УДК 330.332
М.З. Гибадуллин, А.Р. Нуриева
Мусульманское предпринимательское сообщество в экономическом развитии Поволжско-Уральского региона
Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов предпринимательской деятельности мусульман России Поволжья и Приуралья в XIX - начале ХХ в. Особое внимание уделено роли купеческого капитала в предпринимательской деятельности мусульманской буржуазии России. На конкретных примерах показаны пути формирования и генезис капиталов мусульман-предпринимателей в XIX - начале XX в.
Ключевые слова: купечество мусульманское, буржуазия мусульманская, предпринимательство, торговый капитал.
Исторически Россия формировалась как многонациональное и поликонфессиональное государство. К началу XX столетия на ее территории проживало 165 народов. Почти 70% населения исповедовали православную веру, около 11% - ислам. В Европейской части страны мусульманские народы проживали во всех пятидесяти административно-территориальных единицах, но наиболее многочисленными были мусульманские сообщества в четырех губерниях Поволжско-Уральского региона -Уфимской, Казанской, Оренбургской и Самарской, на которые приходилось в общей сложности около 65% всего мусульманского населения региона (см. таблицу № 1).
Таблица № 1.
Распределение мусульманского населения в губерниях Европейской России и Сибири в 1867-1897 гг.
№ п/п Губернии По Де-Ливрону(1867 г.) По переписи 1897 г. Прирост в %
Обоего пола В % от численности населения губернии Обоего пола В % от численности населения губернии
1. Астраханская 170230 29,7 307239 30,6 80,5
2. Вятская 94026 4,0 132851 4,4 40,4
3. Казанская 451786 27,0 633024 29,2 40,4
4. Нижегородская 32637 2,5 41332 2,6 26,7
5. Оренбургская 250802 29,8 365543 22,8 46,0
6. Пензенская 51797 4,3 58644 4,0 13,7
7. Пермская 88819 4,0 151495 5,1 71,6
8. Самарская 201454 11,5 288655 10,5 43,3
9. Саратовская 61537 3,6 96001 4,0 57,4
10. Симбирская 96533 8,1 138916 9,1 43,8
11. Таврическая 116205 17,6 190800 13,2 63,8
12. Уфимская 710905 54,8 1095706 49,9 54,2
13. Иркутская 2496 0,8 7599 1,5 312,5
14. Томская 10736 1,4 40201 2,1 400,0
15. Тобольская 45498 4,1 64880 4,5 42,2
16. Итого 2385461 3612886 51,5
Примечание. Таблица 1 составлена по: Де-Ливрон. В. Статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1874; Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып.6. СПб., 1905.
Численно мусульманское население преобладало только в одной Уфимской губернии. В Оренбургской, Астраханской и Казанской губерниях мусульмане составляли примерно 1/3 населения. В Таврической и Самарской губерниях удельный вес мусульман составлял более 10%.
Из 15 губерний увеличение удельного веса мусульманского населения наблюдалось в 10 губерниях, а уменьшение - в пяти.
Таблица № 1 позволяет сделать вывод, что за тридцать пореформенных лет мусульманский сегмент постепенно укреплялся в губерниях Поволжья и в Сибири. Тенденция противоположного характера была присуща благодаря активной русской колонизации Уральскому региону. Одновременно под влиянием роста капиталистических отношений усилился процесс вовлечения народов, исповедовавших ислам, в общероссийское экономическое пространство, расширилось поле их культурно-экономического взаимодействия с представителями других этносов и конфессий. Больших успехов представители делового мира из числа мусульман достигли в сфере торговли и торгового посредничества.
Распространению коммерческого предпринимательства среди правоверных в немалой степени способствовало и то, что торговля признавалась в исламе одним из одобряемых Всевышним видов экономической активности. Шариат однозначно относит ее к благим занятиям. Так, в Коране говорится: «Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил» (2:275). Священная книга мусульман наставляет: «Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4:29).
Торговле и правилам проведения торговых операций посвящен целый раздел в сборнике хадисов М. аль-Бухари1.
1 В главе 761 сообщалось: «Передают со слов 'Убайдуллаха бин 'Умайра, что (однажды) Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, попросил позволения войти к 'Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, но не получил его, так как ('Умар), кажется, был чем-то занят, и Абу Муса вернулся к себе. Освободившись, 'Умар сказал: «Я слышал голос 'Абдуллаха бин Кайса, не так ли? Впустите же его». Ему сказали: «Он вернулся к себе», и ('Умар) послал за ним. (Вернувшись, Абу Муса) сказал: «Нам всегда велели поступать так». ('Умар) сказал: «Докажи мне это!» - после чего (Абу Муса) отправился к месту встреч
О широком распространении торговой деятельности среди мусульман России, и их активной роли во внутренней и внешней торговле России свидетельствуют данные о численном и национально-религиозном составе привилегированного купечества.
