Научная статья на тему 'Мусульманские организации в Польше'

Мусульманские организации в Польше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманские организации в Польше»

приятие другого. Вместо закрепления идейных представлений о родине, нации, демократии, гуманизме в умах части населения страны укореняется идея о невозможности сосуществования различных религиозных общин. Ливан как уникальная реальность не входит, например, в число символов сторонников современного фундаментализма, остающихся в убеждении, что «эту страну создал международный империализм» как врата для идеологического и культурного проникновения в регион Среднего Востока. Таким образом, на современные формы повседневного поведения оказывает влияние сфера специфического восприятия религиозной догмы, с помощью которой человек сквозь призму средневековых представлений воспринимает мир. При этом фундаментализм любой конфессии выявляет схожие черты - везде мы видим стремление к установлению политического господства той или иной религии над обществом.

«Этикет народов Востока», М., 2011 г., с. 192-199.

Изабелла Кончак,

политолог

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛЬШЕ

Мусульманскую часть населения Польши можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют татары, появившиеся на территории Речи Посполитой еще в XIV в. как пленники Золотой орды. К ним присоединились с течением времени и беженцы из различных районов Золотой, а затем Большой орды, к которым, в конце концов, примкнули и небольшие группы исповедующих ислам лиц - выходцев с Кавказа, из Азербайджана и Турции. Польские татары образуют суннитскую общину, вероучение которой базируется в основном на Коране и опирается на мусульманскую традицию. Они, будучи причислены к польскому населению, изначально принимали деятельное участие во всех важных с исторической точки зрения событиях, переживаемых страной. Свидетельства этого относятся к знаменитой Грюнвальдской битве 1410 г. и вплоть до Второй мировой войны, во время которой было создано военное формирование из татар. Этот факт не является исключительным, учитывая, что татары всегда стремились заявить о себе как об активных участниках процессов, в русле которых их

общины развивались и действовали, стараясь вписываться в обстоятельства их жизни в Польше.

Исторически сложилось так, что основным занятием татарской общины была военная служба, вообще тесная причастность к военному делу. За свои заслуги перед Речью Посполитой они часто, так же, как это имело место на Руси, а потом и в России, наделялись землей и возводились в дворянское достоинство. Татарам в Литве и Польше была обеспечена свобода вероисповедания, они могли строить мечети и избирать имамов. Но всю полноту политических прав польские мусульмане получили только с Конституцией 3 мая 1791 г. Ислам и сегодня является религией, официально признанной польскими властями.

До того момента, на протяжении нескольких веков проживания на польских землях татары существовали вне рамок собственной религиозной структуры, которая могла бы выполнять координирующие и направляющие функции и в той или иной форме задавать алгоритм жизнедеятельности татарской общины. Первые попытки поправить положение были предприняты только в 20-х годах XX в. В то время в Польше насчитывалось 19 мусульманских общин, объединяющих в общей сложности 6 тыс. человек, которые придерживались ислама суннитского толка. Так, в Варшаве в 1925 г. был зарегистрирован Мусульманский религиозный союз, а первым муфтием был избран влиятельный наставник Якуб Шинкевич. Учитывая немногочисленность татарской общины и, в общем, компактное проживание ее членов, созданная структура была вполне способна концентрированно работать над выполнением задач, отвечающих наиболее насущным потребностям и запросам рядовых членов общины. По существу, Союз был основной структурой, вокруг которой группировалась общественная жизнь польских татар, действительно нуждавшихся в сплочении в условиях неразвитых контактов с внешним мусульманским миром в те годы.

В 1936 г. польское правительство приняло закон, установивший, что единственной мусульманской организацией, представляющей исповедующих ислам в Польше, признается именно этот союз, местом пребывания которого остается польская столица. В соответствии с уставом уже устоявшегося к этому времени религиозно-общественного института членами его могли быть исключительно лица, имеющие польские паспорта. Вплоть до 90-х годов XX в. в этом мусульманском объединении состояли именно татары, изначальным местопребыванием которых на тер-

ритории Польши были районы Богоники и Крушиняны. Именно в этих, расположенных на востоке страны местностях находятся воздвигнутые еще в XIX в. мечети и еще более старые мусульманские кладбища. В июне 1990 г. была открыта до сих пор единственная, построенная после Второй мировой войны мечеть в Гданьске. Кроме того, Мусульманский религиозный союз располагает двумя молельными домами в Белостоке и Суховоле, Исламским центром культуры в Варшаве, а также недавно - в 2008 г. - открытым подворьем в Богониках. К тому же в Белостоке строится второй Исламский центр культуры.

