Научная статья на тему '«Мусуби» и «хи» как категории японского аниматизма'

«Мусуби» и «хи» как категории японского аниматизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
600
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анимизм / аниматизм / синтоизм / мусуби / хи / animism / animatism / Shinto / musubi / hi

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорокина Екатерина Сергеевна

Данная статья посвящена исследованию «мусуби» и «хи» как категории аниматизма, на основании сходства данных категории с концепциями силы мана и тама, которые представляют собой некую духовную энергию. Автор полагает, что, поскольку мусуби и хи имеют похожие свойства, их можно причислить к категориям аниматизма, то есть веры древних японцев в духовную силу, пронизывающую все сущее. Данная форма веровании имеет важное значения для японской культуры, так как оказала значительное влияние на становление религии синто, которую можно назвать развитой формой анимизма. В статье проводится анализ иероглифов, используемых для написания слов «мусуби» и «хи», чтобы определить смысл, вложенный в эти слова древними японцами. Для того, чтобы раскрыть свойства, приписываемые энергии мусуби, в статье также рассматриваются образы божеств мусуби. Рассматриваются варианты космологии мусуби с точки зрения японских исследователей . Исследуется понятие хи, как формы древнего синтоизма, представляющей веру в безличную одушевленность природы. На основании проведенного анализа понятии «мусуби/мусухи» и «хи», выявляется их родство с полинезийской мана и японской силой тама, которые являются общепринятыми аниматическими категориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Musubi” and “hi” as categories of Japanese animatism

The article is devoted to the study of “musubi” and “hi” as animatistic categories and based on the similarity of these categories with the concepts of mana and tama power which are some kind of spiritual energy. The author believes that since musubi and hi have similar properties they can be classified as animatism, the belief of the ancient Japanese in spiritual power penetrate all things. This form of beliefs is important for Japanese culture as it had a significant impact on the formation of the Shinto religion which can be called a developed form of animism. The article analyzes the hieroglyphs used to write the words “musubi” and “hi” to determine in what spirit ancient Japanese understood these words. The article also considers mental images of Musubi deities to find out the properties attributed to the musubi energy. Variants of musubi cosmology from the point of view of Japanese researchers are considered. The concept of hi as a form of ancient Shinto representing belief in the impersonal ensoulment of nature is researched. The analysis of the concepts of “musubi/musuhi” and “hi” reveal their relationship with Polynesian mana and Japanese tama which are accepted animatistic categories.

Текст научной работы на тему ««Мусуби» и «хи» как категории японского аниматизма»

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

"Musubi" and "hi" as categories of Japanese animatism «Мусуби» и «хи» как категории японского аниматизма

Сорокина Екатерина Сергеевна

г. Иркутск

shamaona@yandex.ru DOI 10.24412/2686-9675-3-2021-430-439

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию «мусуби» и «хи» как категории аниматизма, на основании сходства данных категории с концепциями силы мана и тама, которые представляют собои некую духовную энергию. Автор полагает, что, поскольку мусуби и хи имеют похожие своиства, их можно причислить к категориям аниматизма, то есть веры древних японцев в духовную силу, пронизывающую все сущее. Данная форма веровании имеет важное значения для японскои культуры, так как оказала значительное влияние на становление религии синто, которую можно назвать развитои формои анимизма. В статье проводится анализ иероглифов, используемых для написания слов «мусуби» и «хи», чтобы определить смысл, вло-женныи в эти слова древними японцами. Для того, чтобы раскрыть своиства, приписываемые энергии мусуби, в статье также рассматриваются образы божеств мусуби. Рассматриваются варианты космологии мусуби с точки зрения японских исследователей Исследуется понятие хи, как формы древнего синтоизма, пред-ставляющеи веру в безличную одушевлен-

