Научная статья на тему 'Прием археологических коллекций в музеях: правовые аспекты и особенности учета (на примере работы Национального музея Республики Башкортостан)'

Прием археологических коллекций в музеях: правовые аспекты и особенности учета (на примере работы Национального музея Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3425
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / УЧЕТ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ARCHAEOLOGICAL COLLECTION / NATIONAL MUSEUM OF BASHKORTOSTAN / ACCOUNTING / MUSEUM COLLECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Светлана Леонидовна

В статье раскрывается проблема приема и учета археологических коллекций на основе опыта работы Национального музея Республики Башкортостан (г. Уфа), анализа музейного законодательства и законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия. Основные проблемы, возникающие при учете, хранении и научной инвентаризации археологических коллекций, связаны как с административными факторами путаницей в самом законодательстве и недостаточным финансированием на реставрационные работы, расширение фондовых помещений и издание каталогов, так и с субъективным фактором уровень научных описаний коллекций и их дальнейшее использование в экспозиционно-выставочной деятельности зависит от уровня образованности конкретных научных сотрудников музеев. Учитывая это, при вторичном учете или научной инвентаризации археологических коллекций, входящих в состав музейного собрания, необходимо привлекать специалистов в конкретной области археологии. В данной работе разработан алгоритм действий для приема археологических коллекций в музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прием археологических коллекций в музеях: правовые аспекты и особенности учета (на примере работы Национального музея Республики Башкортостан)»

УДК 902/904

ПРИЕМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЯХ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

©2019 г. С.Л. Воробьева

В статье раскрывается проблема приема и учета археологических коллекций на основе опыта работы Национального музея Республики Башкортостан (г. Уфа), анализа музейного законодательства и законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия. Основные проблемы, возникающие при учете, хранении и научной инвентаризации археологических коллекций, связаны как с административными факторами - путаницей в самом законодательстве и недостаточным финансированием на реставрационные работы, расширение фондовых помещений и издание каталогов, так и с субъективным фактором - уровень научных описаний коллекций и их дальнейшее использование в экспозиционно-выставочной деятельности зависит от уровня образованности конкретных научных сотрудников музеев. Учитывая это, при вторичном учете или научной инвентаризации археологических коллекций, входящих в состав музейного собрания, необходимо привлекать специалистов в конкретной области археологии. В данной работе разработан алгоритм действий для приема археологических коллекций в музей.

Ключевые слова: археологическая коллекция, Национальный музей Республики Башкортостан, учет, музейная коллекция.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ

Национальный музей Республики Башкортостан (далее - НМ РБ) - старейший музей в Урало-Поволжье (основан в 1864 г.) и изначально задумывался своими создателями как краеведческий музей широкого профиля. Одним из основных направлений в работе учреждения во все годы существования было археологическое. На данный момент фонды археологии составляют одну треть от всего музейного собрания: 82436 единиц хранения (далее - ед.хр.) основного фонда (далее - ОФ) (в том числе 652 ед. хр. коллекции «Драгметаллы»), 24566 ед. хр. научно-вспомогательного фонда (далее - НВ), 97529 ед. хр. фонда временного хранения. Ежегодно основной фонд пополняются на 4-5 тыс. предметов. Более 800 коллекций из археологических раскопок и разведок представляют все эпохи и культуры от 500 тыс. лет назад до начала ХХ в. В коллекциях имеется как массовый материал (керамика, каменные изделия), так и уникальные предметы, в том числе и миро-

вого значения (материалы раскопок пещеры Шульган-Таш, топор, изготовленный древними людьми 500 тыс. лет назад, импортные изделия - оружие, украшения, предметы утвари). К категории ценности «мирового значения и предметы из драгметаллов» относятся: 6634 ед. хр. Самые первые экспонаты поступили в фонды в последней четверти XIX в. -Куганакский клад из Стерлитамакского района - клад металлургов-язычников I тыс. до н. э. На сегодняшний день НМ РБ - единственный музей в регионе, принимающий массово археологический материал. В музее регистрацией предметов программе АС-Музей-3 (перенесение описаний из описи, предоставленной хранителем), фотографированием, регистрацией предметов в Государственном Каталоге РФ (далее - ГК РФ) занимаются отдельные люди. Основная проблема при приеме археологических коллекций в НМ РБ - это огромный объем при маленьком штате и нехватка площадей фондовых помещений.

Так, площадь фондового помещения «Археология» в НМ РБ составляет 50 кв. м на более чем двести тысяч находок.

Под археологическим предметом в музееведении следует понимать движимый объект, время возникновения которого превышает сто лет, найденный в ходе археологических раскопок, а также движимый объект, основным источником информации о котором независимо от обстоятельств его обнаружения являются археологические раскопки или находки (Воробьева С.Л., 2019, с. 13).