Сегодня Мусульманский религиозный союз является самой крупной и многочисленной мусульманской организацией на территории Польши. В ее составе насчитывается более 4,5 тыс. членов. Главные уставные задачи Союза состоят в том, чтобы представлять интересы своих членов в контактах с польскими государственными органами власти, а также с мусульманскими центрами за рубежом. Другими направлениями деятельности организации являются содействие распространению исламской мысли, обучение основам вероучения и Корана, а параллельно популяризация исторического наследия и культурных ценностей ислама, включая достижения мусульманской науки, культуры и искусства через посредство соответствующих теле- и радиопередач, освещающих исламскую жизнь и обычаи. Большое внимание уделяется вопросам сохранения существующих мечетей, центров мусульманской культуры, молитвенных домов и других объектов недвижимости, которые принадлежат на правах собственности мусульманским общинам, а также заботе о нуждающихся и недееспособных членах организации, которым регулярно оказывается благотворительная помощь. В соответствии с принятыми обычаями и традициями Союз также организует проведение необходимых обрядов и церемоний, предписанных принципами и установлениями ислама (рождение, свадьба, похороны), и патронирует торжественные мероприятия по поводу мусульманских праздников. В целом организационная деятельность Союза распространяется на восемь мусульманских общин, расположенных в Белостоке, Бо-гониках, Гданьске, Крушинянах, Люблине, Познани, Варшаве.

Как отмечалось выше, не менее важной задачей Союза является сотрудничество с другими религиозными, немусульманскими организациями и мусульманскими общинами как в Польше, так и за ее пределами. Благодаря усилиям Мусульманского религиозного союза в 1997 г. был создан Совместный совет католиков и

мусульман, учрежденный для ведения межрелигиозного и межци-вилизационного диалога в стране. Свою деятельность он направляет на взаимное познание основ догматики и практики сосуществующих религий, культуры, истории и традиций христианства и ислама, способствует созданию условий для преодоления негативных стереотипов, которые возникают на почве незнания и непонимания других, проистекающих из недоверия, невнятных отношений и ложных установок, сложившихся в массовом сознании. По инициативе Совместного совета ежегодно 26 января отмечается День ислама в католической церкви, во время которого мусульмане и католики вместе молятся, читают Коран и Священное Писание на польском и арабском языках.

Уместно отметить, что в Польше между двумя религиями установлен контакт, который отвечает современному духу отношений между разными религиями на основе дружественного, благожелательного и регулярного диалога, благодаря которому удается найти точки соприкосновения между поляками-католиками и поляками-мусульманами, имеющими в жизни общие цели, скрепленные узами патриотизма и польской идентичности. В нынешних условиях религиозного разлада в мире - это большая заслуга польских властей и религиозных общин, идеология которых отмечена желанием превратить Польшу в государство, которое отрицает религиозную и конфессиональную рознь и проповедует социальный мир.

Во главе Союза стоит избираемая на четыре года Верховная мусульманская коллегия, которая имеет целый ряд прерогатив и в том числе наделена полномочиями открывать собственные школы для подготовки лиц духовного звания и преподавателей основ вероучения. Каждая община имеет свое собственное управление, в состав которого входит имам, староста общины и казначей. Управление мусульманской общины подотчетно Верховной коллегии, которую ныне возглавляет муфтий Речи Посполитой Томаш Миськевич. Он был избран на этот пост в марте 2004 г., и это событие произошло впервые после Второй мировой войны. Срок полномочий муфтия рассчитан на пять лет. Но не возбраняется и повторное избрание, и при этом заслуживший всеобщее уважение претендент может быть избран несколько раз подряд, поскольку такая возможность не ограничивается. В настоящее время местопребывание муфтия определено в Белостоке.