Купеческое сословие, как группа городского населения, стала формироваться в России в первой половине XVIII в. В 1721 г. был принят Регламент Главного Магистрата, а еще через три года издана Инструкция Магистратам. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами все предприниматели приписывались к гильдиям, принадлежность к которым определяла объем прав на занятие торговлей или промыслами по роду и виду деятельности (Ганусенко, 2002).
Очередной этап реформирования купеческого сословия начался в 1775 г. с учреждения в России привилегированного гильдейского купечества. В 1775 г. был принят Манифест «По случаю заключения мира с Турцией». По нему купечество было освобождено от уплаты подушной подати и временных чрезвычайных налогов. Взамен последней купцы обязаны были уплачивать однопроцентный сбор с объявленной ими по совести суммы капитала. При этом купечество было разделено на 3 гильдии, в которые могли записываться только лица, имевшие капитал не менее 500 руб. Лица, которые не имели такого капитала, лишались права носить купеческое звание, именовались мещанами и были обязаны платить подушную подать. На основании данного Манифеста Правительствующий Сенат принял Указ от 25 мая 1775 г. «О разделении купечества на гильдии», определив, что купцы, объявившие капитал свыше 10 тысяч рублей, причислялись к первой гильдии; от 1 до 10 тысяч рублей - ко второй гильдии; от 500 рублей до 1 тысячи рублей - к третьей гильдии. Какого-либо подтверждения о наличии капитала не требовалось, сумма капитала объявлялась «по совести» (Там же).
Но только спустя десять лет, с изданием Екатериной II «Жалованной грамоты городам» (1785 г.) институциональное оформление купеческого сословия завершилось окончательно. В грамоте говорилось, что каждый, независимо от происхождения и знатности рода, а также вне зависимости от вида хозяйственной деятельности, кто объявит за собой капитал на сумму не менее тысячи рублей, может записаться в одну из трех гильдий. Для попадания в первую, высшую гильдию, объявлялся капитал от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, для записи по второй гильдии - от 5 тысяч до 10
ансаров и стал расспрашивать их об этом. Они сказали: «Засвидетельствовать это для тебя не сможет никто, кроме Абу Са'ида аль-Худри, самого младшего из нас», а когда (Абу Муса) привёл Абу Са'ида аль-Худри (к 'Умару), 'Умар воскликнул: «Неужели это веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осталось скрытым от меня?! Отвлекло меня хлопанье на рынках!» ('Умар) имел в виду то, что он занимался торговлей» (Бухари-аль М. Джами ас-Сахих: сб. хадисов).
тысяч. Для записи по третьей гильдии капитал должен был быть объявлен на сумму от 1 до 5 тысяч рублей (Грамота на права и выгоды городам Российской империи...).
Несмотря на то, что прямой связи между записью в гильдии и предпринимательской деятельностью закон не устанавливал, тем не менее, он был направлен на то, чтобы выделить предпринимательский класс из состава городских обывателей. При этом первогильдейские получали самый широкий «пучок экономических прав». Им дозволялось и поощрялось вести оптовую и розничную торговлю как в пределах Российской империи, так и за границей, открывать предприятия и т.д. Помимо экономических прав, лица, записавшиеся в первую гильдию, получали ряд неимущественных привилегий. В частности, они освобождались от телесного наказания.
Поле экономической деятельности для лиц, объявивших капиталы по второй гильдии, было значительно уже. Им дозволялось вести оптовую и розничную торговлю внутри империи, торговать по ярмаркам, открывать промышленные заведения и содержать речные суда. Выход на внешние рынки этой категории предпринимателей был закрыт. Из неимущественных привилегий за второй гильдией закреплялось освобождение от телесных наказаний и право ездить по городу в коляске.
По третьей гильдии можно было вести мелочный торг в городах и уездах, торговать на торжках, заводить станы и мелкие ремесленные мастерские, содержать малые речные суда, открывать трактиры, постоялые дворы, торговые бани. Из неимущественных привилегий за третьей гильдией сохранялось только право впрягать зимою и летом не более одной лошади (Там же).
Таким образом, в купеческое сословие записывались, как правило, наиболее состоятельные горожане, в основном представители торгового капитала.
Лица купеческого сословия появились и среди мусульман. Например, в Казани в 1801 г. к гильдейскому купечеству были причислены 32 мусульманские семьи, в 1809 г. - 35 (Хасанов, 1977, с. 87), а в 1860 г. в купеческие гильдии города было записано уже 72 семейства (НА РТ. Ф.114. Оп.1. Д.3357, подсчет наш). Причем, по сравнению с началом века, в два раза больше стало семей, зачисленных во вторую гильдию, - 15 вместо 7 (Там же). Появились среди мусульман и купцы первой гильдии, имевшие капитал не менее 10 тысяч рублей. Только в Казани в 1893 г. в первой гильдии состояло 11 купцов-мусульман (НА РТ. Ф. 98. Оп. 3. Д. 1096), в то время как в 1860 г. их было лишь 3 человека.