ABSTRACT

The article is devoted to the study of "musubi" and "hi" as animatistic categories and based on the similarity of these categories with the concepts of mana and tama power which are some kind of spiritual energy. The author believes that since musubi and hi have similar properties they can be classified as animatism, the belief of the ancient Japanese in spiritual power penetrate all things. This form of beliefs is important for Japanese culture as it had a significant impact on the formation of the Shinto religion which can be called a developed form of animism. The article analyzes the hieroglyphs used to write the words "musubi" and "hi" to determine in what spirit ancient Japanese understood these words. The article also considers mental images of Musubi deities to find out the properties attributed to the musubi energy. Variants of musubi cosmology from the point of view of Japanese researchers are considered. The concept of hi as a form of ancient Shinto representing belief in the impersonal ensoulment of nature is researched. The analysis of the concepts of "musubi/musuhi" and "hi" reveal their relationship with Polynesian mana and Japanese

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / СОРОКИНА Е.С. / SHAMAONA@YANDEX.RU / УДК 299.52

ность природы. На основании проведенного анализа понятии «мусуби/мусухи» и «хи», выявляется их родство с полинезиискои мана и японскои силои тама, которые являются общепринятыми аниматическими категориями.

Ключевые слова: анимизм, аниматизм, синтоизм, мусуби, хи.

Для цитирования: Сорокина Е.С. «Мусуби» и «хи» как категории японского анима-тизма. Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(3): 430-439.

tama which are accepted animatistic categories.

Keywords: animism, animatism, Shinto, musubi, hi.

For citation: Sorokina E.S. "Musubi" and "hi" as categories of Japanese animatism. Modern Oriental Studies. 2021; 3(3): 430-439.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная религия японцев — синтоизм (яп. синто:) — основана на поклонении силам природы. В представлении японцев природа и ее части обладают душои. Все природные объекты и явления воспринимаются как живые существа. Душа присутствует во всем, не только в людях, животных или растениях, но и в камнях, скалах, горах и даже в рукотворных предметах. Наиболее необычные явления и объекты считаются более одухотворенными и становятся объектами поклонения, обретая статус божеств — ками (яп. Иными словами, синто представляет собои разновидность анимизма [URL: https://www.nippon.com/ ru/views/b05213/].

Англиискии исследователь Эдвард Таи-лор понимал анимизм — веру в существование души и духов — как начальную стадию религии. Но в дальнеишем многие исследователи пришли к выводу, что, поскольку представления о душе и духах слишком абстрактны для мышления древних людеи, эпохе анимизма должны были предшествовать иные формы веровании. Так, Роберт Маретт в 1900 г. выдви-

нул теорию, что древнеишеи формои веровании был аниматизм - вера в сверхъестественную безличную силу, наподобие полинезии-скои мана. Однако многие исследователи сходятся на том, что теория Маретта не верна, поскольку, так же, как и анимизм предполагает определенныи уровень абстрактного мышления, которого не было у древнего человека. Кроме того, не всем народам знакома концепция духовнои силы-мана [URL: https:// www.litmir.me/br/?b=96664&p=1]. В то же время нельзя отрицать, что аниматизм, как одна из форм религии, имеет место быть, и в системах веровании многих народов есть понятия, подобные мана. В частности, такие представления являются частью японского синтоизма.

Японские исследователи полагают, что в древности в Японии существовала вера в силу тама, которая по характеристикам схожа с ма-на. В древности тама, как и мана, представляла собои мистическую силу, которая присутствовала во всем, в большеи или меньшеи степени. В дальнеишем у термина «тама» появилось значение «душа, дух», можно сказать, что вера в силу тама развилась и перешла в анимизм. В древности мистическая сила тама обладала

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

характеристиками, позволяющими сравнить ее с мана. Так, тама имела своиство накапливаться, кроме того ее можно было передавать другим, например, государи, которые обладали тама в большеи степени, могли передавать ее своим подданным. Подобные своиства сближают понятие «тама» с мана [URL: http:// www.heiho.ru/index.php?id=45]. Но некоторые исследователи выделяют и другие концепции манических сил. Например, есть теория о связи полинезиискои мана с японским термином «моно» в значении духовнои силы 2012, С. 86]. Некоторые сравнивают с мана понятие «ками». В качестве креативнои жизненнои силы мана родственна японскому термину «мусуби» (яп. МШ, также читается «мусухи»), которыи напрямую связан с «хи» (яп. Ш, 0, — духовнои силои. В даннои статье мы рассмотрим именно мусуби и хи как категории, родственные мана и, по нашему мнению, являющиеся важными аспектами японского аниматизма.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов исследования автор использует анализ, в том числе анализ литературы по теме и лингвистическии анализ, а также метод синтеза. В статье также используется описательныи метод. Метод дедукции позволяет рассмотреть мусуби и хи как проявления более общеи формы веровании — аниматизма. Метод сравнения позволяет исследовать му-суби и хи как категории, родственные силе тама и полинезиискои мана.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Хотя существует несколько способов записи слова «мусуби/мусухи», чаще всего можно