Опыт работы в фондах археологии позволил выделить следующие проблемы, возникающие при приеме и учете археологических коллекций в музеях:

- незнание или непонимание музейными сотрудниками законодательства об объектах археологического наследия (ОФ или НВ, формы собственности и т.д.);

- нежелание археологов сдавать коллекции с учетом требований музеев;

- желание археологов «закрепить коллекции за собой»;

- несовершенство российского законодательства, отсутствие подзаконных актов к Федеральному закону № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

- временной разрыв между археологическими работами и сдачей коллекции в музейный фонд;

- временной разрыв между поступлением коллекции, ее регистрацией и постановкой на учет, который ведет к утрате «научного потенциала», т. е. идет утрата полевой документации, полевых шифров, отдельных предметов;

- трата целостности археологической коллекции;

- минимизация консервационно-рестав-рационных работ;

- «нереальные» сроки размещения археологических фондов в ГК РФ;

- практическая невозможность проведения дополнительной аналитики после поступления предмета в музейный фонд, основанной на новых методах предметного материала: проведение радиоуглеродного датирования (прежде всего прямого), генетических анализов;

- низкая квалификация хранителей археологических фондов, маленький штат;

- проблема приема и учета, хранения антропологических, археозоологических материалов и т. д.;

- отсутствие единого терминологического аппарата для описания предметов;

- хаотичная организация учета и хранения всех археологических материалов (практически каждый музей разрабатывает свою систему учета коллекций);

- проблемы каталогизации археологических коллекций;

- невозможность приобретения (в том числе и на безвозмездной основе) археологических коллекций у частных лиц;

- проблема легализации случайных находок;

- отсутствие необходимых площадей для хранения;

- «захват» археологическими коллекциями фондов музеев краеведческого профиля;

- отсутствие единого понимания между археологами и музейными сотрудниками в вопросах значимости тех или иных предметов.

Законодательство закрепляет процедуру передачи археологических коллекций в музеи РФ: Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда РФ (далее - МФ РФ). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и культурного наследия (в данный момент - Министерство культуры РФ, далее - МК РФ), обязан обеспечить прием всех изъятых при проведении археологических полевых работ археологических предметов на постоянное хранение в государственную часть МФ РФ (Федеральный закон № 73, ст. 45.13).

Необходимо учитывать, что музеи и аналогичные учреждения не могут приобре-

тать объекты археологического наследия, в отношении которых существует подозрение, что они получены в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий в ходе официальных раскопок (Европейская конвенция, ст. 10.ш).

В случае выявления исторических древностей в процессе каких-либо земляных работ, строители, так же как и просто частные лица, обязаны приостановить хозяйственные работы и вызвать специалистов для обследования выявленного археологического памятника. При этом следует отметить, что археологические раскопки финансируются хозяйствующим субъектом, в результате деятельности которого возникает угроза уничтожения археологического памятника (Приказ Министерства культуры № 2877).

В то же время не исключено и случайное обнаружение археологических предметов и последующая их передача в музей. В этом случае, поступление любого предмета в фонды музея, как это и предписано общими инструктивными требованиями, сопровождается максимальной информацией о нем.

Лицо, обнаружившее археологический предмет в процессе хозяйственных работ и уклонившееся от обязанности передать ее государству, может быть привлечено к уголовной ответственности только в случае обнаружения «культурных ценностей в крупном размере» (т. е. если их стоимость превышает 100000 рублей) (Уголовный кодекс РФ..., ст. 243.3). К административной ответственности привлекаются исполнители земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, обнаружившие культурные ценности в результате таких работ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Физическим лицам будет грозить наказание в размере от 1500 до 2500 рублей (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 7.33).

В соответствии с Приказом Министерства культуры от 27 ноября 2015 г. № 2877, музейные сотрудники обязаны проинформировать орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (в РБ это Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ) о том, что им принесли для передачи археологические предметы, найденные случайно. Орган

исполнительной власти, в свою очередь, организует работу по выявлению наличия или отсутствия на месте нахождения предметов археологического объекта и сообщает музею порядок дальнейших действий, в том числе, о возможности проведения экспертной фондо-во-закупочной комиссии (далее - ЭФЗК) для включения предмета в МФ РФ (Приказ Министерства культуры № 2877). Такая практика имеется в НМ РБ.

Федеральным законом (далее - ФЗ) от 23 июля 2013 г. № 245 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» в ч. 3 ст. 8 предусматривает, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать археологические предметы в порядке, установленном законодательством РФ о МФ РФ и музеях в РФ, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 г. в состав негосударственной части МФ РФ (Федеральный закон № 245).

Включение археологических предметов в состав негосударственной части музейного фонда производится на основании заявления собственника предмета федеральным органом исполнительной власти после проведения соответствующей экспертизы (Федеральный закон № 54, ст. 8, 20). Для этого владельцы археологических предметов обязаны были получить на него заключение эксперта и зарегистрировать эту коллекцию или предмет. В таком случае предмет (или предметы) можно было хранить у себя, но при этом их нужно реставрировать и обеспечить надлежащие условия. В любое время наличие этого предмета (предметов) и его сохранность могут проверить.

Владельцы археологических предметов, не оформившие свои коллекции как часть негосударственного МФ РФ, обязаны были сдать их в музеи.