В Симбирской губернии в 1868 г. из 476 лиц купеческого звания 35 (или 7%) представляли мусульман. В том числе купцов 1-й гильдии было трое (или 22%) (К.А.Акчурин, И.И.Алеев и торговый дом под фирмою «Вдова М.-З.Ш. Акчурина с сыновьями»), а купцов 2-й гильдии - 32. Большинство членов мусульманского купечества Симбирской губернии
представляло торговый капитал. Только купцы 1-й гильдии владели суконными фабриками.
По родам торговли купцы распределялись следующим образом: кожевенной торговлей занималось 9 человек (26%), хлебной и бумажной торговлей - по 5 человек (14%), скотом, салом, красным товаром, сахаром и чаем - по одному человеку (3%), торговлей без определенной специализации занималось 7 человек (20%) и еще 2 человека состояли в купеческом звании, но предпринимательской деятельности не вели. Более всего купцов мусульман было записано в Буинске - 24 человека (71%). В Сенгеле-евском купеческом обществе состояло 6 мусульман (18%), в Симбирском - 3 (9%), в Корсунском и Курмышском - по одному (3%) (Памятная книжка Симбирской губернии на 1868 год, 1868, с.49-79, подсчет наш).
В Вятской губернии в купеческих списках в 1869 г. состояло 11 мусульман (2%). Из них купцами первой гильдии были только двое: Х.М. Утямышев и М.-Ш.А. Утямышев, и оба они являлись владельцами китаечных фабрик. Причем фабрика М.-Ш.А. Утямышева считалась крупным предприятием. На ней выделывалось кумача и катайки на сумму 71 тыс. руб., которые сбывались в Казани и на Нижегородской и Мензе-линской ярмарках (Памятная книжка Вятской губернии на 1870 г., 1870, с.135). Всего же купцов-промышленников среди мусульман Вятской губернии было четыре человека (36% от общего списка купцов-мусульман). Кроме указанных выше предпринимателей, китаечными фабриками владели Б.Ш. Ишмуратов и И.М. Утямышев. Остальные мусульманские купцы края вели коммерческие дела и торговали мануфактурными и сельскохозяйственными товарами. Среди коммерсантов Вятского края размахом своих операций выделялся малмыжский купец Г.Хамидуллин. Он специализировался на яичной торговле и носил неофициальный титул «яичного короля» (Лигенко).
По городам губернии купцы-мусульмане Вятской губернии распределялись следующим образом: более половины купцов (6 человек) было зарегистрировано в Малмыше, двое - в Уржуме и по одному - в Котельни-ческе, Сарапуле и Царевосачурске.
Крупным центром сосредоточения мусульманской буржуазии в середине ХУШ-Х1Х вв. являлся Оренбург.
Город Оренбург был заложен в 1734 г. как крепость и торговый центр для установления регулярных сношений со среднеазиатскими ханствами и казахами. Недалеко от крепости группа казанских татар основала здесь свою колонию, получившую название Каргалинская слобода. Появление Каргалинской слободы историки связывают с именем казанского предпринимателя Сеита Аитова. Он и еще около 200 татарских семей, по разрешению Сената, в 1744 г. поселились в районе реки Верхняя Каргалка. Через год поселенцы получили грамоту от императрицы Елизаветы Петровны, в которой оговаривались льготы и привилегии, предоставляемые им в области коммерции. В Указе акцентировалось внимание на необхо-
димости налаживания торговых контактов с азиатскими купцами. Условия наибольшего благоприятствования способствовали быстрому росту Кар-галинской слободы. В 1784 г. Каргалинская слобода была переименована в Сеитов посад (Михалева, 1982, с. 22-23).
В 50-80-х гг. XIX столетия каргалинские торговые татары занимали видное место в составе оренбургского купеческого сословия. В это время на 109 торговавших в Оренбурге купцов приходилось 38 каргалинских (34,8%). Кроме того, в Оренбурге торговало 20 (18%) казанских и 13 (12%) касимовских татар. Депутат городского купечества Илья Коченев в 1766 г. даже выступил с предложением: «переселить в Оренбург сеитовских купцов, достаточно капитал имеющих, могущих держать в своих всю Оренбургскую торговлю...» (Гафурова, 1997).
