Научная статья на тему 'Мусульманская периодическая печать Дагестана и «Арабская весна»'

Мусульманская периодическая печать Дагестана и «Арабская весна» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
317
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / БЕЗРАБОТИЦА / МОЛОДЕЖЬ / США / МУСУЛЬМАНСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курбанов М. А.

В статье анализируются статьи в дагестанской мусульманской периодической печати, посвященные событиям на арабском востоке конца 2010 г., вошедших в историю как «арабская весна». Анализируются содержание статей с точки анализа всего спектра экономических, социально политических причин, лежавших в основе этих событий. Делается попытка проанализировать, какова роль США в недавних событиях в арабском мире по материалам мусульманской периодической печати Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманская периодическая печать Дагестана и «Арабская весна»»

УДК 070. 327

МУСУЛЬМАНСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ ДАГЕСТАНА И «АРАБСКАЯ ВЕСНА»

В статье анализируются статьи в дагестанской мусульманской периодической печати, посвященные событиям на арабском востоке конца 2010 г., вошедших в историю как «арабская весна». Анализируются содержание статей с точки анализа всего спектра экономических, социально - политических причин, лежавших в основе этих событий. Делается попытка проанализировать, какова роль США в недавних событиях в арабском мире по материалам мусульманской периодической печати Дагестана.

Ключевые слова: ислам, безработица, молодежь, США, мусульманская периодическая печать, Дагестан.

В последние годы в средствах массовой информации и научном мире вдруг заговорили об «исламском буме» возрастании роли этой религии в общественно-политической жизни ряда государств, вторжении ислама в область международных отношений и повседневную жизнь мусульман. Подтверждением тому — победа исламской революции в Иране, ирано-иракский, иракско - кувейтский конфликты, а также события, происходящие в Афганистане, Пакистане, выступления исламских фундаменталистов в Алжире и Таджикистане и, конечно, «арабская весна».

Ислам — не только религия, но и образ жизни, стиль поведения, это — мораль, гражданско-правовое, уголовное, государственное уложение, свод обязательных для каждого мусульманина религиозных правил. Ислам — это цельная и стройная система социо- и этнопсихологических установок, способ мировосприятия, философия с этикой и эстетикой.

В исламском просветительстве в Дагестане большую роль сыграли и продолжают играть исламские средства массовой информации. Мусульманские периодические издания в Дагестане возродились сразу после принятия в октябре 1990 г. Верховным советом СССР Закона « О свободе совести и религиозных организациях» и закона «О печати и других средствах массовой информации», были обусловлены объективными причинами, а именно переменами в обществе в конце 1980-х гг., связанными с отменой атеистической идеологии и стремлением религиозных и общественно - политических движений активно участвовать в процессе духовного возрождения. В октябре 1990 г. были зарегистрированы первые религиозные газеты в Дагестане: «Исламские новости» и «Зов Ислама»; в августе 1991 г. - «Путь Ислама»; в феврале 1992 г. - «Хикмат».

В 1994 и 1995 гг. появились ряд изданий: «Прозрение», «Раятуль Ислам» (Знамя Ислама); «Моджахед» (Борец за веру); в январе 1995 г. - «Ислам»; в феврале 1995 г. -газета «Ассалам» - официальный печатный орган ДУМ Дагестана, в ноябре 1995 г. -«Шариат», а также в 1995-96 годах выходил вестник Союза Мусульман России. В августе 1996 г. начала выходить газета «Нур-ул Ислам» (ред. М. Гаджиев) [1]. Сегодня из всей массы мусульманских изданий, появившихся в период с 1990 г., остались «Ассалам», «Нур-ул Ислам», «Исламский вестник». По материалам в исламской прессе можно судить о состоянии ислама в российских регионах, что происходит в местной мусульманской общине: открытие мечетей, события религиозно-культурной жизни и т. д. Не обходят своим вниманием исламская периодика Дагестана и проблемы внешней политики, вернее, взаимоотношения исламского мира и стран Запада.

