УДК 338
муниципально-частное партнерство в системе управления городом: проблемы становления и перспективы развития
И. В. БОГОМОЛОВА, кандидат экономических наук, доцент Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, начальник управления инвестиционной политики Комитета стратегического развития и инвестиционной политики администрации Волгограда E-mail: [email protected]
В статье обобщается современный российский опыт становления муниципально-частного партнерства. На примере муниципального образования города-героя Волгограда автор раскрывает сущность, проблемы развития и особенности применения форм и методов взаимодействия муниципальных властей и бизнеса в условиях дефицитности местных бюджетов.
Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, концессионное соглашение, экономика города, территории предпринимательской активности, муниципальные гарантии.
Для экономики XXI в. характерны грандиозные институциональные преобразования как в частном, так и в государственном и в муниципальном секторах. В силу ряда экономических и социально-экономических предпосылок предприятия, имеющие важное стратегическое значение, не всегда могут быть приватизированы, хотя на их развитие не всегда хватает бюджетных средств. Вливание частного бизнеса с его капиталом и более маневренными подходами в менеджменте способно обеспечить развитие инфраструктурных отраслей без ограничения прав собственника. Нужно отметить, что в этой схеме взаимодействия не так уж много нового. Подобные альянсы известны в дореволюционной России. Широкую практику в странах мира с развитой экономикой получил принцип, согласно которому правительство (муниципалитет) пере-
дает во временное долгосрочное и среднесрочное пользование субъекту частного бизнеса объекты и мощности, сохраняя за собой функции мониторинга и контроля за производственной деятельностью.
Временный характер такого альянса объясняет необходимость на срок реализации некоего проекта заключить соглашение о сотрудничестве (партнерстве) на предмет выполнения конкретного вида работ или оказания услуг.
на сегодняшний день вопрос о формах партнерства органов исполнительной власти и частного бизнеса остается достаточно полемичным из-за разнообразия общепринятых и используемых на практике форм взаимодействия [2].
Между тем законодательное решение вопроса остается открытым. В России с огромным трудом на протяжении многих лет Государственная дума рассматривает проекты законов о государственно-частном партнерстве (ГЧП), о платных дорогах, морских портах, о трубопроводном транспорте и т. д. Среди законодателей нет четкого единого мнения, что эти законы необходимо принять, так как они способны регламентировать деятельность заинтересованных сторон и позволяют заранее, «на берегу» разрешить возможный конфликт интересов [3].
В этих условиях можно считать прорывом тот факт, что в Волгоградской области существует и успешно функционирует, пусть и путем преодоления трудностей, закон Волгоградской области от
29.11.2011 N° 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве» [5]. В данном документе определены принципы, формы и порядок участия Волгоградской области в государственно-частном партнерстве, целью которого является привлечение частных инвестиций для решения вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Волгоградской области, в том числе повышения качества государственных услуг, эффективности использования государственного имущества, находящегося в собственности Волгоградской области.
Пионером в сфере государственно-частного партнерства является Санкт-Петербург. Сейчас по опыту Санкт-Петербурга региональные законы о государственно-частном партнерстве приняты в 69 субъектах Российской Федерации (по состоянию на 27.03.2013), но эффективно работают они только в четырех - в Санкт-Петербурге, в Калужской, Белгородской и Свердловской областях [10].
Сегодня в России есть примеры успешной реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ, коммунальной инфраструктуры, реконструкции авиаузлов. К их числу относятся проекты по развитию водоснабжения и водоотведения, строительству и реконструкции очистных сооружений в Перми, Петрозаводске, Ростове-на-Дону. В Новосибирске открылся центр амбулаторного гемодиализа «Нефролайн», являющийся первым в регионе примером государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. В Октябрьском районе Ижевска планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «гулливер» на основе государственно-частного партнерства.
Положения о муниципально-частном партнерстве приняты в таких городских округах, как Астрахань, Казань, Иркутск, Ставрополь, Уфа, Иваново, Улан-Удэ, Воркута и др. [11].
На основе муниципально-частного партнерства в Ставрополе начато строительство детского сада на 250 мест, привлекаются денежные средства горожан на ремонт улиц [12]. В рамках муниципально-част-ного партнерства в Казани осуществляется строительство многоуровневых парковок, индустриальных парков на базе имеющихся административных помещений [13].
