Научная статья на тему 'Мусульмане Западной Сибири в системе художественного образования: исторический аспект'

Мусульмане Западной Сибири в системе художественного образования: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / мектебе / медресе / искусство / художественное образование / Западная Сибирь / Тюменский регион. / Islam / mectebe / madrasah / art / artistic education. Western Siberia / Tyumen region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бортникова Юлия Александровна

Статья посвящена проблемам в организации художественного образования мусульман Западной Сибири. Автор подчёркивает, что в Российской империи специализированные школы искусств не учитывали существующий в исламе запрет за изображение людей и животных. В статье рассматриваются возможности для художественного образования детей из мусульманских семей с учётом этой особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIMS IN WESTERN SIBERIA IN THE SYSTEM OF ARTISTIC EDUCATION: HISTORICAL ASPECT

The article is devoted to the problems of organization of artistic education of Muslims in Western Siberia. The author underlines that the Russian Empire specialized schools of arts did not take into account the existing prohibition in Islam to image people and animals. Possibilities for artistic education of children from Muslim families with an account of mentioned above peculiarity are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Мусульмане Западной Сибири в системе художественного образования: исторический аспект»

YAK 94: 7.033 (571.1) ББК T 3 (2) 43-33

Ю.А. БОРТНИКОВА

J.A. BORTNIKOVA

МУСУЛЬМАНЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

MUSLIMS IN WESTERN SIBERIA IN THE SYSTEM OF ARTISTIC EDUCATION: HISTORICAL ASPECT

Статья посвящена проблемам в организации художественного образования мусульман Западной Сибири. Автор подчёркивает, что в Российской империи специализированные школы искусств не учитывали существующий в исламе запрет за изображение людей и животных. В статье рассматриваются возможности для художественного образования детей из мусульманских семей с учётом этой особенности.

The article is devoted to the problems of organization of artistic education of Muslims in Western Siberia. The author underlines that the Russian Empire specialized schools of arts did not take into account the existing prohibition in Islam to image people and animals. Possibilities for artistic education of children from Muslim families with an account of mentioned above peculiarity are discussed in the article.

Ключевые слова: ислам, мектебе, медресе, искусство, художественное образование, Западная Сибирь, Тюменский регион.

Key words: Islam, mectebe, madrasah, art, artistic education, Western Siberia, Tyumen region.

Художественное образование в России берет начало в 1724 г. с указа Петра I об учреждении «Академии, или социета художеств и наук». В 1726 г. при ней было открыто художественное отделение, впоследствии получившее статус Академии художеств [1, с. 110]. Российская живопись получила новое направление: появился реалистический портрет и художники-портретисты, первый из которых Иван Никитин, получив образование в Италии и создавший серию изображений Петра I, его семьи и придворных, закончил жизнь в Тобольской ссылке (или по дороге из ссылки) [2, с. 31]. И. Никитин, будучи бывшим преподавателем Академии, обладал педагогическим потенциалом и в Тобольске. Известно, что он давал уроки племяннику, сосланному вместе с ним и своими родителями. Таким образом, просвещённые люди региона успели познакомиться с новым явлением в искусстве, т. к. художник в Тобольске оставил после себя наследие - портрет митрополита Антония Стаховского [2, с. 30], а возможно - и другие образцы (в последние годы жизни он не ставил авторство на картинах). Но местные мусульмане с этим наследием не были знакомы в силу административных, религиозных и культурных факторов. Таким образом, данный опыт остался вне их системы художественного воспитания.

Хотя Академия художеств была светским учебным заведением, но теократические основы государства давали о себе знать: в частности, сюжеты на библейские темы были базовой частью образования; они требовали реалистического изображения человека и библейских животных [1, с. 109], - а это запрещено в исламе. Поэтому мусульмане не имели возможности получать образование в Академии художеств или иных подобных учреждениях.

Как результат - в России не было подготовки дипломированных художников из числа мусульман. Получать соответствующее образование в странах Арабского Востока представлялось сложной задачей, т. к. государство этому препятствовало в силу теократической идеологии. Период «оттепели» наступил только при Екатерине II, и один из российских подданных Усман Исмаилов вошёл в число лучших каллиграфов Европы [3, с. 94], Однако до Сибири его искусство, по всей вероятности, не дошло: нет никаких упомина-

ний, что хотя бы один экземпляр созданного им Корана находился на руках у мусульман.

В Тюменском регионе, как и в России в целом, система религиозного художественного образования сводилась исключительно к открытию иконописных мастерских, которые существовали в Тобольске с XVII в. и Ишиме с XIX в. [4], причём по окончании обучения иконописцы получали дипломы. Не имея подобных исламских заведений, мусульмане теоретически могли поступать в светские художественно-ремесленные классы, где преподавалась живопись, декоративно-прикладное искусство и другие дисциплины. Однако для таких школ в 1844 г. государство установило стандарты, по которым вводилось обязательное рисование с натуры людей и животных [5, с. 59], и туда мусульманам путь также оказался закрыт.

