Научная статья на тему 'Муниципальные образования как владельцы «золотой акции» (на примере Московской области)'

Муниципальные образования как владельцы «золотой акции» (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

611
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
понятие "золотой акции" / Ценные бумаги / корпоративное право / приватизация государственной собственности / the concept of "golden shares" / securities / corporate law / privatization of state property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пышкин И. И.

Статья посвящена проблеме специального права у муниципального образования в хозяйственных обществах (на примере одного субъекта Российской Федерации). Рассматривается современное федеральное и муниципальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipalities as owners of the “golden share” (for example, the Moscow region)

The article deals with the special law in the municipal of education in economic societies (for example, one subject of the Russian Federation). We consider the current federal and municipalities legislation.

Текст научной работы на тему «Муниципальные образования как владельцы «золотой акции» (на примере Московской области)»

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЛАДЕЛЬЦЫ «ЗОЛОТОЙ АКЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена проблеме специального права у муниципального образования в хозяйственных обществах (на примере одного субъекта Российской Федерации). Рассматривается современное федеральное и муниципальное законодательство. Ключевые слова: понятие «золотой акции», ценные бумаги, корпоративное право, приватизация государственной собственности.

Понятие «золотая акция» появилось впервые в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 года №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»1. Позже в Указе Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»2 отмечалось, что Правительство РФ и Госкомимущество РФ вправе принимать решения о замене пакетов акций, закрепленных в федеральную собственность, на «золотую акцию».3

«Золотая акция» не является какой-то специфической ценной бумагой -это условное наименование корпоративного права, которое может возникнуть только у государственного или муниципального образования, являющегося акционером открытого акционерного общества.4

«Золотая акция» не является российским изобретением. Она широко применяется в практике приватизации Великобритании, Франции, Италии, Сенегала, Малайзии и целого ряда других стран для сохранения государственного контроля над АО, особенно при участии иностранных инвесторов5. Как правило, в этих случаях она не дает права на участие в голосовании, но предоставляет государству возможность утверждать или накладывать вето на изменение положений устава компании6.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»7 в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (специальное право («золотая акция»)). Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

В п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ8 дается понятие унитарного предприятия, под которым понимается коммерческая организация, не наделен-

ная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»9 разграничивает унитарные предприятия на государственные и муниципальные.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, при приватизации ФГУПа, ГУПа и МУПа у Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования соответственно возникает возможность владение «золотой акцией».

В п. 2 ст. 38 Закона о приватизации указывается, что Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

В соответствии с абз. 2 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»10 после введения в действие Закона о приватизации от 21 декабря 2001 года в соответствии с пунктом 1 статьи 3 8 этого Закона решение об использовании специального права («золотая акция») может быть принято только уполномоченными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, согласно Закона о приватизации законодатель определяет, что специальным правом могут обладать исключительно Российская Федерация или ее субъект. Необходимо отметить, что Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»11 до сих пор содержит нормы, которые можно трактовать как возможность специального права у муниципальных образований. Например, в п. 3 ст. 11 указывается, что устав общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»). Данное положение также содержится в ст.ст. 1, 12, 51, 91 Закона об акционерных обществах.

Согласно постановления главы г. Электрогорска Павлово-Посадского района МО от 11.07.2003 №23612 которым утверждено Положение о порядке управления находящимися в муниципальной собственности города Элект-рогорска акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и использовании специального права «золотой акции» последнее разработано на основании Федеральными законами «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и «Об акционерных обществах», определяет порядок назначения и деятельности представителей муниципального образования г. Электрогорск в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в муниципальной собственности, а также в отношении, которых принято решение об использовании специального права на участие муниципального образования город Электрогорск в управлении ими («золотой акции»)».

Непонятно по какой причине положение разработано на основании Федерального закона от 21.07.1997 №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», который к моменту его утверждения не действовал. Закон о приватизации 1997 г. в отличие от действующего Закона о приватизации, предусматривал возможность управления открытым акционерным обществом муниципальным образованием с помощью специального права («золотой акции»).