В силу сложившихся исторических обстоятельств и длительной изоляции польских мусульман от остального мусульманского мира в период господства в Польше коммунистической идеологии только очень небольшое число членов Союза имеет необходимое по стандартам богословское образование. Большинство имамов было вынуждено самостоятельно овладевать знаниями, требуемыми для выполнения религиозного долга. Мусульманский религиозный союз пытается изменить эту ситуацию, чтобы наверстать упущенное и дать возможность прихожанам более тесно приобщиться к духовной культуре и идейным традициям мусульманского Востока, его культу и обрядности и дать представление об их этнокультурных особенностях.

Для этого Союз начал направлять молодых мусульман для изучения богословия за границу, прежде всего в Саудовскую Аравию. Предпочтение Королевству отдается потому, что это - единственное государство, которое возмещает приехавшей молодежи расходы, связанные с проездом, проживанием и обучением. Важно, что обучение в этой стране рассматривается как очень престижное в силу того, что Саудовская Аравия является центром зарождения ислама.

Союз ведет активную издательскую деятельность. При его непосредственном участии публикуются журналы «Память и действие» и «Мир ислама». Кроме журналов издаются книги, посвященные мусульманской и татарской тематике. Работают также интернет-сайты: www.mzr.pl,www.e-islam.pl/portal, www.bohoniki. pl, www.tatarzy.pl. Союз придает большое значение организации культурных мероприятий, которые проводятся регулярно и привлекают немалое число участников. Популярны фестивали и празднества, в числе которых, например, Подлясские дни мусульманской культуры или Дни Байрама в Подлясках, в рамках которых к участию привлекается созданный в 2000 г. ансамбль народных татарских песен и танцев «Бунчук».

Союз тесно сотрудничает с Фондом в пользу ислама имени Мировой ассамблеи мусульманской молодежи в Польше - представителем европейской мусульманской организации WAMY (World Assembly of Muslim Youth) и поддерживается ею. Совместно они организуют ежегодные съезды польской мусульманской молодежи, в которых принимают участие представители и других стран Восточной Европы. В программе съездов предусмотрены лекции улемов из Саудовской Аравии и местных имамов, круглые столы и дискуссионные клубы по проблемам изучения мусульман-

ской истории и культуры, спортивные соревнования и демонстрация кинофильмов. Главная цель съездов состоит в содействии упрочению контактов в среде мусульманской молодежи Восточной Европы, повышению уровня осведомленности молодых людей о духовных, социокультурных и иных достижениях мусульман в зарубежных странах.

Кроме Мусульманского религиозного союза в 20-е годы XX в. возникла еще одна мусульманская организация, которая не сохранилась до нынешних дней. Тем не менее упомянуть о ней необходимо, поскольку ее создание свидетельствовало о тяге польских мусульман к объединению своего духовного, культурного и социального потенциала в надежде коллективными усилиями сохранить свою религиозную идентичность и, оставаясь поляками, сберечь историческую память о своих предках. В 1926 г. в Вильнюсе по инициативе активиста Леона Кричиньского возник Культурно-просветительский союз татар Речи Посполитой. Он сосредоточивал свое внимание на научной и издательской деятельности, публикуя работы по истории и культуре польских татар. В Литве существовало тогда более 20 его отделений. В 1929 г., как бы в развитие деятельности Союза, также в Вильнюсе был открыт Татарский национальный музей, а два года спустя - Татарский национальный архив.

До конца Второй мировой войны татары были по существу единственными мусульманами, которые жили в Польше. Ситуация начала меняться во второй половине XX в. Тогда в Польшу стали приезжать и другие мусульмане, как правило, командированные или направленные на учебу. Это были прежде всего студенты из арабских стран, а также из Ирана и Афганистана, но их число тогда еще не было значительным. Только с открытием польских границ после 1989 г. количество прибывающих мусульман заметно увеличилось. Исповедующие ислам приезжают в Польшу и учиться, и заниматься бизнесом, но не это главный источник пополнения мусульманских рядов. Постоянно увеличивается число беженцев из мусульманских стран, в которых велись или ведутся боевые действия, - Ирака, Афганистана, бывшей Югославии, Чечни. Существенный приток мусульман в последние 10-15 лет привел к тому, что местные мусульмане - татары составляют ныне меньшинство в общем количестве исповедующих ислам в Польше. Сегодня, по некоторым оценкам, численность мусульман в стране составляет уже около 30 тыс. человек, что, в принципе, не превышает 0,08% всего населения страны, но, по сравнению с «корен-

ным» мусульманским населением, в абсолютном исчислении уже представляет заметный прирост. Естественно, этот показатель не является критичным, но все-таки заслуживает того, чтобы на него обратить внимание.

