Научная статья на тему '«Арабская весна»: последствия и исторические уроки'

«Арабская весна»: последствия и исторические уроки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
615
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ВОСТОК / МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ / ИСЛАМ / «АРАБСКАЯ ВЕСНА» / ИСЛАМИЗМ / “ARAB SPRING” / ARABIC COUNTIES / MUSLIM COUNTRIES / ISLAM / ISLAMISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна

В статье дается анализ причин протестных событий, происходивших в странах Арабского Востока начиная с 2011 года, последствия которых привели к падению авторитарных режимов, что актуализируют проблему социального, экономического и политического развития мусульманских стран и региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ARAB SPRING”: AFTERMATH AND HISTORICAL LESSONS

The article deals with the analysis of the reasons of the protests, which took place in the Arabic countries since 2011. The aftermath of these protests led to the decline of authoritarian regimes, which actualize the problems of social, economical and political development of the Muslim countries and the region in general.

Текст научной работы на тему ««Арабская весна»: последствия и исторические уроки»

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 327 (536.2) Нуриахметова Ф.М.

«АРАБСКАЯ ВЕСНА»: ПОСЛЕДСТВИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ

В статье дается анализ причин протестных событий, происходивших в странах Арабского Востока начиная с 2011 года, последствия которых привели к падению авторитарных режимов, что актуализируют проблему социального, экономического и политического развития мусульманских стран и региона в целом.

Ключевые слова: Арабский Восток, мусульманские страны, ислам, «арабская весна», исламизм.

Влияние глобализации на региональные процессы является очевидным, поскольку преобразования постоянно нарастают и охватывают все новые и новые страны, проявляясь в виде, так называемых, «цветных революций». Вслед за Евразией они стали актуальными на Арабском Востоке, о чем свидетельствуют события весны 2011 года, которые привели к смене, казавшихся стабильными в течение нескольких десятилетий, ближневосточных режимов. Революции и бунты, политическое цунами и мятежи, государственные перевороты, движение «фэйсбуковской» молодежи и оппозиции получили название «арабская весна». Оно объединило в себе весь комплекс событий, связанный с переменами на Арабском Востоке. В печати и информационных сетях можно встретить самые разные термины -«великая арабская революция», «арабские бунты», «революция пирамид», «шоссейная война» и другие, по сути, означающие аналогичные проявления. За первым этапом перемен в исламском мире

42

последовал второй, получивший на этот раз религиозные определения «исламское лето», «исламская осень» и т.д., поскольку в процесс преобразований активно включились исламисты, представляющие оппозицию власти и выступающие за возврат к фундаментальным ценностям ислама.

Безусловно, «арабская весна» в корне отличается от «цветных революций», прошедших одна за другой в постсоветском пространстве, тем, что по большому счету не была инспирирована прямым внешним воздействием. Она содержит традиционно исторические элементы, связанные с недовольством основной массы населения своим бедственным положением, нерешенностью социальных проблем, коррупцией правящих режимов и обогащением определенных кланов, приобретающих гипертрофированные размеры. В то же время события на Востоке имеют новые, нетипичные для данного региона элементы. Например, в Египте и Тунисе большую роль сыграло активное массовое движение молодежи, преимущественно образованной и либерально настроенной, не нашедшей своего места в структуре общества. Это свидетельствует о появлении в мусульманском мире совершенно нового поколения, которое посредством современных информационных сетей способно к самоорганизации без реальных лидеров и политических партий.

Действительно, в произошедших событиях исламские партии и движения не проявили свойственной им активности силу того, что отношения между ними и властью выстраивались неоднозначно. В одних странах они действовали легально с последующим выдвижением представителей в выборные органы, в других - блокировались с другими партиями и движениями. В тот период египетская исламская организация «Братья мусульмане» также не обладала прежним влиянием, поскольку ее руководители в основном проживают за границей, а сама партия уже не имеет такой консолидирующей структуры, каковой обладала в прошлом. Следует отметить, что в протест-ных выступлениях не был явно выражен и религиозный мотив, о чем свидетельствует отсутствие исламских лозунгов и самих религиоз-

43

ных деятелей, которые взяли бы под контроль ситуацию на улицах и площадях.

Новизна формы протестных движений выразилась в том, что они носили в большей степени сетевой характер, при этом отсутствовали четкая организационная структура, единое руководство, а также программа и план действий. Участники движений выдвигали самые насущные требования - улучшение условий жизни, создание рабочих мест, отстранение от власти засидевшихся диктаторов, представителей кланов, их семейств и ближайшего окружения, предоставление возможности реформирования контролируемых ими институтов: правительств, парламентов, партий, руководства силовых структур и т.п. В одних мусульманских странах требования изначально носили ярко выраженный политический характер, в других наоборот - социально-экономический, и только затем становились политическими.

