Научная статья на тему 'Муниципальная служба в Российской Федерации: правовое регулирование, проблемы'

Муниципальная служба в Российской Федерации: правовое регулирование, проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
933
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
государственная и муниципальная служба / гражданская служба / закон и право / обязанности госслужащих / государственный аппарат / квалификация кадров / state and municipal service / civil service / law and legislation / duties of civil servants / state apparatus / personnel qualifications

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дайана Залимхановна Валиева

В статье рассматривается понятие муниципальной службы на современном этапе. Данная статья посвящена описанию основных обязанностей госслужащих, а также запретов и отчетов перед вышестоящим руководством. В настоящее время данная система характеризуется значительным количеством проблем. В рамках статьи рассмотрены некоторые варианты решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дайана Залимхановна Валиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal service in the Russian Federation: legal regulation, problems

The article examines the concept of municipal service at the present stage. This article is devoted to the description of the main responsibilities of civil servants, as well as prohibitions and reports to higher management. Currently, this system is characterized by a significant number of problems. Within the framework of this article, some options for solving the identified problems are considered.

Текст научной работы на тему «Муниципальная служба в Российской Федерации: правовое регулирование, проблемы»

Закон и право. 2022. № 2. С. 43-46. Law and legislation. 2022;(2):43-46.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-43-46

NIION: 1997-0063-2/22-070 MOSURED: 77/27-001-2022-2-270

Муниципальная служба в Российской Федерации: правовое регулирование, проблемы

Дайана Залимхановна Валиева

Дагестанский государственный университет, Республика Дагестан,

Махачкала, Россия, valievadayana123456@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие муниципальной службы на современном этапе. Данная статья посвящена описанию основных обязанностей госслужащих, а также запретов и отчетов перед вышестоящим руководством. В настоящее время данная система характеризуется значительным количеством проблем. В рамках статьи рассмотрены некоторые варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, гражданская служба, закон и право, обязанности госслужащих, государственный аппарат, квалификация кадров.

Для цитирования: Валиева Д.З. Муниципальная служба в Российской Федерации: правовое регулирование, проблемы // Закон и право. 2022. № 2. С. 43—46. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-43-46.

Original article

Municipal service in the Russian Federation: legal regulation, problems

Dayana Z. Valieva

Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia, valievadayana123456@mail.ru

Abstract. The article examines the concept of municipal service at the present stage. This article is devoted to the description of the main responsibilities of civil servants, as well as prohibitions and reports to higher management. Currently, this system is characterized by a significant number of problems. Within the framework of this article, some options for solving the identified problems are considered.

Keywords: state and municipal service, civil service, law and legislation, duties of civil servants, state apparatus, personnel qualifications.

For citation: Valieva D.Z. Municipal service in the Russian Federation: legal regulation, problems // Law and legislation. 2022;(2):43—46. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-43-46.

Гистема публичной власти Российской Федерации отличается сложной и многоступенчатой структурой. Важную роль в ней играют институты муниципальной и государственной службы. Они имеют много общего, вместе с тем характеризуются определенными особенностями и специфическими свойствами. Чтобы объяснить содержание муниципальной службы и понять ее отличия от государственной

© Валиева Д.З. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 02-2022

необходимо дать характеристику каждой, раскрыть строение главных институтов [4].

Госслужба — это трудовая деятельность граждан, которые могут работать в разных органах власти. Речь идет преимущественно об исполнительной ветви. В России сюда входят министерства и различные ведомства, которые находятся в их подчинении.

Важно учитывать, что к госслужащим не относятся люди, которые получают свой пост в системе власти по результатам выборов или вследствие существенного влияния их итогов.

Государственная гражданская служба разделена законодательно на службы субъекта РФ и федеральную службу. Но не только в гражданской службе есть строгая вертикаль. Все виды государственной службы разделены по единому принципу:

■ воинская служба;

■ государственная гражданская служба;

■ государственная служба иных подгрупп.