События, произошедшие на территории ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки, начало которым было положено 17 декабря 2010 г. в Тунисе, затем революция Египте, гражданская война в Ливии, которая привела к падению режима; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре получили название в новейшей истории «арабская весна », «арабское пробуждение» имели в своей основе причины различного характера, которые с одинаковым успехом отнести к любой из этих стран, и они, т.е. со-

М. А. Курбанов

Институт Истории Археологии и Этнографии Дагестанского Научного Центра РАН

e-mail: [email protected]

бытия со всей очевидностью показали, как неустойчивы режимы власти, опирающиеся на авторитаризм и диктатуру.

В Тунисе, Египте и Йемене главными причинами антиправительственных выступлений стали внутренние факторы - социально-экономический кризис, коррупция правящей власти, отсутствие демократических свобод, этноконфессиональные противоречия, то в Ливии основным фактором стала поддержка оппозиционных сил Западом.

Все эти события, происходившие на арабском Востоке, нашли свое отражение и на страницах мусульманской периодической печати Дагестана. Этой теме во всех без исключения мусульманских газетах, будь то «Ас-салам», «Нур-ул Ислам», «Исламский вестник», были посвящены многочисленные статьи, интервью с известными учеными и экспертами, в каждом номере приводилась хроника текущих событий и анализ перспектив дальнейшего развития ситуации.

В статье Патимат Гамзатовой «Кто играет в футбол... на минном поле?» отмечается, что основной причиной иностранного вторжения в Ливию является природные богатства страны. «География этой страны, ее экономическая привлекательность также завлекают мировые сообщества, которые не брезгуют ни дополнительной нефтяной скважиной, ни видом на море из широких окон таких гостиниц, как Sheraton или Interkontinental - их ведь можно построить как на Средиземноморском побережье (Ливия), так и на берегах Каспия (Дагестан) или Персидского залива (Ирак)».

Далее автор обрисовывает экономическую ситуацию в Ливии накануне «арабской весны»: «Накануне волнений Ливия считалась одной из наиболее благополучных стран Африки. Индекс развития человеческого потенциала в 2010 году составлял 0,755, а ВВП на душу населения составляло почти $15000. Уровень образованности жителей Ливии составлял 87 %. К тому же в Ливии, также как и в ОАЭ, приезжающие в страну бизнесмены платят процент от прибыли коренному населению. Таким образом, в этих странах жители практически не бедствуют, а за отсутствием крутых амбиций, стремлений кататься на яхте и иметь собственный вертолёт, они могут вполне прилично устраивать свой быт» (1, с. 1 - 5).

Мухаммад Алимчулов в статье «Год ветров для арабского мира» пишет что, «самой большой и кровопролитной жертвой «арабской весны», инсценированной Западом, стала Ливия. Она была самой богатой страной в Африке и одной из самых благополучных среди арабских стран. Уровень жизни в Ливии был намного выше, чем в Саудовской Аравии или России» (2, с. 1 - 3).

Таким образом, по мнению авторов причин для недовольства населения властью, во всяком случае, экономических не было, и в этом утверждении, конечно, есть доля истины.

Однако экономическая ситуация, как она описывается в приведенных выше статьях, в странах арабского мира, не имевших нефтяные богатства, не была столь радужной.

Бедственное экономическое положение внутри стран, недостаток рабочих мест и политических свобод, вытолкнули тысячи юношей и девушек в странах арабского Востока на обочину общества. Официальный уровень безработицы в Тунисе, который преуменьшает истинную ситуацию с безработицей, достиг 14 % [5]. Около 10 % наиболее обеспеченного населения контролирует 32 % всех доходов, другие 20 % обеспеченного населения контролируют 47 % доходов Туниса.

Неравенство в Тунисе проявляется настолько резко, что 60 % (наименее обеспеченных слоев) населения получают только 30 % (наиболее обеспеченные 40 % населения забирают себе 70 % всего дохода страны) [3].

Уровень безработицы в Египте накануне революции был по мировым меркам не особенно высоким - порядка 9 %, однако при этом надо учесть важное обстоятельство, что около половины всех египетских безработных относилось к возрастной группе 20 - 24 года и более 43 % египетских безработных имело высшее образование [4]. И это всё только официальные данные, тогда как реальная безработица оказывается на порядок выше указанных цифр.