Наряду с этим необходимо отметить, что выдвигаемые требования были специфичными для каждой отдельной страны в силу вызвавших их причин. В Ливии ими стали исторические противоречия между восточной и западной провинциями, различными племенами и кланами; Йемене - давний конфликт между населением Севера и сепаратистски настроенного Юга из -за дискриминации со стороны правящего режима, соперничество племен; Бахрейне - недовольство шиитского большинства правящим суннитским режимом; Сирии -отстранение от управления страной правящей династией алавитов большинства населения мусульман-суннитов и др. К тому же авторитаризм, свойственный для многих мусульманских стран, поддерживался руководителями, стоящими у власти в течение нескольких десятилетий (Хосни Мубарак в Египте, Зин эль-Абидин Бен Ал в Тунисе, Муаммар Каддафи в Ливии, Али Абдалла Салех в Йемене и др.). Многие из них утратили доверие населения и к тому же потеряли способность эффективно управлять страной, а в период массовых выступлений - не встали на защиту интересов населения, поскольку не смогли переломить сложившиеся стереотипы отношений власти и

44

народа. К тому же следование политике прозападных режимов, основной задачей которых было поддержание стабильности без учета национальных интересов своих стран и своих граждан, также явилась одной из причин произошедших событий.

Спровоцированная событиями в Тунисе, ситуация на Востоке принимала более жесткие формы, проявлялась большая настойчивость, последовательность и ориентированность митингующих на достижение не только экономических, но и политических целей. Наблюдалась абсолютно новая тенденция, а сам размах событий не вписывался в существующие относительно арабского мира стереотипы. В общем восприятии Востока до сих пор преобладает инерционность мышления, которая не учитывает возрастающую роль современных факторов, среди которых - особенности демографии данного региона, возросший уровень образования и возможности информационных сетей.

Существенно возросший уровень самосознания и политической мобильности определенной части населения, их готовность отстаивать свои требования открыто выразилось в спонтанном призыве к протесту и личным участием в демонстрациях. За последние годы социальные сети, прежде всего БасеЬоок, стали средоточием социальной и политической активности арабской молодежи. Во многом это было обусловлено закрытостью многих правящих режимов и в то же время царящей в Сети атмосферой открытости, отсутствия каких-либо границ и запретов, несмотря даже на суровые меры, принимаемые к некоторым блогерам. Можно сказать, что многие молодежные движения, например, в Египте, создаются и действуют первоначально в социальных сетях, а затем приобретают реальную жизнь. Так, молодежное движение имени «6 апреля», принимавшее самое активное участие в январских беспорядках в Александрии и Каире, многие считают классической сетевой организацией, а ее члены общаются между собой в основном через Интернет или с помощью БМБ-сообщений. Ранее движение неоднократно подвергалось репрессиям со стороны египетских властей, а также нападени-

45

ям и взломам сайтов, предположительно организованных властями. Основатель движения А.Махер не раз арестовывался, ему были предъявлены обвинения в «подстрекательстве против режима». В январе 2011 года 'МЫЬеакБ на своем сайте продемонстрировал документы, согласно которым США предпринимают усилия для смены режима в Египте, используя для этого в том числе и «Движение 6 апреля».

В странах, где социальные сети были недоступны для населения (например, в Ливии), ситуация развивалась как вооруженный мятеж с далеко идущими сепаратистскими тенденциями. Все события в прямом эфире освещались как зарубежными СМИ, так и известными спутниковыми каналами телевидения «ал-Джазира» и «Аль-Арабийя», что говорило об их поддержке действий оппозиции в борьбе с существующим режимом. Становится очевидным то, что в арабских странах наблюдается разрыв поколений и, как следствие, игнорирование интересов и нужд молодежи стареющей властью, социальная поляризация между основной массой населения и элитой, что, безусловно, требовало своего разрешения.

Активными участниками протеста стали и молодые представители среднего класса - учителя, врачи, адвокаты, клерки, в целом интеллигенция. Они выражали настроения и недовольство передовой, образованной части населения. Интересным представляется и тот факт, что в акциях протеста принимали участие и не мусульмане (например, копты в Египте), которых призывали присоединиться к мусульманам. Именно поэтому на площадях и улицах оказались вместе мусульмане и христиане, либералы-западники и левые, люди разных возрастных групп, выступившие с едиными требованиями смены правящих режимов и их лидеров. В целом все эти выступления можно оценить как классический социальный бунт в эпоху информационных технологий [1] вследствие создавшейся катастрофической ситуации в обществе: роста цен на продукты питания, массовой безработицы, особенно среди молодежи. Так, в Тунисе она составляет 30 процентов, в Египте - 43 процента, в Ливии - более 30

46

процентов и т.д.