Для того, чтобы предметы, находящиеся во владении, получили статус «археологических предметов», только экспертиза может выяснить из какого именно зарегистрированного объекта археологического наследия был изъят исследуемый артефакт, либо доказать что этот предмет был обнаружен случайно. Однако если сам факт находки не был задокументирован, включая состав клада и архе-

ологический контекст, то ни один специалист не возьмется с уверенностью ответить на этот вопрос без документального свидетельства. Частное лицо, приобретая какой-либо старинный предмет, не обязано было задумываться об обстоятельствах его обнаружения, поскольку археологические предметы появились в правовом поле лишь с принятием ФЗ № 245 (ФЗ № 245). Учитывая, что коллекционирование археологических предметов в России имеет продолжительную историю (с начала XVIII в.), то такие коллекции у многих являются частью семейных реликвий. Поэтому, рассуждать о незаконном происхождении коллекций археологических предметов сложно, т.к. установить истинный источник их приобретения не всегда представляется возможным. К тому же после изъятия археологического предмета из земли невозможно доказать, что он был обнаружен в процессе каких-либо земляных работ и тем более, что закон предусматривает возможность владения археологическими предметами физическими лицами (Зубенко, Чиконова, с. 88).

Принятая в июне 2016 г. новая редакция ФЗ № 54 дает следующее определение МФ РФ: «Музейный фонд Российской Федерации - совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом» (Федеральный закон № 54, ст. 3). Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав МФ РФ, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности и независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.

Некоторые документы с вступлением в силу нового Закона в настоящее время утратили силу. Например, процедура включения в МФ РФ, действующая до вступления в силу Федеральный закон № 357 от 03. 07. 2016 г., с 01. 01. 2017 отменена.

Так как, согласно ФЗ № 54, основной фонд музея представляет собой совокупность зарегистрированных в Главной инвентарной книге (далее - ГИК) (Книге Поступлений (далее - КП) ОФ музея и хранящихся в музее, иной организации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав

МФ РФ (Федеральный закон № 54, ст. 6), то из это вытекает, что все археологические коллекции, полученные в результате археологических раскопок после 1 января 2017 г. (с момента вступления в силу ФЗ № 54) должны быть внесены в ОФ музея.

Любой предмет из МФ РФ как предмет материального мира является вещью в правовом отношении. И не просто вещью, а вещью, на которую могут распространяться имущественные права, т. е. имуществом.

Тем не менее, законодатель избегает прямого определения музейного предмета как имущества, но в статье 4 ФЗ № 54 косвенно указывает на это. Там, в частности, говорится об осуществлении органами исполнительной власти РФ имущественных прав и обязанностей в отношении музейных предметов и коллекций. По-видимому, такая постановка вопроса исторически обусловлена традиционным аксиологическим аспектом, т. е. предмет МФ РФ представляется как нечто, обладающее только культурной ценностью.

В юридической литературе имущество определяется как совокупность вещей (т. е. предметов материального мира), представляющих ценность для человека, которые находятся в собственности физического, юридического лица или публично-правового образования, а также имущественных прав на получение вещей или удовлетворения от других лиц. Предмет МФ РФ вполне подходит под это определение (Зубенко, Чиконова, с. 56).

МФ РФ разделяется на две составные части: государственную часть и негосударственную часть. Государственная часть МФ РФ состоит из предметов ОФ, являющихся федеральной и республиканской собственностью, независимо от формы собственности самого музея.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 54: «В состав государственной части МФ РФ входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, независимо от того, в чьем владении они находятся» (Федеральный закон № 54, ст. 13).

Форма собственности для объектов археологического наследия законодательно закреплена: «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле

или под водой, находятся в государственной собственности» (Федеральный закон № 73, ст. 49.3). К государственной собственности относятся федеральная собственность, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Вроде бы это не противоречит музейному законодательству, согласно которому для предметов археологии определены следующие виды собственности в зависимости от того, в каком музее они хранятся (Федеральный закон № 54, ст. 14):

1) для федеральных музеев собственность на археологические коллекции федеральная, независимо от времени их поступления в музей;

2) для музеев субъектов РФ до 26.05.1996 г. - федеральная, с 27.05.1996 г. по настоящее время предметы археологии относятся к собственности субъектов РФ, если не передавались по договору в Министерство культуры Российской Федерации. С 01.01.2017 г. форма договора согласуется с Минюстом;

3) для муниципальных музеев до 26.05.1996 г. - федеральная, с 27.05.1996 г. по 22. 07. 2013 г. - муниципальная, с 23.07.2013 г. и по настоящее время - федеральная.

Но, на наш взгляд, это в некоторых случаях противоречит другим нормативно-правовым актам. Сами объекты археологического наследия, вместе с найденными на них предметами, являются объектами культурного наследия федерального значения (Федеральный закон № 73, ст. 4). Согласно сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, опубликованным в открытом доступе на портале Министерства культуры РФ, объекты археологического наследия определены как объекты «федерального значения» (в графе Категория историко-культурного значения), а так как «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе, городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остат-

ки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои» (Федеральный закон № 73, ст. 3), то при отнесении предметов археологии, происходящих с объекта археологического наследия к нефедеральной форме собственности, противоречит нормам права - в данном случае два равных по статусу закона - ФЗ № 373 и ФЗ № 54 противоречат друг другу. Получается, что предмет, являющийся в момент залегания в земле в федеральной собственности, при извлечении его из земли, по ФЗ № 54, должен быть отчужден из федеральной собственности и стать, например, собственностью субъекта РФ. Поэтому, на наш взгляд, если предметы археологии происходят из объектов археологического наследия, для которых в момент их обнаружения определена форма собственности как федеральная, не могут при передаче в музей потерять форму собственности. Другое дело, что для случайных находок, не «привязных» к конкретному археологическому объекту, форма собственности определяется в зависимости от статуса музея.

