Научная статья на тему 'Музеефикация дворца Меншикова в Санкт-Петербурге'

Музеефикация дворца Меншикова в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1382
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мещеряков Владимир Владимирович

Построенный в 1710-1711 гг., дворец Меншикова достраивался и перестраивался до 1727 г. После передачи в 1732 г. дворца Кадетскому корпусу началось изменение облика здания и перепланировка помещений. Начатые в 1950-х гг. А. Н. Петровым исследования архивных материалов стали основополагающими и позволили подготовить научное обоснование реставрации и музеефикации здания. Автор проекта реставрации дворца А. Э. Гессен с 1956 по 1974 гг. являлся руководителем предреставрационных научно-исследовательских работ. Ю. В. Трубинов, занимаясь архивными изысканиями, носившими целевой характер, выполнил в 1966-1981 гг. основные натурные исследования. Разработка комплексного проекта реставрации и музеефикация здания с 1975 г. были продолжены коллективом института «Ленжилпроект». Концепция восстановления дворца на первую четверть XVIII в., принятая в 1976 г., позволила музеефицировать сохранившиеся детали архитектурно-декоративного убранства и восстановить утраченные элементы архитектуры. Н. В. Калязина в составе комиссии научных консультантов с 1971 по 1981 гг., занимаясь вопросами музейного использования здания, работала над созданием интерьерной экспозиции. В настоящее время продолжаются работы по музеефикации помещений, не сохранивших отделку, и воссозданию архитектурно-декоративного убранства фасада дворца Меншикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turning St. Petersburg Menshikov Palace into Museum

Built in 1710-1711 Menshikov Palace continued to be completed and rebuilt until 1727. After the Palace had been handed over to Military School in 1732 the building appearance alteration and premises replanning commenced. Research of archival materials started by A. N. Petrov was fundamental one, it made it possible to prepare scientific substantiation of the building restoration and turning it into museum. A. E. Gessen, the author of the palace restoration design was Head of prerestoration research works from 1956 to 1974. Yu. V. Trubinov, who carried out special archival investigations, performed basic research of locality in 1966-1981. From 1975 development of the complex design of the building restoration and turning into museum was continued by the team of "Lenzhilproject" Institute. Conception of the palace restoration for the first quarter of 18* century adopted in 1976 allowed the researchers to turn the surviving details of architectural decoration into museum and to restore lost architectural elements. From 1971 to 1981 N. V. Kalyazina within a commission of scientific consultants was engaged in the matters of the building use as a museum and worked on creation of the interior composition. At present works are under way on turning into museum of the premises where finishing did not survive and on reconstruction of architectural decoration of the Menshikov Palace facade.

Текст научной работы на тему «Музеефикация дворца Меншикова в Санкт-Петербурге»

МУЗЕОЛОГИЯ

В. В. Мещеряков

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ДВОРЦА МЕНШИКОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Строительство дворца Меншикова началось в августе 1710 г., и 1 октября 1711 г. в нем было отпраздновано новоселье1. Сооружение корпусов, пристроек и работы по декоративной отделке фасадов и интерьеров2 продолжались вплоть до ссылки Меншикова в 1727 г.: с 1710 по 1713 гг. дворец строил итальянский архитектор Ф. Фонтана, с 1713 по 1727 г. — немецкий архитектор И. Г. Шедель3.

После передачи в 1732 г. дворца Кадетскому корпусу его назначение изменилось: стала неуместной нарядная декоративная отделка фасада и интерьеров, что привело и к изменению внешнего облика, и к перепланировке помещений. В 1739 г. высокая с переломом кровля здания была переделана на обычную двухскатную, что, по мнению И. Э. Грабаря, «лишило здание, быть может, наиболее острой его „петровщины“»4. В 1741 г. архитектором Д. Трезини был подготовлен проект реконструкции деревянного балкона центральной части южного фасада дворца. В 1745 г. была отремонтирована деревянная галерея, а в 1748 г. произведен ремонт полов в «плитковых» комнатах. К 1760-1770 гг. вокруг старого меншиковского дворца сложился комплекс построек Кадетского корпуса5.

После посещения Кадетского корпуса в феврале 1888 г. императором Александром III «по высочайшему повелению» была создана комиссия при главном управлении военных учебных заведений «для составления мнения» о восстановительных работах, особенно покоев, сохранивших отделку: четырех плитковых комнат и Ореховой. Из Голландии через магазин «Ява» доставили изразцовые плитки в количестве 5601 штука. Руководство реставрационными работами с 1888 г. осуществлял архитектор кадетского корпуса М. А. Иванов. В 1895 г. в комиссии работали эксперты, профессора Академии художеств — архитектор А. А. Парланд и живописец М. П. Боткин; работа над «сохранением... старинного вида» живописного плафона Ореховой была поручена академику живописи М. Н. Васильеву6. Реставрацию 1888-1897 гг. можно назвать первой научной реставрацией дворца, поскольку она имела своей целью восстановление и сохранение в первоначальном виде отделки покоев А. Д. Меншикова. Восстановленные помещения были отданы под музей Кадетского корпуса.

С марта 1918 г., после расформирования Кадетского корпуса, и по 1937 г. в здании размещались советские командные военные учреждения. Находившийся здесь музей не прекращал своего существования до 1928 г.7 Как следует из годового отчета за 1923-1924 гг. заведующего «Меншиковским музеем» А. А. Крутецкого, с октября 1924 г. музей был объединен с Историко-бытовым отделением Русского музея, а с 27 ноября — перешел в его административно-хозяйственное ведение. «Меншиковский музей» и находящийся

© В. В. Мещеряков, 2008

при нем музей «Военно-учебных заведений», ядром которого послужил музей б. Первого Кадетского корпуса, включал в себя: «1. Меншиковский музей. 2. Музей старых Военно-учебных заведений. 3. Музей новых В.УЗ. 4. Церковь при Меншиковском музее. 4. Библиотека Шляхетского Кадетского корпуса XVIII века... Последний акт передачи музея Университету 25 сентября 1918 г. и Главнауке от 21 августа 1922 г... Музей имеет 12 экспозиционных зал и коридор для библиотеки и выставок...»8.