В связи с новыми экономическими потребностями и развитием ремесленного производства, сфера художественного образования в России постепенно развивалась. В 1902 г. вышло Положение о художественно-промышленном образовании, которое учредило четыре разряда учебных заведений: а) рисовальные классы; б) художественно-ремесленные мастерские; в) художественно-промышленные школы; г) художественно-промышленные училища. Набор изучаемых дисциплин варьировался, но в целом предполагалось изучение трёх групп предметов: 1) «художественные общие» (рисование, лепка, живопись «до воспроизведения живой природы включительно»); 2) «художественные специальные» (съёмка с натуры, композиция, перспектива и теория теней, история искусств, пластическая анатомия и технология материалов); 3) общеобразовательные (Закон Божий, история русская и всеобщая, история русской литературы в связи с всеобщей, «новые» языки, география, естествоведение, физика и элементарные сведения по химии) [6, с. 21]. Перечень этих дисциплин - от Закона Божьего до скульптуры - по-прежнему не позволял мусульманам получать образование в этих школах и училищах.

В условиях регионов для художественного образования мусульман был ещё один путь: как правило, на огромной территории России все мастерские, студии, рисовальные классы и прочие подобные учреждения имели местную специфику, и для мусульман была возможность не только «вписаться» в эти художественные традиции, но и придать им особый колорит. В Западной Сибири таким эксклюзивным явлением уже около 200 лет считаются косторезные мастерские. Первая из них была открыта в 1872 г. в Тобольске под руководством И.Е. Овешкова, а после получения всероссийской (а затем и международной) известности в 1890-х гг. возникло ещё несколько мастерских, наиболее крупными из которых было две: организованная в 1893 г. Ю.И. Мельгуновой и открытая в 1898 г. при Тобольском музее [7, с. 369]. Однако в тот период среди мастеров-косторезов мусульманских имён не появилось, так как создание скульптуры также запрещено исламом.

Таким образом, в дореволюционный период в Западной Сибири специализированных художественных школ (студий, классов и проч.), которые учитывали бы потребности населения, исповедующего ислам, попросту не было. Поэтому в мусульманской умме художественное обучение проводилось вне государственной системы образования, путём передачи опыта внутри семей и сельских сообществ. Примером является бухарское ковроткачество, которое не только закрепилось, но развилось и было перенесено в русскую культуру [8, с. 11]. Не помогая мусульманам в развитии их художественного образования, государство в то же время не вмешивалось во внутреннюю жизнь уммы, и это содействовало сохранению сложившихся там художественных традиций.

Кроме того, система школьного образования в национальных деревнях до конца XIX в. обладала определённой самостоятельностью. Мусульманская умма сама устанавливала список предметов, подлежащих изучению в мекте-бе и медресе, открывавшихся при мечетях. Среди них рисования не было, но особое внимание уделялось арабской каллиграфии, причём программа оставалась незыблемой в течение веков [9, с. 100]. Точное количество мусуль-

манских школ установить сложно, но по данным на 1898 г. только в Тюменском уезде Тоболоской губернии было 23 мектебе, в Ялуторовском уезде - 14 [9, с. 89].

Одним из направлений реформы было привлечение мусульман для обучения в учительских семинариях. Предполагалось, что, получив соответствующее образование и воспитание, они будут ориентировать учеников-мусульман на русскую культуру, а также содействовать сближению народов. Между тем, программы учительских семинарий также предполагали рисование с натуры, причём данному предмету уделялось особое внимание. В частности, в Иркутской учительской семинарии в 1885 г. учителем рисования работал живописец, график Максим Иванович Зязин. Будучи специалистом в сфере «графических искусств», он в то же время являлся иконописцем [10]. Данный статус невозможно получить, не испытывая глубокого чувства веры, и это не могло не отражаться на содержании его уроков.

В советский период ситуация кардинально изменилась: с одной стороны, программы изобразительного искусства стали светскими; из них были выброшены библейские сюжеты, однако остались общие требования по скульптуре (лепке) и рисованию людей и животных. С другой стороны, этот стандарт был введён в общеобразовательных школах, и дети из мусульманских семей были вынуждены его соблюдать. Национальные школы также должны были придерживаться стандартов, и эта тенденция наблюдается по настоящее время. По данным 30 информаторов, обучавшихся в национальных татарских школах Тюменской области в 2000-е годы1, из них «мало кто знал о запретах на изображения живых существ», «людей без проблем рисовал весь класс», «учительница рисования сама была из сибирских татар», «родители никогда этому не препятствовали», однако часть из них подчеркнула, что бабушки и дедушки им не разрешали рисовать людей, «но они не слушались». На вопрос, позволят ли они своим детям рисовать людей и животных, только 2 из 30 информаторов ответили «нет». Один информатор отказался от изображения живых существ, когда в возрасте 20 лет узнал об этом религиозном запрете.