Военная и государственная служба являются подвидами федеральной службы. Каждому чину на любом уровне государственной гражданской службы соответствует определенный военный чин, частично соответствуют прокурорские чины и чины органов юстиции.

К понятию «гражданская служба» относится деятельность Администрации Президента, Правительства РФ, федеральных и территориальных органов исполнительной ветви власти (службы, агентства, министерства и их субъекты).

Есть группа людей, не являющихся гражданскими служащими, это депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, сотрудники правоохранительных органов, судьи.

Классификация создана для четкого определения структуры государственного аппарата, разъяснения полномочий каждого действующего лица и четкой иерархии подчинения одного звания другому.

В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-право -вые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной [5].

В Российской Федерации под термином «муниципальная служба» понимают трудовую деятельность граждан, которая осуществляется в местных органах власти. К ним относятся городские и районные советы и администрации. Положения Конституции РФ отделяют этот вид власти от государственной. Это преимущественно влияет на разграничение разных форм службы.

К муниципальным служащим не относятся люди, которые получили свою должность по результатам выборов. Должности в этом случае отличаются определенной иерархией, включающей группы, чины. Кроме того, в субъектах ведутся реестры муниципальных должностей.

Чиновникам, которые работают в муниципальных структурах, могут даваться классные

чины. На их получение влияет уровень должности, которую занимает человек. Также важен стаж сотрудника. Помимо этого, учитываются профессиональная подготовка и квалификация человека [4].

Деятельность муниципальной службы на федеральном уровне регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ. Из этого Закона можно получить информацию [3]:

■ о правах и обязанностях служащих;

■ об ограничениях и запретах, установленных для местных чиновников;

■ о требованиях к служебному поведению;

■ об особенностях проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

При этом нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на муниципальных служащих. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для муниципального служащего предусмотрен ряд особенностей.

Например, они при определенных условиях имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета) [6].

Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25 [3].

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов, к числу которых можно отнести следующее:

■ заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);

■ публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников, во всяком случае, публично вы этого делать больше не сможете);

■ принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;

■ разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;

■ выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

договорится сам орган власти, то можно);

■ быть поверенным третьих лиц в органах власти;

■ заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа / жены и несовершеннолетних детей).

С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.

Необходимость существования госслужбы обусловливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

По данным международного опроса общественного мнения, каждый пятый человек хочет работать на государственной службе, но больше всего желающих среди молодежи.

Государственная служба обеспечивает социальную стабильность, безопасность, эффективное функционирование всей инфраструктуры, необходимой для развития экономики, работу учреждений образования, транспорта и всего, что нужно для обеспечения жизни общества. В самом широком понимании государственная служба — это реализация профессиональной функции управления и фактическая работа абсолютно всех граждан, получающих заработную оплату из государственного бюджета [9].

Ежегодно Росстат публикует данные о зарплатах разных категорий чиновников. Исходя из этого можно сориентироваться, насколько велика сумма ежемесячного содержания данной категории лиц и какая динамика имеется по годам и в зависимости от самого ведомства.

Что касается количества чиновников, то Россия в этом плане показывает достаточно высокие показатели. К тому же цифра непрерывно растет. Имеются следующие данные [7]:

■ в 2000 г. их общая численность составляла немногим более 1,1 млн человек;

■ в 2010 г. она составила 1,648 млн человек;

■ в 2019 г. общая численность также колеблется у отметки в 2,15 млн работающих лиц.

В 2020 г. Правительство начало масштабную реформу, предполагающую сокращение штата госслужащих. Правительство собиралось сократить к 2021 г. численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на 10%, а территориальных органов — на 15%.

Следует отметить, что регламентация особенностей муниципальной службы осуществляется как на федеральном уровне (в рамках определения общих принципов и правил), так и на уровне субъектов РФ (определение региональных особенностей) и муниципалитетов. Последние, осуществляя нормотворчество, максимально стараются адаптировать местную политику под интересы населения с учетом исторических и этнических особенностей.