Волгоградская область намерена применить государственно-частное партнерство для строительства детских садов, для проектирования и строительства третьей очереди скоростного трамвая, а
также для обновления подвижного состава городского электротранспорта. Это станет возможным, если регион примет участие в реализации проекта развития легкорельсового транспорта, который разрабатывается на федеральном уровне.
В настоящее время нормативным правовым актом обеспечен только городской округ Ми-хайловка Волгоградской области: Положение об участии городского округа город михайловка в муниципально-частном партнерстве утверждено постановлением администрации городского округа города Михайловка от 23.10.2012 № 2218.
В стадии согласования находится проект решения Суровикинской районной думы «Об утверждении положения о муниципально-частном партнерстве в Суровикинском муниципальном образовании» [14].
В условиях ограниченных возможностей муниципального бюджета в целях более активного привлечения частного капитала для решения социально-экономических проблем развития Волгограда администрация Волгограда развивает новое направление в сотрудничестве муниципального образования с частным бизнесом - муниципально-частное партнерство. В настоящее время разработана и представлена на рассмотрение в Волгоградскую городскую думу нормативно-правовая основа муни-ципально-частного партнерства - проект решения Волгоградской городской думы «Об утверждении Положения об участии городского округа города-героя Волгограда в муниципально-частном партнерстве».
При подготовке проекта решения учитывался опыт муниципальных образований Российской Федерации в части развития муниципально-частного партнерства и положения закона Волгоградской области от 29.11.2011 № 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве».
В соответствии с проектом решения муници-пально-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное сотрудничество Волгограда в лице администрации Волгограда и субъектов частного предпринимательства, осуществляемое в соответствии с соглашениями о муниципально-частном партнерстве, имеющее положительный бюджетный и (или) социально-экономический эффект.
В проекте Положения об участии городского округа города-героя Волгограда в муниципаль-но-частном партнерстве определены принципы и
формы взаимовыгодного сотрудничества Волгограда и субъектов частного предпринимательства, осуществляемые в соответствии с соглашениями о муниципально-частном партнерстве, а также объекты данных соглашений. В частности, предусмотрены следующие формы муниципально-частного партнерства:
- концессионные соглашения;
- создание совместных юридических лиц;
- предоставление муниципальных гарантий хозяйствующему субъекту, участвующему в реализации проектов муниципально-частного партнерства;
- предоставление налоговых льгот участнику муниципально-частного партнерства;
- залог муниципального имущества Волгограда в соответствии с соглашением о муниципально-частном партнерстве;
- иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Практика показывает, что наиболее приемлемой и перспективной формой муниципально-частного партнерства является концессионное соглашение. В этом случае неэффективно используемое муниципальное имущество передается на концессионной основе инвестору с определенными условиями без дополнительных финансовых затрат из бюджета Волгограда.
Объектами соглашения о муниципально-част-ном партнерстве могут быть:
- автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории Волгограда;
- предприятия системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, по сбору, переработке и утилизации (захоронению) отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда на территории Волгограда;
- транспорт общего пользования;
- объекты, используемые в сфере образования, спорта, отдыха и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;
- объекты озеленения общего пользования (парки, скверы, сады, бульвары);
- объекты в сфере массовых коммуникаций, информационных технологий;
- земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда;
- земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, на которых располагаются объекты недвижимости;
- иные объекты, необходимые для социально-экономического развития Волгограда.
В соответствии с проектом Положения об участии городского округа города-героя Волгограда в муниципально-частном партнерстве проекты му-ниципально-частного партнерства, разработанные структурными подразделениями администрации Волгограда или субъектами частного предпринимательства, будут рассматриваться депутатами Волгоградской городской думы и администрацией Волгограда с привлечением общественных и деловых кругов на заседаниях инвестиционного совета Волгограда.
Принятие решения Волгоградской городской думой об утверждении Положения об участии городского округа города-героя Волгограда в му-ниципально-частном партнерстве (далее - МЧП) не требует прямых финансовых вложений из бюджета города и будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и реализации инвестиционных проектов на территории Волгограда, направленных на повышение качества услуг, предоставляемых населению.
