2. Толмачев А.В. Экономика и организация зернопродуктового подкомплекса АПК. - М.:, 1996.
3. Толмачев А.В., Быкова Е.А., Душевин А. А. Экономика зернового бизнеса. -Краснодар, 2011.
4. www.aup.ru
5. marketing.rbc.ru
А. С. Егоров
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
THE MAINAREASOF BUSINESSOF THE STATE ANDMUNICIPALITIES
Аннотация: в статье рассматриваются основные направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях. Особое внимание при этом уделяется формам государственной (муниципальной) предпринимательской деятельности и их взаимодействию с предпринимательскими структурами.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность государства, муниципальные образования, предпринимательские структуры, формы собственности, местное самоуправление.
Abstract: the article discusses the main directions of business of the state and municipalities in the modern world. Particular attention is paid to forms of government (municipal) business and their interaction with business structures.
Keywords: business activities of the state, municipalities, business structure, ownership, local government.
В настоящее время выделяют три основных направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований [7]:
• участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций;
• участие в делах приватизированного государственного или муниципального имущества;
• занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.
В соответствии с данными направлениями рассмотрим существующие виды государственных предприятий.
Первое направление, заключающееся в участии в предпринимательской деятельности через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации, позволяет выделить три вида организаций: государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют государственным имуществом на праве хозяйственного ведения и, являясь собственниками данного вида предприятий, выполняют возложенные на них обязанности в соответствии со ст. 20 Федерального закона 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1].
В отличие от первого вида организаций, имущество казенных предприятий и учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления. К правам собственника имущества в данном случае относится право конфисковать излишнее
© А.С. Егоров, 2012
имущество и распорядится им по своему усмотрению. Излишним имуществом считается такое, которое или используется не по назначению или вообще не используется. Кроме этого собственник устанавливает порядок, в соответствии с которым будут распределяться доходы казенного предприятия. В случае, если учреждение имеет право в соответствии с учредительными документами заниматься деятельностью, приносящей ему доходы, то для этих доходов и приобретенного за их счет имущества создается отдельный баланс. На нем они учитываются, так как они поступают в самостоятельное распоряжение учреждения [7].
В связи с тем, что возникла необходимость в улучшении управления, улучшении финансово-экономических результатов деятельности, повышении эффективности производства и, следовательно, в увеличении уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и производительности труда, снижении издержек производства, государство начало предпринимать ряд мер по реформированию государственных и муниципальных предприятий. По этой причине Правительством РФ была одобрена постановлением от 09.09.1999 г. № 1024 Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации [4]. В данной Концепции был отмечен ряд отрицательных свойств, которые имеются у организационно-правовой формы унитарного предприятия и института права хозяйственного ведения, что предусмотрено гражданским законодательством. По этой причине было определено, что создание организаций в форме унитарных предприятий должно осуществляться исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, в связи с которыми они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами другой организационно-правовой формы.
Второе направление предусматривает участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом. В данном случае акции открытых акционерных обществ, которые были созданы на основе этого имущества, числятся в государственной или муниципальной собственности. В России, в качестве примера государственного участия в управлении предприятием, можно назвать следующие крупнейшие коммерческие организации общефедерального значения: ОАО «Газпром», «Нефтяная компания «Роснефть»», РАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» и др.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30 января 2006 г. № 95-р[6]: выдвинуты кандидатами для избрания в качестве представителей Российской Федерации в советы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии этих организаций заместитель Председателя Правительства РФ, руководители некоторых федеральных министерств и ведомств. Назначение представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию осуществляется на основе применения специального права - «золотой акции» - в соответствии с Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»), утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 г. № 738 [2].
После того, как был принят ГК РФ, в соответствии с которым стало допустимым передавать собственником свое имущество в доверительное управление другому лицу, и вступил в силу Указ Президента РФ от 09.12.1996 г. № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации», кроме государственного участия через своих представителей в управлении приватизированным государственным имуществом, стали более активно использоваться эти новые возможности [8]. В результате Правительством РФ во исполнение Указа было принято постановление от 07.08.1997 г. № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями» [3].