В 1930-х гг. дворец Меншикова был включен в число охраняемых памятников архитектуры, однако, активное использование здания продолжалась. Менялись арендаторы, проводилась перепланировка помещений. Вода, попадая в подвалы, разрушала стены. Требовалась капитальная реставрация9.

В середине 1950-х гг. по инициативе ГИОП была начата работа по подготовке научного обоснования реставрации здания. Научный сотрудник ГИОП А. Н. Петров исследовал и обобщил документы, связанные с историей строительства дворца Меншикова. Основываясь на обширном библиографическом материале, он отметил, что своеобразие облика дворца Меншикова заключается в сочетании архитектурных новшеств запада с русскими национальными традициями10. Архивные изыскания позволили А. Н. Петрову в 1956 г. составить историческую справку и в 1962 г. представить материалы к научному обоснованию реставрационных работ. Собранные Петровым материалы явились основополагающими для всех последующих исследователей, архитекторов и реставраторов дворца Меншикова.

Натурное обследование здания и непосредственное выполнение научно-исследовательских работ было поручено СНПО «Реставратор». В 1963 г. архитектор-реставратор А. Э. Гессен подготовил два варианта проектных предложений по реставрации: первый вариант предусматривал возвращение фасадам первоначального облика на 1710-е гг., второй — полное сохранение фасадов в существующем виде. Ученый совет ГИОП отклонил первый вариант, признав его недостаточно аргументированным11. За оптимальную дату реставрации фасадов был принят 1768 г., когда в результате последней перестройки центральной части южного фасада дворца, вызванной переустройством Церковного зала, окончательно сложился ансамбль зданий Кадетского корпуса, в облике которого сохранились три стиля: трехъярусная ордерная система петровского времени на боковых ризалитах, пилястры Большого ордера остались в центре фасада от переделок барокко, новая овальная форма окон центральной части относилась уже к эпохе классицизма.

С 1956 по 1974 гг. автором проекта реставрации дворца Меншикова и руководителем предреставрационных научно-исследовательских работ был архитектор специального научно-производственного объединения «Реставратор» А. Э. Гессен12.

Предложение о создании во дворце Меншикова музея было принято директором Государственного Эрмитажа Б. Б. Пиотровским, поскольку Эрмитаж обладал наиболее значительной коллекцией экспонатов Петровской эпохи, и поддержано заведующим ОИРК В. Н. Васильевым. Создание музея было поручено заместителю заведующего ОИРК Н. В. Калязиной — специалисту по архитектуре и интерьеру петровского времени13.

До 1975 г. научная реставрация проводилась при консультативном наблюдении академика Б. Б. Пиотровского, профессоров М. К. Каргера, П. А. Рапопорта (археология), Г. В. Преснова (скульптура), художника-реставратора Н. В. Перцева (живопись), архитектора И. И. Фомина (общие архитектурные решения), архитектора И. В. Караулова (исторические конструкции), И. А. Бартенева, В. И. Пилявского (история архитектуры), Н. В. Калязиной и др. Сотрудники СНПО «Реставратор» В. Иванов, А. Соболев, Ю. Тру-бинов, Б. Косенков, А. Лебединская, члены ВООПИК М. В. Шамардин, В. П. Муравская,

А. И. Дьяконов, Л. В. и Г. С. Покровские, С. Савин и многие другие на протяжении нескольких лет производили фиксационные архитектурные обмеры и археологические исследования памятника14. Архитектором-художником А. Б. Карповой-Лебединской в 1973 г. была выполнена серия автолитографий из 11 листов на тему реставрации дворца Меншикова. Было сделано около 200 зондажей, 700 погонных метров ленточных расчисток, порядка 150 м2 шурфов у фундамента здания, проведены фрагментарные расчистки первоначальных стен и сводов, расчистки монументальной живописи, декоративной скульптуры и архитектурного декора. Были восстановлены системы поэтажных планировок с анфиладным расположением дверных проемов, раскрытием, реставрацией и частичным восстановлением разнообразных сводов цокольного и первого этажей, в цокольном этаже были обнаружены уникальные полы из фигурного кирпича, музеефицировано значительное количество фрагментов и элементов строительных конструкций, узлов, образцов выкраски в интерьерах здания15.

При подготовке собственного проекта, выступая против «нарушений первоначального вида памятника, которые принципиально меняли его архитектурные формы и образ»16, А. Э. Гессен ориентировался на чертеж 1740-х гг. южного фасада Кадетского корпуса17, т. е. того периода, когда архитектура памятника после ряда изменений сформировалась в законченный комплекс. Однако желая раскрыть и показать на Северном дворовом фасаде поэтажную ордерную систему здания на первую четверть XVIII в., А. Э. Гессен обосновал демонтаж северной каменной галереи. Снятие конструкций галереи в 1970-1971 гг. было произведено «шар-бабой», в результате чего произошло обрушение значительной части стен 1713 г. восточного, западного флигелей и частично северной части центрального ризалита, примыкавших к галерее18.

