Научная статья на тему 'Муниципальные выборы: система избирательных комиссий'

Муниципальные выборы: система избирательных комиссий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
241
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Модина Е.В.

Данная статья посвящена одному из центральных институтов избирательной системы, а именно избирательным комиссиям. Автор рассматривает систему избирательных комиссий при проведении выборов в органы местного самоуправления с учетом законодательства Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальные выборы: система избирательных комиссий»

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

© Модина Е.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Данная статья посвящена одному из центральных институтов избирательной системы, а именно избирательным комиссиям. Автор рассматривает систему избирательных комиссий при проведении выборов в органы местного самоуправления с учетом законодательства Краснодарского края.

Ключевые слова: выборы, избирательная комиссия, муниципальные органы, местное самоуправление, система избирательных комиссий.

Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1], выборы и референдумы в России организуют и проводят избирательные комиссии.

В литературе достаточно много уделяется внимания рассмотрению вопроса правового статуса избирательных комиссий [2], мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, отметим лишь основные моменты.

Понятие статуса избирательной комиссии рассматривается с различных позиций. Отмечается, что в основе правового статуса избирательных комиссий лежит принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов [3], однако следует заметить, что одной лишь независимости для описания статуса избирательных комиссий недостаточно.

Следует согласиться с авторами Т.Т. Алиевым и И.М.Аничкиным, которые считают, что компонентами правового статуса избирательных комиссий нужно считать:

- правила формирования избирательных комиссий, в частности обязательность включения в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных определенными избирательными объединениями, а также (в некоторых случаях) комиссиями более высокого уровня;

- независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий (в пределах их компетенции) от органов власти и самоуправления, невмешательство в деятельность комиссий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан;

* Специалист 1 разряда Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

- финансовые и материально-технические государственные и муниципальные гарантии деятельности комиссий;

- обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;

- полномочия (права и обязанности) комиссий [4].

Особенностью действующего избирательного законодательства является обязательное формирование избирательных комиссий с участием кандидатур, представленных политическими партиями [5].

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в Краснодарском крае могут образовываться следующие избирательные комиссии [6]:

1. Избирательная комиссия муниципального образования. Комиссия, организующая в соответствии с законодательством о выборах, референдуме подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, является избирательной комиссией муниципального образования. Она является вышестоящей по отношению ко всем иным избирательным комиссиям. В установленных законом случаях (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) при одновременном проведении муниципальных и федеральных (либо региональных) выборов полномочия данной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Такое возможно и в случае создания вновь образованного муниципального образования при отсутствии обращения представительного органа муниципального образования.

2. Окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов представительных органов муниципального образования в Краснодарском крае не создаются. Полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии осуществляются избирательной комиссией муниципального образования либо территориальной избирательной комиссией. На территориальные избирательные комиссии, сформированные в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей, могут возлагаться полномочия окружных избирательных комиссий тех избирательных округов по выборам депутатов представительных органов муниципального образования, которые образованы на территории, где они действуют. Полномочия окружных избирательных

комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Согласие членов избирательной комиссии на такое возложение полномочий оформляется соответствующим решением избирательной комиссии.

3. Территориальные избирательные комиссии. Для подготовки и проведения соответствующих выборов в каждом муниципальном образовании в Краснодарском крае, за исключением городов Краснодара, Новороссийска, Сочи, а также в каждом из внутригородских административных округов города Краснодара, внутригородских административных районов города Новороссийска, внутригородских районов города Сочи формируется территориальная избирательная комиссия. В пределах одной административно -территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия Краснодарского края по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избирательная комиссия Краснодарского края вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе.

Полномочия соответствующей территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии Краснодарского края, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Указанные полномочия возлагаются при проведении выборов как депутатов, так и главы муниципального образования [7].

4. Участковые избирательные комиссии. Данные комиссии образуются всегда - при проведении любых выборов в органы местного самоуправления для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. В системе избирательных комиссий, проводящих муниципальные выборы, они являются нижестоящими по отношению ко всем иным комиссиям. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ на выборах в органы местного самоуправления полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка.

Так, согласно последним изменениям в Законе Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» [8] избирательные участки, образуются сроком на пять лет по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории из-

бирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке.

Территориальная избирательная комиссия может образовать избирательные участки в местах временного пребывания избирателей, например, в больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такое согласование осуществляется с избирательной комиссией муниципального образования (если ее полномочия возложены на данную территориальную избирательную комиссию, согласование не требуется). В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

При этом доступ в помещение, в котором работает избирательная комиссия, и в помещение для голосования должен быть обеспечен всем членам участковой и вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям.

Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод - система избирательных комиссий сохраняет на протяжении всей новейшей истории России свои основные звенья, она доказала свою жизнеспособность. Система избирательных комиссий, за исключением участковых, функционирует на постоянной основе, что связано с большим количеством проводимых выборов федерального, регионального и местного уровней, что объективно тре-

бует наличия устойчивых и компетентных избирательных органов. Избирательная комиссия Краснодарского края и территориальные комиссии находятся во взаимодействии с соответствующими нижестоящими комиссиями, координируют их деятельность, оказывают им содействие. Избирательные комиссии муниципальных образований тоже действуют в системе. Они связаны с вышестоящими комиссиями рядом вертикальных связей, кроме того, широко практикуется возложение полномочий территориальных комиссий на муниципальные комиссии и наоборот.

Таким образом, система избирательных комиссий представляет собой единую систему, обеспечивающую независимость и беспристрастность проведения выборов и референдумов как федерального, так и регионального и муниципального уровня.

Список литературы:

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 24. - Ст. 2253; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2329.

2. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития // Журнал российского права. - 1999. -№ 10. - С. 36-45; Волкова Л.Д. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2000; Полев В.А. К вопросу о независимости избирательных комиссий // Журнал о выборах. - 2003. - № 2.

3. Князев С.Д. указ. раб. - С. 37.

4. Алиев Т.Т., Аничкин И.М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Современное право. - 2012. - № 5. - С. 61-65.

5. Турищева Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 37-40.

6. О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 08.04.2003 № 571-КЗ (ред. от 11.02.2013) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. - 2003. -№ 4.

7. Турищева Н.Ю. Пропорционализация российских выборов: общие направления и особенности // Конституционное и муниципальное право. -2012. - № 4. - С. 46-48.

8. О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» в связи с установлением нового единого дня голосования, изменением порядка утверждения избирательных округов: Закон Краснодарского края от 01.03.2013 № 2676-КЗ // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. - 2013. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.