встретить запись этого термина двумя иероглифами — М мусу и Ш хи. Иероглиф М мусу имеет значения «рожать, порождать», «производить», «расти». Что касается иероглифа Ш хи, которыи обычно читается как «тама» или «рэи» (также встречается чтение «ти»), то он обычно переводится как «душа, дух», и используется в самых разных значениях. Во-первых, этот иероглиф обозначает душу, существующую независимо от тела, как в выражении сосэн но рэй о мацуру «поклоняться душам предков», или душу умершего человека, как в словах Й Ш ю:рэй «призрак» или ЙШ онрё: «мстительныи дух». Во-вторых, он также означает душу как духовную субстанцию, находящуюся в теле и управляющую его деятельностью, как в сочетаниях ШЙ рэйнику «душа и тело» или ^М^Ш дзэн-синдзэнрэй «душои и телом». Также Ш тама/ рэй может обозначать нечто чудесное, невидимое и непостижимое для человеческого ума, например, Ш^ рэйгэн «чудо, чудотворное деи-ствие», ШШ рэимё: «чудесныи, удивительный), Ш^ рэйхо: «священная гора» и т.д. Значение Ш тама/рэй как духовного начала прослеживается в словах синрэй «дух, божество» или Ш Ш санрэй «божество горы» и МШ сэйрэй «дух» (в отношении духа всего сущего, духа по-коиного или духов гор, лесов и т.д.). При чтении «хи» иероглиф Ш тама/рэй означает некую могущественную силу, энергию жизни. В древ-неи Японии считали, что жизненная сила заключена в солнечном свете, возможно, именно поэтому и возникло чтение «хи», от омонимичного 0 хи «солнце» [URL: http://www.heiho.ru/

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / СОРОКИНА Е.С. / SHAMAONA@YANDEX.RU / УДК 299.52

index.php?id=45]. То есть буквально «мусуби/ мусухи» можно перевести как «порождающии дух».

Впервые концепт мусуби как порождаю-щеи энергии вычленил Мотоори Норинага в своеи работе «Предание Кодзики» (яп. Ы кодзикидэн), которую он завершил в 1798 г. Он писал, что мусухи - это чудесная сила, порождающая все 2009, С. 220]. В составленном в 712 г. сборнике «Кодзики» (яп. ^ ♦!Йбукв. «Записи о деяниях древности»), кото-рыи исследовал Норинага, концепция «мусуби» проявляется в именах богов Такамимусуби-но ками (яп. «Бог Высокого Священного Творения») и Камимусуби-но ками (яп. ^ «Бог Божественного Творения»). Согласно «Кодзики», Такамимусуби-но ками и Ка-мимусуби-но ками являются одними из самых первых божеств, которые появились сами по себе, после того, как в мир явился Амэ-но-минака -нуси-но ками (яп. «Бог-Правитель Священного Центра Небес»). Таким образом, Та-камимусуби-но ками и Камимусуби-но ками играют важную роль в зарождении мира [URL: http: //www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/ VIII/700-720/Kodziki_2/frametexthtm]. В дальнеишем эти божества также принимают участие в событиях, описываемых в «Кодзики» и других сводах, включая сборник «Нихон Секи» (яп. 0ФШ&Й букв. «Японская летопись»), составленныи в 720 г.