В то же время, понимая ответственность обоснованной реставрации уникального памятника, А. Э. Гессен стремился осуществить полное раскрытие всех архитектурных и скрытых конструктивных элементов здания. Текущие работы проводились по локальным чертежам, вопросы инженерного плана предполагалось решать позже19. В 1969 г. ГИОП согласовала новое проектное задание Гессена по реставрации дворца Меншикова с приспособлением его для музейных нужд. Рабочая документация для производства архитектурно-строительных работ в комплексе с устройством современных систем обслуживания изготавливалась в процессе самих работ20. Отсутствие комплексного проекта реставрации не позволяло определить сроки окончания работ21.

Старший научный сотрудник Ю. В. Трубинов, направленный в 1966 г. в помощь А. Э. Гессену, до 1981 г. занимался комплексными исследованиями дворца: раскопками и обмерами. Он выполнил фиксацию значительной части археологических исследований и составил локальные исторические справки и научные отчеты по конкретным вопросам восстановления памятника. Им были также продолжены, значительно углублены и расширены архивные и библиографические изыскания, начатые А. Н. Петровым, в сотрудничестве с последним. Архивные изыскания Ю. В. Трубинова носили целевой характер и находили прямое подтверждение в результатах натурных исследований и многочисленных зондажей. Результаты работы Ю. В. Трубинова, наряду с работами А. Н. Петрова, стали базовыми и были в значительной степени использованы при разработке комплексного проекта реставрации дворца Меншикова в 1974-1977 гг.22

В 1975 г. функции генерального проектировщика от СНПО «Реставратор» были переданы институту «Ленжилпроект», Государственным Эрмитажем было представлено новое плановое и техническое задание23.

Работу по исследованию памятника с 1975 по 1977 гг. продолжил авторский коллектив института «Ленжилпроект» в составе Г. В. Михайлова, В. К. Галочкина, К. А. Кочергина, при участии научных консультантов А. А. Кедринского, Н. В. Калязиной, Ю. М. Денисова, Ю. В. Трубинова и П. Ш. Шевелева и под контролем архитектора ГИОП Г. Г. Гетманской. Первым этапом работ вновь созданного авторского коллектива явились дополнительные натурные раскрытия и научные исследования, базирующиеся в значительной мере на подробном анализе археологических изысканий, иконографических и новых архивных материалов, обнаруженных Ю. В. Трубиновым в государственных архивах Москвы (ЦГАДА (ныне — РГАДА), ЦГВИА (ныне — РГВИА)). Было проведено полное техническое обследование здания и его конструкций, поставлено более 500 зондажей и шурфов, выполнены заново обмерные чертежи, разработана технологическая схема музея. При этом были учтены материалы археологических изысканий, выполненных до 1975 г.

В 1976 г. после согласования с комиссией МК РСФСР материалов исследований авторского коллектива была принята концепция восстановления здания на первую четверть XVIII в. и возвращения облику дворца Меншикова элементов барочного стиля. Авторским коллективом был подготовлен проект реконструкции кровли и завершений выше карниза, позволяющий восстановить элементы архитектуры, являющиеся важнейшей частью композиционного завершения ансамбля дворца Меншикова, утраченные два века тому назад.

К началу 1977 г. авторским коллективом был разработан и согласован с ГИОП комплексный проект реставрации дворца, предусматривающий реставрацию фасадов и воссоздание кровли с декором на период высшего расцвета его архитектуры в первой четверти XVIII в. В проекте были использованы исследования авторского коллектива по раскрытию первоначального замысла авторов постройки дворца Меншикова. В реставрационной практике впервые в истории была применена теоретическая методика размерно-пространственной структуры (РПС), введенная И. Ш. Шевелевым24, обоснованная материалами археологических находок и иконографических исследований. Методика РПС подтвердила направления археологических изысканий и графических реконструкций Ю. В. Трубинова, а также поиски архивных и иконографических материалов Ю. М. Денисова. Было установлено, что планировочная структура здания и выявленные архитектурные элементы (первоначальные оконные и дверные проемы и их заполнения) находятся в пропорциональной взаимосвязи с горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Четкие закономерности строго прослеживались во всех частях здания, что позволило считать результаты исследований размерно-пространственной структуры дворца Меншикова, наряду с натурными и архивными материалами, убедительным обоснованием проекта реставрации памятника на первую четверть XVIII в. с достоверным воссозданием утраченных деталей25. Это дало возможность обосновать воссоздание первоначальной формы кровли здания, завершения ризалитов (финиментов) и аттика26.

В 1979 г. кровля была реконструирована на первую четверть XVIII в., восстановлена трехъярусная ордерная система центральной части южного фасада. Предполагаемые изменения композиции южного фасада предусматривали также воссоздание фигурных финиментов, декорированных коронами и вазами, восстановление скульптурного ряда на аттике центральной части, воссоздание балкона на 1725 г., портала с крыльцом на первую четверть XVIII в., раскрытие окон второго света церковного зала на 1768 г. и т. п.27

Согласно проекту были выполнены укрепление конструкций здания, гидроизоляция цокольного этажа и инженерное оснащение. При поэтажной планировке музея сохранялись

и реставрировались помещения, сохранившие первоначальную отделку, а остальные помещения приспосабливались для нужд музея и приема посетителей.

Разработка проектов реставрации уникальных интерьеров дворца была поручена архитекторам Г. В. Михайлову, В. К. Галочкину и И. В. Бурковской. Из 13 парадных помещений, отделанных голландскими плитками, сохранились четыре интерьера, покрытых 23465 сине-белыми расписными изразцами. В их числе 15904 плитки — XVIII века, 6101 плитка — XIX века и 1460 плиток28, воссозданных в 1976-1980 гг. художниками-керамистами Л. Е. Петровой и Е. В. Рачковской в мастерской художника-реставратора керамики Б. А. Мицкевича. Кроме того, на втором этаже в мемориальных комнатах Мен-шикова (четырех плитковых и Ореховой) сохранились пять печей XVIII в., выполненных в голландском стиле и облицованных расписными сине-белыми изразцами, сделанными в казенных гончарных мастерских под Петербургом29.