Закон 1936 г., касающийся Мусульманского религиозного союза на территории Польши, никогда не пересматривался и действует поныне. Другими словами, по-прежнему представителем польских мусульман в контактах с государственными властями юридически остается именно это общественно-духовное учреждение. Однако на практике ситуация предстает не вполне однозначной.

Следует отметить, что в 2001 г. возникла новая организация, которая получила известность под названием Мусульманская лига. Как утверждает польский исследователь вопроса А. Нальборчик, появление очередной мусульманской структуры было связано с возникновением напряженности, появившейся в контактах между польскими мусульманами-татарами и пришлым мусульманским элементом, который в явочном порядке заявил о своем присутствии. Представители этого нового крыла «польского ислама» следовали своим нормам и правилам отправления религии, что определенным образом отличалось от привычных, принятых в татарской общине.

Задачи Лиги и способы их реализации во многом схожи с теми, что составляли основу деятельности Мусульманского религиозного союза. Особенно ситуация осложнилась, когда в январе 2004 г. Мусульманская лига была зарегистрирована в Департаменте вероисповеданий и национальных меньшинств при Министерстве внутренних дел и администрации Польши, что придало ей легитимность и подвигло на более настойчивые и активные действия. Как результат, возник своего рода дуализм в работе, нацеленной на один объект, и появилось дублирование разного рода функций, что породило противоречия и внесло сумятицу в процесс управления делами духовной общины. Кроме того, отмечаются и некоторые сложности и неудобства для польского правительства, вынужденного вести переговоры с двумя мусульманскими организациями, представляющими интересы фактически одной и той же группы - мусульман-суннитов.

В организационном отношении Мусульманская лига достаточно разветвлена и имеет свои отделения в Варшаве, Лодзи, Вроцлаве, Катовицах, Кракове, Познани, Люблине и Белостоке. В составе ее центрального управления функционируют две важ-

ные структуры - департамент по делам женщин и детей и культурно-просветительский, что дополнительно расширяет фронт воздействия на мусульманское население. В принципе, Лига настолько укрепилась, что собирается назначить на пост собственного муфтия. Совместно с Мусульманским обществом просвещения и культуры, а также с Обществом мусульманских студентов она организует Дни мусульманской культуры и приглашает гостей, представителей других вероисповеданий на встречи по случаю празднования Рамадана.

В состав Мусульманской лиги входят члены Мусульманского общества просвещения и культуры и Общества мусульманских студентов. Во главе Лиги стоит Ивонна Альхалайля, воспринявшая образ мышления новой структуры. Официально Лига отрекается от ваххабизма, но немалое число мусульман в Польше прямо высказываются о фундаменталистском характере ее деятельности. Членами Лиги состоят арабы и польские «новообращенные». Организация стремится к объединению мусульманских обществ под своим покровительством и намеревается стать членом Союза мусульманских организаций в Европе (FIOE - Federation of Islamic Organizations in Europe).

Мусульманское общество просвещения и культуры было основано в 1990 г. в Белостоке, где по сей день находится его центр, а регистрацию прошло только шесть лет спустя. Организация сосредоточивает внимание главным образом на воспитательно-образовательной и культурной функциях, занимается подготовкой кадров, ориентированных на активную пропаганду идеологии ислама и насаждение происламских настроений в Польше. Одновременно Общество в рамках своих программ вовлечено в распространение знаний о духовной культуре ислама, используя для этого разные инструменты и механизмы межцивилизационного и межрелигиозного диалога. Подобно другим институтам, Общество занимается общепринятой в исламской среде деятельностью, связанной с организацией паломничества, проведением религиозных праздников, строительством мечетей. Кроме того, оно устраивает летние лагеря, проводит экскурсии и создает курсы, которые уделяют значительное внимание разным аспектам мусульманской тематики. Очень важной областью, где Общество проявляет повышенную активность, может считаться издательская деятельность. Издается журнал «Ас-Салям» на польском языке и книги по исламу. Активисты Общества выступают на многочисленных симпозиумах и мероприятиях разной направленности и тематики, чита-

ют доклады, участвуют в дискуссиях и проводят семинарские занятия по соответствующим вопросам в различных городах страны.

