Научная статья на тему 'Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX — начало XX вв. )'

Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX — начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕКТЕБ / ГЛАЗОВ / ГЛАЗОВСКИЙ УЕЗД / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / EDUCATION / MEKTEB / GLAZOV / GLAZOVSKY COUNTY / VYATSKAYA PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гимазова Рафиля

В публикации рассмотрена история развития мусульманских учебных заведений в Глазовском уезде Вятской губернии (ныне Удмуртская Республика РФ) во второй половине XIX — начале XX вв. В приложении даны документы, содержащие сведения о численности мектебов, учителей и перспективные планы развития сети мусульманских учебных заведений в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslim educational institutions in Glazovsky county, Vyatkaya province (the second half of the XIX — the beginning of the XX centuries)

The article reviews the history of Muslim educational institutions in Glazovsky county, Vyatkaya province (now the Udmurt Republic of the Russian Federation) in the second half of the XIX — the beginning of the XX centuries. The annex includes documents containing information about the number of mekteb, teachers and future long-term development plans of the network of Muslim educational institutions in the beginning of the XX centuries.

Текст научной работы на тему «Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX — начало XX вв. )»

Мусульманские учебные

заведения ^лазовского уезда Вятской губернии

(вторая половина XIX — начало XX вв.)

Согласно архивным данным, в Глазовском уезде Вятской губернии до 1917 г. действовало 13 мечетей и 12 мектебов. До 1850 г. в этом регионе был открыт один мектеб, с 1850 по 1900 г. — четыре, с 1901 по 1905 г. — один, по одному с 1906 по 1916 г. О времени открытия четырех мектебов сведений не сохранилось. Четыре здания мектебов были частные и восемь — общественные. Девять мектебов были ста-рометодные и три — новометодные1.

В ведомости об учебных заведениях Вятской губернии, не подведомственных Министерству народного просвещения за 1854 г., в Глазовском уезде указаны три учебных заведения: в Качуковской волости — Починош-ная, существующая с 1827 г., и Пала-гинская, существующая с 1817 г.; Пе-туховской волости — Кестымская, существующая с 1765 г. Эти мектебы подчинялись Министерству государственных имуществ и содержались за счет родителей шакирдов. Все обучающие-

ся принадлежали крестьянскому сословию. Учителей было четыре. В мекте-бах обучали чтению и письму на татарском языке 182 ученика. Учениц в этих учебных заведениях не было2.

В архивном фонде инспектора народных училищ Глазовского уезда имеется характеристика Палагинско-го мектеба на 1911 г. Согласно ей, обучение здесь было начато более 200 лет тому назад, то есть со времен постройки мечети. Мектеб был открыт без разрешения, и русский язык в нем не преподавался. Вероучителем состоял указной мулла Л. Г. Абашев, получивший образование в д. Казыли Казанской губернии*. Экзамен на указного муллу держал в г. Уфе в Оренбургском магометанском духовном собрании, а по русскому языку — в Глазовском городском училище. Но учительствовал без всякого на то разрешения. Здание учебного заведения принадлежало учите -лю Л. Абашеву. В нем обучались толь-

* Ныне Пестречинский район Республики Татарстан.

ко мальчики (56 человек), а девочки (85 человек) — у жены муллы Л. Абашева3. Как указывается в документе, она не имела свидетельства учительницы и русским языком не владела.

К периоду первой российской революции в ведении Глазовской инспекции училищ находилось семь мусульманских учебных заведений. Из них три помещались в специально построенных зданиях, три располагались в отдельных половинах домов духовных лиц этих селений. Кестымская женская находилась в специально нанятой благотворителем неприспособленной для учебного процесса темной и весьма ветхой избе4. В 1906-1907 учебном году в них обучались 250 юношей и 115 де-вочек5.