Мусульманские купцы славились не только на внутреннем рынке. Как сообщает историк М.Г. Гаффарова, татары-купцы Каргалинской слободы стали первыми из европейцев, кто сумел проникнуть в Индию тайными тропами через Тянь-Шань. Это событие случилось в 1750 г., когда группа купцов во главе с Абдуллой Хаялином снарядила два каравана с товарами. Экспедиция благополучно добралась до Хивы, а дальше в сопровождении посла Шербека достигла Индии. На следующий год группа каргалинских купцов-татар из четырех человек собрала еще один торговый караван для отбытия в Индию. Но конечного пункта назначения достигли только двое из них, а двое погибли во время нападения разбойников (Там же).
Представители российской мусульманской торговой буржуазии монополизировали торговлю со своими единоверцами из региона Средней Азии и Казахстана. Указом от 1 декабря 1755 г. купцам азиатских ханств запрещалось торговать в городах Российской империи. В свою очередь доступ русским коммерсантам на азиатские рынки, по целому ряду причин, также был ограничен. В этих условиях посреднические услуги татарской буржуазии в налаживании торговых сношений между мусульманским Востоком и православной Россией были весьма кстати.
Разумеется, помимо коммерческих дел, татарские купцы выполняли важные дипломатические поручения царского правительства. Так, в 1741 г. из Орска в Ташкент отправился караван вятского татарина Шубая Арасланова и казанского татарина Мансура Юсупова. В архиве Министерства юстиции сохранилось донесение Арсланова о результатах этой торговой экспедиции. В нем предприниматель не только подробно описывает свое путешествие, но и сообщает правительству о внутриполитической обстановке в Средней Азии, дает рекомендации о возможности установления более тесных торговых связей России со странами региона. Среди основных причин, препятствующих развитию русской торговли в азиатском направлении, Арсланов называет малочисленность караванов, которые становятся легкой добычей для разбойников, отсутствие договоров о совместной торговле с местными правителями, плохое качество товаров, от-
правляемых за границу, маломощность местного торгового класса. Арсла-нов считает более перспективным развитие торговли с калмыками, каш-карцами и бухарцами (Арасланов).
Позже другой казанский купец М.Адамов собрал караван для отбытия в Бухару и одновременно по поручению властей доставил эмиру дипломатический пакет с предложениями русского правительства о налаживании экономического сотрудничества (Труды Оренбургской учетной архивной комиссии, 1902, с. 34).
Начиная с Х1Х в. торговые караваны российских подданных, в том числе татарских коммерсантов, посещают государства Средней Азии все чаще и чаще. По сообщению Э.В. Самигуллина, в 1807 г. «торговый татарин казанского посада» М. Фейзуллин прошел со своим караваном из Кашгара в Ош. В 1813 г. большой караван татарских купцов с богатыми товарами под военным прикрытием казаков совершил коммерческий рейс по большому Шелковому пути в Кашгарию. Было перевезено товаров на 321 тысячу рублей, а обратно привезено - уже на один миллион рублей. Еще через год караван татарских купцов Абдурашитова и Сайфуллина отправился в государства на территории современного Кыргызстана. Вместе с торговцами в него входил с дипломатическими поручениями надворный советник Мехди Рафаилов. В 1821 г. Файзулла Сейфуллин прошел с караваном из Семипалатинска в киргизские земли, а в 1825 г., возвращаясь из Кашгара в Россию, писал в своих донесениях правительству о раскладе политических сил внутри киргизских родов. Выполняя поручение правительства, Ф.Сейфуллин с компаньонами не только способствовал установлению торговых связей киргизов с Россией, но и уговорил несколько киргизских родов отправить послов для ведения переговоров об установлении российского покровительства (Самигуллин, 2010, с.121-122).
В начале Х1Х в. русско-азиатская торговля продолжала интенсивно развиваться. За период с 1812 по 1819 г. внешнеторговый оборот со странами региона превысил 28 млн руб., в том числе ввоз составил 19,7 млн руб., а вывоз - 8,8 млн рублей (Михалева, 1982, с.42, 44).
Бухарские, хивинские, ташкентские и киргизские коммерсанты, приезжавшие в Оренбург по торговой надобности, нередко оседали здесь на постоянное жительство, пополняя собой мусульманское торговое сословие города. Селиться они предпочитали в Сеитовой слободе, которая постепенно превращалась в торговый, культурный и религиозный центр мусульман края. По данным Оренбургской пограничной комиссии, в 1808 г. здесь проживало 46 семей выходцев из Средней Азии, к началу 1825 г. числилось уже 130 семей (Там же, с.24).