В советский период в Западной Сибири впервые появились художественные классы и школы искусств, а также художественно-графические факультеты педагогических институтов. В частности, в Тюмени первая художественная школа была открыта в 1967 г., через три года - Детская школа искусств № 1. Рост населения областного центра и новые экономические условия вызвали увеличение художественных школ только через четверть века: с 1996 г. начала работу средняя специальная школа «Лира», в 1990 г. и 1997 г. были открыты ещё две школы искусств [7, с. 368]. Потребность в учителях изобразительного искусства обеспечивали художественно-графические факультеты Тобольского и Ишимского педагогических институтов, Тюменский государственный институт культуры, а с 2003 г. - кафедра изобразительного искусства Тюменского государственного университета. Рассмотренные меры дали эффект: появились художники из числа сибирских татар. Наиболее известные - это М. Тимергазеев, А. Мухаметова, И.И. Хусаинов, Е.А. Зангиева, братья Х.А. и Х.А. Арангуловы. Однако данные имена - единичны, причём некоторые из них по-прежнему избегают изображать лица.

Состав обучающихся в специализированных учебных заведениях не был чисто русским, но представители мусульманских народов там все же считались редкостью. Из собственного опыта автор статьи может привести следующий пример: в 2006 г. набор на специальность «Изобразительное искусство» ТюмГУ составлял 50 человек (среди них был автор статьи); из них четверо - с мусульманскими фамилиями (8%). Однако у некоторых были русские имена, другие происходили из смешанных (русско-татарских) семей и т. д. Из числа преподавателей кафедры два специалиста - также предста-

1 Студенты Тюменского государственного университета, в 2008-2012 гг. обучавшиеся по специальности «Татарский язык и татарская филология».

вители мусульманского населения, но у них также русские имена. Это свидетельствует о некоторой русификации их родителей, которые не были против занятий изобразительным искусством.

Несколько иная картина наблюдается в семьях мулл (бывших мулл), живущих в национальных деревнях и сёлах. Их ближайшие родственники (в том числе внуки) - основной контингент при наборах на специальность «Татарский язык и татарская филология», ставшие информаторами. Практически никто из них (1989-92 год рождения) в детстве не обучался в художественных школах. Если вставал вопрос о творческом развитии, то родители (1960-1970-х годов рождения) их направили исключительно в сферу музыкального или хореографического искусства.

Эти факты свидетельствуют о том, что, несмотря на многолетнюю, хорошо разработанную и активно применяемую в прошлом столетии образовательную политику Советского государства, направленную на всестороннее развитие творческого потенциала детей, религиозные представления не удалось полностью преодолеть. Удивительней всего, что это происходило в условиях мощной атеистической пропаганды.

Эти же проблемы существуют в еврейских диаспорах России: в иудаизме также запрещены реалистические изображения. В этой связи встаёт вопрос о необходимости создания специализированных художественных школ, учитывающих специфику религиозного сознания нехристианского населения страны. Поэтому при решении вопросов художественного образования необходимо создать т. н. «систему обратной связи» [11, с. 105], которая обеспечивает более качественную подготовку и реализацию образовательных программ в этой сфере.

Литература

1. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст] / В.Г. Власов. - М. : Азбука-классика. - Т. 1. - 576 с. : ил. + вкл.

2. Науменко, О.Н. Тобольский тюремный замок: страницы истории [Текст] : монография / О.Н. Науменко. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2008. - 184 с.

3. Прахт, Д.В. Изменение официального статуса ислама в России при Екатерине II (1762-1796 гг.) [Текст] / Д.В. Прахт. Исторический сборник : сб. науч. работ, посвящённый 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2009. - С. 91-96.

4. Тимошенко, А. История развития иконописи в Сибири и Зауралье [Электронный ресурс] / А. Тимошенко. - Режим доступа: http://svet-nesu.ru/ andrey_timoshenko. htm.

5. Науменко, О.Н. Опыт художественного образования в условиях рынка [Текст] : мат. всерос. науч.-практ. конф. «Формирование личной успешности будущего специалиста в современном вузе» / О.Н. Науменко, Ю.А. Бор-тникова. - Тюмень : Вектор-Бук, 2010. - С. 56-60.

6. Зубец, В.М. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX-XX веков [Текст] : автореф. дис. ... к.и.н. / В.М. Зубец. - М., 2004. - 27 с.

7. Большая Тюменская энциклопедия [Текст]. - Тюмень : ИД «Сократ», 2004. -Т. 3. - 495 с.

8. Сезева, Н.И. Тюменский ковёр [Текст] / Н.И. Сезева. - М. : Интербук-Бизнес, 2009. - 158 с.

9. Бакиева, Т.Г. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX - начале ХХ в. [Текст] / Т.Г. Бакиева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2008. - № 8. - С. 97-108.

10. Иркутская учительская семинария [Текст] // Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_uchitelskaya_seminariya.

11. Науменко, Е.А. Социально-психологические аспекты применения технологий связей с общественностью в работе регионального органа власти [Текст] / Е.А. Науменко, О.Н. Науменко // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2012. - № 6 (265). - 2012. - С. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.