Но существовавшие учебные заведения не могли в достаточной степени удовлетворить потребности в образовании мусульманского населения Гла-зовского уезда. Так, крестьянское население с. Мало-Жувамское 20 ноября 1906 г. постановило просить Глазов-скую земскую управу ходатайствовать перед уездным земским собранием об открытии в этом селении медресе. Гла-зовское уездное земское собрание рассмотрело этот вопрос6. Сведений о том, как он был решен, нами не обнаружено.

Государственного финансирования мектебов не существовало, их содержание было возложено на приход. Но не все приходы могли позволить содержать духовное лицо и учителя. Указ -ной мулла Мало-Венежской соборной мечети М. А. Таипов 31 августа 1907 г. подал прошение в Глазовскую уездную земскую управу. В нем он писал: «Так как обучать детей мне приходится на свой счет, пособие же я ниоткуда не получаю, то покорнейше прошу уездную управу исходатайствовать пред уездным собранием выдачу мне пособия для покрытия расходов на покупку учебных принадлежностей и на отопление, и освещение квартиры. Имея в виду то обстоятельство, что я уже занимался с ребятами 4 года, то прошу назначить мне пособие в увеличенном размере против пособий, которые выдаются управою муллам других прихо-

дов, получающих их с прошлого года. Кроме пособия прошу назначить мне отдельное ежемесячное жалование»6.

Укрепление материальной базы учреждений национального образования продолжало оставаться предметом заботы местных властей в последующие годы. Глазовская уездная земская управа 24 октября 1917 г. поручила указному мулле Кестымской соборной мечети Шаих Ахмед Шаих Бабаеви-чу Ахмерову (так в документе. — Р. Г) объехать все татарские школы «мекте-бы» и удовлетворить их неотложные нужды: произвести ремонт, снабдить учебниками, классной мебелью и заготовить достаточное количество дров. Для этих целей было решено выдать Ахмерову авансом две тысячи пятьсот рублей и билет на взимание с земских станций одной лошади7.

С установлением Советской власти состояние мусульманских учебных заведений сильно не изменилось. Инструктор мусульманских школ в докладной записке в Совет народного хозяйства Глазовского уезда писал: «Имея в виду крайне слабое функционирование мусульманских школ от материального недостатка и отсутствием опытных учителей в 1917-1918 учебном году необходимо для улучшения функции их в будущем принимать следующие меры: 1). Принимать лучших учителей посредством объявления об открытии учительских должностей в Гла-зовском уезде в педагогическом журнале “Укытучы”*... 2). Так как предполагаемые открыть в Глазове учительские курсы очень краткосрочны и нет под-готовительности к осуществлению их, командировать 10 учителей мусульман на курсы, открываемые более продолжительным сроком... За одного человека на такие курсы потребуется не менее 309 рублей. Курсы, куда следует командировать, и лица, командируемые, будут указаны мусульманским шуро. 3). Выписать учебники по представ-леннному списку мною заведующему книжным складом. 4). Снимать кварти-

* «Укытучы» — общественно-педагогический, литературный журнал, печатный орган Центрального бюро Всероссийского союза мусульманских учителей.

МУСУЛЬМАНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГЛАЗОВСКОГО УЕЗДА

ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО..

.241

ры для мусульманских школ и ремонтировать их. 5). Приобрести школьную мебель и другие школьные принадлежности. Самые важные требуемые: парт двухместных — 650. Столов учительских — 27. Стульев — 54. Классных досок — 25. Умывальников с ведрами — 18. Шкафов — 17. Классных ламп — 18»8.

Другие документы по Глазовскому уезду фиксируют примерно такую же картину, их пронизывает мысль о необходимости создания кадра педагогически и политически подготовленных учащих. Так, Пермский окружной комиссариат по делам мусульман предлагал открыть в Перми летние двухмесячные педагогические и агитационные курсы для учителей башкиро-татарских школ, предусмотрев выплату командировочных расходов9. Командируемые на курсы должны были удовлетворять следующим требованиям: а) иметь за спиной «общеобразовательные школы не ниже двухклассных» и б) быть согласными

«дать обязательство в том, что они, по окончании курсов и по выдержании экзамена на звание учителя начального училища, обязуются служить в Глазов-ском уезде»10.

