Научная статья на тему 'Муниципальное образование как правовой феномен'

Муниципальное образование как правовой феномен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2382
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Остапец О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальное образование как правовой феномен»

_________________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

8. Доклад о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации в 2009 году, составленный на основании мониторинга... [Электронный ресурс] // Общественная Инициатива "ГРАЖДАНИН И АРМИЯ" Российские правозащитные организации в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства права -[сайт]. - URL: http://www.army-hr.ru/article/4703.html, 2010.

9. Основные итоги деятельности призывной комиссии Тюменской области в 2011, 2012, 2013 гг. [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [сайт]. -URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative.

10. Стрильченко С.Д. «Врачи военно-врачебной комиссии, как истина в последней инстанции» // Международная сеть правозащитных организаций в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства права «Общество и Армия» - [сайт] - URL: http://nis-army.org/ru/print/news/.

© С.Ю. Нифантьев, Т.В. Сазанова, 2015

УДК 352.075.1:34

О.Г.Остапец

Канд. юрид. наук Факультет государственно-правового управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Г. Балаково, Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН

На современном этапе отсутствует единая концепция правового статуса муниципального образования. Разработка проблемы правового статуса муниципального образования как основного субъекта муниципальноправовых отношений и специфического правового феномена позволяет расширить представления о сути и перспективах развития территориальных основ местного самоуправления.

Ключевые слова и словосочетания:

муниципальное образование, признаки муниципального образования, территориальная основа местного самоуправления

В системе публичной власти России особое место занимает местное самоуправление. Основным предназначением местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения на определенной территории муниципального образования.

Круг общественных отношений, урегулированных нормами законодательства, достаточно обширен. Содержание указанного вида правоотношений составляет деятельность их субъектов в рамках предоставленных им полномочий. Особый интерес представляет юридический анализ такого специфического субъекта правовых отношений, как муниципальное образование.

Впервые в постсоветский период термин «муниципальное образование» упоминается в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» [1], а на законодательном уровне указанное понятие использовалось в п.п. 4.4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 [2].

В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования характеризуются как субъекты гражданско-правовых отношений [3]. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное образование именуется публично-правовым образованием (наряду с государством и субъектами Российской Федерации) [4]. По мнению В.Е. Чиркина публично-правовое образование является «особым

- 225 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________

формированием территориально-социального характера, основой которого выступает территориальный публичный коллектив.. ,»[5, с.64].

Муниципальное образование как социально-политический, территориальный и правовой феномен является предметом изучения юристов, экономистов, политологов, географов и т.д.

В юридической науке существуют различные подходы к раскрытию сущности понятия «муниципальное образование».

Так, например, по мнению М.В. Сытинской и В.И. Шкатуллы, понятие

муниципального образования имеет три значения: «первичная территориальная единица», «населенная территория», «самостоятельный субъект права» [6, с. 81].

В.И. Фадеев, О.Е. Кутафин считают, что «муниципальное образование - это сложное организационнотерриториальное, социально-экономическое и публично-правовое образование, которое не может быть сведено только к одному из своих признаков, - т.е., территории» [7, с. 126].

Характеризуя муниципальное образование, как субъект конституционно-правовых отношений, следует отметить, что - это:

- во-первых, определенная правовая форма, появление которой, инициировано государством с целью реализации права населения на осуществление местного самоуправления;

- во-вторых, муниципальное образование можно рассматривать «в качестве юридической конструкции, заключающей моменты, выявленные при исследовании его внутренней природы и нашедшие отражение в правовой форме («опосредованные правом)» [8, 11].

И, наконец, следует обратить внимание на тот факт, что в Основном законе не используется термин «муниципальное образование». В глоссарии Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ сущность понятия «муниципальное образование» не раскрывается, а дается лишь перечень видов муниципальных образований, что является существенным правовым пробелом и создает определенные сложности для правоприменителя. В отдельных решениях Конституционного Суда Российской Федерации и программных документах используется термин «муниципалитет» [9].