Общество стремится выстраивать хорошие отношения с правительством и неправительственными организациями в Польше. Мусульманское общество просвещения и культуры так же, как и Мусульманский религиозный союз, является членом упомянутого ранее Совместного совета католиков и мусульман.

Общество мусульманских студентов в Польше, являющееся филиалом Международного общества мусульманских студентов, было создано в 80-х годах прошлого века группой активных арабских студентов, обучавшихся в польских вузах. В 1991 г. Общество было зарегистрировано, а его главной целью стала организационная работа в среде прибывших в Польшу мусульманских студентов, поддержание их связей с родиной и консолидация вокруг исламской идеи, притом что вне внимания Общества не остаются вопросы, связанные с налаживанием и практическим воплощением идей межрелигиозного диалога и социокультурной ориентации студентов. Главный орган Общества находится в Белостоке, а его отделения расположены в Варшаве, Люблине, Лодзи, Вроцлаве и Познани. Общество выпускает брошюры, книги и журналы на польском языке, например «Аль-Хикма» (Мудрость). Было издано более 20 книг таких авторов, как Али ат-Тантауи, Сейид Кутб, Мустафа ас-Сибаи, что, в принципе, наталкивает на мысль об идейной направленности его действий, учитывая политические взгляды перечисленных авторов, которые однозначно стояли на позициях фундаментализма. Общество организовало и провело до настоящего времени 16 общепольских конференций, участники которых выступали главным образом в семинарах по исламской тематике.

Еще одной мусульманской организацией, объединяющей суннитов, можно считать Союз польских мусульман, возникший по инициативе польских и татарских выпускников медресе Гази Гусрев Бега в Сараево. Во главе его стоят несколько лидеров, среди которых выделяется Фархат Хан, сын пакистанца и польки, зарекомендовавший себя наиболее последовательным и динамичным сторонником оживления деятельности исламской направленности. По утверждению самих учредителей этой организации, она была создана как ответ на «маразм и застой, имеющие место в Мусульманском религиозном союзе». Союз польских мусульман стремится внести открытость в свои отношения с окружающей средой и стать доступным как для польских татар, так и для этни-

ческих поляков и иностранцев. Из материалов, вывешенных на его сайте, явствует, что его цель состоит в том, чтобы донести до мира идею и практику мусульманского вероисповедания без культурных искажений, ныне распространенных среди польских татар. Другой целью является «строительство нового порядка в Европе», о сути которого, однако, можно судить лишь по претенциозному названию, поскольку подоплека лозунга остается невыясненной.

Сам Союз фактически существует с 1991 г., спустя восемь лет он был зарегистрирован польскими властями в качестве общества со штаб-квартирой в Варшаве. В мае 1998 г. Союз признал Мусульманский религиозный союз. Этот Союз польских мусульман - действительно самая открытая организация, она представляет своим адептам исключительную свободу в деле приобретения статуса правоверного мусульманина. Для этого достаточно прочитать помещенный на сайте символ мусульманской веры и зарегистрироваться. Такое экстравагантное начинание не согласуется с требованиями ислама как религии, оно подвергается критике других мусульманских организаций, в том числе и Мусульманского религиозного союза.

Союз польских мусульман активно работает на ниве исламского просвещения и издает еженедельник «Мизан» и ежеквартальный журнал «Алиф» на польском языке, а также «Muslim World Review» на английском языке, а для установления непосредственных контактов с молодежью регулярно проводит молодежные конференции.

Среди небольшой группы польских мусульман-шиитов, которые составляют лишь 15% всех мусульман в Польше, согласия нет. Представляют шиитов три организации. Первой является Общество мусульманского единства. Согласно информации на сайте Общества, оно существует в Польше с 1937 г., а его основателем является некий Сенкевич - поляк, который познакомился с исламом во время путешествия в Индию. Вторая мировая война прекратила деятельность Общества, которая возобновилась только в 1989 г. на волне общего возрождения политической жизни. Во главе организации стоит Главный имамат. В его составе главный имам (заведующий), секретарь, казначей и четыре члена. Офис размещается в Варшаве, но центром наибольшей активности является Быдгощ, деятельность центра направляет имам Рафаль Ахмед Бергер, наделенный Главным имамом правом представлять Общество на территории всей Польши. Лидер организации утверждает, что польский шиизм в 80-х годах прошлого века расцвел на основе

постулата о его отличии от татарского ислама. Тем не менее у польского шиизма нет негативных примеров противостояния между суннитами и шиитами. Объясняется это тем, что при коммунистическом режиме в Польше практически полностью отсутствовала мусульманская литература, а польские шииты использовали молитвы и черпали сведения о религиозной догматике из суннитских источников или получали их лично во время стажировок в мусульманских странах, где большинство населения составляют сунниты.