Таким образом, все археологические коллекции, полученные в ходе археологических раскопок, являются федеральной собственностью.

В состав негосударственной части МФ РФ входят археологические предметы / коллекции, которые были зарегистрированы до 1 сентября 2016 г. (Федеральный закон № 245). В РБ, насколько нам известно, не зарегистрировано ни одного такого предмета или коллекции. Если подобные предметы по каким-то причинам поступят в тот или иной государственный музей на постоянное хранение, то они могут быть включены как в основной, так и в НВ (на основании решения ЭФЗК). Тогда их форма собственности будет зависеть от того, за счет каких средств они поступили в музей (по договору дарения, купленные на средства федерального бюджета или средства регионального бюджета). Они, также как и предметы государственной части МФ РФ, не могут быть вывезены за пределы РФ (Закон РФ «О ввозе и вывозе», ст. 35.1).

Все музейные предметы, в том числе и археологические коллекции, подлежат регистрации в два этапа: Регистрация в ГИК (КП ОФ) и КП НВФ и регистрации в Госкаталоге.

При регистрации в Госкаталоге для музейных артефактов необходимо определить их культурную ценность. Есть следующие категории:

- Культурные ценности мирового значения и музейные предметы из драгоценных металлов.

- Культурные ценности общероссийского значения.

- Культурные ценности, имеющие значения для народов России.

Выбор категории - полномочие ЭФЗК.

Так как археологические коллекции, происходящие с памятников археологии, являются федеральной собственностью, они могут быть отнесены только к культурным ценностям общероссийского значения. Отдельные предметы из коллекций по заключению эксперта или специалиста могут быть отнесены к категории культурных ценностей мирового значения. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней могут относиться к первой категории культурных ценностей только после получения Акта экспертизы опробования предметов в государственной инспекции Пробирного надзора (Приказ Минкультуры СССР № 513.., п. IV).

Для археологических предметов / коллекций, которые были зарегистрированы до 1 сентября 2016 г. в составе негосударственной части МФ РФ форма собственности определяется на заседании ЭФЗК и может быть определена в любом из трех вариантов. То же самое и для предметов, имеющих, форму собственности субъекта РФ или муниципалитета. В данном случае все зависит от ценности конкретного предмета.

Еще раз отметим, что все археологические предметы не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза (Закон РФ «О ввозе и вывозе», ст. 35.1).

Перечень фондов, в которые входят музейные предметы и музейные коллекции, иные предметы и документы, образующие собрание музея, устанавливается едиными правилами.

В соответствии со статьей 6 ФЗ № 54, государственный учет музейных предметов и музейных коллекций состоит из первичного и централизованного государственного учета. Первичный учет включает в себя экспертизу культурных ценностей, которая проводится уполномоченным коллегиальным органом

музея (ЭФЗК) (Федеральный закон № 54, ст. 6).

Регистрация производится на основании приказа руководителя музея в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы. Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в ГИК (КП ОФ) музея, порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.

Централизованный учет включает в себя внесение не позднее 120 дней с момента приказа директора сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащих включению в состав МФ РФ, в Госкаталог и присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.

Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав МФ РФ со дня их регистрации в Госкаталоге (Федеральный закон № 54, ст. 7).

Процедура включения музейных предметов, в том числе и археологических, описана в различных пособиях и монографиях (Брюшкова, 2006, 2007, 2010; Глызина, 2002; Куреченко, 2003, с. 4-18; Лушникова, 2010; Мещерякова, 2006; Мильцев, 2005, с. 6-11; Музееведение.., 2010, с. 86-91; Музейное дело России..., 2003; Прокофьев, 2014, с. 9-11; Схема поступления экспоната., 2004; Шестаков, 2009; Юмашева, 2012; Юренева, 2004, с. 383-391).

Но для приема археологических коллекций есть свои особенности, связанные с соблюдением ФЗ № 73 (Федеральный закон № 73). Коллекции, полученные в ходе археологических раскопок с момента принятия закона, должны быть включены в государственную часть МФ РФ в течение трех лет с момента проведения раскопок, поэтому при поступлении предметов после истечения этого срока, необходимо внести в протокол ЭФЗК запись о том, что коллекции приняты с нарушением.

Материалы археологических экспедиций передаче на временное хранение не подлежат (Приказ Минкультуры СССР № 2901, п. 93, примечание).

Как уже отмечалось, археологические материалы попадают в музей разными путями. Наиболее распространенный способ

1 Закон действует до 31. 12. 2019 г.