Надо отметить что, у безработицы в арабских странах существует одна характерная черта: большинство безработных составляют молодежь и выпускники вузов, соответственно, молодые люди после огромных затрат и без того небогатых семей на их обучение, становились обузой для семей и целыми днями сидели дома без возможности найти работу.

Существовал парадокс: без образования не представлялось хоть какой-либо возможности реализовать себя в жизни, но и наличие образования не давало молодому человеку шансов, вызывая еще большее озлобление сложившейся ситуацией. Тысячи выпускников были вынуждены работать таксистами, официантами, продавцами и т. д. И при этом они были сосредоточены в непосредственной близости к центральной власти — в столицах государств. Далее именно эта возрастная прослойка (19 - 25 лет) стала одной из основных движущих сил революций.

Коррупция, которая принизывала все слои управленческого аппарата, являлась следствием клановости, а клановость являлась следствием несменяемости элит, т. е. отсутствия демократических инструментов смены власти - выборов. Выборы, как таковые, конечно проводились, но они были номинальными, ибо их исход определял не народ, а власть, и итоговый, плачевный результат для власти и «цену» этим «выборам» увидел весь мир.

Десятилетия нахождения всей власти в руках одного человека не могли не оставить определенного отпечатка на экономике, которая, как свойственно большинству стран третьего мира, находится в руках у нескольких влиятельных семей (кланов). Тунисский, египетский и прочие арабские режимы, обеспечивающие региональную стабильность, выдыхались. Лидеры состарились, вставал вопрос о преемственности.

Согласно официальной статистике, страны бурно развивались, доходы населения росли, велась на словах борьба с коррупцией, на выборах регулярно с подавляющим большинством побеждала проправительственная партия, но только простой народ от всех этих «достижений» власти реального улучшения своей среды обитания не чувствовал.

Протесты продемонстрировали недовольство народов арабского мира катастрофической ситуацией в жизни на фоне коррупции правящих режимов, которая приобрела гипертрофированные размеры.

Авторитарные режимы долгое время создавали видимость социальной стабильности, а правящие семейные кланы, утратив связь с народом, игнорировали нарастание серьезных внутренних противоречий, поэтому не смогли вовремя оценить угрозы и адекватно на них отреагировать.

Народ чувствовал свое полное бесправие полувоенным положением, коррупцию от колыбели до могилы, пустые карманы, оторванность правителей от ценностей ислама, что играет тоже немаловажную роль.

Такая же ситуация имела место в финансово-банковской сфере. В результате мирового финансового кризиса сократилось число иностранных туристов, посещавших Тунис и Египет, большую часть которых составляли граждане стран ЕС. Все эти факторы вели к росту числа безработных, особенно среди молодежи, снижению уровня жизни и усилению социальной напряженности.

И катализатором всего этого можно по праву считать мировой финансово -экономический кризис 2009 года, довольно больно ударивший по экономикам всего региона. Кризис привел к резкому сокращению экспорта, ориентированного на страны, также испытывавшие серьезные экономические трудности, где происходило свертывание производства и сокращение покупательной способности. Все эти факторы вели к росту числа безработных, особенно среди молодежи, снижению уровня жизни и усилению социальной напряженности.

Этим причинам политико-экономического характера, к сожалению, уделено недостаточно внимания на страницах дагестанских газет. Но именно экономические трудности, авторитаризм, являлись одними из основных причин этих событий. Да и формальным поводом к началу событий послужил именно экономический конфликт местного значения - молодой выпускник университета из Туниса Мохаммед Буазизи, который занимался торговлей овощей и фруктов, задолжал муниципальным чиновникам. Тогда полиция отняла у него тележку вместе со всем товаром. Буазизи отправился в мэрию, надеясь вызволить назад хотя бы тележку, которая принадлежала не ему, - но чиновники вытолкали молодого человека. После этого он вышел на площадь и поджёг себя.