31 декабря 1980 г., после завершения первого этапа работ по реконструкции и реставрации здания, дворец Меншикова был принят в эксплуатацию и передан Государственному Эрмитажу для устройства экспозиции «Культура России первой трети XVIII века»30. Авторский коллектив Эрмитажа (главный архитектор Эрмитажа В. П. Лукин) продолжил научные изыскания.

18 февраля 1981 г. в восьми помещениях восточной части дворца Меншикова была открыта для посещений интерьерная экспозиция первой очереди — это отреставрированные сохранившиеся плитковые покои светлейшего князя, Ореховая, Парадные сени, Поварня. Н. В. Калязина, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, имевшая большой опыт работы по восстановлению Большого Петергофского дворца и дворца Монплезир, возглавила работу музея, ставшего новым подразделением Государственного Эрмитажа.

Н. В. Калязина занималась исследованиями архивных материалов, связанных с участием архитекторов Д. Трезини, Ж.-Б. А. Леблона, А. Шлютера, живописцев Григория и Ивана Одольских, Ф. Пильмана, Л. Каравакка в сооружении и отделке дворца Меншикова, а также архивных материалов по иконографии А. Д. Меншикова31. С 1981 г. исследованиями архитектурно-декоративного убранства плитковых комнат занималась Л. П. Дорофеева32.

С 1971 и до 1981 г. Н. В. Калязина в составе комиссии научных консультантов занималась разработкой предложений по музейному использованию дворца и работала над созданием экспозиции будущего музея. В основу научно-экспозиционного плана легли результаты изучения архивных, иконографических и других документальных источников и накопленные к тому времени исследователями материалы по планировочным и архитектурно-декоративным решениям дворцовых интерьеров Петербурга начала XVIII в.

Понимая, что отделка сохранившихся интерьеров дворца уникальна и не имеет прямых аналогий в других памятниках первой трети XVIII в., Н. В. Калязина в качестве главного устроителя пошла по пути экспонирования только подлинных материалов. Документальную основу для выбора предметов составили описи домов и конфискованного имущества Меншикова, счета на покупки, аналогии с другими интерьерами первой трети XVIII в. Подбор вещей определялся назначением комнат в соответствии с Поденной запиской 1716 -1727 гг.33

В то же время были продолжены реставрационно-строительные работы, научные изыскания в архивах и поиски решений для создания новых экспозиций. В результате к 1986 г. были открыты интерьерные экспозиции Токарня, Матрозная, Шпалерная, Кордегардия, Большой зал34. В 1988 г. в помещениях цокольного этажа под Кордегардией была открыта экспозиция «История строительства и реставрации Дворца Меншикова»

с использованием археологических материалов, обнаруженных в период реставрационных работ 1970-1980-х гг., перемещенная позднее на первый этаж.

В значительной части дворцовых помещений западной половины не сохранилось первоначальной отделки или имелись только ее следы. Многолетние изыскания позволили обнаружить ряд свидетельств и документов, отражающих первоначальный облик дворца, однако основным источником необходимых сведений оставалось само здание. Натурные исследования архитекторов и реставраторов позволили подтвердить существование в Петровскую эпоху разделения парадных помещений на две симметричные половины — восточную и западную. При восстановлении подлинных объемов и разработке концепции экспозиции западной половины учитывалось выявленное в ходе реставрации первоначальное архитектурное пространство небольших по размеру комнат второго этажа с их невысокими потолками, с глубокими оконными нишами, окнами небольшого размера и дверными проемами35. При этом, если изменение даже фрагментарно сохранившейся подлинной архитектурной отделки в большинстве случаев считалось неприемлемым, то в декоративном убранстве интерьера допускались элементы реконструкции36. При определении назначения помещений западной половины было принято во внимание описание, сделанное Мартыном Шваншицем в 1732 г.37

Согласно исследованиям Н. В. Калязиной, в парадной отделке европейских дворцов и дворцов петровского времени преобладало использование декоративных тканей и шелка восточной работы. При определении перспектив расширения экспозиции в западной половине первого и второго этажей дворца Н. В. Калязиной была предложена концепция создания экспозиции с учетом аналогий из симметричной восточной части здания и документов сохранившейся описи интерьеров начала XVIII в. Ораниенбаумского дворца Меншикова и разработано задание по проектированию архитектурно-декоративной отделки интерьеров западной половины дворца Меншикова. Концепция была согласована с ГИОП и принята Ученым советом Эрмитажа (04.02.1981, 12.12.1983, 22.02.1996).

После получения дворцом Меншикова в 1996 г. статуса отдела Государственного Эрмитажа (заведующий В. В. Мещеряков) непосредственное руководство директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского позволило уже в 1998 г. завершить воссоздание в помещениях западной части дворца следующих интерьеров: Кабинет с живописью, Спальня Дарьи Михайловны, Западная приемная, — общей площадью 113 м2. Основой декоративной отделки помещений стали китайские шелковые обои конца XVII — начала XVIII вв., которые реставрировались в течение 20 лет (реставраторы тканей А. Б. Васильева, Л. Е. Ковалева,

А. Ф. Лякина, М. Р. Петровская). Ранее эти обои находились в Екатерингофе. Детали интерьера, составляющие архитектурно-декоративный фон экспозиции, были изготовлены с учетом аналогий из симметричной восточной части здания и являются «съемными», т. е. не нарушают подлинных объемов, выявленных и раскрытых в процессе реставрации здания (до 1980 г.). Таким образом, комплексное решение интерьерной экспозиции в помещениях, утративших художественную отделку, позволило показывать подлинные предметы петровского времени на вновь созданном, научно-обоснованном архитектурнодекоративном фоне38. Подобный подход, соответствующий идее музейного просветительства, возможно наиболее сложен в реализации, но достаточно убедителен с точки зрения экспозиционного восприятия представленных коллекций и повествования об истории эпохи, поскольку позволяет наглядно продемонстрировать интерьеры петровского времени, значительная часть которых сохранилась только в описаниях и практически недоступна широкому кругу экскурсантов.