Остро встал вопрос об учебнометодической базе национального образования. Нужна была прежде всего развитая сеть библиотек или изб-читален. Между тем не все мусульманские учебные заведения имели средства на их содержание. В образовательном процессе использовались книги из личных библиотек мударрисов или му-галлимов.

Исполнительный комитет Глазов-ского уездного национального мусульманского шуро от 3 декабря 1917 г. просил Глазовскую уездную земскую управу решить вопрос об открытии библиотек-читален11.

Это могло бы способствовать распространению начального образования среди всего мусульманского населения Глазовского уезда Вятской губернии.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР), ф. 5, оп. 1, д. 1459, л. 1-2.

2. НА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 6889, л. 5 об.-6.

3. ЦГА УР, ф. 122, оп. 1, д. 33, л. 20-21.

4. Там же, д. 22, л. 15.

5. Там же, д. 24, л. 2.

6. Там же, ф. 5, оп. 1, д. 15, л. 893.

7. Там же, д. 1459, л. 32-32 об.

8. Там же, д. 1461, л. 23-23 об.

9. Там же, д. 1459, л. 44-44 об.

10. Там же, л. 36-37.

11. Там же, д. 1461, л. 22.

№ 1. Ведомость о магометанских мектебах и медресе в Глазовском уезде Вятской губернии за 1906-1907 учебный год

№ Местонахождение мектебе и медресе Число школ Помещения школ Звание, имя, отчество и фамилия преподавателя Число учащихся

м д

1 д. Подеринская Кес-тымской вол[ости] 1 особый деревянный дом мулла Подеринского соборной мечети Мухаметгариф Нурмухаметов 35 25

2 д. Кестымская Ба-лезинской вол[ости] (муж.) 1 тоже мулла Кестымской соборной мечети Ших Ахмет Ших Баба оглы 80 -

3 Кестымская (жен.) 1 тоже жены муллы: 1) Биби Зайнап Муха-меттагирова 2) Дыржамиля Ахмат Вахитова-Чачакова — 90

4 Починошная Ежев-ской вол[ости] 1 при доме муллы и азанчея крестьянин Хатым Кашафов Бек-мансуров 45 -

№ Местонахождение мектебе и медресе Число школ Помещения школ Звание, имя, отчество и фамилия преподавателя Число учащихся

м д

5 д. Палагайская Ежев-ской вол[ости] 1 особый деревянный дом указной мулла Лытфула Абдулга-лимов Абашев 35

6 д. В[ерхнее] До-сосская Ежевской вол[ости] 1 при доме муллы указной мулла Заугитдин Абашев 25 -

7 д. Шафеевская 1 при доме муллы местный мулла Бекмансуров 30 -

Итого 250 115

ЦГА УР, ф. 122, оп. 1, д. 24, л. 2.

№ 2. Сведения о численности мектебов, учителей, уровне их образования и времени инспекторских проверок по Глазовскому уезду за 1910-1911 гг.

Наименование медресе и мектебе Когда они открыты С чьего раз-решения Преподается ли в них рус- ский язык Кто состоит вероучителем и учителем в мектебе и медресе Образовательный ценз учителей Кем он допущен Кем и когда осмотрены мектебе и медресе в течение 19101911 гг.

Медресе нет

Мектебе 1) Верхнее Дососское (Мурса-лимское) 1 октября 1907 г. 30/15* без разре- шения нет указной мулла За-гритдин Земалютди-нов Абашев обучался в медресе в д. Верхняя Курса Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.

2) Досос-ское (Засев-ское) 10 ноября 1907 г. 30/20 без разре- шения нет указной мулла Абдулхак Идрисов Амирев обучался в медресе в Казыли Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.