В различных источниках имена Таками-мусуби-но ками и Камимусуби-но ками записываются по-разному. Так, Таками-мусуби-но ками (в «Кодзики» еще одним его

именем является Такаки-но ками (яп. й^^Ф), «Бог Высоких Деревьев») также записывается

кроме того, в «Нихон Секи» данное божество зовется Такамимусуби-но микото (яп. Камиму-

суби-но ками также имеет варианты записи ^ а в «Нихон Секи» и других источниках также упоминается как Камиму-суби-но микото (яп. ^Ш'ГО).

Как мы можем видеть выше, слово «мусуби» в именах данных богов записывается различными способами. Мусухи в написании Ш Ш/ШШ можно перевести как «порождающии дух». Что касается написания Ш^0/Ш0, то иероглиф ^ су означает «гнездо», а 0 хи имеет значения «солнце», «день». Данныи способ написания является, скорее фонетическим, а не смысловым. Однако есть мнение, что Ш му/ мусу - это жизненная сила, ^ су — дерево, в котором находится божество, а 0 хи — божество солнца, так как Такамимусуби и Камиму-суби могли играть роль солярных божеств до того, как передали эту функцию богине Аматэрасу (яп. ^М^^Ф аматэрасу ооками). Кроме того, написание «хи» иероглифом «солнце» скорее всего, связано с вышеупомяну-тои верои японцев в жизненную силу, заключенную в солнечном свете — Ш хи 2009, С. 215].

Есть вариант и написания «мусуби» одним только иероглифом — Ш «душа», которыи обычно читается тама/тамасии/кон. Данныи иероглиф близок по значению к Ш тама/рэй/

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

хи, в некоторых случаях эти иероглифы взаимозаменяемы. Иероглиф Ш тама/тамасии/кон означает душу, которая «отлетает», покидает тело человека после смерти. Изначально дан-ныи иероглиф обозначал «верхнюю» душу, которая представляет начало ян и после смерти уходит на небо. Она противопоставлялся «нижнеи» душе Ш тама/хаку, представляющеи начало инь и остающеися в земле. Ш тама обозначало источник жизни всего сущего. В целом, у Ш тама есть значения «мана», «энергия» — таким образом, оно может выступать в качестве синонима «мусухи». Кроме того, запись форманта «мусуби» иероглифом Ш тама/кон дает основание полагать, что понятие мусуби появилось раньше тама [URL: http:// www.heiho.ru/index.php?id=45].

Кроме Такамимусуби и Камимусуби в японских текстах встречаются и другие божества мусуби. Считается, что божества мусуби связаны с рождением и плодородием, а также способны наделять душои, жизненнои силои. К таким божествам, например, относится Ваку-мусуби (яп. fPAM^Htt вакумусуби но ками, ®МШ вакумусуби «Молодои Бог Творящих Сил»), божество, из головы которого произошли шелковичные черви и тутовые деревья, а из его пупка произошли пять видов злаков. Согласно «Нихон Секи», Вакумусуби был порожден божествами Кагуцути (яп. ЙПД±), богом огня, и Ханияма-химэ (яп. ЙШЖ), божеством земли. Существует версия, что рожден-ныи в браке божеств земли и огня Вакумусуби отражает стадию подсечно-огневого земледелия [URL: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Japan/VIII/720-740/Nihon_seki_I/

frametext1.htm]. По версии «Кодзики», Вакумусуби был порожден богинеи Идзанами (яп.

^ВДШ, во время ее болезни.

Божество огня, Кагуцути, в некоторых источниках зовется Хомусуби (яп. ^М Ш букв. «порождающии дух огня») [URL: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/VIII/780 - 800/Norito_Semme/pred1.phtml?id=11413]. Когда бог Идзанаги (яп. ^РШ, ОТШ

убивает Кагуцути, из тела последнего рождается множество богов. Таким образом, даже умерев сам, Хомусуби порождает жизнь, что позволяет причислить его к божествам мусуби.

