Научная статья на тему '«Золотая акция» как форма управления акционерными обществами с участием государства'

«Золотая акция» как форма управления акционерными обществами с участием государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
3093
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЯ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / JOINT-STOCK COMPANY / ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / MUNICIPAL PROPERTY / СОБСТВЕННИК / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / SHARE / GOVERNMENT PROPERTY / PROPRIETOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бандурина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются правовые аспекты применения специального права Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований на управление акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий («золотая акция»). Автором исследуются вопросы возникновения такого права, реализации в ряде правомочий органов государственной власти и прекращения применения в деятельности акционерных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Golden share as a form of joint-stock companies governance with state participation

The article examines the legal aspects of the special rights of the Russian Federation and its constituent territory or metropolitan regions in the governance of joint-stock companies created during the privatization of state-run and municipal enterprises (golden share). The author investigates questions of law which realization of competence in some public authorities, and the termination of the activities of jointstock companies.

Текст научной работы на тему ««Золотая акция» как форма управления акционерными обществами с участием государства»

Н.В. Бандурина

«ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ» КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ С УЧАСТИЕМ

ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются правовые аспекты применения специального права Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований на управление акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий («золотая акция»). Автором исследуются вопросы возникновения такого права, реализации в ряде правомочий органов государственной власти и прекращения применения в деятельности акционерных обществ.

Ключевые слова: акция, акционерное общество, приватизация, государственное или муниципальное имущество, собственник, Российская Федерация.

В настоящее время в России отсутствует единый законодательный акт, который бы регламентировал вопросы управления государственной собственностью, в том числе акциями и другими ценными бумагами. Принятие такого акта представляется крайне нужным, поскольку необходимость эффективного и целенаправленного управления государственной собственностью в условиях модернизации российской экономики и реализации инновационной политики не вызывает сомнений.

Специальный федеральный закон, посвященный вопросам управления государственной собственностью, должен содержать цели, задачи, а также принципы управления государственным имуществом. В нем должны определяться базовые подходы к организации управления государственной собственностью, способов которого в России достаточно большое количество. Одной из форм управления акционерными обществами с участием государства является использование так называемой золотой акции.

© Бандурина Н.В., 2011

Как правило, под термином «золотая акция» понимаются условные акции, сохраняемые в руках государственного органа, ведающего приватизируемым предприятием1.

Подобные акции эмитировались в Российской Федерации в начале 1990-х годов в соответствии с программой приватизации при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества; такие акции предоставляют их держателю особое право голоса.

Понятие «золотая акция» используется в п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах»2 как специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Данная статья также устанавливает, что особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Следует отметить, что в европейских странах применение «золотой акции» не ограничивается только сферой управления государственным имуществом. Нередко при продаже компании в договор вписывался пункт о «золотой акции», которая позволила бы прежним владельцам контрольного пакета сохранить определенные традиции, блокировать некоторые решения правления, а также иметь преимущества при распределении дивидендов.

Например, в Казахстане в соответствии с п. 3 ст. 139 Гражданского кодекса «золотая акция» может быть введена учредительным

собранием или общим собранием акционеров. При этом владелец «золотой акции» обладает лишь правом вето на решения общего собрания, правления и совета директоров по вопросам, определяемым уставом общества. Право вето, удостоверенное «золотой акцией», передаче не подлежит. Таким образом, вводят «золотую акцию» не государство, а акционеры. Уставом может быть предусмотрена возможность применения «золотой акции» в государственном предприятии, преобразованном в акционерное общество, где контрольный пакет акций принадлежит государству. Так что государство сможет блокировать некоторые решения органов управления такого общества, даже если впоследствии все акции перейдут в частную собственность, сохранив некоторые права в управлении акционерным обществом, после его полной приватизации. Однако указание на то, что «золотая акция» применяется исключительно государством, отсутствует3.

Таким образом, можно выделить два основных подхода к понятию «золотой акции»:

- «золотая акция» как специальные права (право), предоставляемые ее обладателю в соответствии с законодательством и/или уставом акционерного общества, дающие возможность влиять на процесс принятия решений по определенному кругу вопросов независимо от принадлежности контрольного пакета акций;

- «золотая акция» как ценная бумага, предоставляющая дополнительные специальные права.

Несмотря на различия в понимании концепции «золотой акции» в разных странах, неизменным остается принцип исключительности и ограниченности ее использования. Это исключительная мера государственного влияния, и она не может произвольно использоваться в отношении любых предприятий. Должны существовать определенные требования и условия для возможности ее применения, установленные законом и (или) уставом акционерного общества. Там закрепляется определенный круг вопросов, на решения по которым может повлиять владелец «золотой акции», т. е. государство4.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»5 выделяются цели применения «золотой акции» и устанавливается, что в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъек-

тов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (специальное право - «золотая акция»). Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Субъекты Российской Федерации также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

Особенностями «золотой акции», несмотря на то что она предоставляет ряд прав, которыми обладает любой акционер, - таких как право на участие в общем собрании акционеров, право на внесение предложений в повестку дня, - является то, что она, тем не менее, не дает права на получение дивидендов, не предоставляет ее владельцу имущественных прав, в случае ликвидации общества не имеет ликвидационной стоимости, не имеет номинальной стоимости.

Исходя из изложенного, обоснованными представляются точки зрения, которые характеризует «золотую акцию» как корпоративные субъективные права специфического содержания или же совокупность прав, среди которых есть гражданско-правовая (корпоративные права) и административная (административное право -право вето) составляющие.