Общество в 2003 г. насчитывало 57 членов, в 2005 г. круг расширился примерно до 100 человек. Общество руководит работой своего рода научного Мусульманского института в Варшаве, возглавляемого имамом Махмудом Таха Жуком. Институт собирает мусульманскую литературу на различных языках, в своем библиотечном фонде хранит редкие печатные издания и рукописи. Кроме того, издает журналы «Мусульманский ежегодник» и «Аль-Ислам». Общество мусульманского единства сотрудничает с мусульманскими организациями, тяготеющими к Ирану, в числе которых можно назвать, например, Мировую ассамблею (Ahl ul-Bayt), Исламский фонд аятоллы Мусави Лари.

В 1990 г. состоялась регистрация общества мусульман «Ах-мадийя», основателем которого был, согласно некоторым публикациям, упомянутый выше Махмуд Таха Жук. Действительно, с конца 70-х до середины 80-х годов прошлого века имам Жук сотрудничал с двумя организациями: Обществом мусульманского единства и «Ахмадийей». Как объясняет имам Бергер, в те годы в Польше никто не знал о постановлении пакистанского парламента, касающемся критериев отнесения организаций к немусульманскому движению, и регистрация общества произошла без участия имама Жука, который уже тогда был активным членом Общества мусульманского единства.

Действующее в Польше движение «Ахмадийя» является польским отделением британской шиитской организации с тем же названием, которая правоверными мусульманами рассматривается как еретическая. Считается, что зарождение этого движения в Польше восходит еще к периоду между двумя мировыми войнами, но документальных доказательств этому не найдено. Его целью является распространение возрожденных ценностей ислама как среди христиан и мусульман, так и среди иудаистов и индусов, что квалифицируется как шестой столп веры. По всей видимости, «Ахмадийя» не обладает большим влиянием в Польше, но тем не

менее именно при ее содействии в 1990 г. вышел один из трех польских переводов Корана (хотя это был перевод не с арабского, а с английского языка).

С 1979 г. в Польше существует Общество братьев-мусульман, которое официально было зарегистрировано в 1990 г. Оно было создано, чтобы помогать мусульманам-шиитам Польши в отправлении культа и в общественной деятельности. По информации на сайте организации, начало шиитского движения в Польше восходит к 1976 г., когда начали формироваться первые неформальные группы шиитов в Варшаве и ее окрестностях, создание которых было инициировано молодыми обращенными поляками и студентами из мусульманских стран. Три года спустя возникло Общество братьев-мусульман в городе Прушкове недалеко от Варшавы, в руководство которого вошли пять человек, образовавшие Высший исламский совет, возглавленный тогда восемнадцатилетним активистом из числа новообращенных мусульман Ры-шардом Ахмедом Руснаком. Организация насчитывает 56 членов и направляет деятельность трех мусульманских общин. Кроме того, движение поддерживает постоянные контакты с мусульманскими структурами, особенно в Иране, и является членом ряда международных организаций, в том числе Мировой ассамблеи Ahl al-Bayt в Тегеране и ассамблей Ahl al-Bayt в Гамбурге и Лондоне. Главная цель движения - организация и активизация религиозной жизни правоверных мусульман и популяризация идеалов ислама, что осложнено для него тем обстоятельством, что до сих пор оно не располагает собственной мечетью.

Для оценки состояния ислама в Польше характерно и показательно, что его активность ныне обретает все более рельефные черты. Прежде всего бросается в глаза заметная множественность мусульманских организаций, что может свидетельствовать о веротерпимости польского государства и уверенности его правительства, что таким образом обеспечиваются демократия и гражданские права тех граждан, которые исповедуют религию, не свойственную большинству населения. Другой особенностью является то, что исламские организации действуют на достаточно ограниченной территории польского государства и в ограниченной среде, что, с одной стороны, обеспечивает глубину охвата соответствующего контингента, а с другой - дезориентирует и распыляет его внимание различными аспектами догматики и политики современного ислама.