поступления - найденные во время разведок или стационарных раскопок. В таких коллекциях известны название памятника (или экспедиции, ведущей работы на памятнике), номер раскапывавшегося участка, детальные сведения о месте находки (место на плане, указание глубины), дата находки и фамилия человека, зарегистрировавшего ее. Другой способ пополнения фонда - передача в музеи предметов из случайных находок частными лицами и государственными учреждениями, не имеющими отношения к археологической деятельности. В этих случаях, необходимо, чтобы передача осуществлялась под контролем местного органа управления по охране объектов культурного наследия.

По окончании полевых работ и камеральной обработки исследователь сдает полученный материал в музей вместе с полевой, коллекционной описями и полным экземпляром научного отчета с иллюстрациями. Выданный музеем Акт приема на постоянное хранение представляется в Институт археологии РАН и служит основанием для получения разрешения на проведение полевых работ в следующем году.

После поступления археологической коллекции в музей хранителю фондов необходимо провести работу по ее описанию, в которое входит: краткое описание коллекции с внесением его в ГИК (КП ОФ), составление карточек первичного учета на коллекцию, внесение изменений в топографические описи фондового помещения, а также составление коллекционной описи с подробным описанием каждого предмета, входящего в состав коллекции.

Учет археологических материалов из раскопок/разведок

Все археологические материалы, поступающие в музей из раскопок и разведок, на время их подготовки к записи в книги поступлений принимаются по акту на временное хранение, а затем на постоянное хранение на основании полевой и коллекционных описей (один экземпляр отдается археологу). К описям также прилагается список наиболее значимых находок, в которой обязательны ссылки на номера предметов в описи.

Предметы из драгоценных металлов и камней до проведения апробации записываются как предметы из «белого», «цветного» металла, с «цветными вставками». Внесенные в список предметы хранятся в отдельной

упаковке и проверяются в момент составления акта попредметно. Остальной материал до полной сверки с полевой описью принимается суммарно по ящикам, коробкам и другим видам упаковки.

Для археологов, процедура передачи предметов в музей включает следующие основные моменты:

1. Проведение археологических раскопок и обработка материала.

В Положении о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (Положение, 2018, пп. 4.32-4.33, с. 24) сказано, что собранные индивидуальные археологические находки вносятся в полевую опись (см. приложение 1 - глоссарий). Каждая находка упаковывается и снабжается этикеткой с указанием года исследования и точного места происхождения каждого предмета или фрагмента (памятник, раскоп, участок, номер находки и наименование, пласт, слой, квадрат, нивелировочная отметка, яма (№), погребение (№), сооружение (№), иные условия обнаружения). Весь массовый материал (фрагменты керамики, кости животных и рыб, шлаки и прочее), характеризующий содержание и состояние культурного слоя, описывается и фиксируется по квадратам и объектам раскопа в статистических таблицах, составленных в соответствии с примененной методикой археологических раскопок объекта археологического наследия (по слоям и (или) пластам). Для наиболее информативной части массового материала составляется полевая опись.

В дальнейшем на основании полевых описей формируется коллекционная(ые) опись(и) археологических предметов, передаваемых на хранение в государственную часть Музейного фонда РФ.

Держатель разрешения (открытого листа) обеспечивает правильную упаковку, транспортировку и хранение коллекций до их передачи в музей в соответствии с действующим законодательством.

В зависимости от степени изученности и сохранности объекта археологического наследия и характера материала, исследователь вправе отобрать часть массового археологического материала, которая может быть оставлена на месте полевых работ. Указанный материал должен быть сфотографирован, зафиксирован в дневнике, представлен в научном отчете о выполненных археологиче-

ских полевых работах и закопан на исследованной территории объекта археологического наследия с точным указанием этого места на плане. При проведении подводных исследований объектов археологического наследия при условии отсутствия возможностей для первичной стабилизации и реставрации находок рекомендуется не извлекать их из стабильной среды, а при угрозе их сохранности на месте выявления допускается их «захоронение» в специальном контейнере с указанием его места и географических координат в отчетной документации.

Рекомендуется полное определение всего остеологического материала, собранного в процессе археологических раскопок. В противном случае для определения следует отбирать остеологический материал из непотревоженных стратифицированных культурных напластований и закрытых комплексов. Отбор остеологических материалов для постоянного музейного хранения производится по рекомендации специалиста-палеозоолога.

2. Необходимо на имя директора музея вначале направить письмо о передаче предметов в музейный фонд.

3. Подготовка коллекционной описи с подробным описанием каждого предмета: 1 предмет = 1 строке в описи. У каждого предмета указывается размер и датировка (для разновременных предметов), либо одна датировка на все. Можно объединять только развалы сосудов, развалы одной кости, кости скелета от одного индивида, сломанные части одного предмета (например, нож, разломанный пополам). В этих случаях пишется общий размер предмета или размер фрагментов одного сосуда. Когда предмет склеен - его количество равно одному. В описи обязательно указывается сохранность каждого предмета и его местонахождение на памятнике.

На предметы ставится полевой шифр (без номера) с указанием памятника и года раскопок / разведки. (Например: Шипово, 1999 или Шип., 1999). К маленькому предмету крепится бирка на веревке или леске.

