мурманский пограничный округ и его морская
составляющая накануне великой отечественной у
войны л
я
Тихонов Д.Н. Е
,В статье рассматриваются вопросы подготовки Мурманского пограничного округа в предвоенный период
The article deals with the preparation of Murmansk frontier district before the Great Domestic War
Ключевые слова: моряк; военный корабль; катер; море; экипаж; отряд; пограничные войска; война; военно-морской флот
Keywords: seamen; warship; cutter; sea; crew; detachment; frontier troops; war; navy
О О О ея
Щ
я я
3 Я
Предвоенные годы (1939-1941) характеризовались увеличением трудностей в пограничной политике страны, для преодоления которых требовалось принятие неотложных мер по изменению служебно-боевой деятельности пограничных войск.
Руководство СССР принимает решение произвести коренные преобразования в структуре, управлении и организации пограничных войск. Но в 1937-1939 годах культ личности Сталина нанес вооруженным силам невосполнимые потери. Волна репрессий захлестнула и пограничные войска. Лучшие кадры командного и рядового состава были уволены и арестованы. По данным отдела по начсоставу ГУПВ НКВД СССР в 1939 году были уволены или арестованы 11 начальников войск пограничных округов и их заместителей, 54 начальника отделов и отделений округов, 4 начальника пограничных отрядов и 12 начальников штабов отрядов. Эти потери были невосполнимы1. Репрессии сильно ослабили пограничные войска. К 1941 году стаж нахождения в должности до года имели: 87 % начальников погранвойск округов, 53 % начальников погранотрядов. Остальные начальники занимали свои должности от одного года до двух лет2. В период репрессий погибло более 20 тысяч чекистов3.
К 1938 году моряки-пограничники Советского Союза имели под своей охраной около 33 тысяч километров речных и морских границ. В состав морской пограничной охраны входило 13 морских пограничных отрядов, 5 пограничных отрядов, имевших дивизионы по 6 и более катеров, одна морская
1 Сечкин Г.П. Граница и война. - М., 1993. - С. 26-27.
2 Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности (ЦПА ФСБ) России. - Ф. 16. - Оп. 10. - Ед.хр. 39. - Л. 5.
3 Правда. 1988. 2 сентября.
пограничная база, 2 отдельных дивизиона, 12 дивизионов речных катеров, 39 береговых морских комендатур, 248 морских береговых постов. Судовой состав насчитывал 11 сторожевых кораблей, 384 катера, 321 моторную шлюпку, экипаж 17 023 человека4.
Подробный анализ международной обстановки показал, что крайне необходимо разделение управления пограничными и внутренними войсками НКВД СССР. Структура пограничной службы до 1938 года была многообразной, но в частях не было средств связи и хорошо организованных тылов5.
23 января 1939 года ЦК ВКП(б) принял постановление о разделении внутренних и пограничных войск и создании их автономных управлений. Приказом НКВД СССР от 8 марта 1939 года Главное управление пограничных и внутренних войск было разделено на шесть самостоятельных управлений, в том числе было создано Главное управление пограничных войск (ГУПВ).
Главное управление пограничных войск НКВД СССР состояло из десяти отделов:
1. Командование.
2. Штаб, который имел в своем составе:
а) Секретариат.
б) Оперативный отдел.
в) Отдел боевой подготовки.
г) Отдел связи.
д) Отдел организационно-мобилизационного комплектования.
е) Инженерная служба.
ж) Служба собаководства.
з) Химическая служба.
и) Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).
3. Политуправление войск.
4. Отдел (разведка).
5. Авиационный отдел.
6. Морской отдел.
7. Отдел по комначсоставу.
8. Санитарный отдел.
9. Ветеринарный отдел.
10. Отдел материально-технического обеспечения.
В течение 1939-1940 годов по единой схеме управления были переформированы штабы округов и частей. По новой организации в состав ГУПВ входил самостоятельный Морской отдел, деятельность которого
4 Терещенко В.В. На охране рубежей отечества. - М., 2008. - С. 159.
5 ЦПА ФСБ России. - Ф. 16. - Оп. 226. - Д. 264. - Л. 37-40.
регламентировалась Положением, утвержденным 17 августа 1939 года6. Начальником отдела был назначен капитан 1 ранга С.М. Воробьев.
Морской отдел осуществлял полное
Рис. Морской охотник «МО-4»
руководство морскими частями. Исключением являлось оперативное направление, которое контролировали коменданты участков, начальники округов и начальники погранотрядов. Морской отдел контролировал использование корабельного состава, отвечал за подготовку, эксплуатацию, ремонт и обеспечение всеми видами довольствия. Также в его функциональные обязанности входила разработка технической документации по постройке, оснащению оружием, комплектованию и т.п.