В 1966 г. после снятия с потолка подрамников с живописным плафоном работы Ф. Пильмана39 (выполненным маслом на холсте) художниками-реставраторами Б. Н. Косенковым, Л. В. Плавковой, В. И. Лаврухиным были обнаружены два слоя темперной живописи по штукатурке на потолке Ореховой. Сквозь побелку на потолке просматривались написанные по штукатурке головки купидонов. Дальнейшие расчистки позволили определить вид первого, более раннего, слоя росписи. В центре пятичастной монументальной композиции было раскрыто изображение фигуры Петра I в доспехах античного героя. М. Г. Колотов предположил, что автором первоначальной росписи 1711 г. был живописец московской Оружейной палаты Г. Н. Одольский40. После рассмотрения вариантов возможности экспонирования всех трех плафонов было принято решение о выполнении сначала фиксационных копий, а затем копий с воссозданием утрат с последующей установкой их в помещениях симметричной западной половины дворца (акты ГИОП от 16.09.87 и от 27.12.88). В 70-х гг. XX в. художниками бригады

А. Я. Козакова были повторены в виде фиксационных копий три полихромные неравномерно сохранившиеся росписи второго слоя (в юго-восточном, северо-восточном и юго-западном углах), изображающие купидонов с гирляндами цветов. Дальнейшие расчистки со снятием второго слоя позволили художнику-реставратору Б. Н. Косенкову раскрыть три угловые композиции (из четырех) первого слоя живописи. Они полностью соответствовали девизам и изображениям сборника «Символы и Емблемата» 1705 г.41 Единственная угловая композиция второго живописного слоя «Купидоны», находящаяся в северо-западной части плафона, над изразцовой печью, была раскрыта, укреплена и сохранена в натуре. В 1989 г. автором настоящей статьи было найдено оригинальное решение и разработан проект, в соответствии с которым пятичастный живописный плафон Пильмана был установлен поверх сохранившейся фрески Ореховой без повреждения ее живописного слоя. Таким образом, было завершено восстановление интерьера Ореховой на 1717 г.

В 1998-1999 гг. художниками О. А. Шведерской и А. Ф. Кабаниным были изготовлены на холсте живописные копии с элементами реконструкции плафонов первого и второго слоев фресок Ореховой, установленные в симметричных помещениях западной половины дворца Меншикова — Кабинете с живописью и Спальне княгини.

Самым значительным и пышным по оформлению в период первой четверти XVIII в. был центральный корпус, южный фасад которого был декорирован гербом над парадным входом, поэтажными пилястрами разных ордеров и увенчан по центру аттиком со статуями, а боковые ризалиты были украшены фронтонами барочной формы с вазами и золочеными княжескими коронами. При реконструкции дворца Меншикова, начатой в 1980-е гг., ставилась задача не восстановления с абсолютной точностью (что невозможно) объемнопластической структуры здания, а воссоздания историко-архитектурной среды первой четверти XVIII в. В 2002 г. к 300-летию Санкт-Петербурга, согласно предписанию Акта государственной Комиссии от 29.12.1980 г. № 1629-р и решению Ученого Совета ГИОП совместно с Эрмитажем от 25.12.1982 и 15.06.1989, на фасаде здания дворца Меншикова были установлены выполненные в технике гальванопластики и выколотки четыре медные вазы и две княжеские короны (архитекторы Г. В. Михайлов, О. А. Брунина, научные консультанты — архитекторы А. А. Кедринский, И. Н. Бенуа)42. Исходными документальными источниками при воссоздании княжеских корон явились гравюра А. Ф. Зубова, рисунок Х. Марселиуса, существующая в настоящее время корона, венчающая кровлю Большого дворца Меншикова в Ораниенбауме43, и заключение Г. В. Вилинбахова44. Достоверность

гравюры А. Зубова 1714 года была подтверждена в результате археологических изысканий, проведенных архитекторами в 1970-х гг. в процессе реставрации.

Как следует из документа 1737 г., «на... кровле... деревянных статуй... шесть, освидетельствовать резными мастерами»45, а в одном из документов, относящихся к 1742 г., говорится о гербе Меншикова на главном фасаде и о надписи «Под оным в длину золотыми словами. по-латински.»46. Следы крепежа на сохранившемся замковом камне над главным входом во дворец подтверждают местонахождение герба. В майоликовом исполнении герб был изготовлен в натуральную величину в 2007 г. (художник-керамист

В. К. Лавров).

Для окончательного завершения композиции Южного фасада в 2005 г. был разработан проект, предусматривающий восстановление скульптурного ряда из 6 фигур на аттике. Учитывая, что Петр рассматривал дворец Меншикова как собственную резиденцию, отвечавшую духу времени, упомянутую скульптурную композицию, возможно, следует рассматривать как олицетворение таких черт власти монарха, как Доблесть, Право и Сила (в левой части) и добродетелей: Милосердие, Умеренность и Жизнелюбие (в правой части), характерных для символики петровской эпохи. В разработке идейной программы скульптурного декора аттика принимали участие Е. А. Тюхменева, С. О. Андросов, С. А. Симкина, Ч. А. Мезенцева, Н. Ю. Жаркова и автор настоящей статьи.