В связи с этим среди причин столь массовых протестных выступлений нового типа на первый план выходят социальные, экономические и политические, а не религиозные. Социальные причины были вызваны неравенством, засильем правящих элит и кланов, полностью занявших верхние уровни социальной структуры и лишивших молодежь возможности самореализации, получения образования или невозможности его применить, сделать карьеру и повысить свой статус в обществе, в том числе и в сфере мелкого и среднего бизнеса вследствие коррумпированности чиновничества. Экономические причины кроятся в бедственном положении основного населения мусульманских стран, нерешенности проблем безработицы, повышении цен на продукты питания, дороговизне и невозможности обеспечения достойной жизни своих граждан.

Политические причины порождены, прежде всего, коррупцией, многолетним отсутствием реального представительства народа в управлении страной, архаичностью самой системы управления, ее приспособленностью под интересы элиты и правящего клана, монополизировавших доступ к власти и ресурсам, жестким авторитаризмом, который лишал людей возможности отстаивать свои интересы законным путем. Авторитарные режимы в течение десятилетий лишь создавали видимость социальной стабильности, на самом деле утратив связь с народом и фактически игнорируя нарастание серьезных экономических и социальных противоречий в обществе. Опираясь на армию и свои собственные силы, как гарант стабильности, они не смогли адекватно оценить современные вызовы и вовремя на них реагировать.

Многие исследователи отмечают, что «арабская весна» так неожиданно и спонтанно пришедшая в регион традиционного распространения ислама, в то же время была вполне предсказуема. Весь предшествующий период развития этого региона, так или иначе, свидетельствует об исторической закономерности случившегося. После распада биполярного мира арабские страны и весь Ближний

47

Восток переживал период болезненного приспособления к динамично меняющемуся миру. О необходимости трансформации мусульманского сообщества высказывались многие мусульманские ученые и общественные деятели. К их числу можно отнести Зияутдина Сардара, Тарика Рамадана, Фетхуллаха Гюлена, Абдуллахи Ахмед ан -Наима, Мохаммеда Аркуна и др., которые высказывали смелые идеи о необходимости и вероятности перемен в мусульманском мире в XXI веке. Еще задолго до событий «арабской весны» назревали серьезные изменения в этом регионе, которые инициировались не только внутренними, но и внешними причинами, среди которых, прежде всего, проблемы, связанные с нерешенностью ближневосточного конфликта, раскола Палестины и активности исламских фундаменталистов.

Трудно сказать, что «арабская весна» была связана со стремлением людей к демократическим преобразованиям в своих странах. Что характерно, то именно в Тунисе и Египте - государствах, продвинувшихся вперед по направлению к демократии, произошли первые революционные выступления, всколыхнувшие весь арабский Восток. Мусульманский мир всегда отличался своей приверженностью к традиции и сегодня по-прежнему важную роль в жизни простых людей играет ислам. Безусловно, именно в силу этих причин демократия в арабском мире не может быть аналогичной западной. Она всегда будет носить исламский характер и по сути, и по содержанию. Несмотря на это, западное влияние явственно ощущается в исламском мире. Начиная с XIX и в течении XX века под влиянием модернистского направления реформаторского движения происходило заимствование многих элементов западного сообщества. Однако распространившееся западное влияние не принесло ощутимых перемен в арабских странах, оно вызвало обратную - антизападную реакцию среди мусульман. Благодаря «возрожденческому» движению первоначальное подражание переросло в последующую критику и неприятие той модели, которая была навязана Западом.

В современный период эта тенденция вновь проявилась при

48

переходе ко второму этапу преобразований в арабских странах, названных «исламская весна» или «исламская осень», поскольку становится очевидным, что демократичные выборы могут обернуться победой антизападных сил и в будущем приходом к власти исламистов.

Следует отметить, что процесс преобразований в мусульманском мире, вектор его развития и конечные итоги пока трудно предсказать, но ясно одно - мусульманский мир стоит на пороге глобальных геополитических изменений. «Арабская весна» была подготовлена всем ходом мирового развития в послевоенный период, в особенности - в XXI столетии. Последствия «арабской весны» не ясны до конца, поэтому в разных странах новые режимы могут иметь разноплановый характер. Наиболее вероятностными являются демократический или исламский вариант, а также нельзя исключать и военную диктатуру. В некоторых из них, возможно, в течение определенного времени будет сохраняться неопределенность и неуправляемость. Если будет доминировать исламская составляющая, то антиамериканские настроения будут неизбежны. Активизация исламских политических сил свидетельствует о том, что они продолжают играть важную роль в трансформирующихся обществах Востока, хотя степень их влияния различна и трудно предсказуема даже в ближайшем будущем.

Источники

1. URL: http://forum.galactika.mfo/viewtopic.php?f=4&t=1939 Какими будут последствия арабских революций. Пресс-конференция с профессором института востоковедения МГИМО Сапроновой М.А.

References

1. URL: http://forum.galactika.mfo/viewtopic.php?f=4&t=1939 Kakimi budut posledstviya arabskih revoluciy. Press konferenciya s professorom instituta vostokovedeniya MGIMO Sapronovoi M.A.

Зарегистрирована 28.05.2013.

49

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.