Каждый предмет необходимо положить в отдельный пакет (для долговременного хранения используются пакеты из крафт-бумаги или микалентной бумаги). В пакет нужно положить бирку с номером предмета по описи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запрещается объединять предметы из разных памятников в одну опись: предметы с одного памятника - это одна коллекция, с другого - другая, в этом случае нумерация начинается заново.

Человеческие останки должны быть определены антропологами (пол, возраст), они только после этого передаются в музей вместе с другими находками и включаются в коллекционную опись в последнюю очередь (в конце описи). Обязательно указание имени, места работы и ученого звания специалиста-антрополога, который дал определение. Антропологический материал передается по костякам. Один скелет вместе с черепом - это один предмет. Размеры для антропологических остатков в коллекционной описи не указываются. Каждый скелет вместе с черепом укладывается в отдельную коробку из крафт-картона, желательно разделить (бумагой) левые и правые кости рук и ног. При транспортировке возможно упаковать несколько черепов в одну коробку.

Отбор остеологических материалов для постоянного музейного хранения должен производиться по рекомендации специалиста-палеозоолога (обязательно указание имени, места работы и ученого звания данного специалиста). Остеологический материал также прописывается в конце.

Опись рекомендуется составлять в следующем порядке: индивидуальные находки, массовый материал (предметы, которые предположительно изготовлены из драгоценных металлов, предметы быта и этнографии из металла, керамики, камней), далее - остеологический (палеозолоогический) материал, не несущий следы обработки, антропологический материал, манупорты.

Для коллекций, которые много лет были на хранении в научных фондах или лаборатории юридического лица, номер открытого листа, подробное обстоятельство ее нахождения может быть неизвестно. В этом случае описывается только то, что достоверно известно.

3. В музей поступают описи вместе с копией научного отчета, заверенная в организации, где работает археолог. В отчете обязательно должна быть копия Открытого листа, также заверенная в организации. Полевая опись учитывается и «Книге регистрации полевых и коллекционных описей», которая хранится в отделе / секторе / учета или у

хранителя фондов и получает свой порядковый номер.

4. На основании коллекционной описи составляется Акт приема на постоянное (временное) хранение до протокола ЭФЗК и один экземпляр Акта отдается археологу. Копия Научного отчета должна совпадать с оригиналом отчета, предоставляемого в отдел Полевых исследований РАН (г. Москва). Акты приема на временное хранение оформляются в установленном инструкцией по учету и хранению порядке (Внутримузейная инструкция.., 2007).

Для больших коллекций ЭФЗК, рассматривая вопрос о принятии вновь поступающих материалов на хранение, устанавливает срок, в течение которого данный материал необходимо проверить по коллекционной описи и подготовить к последующей записи в КП на постоянное хранение.

После проверки предметов по коллекционной описи, осуществленных научными сотрудниками музея, ЭФЗК рассматривает этот материал, определяет его в ОФ (для археологических коллекций, полученных с 2002 г. по сегодняшний день) и принимает решение о принятии поступлений на ответственное хранение. Раньше в ОФ записывались только целые предметы и все материалы с малоисследованных памятников, из погребений и закрытых комплексов, а также определенная часть массового материала, которая несет научную информации о данном памятнике, сейчас в ОФ поступает и массовый материал, который будет включен археологом в коллекционную опись.

Далее с коллекцией работает хранитель фондов Археологии, которому она передается на основании Акта на ответственное хранение.

Регистрация коллекции на постоянное хранение в ГИК (КП ОФ) каждой коллекции производится под одним номером - порядковым номером данной книги. Номер присваивается всей коллекции один, а каждый входящий в нее предмет получает дробный номер: в числителе - номер коллекции по ГИК (КП ОФ), а в знаменателе - номер музейного предмета по данной полевой или коллекционной описи (например: 165/3). Коллекции, состоящей только из одного предмета, присваивается также отдельный номер.

Необходимо дать краткое название коллекции, которое начинается с имени суще-

ствительного. В названии содержатся сведения о памятнике, авторе и месте (необходимо указать район исследования) раскопок, культурной принадлежности, акт приема от исследователя. Обязательно указываются полные фамилии, имя исследователя, его должность, номер открытого листа, год раскопок. После указания всех сведений о памятнике, дается краткая характеристика коллекции с названием предметов и их количеством в скобках. Обязательно определяется датировка в узких или широких интервалах.

Для первичного учета составляются учетные карточки в двух экземплярах (один экземпляр отдается на хранение главному хранителю или в отдел учета музея, второй обязательно хранится в фонде).

После поступления коллекции в фонд, хранитель составляет коллекционную опись, на основании которой предметы регистрируются в Госкаталоге. Коллекционная опись подписывается составителем (ответственный хранитель или научный сотрудник одного из отделов) и утверждает директором музея. Опись может быть дополнительно проверена заведующим научным отделом или ответственным хранителем (или заведующим фондами археологии). Все описи имеют порядковый номер, регистрируются в Каталоге коллекционных описей, один экземпляр отдается на хранение главному хранителю или в отдел учета музея, второй обязательно хранится в фонде.

Далее предметы фотографируются и регистрируются в Госкаталоге по описаниям, занесенным в коллекционную опись.