Согласно решению Ученого совета Государственного Эрмитажа от 28.11.2002, были проведены, при участии архитектора А. А. Кедринского, предварительные этапы работ. Эскизные модели были изготовлены скульптором К. Н. Бобковым. Позднее был привлечен работавший совместно с архитектором А. А. Кедринским скульптор-реставратор

В. В. Ларионов, имеющий большой опыт в воссоздании барочной скульптуры47.

Рабочей комиссией с участием специалистов КГИОП модели В. В. Ларионова после детальной проработки были приняты и рекомендованы к увеличению до натуральной величины для последующей отливки в бронзе, либо воспроизведения в другом материале (выколотка, дерево, искусственный камень). При этом были учтены рекомендации специалистов Академии Художеств. Скульптором В. В. Ларионовым была выполнена работа по увеличению фигур в глине и изготовлены гипсовые модели в натуральную величину для перевода в окончательный материал (дерево, бронзу, выколотку). В совокупности с воссозданными княжескими коронами и вазами, герб над главным входом и скульптурный ряд фигур подчеркнут зрительную и стилевую целостность памятника, позволят завершить воссоздание образа уникального архитектурного ансамбля, определяющего парадный фасад Санкт-Петербурга со стороны Невы.

В 2001 г. в западной части здания был воссоздан интерьер Портретная с использованием декоративной ткани, изготовленной в мастерской «Старинные ткани». В 2003 г. панели с отреставрированными китайскими обоями начала XVIII века позволили завершить воссоздание интерьера Прихожая. В 2006 г. при отделке стен интерьера Западная передняя был использован материал, изготовленный по образцу хранящейся в ОЗЕИИ ткани конца XVII в.

В перспективе можно говорить о воссоздании не сохранившейся отделки интерь-ерной экспозиции в помещении Конторки и Секретарской. Кроме того, представляет несомненный интерес содержание живописного плафона, скрытого под плитковым убранством в помещении Предспальни. Наличие сохранившейся темперной живописи по штукатурке подтверждается двумя музеефицированными фрагментами на потолке Предспальни и тремя слоями живописной росписи по дереву, раскрытой на поверхности

дверных полотен Ореховой, обнаруженных в 1970-х гг. в закладке стены алтарной части Большого зала. Поэтапное фрагментарное снятие плиткового покрытия всего плафона с одновременной фото- и видеофиксацией фрески и последующей установкой плиток на место позволит создать полную фиксационную копию первоначального живописного плафона Предспальни, предшествовавшего плитковому убранству. Реставрационные работы по раскрытию трех слоев живописи первой четверти XVIII в. дверей Ореховой, выполненные в 2006 г. художником Глазковым, позволили обнаружить изображение ваз с цветами, вензеля Меншикова и коронованного сердца в наиболее раннем слое и воинские арматуры, вензеля князя и княжескую корону в последнем живописном слое (реставрационный совет под председательством И. Н. Ухановой, научное обоснование В. В. Мещерякова, Е. И. Игнатьевой).

В служебных помещениях дворца, отделка которых не сохранилась, с 1984 г. музеефи-цированы 12 изразцовых комплектов полихромного убранства печей, привезенных из петербургских домов, подвергавшихся капитальному ремонту (всего в хранении музея было собрано около 50 комплектов изразцов фирм «Або», «Ракколаниоки», «Мейсен» и др.)48.

На фасадах дворца сохранилось несколько первоначальных известковых капителей. Принимая во внимание неудовлетворительное состояние штукатурного слоя стен фасада, в 2001 г. было принято решение о его полной замене путем снятия старого и нанесения нового штукатурного слоя методом трехстадийной известково-цементной штукатурки с тонкой шлифовкой третьего слоя перед нанесением краски на цементно-известковой основе (чем больше извести в краске, тем надежнее защищена штукатурка). Выполнение в 2001-2006 гг. этой работы сделало штукатурный слой фасада дворца Меншикова надежным и долговечным, поскольку известковое покрытие позволяет зданию «дышать»49.

На сегодняшний день общая площадь музеефицированного здания дворца Менши-кова составила 4381 м2. Из них экспозиционные помещения, открытые после реставрации в 1981 г., составили 694 м2, вспомогательные помещения музея — 745 м2, служебные помещения, занимаемые музейными сотрудниками и реставрационными мастерскими, составили 1387 м250.

Основным ресурсом развития деятельности музея является само здание дворца, его фасады, интерьеры и прилегающая территория. До настоящего времени продолжаются работы по формированию музейного пространства дворца Меншикова и исследования архивных материалов, касающихся назначения большей части помещений дворца Мен-шикова.

Список сокращений

ВООПИК — Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры

ГИОП — Государственная инспекция по охране памятников г. Ленинграда, ныне КГИОП

КГИОП — Комитет государственного контроля и использования памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга

ОИРК — Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа

РГАДА — Российский государственный архив древних актов

РГВИА — Российский государственный военно-исторический архив

СНПО — Специальное научно-производственное объединение

ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов, ныне РГАДА

ЦГВИА — Центральный государственный военно-исторический архив, ныне РГВИА

1 Походный журнал [Петра Великого]. 1711 г. СПб., 1854. С. 117; Реестр построек в Санкт-Петербурге и окрест-

ностях с указанием даты начала их строительства, составленный Д. Трезини. 1 февраля 1724 г. // Малиновский К. В. Доминико Трезини. СПб., 2007. Приложение: Жизнь и деятельность Доминико Трезини в документах. № 95. С. 177.