Несмотря на сложности в согласовании и принятии решения о МЧП в Волгограде, работа на основе муниципально-частного партнерства начата, и идет процесс реализации целого ряда проектов. Можно выделить проект «Сохранение объекта культурного наследия регионального значения - здания Дома культуры им. С. М. Кирова, расположенного в поселке Бекетовка Кировского района Волгограда». В настоящее время ведутся проектно-изыскатель-ские работы по восстановлению данного объекта культуры. Примерный объем ремонтно-реставра-ционных работ - 200 млн руб.
В этом же формате разрабатываются проекты: «Реконструкция спортивного стадиона «Темп» в Красноармейском районе Волгограда» и «Строительство мусоросортировочно-мусороперерабаты-вающего комплекса в Тракторозаводском районе Волгограда».
В рамках реализации муниципально-частного партнерства запущен ряд проектов по модернизации городской системы жилищно-коммунального хозяйства Волгограда: «Организация энергетического обследования муниципальных учреждений и органов местного самоуправления Волгограда»,
«Обновление муниципального общественного транспорта», «Модернизация освещения магистральных дорог Волгограда».
Как разновидность МЧП можно выделить направление по муниципальной поддержке инвестиционной деятельности. В 2012 г. было предусмотрено средств на предоставление юридическим лицам муниципальных гарантий общим объемом 400 млн руб. на создание и развитие коммунальной инфраструктуры, реализацию мероприятий по энергосбережению и инвестиционных проектов в прочих приоритетных сферах развития городского хозяйства.
В результате инвестиционным советом Волгограда были приняты решения о признании победителями конкурсного отбора трех инвестиционных проектов Волгограда. Они получат муниципальную поддержку в форме предоставления в 2012-2014 гг. муниципальных гарантий. Кроме того, в соответствии с решением Волгоградской городской думы от 11.07.2012 № 64/1898 «Об утверждении порядка предоставления муниципальных гарантий Волгограда» [4] в декабре 2012 г. инвестиционный совет Волгограда признал победителями дополнительного конкурсного отбора еще три проекта, которые получат муниципальные гарантии на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.
Особо хочется отметить пилотный проект Волгограда, являющийся ярким примером МЧП. Это развитие застроенных территорий [6, 7]. Комплексное освоение застроенных территорий, предполагающее строительство нового, комфортабельного жилья, новых инженерных коммуникаций и объектов социального назначения, является одним из приоритетных направлений, так как позволяет решить проблему ветхого жилья, не признанного аварийным, за счет средств инвесторов и частного бизнеса при участии исполнительного органа власти.
В 2012 г. на территории Волгограда заключены два договора о развитии застроенных территорий № 4 и № 6 Ворошиловского района Волгограда с ОАО «ЗЖБИК» и ОАО «Приволжтрансстрой».
Администрация Волгограда и застройщики проводят активную работу по поэтапному выполнению условий договоров, что позволит до 2019 г. привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс в размере более 1,5 млрд руб., построив 37,4 тыс. м2 современного комфортабельного жилья и улучшив жилищные условия 264 граждан, прожи-
вающих в домах с высоким процентом износа. Все это будет способствовать созданию новых рабочих мест в капитальном строительстве и на предприятиях строительной индустрии.
Администрация Волгограда готовит еще несколько инвестиционно привлекательных территорий, расположенных в Центральном, Ворошиловском, Дзержинском и Красноармейском районах Волгограда.
Интересным и нетрадиционным с точки зрения уже общепринятых форм муниципально-частного партнерства является взаимодействие муниципалитета с предприятиями частного сектора, основанное на реализации Положения о территориях предпринимательской активности в городском округе городе-герое Волгограде, утвержденного решением Волгоградской городской думы от 14.07.2010 № 35/1040 [1, 8]. В соответствии с данным Положением в конце 2012 г. была создана первая территория предпринимательской активности в Волгограде индустриально-инновационного типа на базе ОАО «Волгоградмебель» [9]. На этой особой территории будут созданы условия для внедрения новых или усовершенствованных технологий, видов продукции, доведения их до промышленного производства, переработки продукции, в том числе импортозамещающей, конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках. Ожидаемый объем производства составит 2,7 млрд руб., планируется создание около 250 рабочих мест. На территории предпринимательской активности «Волгоградмебель» установлен режим экономического благоприятствования в форме понижения на 50 % действующей налоговой ставки по земельному налогу.