3) Келья-вырское (Ахмадеев-ское) В 1908 г. 31/48 без разре- шения нет Пятивременной мечети мулла Хазиах-мет Шамсутдинов Бикбов обучался в медресе в Казыли Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 29 ноября 1911 г.

4) Кестым-ское В 1895 г. 170/140 без разре- шения нет Имамы соборной мечети Мухаметтаиф Фагрутдинов Чача-ков и Шейхтахмет Шейхтбаба Ахметов обучался в медресе без раз-решения инспектором народных училищ

5) Кечмур-ское В 1909 г. 25/25 без разре- шения нет Указной мулла Яхъя Шагийморданов д. Казыль Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.

6) Ключевское В 1908 г. 41/36 нет Указной мулла Му-хамет Сабирзян Ах-меткаримов обучался в медресе без раз-решения инспектором народных училищ 1 декабря 1911 г.

7) Максют-ское (Ве-нижское) В 1907 г. 30/20 без разре- шения нет Указной мулла Му-хаметхарас Ахматва-лиев Таипов д. Казыль Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.

8) Падерин-ское 1 апреля 1896 г. 45/40 без разре- шения нет Указной мулла Му-хаметгариф Нурму-хамедов обучался в медресе без раз-решения инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.

* Цифры указывают на количество учеников: мальчиков и девочек (прим. автора вступительной статьи).

| МУСУЛЬМАНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГЛАЗОВСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ 'ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО...

Наименование медресе и мектебе Когда они открыты С чьего разрешения Преподается ли в них рус- ский язык Кто состоит вероучителем и учителем в мектебе и медресе Образовательный ценз учителей Кем он допущен Кем и когда осмотрены мектебе и медресе в течение 19101911 гг.

9) Парзин-ская 1 сентября 1904 г. 20/15 без разре- шения нет Указной мулла Тариф Рахимов Медресе д. Тюн-терь Мал-мыжского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 28 ноября 1911 г.

10) Пала-гайская 1 октября 1902 г. 56/75 без разре- шения нет Указной мулла Дат-фулла Галимов Абашев д. Казыль без раз-решения инспектором народных училищ 28 ноября 1911 г.

11) Починош- ная 1 октября 1902 г. 35/20 без разре- шения нет Указной мулла Идрис Юртаев Бек-мансуров д. Курсы Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 1 декабря 1911 г.

12) Ша-феевское (Ютрашур-ское) 15 октября 1909 г. 30/30 без разре- шения нет Указной мулла Ха-тым Юртаев Бекман-суров д. Курсы Казанского уезда без раз-решения инспектором народных училищ 2 декабря 1911 г.

ЦГА УР, ф. 122, оп. 1, д. 33, л. 4 об.-7.

№ 3. Список командированных на педагогические курсы

1918 года июня 28/15 дня мы, ниже подписавшиеся, учителя-мусульмане Глазовского уезда, предназначенные к командировке в г. Пермь на двухмесячные педагогические мусульманские курсы, даем настоящую подписку коллегии Глазовского уездного Советского народного образования в том, что:

1) По прослушании означенных курсов обязуемся сдать экзамен на звание учителя начального училища и; 2) по окончании курсов и по выдержании экзамена на звание учителя начального училища обязуемся служить в должности учителей в Глазовском уезде.

1. Сабирзян Ахметкаримов.

2. Габдулхак М. Юкин.

3. Султангарей Бекмансуров.

4. Фатых Бекмансуров.

5. Самигулла Касимов.

6. Шайхулислам Бикбов.

7. Садрутдин Нурмухамедов.

8. Хади Чачаков.

9. Фатхулла Касимов.

10. Гаптурахаман Гузяеров.

11. Фазулзян Таипов.

12. Фатима Касимова.

13. Таип Абашев.

14. Абдрахман Амиров.

15. Заки Абашев.

ЦГА УР, ф. 5, оп. 1, д. 1459, л. 37.

Публикацию подготовила Рафиля Гимазова, кандидат исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.