В сентябре 1939 года НК ВМФ НКВД была утверждена «Инструкция о взаимоотношениях и взаимодействии Военно-морского флота и пограничных войск»7. На основании постановления от 11 октября Нарком ВМФ 14 октября 1939 года приказал: «Военному совету Северного флота:
а) принять в оперативное подчинение 35-й Мурманский морской пограничный отряд, за исключением сил, охраняющих сухопутную границу;
б) принять охрану морской государственной границы, охранявшуюся ранее НКВД»8.
Это же постановление предусматривало, что с началом мобилизации или военных действий охрана морских границ СССР возлагается на Военно-Морской Флот, для чего Военным советам флотов надлежало разработать планы прикрытия границ на этот период.
1 августа 1939 года на базе 37-го морского пограничного отряда был создан отряд пограничных судов (ОПС) Грузинского округа, а 14 сентября на базе 27-го МПО - ОПС Черноморского округа. Затем в Кувшинской Салме был создан ОПС Мурманского пограничного округа. Реформирование других пограничных отрядов было решено на время отложить.
В сентябре 1939 года от Ленинградского пограничного округа отделились Мурманский и Карельский пограничные округа. Их численность на конец 1939 года составляла: Мурманский - 1843 человека, Карельский - 270 человек9.
Общее количество пограничных войск увеличилось, но вновь сформированные пограничные округа по-прежнему не были полностью укомплектованы командным, военно-техническим составом и другими военными специалистами. Так, на 1 мая 1939 года Мурманский пограничный округ был
6 Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней. - М., 2005. - С. 102.
7 ЦПА ФСБ России. - Ф. 14. - Оп. 8407. - Д. 173. - Л. 73-88.
8 Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней. - М., 2005. - С. 104.
9 ЦПА ФСБ России. - Ф. 16. - Оп. 226. - Д. 264. - Л. 37-40.
укомплектован командным составом только на 13,8 %, военно-техническим составом - на 39 %, военно-хозяйственным - на 10 %, квартирно-эксплуата-ционным - на 5 %, административным - на 47 %, военно-медицинским составом - на 7,4 %, военно-ветеринарным - на 40 %10.
В округах, которые имели морскую границу, создавались морские отделы с такими же должностными обязанностями, что и Моротдел ГУПВ.
После реформирования морские погранотряды стали отдельными отрядами пограничных судов. Они находились в непосредственном подчинении начальников войск пограничных округов.
С 1938 по 1942 год действовала программа по строительству пограничных сторожевых кораблей и катеров, утвержденная Комитетом обороны СССР, что явилось основой для создания отрядов пограничных судов. В результате этого к 1940 году произошло глобальное увеличение корабельно-катерного состава морских пограничных сил: он вырос на 93 %. В это же время в Мурманский пограничный округ поступили четыре быстроходных тральщика.
Для пограничных войск строились различные типы катеров. Представление о боевых возможностях этих катеров дают тактико-технические характеристики. Тип Морской охотник «МО-4» (рис.): водоизмещение 56 т; размерения 26,9 х 4,02 х 1,48 м; три бензиновых ДВС, 2250 л.с.; скорость 26/15 узлов; дальность 285 миль; вооружение: два 45 мм, два 12,7 мм пулемета, два бомбосбрасывателя, восемь больших или 20 малых глубинных бомб, четыре мины типа «Р-1» или образца 1928 года или две мины образца 1926 года; экипаж 22 человека. Разработан в 1936 году на базе малого охотника типа «МО-2». Примерно такими же боевыми возможностями располагали катера и других типов.
Сторожевые катера конструкции А.Л. Золотова, одного из основоположников моторного катеростроения в России, строились при его участии в Ленинградской мастерской Морской пограничной охраны ОГПУ (бывшая частная мастерская Золотова). Отличались хорошей мореходностью, использовались для несения ближних дозоров.
По приказу НКВД 18 октября 1940 года были установлены категории отрядов пограничных судов и их новые наименования: 1-й Северный ОПС (пос. Кувшинская Салма), 1-й Балтийский ОПС (г. Высоцк), 2-й Балтийский ОПС (г. Таллин), 1-й Черноморский ОПС (г. Одесса), 2-й Черноморский ОПС (г. Балаклава), 3-й Черноморский ОПС (г. Очемчира). 4-й Черноморский ОПС (г. Килия), 1-й Каспийский ОПС (г. Баку). К отрядам первой категории были отнесены 1-й Северный, 2-й Балтийский и 1-й Каспийский ОПС, остальные отряды относились ко второй категории.
10 Из истории советских пограничных войск: Документы и материалы 1935-1941 гг. - М., 1973. - С. 372.