Важно и то, что польский ислам (хотя этот аспект, возможно, не стоит преувеличивать) как бы разделен на два лагеря. Один, больший по охвату, представлен коренными мусульманами, исповедующими ислам в его польской трактовке, а другой, меньший, ориентирован на другие формы ислама, в котором масса оттенков и который несет в себе более активное, подвижное начало, претендующее на повышенную мобильность и высокую степень отмоби-лизованности. При этом обстоятельства складываются таким образом, что проникающая способность второго преобладает над первым, в связи с чем растет вероятность того, что элементы радикализма будут проникать в традиционно польскую исламскую среду с повышенной интенсивностью. Тем более что государство дает возможность функционировать не только относительно безобидным просветительским или благотворительным обществам, но и структурам, в которых скрыты явно радикальные настроения.

Такое «всеядие» польского государства может указывать как на немотивированную успокоенность его перед явлением, которое обрело весьма жесткие очертания на мировом уровне, так и на недооценку угроз, значение которых едва ли стоит умалять ссылками на небольшой удельный вес всей мусульманской общины в преобладающей массе католического населения. Недаром высвечиваются факты обращения в ислам граждан страны, которые не имеют цивилизационного единства с проповедниками ислама. Особенно если последние являются выходцами из зарекомендовавших себя в качестве радикальных и запрещенных в других странах организаций типа «Братьев-мусульман».

Более того, почти искусственное привнесение шиитского компонента в политическое пространство Польши может породить совершенно несвойственный для этой страны внутренний конфликт между двумя направлениями в исламе - суннитами и шиитами, который будет только будировать польское общество в условиях пока скрытого роста напряженности в Европе от присутствия большого мусульманского компонента в населении целой группы ведущих стран континента.

Возможно, польское правительство не проявляет озабоченности состоянием дел в мусульманской конфессии потому, что не видит необходимости обнаруживать беспокойство по поводу среды, сформированной из носителей современных политизированных представлений об исламе и готовых на импорт этих идей в Польшу. Оно дает согласие на действия различных религиозных движений и организаций, потому что, с одной стороны, принимает

во внимание факт, что почти все приведенные мусульманские организации весьма сходны по целям и задачам и образуют лишь малую частичку гомогенного в религиозном отношении польского населения, а с другой - сознает свою способность одномоментно предпринять действия, которые могут оградить государство от нежелательных проявлений или эксцессов, если такие возникнут. И на этом фоне просто присматривается к ситуации, понимая, что приток мусульман с другими, чем татарские, корнями и другим пониманием сути религии в Польшу может создать и, как показало время, создает некую турбулентность внутри самих мусульманских структур, порождает толчею, маневрирование, закулисную борьбу в инородной конфессии, что отвлекает, по крайней мере, часть ее членов от более важных задач, связанных, например, с мирным врастанием иммигрантов в польскую среду.

Любое соперничество и неминуемая конфликтность среди мусульманских организаций в Польше может с той или иной степенью достоверности интерпретироваться так же, как сознательная политика польского правительства в условиях, когда оно уверено, что взаимное недоверие внутри самих мусульманских общин обусловливает их неспособность сделать ставку на одну сильную организацию и превратить ее в единого выразителя интересов мусульман. Между прочим, этот момент еще раз доказывает расплывчатость идеи мусульманского единства, если такая небольшая группа мусульман, которая существует в Польше, не в состоянии договориться и создать одну-две дееспособные организации, способные заменить собою десяток мелких групп.

Тем не менее пока количество мусульман в стране невелико, польским властям, видимо, целесообразно извлечь уроки из ситуации в Западной Европе и учесть просчеты, которые далеко не сразу накапливаются и заявляют о себе.

«Ближний Восток и современность», М., 2012 г., № 45, с. 59-72.

А. Филоник,

востоковед

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ В АРАБСКОМ МИРЕ И ЗАПАДНЫЙ ФАКТОР

Крупные события, неожиданно разразившиеся в арабском мире в начале 2011 г., возможно, приобретут для него эпохальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.