приказ № 1503 «О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» от 24.11.2020 г.
18. Приказ № 1414 «О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» от 26.08.2021 г.
19. Хмелевская О.Е. Музейные фонды археологической лаборатории Оренбургского государственного педагогического университета: специфика, проблемы, векторы развития // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2019. № 9. С. 21-25.
Сведения об авторах
Хмелевская Ольга Евгеньевна, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (ОГПУ); Оренбург, ул. Пролетарская, д. 298, кв. 189.
Khmelevskaya Olga Evgenievna, Orenburg State Pedagogical University (OSPU), Orenburg, Proletarskaya str., 298, sq. 189.