В число божеств-покровителеи императорского рода входят пять божеств мусуби — это вышеупомянутые Такамимусуби-но ками и Камимусуби-но ками, а также еще три божества - Тарумусуби-но ками (яп. ÄM0tt), Ику-мусуби-но ками (яп. и Тамацумэму-

суби-но ками (яп. Икумусуби мож-

но перевести как «живои порождающии дух». Имя Тарумусуби связано с глаголом тару «быть достаточным, хватать». Что касается Та-мацумэмусуби, чье имя также пишется Ш^МШ тамацумэ (таматомэ), значение его имени связано с выражением Ш & (Ф ^ ® fe 5 тама о карада ни томэру «удержать душу в теле», что отсылает нас к ритуалу удержания души в теле, тинкон (яп. МШ). Согласно японским верованиям, душа человека иногда может отделиться от тела, поэтому ее необходимо привязывать. Здесь возникает вопрос — как связано мусуби и удержание души? Дело в том, что мусуби как понятие порождающеи силы (МШ) омонимично

«МУСУБИ» И «ХИ» КАК КАТЕГОРИИ ЯПОНСКОГО АНИМАТИЗМА

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / СОРОКИНА Е.С. / SHAMAONA@YANDEX.RU / УДК 299.52

другому слову — мусуби, 2-и основе глагола мусубу «связывать, соединять». InV мусуби как «связывание» являет собои концепцию удержания и усмирения души. Некоторые исследователи, в том числе Оригути Синобу, считают, что имена божеств мусуби отражают различные ритуалы по «удержанию души» (например, обрядом по удержанию души считалось завязывание подола одежды) [URL: http://www.booksshare.net/index.php? id1=4&category=lunguistics&author=rohanskiy-ls&book=1988&page=34]. Сложно сказать, явля-

ются ли «порождающая сила» мусуби и

0 мусуби «связывание» частями единого комплекса мусуби. Возможно, изначально это были две отдельные системы представлении.

Исследователь Хирата Ацутанэ уделял большое внимание концепту мусуби (и как ШШ «порождающеи силе», и как «соединению»), рассматривая его как порождающую силу, реализуемую в соединении мужского и женского начал. Он подчеркивал, что Идзанаги и Идзана-ми породили японские острова и божеств в результате совокупления-мусуби. По его мнению, энергия мусуби находит повседневное воплощение в крестьянском труде, которыи производит все необходимое для жизни. Хирата придавал большое значение крестьянскому труду, считая его актом творения, продолжением деянии божеств [Накорчевскии, 2012, С. 173].

Сато Нобухиро, как и Хирата Ацутанэ, видел в мусуби соединение мужского и женского начал, которые присутствуют даже у растении. Он акцентировал внимание на сексуальном витализме мусуби. Мужское, небесно-огненное начало и женское, земельно-водное начало вле-

кутся друг к другу, продолжая и преумножая жизнь. Например, растения прорастают в матери-земле, получая животворныи огонь от отца — Солнца. Поэтому понимание принципов му-суби так важно для сельского хозяиства [Накорчевскии, 2012, С. 181].

Во многом переняв идеи Хираты, Сато Нобухиро систематизировал и развил их, создав единую теорию. С его точки зрения, Амэ-но-минака-нуси-но ками является создателем Все-леннои и находится за ее пределами, а явившиеся вслед за ним Такамимусуби-но ками и Ка-мимусуби-но ками структурировали первоначальное хаотичное содержимое мира. По мнению Сато, космос был структурирован так же, как Идзанаги и Идзанами родили острова. В начале в пустоте было некое первовещество, не имевшее формы. Затем мусуби-но ками воткнул в это нечто копье и завертел его, отделив все грязное и тяжелое от чистого и легкого. Грязное и тяжелое, отлетев в даль, стало небесными телами, а то чистое, что осталось в центре, стало Солнцем, освещающим космос. Это вращение первоматерии, возникшее в результате деиствии мусуби-но ками, Сато назвал «исходным движением мусуби». Происходит это исходное движение по определенным законам, которых всего пять: 1) закон порождения через отделение; 2) закон кругового вращения; 3) закон движения; 4) закон продвижения скорости и 5) закон подобия формы. Соответственно, согласно этим законам:

1) от первовещества отделяется грязное и тяжелое, которое отлетает в даль;

2) все, что отделилось, продолжает вечно вращаться вокруг того, от чего оно отделилось;

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

3) движение отделенного происходит с запада на восток;

4) ближе к центру скорость вращения отделившегося выше, чем на дальних орбитах;

5) отделившееся по форме подобно тому, от чего оно отделилось.