Имеются два обстоятельства, которые обусловливают успех доверительного управления [7]:
- компетентность действий доверительных управляющих;
- отлаженность механизма взаимосвязи между государством в лице учредителя доверительного управления и доверительным управляющим;
- эффективный контроль за выполнением доверительными управляющими договоров доверительного управления акциями.
Второе направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований также предусматривает вариант, при котором государственное и муниципальное имущество вносится в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ с целью получения части прибыли. Решение относительно осуществления такого вида предпринимательской деятельности государством принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Третье направление заключается в занятии предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления, которые помимо выполнения своих непосредственных функций еще могут осуществлять предпринимательство. Несмотря на то, что согласно ст. 66ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере, существуют и исключения из приведенного общего правила, которые могут устанавливаться только федеральным законом. Такое исключение составляет федеральный орган по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации, который в соответствии с приватизационными законами является учредителем открытых акционерных обществ, учрежденных в процессе приватизации и осуществляет права акционера хозяйственных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности [8].
Проводимая административная реформа внесла некоторые коррективы в предпринимательскую деятельность государственных органов. Так, федеральным агентствам, представляющим собой новые федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 поручено выполнение функций по оказанию государственных услуг. Согласно подпункта «д» п. 2 Указа «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [5].
По мнению некоторых авторов, отношения, возникающие здесь между федеральными агентствами и субъектами, которым оказываются государственные услуги, являются предпринимательскими. На наш взгляд, это не совсем верно. Согласно Указу Президента РФ государственные услуги делятся на две группы независимо от их характера: безвозмездные и возмездные. В первом случае расчетные отношения, связанные с оплатой государственных услуг регулируются нормами финансового права, а, следовательно, предоставление данных услуг является обычным исполнением государственным органом своих властных полномочий, которые имеют ничего общего с предпринимательством [7].
И только во втором случае, где регулирование расчетных отношений, связанных с оплатой государственных услуг, осуществляется на основе норм гражданского (частного) права, можно говорить о формирующемся новом направлении предпринимательской деятельности государства. Так как вторая группа государственных услуг оказывается на возмездной основе, поэтому их предоставление основывается на заключении договора о возмездном оказании услуг, который заключается между федеральным агентством непосредственно или через подведомственные ему федеральные государственные учреждения либо иные организации, с одной стороны, и лицом (физическим или юридическим), которому услуга предоставляется, с другой. Согласно п. 1 ст. 718 ГК РФ последнее обязано оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Следовательно, границам между типами государственной
(муниципальной)предпринимательской деятельности и предпринимательских структур свойствен гибкий характер, так как они в значительной степени зависят от проводимой государственной политики. Другими словами, государство может целенаправленно регулировать режим функционирования государственных (муниципальных) предприятий. За последнее десятилетие в результате проводимой политики дерегулирования были достигнуты определенные результаты, которые можно рассматривать как средство, ориентированное на повышение эффективности. Среди них расширение сферы государственного (муниципального)предпринимательства и коммерциализация государственного сектора экономики. При этом прослеживается и противоположная тенденция, которая выражается в сохранении или увеличении предоставляемых госпредприятиям субсидий, дотаций и т.п. Поэтому особое значение имеют условия, диктуемые характером бюджетных ограничений, и в результате с помощью их изменения можно воздействовать на эффективность.
Литература
1. Закон РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 30.11.2011).
2. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» (ред. от 26.12.2011).
3. Постановление Правительства РФ от 07.08.1997 № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями» (ред. от 26.07.2004).
4. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2000).
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010).
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2006 № 95-р «О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в советы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии акционерных обществ».
7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов. - 8-е изд., пересмотр. и доп. -М.: Норма, 2007. - 944 с.
8. Московцева Л.В. Методическое обеспечение социально-экономического развития муниципального образования: монография. - Тамбов, 2005. - 264 с.
9. Шевчук Д. А. Гражданское право. - М.: Эксмо, 2009. - 386 с.