В целом при анализе содержания статей, посвященных этой проблематике в мусульманской печати Дагестана, также четко выступает внешнеполитическая обусловлен-

ность ситуации. Причинами, побудившими к жизни эти события объявляются стремление к захвату Западом природных богатств стран, их выгодное геостратегическое положение, козни и прямая внешняя агрессия извне.

В статье «Капкан для арабо-исламского мира» Хаджи-Мурат Раджабов пишет, что арабский мир - это вторая по площади после России геолингвистическая единица в мире, которая состоит из 23 стран с общим населением около 350 млн. человек. Помимо общего языка и культуры, эти страны объединяет Ислам. Но в то же время арабский мир остаётся самой разрозненной системой на земле. Беда и слабость арабов кроется именно в этом. Сложно давать объективную оценку тому, как арабский мир не один десяток лет наблюдает страдания палестинцев. Жители Сектора Газа до сих пор живут в блокаде и вынуждены копать тоннели, чтобы через них перевозить продовольствие и медикаменты. Арабский мир молча наблюдал, а некоторые страны даже помогали войскам НАТО уничтожать Ирак, Афганистан, Ливию. Вопрос только в том, чей следующий черёд.

Де-юре арабский мир обладает самым мощным политическим потенциалом на земле, и не только потому, что большая часть мировых запасов нефти принадлежит этим странам, а потому, что в религии, которую исповедуют их жители, заложены принципы объединения и справедливости. Но де-факто те, кто в своё время разделил единый и могучий арабо-мусульманский мир на множество мелких государств, сегодня тоже делают всё возможное, чтобы не допустить единства мусульман. Более того, недвусмысленно было заявлено, что после падения СССР и режима коммунистов основным врагом Запада является исламский мир.

Первые предчувствия большой войны на Ближнем Востоке, вероятно, появились сразу после того, как арабы начали находить в своих песках несметные богатства в виде нефти и на политической карте мира появилось новое государство - Израиль. И подготовка к большим событиям началась задолго до самосожжения студента в Тунисе, с которого формально началась «арабская весна» [3, с. 5].

В статье М. Ахмедова «Ливия, Сирия и ... или кто поджигает арабский Восток» рассматривается ситуация в Сирии и отмечается, что «Вслед за ликвидацией лидера Джамахирии (Ливии) официальные лица ряда западных стран и многие эксперты с удвоенной силой начали говорить о том, что президент Сирии Башар Асад - следующий в очереди "на вылет". Лозунги вроде того, что руководство Сирии должно чётко запомнить судьбу ливийского лидера, так как подобный урок, преподнесут скоро ей, стали обычным делом. За последние семь месяцев антиправительственных выступлений борьба с вооруженной оппозицией становится всё сложней. Вкупе с тем, что в страну через границу из соседних государств поступает финансирование и оружие для «мирной сирийской оппозиции», все более и более активно действует враг невидимый - враг, который уже развязал войну в этой стране, - войну информационную.

Всё идёт по уже отработанному в других «странах-жертвах» плану - организованные и группы недовольных, подпитываемые «доброжелателями» из-за границы, мятежи в отдалённых провинциях, вынуждающие власти применять силу». Автор задается вопросом; «так ли мировому сообществу во главе с США важно распространение демократических ценностей и сохранение жизней мирного населения? К сожалению, ответ на этот вопрос сам Запад пока что дать не в силах» [4, с. 1].

Той же внешнеполитической направленности событий «весны» посвящена статья «Арабская весна или.?» в газете «Нур-ул Ислам» [5, с. 1], в которой приводится довольно оригинальная причина «арабской весны» и трактовка роли Соединённых Штатов во всех этих событиях: «Интернет-ресурс PuppetWorid опубликовал материал, в котором утверждается, что за событиями в Северной Африке стоит известный финансовый клан Ротшильдов. Сердцем клана Ротшильдов является орден «Бней Брит» (Сыны Завета). Он представляет "Всевидящее Око Сиона". Главные ячейки сети находятся в Лондоне и Гонконге. Место присяги - Стена плача в Иерусалиме.