В контексте рассматриваемой проблемы необходимо обозначить основные признаки муниципального образования. К ним относятся:

- правосубъектность, включающая правоспосбность (способность иметь права и обязанности) и дееспособность (способность своими действиями реализовывать права и обязанности). По мнению О.А. Ястребова составным элементом дееспособности является и деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность не только за совершение правонарушения органами и должностными лицами местного самоуправления, но и за противоправные действия, принадлежащих муниципальному образованию юридических лиц) [10, с.28]. Так, например, одним из аспектов правосубъектности муниципалитета является право на заключение договоров и соглашений об образовании межмуниципальных объединений, учреждении хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций с целью объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения;

- наименование муниципалитета, которое устанавливается уставом муниципального образования;

- территория в определенных границах. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации;

- наличие устава муниципального образования, который обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Необходимо учитывать, что возникновение муниципального образования определяется датой официального опубликования устава;

- формирование органов местного самоуправления в структуру которых, по общему правилу, входят: представительный и исполнительно-распорядительный органы, а также глава муниципального образования;

- формирование местного бюджета. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что местные бюджеты выполняют регулирующую и контрольную функции. С помощью регулирующей функции органы местного самоуправления, распределяя средства бюджета, осуществляют поддержку отдельных отраслей экономики, социально значимых для населения, нуждающихся во вливании средств. Тем самым обеспечивается решение всего комплекса задач,

- 226 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

стоящих перед местными органами власти. Через контрольную функцию реализуется принцип прозрачности бюджетной системы[11, с.37].

Кроме того, начиная с 2015 года, от сельских поселений на уровень муниципального района перейдет значительная часть вопросов местного значения: строительство дорог и муниципального жилья, ЖКХ, транспортное обслуживание, вывоз бытовых отходов. Объем этих обязательств Министерство финансов Российской Федерации оценивает в 90,7 млрд. руб., или 45% от всех расходов сельских поселений в 2013 году. Все эти изменения потребуют внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс. С уровня сельского поселения на уровень муниципального района Министерство предлагает передать 8% поступлений от налога на доходы физических лиц (оценка в условиях 2014 года — 20,1 млрд руб.), 20% поступлений от единого сельхозналога (0,5 млрд руб.), доходы от аренды и продажи земли (10,2 млрд руб.), 10% поступлений от акцизов на ГСМ (11,7 млрд руб.). Остальной объем средств, необходимых муниципальным районам для выполнения возросших обязательств, будет возможно урегулирован за счет сокращения сельским поселениям отчислений из регионального и районного бюджетов[12];

- организационное единство, характеризующее муниципальное образование как единое целое, имеющее конкретную структуру построения, наличие органов местного самоуправления с конкретной компетенцией, определяемое в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, конституциях, уставах и законах регионального уровня, уставах и иных муниципальных правовых актах;

- осуществление местного самоуправления непосредственно или через

представительные органы. Данное положение основывается на конституционной норме о том, что право на местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления и через выборные и другие органы местного самоуправления. Без реализации указанного конституционного положения невозможно обеспечить самостоятельность и эффективность местного самоуправления.

Наличие муниципальной собственности и официальной символики не относится к сущностным признакам муниципального образования.

Следует обратить внимание, что все вышеназванные признаки, в конечном счете, определяют правовой статус муниципального образования, к которому обращены правовые нормы и которое участвует в муниципальных правоотношениях наряду с государством, субъектами Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.

Властные полномочия и публично значимые функции муниципального образования юридически выражаются в его предметах ведения, которые включают в себя не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия, которые передаются на муниципальный уровень.

Говоря о правовом статусе муниципального образования, важно определить его как совокупность муниципально-правовых признаков, присущих соответствующему муниципальному образованию, и определяющих его место в системе публично-правовых образований (государство и субъекты Российской Федерации).

По нашему мнению, с учетом вышеизложенного, к основным элементам правового статуса муниципального образования относятся права и обязанности (полномочия), составляющие основной компонент статуса, характеризующие муниципальное образование как публично-территориальное образование, обладающее муниципальной властью и являющееся участником муниципально-правовых отношений; гарантии прав; юридическая ответственность. Включение последних двух элементов в структуру правового статуса публично-правовых образований вызывает неоднозначную оценку. В частности Н.Ю. Цыганова считает, что гарантии не могут включаться в структуру правового статуса субъекта права, а играют значимую роль именно в механизме реализации правового статуса субъектов права[13, с.74].

В настоящее время на законодательном уровне закреплен унифицированный подход к классификации муниципальных образований.

Муниципальные образования классифицируются по ряду оснований.

Различие указанных публично-правовых образований зависит от географической зоны расположения, размеров территории, численности населения, электоральных предпочтений граждан и других обстоятельств, которые не оказывают какого-либо влияния на правовое положение данных субъектов муниципального права. С другой стороны, существует классификация муниципальных образований в зависимости от их публично-

- 227 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070____________________________________________

правового статуса, которая, напротив, обусловливает дифференциацию предметов ведения муниципальных образований, а также структуры, полномочий и функций соответствующих органов местного самоуправления.