Таким образом, Сато Нобухиро объяснял исходным движением мусуби вращение Солнца и небесных тел вокруг своеи оси и по орбите. Он считал также, что вращение Земли и других планет вокруг Солнца обусловлено «производным движением» [Накорчевскии, 2012, С. 177].

По мнению исследователя Маруяма Ма-сао, в «Кодзики» божества мусухи представляют собои энергию, что движет миром. Маруяма полагал, что в мировои мифологии существует три типа мифологического творения: ^5 нару «становиться, появляться», уму «рожать»

и ^5 цукуру «создавать». Глаголы уму и ^5 цукуру указывают на то, что конкретное божество породило (или создало) кого-то еще. Глагол же ^5 нару подразумевает, что этот кто-то появился сам по себе. Японскую мифологию Маруяма отнес именно к третьему типу. Маруяма проанализировал глаголы, употребляемые составителями «Кодзики» и обнаружил, что нару часто встречается в текстах, касающихся рождения богов. Так, например, первые божества, включая Амэ-но-минака-нуси-но ками, Таками-мусуби-но ками и Камимусуби-но ками, появились сами по себе. Также сама по себе явилась и божественная пара Идзанаги и Идзанами, которые затем порождают японские острова и других богов. Маруяма в своих исследованиях

выводит проблему «самостоятельности» рождения. По его мнению, «появление» нару) также происходит не само по себе, появление кого-то или чего-то в мире происходит под влиянием некои силы. Эта сила — и есть мусухи, жизненная энергия 2012, С. 125].

Современныи японскии исследователь, Арая Такаси, сравнивает Такамимусуби-но ками и Камимусуби-но ками с движением энергии во Вселеннои. По его мнению, появление первых трех богов — Амэ-но-минака-нуси-но ками, Такамимусуби-но ками и Камимусуби-но ками схоже с моделью Большого взрыва, зарождения Вселеннои и последующего ее расширения и сжатия. Такамимусуби-но ками — это расширение энергии, а Камимусуби-но ками — ее сжатие. Что касается Амэ-но-минака-нуси-но ками, то данное божество является неким центром, к которому и стремится энергия. С этои точки зрения, мусухи является энергиеи, из кото-рои состоит все [URL: https://www.isbaweb.org/ wp-content/uploads/2015/08/ IS ВА2015 Ш4

rt^Hi^Mj.pdf].

Итак, что представляет собои мусуби, учитывая все вышенаписанное. Во-первых, мусуби — энергия творения и плодородия, которая, в частности, важна для сельского хозяиства, но не ограничивается только им. Во-вторых, из-за омонимического родства с «мусубу», мусуби может рассматриваться как обряд по связыванию души, также есть трактовка мусуби как соединения мужского и женского начал. В-третьих, му-суби является энергиеи, которая движет этим миром, жизненнои силои.

При расшифровке слова «мусухи/ мусуби» (яп. ШМ, Ш^В, ШВ, Ш^, частью

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / СОРОКИНА Е.С. / SHAMAONA@YANDEX.RU / УДК 299.52

которого является «хи» (яп. М, 0), многие исследователи, в их числе Мотоори Норинага, трактуют «хи» как некую духовную силу. Также есть толкование «хи» как харизмы японского правителя, которая воспринималась как магическая сила царского рода, обеспечивающая единство народа и правителя. В такои трактовке хи была силои первопредка царского рода — богини солнца Аматэрасу, что также отсылает нас к связи хи с солнечным светом, ведь как видно из вариантов написания слова «мусуби», «хи» обычно записывается иероглифами 0 хи «солнце» или М хи «душа». Есть также вариант записи иероглифом ^ хи — «огонь, свет», кото-рыи, скорее всего, используется по аналогии с 0 хи «солнце». Однако чаще всего «хи» записывается именно иероглифом М тама/рэй/хи. С понятием духовнои силы хи связывают этимологию слов, Ш хико «мужчина, мальчик» (от М хи «дух» и ^ ко «ребенок») и Ж химэ «девушка» (от М хи «дух» и ^ мэ «женщина») — в древности так могли называть людеи, которые считались одаренными силои хи, энергиеи жизни [URL: https:// www.isbaweb.org/wp-content/uploads/2015/08/ I SBA2015 ЙЙ ГФ^НШШЙ] .pdf].