Мотив проводимых с помощью фондов Сороса кланом Ротшильдов «цветных революций» в арабских странах - желание уничтожить своих потенциальных конкурентов -исламские банки. В условиях кризиса именно западной банковской сферы, утраты доверия к банкам - ростовщикам, мусульманские банки получили дополнительный импульс к развитию и росту, они гораздо стабильнее западных банков.

Благодаря участию исламских банков в рисках своих клиентов, когда они становятся, по сути, их компаньонами, сотоварищами по бизнесу, они реально способны переманить к себе клиентов, и, в первую очередь, в Европе, гае мусульманское население увеличивается.

Таким образом, крупнейшие европейские банковские дома, и в первую очередь -Ротшильды, оказались перед угрозой потерей прибылей.

По, утверждению PuppetWorid. нынешние арабские революции совершаются под предлогом установления демократии и свержения деспотов, но их реальной целью является сначала создать хаос и вакуум руководства для того, чтобы затем предложить экстренное решение: усадить марионетку, которая будет слушаться Ротшильдов. «Ротшильды хотят, чтобы мусульмане перешли от политического угнетения жестоких диктаторов к экономическому рабству, подконтрольному банкиру лорда Ротшильда... Граждане получают свободу слова и собраний, но становятся экономическими рабами», - подчёркивается в материале.

Апофеозом всех обвинений в отношении США можно считать мнение М. Абдурах-манова - проректора по воспитательной работе Кавказского светского института, высказанное им в статье «Арабский мир вчера и сегодня», в которой, в частности, автор пишет: «Пожар манифестаций, разгоревшийся в странах Арабского Магриба, произошел благодаря экономическому кризису, распространившемуся на остальные страны из самой что ни есть паразитической державы мира - США и именно Штаты были инициаторами свержения Муамара Каддафи от власти... Вместо того, чтобы разобраться с банками своей страны, Обама может пойти на поводу ястребов, т. е. сторонников грабежа третьих стран путем военного вторжения, а причина всегда найдется. Ведь нашел же Адольф Гитлер причину, чтобы начать войну, которую некоторые историки современности называют второй мировой войной. А лауреат Нобелевской премии и «борец за мир» на земле Барак Обама ничуть не лучше чем Гитлер, более того возможно он более опасен для человечества, так как может войти в историю как лидер третьей мировой войны, которая невозможна без ядерных поражений» [6, с. 5].

Имидж врага Ислама США создали сами: события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и последовавшая за ними американская «война против террора» с вторжением в Афганистан, а затем и в Ирак открыли новый этап в истории стран Ближнего Востока. У США была более великая, можно сказать, глобальная и миссионерская цель - очистить мир от зла мирового терроризма и принести в страны Востока великие принципы свободы и демократии, но конечно, в американском понимании. Однако исламский мир этого не понял, но этого не поняли даже вполне демократические Германия и Франция, ряд других стран, и все это в итоге привело к тому, что США в лице президента Дж. Буша-мл. превратились в нового врага в глазах простых мусульман. Не прибавляло симпатий арабского народа СоединённымШтатам и их традиционная произра-ильская позиция в главной проблеме всего арабского и исламского мира - палестино -израильском конфликте.

Однако следует отметить, что в событиях «арабской весны» позиция новой администрации Белого дома во главе с Б. Обамой не вполне вписывается в прежнюю, обычную для них модель действий, поскольку Соединённые Штаты не участвовали напрямую в операции по свержению лидера Ливии М. Каддафи. Во всяком случае, не были на главных ролях, поскольку главными действующими лицами были Великобритания и Франция. В той компании США не принимали активного участия, но оказывали мощную моральную и дипломатическую поддержку войскам НАТО во главе с Францией и Англией [2].

Во всех протестных событиях недовольство властями нигде не проецировалось на Соединённые Штаты и нигде не звучала антиамериканская риторика, исходя из чего некоторыми экспертами делается вывод о причастности к этим событиям именно США.

Но возникает вполне резонный вопрос: Зачем все это США? Зачем им разворашивать этот «улей», где и без новых проблем предостаточно старых. В этом США совершенно не были заинтересованы, во всяком случае в дестабилизации обстановки в Египте - крупнейшей стране арабского и исламского мира и союзнике Израиля, с которым у него имеется мирный договор.