До мая 2014 года к муниципальным образованиям относились: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения. Законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ указанный перечень был дополнен следующими видами муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования и внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[14]. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.

Данная позиция законодателя вызвала неоднозначную оценку со стороны субъектов Российской Федерации. Так, например, в постановлении Тамбовской областной Думы при обсуждении проекта Федерального закона № 469827-6 была высказана точка зрения о том, что критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы должны устанавливаться на федеральном уровне, «что будет способствовать единообразному подходу к формированию новых муниципальных образований... »[15].

По нашему мнению внутригородское деление городского округа с численностью населения до 1-го миллиона человек на самостоятельные муниципальные образования не актуально. В противном случае увеличатся затраты бюджета города на организацию деятельности представительных органов внутригородских районов и реорганизацию районных исполнительно-распорядительных органов. В городских округах, где численность населения составляет менее 1-го миллиона человек, не существует особенных, индивидуальнолокальных проблем, решить которые не под силу городским органам местного самоуправления.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что в России сформировался особый вид публично-правовых образований, на территории которых население реализует конституционное право на осуществление местного самоуправления. Кроме того, продолжается процесс реформирования территориальных основ местного самоуправления. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2014 года число муниципальных образований в субъектах Российской Федерации составляло - 22 777 единицы[17]. Сравнивая показатели за 5 истекших лет, следует отметить, что на современном этапе идет процесс объединения сельских поселений в целях оптимизации управления в сфере местного самоуправления. Бесспорно, эта тенденция может измениться за счет появления новых видов муниципальных образований.

Список использованной литературы:

1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1992-2005 гг.). М., 2005.- С. 21-28.

2. Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и

муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. [Электронный ресурс]: Указ

Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г.: в ред. от 22.10.2014 г. № 672. - Режим доступа: Справ. -правовая системы ГАРАНТ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) [Электронный ресурс]: Закон Российской

Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ. - Режим доступа: Справ. - правовая системы ГАРАНТ.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля

1998 г. № 145-ФЗ: в ред. от 24.11.2014 г. № 375. Режим доступа: Справ. - правовая системы ГАРАНТ.

5.Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. - М., 2011. - С.4.

6. Сытинская М.В., В.И. Шкатулла Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Библиотека журнала «Экономика и право». - М.: Юстиц-Информ, 2013. - 1033 с.

7. Кутафин О.Е. В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник / 3-изд. - Изд-во: Проспект, 2010.

8. Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права: Монография. - М., 2010. - С. 92.

- 228 -

________________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

9.По запросу Свердловского районного суда города Перми о проверке конституционности статей 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. № 254-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. - 2002.- № 2; раздел Y Подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1050: в ред. от 18.04.2014 г. № 359. Режим доступа: Справ. - правовая системы ГАРАНТ.

10.. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование [Электронный ресурс]: Автореферат дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2010. - С. 16. Режим доступа:иКЪ: http: //www. dissercat.com/content/stanovlenie-sistemy-mestnogo-samoupravleniya -v-moskve-i-moskovskoi-oblasti-v-kontse -nacha#ixzz36MfOcu4R.

11. Коновалюк О.В., П.В. Кравченко. Понятие, структура и роль местного бюджета. Теоретические и практические аспекты экономики и менеджмента: Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. (Новосибирск, 23 июля 2012 г.). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012.

12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru/legislation/projorders/ (дата обращения 22.01.2015 г.).

13. Цыганова Н.Ю. К вопросу о юридических гарантиях личности // Вестник Пермского университета. -2011. - № 1.

14. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ: в ред. от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ. Официальный интернет - портал правовой информации. Режим доступа:URL: http:// www.pravo.gov.ru.

15. Об отзыве на проект Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Тамбовской областной Думы от 28 марта 2014 г. № 1111. Режим доступа: URL: http: // www.tambovoblduma.ru.

16. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: // www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (дата

обращения 25.02.2015 г.).

© Остапец О.Г., 2015

УДК 347

И.А. Сарычев

Доцент кафедры гражданского права и процесса Филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Сочи Краснодарского края

г. Сочи, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА

Аннотация

Право интеллектуальной собственности традиционно рассматривается как подотрасль гражданского права. Однако элемент системы права более целесообразно именовать в объективном смысле «интеллектуальное право», что должно быть отражено в законе. Отечественная доктрина объединяет нормы, посвященные регулированию отношений по поводу произведений и нормы, регулирующие отношения по поводу объектов смежных прав в единый правовой институт.

Ключевые слова.

Интеллектуальное право, авторское право, смежные права.

- 229 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.