Данная территория создана также для развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства посредством понижения на 30 % размера арендных платежей за производственные и офисные помещения ОАО «Волгоградмебель» для участников территории предпринимательской активности, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии с этим в статусе участников территории предпринимательской активности «Волгоградмебель» зарегистрировано три предприятия - ОАО «Волгоградмебель», ООО «Волго-Чек» и ИП Сибирев Р. А.
Расширение числа участников территории предпринимательской активности «Волгоградме-бель» должно стать мощным импульсом подъема активности субъектов малого и среднего бизнеса на
основе МЧП. Кроме того, опыт работы ОАО «Вол-гоградмебель» свидетельствует о перспективности этого начинания и необходимости распространения среди других промышленных предприятий Волгограда.
В течение 2012 г. проводилась работа по информированию заинтересованных организаций и предприятий о возможности включения в реестр инвестиционных проектов и инвестиционных площадок Волгограда. По результатам заседания инвестиционного совета Волгограда от 04.07.2012 три проекта были включены в реестр инвестиционных проектов Волгограда.
Включение инвестиционного проекта в реестр происходит на основании решения инвестиционного совета Волгограда. Наряду с получением организационной поддержки и содействия со стороны органов власти включение в реестр позволяет организации, планирующей строительство объекта в общественно-деловой зоне на земельных участках, не обеспеченных коммунальной инфраструктурой (за исключением жилищного строительства и строительства гаражей), на период до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию пользоваться сниженным размером налоговой ставки по земельному налогу (с 1,5 до 0,25 % от кадастровой стоимости участка) и безвозмездно пользоваться средствами массовой информации для привлечения партнеров по бизнесу, потенциальных инвесторов и т. д.
В заключение хотелось бы, несмотря на правовые и организационные трудности, отметить перспективность более широкого применения на практике форм и методов муниципально-частного партнерства. В условиях выхода из кризиса муни-ципально-частное партнерство становится одним из приоритетных направлений развития, а также мощным резервом обеспечения устойчивого развития экономики города путем импульсного воздействия на экономическое пространство территорий, включая предоставление налоговых льгот и грантов на переформатирование экономических взаимосвязей и стартапы новых сервисов.
Список литературы
1. Богомолова И. В., Быхалова И. Г. Особые экономические зоны: «точки роста» и «точки опоры» // Российское предпринимательство. 2009. № 10. С. 155-159.
2. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.
3. Государственно-частное партнерство в России - проекты и тренды 2011 года: интервью с Альбертом Еганяном // Юридический бизнес. 2010. № 9-10.
4. Об утверждении порядка предоставления муниципальных гарантий Волгограда: решение Волгоградской городской Думы от 11.07.2012 № 64/1898.
5. Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве: закон Волгоградской области от 29.11.2011 № 2257-ОД.
6. О муниципальной адресной программе «Развитие застроенных территорий Красноармейского района Волгограда» на 2008-2013 годы: решение Волгоградской городской Думы от 29.02.2008 № 58/1471.
7. О муниципальной адресной программе «О сносе и реконструкции многоквартирных жилых домов в городском округе город-герой Волгоград на 2010-2015 годы»: решение Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 № 36/1088.
8. О Положении о территориях предпринимательской активности в городском округе город-герой Волгоград: решение Волгоградской городской Думы от 14.07.2010 № 35/1040.
9. О создании территории предпринимательской активности индустриально-инновационного типа на базе открытого акционерного общества «Волгоградмебель» в городском округе город-герой Волгоград: решение Волгоградской городской Думы от 21.11.2012 № 69/2075.
10. URL: http://ru.wikipedia.org/.
11. URL: http://www.pppi.ru/.
12. URL: http://www.dumast.ru/.
13. URL: http://old.fedpress.ru/.
14. URL: /http://www.volganet.ru/.