В середине Х1Х столетия в Оренбургском крае свои капиталы объявили 200 мусульман (29% от общего числа купечества). Еще весомее было представительство мусульман в среде негильдейских торговцев (около 33%). В основном это были ясашные татары и башкиры. Ясашные татары ездили по деревням, скупали у населения сырье, продукцию животновод-
ства и растениеводства, а продавали мануфактурные и бумажные ткани, чай, сахар, закупленные ими во время Макарьевской (Нижегородской) ярмарки. Башкиры специализировались на продаже скота и лошадей, главным образом на Мензелинской и Бугульминской ярмарках (Очерки истории Башкирской АССР, 1959, с.18).
Присутствие мусульманских коммерсантов в Оренбурге было столь заметно, что в городском Гостином и Меновом дворах им были выделены отдельные торговые площади. Например, в Меновом дворе они имели 98 лавок (28,5% от общего количества) и 8 амбаров (5%) (Там же, с. 27).
Интересные данные о национально-религиозном составе торговцев с Казахстаном приведены М.К. Рожковой. По ее подсчетам, в 1866 г. из 49 купцов, представлявших крупный торговый капитал в русско-казахской торговле, 11 чел. (22%) были мусульманами. Но в составе более мелких категорий коммерсантов доля мусульман была преобладающей и составляла 76% по вывозу и 84% по ввозу (см. табл. № 2). Наибольшее их представительство наблюдалось среди торгующих крестьян (85% по вывозу и 90% по ввозу). В среде купцов средней руки, осуществлявших самостоятельные торговые операции и не имевших приказчиков, мусульмане составляли по вывозу 73%, а по ввозу - 100%, среди купцов, которые выполняли посреднические функции, соответственно 71% и 77% (Рожкова, 1963, с.128).
Таблица № 2.
Мусульманские купцы в русско-казахской торговле (1866 г).
Категории коммерсантов По вывозу из Оренбурга По ввозу в Оренбург
мусульман всего мусульман всего
Купцы, торговавшие самостоятельно, но без приказчиков 26/ 73% 35 11/ 100% 11
Купцы-посредники 40/ 71% 56 48/ 77% 62
Мещане 131/ 65% 197 135/ 78% 172
Крестьяне 290/ 85% 341 244/ 90% 271
Прочие 10/ 43% 23 3/ 30% 10
Итого 497/ 76% 652 441/ 84% 526
Что касается торговли в 1866 г. со среднеазиатскими ханствами, то в ней участвовали преимущественно мусульманские коммерсанты и иностранные подданные. Так, в 1866 г. из России в Хиву по торговой надобности отбыло 19 хивинских купцов, 11 персов, 9 ташкентцев, 1 афганец и только два российских подданных, да и то в ранге приказчиков. В обратном направлении прибыло 252 коммерсанта, среди которых российских подданных было только 7 человек (Там же, с. 141).
Из Бухары в 1866 г. приезжали для совершения торговых сделок 37 иностранных подданных и почти все они (32 чел.) были бухарцами. В российских экспортных поставках участвовало 7 купцов (3 татарина и 4 рус-
ских). Большинство купцов сами с товарами не выезжали, а прибегали к посредническим услугам татарских купцов или приказчиков. Известно, например, что для нужд Александровской мануфактуры хлопок у бухарцев закупали челябинский купец И.Ахматов, казанский купец М.Мунасыпов и др.
В 1866 г. только казанский первой гильдии купец Мустакимов самостоятельно отправился в Бухару для торговли (Рожкова, 1963, с.142). Среди татарских купцов, чьи караваны периодически отправлялись в азиатские ханства, фигурировали также М.Смайлов, С.Назиров, М.Юсупов, А.Иноземцев, Г.Мусин, А.Утямышев, Н.Баязитов и др.
Азиатские купцы привозили в Россию, главным образом, хлопок и хлопчатобумажные ткани, пряности, английское сукно. Вывозили оружие, медь, изделия из железа, благородные металлы. За десятилетие (с 1887 по 1896 г.) из Бухары и Хивы в Оренбург было доставлено товаров на сумму свыше 5 млн руб., а вывезено - на 4 млн рублей.
Мусульманское купечество было представлено и в некоторых других городах Поволжья, Урала и Сибири. Например, в Пензе в 1851 г. имелось 189 купцов-мусульман (11,6% общего числа купцов), в Самаре - 608 (12%).
К исходу столетия наиболее сильные позиции мусульманское купечество имело в Оренбургской, Казанской, Уфимской и Симбирской губерниях, где оно составляло значительную часть местного «третьего сословия» (см. табл. №3). Слабее мусульманское купечество было представлено в Астраханской, Вятской и Пермской губерниях. Незначительным был его состав в Саратовской и Пензенской губерниях.
Таблица № 3.
Распределение мусульманского купечества по губерниям Поволжья и Урала в 1897 г.