Штаты не подержали ни одного из многолетних «отцов» народа, хотя все они за исключением полковника Каддафи и Асада были ориентированы прозападно и причины этого надо искать в знаменитой каирской речи, произнесенной президентом США Б. Обамой в Египте в Каирском университете, в которой признается провальной политика вражды с мусульманским миром прежнего руководства США и обозначается необходимость начала процесса улучшения образа США в глазах мусульман. [2].

Но, увы, на страницах дагестанской мусульманской печати разницы между Джорджем Бушем - младшим, объявившим крестовый поход против Ислама и Б. Обамой, протянувшим, хоть и на словах, руку исламскому миру в своей Каирской речи [6] не делается, а разделять их следовало бы. Необходимо также отметить и некоторую избирательность в упоминании в прессе стран «арабском весны» в том плане, что довольно часто и подробно анализируется ситуация в Ливии и Сирии и почти не упоминаются остальные страны «арабской весны». И как видно из приведенных выше статей, главная роль в событиях отводится именно США, которые и подразумеваются под абстрактным словом «Запад».

В заключении необходимо отметить, что, несмотря на кажущуюся отдалённость, невзаимосвязанность процессов на арабском Востоке с российской реальностью, они все же оказывают влияние на нашу страну. Мусульманская община России и Дагестана как ее субъекта является частью мировой мусульманской общины, и поэтому процессы, происходящие в различных мусульманских странах, имеют определённое влияние на мусульман, проживающих вне ближневосточного региона.

Список источников

1. «Ас-салам» - № 06 (379), 30 марта 2011 г. - С. 1 - 5.

2. «Ас-салам» - № 24 (397), 30 декабря 2011 г. - С. 1 - 3.

3. «Ас-салам» - № 5 (402), 01 марта 2012 г. - С. 5.

4. «Нур-ул Ислам» - № 11, ноябрь 2011 г. - С. 1.

5. «Нур-ул Ислам» - № 1, январь 2012 г . - С. 1.

6. «Исламский вестник» - 28 октябрь 2011 г. - С. 5.

Список литературы

1. Курбанов М. А. Возрождение мусульманской периодической печати в Дагестане / / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15. - № 5, 2013. - с. 158 - 162.

2. Курбанов М. А. США и Ближний Восток: маскировка старых идей или новый курс? // «США v Канада: экономика, политика, культура» - № 10 (526), октябрь 2013. - с. 67 - 78.

3. Индикаторы Всемирного банка - http://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM. i524.MA.ZS/countries (дата обращения 07.07.2012 г.).

4. al-Qahirah: Al-jihazal-markaziyyli-l-tavbi'ahal-vamahwa-l-ihsa' 2010 - www.capmas. gov.eg/news.aspx?nid=491 (дата обращения 27.07.2012 г.).

5. www.khaleejtimes.com/DisplayArticle09.asp?xfile=data/intemational/2011/December и -https://www.cia.gov/library/publications/the worldfactbook/geos/ts.html(дата обращения 22.07.2012 г.).

6. Remarks by the President on a New Beginning. The White House Office of the Press Secretary. Cairo, Egypt. 4.06.2009 (http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-cairo-university-6-04-09).(дата обращения 23.07.2013г.).

THE MUSLIM PERIODICAL PRESS IN DAGESTAN AND THE «ARAB SPRING»

M. A. Kurbanov

Institute of history archaeology and Ethnography of the Dagestan scientific center of the Russian Academy of Sciences

e-mail: [email protected]

The article analyses the articles in the Muslim periodicals, dedicated to the events in the Arab East in 2010, recorded in history as the «Arab spring». The paper analyzes the content of the articles: the entire range of economic, socio - political reasons underlying these events: what were of paramount importance, and which were only background. An attempt is made to analyze, what is the U.S. role in the recent events in the Arab world on the pages of the Muslim periodical press of Dagestan.

Keywords: Islam, unemployment, youth, United States, Muslim periodicals, Dagestan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.