Учет археологических предметов из «случайных находок»

«Случайными находками» считаются все археологические предметы, найденные не в процессе стационарных археологических раскопок или целенаправленных разведок, а в результате земляных, строительных или иных работ, а также на поверхности земли, в обрывах, размывах берегов рек и т.п. Как правило, это одиночные предметы или небольшие группы находок, передаваемые частными лицами или представителями строительных организаций. Эта форма поступлений не дает массового увеличения МФ РФ, но пополняет музей интересными, подчас уникальными предметами и указывает на местонахождение новых археологических памятников.

Первым этапом оформления документации на такие поступления является составление акта приема на временное хранение. В акте перечисляются все предметы, дается их описание, указываются размеры и степень сохранности. При передаче нескольких предметов, описание их также может бать суммарным, а к акту прилагается коллекционная опись, как в случаях передачи коллекций из раскопок. В акте и описи указывается по возможности точное место находки, адрес лица, произведшего находку, и адрес лица, передающего коллекцию или предмет.

После уведомления органа государственной охраны объектов культурного наследия (Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ) о находках и получения ответа, на ЭФЗК принимается решение о включении предмета в ОФ музея.

Далее коллекция /предмет / регистрируется в книге поступлений в установленном порядке и описываются по тому же принципу, что и коллекции, поступившие в результате археологических раскопок - составляются карточки первичного учета, коллекционные описи, предметы фотографируются и регистрируются в Госкаталоге.

Практика показала, что, даже выполняя основные положения инструкции, принимая в музей тот или иной предмет, зачастую забывают отразить чисто специфическую археологическую информацию об условиях местонахождения древнего артефакта. Для определения древности предмета, его культурной принадлежности, а также максимально достоверной его интерпретации важны условия обнаружения самого предмета. Поэтому необходимо обозначить, обнаружен ли предмет на поверхности или в слое земли на определенной глубине. Единичный ли это артефакт, или он обнаружен в составе коллекции. В последнем случае необходимо указать основные, наиболее выразительные изделия, помогающие уточнить культурную принадлежность и время бытования всего комплекса находок.

Археологические предметы, поступившие ранее в музейный фонд (в дореволюционное время, например) бывают беспаспортными (когда все нужные сведения утрачены). Для их регистрации в Госкаталоге сотрудникам музея необходимо провести трудоемкую работу по поиску полевой документации (можно сделать запрос в Архив Института

Археологии РАН, Архив Института истории и материальной культуры РАН). Коллекции могли быть опубликованы, сведения о памятниках, обнаруженных ранее, могут содержаться в справочниках археологических объектов. При отсутствии в музее специалистов, способных определить датировку, необходимо их привлечь для консультации. При этом указываются только достоверные сведения.

Таким образом, процедура приема и учета археологических коллекций в музеях РФ должна учитывать, что:

1. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

2. Археологическая коллекция - не делима.

3. Все предметы археологии поступают в Основной фонд музея.

4. Исполнитель археологических полевых работ обязан передать все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть МФ РФ.

5. Музеи и аналогичные учреждения не могут приобретать объекты археологического наследия, в отношении которых существует подозрение, что они получены в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий в ходе официальных раскопок.

6. Описанием предметов должны заниматься специалисты, имеющие опыт работы с археологическим материалом. Для научного описания коллекций необходимо привлекать специалистов в конкретной области археологии (антропологов, археозоологов, востоковедов, медиевистов, этнокостюмологов и т. д.).

7. При описании коллекций, поступивших в музей до 2017 г., до их регистрации в Госкаталоге, они описываются фактически заново, все сомнительные данные, связанные с атрибуцией обсуждаются на ЭФЗК.

Проблемы, связанные с комплектованием, учетом и хранением археологических предметов, являются следствием отсутствия четкой нормативно-правовой базы, регулирующей эти процессы, а также наличием нестыковок в законодательстве.

ЛИТЕРАТУРА

Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. М.: Мир музея. 2006. 36 с.

Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. М.: Мир музея. 2007. № 2. 36 с.

Брюшкова Л.П. Об учетной деятельности в музеях // Музей. 2010. №7. С. 62-64.

Внутримузейная инструкция по учетно-хранительской работе Национального музея Республики Башкортостан / Сост. В. Я. Аллагуватова. Уфа: Национальный музей Республики Башкортостан, 2007. 25 с.

Воробьёва С.Л. Комплектование, учет, хранение и научное описание археологических коллекций в музеях: правовые аспекты и практический опыт. Научно-методическое пособие. Уфа: Национальный музей Республики Башкортостан, 2019. 160 с.

Глызина А.И. Учет фондов, учетная документация и хранение музейных предметов // Научно-фондовая работа в музее: Методическое пособие / Труды Красноярского краевого краеведческого музея. Вып. 1. / Под ред. А.И. Глызина, Л.Г. Михайлова. Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2002. С. 4-17.

Европейская конвенция: Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная) (ETS № 143). Ратифицирована РФ в 2011 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901809045. (Дата обращения 16.10.2019)

Закон Российской Федерации «О ввозе и вывозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 48041 (ред. от 28.12.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018 г.). URL: http://www.garant.ru. (Дата обращения 14.10.2019)

Зубенко Ю.С., Чиконова Л.В. Правовой режим археологических предметов, находящихся во владении частных лиц // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 7А. С. 87-98.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018 г.) // Гарант: правовая система. Доступно по URL: http://www.garant.ru.