Губернии Число купцов-мусульман и членов их семей В % от всего купечества губернии
1. Астраханская 69 1,0
2. Вятская 141 4,8
3. Казанская 441 12,8
4. Оренбургская 686 24,7
5. Пензенская 19 0,8
6. Пермская 128 2,5
7. Самарская 77 2,6
8. Саратовская 26 0,5
9. Симбирская 105 7,3
10. Уфимская 262 13,9
Итого 1954 6,4
Примечание: Таблица составлена по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.
Среди выдающихся представителей мусульманского делового мира Поволжья можно назвать династию купцов Утямышевых.
Основателем династии стал Мухаммедгариф Ибрагимович Утямы-шев. В 60-х годах XIX в. он имел китаечную фабрику в дер. Нурма Казанского уезда. Известно также, что в 80-х гг. он вел чайную торговлю в Казани, арендуя для этих целей лавку и склад на Татарской ул. в доме Шам-сутдинова и еще одну лавку на той же улице, но уже в доме Юнусова. Торговый оборот обоих предприятий составлял 80 тыс. руб. 13 октября 1888 г. казанскими купцами Мухаммадгарифом Ибрагимовичем Утямы-шевым, Мухаммадюсупом Абдулхаковичем Усмановым и арским купцом Гумером Хасановичем Якуповым учреждается торговый дом в образе товарищества на вере «Товарищество Казанской мануфактуры Утямышева и К». Главой фирмы, полным товарищем стал Утямышев, а Усманов и Яку-пов состояли вкладчиками. Целью создания товарищества было объявлено производство мануфактурных товаров и торговля ими на территории страны. Открытие предприятия совпало с очередным экономическим кризисом в стране. Он усугублялся еще и тем, что спрос на китайку стал резко падать. На рынке появились новые и более качественные товары отечественных фабрик. Сохранить и приумножить капитал, можно было бы только перестроив производство под новые веяния спроса. Многие предприниматели не сумели этого сделать. И лишь наиболее дальновидные предприниматели нашли выход из создавшегося положения. К их числу принадлежали М-Г.И.Утямышев и его партнеры. На фабрике приступили к выпуску новых видов товаров - бязи, ваты, молескина и др. Был также установлен паровой двигатель в 6 л.с. В 1890 г. здесь работало 35 человек и производилось товарной продукции на сумму свыше ста тысяч рублей в год (Указатель фабрик и заводов Европейской Росси, 1894, с.94).
Но 3 февраля 1893 г. М.-Г.И. Утямышев скоропостижно скончался, не успев оставить духовного завещания своим наследникам и не указав приемника в торгово-промышленных делах. Поэтому 15 апреля все представители рода Утямышевых (вдова купца, его дочь и два сына), а также купцы Усманов и Якупов приняли единодушное решение об избрании главой фирмы его сына Исмагила, которому на тот момент исполнилось 30 лет (НА РТ. Ф.98. Оп.3. Д.680. Л.30-32). В том же году Исмагил Гарифович записался в купеческое сословие и четверть века удерживал за собой этот, почетный для деловых людей России, статус.
Став распорядителем компании и являясь представителем нового поколения отечественной бизнес-элиты, хорошо понимавшим значение инноваций в развитии фирмы и владевшим современными технологиями управления производством, молодой предприниматель уделял большое внимание совершенствованию производства. Он приступил к модернизации фабрики и расширению профиля деятельности фирмы. Уже в середине 90-х гг. на мануфактурной фабрике был установлен новый, более мощный (в 20 л.с.) паровой двигатель, нанято дополнительное число рабочих.
В этот период предприятие стабильно работало круглый год по 12 часов в сутки. Одновременно принимается важное решение об открытии еще одного предприятия товарищества - мыловаренного завода на Поперечно-Симбирской улице. На нем в 1900 г. трудилось 5 человек и вырабатывалось около 15 тысяч пудов мыла.
В начале XIX столетия «Товарищество» продолжало динамично развиваться. Правда, в 1905 г. оно столкнулось с некоторыми организационными трудностями. Практически одновременно скончались основатели торгового дома - купцы Усманов и Якупов. Наследники последнего пожелали выйти из дела. Капитал фирмы пришлось уменьшить до 245 тысяч рублей, о чем И.Г. Утямышев известил Казанскую городскую управу 22 ноября 1905 г. Обычно такое развитие событий вело к последующей ликвидации фирмы. Но И.Г. Утямышев был твердо нацелен на развитие бизнеса и достижение коммерческого успеха. В 1905-1906 гг. фирма имела самые лучшие за весь период своего существования показатели экономической деятельности. Ее годовой оборот превысил сумму 400 тысяч рублей, а полученная прибыль перевалила за 20 тысяч рублей. К тому же, кроме промышленных предприятий, у фирмы появилась сеть торговых заведений. Магазины и лавки торгового дома были расположены на Сенной улице, в устье реки и на Нижегородской ярмарке (НА РТ. Ф.685. Оп.1. Д.54. Л.135-137).