Большой проблемой в муниципальной службе остается кадровый вопрос.

Во-первых, нехватка профессиональных кадров серьезно сказывается на работе всей системы.

Во-вторых, отсутствие обновляемости кадрового состава приводит к застойной работе и незаинтересованности в высоких показателях эффективности муниципальных служащих.

Для выхода из этого положения на законодательном уровне предлагается решить вопрос с профессиональной подготовкой кадров муниципальной службы, привлечением молодых специалистов на работу, созданием уровня мотивации для их эффективной работы [8].

Таким образом, на данный момент совершенствование муниципальной службы ориентировано на корректировку кадровой политики. Меняются направления и правила формирования кадрового состава, условия принятия на службу кандидатов, требования к ним, уровень необходимой квалификации, что, безусловно, благоприятно скажется на дальнейшем развитии и функционировании всей системы территориального управления в Российской Федерации. Вместе с тем сохраняются и иные проблемы и недоработанные вопросы регулирования муниципальной службы, по которым также осуществляется реформирование.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2022

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http: //www.constitution.ru/

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

4. В чем отличия государственной службы от муниципальной и разница // URL: https:// pohozhie.ru/yurisprudentsiya/gosudarstvo/otlichie-munitsipalnoj-sluzhby-ot-gosudarstvennoj (Дата обращения: 06.09.2021)

5. Категории и группы должностей государственной гражданской службы // URL: http:// fb.ru/article/339472/kategorii-i-gruppyi-doljnostey-gosudarstvennoy-grajdanskoy-slujbyi (Дата обращения: 06.09.2021)

6. Кто такие муниципальные служащие? // URL: https://rtiger.com/ru/journal/kto-takie-munitsipalnye-slujashchie/ (Дата обращения: 06.09.2021)

7. Офиц. сайт Росстата // https://rosstat. gov.ru/ (Дата обращения: 06.09.2021)

8. Чупятова Е.И. Современное положение муниципальной службы в Российской Федерации // Дневник науки. 2021. № 6 (54).

9. Юсупова Ю.Т. Особенности организации государственной службы в странах СНГ (Армения, Казахстан) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 // URL: http://human.

snauka.ru/2017/01/19037 (Дата обращения: 06.09.2021)

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.constitution.ru/

2. Federal Law № 79-FZ of 27.07.2004 (as amended on 02.07.2021) «On the State Civil Service of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

3. Federal Law № 25-FZ of02.03.2007 (as amended on 26.05.2021) «On Municipal Service in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

4. What are the differences between public service and municipal service and the difference // URL: https://pohozhie.ru/yurisprudentsiya/gosudarstvo/ otlichie-munitsipalnoj-sluzhby-ot-gosudarstvennoj (Accessed: 06.09.2021)

5. Categories and groups of positions of the state civil service // URL: http://fb.ru/article/339472/ kategorii-i-gruppyi-doljnostey-gosudarstvennoy-grajdanskoy-slujbyi (Accessed: 06.09.2021)

6. Who are municipal employees? // URL: https://rtiger.com/ru/journal/kto-takie-munitsipalnye-slujashchie / (Accessed: 06.09.2021)

7. Official website of Rosstat // https:// rosstat.gov.ru/ (Accessed: 06.09.2021)

8. Chupyatova E.I. The current situation of municipal service in the Russian Federation / / Diary of Science. 2021. № 6 (54).

9. Yusupova Yu.T. Features of the organization of public service in the CIS countries (Armenia, Kazakhstan) // Humanitarian scientific research. 2017. № 1 // URL: http://human.snauka.ru/2017/ 01/19037 (Accessed: 06.09.2021)

Информация об авторе

Валиева Д.З. — магистрант

Information about the author

Valieva D.Z. — master's student

Статья поступила в редакцию 26.11.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 26.1 1.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.