Дивизион «драгоценных камней», как с чьей-то легкой руки называли отряд из четырех пограничных сторожевых кораблей (ПСК) 35-го Мурманского морского погранотряда, был известен ещё до начала Великой Отечественной войны. Четыре тральщика с названиями: «Жемчуг» (до 1941 года - ПСК-301), «Рубин» (до 1941 года - ПСК-302), «Бриллиант» (до 1941 года - ПСК-303) и «Сапфир» (до 1941 года - ПСК-304) были построены на Ленинградском судостроительном заводе по личному указанию Сергея Мироновича Кирова. И задолго до начала войны они успешно боролись с нарушителями государственной границы СССР и браконьерами.
Пограничникам удалось вытеснить основную массу браконьеров из охраняемых районов, в которых был запрещён промысел и установить контроль за движением иностранных судов в 12-мильной морской полосе и их стоянкой.
Летом 1939 года ПСК-302 и ПСК-304 35-го Мурманского морского пограничного отряда сторожевых кораблей под командованием А.И. Дианова, обеспечили поход на Новую Землю и в Карское море в составе специальной военной экспедиции.
Во время финской кампании корабли Мурманского округа находились в подчинении командования Северного флота. Они выполняли функции по охране государственной границы, конвоированию транспортов с военными грузами, охране рейдов. «ПСК-302» в составе десантного отряда Северного флота осуществлял высадку подразделений Красной Армии в порту Петсамо.
По приказу ГУПВ НКВД от 10 ноября 1939 года на базе дивизиона пограничных кораблей было сформировано подразделение, которое в 1940-м году получило название «1-й Северный отряд пограничных судов НКВД Мурманского пограничного округа».
Создание, становление и развитие пограничных округов явилось закономерным процессом, осуществленным в общем комплексе мер по обеспечению безопасности государства в военно-политическом и правовом отношении.
К началу Великой Отечественной войны в состав Пограничных войск СССР входило 18 пограничных округов: Ленинградский, Мурманский, Карело-Финский, Белорусский, Прибалтийский, Молдавский, Украинский, Грузинский, Черноморский, Азербайджанский, Армянский, Среднеазиатский, Казахский, Туркменский, Забайкальский, Западно-Сибирский, Приморский, Хабаровский.
Увеличение численности кораблей, формирование новых частей и подразделений, а также создание шести новых пограничных округов, в которые из учебных заведений НКВД прибыло всего 30 % специалистов от необходимого количества начсостава, потребовало более интенсивной подготовки рядового и начальствующего состава моряков-пограничников.
Ещё в 1930 году в Ленинграде для повышения уровня подготовки командного состава пограничных войск была открыта первая школа пограничной
охраны и войск ОГПУ11. По приказу НКВД от 30 апреля 1937 года № 168 она была переименована в Ново-Петергофское военное училище пограничной и внутренней охраны НКВД имени К.Е. Ворошилова12. На строительство этого училища было выделено 10 миллионов рублей13. К июню 1941 года из стен училища вышло 4000 подготовленных командиров14.
К середине 1941 года в пограничных войсках сложилась собственная система подготовки кадров. Командные, политические, инженерно-технические специалисты-пограничники готовились в 11 военно-учебных заведениях НКВД, в которых накануне войны обучалось 1730 слушателей и 6264 курсанта15.
Командование пограничных округов осенью 1940 года провело инспекторскую проверку всех морских частей пограничной службы. Итоги инспекторского смотра показали, что лучшими из отрядов, дивизионов и кораблей в пограничных войсках являлись: 1-й Северный отряд погрансудов (командир капитан 3 ранга А. Дианов); 3-й Черноморский отряд погрансудов (командир старший лейтенант А. Жидко); 1-й дивизион 3-го Черноморского отряда по-грансудов (командир капитан-лейтенант П. Красников); дивизион бронекатеров 70-го погранотряда Хабаровского округа (командир старший лейтенант А. Васильев); корабль 3 ранга ПСК-302 1-го Северного отряда погрансудов (командир старший лейтенант Ф. Карпенко); катер МО-281 1-го Каспийского отряда погрансудов и катер РПК-78 75-го погранотряда Хабаровского края (командиры лейтенант П. Митрофанов и старшина срочной службы А. Альков)16.
В целом итоги проверки показали что, части морской пограничной охраны вполне готовы и способны решать задачи, возложенные на них Союзом Советских Социалистических Республик. Но были выявлены и недостатки в отработке ряда тактических приемов несения пограничной службы, взаимодействия с береговыми пограничными подразделениями и авиацией.
11 ЦПА ФСБ России. - Ф. 816. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1.
12 Там же. Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 402. - Л. 42.
13 Сечкин Г.П. Советские пограничные войска. - М., 1976. - С. 48.
14 Брижик А.Н. Пограничные войска Советского государства 1918-1941 гг. - М., 1988. - С. 186.
15 Терещенко В.В. На охране рубежей отечества. - М., 2008. - С. 207.
16 Бурджук В.А. Ветеран границы. - М., 1996. - № 3.