Таблица № 4.
Основные показатели деятельности бязекрасильной фабрики «Товарищества Казанской мануфактуры Утямышева и К°»
Годы Сумма производства (в руб.) Прибыль (в руб.) Число рабочих (чел.)
1904 256200 12800 45
1905 280000 21000 45
1906 240300 12100 Св.нет
1907 215200 10700 Св.нет
1908 204000 10200 50
1911 225000 9000 50
1912 250000 5000 49
1913 250000 5000 Св.нет
1914 200000 6000 80
1915 200000 6000 Св.нет
1916 300000 Св.нет 35
1917 700000 70000 Св.нет
С началом Первой мировой войны «Товарищество» продолжало завоевывать рынок. Но в связи с изменением рыночной конъюнктуры пришлось корректировать производственные планы. В военные годы резко возрос спрос на мыло, и с 1916 г. мыловаренный завод становится главным предприятием компании. Существенно были обновлены основные
фонды предприятия. В 1916 г. оно приводилось в действия 1 нефтяным двигателем в 40 л.с. и 1 паровым котлом в 20 л.с. На бязекрасильной фабрике действовало 13 станков, а на мыловаренном заводе - 7 котлов. Фирма имела 12 складов (НА РТ. Ф. 3. Оп.1. Д.11483. Л. 44-45). Стоимость основных фондов за два года выросла с 26,6 до 66,8 тыс. руб. (НА РТ. Ф.98. Оп.5. Д.1432. Л.186-187). В 1917 г. торговым домом было произведено продукции на 1,5 млн руб., а полученная прибыль составила 194,5 тыс. руб. (НА РТ. Ф.757. Оп.1. Д.49. Л.34). Еще 129 тыс. руб. прибыли было получено от торговых операций по продаже мыла (магазин торгового дома на ул. Московской имел оборот 860 тыс. руб. (НА РТ. Ф. 3. Оп. 1. Д.15048. Л. 75 об.). Фирма Утямышевых имела один из самых высоких показателей доходности в Казанской губернии (см. таблицы №№ 4 и 5).
Таблица № 5.
Основные показатели производственной деятельности мыловаренного завода «Товарищества Казанской мануфактуры Утямышева и К0« в 1913-1917 гг.
Годы Объем производства (в пуд.) Сумма производства (в руб.) Прибыль (в руб.) Число рабочих (чел.)
1900 14899 Св.нет Св.нет Св.нет
1903 Св.нет Св.нет Св.нет Св.нет
1904 Св.нет 122500 7350 13
1905 36354 126000 3780 13
1906 24566 100000 3000 14
1907 Св.нет 102000 3000 14
1908 38000 155500 4600 13
1911 40000 200000 6000 12
1912 42634 200000 6000 15
1913 41687 200000 6000 15
1914 45000 162000 8100 15
1915 Св.нет 200000 10000 Св.нет
1916 Св.нет 600000 Св.нет 22
1917 Св.нет 830000 124500 Св.нет
Помимо фабричного производства, И.Г. Утямышев продолжал вести самостоятельную чайную торговлю. Оборот его коммерческой фирмы составлял около 1 млн рублей.
Утямышевы, как и многие другие представители мусульманского бизнеса, вели общественно-благотворительную деятельность.
Источники и литература
1. НА РТ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11483.
2. НА РТ. Ф. 98. Оп. 3. Д. 680.
3. НА РТ. Ф. 98. Оп. 3. Д. 1096.
4. НА РТ. Ф. 98. Оп. 5. Д. 1432.
5. НА РТ. Ф. 685. Оп.1. Д. 54.
6. НА РТ. Ф. 757. Оп.1. Д. 49.
7. Арасланов Ш. [Сказка Вятского купца о путешествии в Ташкент в 1741— 1742 гг.] [Электронный ресурс] // Излож. Н. Оглоблина // Русский архив, 1888. Кн. 2. Вып. С. 402-416. Под загл.: Путешествие русских купцов в Ташкент. 17411742. URL: http://mikv1.narod.ru>text/Araslanov_RA88.htm (дата обращения:
01.09.2016).
8. Бухари-аль М. Джами ас-Сахих: сб. хадисов. Пер. с араб. В.М. Нирш [Электронный ресурс] URL: http:// www.muslimka/load;fatallo.narod.ru (дата обращения: 01.09.2016).
9. Ганусенко И.В. Этапы развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной России [Электронный ресурс] // Сибирский Юридический Вестник. 2002. №1. URL: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1115246 (дата обращения:
01.09.2017).