2 Изразцовую «плитковую» отделку интерьеров, сочетавшую утилитарный и декоративный характер, отвечавшую новым для России европейским требованиям комфорта, Петр I и Меншиков впервые увидели во время путешествия по Европе в составе Великого Посольства. Плитки для убранства парадных покоев были привезены из Голландии: через посредника по торговле в Амстердаме Х. Брандта Меншиков заказал 50 тыс. хороших бело-синих плиток на «убирание палат» (Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г В. Дворец Меншикова: Художественная культура эпохи. История и люди. Архитектурная хроника памятника. М., 1986. С. 114). Аналоги подобных интерьеров, где и стены и потолки декорированы подобным образом, неизвестны.

3 Малиновский К. В. Архитектор А. Д. Меншикова Франческо Фонтана // Петровское время в лицах — 2003: Краткое содержание докладов научной конференции, посвященной 300-летию основания Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 75-80; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XIII-XIX веках. СПб., 1994. С. 70; Малиновский К. В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб., 2007. С. 81-82.

4 Грабарь И. Э. История русского искусства: В 6 т. М., 1912. Т. 3. С. 100; Трубинов Ю. В. Палаты светлейшего князя Меншикова. СПб., 2003. С. 115.

5 Петров А. Н. Меншиковский дворец: Историческая справка. Л., 1956. Ч. II. Архивные материалы (Рукопись). С. 20; Кулишева Н. С. История реставрационных работ в здании дворца А. Д. Меншикова // Александр Данилович Меншиков. Первый губернатор и строитель Санкт-Петербурга: Каталог выставки. СПб., 2003. С. 30.

6 РГВИА. Ф. 314 (Первый кадетский корпус). Оп. 1. Д. 6629. Л. 1-2, 43 об., 99, 101, 126-142, 165-193; Петров А. Н. Указ. соч. С. 96.

7 Саверкина И. В. К истории ансамбля дворца Меншикова — Первого кадетского корпуса (1917-1921) // Петровское время в лицах — 2005: Материалы научной конференции. СПб., 2005. С. 194-200.

8 Годовые отчеты Зав. Музеем А. А. Крутецкого за 1923-1924 гг., 1924-1925 гг. // Архив дворца Меншикова.

9 Трубинов Ю. В. Палаты светлейшего князя Меншикова... С. 130.

10 Петров А. Н. Указ. соч. С. 28.

11 Протокол № 15 от 29.10.1963 г. заседания Ученого Совета ГИОП «О Меншиковском дворце»: «2. Совет считает правильным восстановление фасада дворца в его подлинном облике начала XVIII в., но учитывая недостаточность научных и натурных материалов для решения всех вопросов, Совет предлагает в данное время как первую очередь реставрации принять к осуществлению 2-й вариант проекта (середина XVIII в.)...» // Архив института «Ленпроект-реставрация». № 69/23.

12 Решение Комиссии Ленинградской организации Союза архитекторов СССР по защите авторских прав от 02.12.1976 г. // Архив института «Ленпроектреставрация», № 69/23. Приложение VI. C. 38.

13 Мещеряков В. В. Итоги реставрации дворца Меншикова на Васильевском острове // Петровское время в лицах: Краткое содержание докладов научных чтений памяти А. Д. Меншикова. СПб., 1998. С. 26.

14 Перечень материалов. Приложение IV. Л. 21-22 // Архив института «Ленпроектреставрация», № 69/23.

15 Там же. Приложение VI. Решение ЛОСА от 2.12.1976 г. Л. 34-39.

16 Гессен А.Э. Жизнь архитектуры (вопросы научной реставрации) // Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М., 1981. С. 89.

17 Коллекция Ф. В. Бергхольца из архива Стокгольма (Hallström B. H. Russian architectural drawings in the Nationalmuseun. Stockholm, 1963. Catalogue. № 9051. P. 38).

18 Гессен А. Э., Колотов М. Г. Справка о работах по научной реставрации памятника архитектуры Меншиковский дворец в Ленинграде (Университетская наб., 15): Перечень документации и основных процессов производства работ. Л., 1976. Л. 32-33 (Рукопись); Трубинов Ю. В. Палаты светлейшего князя Меншикова... С. 138.

19 Гессен А. Г. Методическая записка по производству работ научной реставрации... дворца Меншикова. Л., 1973 // Архив института «Ленпроектреставрация». № 69/23. Л. 29.

20 Там же. Приложение IV. Л. 37.

21 Колотов М. Г. Краткая записка к вопросу о разработке проекта реставрации... от 17.06.1974. Акты, переписка... 1970-1976 гг. // Архив института «Ленпроектреставрация». № 69/19.

22 Мещеряков В. В. Исследования и исследователи дворца Меншикова в Санкт-Петербурге // Петровское время в лицах: Краткое содержание докладов научных чтений. СПб., 2001. С. 28-36.

23 Решение комиссии Ленгорисполкома под председательством В. В. Попова от 21.VII.1975 г.

24 Шевелёв И. Ш. Принцип пропорции. М., 1986. С. 173-183.

25 Денисов Ю. М., ТрубиновЮ. В., Михайлов Г. В., Галочкин В. К. Ключ к воссозданию памятника // Строительство и архитектура Ленинграда. Л., 1978. № 5. С. 33-37.

26 Трубинов Ю. В. Летний дворец Меншикова в Петербурге // Архитектурное наследство. М., 1981. С. 45.

27 Предложения А. А. Кедринского от 18.07.1979. Поз. 2 // Архив дворца Меншикова; Кедринский А. А. Основы реставрации памятников архитектуры: Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. М., 1999. С. 72-76. В одном из вариантов рассматривалось предложение о восстановлении первоначальной вертикальной отметки по всему южному фасаду здания дворца Меншикова (снятие культурного слоя, примыкающего к фундаменту здания).

