Научная статья на тему 'Летний дворец Петра I. реставрация'

Летний дворец Петра I. реставрация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
775
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I / РЕСТАВРАЦИЯ / РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА / ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ / SUMMER PALACE OF PETER I / RESTORATION / SCULPTURE / PETER THE GREAT'S TIME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кареева Наталия Дмитриевна

Предстоящая в скором времени реставрация Летнего дворца Петра I, кото- рая следует за завершившейся реставрацией Летнего сада, заставляет обратиться к опыту 50-летней давности. В 1961-1964 гг. проводилась реставрация Летнего дворца под руковод- ством архитектора-реставратора А. Э. Гессена. Фактически она определила образ Летнего дворца - его интерьеров и экстерьера - каким его знает нынешнее поколение посетите- лей и исследователей. Обращаясь к опыту и решениям прошлого, в настоящий момент воз- можно внести новые решения в оформление экспозиции и использование Летнего дворца, обогатить его образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summer Palace of Peter I. The restoration

The coming soon restoration of the Summer Palace of Peter I, which follows the completed restoration of the Summer Garden, forced us to turn to the experience of 50 years ago. In 1961-1964 the restoration of the Summer Palace was conducted under the guidance of the architect and restorer A. Hessen. In fact, it defined the image of the Summer Palace, its interiors and exteriors the way the current generation of visitors and researchers knows it now. Referring to the experience and solutions of the past to enrich the Summer Palace image at present it is possible to introduce the new solutions in its use and the exhibition design.

Текст научной работы на тему «Летний дворец Петра I. реставрация»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

Н. Д. Кареева

ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I. РЕСТАВРАЦИЯ

В 2009-2011 гг. была проведена реставрация Летнего сада. Еще не утихли вокруг нее споры, обсуждения, критика. Сейчас предстоит новый, очень ответственный этап — реставрация Летнего дворца Петра I. В настоящее время идет этап предпроектных проработок. Работы должны начаться в 2015 г.

Летний дворец строился в 1710-1711 гг. по проекту архитектора Д. Трезини. Петр I въехал во Дворец весной 1712 г. После его смерти в 1725 г. Летний дворец как место пребывания императорской семьи уже не использовался. Несмотря на то, что архитектура Летнего дворца сохранилась практически нетронутой, не была затронута ни перестройками, ни разрушениями, многие детали интерьера не дошли до нашего времени.

Сейчас, как никогда, уместно вспомнить, как проходила предыдущая реставрация Летнего дворца. Она была проведена в 1962-1964 гг. под руководством архитектора-реставратора А. Э. Гессена. Архитектору вместе с научным отделом музея предстояло решить, каким быть отреставрированному Летнему дворцу: в каких комнатах при Петре I находилось тканевое убранство и каким оно было; восстановить лепку на потолках, утраченную в XIX в.; требовались решения относительно полов — где воссоздать мраморные, где паркетные, где простые досчатые. Натурные исследования во многом помогли принять то или иное решение. При восстановлении облика Летнего дворца огромную помощь оказали образцы самого разного рода: ткани из фондов Государственного Эрмитажа, лепка потолков из Петергофа и Меншиковского дворца, образцы рисунков полов. Фактически эта реставрация определила образ Летнего дворца — его интерьеров и экстерьера — каким его знает нынешнее поколение посетителей и исследователей.

Известно, что фасады Летнего дворца Петра I украшены 29 барельефами на темы «Метаморфоз» Овидия и других античных сказаний.