10. Гафурова М.Г. Село Каргалинская слобода: Материалы научно-практической конференции «Татары в Оренбургском крае». Оренбург, 1997. [Электронный ресурс] URL: http:// kraeved.opck.org/towns/orenburgskii_raion/selo (дата обращения: 01.09.2016).
11. Грамота на права и выгоды городам Российской империи 21 апреля 1785 г. [Электронный ресурс] URL: http://hist.msu.ru (дата обращения: 01.09.2016).
12. Де-Ливрон. В. Статистическое обозрение Российской империи. СПб.,
1874.
13. Лигенко Н.П. Основные тенденции развития купечества Камско-Вятского региона во второй половине XIX - начале ХХ в. [Электронный ресурс] URL: http://iiid-udsu.ru/index.php?option=com_c (дата обращения: 01.09.2016).
14. Михалева Г.А. Торговые и посольские связи России со среднеазиатскими ханствами через Оренбург (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Ташкент: Фан, 1982. 92 с.
15. Очерки по истории Башкирской АССР. В 2 т. / Под ред. А.П. Смирнова и др. Т.1. Ч.2. Уфа: Башкнигоиздат, 1959. 539 с.
16. Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год / Вят. Губ. Стат. Комитет. Вятка: Тип. Губ. Правления, 1870. 732 с.
17. Памятная книжка Симбирской губернии на 1868 год / Симбир. Губ. Стат. Комитет. Симбирск: Тип. Симбирск. Губ. Правления, 1868. 627 с.
18. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел; Под ред. Н.А. Тройницкого. Вып. 6: Наличное население обоего пола по уездам и городам, с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий. СПб., 1905. 60 с.
19. Рожкова М.К. Экономические связи России в Средней Азии 40-60-е годы XIX века. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 236, [2] с.
20. Самигуллин Э.В. Из истории татарского предпринимательства в Кыргызстане // Татары в истории Киргизии. Прошлое и современность. Бишкек, 2010. С.121-122.
21. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. IX. Оренбург: Губернская Типо литография, 1902. 210 с.
22. Указатель фабрик и заводов Европейской Росси: Материалы для фаб-рично-заводск. статистики / Сост. по офиц. сведениям Деп. торговли и мануфактур П.А. Орлов и С.Г. Будагов. СПб., 1894. 4, XVI, 827 с.
23. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. 327 с.
М.З. Гибадуллин, А.Р. Нуриева
Идел-Урал тебэгенец икътисади усешендэ меселман эшкуарлары берлэшмэсе
Мэкалэ XIX гасыр h9M ХХ гасыр башында Россиянец Идел буе h9M Урал буе меселманнарыньщ эшкуарлык эшчэнлегенец кайбер мэсьэлэлэренэ багышланган. Россия меселманнары буржуаз катламыныц эшкуарлык эшчэнлегендэ купец капиталларыныц роленэ аерым игътибар бирелэ. XIX гасыр hэм ХХ гасыр башында меселман эшкуарларыныц капиталлары туплану hэм Yсеше юллары аерым мисалларда кYрсэтелэ.
Ачкыч сузлэр: меселман сэYДЭгэрлэре, меселман буржуазиясе, эшкуарлык, сэYДЭ капиталы.
M.Z. Gibadullin, A.R. Nurieva
Muslim business community in the economic development of the Volga-Ural region
The article is devoted to some issues of entrepreneurial activity of Russian Muslims in the Volga region and the Urals in the XIX - beginning of XX century. Particular attention is paid to the role of merchant capital in the entrepreneurial activities of the Muslim bourgeoisie of Russia. On concrete examples shown the ways of formation and genesis of the capitals of muslim entrepreneurs in the the XIX - early XX century.
Keywords: Muslim merchants, Muslim bourgeoisie, business, commercial capital.
Гибадуллин Марат Зуфарович - кандидат экономических наук, доцент кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета (г.Казань); e-mail: [email protected]
Гибадуллин Марат Зефэр улы - икътисад фэннэре кандидаты, Казан (Идел буе) федераль университетыныц территориаль икътисад кафедрасы доценты (Казан шэhэре).
Gibadullin Marat Zufarovich - Candidate of Economical Sciences, Associate Professor of Kazan (Volga) Federal University (Kazan).
Нуриева Айгуль Рустамовна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета (г.Казань); e-mail: [email protected]
Нуриева Айгел Рестэм кызы - икътисад фэннэре кандидаты, Казан (Идел буе) федераль университетыныц территориаль икътисад кафедрасы елкэн укыту-чысы (Казан шэhэре).
Nurieva Aigul Rustamovna - Candidate of Economical Sciences, Senior Lecturer of Kazan (Volga) Federal University (Kazan).