28 Подсчет сделан архитектором-реставратором Государственного Эрмитажа И. В. Бурковской.

29 Дорофеева Л. П. Две изразцовые печи из дворца Меншикова // Сообщения Государственного Эрмитажа. СПб., 1991. Вып. LV С. 26-30; Она же. История плитковых интерьеров дворца Меншикова в Санкт-Петербурге на Васильевском острове // Меншиковские чтения-2003: Сб. ст. / Отв. ред. И. В. Саверкина. СПб., 2004. С. 86.

30 Акт Государственной комиссии приема работ... от 31.12.1980.

31 Калязина Н. В. Материалы к иконографии А. Д. Мешикова (прижизненные портреты) // Культура и искусство петровского времени: Публикации и исследования. Л., 1977. С. 70-87; Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г В. Указ. соч. С. 92-95. № 87-93; Калязина Н. В. Архитектор Леблон в России (1716-1719) // От Средневековья к Новому времени: Материалы и исследования по русскому искусству XVIII — первой половины XIX века / Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1984. С. 94-123.

32 Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г. В. Указ. соч. М., 1986. С. 144-159. № 147-203; Дорофеева Л. П. История плитковых интерьеров дворца. С. 76-91; Она же. «Музей голландских плиток» во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге // Сообщения Российско-нидерландского научного общества. СПб., 2003. Вып. 1. С. 115-120.

33 Калязина Н. В. Музей в Ленинграде — дворец Меншикова. С. 5, 9, 11 // Архив дворца Меншикова.

34 Мещеряков В. В. Итоги реставрации... С. 30-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Трубинов Ю. В. Меншиковский дворец в Ленинграде (1710-1714 гг.). Исторические справки. Л., 1970. Ч. 2 // Архив института «Ленпроектреставрация». № 69/5; Жаркова Н. Ю. Некоторые принципы организации и декора дворцовых интерьеров в Петербурге первой трети XVIII века // Русская культура первой четверти XVIII века. СПб., 1992. С. 27-38; Мещеряков В. В. К созданию экспозиции интерьерного типа // Проблемы русской культуры XVIII века. СПб., 2001. С. 64, 65.

36 Жаркова Н. Ю. Указ. соч. С. 27-38.

37 Описание дома кн. Александра Даниловича Меньшикова, в С.-Петербурге, 1732 года // Щукинский сборник. М., 1909. Вып. 8. С. 137-141.

38 Калязина Н. В. Интерьер первой четверти XVIII века. Новое в планировочном и архитектурно-декоративном решении: Дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1970.

39 Об авторстве плафона см.: Грабарь И. Э. История архитектуры: В ??? т. М., 1916. Т. III. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. С. 145-146. Примеч. 2; Колотов М. Г., Трубинов Ю. В. Плафоны Меншиковского дворца в Ленинграде // Искусство. 1977. № 1. С. 66; Трубинов Ю. В. Палаты Меншикова // Художник: Ежемесячный журнал Союза художников РСФСР. 1983. № 1. С. 60.

40 Колотов М. Г., Трубинов Ю. В. Указ. соч. С. 61; Мещеряков В. В. К истории живописных плафонов дворца Мен-шикова // Петровское время в лицах: Краткое содержание докладов научных чтений. СПб., 1999. С. 41.

41 Символы и Емблемата. Амстердам, 1705.

42 КулишеваН. С., Мещеряков В. В. Из истории воссоздания архитектурно-декоративного убранства Южного фасада дворца Меншикова: княжеские короны и вазы // Петровское время в лицах — 2002: Краткое содержание докладов научной конференции, посвященной 300-летию основания Санкт-Петербурга. СПб., 2002. С. 100-105.

43 Грабарь И. Э. История архитектуры. Т. III. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. С. 100, 101; Павлова М. А. Историческая справка к эскизному проекту реставрации террас и северного фасада Большого дворца в Ораниенбауме. Корона // Архив Дворца Меншикова.

44 Вилинбахов Г. В. Заключение об изображении короны на гравюре А. Ф. Зубова // Архив дворца Меншикова.

45 Ведомость о строении и починках в Кадетском доме 737 года // РГВИА. Ф. 314. Оп. 1. Д. 1771. Л. 2.

46 О строениях и починках Кадетского корпуса. 1740 г. // Там же. Д. 1867. Л. 11; см. об этом: Мещеряков В. В., Саверкина И. В. К воссозданию архитектурного декора дворца Меншикова. Герб над главным входом // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXII. Петровское время в лицах—2006: Материалы научной конференции, посвященной 25-летию открытия экспозиции Эрмитажа «Дворец Меншикова. Культура России первой трети XVIII века». СПб., 2006. С. 181-185.

47 Мещеряков В. В. Архитектурно-декоративное убранство дворца Меншикова — княжеские короны и вазы, скульптурное убранство аттика // Сообщения Государственного Эрмитажа. СПб., 2005. Т. LXIII. С. 49-54.

48 Мещеряков В. В. О коллекции печей во дворце Меншикова (XVIII-XX вв.) // Петровское время в лицах — 2005: Материалы научной конференции. СПб., 2005. С. 156-157.

49 Меншиковский дворец: Капитальный ремонт южного фасада дворца. Установка княжеских корон и ваз // Отчет Государственного Эрмитажа 2002. СПб., 2003. С. 96.

50 Мещеряков В. В. Формирование музейного пространства дворца Меншикова // Петровское время в лицах — 2003: Краткое содержание докладов научной конференции, посвященной 300-летию основания Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.