Некоторые исследователи, например, Тоя Манабу, выделяют хи как одну из четырех форм изначальных веровании японцев, которые легли в основу синто — каннаби (яп. ^^ {#), ивакура (яп. ёй, ё^), химороги (яп.

и хи. Первые три направления можно описать как ерисиро (яп. Ш т.е. объекты,

которые считаются местом пребывания божеств. Так, каннаби — это поклонение особо

примечательным горам, в которых пребывают божества, ивакура — поклонение скалам, а хи-мороги — поклонение лесам и рощам, а также огромным деревьям, в которых живут ками. Однако хи, как пишет Тоя Манабу, отличается от трех вышеназванных направлении, поскольку находится немного в другом измерении. Тоя Манабу описывает хи как принцип, которыи обозначает порождающую и развивающую божественную силу [URL: https://www.nippon.com/ ru/views/b05213/].

Таким образом, сила хи представляет со-бои жизненную энергию, духовную силу, которая присутствует во всем, а также в большом количестве содержится в солнечном свете. Кроме того, хи как направление древнего синтоизма, возможно, является основополагающим для трех других направлении — каннаби, химороги и ивакура — поскольку данные направления относятся к анимизму, так как подразумевают наличие природных духов. В свою очередь, хи, как аниматическая категория, представляет собои одушевленность природы в целом, веру в мистическую жизненную силу.

ВЫВОДЫ

Варианты записи терминов «мусухи/мусуби» и «хи», в которых используются иероглифы м тама/рэй/хи и ^ тама/кон, позволяют предположить о наличии прямой связи мусуби и хи с понятием та-ма, которое также записывается данными иероглифами. Не стоит забывать о способе записи «мусуби» иероглифом ^ тама/кон и вероятности того, что мусуби появилось еще до понятия тама. Также очевидна взаимосвязь хи и тама — ведь «хи» является лишь одним из вариантов чтения иероглифа м тама/рэй/хи. В то же время, у мусуби и хи есть нюансы, отличающие их от тама. Например, значение мусуби

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

не как жизненнои силы, но именно энергии творения. Или использование термина хи в более узком смысле, в значении харизмы правителя. Тем не менее, и порождающая энергия мусухи, и жизненная сила хи обладают характеристиками, позволяющими сравнивать их с тама и мана.

Поскольку японская сила тама и полинезии ская мана являются общепринятыми категориями аниматизма, то мусуби и хи также можно считать аниматическими категориями, из-за очевидного сходства. Данные концепции подразумевают наличие некои мистическои силы, пронизывающеи все сущее и дарующеи жизнь. Если религия синто зарождалась именно с аниматизма, то мусуби и хи, как и понятие тама, имеют большое значение для этои системы веровании.

Литература

1. Ермакова Л.М. Ритуальные тексты в соци-окосмическои системе древнего Ямато. Исследование. Введение [Электронныи ресурс]. - URL: http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/Japan/VIII/780-800/ Norito_Semme/pred1.phtml?id=11413 (дата обращения: 29.04.2020).

2. Кодзики. Записи о деяниях древности. Свиток 1-и [Электронныи ресурс]. - URL: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/ VIII/700-720/Kodziki_2/frametexthtm (дата обращения: 29.04.2020).

3. Накорчевскии А.А. Космология сельского хозяиства Сато Нобухиро // Синто: память культуры и живая вера. - М.: Аиро-XXI, 2012. - С. 157-186.

4. Нихон Секи. Анналы Японии. Свиток I [Электронныи ресурс]. - URL: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/ VIII/720-740/Nihon_seki_I/frametext1.htm (дата обращения: 29.04.2020).