Куреченко М.Е. Описание музейных предметов: основные элементы и образы. Методическое пособие (Издание 3-е, дополненное). М.: Государственный центральный музей современной истории, 2003. 39 с.

Лушникова А.В. Музееведение/музеология: конспект лекций для студ. очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071500 «Музейное дело и охрана памятников». Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. 334 с.

Мещерякова Е.В. Порядок учетно-хранительской работы в государственных музеях // Почтовые музеи: взгляд из прошлого в будущее / Отв. ред. М.:, 2006. С. 12-22. Доступно по URL: http:// ns.rustelecom-museum.ru/objects/?ContainerID=7069&ContainerType=73&objectID=8981&langID=57

МильцеваН.Н. Методические рекомендации «Структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений). Нижний Новгород: Нижегородский государственный исто-рико-архитектурный музей-заповедник, 2005. 33 с.

Музееведение: учебное пособие для студентов специальности 031502 - музеология / Под. ред. Н. В. Мягтиной; Владим. гос. ун-т. Владимир: Издательство Владим. гос. ун-та, 2010. 116 с.

Музейное дело России / Отв. ред М. Е. Каулен. М.: Издательство «ВК», 2003. 614 с.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179 «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 г. № 302) // Гарант: правовая система. Доступно по URL: http://www. garant.ru.

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» // Гарант: правовая система. Доступно по URL: http://www.garant.ru.

Приказ Министерства культуры РФ № 2877: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального Закона от 25.06.2002 № 3-фз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)

народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ» // Гарант: правовая система. Доступно по URL: http://www.garant.ru.

Приказ Министерства культуры РФ от 01.12.2017 г. «Об утверждении Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» // Гарант: правовая система. - Режим доступа: http://www.garant.ru.

Приказ Министерства культуры РФ от 15.01.2019 г. «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации» // Гарант: правовая система. Доступно по URL: http://www.garant.ru.

Приказ Минкультуры СССР от 15.12.1987 № 513 «Об инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР». Доступно по URL: http://www.garant.ru.

Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Доступно по URL: http:// www.garant.ru.

Прокофьева Ю.В. Учет комплектов и многосоставных предметов. Нормативно-правовая база и ее применение на практике // Справочник руководителя Учреждения культуры. 2014. № 6 (июнь). С. 56-61.

Схема поступления экспоната в фонды музея на постоянное хранение (методическое пособие для молодых специалистов) / Пособие подготовлено методическим отделом НМ РБ. Уфа: Национальный музей Республики Башкортостан, 2004. 8 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № З-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) // Гарант: правовая система. Доступно по URL: http://www.garant.ru.

Федеральный закон от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018 г.. Доступно по URL: http://www. garant.ru

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017 г.) Доступно по URL: http://www.garant.ru

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Доступно по URL: http:// www.garant.ru

Шестаков В.А. Процедура включения культурных ценностей в состав музейного фонда РФ 2009. Доступно по URL: https://isomuseum.files.wordpress.com/2010/05/including-cultural-values.pdf. (дата обращения)

Юмашева Ю.Ю. Археографическое описание музейного предмета и его место в системе документации музея // Археография музейного предмета: материалы Междунар. науч. конф. Москва, 16-17 марта 2012 г. / Отв. ред. Д.А. Добровольский, Р.Б.Казаков, М.Ф.Румянцева. М.: РГГУ, 2012. С. 196-199.

Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.

Информация об авторе:

Воробьева Светлана Леонидовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Национальный музей Республики Башкортостан (г. Уфа, Россия); [email protected]

ACCEPTANCE OF ARCHAEOLOGICAL COLLECTIONS IN MUSEUMS: LEGAL ASPECTS AND FEATURES OF ACCOUNTING (AT THE EXAMPLE OF THE NATIONAL MUSEUM OF

BASHKORTOSTAN)

S. L. Vorobyeva

The article reveals the issue of acceptance and accounting of archaeological collections based on the experience of the National Museum of the Republic of Bashkortostan (Ufa), an analysis of museum legislation and the legislation in the field of preservation of cultural heritage sites. The main issues arising during the accounting, storage and scientific description of archaeological collections associated with administrative factors, i.e. discrepancies in the legislation, and insufficient funding of restoration activities, extension of fund storage areas and catalog publication. Another subjective factor consists in the dependency of the level of scientific description of museum collections on the academic proficiency of the museum staff. With this in mind, secondary accounting or scientific description of archaeological collections deposited in a museum requires the involvement of experts in the particular fields of archaeology. This paper features an algorithm of activities during the acceptance of archaeological collections in a museum.

Keywords: archaeological collection, National Museum of Bashkortostan, accounting, museum collection.

About the Author:

Vorobyeva Svetlana L. Candidate of Historical Sciences. Bashkortostan National Museum, Sovetskaya Str.. 14, Ufa, 45008, Russian Federation; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.