161

Н. Д. Кареева

Аллегорически они олицетворяют победы Петра I в ходе Северной войны — выход России к морю, отвоевание у Швеции Ижорской земли. «...рельефы А. Шлютера на фасадах Летнего дворца в Летнем саду были несомненно определенным этапом в изучении западноевропейских приемов пластического искусства», — указывает Т В. Ильина1. Во время реставрации под руководством А. Э. Гессена впервые было выяснено, что барельефы на фасадах Летнего дворца не терракотовые, как считалось ранее, а намазные: «.барельефы сделаны вовсе не из терракоты, а “намазаны” на кирпичной кладке стен раствором серой извести, в который добавлялась мелкая кирпичная крошка “цемянка”. Эта техника намного сложнее, чем отливка их в мастерской, и свидетельствует о большом искусстве создателей декоративного оформления дворца»2. Тогда же, при реставрационных работах 1962-1964 гг., в Летнем дворце был решен вопрос с отоплением — разводку теплого воздуха сделали по старым печным воздуховодам, а под нагревательное оборудование было отдано помещение Денщицкой на первом этаже. В аналогичном помещении на 2-м этаже — Фрейлинской — расположились фонды музея «Летний дворец Петра I».

Со времени реставрации под руководством А. Э. Гессена прошло больше 50 лет. В настоящее время Летний дворец находится в преддверии новой реставрации. Именно сейчас возможно дополнить то, что не было исполнено по тем или иным причинам в 1960-е гг. Снова решаются вопросы тканевого убранства интерьеров, лепки потолков, паркетного покрытия полов. Должны быть решены вопросы освещения экспонатов, создания определенного климата со стабильной температурой и влажностью.

Прикосновение к Летнему дворцу уже практически состоялось с его внешней стороны при реставрации Летнего сада и устройстве в сухом виде Гаванца. Точное местоположение и очертания Гаванца были определены в ходе археологических изысканий 60-х гг., но тогда границы Гаванца были отмечены площадкой перед входом в Летний дворец. При нынешней реставрации для того, чтобы максимально показать Гаванец (в сухом варианте, без заполнения водой), территория перед южным фасадом Летнего дворца была понижена и выполнена в двух уровнях. Это позволило показать историческое береговое мощение и подпорные стенки Г аванца. Дно Г аванца вымощено клинкером. На южной стенке Г аванца

1 Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989. С. 102.

2 Кедринский А. А., Колотое М. Г. и др. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1989. С. 105-106.

162

Летний дворец Петра I. Реставрация

демонстрируются два причальных кольца, сохранившихся с петровского времени. Еще два кольца можно видеть на южной стене самого дворца. На отметке верхнего края стенок Гаванца сохранилась отмостка из кирпича «в елочку» начала XVIII в., ширина которой около 2,5 м. Историческая отмостка ныне музеефицирована. Перед южным порталом дворца археологи раскрыли основание крыльца, по которому в XVIII в. входили во дворец со стороны Гаванца. Сейчас здесь устроено крыльцо.

Современный «сухой» вариант Гаванца получил противоречивые отклики. Гаванец не открыт к Фонтанке, как было когда-то, поэтому его роль водной артерии, связывавшей Дворец царя с просторами Невы и — далее — залива, сейчас не выявлена. Вызывает сомнения достоверность балюстрады, которой окружили новую «гавань», — в кладке стен не было обнаружено следов крепления ограждения. Конечно, исторически глубина Гаванца была гораздо больше. В настоящее время посетителям представлен некий образ гавани петровского времени, но не его реконструкция.

Новое время диктует новые подходы к будущей организации экспозиции. Технические возможности позволяют освободить Денщицкую от отопительного оборудования. Станет возможным использовать это помещение под информационно-просветительские цели с использованием компьютеров.

Предполагается решить вопрос доступности Летнего дворца для посетителей с физически ограниченными возможностями. Пространство нижнего и верхнего коридоров будет отдано под выставку графики.

Вновь встает проблема решения тканевого убранства интерьеров, лепки потолков, рисунка паркетов в Летнем дворце. Возможно обращение к заграничным аналогам во Франции, Италии, Германии, Англии. Особенно интересен вопрос восстановления комнат с китайскими шелками. Таких помещений два: Приемная Екатерины и Танцевальная. Предлагается восполнить недостающие фрагменты композиций, воспользовавшись образцами из коллекции расписных китайских панно дворца Меншикова. Внимательно рассматривается вопрос назначения каждого помещения. От принятых решений будет зависеть, каким предстанет Летний дворец для следующих поколений.