Роханскии Л.Ш. Архаическии ритуал в фольклорных и раннелитературных памятках [Электронныи ресурс]. - URL: http:// www.booksshare.net/index.php? id1=4&category=lunguistics&author=rohanski y-ls&book=1988&page=34 (дата обращения: 29.04.2020).

Таилор Э.Б. Первобытная культура [Электронныи ресурс]. - URL: https:// www.litmir.me/br/?

b=96664&p=1 (дата обращения: 29.04.2020).

Бакшеев Е.С. Тама, иноти и кокоро [Электронныи ресурс]. - URL: http:// www.heiho.ru/index.php?id=45 (дата обращения: 29.04.2020).

Тоя Манабу. Синтоистские святилища и экология (1) [Электронныи ресурс]. - URL: https://www.nippon.com/ru/views/ Ь05213/ (дата обращения: 29.04.2020).

IMM^T ЛШй^ Г^Ш] :

ГМ^ЕШ^. SJ

Ш //

г -Ä-

^0

ЗА Bffl

ш. 2012.^9^. 116-130М.

10. ММ Г^юШй^о^Т : = Г^Ш-Ю«^ // - 2012. -^858^. 86-98М.

11. ^¿«¿ШЙ (frttt)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- https://www.isbaweb.org/wp-content/uploads/2015/08/ISBA2015 Шй [^¿«^¿Mj.pdf (2О2О^4Я290).

12.

Ш. 2009. 198-220М.

References

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / СОРОКИНА Е.С. / SHAMAONA@YANDEX.RU / УДК 299.52

1. Ermakova L.M. Ritual'nye teksty v socio-kosmicheskoj sisteme drevnego Yamato. Is-sledovanie. Vvedenie Available at: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/ VIII/780-800/Norito_Semme/pred1.phtml? id=11413 (Accessed 29.04.2020).

2. Kodziki. Zapisi o deyaniyah drevnosti. Svitok 1 -j Available at: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Japan/VIII/700-720/Kodziki_2/ frametext.htm (Accessed 29.04.2020).

3. Nakorchevskij A.A. Kosmologiya sel'skogo ho-zyajstva Sato Nobuhiro // Sinto: pamyat' kul'tury i zhivaya vera - M.: Airo - XXI.2012. pp. 157-186.

4. Nihon Seki. Annaly Yaponii. Svitok I Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Japan/VIII/720-740/Nihon_seki_I/ frametext1.htm (Accessed 29.04.2020).

5. Rohanskij L.Sh. Arhaicheskij ritual v fol'klornyh i ranneliteraturnyh pa-myatkah Available at: http:// www.booksshare.net/index.php? id1=4&category=lunguistics&author=rohans kiy-ls&book=1988&page=34 (Accessed 29.04.2020).

6. Tajlor E.B. Pervobytnaya kul'tura. - M.: Iz-datel'stvo politicheskoj literatury.1989. p. 573.

7. Baksheev E.S. Tama, inoti i kokoro Available at: http://www.heiho.ru/index.php?id=45 (Accessed 29.04.2020).

8. Toya Manabu Sintoistskie svyatilishcha i ekologi-ya (1) Available at: https://www.nippon.com/ ru/views/b05213/ (Accessed 29.04.2020).

9. IMMtr ^MM r^M^J ^fcCot :

m // hi^B*^^*

2012.B9U 116-130K.

10. : r^J =

// 2012. Ш

858^. 86-98M.

11. Ф^НШШЙ (frttt)

!) - https://www.isbaweb.org/wp-

content/uploads/2015/08/ I S В A 2015 ГФ^НШШЙ] .pdf (2020^4Л29 0).

12.

2009. Ш12^. 198-220М.

Информация об авторе

Сорокина Екатерина Сергеевна

664523, г. Иркутск, Берёзовый, 87, 13 Российская Федерация shamaona@yandex.ru

Information about Authors

Ekaterina Sorokina

664523, Irkutsk, Beresovy, 87, 13 Russia

shamaona@yandex.ru

Статья одобрена рецензентами: 1.07.2021 Статья принята к публикации: 15.07.2021 Reviewed: 1.07.2021 Accepted: 15.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.