Так, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»6 установлено, что Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены на принятие решений об использовании «золотой акции» в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Именно столь обширный перечень позволяет широко использовать «золотую акцию» государством в целях ограничения управления акционерным обществом.

Принятие решения о введении и использовании в акционерном обществе «золотой акции» может происходить в следующих случаях (ст. 37, 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»):

- при преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество, которое становится правопреемником этого унитарного предприятия;

- при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

- при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Способы приватизации, которые могут быть использованы при приватизации государственного и муниципального имущества, ограничены перечисленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

П. 5 ст. 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает использование специального права с момента отчуждения из государственной собственности 75 % акций соответствующего открытого акционерного общества.

По мнению Д.И. Дедова, такое положение закона делает еще более неясным ответ на вопрос, когда вводится «золотая акция» -при продаже имущества или акций. Таким образом, можно сделать ошибочный вывод, что открытые акционерные общества, в которых используется специальное право государства «золотая акция», не являются бывшими государственными предприятиями, а вполне могут быть любыми иными обществами, в уставном капитале которых было государственное имущество.

Согласно п. 5 ст. 41 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в случае принятия решения об использовании специального права («золотой акции») на участие государства в управлении обществом в уставе общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись.

В связи с этим стоит отметить определенный пробел в законодательстве, так как в нормативных правовых актах, регулирующих ведение реестра акций, положения, определяющие, как именно должно учитываться такое специальное право и каким образом должна быть сделана соответствующая запись, отсутствуют.

После принятия решения об использовании «золотой акции» в акционерном обществе Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приняли такое решение, назначают своего представителя в совет директоров и в ревизионную комиссию акционерного общества, чей правовой статус детально регламентирован Положени-

ем, утвержденным Постановлением Правительства от 03.12.2004 № 7387.

При этом в акционерных обществах, за исключением тех, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности, внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции акционера - Российской Федерации - по вопросам повестки дня общего собрания акционеров осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном данным Положением.

Позиция акционера - Российской Федерации - по вопросам повестки дня общего собрания акционеров отражается в письменных директивах, выдаваемых агентством (министерством) представителю для голосования на общем собрании акционеров. Представитель действует на основании письменных директив и доверенности агентства (министерства).

В акционерных обществах, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности, полномочия общего собрания акционеров осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящего Положения, - Министерством обороны Российской Федерации). Решение общего собрания акционеров оформляется распоряжением агентства (министерства). При этом не применяются нормы настоящего Положения, касающиеся порядка и сроков подготовки, созыва и проведения общих собраний акционеров.

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», представители государства, назначенные в совет директоров акционерного общества, участвуют с правом вето при принятии решений общим собранием акционеров по следующим вопросам:

- о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества или об утверждении устава в новой редакции;

- о реорганизации общества;

- о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- об изменении уставного капитала акционерного общества;

- о совершении обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

После принятия решения об использовании «золотой акции» в акционерном обществе Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приняли такое решение, назначают своего представителя в совет директоров и в ревизионную комиссию акционерного общества, чей правовой статус детально регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства8.

По мнению Д.И. Дедова, участие инвесторов в принятии многих решений сильно ограничено, что негативно сказывается на качестве корпоративных отношений, эффективности корпоративного управления, мотивации потенциальных инвесторов и, в конечном счете, на капитализации приватизированной компании9.

Безусловно, отчасти с таким мнением можно согласиться. «Золотая акция» не должна выступать средством ограничения инвестиций, привлечения инвесторов и прав собственности10.

Тем не менее в юридической литературе отмечается, что в российской экономике значительно большее распространение, чем «золотая акция», получило участие государства в акционерном капитале посредством сохранения в своей собственности контрольного пакета акций11.

Необходимо отметить, что специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 % акций соответствующего открытого акционерного общества.

Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании специального права («золотой акции»). Специальное право («золотая акция») действует до принятия решения о его прекращении.

Специальное право («золотая акция») не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

Для предотвращения злоупотреблений со стороны государства в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеет смысл указать, на какие конкретно решения органов управления может быть наложено вето. Например, на установление запрета на отчуждение активов акционерного общества в уставные капиталы иных обществ; отчуждение акций дочерними компаниями в пользу нерезидентов; запрет на изменение целей деятельности общества; сокращение производства.

По мнению многих юристов, наблюдается тенденция к постепенному сужению сферы применения института «золотой акции», а в целом ее применение может быть оправдано только в некоторых случаях, когда необходимо сохранить определенное общество, предотвратить его ликвидацию, не допустить изменения профиля его деятельности.

Примечания

1 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

2 ФЗ РФ от 26.12.1995. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

3 См.: Григорьева Н. «Золотая акция» и мировая практика ее применения // Экономическая газета. Вып. 4 (721). 2004. 20 января.

4 URL: http://www.neg.by/publication/2004_01_20_3460.html (дата обращения: 14.01.2010).

5 ФЗ РФ от 21.12.2001. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

6 Там же.

7 Постановление Правительства РФ от 03.12.2004. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")» // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073.

8 Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»). Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004. № 738 // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073.

9 См.: Дедов Д.И. «Золотая акция» и публичные интересы // Юрист. 2003. № 9.

0 Суд ЕС. Решение C-367/98. Case C-205/99 Analir and Others, 2001. ECR I-1271.

1 См.: Мальгинов Г.Н. Государство как акционер в условиях российской переходной экономики // Проблемы прогнозирования. 2001. № 3. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.