Имеются более поздние решения муниципальных образований, в которых указывается, что они участвуют в коммерческих и некоммерческих организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, специального права («золотая акция») на участие муниципального образования в управлении открытыми акционерными обществами, созданными в процессе приватизации муниципальных унитарных предприятий, а также закрепления в собственности муниципального образования акций таких акционерных обществ. Например, Решение Совета депутатов городского поселения Ожерелье Каширского муниципального района МО от 27.10.2008 №7/24 «Об утверждении Положения об организации учета и ведении реестра муниципальной собственности муниципального образования «Городское поселение Ожерелье»13. Решение Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 10.11.2006 №15/3 «Об утверждении Положения об организации учета и ведении Реестра муниципальной собственности городского поселения Мытищи»14.

В п. 14.3 Положения о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Рошаль»15 указывается, что Решения об использовании специального права «золотой акции» и о прекращении его действия принимает администрация муниципального образования «Городской округ Рошаль».

Помимо муниципальных образований Московской области муниципальные образования других субъектов федерации считают возможным иметь специальное право в хозяйственных обществах. В Решение Собрания пред-

ставителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 18.09.2001 №96, указывается, что участие муниципального образования в коммерческих и некоммерческих организациях может осуществляться путем использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, специального права («золотая акция») на участие муниципального образования в управлении открытыми акционерными обществами, созданными в процессе приватизации муниципальных унитарных предприятий, а также закрепления в собственности муниципального образования акций таких акционерных обществ.

На дату принятия вышеуказанного решения действовал прежний Закон о приватизации, но с момента действия нового Закона о приватизации прошло более 8 лет, а данное решение не было приведено в соответствие с действующим законодательством (Последняя редакция решения датирована 22.04.2008).

Таким образом, муниципальные образования на основании Закона об акционерных обществах имеют право на специальное право («золотую акцию»), что противоречит действующему Закону о приватизации.

Самостоятельность органов госвласти субъектов РФ обеспечивает их право принимать по предметам совместного ведения собственные законы до появления соответствующих федеральных актов. Это право «опережающего законодательствования» проистекает из федеративной природы государства и признано соответствующим Конституции РФ в правовых позициях Конституционного Суда РФ. Пределы опережающего регулирования актами субъектов РФ не могут толковаться излишне широко.16

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» указывается, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

В Законе о приватизации от 21 декабря 2001 года особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, определены соответственно статьями 37 и 39 этого Закона. Особенности правового положения акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»), регулируются статьей 38 названного Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона о приватизации от 21 декабря 2001 года в уставе открытого акционерного общества должны быть учтены требования Федерального закона «Об акционерных обществах» и особенности, определенные данным Законом.

При применении Закона о приватизации от 21 декабря 2001 года следует также иметь в виду, что согласно пункту 5 статьи 43 этого Закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения, регулирование которых в соответствии с данным Законом должно осуществляться другими федеральными законами или другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, действуют до принятия соответствующих федеральных законов или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей Закону о приватизации от 21 декабря 2001 года.

Следовательно, как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 №19 законодатель в Законе о приватизации, закрепил приоритет над Законом об акционерных обществах в случае наличия коллизии норм между рассматриваемыми законами.

Таким образом, согласно Закона о приватизации специальным правом («золотой акцией») могут обладать только субъекты РФ и Российская Федерация.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 23.11.1992. №21. Ст. 1731.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 03.01.1994. №1. Ст. 2.

3 Макарова O.A. Юридический справочник предпринимателя. СПб.: Питер. 2003. С. 263.

4 Корпоративное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Отв. ред. И. С. Шиткина. - М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 366.

5 Перова М. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала // Экономика и жизнь. 1996. №43. С. 40.

6 Перова М. Иностранный капитал в приватизации государственных предприятий // Хозяйство и право. 1996. №11. С. 145.

7 СЗ РФ. 28.01.2002. №4. Ст. 251.

8 СЗ РФ. 05.12.1994. №32. Ст. 3301.

9 СЗ РФ. 02.12.2002. №48. Ст. 4746.

10 Вестник ВАС РФ. №1. 2004.

11 СЗ РФ. 01.01.1996. №1. Ст. 1.

12 СЗ РФ. 28.07.1997. №30. Ст. 3595 (Утратил силу).

13 «Каширские известия». №90. 14.11.2008

14 «Сборник муниципальных правовых актов местного самоуправления городского поселения Мытищи». №2. 26.02.2007.

15 Утв. Решение Совета депутатов городского округа Рошаль МО от 18.05.2006 №4/10 «О Положении о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Рошаль» // «Рошальский вестник». №27. 15.07.2006.

16 Газета «Коммерсантъ». №88/П (2457). 27.05.2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.