Информация о статье

ББК 85.1; УДК 7.025.4

Автор: Кареева Наталия Дмитриевна — кандидат искусствоведения, заведующая сектором Летний дворец и Домик Петра I, отдела живописи XVIII - первой половины XIX вв. Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

163

Н. Д. Кареева

Название: Летний дворец Петра I. Реставрация

Аннотация: Предстоящая в скором времени реставрация Летнего дворца Петра I, которая следует за завершившейся реставрацией Летнего сада, заставляет обратиться к опыту 50-летней давности. В 1961-1964 гг. проводилась реставрация Летнего дворца под руководством архитектора-реставратора А. Э. Гессена. Фактически она определила образ Летнего дворца — его интерьеров и экстерьера — каким его знает нынешнее поколение посетителей и исследователей. Обращаясь к опыту и решениям прошлого, в настоящий момент возможно внести новые решения в оформление экспозиции и использование Летнего дворца, обогатить его образ.

Ключевые слова: Летний дворец Петра I, реставрация, русская скульптура, петровское время

Литература, использованная в статье

Гессен, Александр Эрнестович. Отчет о реставрационных работах, производившихся по памятнику архитектуры Летний дворец Петра I в 1962-1964 // Архив Летнего сада. Ленинград: Специальные Научно-Реставрационные Производственные мастерские Архитектурно-планировочного Управления Ленгорисполкома, 1966. 144 л.

Ильина, Татьяна Валериановна. История искусств. Русское и советское искусство. Учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика». Москва: «Высшая школа», 1989. 400 с. Кедринский, Александр Александрович; Колотов, Марк Григорьевич; Ометов, Борис Николаевич; Раскин, Абрам Григорьевич. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Ленинград: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. 496 с.

Information about the article

Author: Kareeva Natalia Dmitrievna — Ph. D. in Art History, Head of the Summer Palace and the House of Peter the Great sector, the Department of Painting of the 18th - first half 19th centuries, State Russian Museum, St. Petersburg, Russia, [email protected] Title: Summer Palace of Peter I. The restoration

Summary: The coming soon restoration of the Summer Palace of Peter I, which follows the completed restoration of the Summer Garden, forced us to turn to the experience of 50 years ago. In 1961-1964 the restoration of the Summer Palace was conducted under the guidance of the architect and restorer A. Hessen. In fact, it defined the image of the Summer Palace, its interiors and exteriors the way the current generation of visitors and researchers knows it now. Referring to the experience and solutions of the past to enrich the Summer Palace image at present it is possible to introduce the new solutions in its use and the exhibition design.

Keywords: Summer Palace of Peter I, restoration, sculpture, Peter the Great’s time

References

Gessen, Aleksandr Ernestovich. Otchet o restavratsionnykh rabotakh, proizvodivshikhsya po pamyatniku arkhitektury Letniy dvorets Petra I v 1962-1964 [Report on the restoration works of the architectural monument «Summer Palace of Peter the Great» from 1962 to 1964], in Arkhiv Letnego sada [The Summer Garden archive]. Leningrad: Spetsial’nye Nauchno-Restavratsionnye Proizvodstvennye masterskie Arkhitekturno-planirovochnogo Upravleniya Lengorispolkoma, 1966. 144 p.

Il’ina, Tat’yana Valerianovna. Istoriya iskusstv. Russkoe i sovetskoe iskusstvo. Uchebnoeposobie dlya vuzovpo spetsial’nosti «Zhurnalistika» [Art History. Russian and Soviet art. A Study Guide for universities majoring in Journalism]. Moscow: «Vysshaya shkola» Publ., 1989. 400 p. Kedrinskiy, Aleksandr Aleksandrovich; Kolotov, Mark Grigor’evich; Ometov, Boris Nikolaevich; Raskin, Abram Grigor’evich. Vosstanovlenie pamyatnikov arkhitektury Leningrada [Restoration of architectural monuments of Leningrad]. Leningrad: Stroyizdat Publ., Leningrad Department, 1989. 496 p.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.