Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы государственной гражданской (муниципальной) службы'

Пути совершенствования системы государственной гражданской (муниципальной) службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6312
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Государственная служба / муниципальная служба / отбор кадров / госаппарат / несовершенство госуправления / Public service / municipal service / selection of personnel / the bureaucracy / imperfection of public administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Талдонова И. В.

В рамках статьи исследуется современная система государственной и муниципальной службы. В настоящее время данная система характеризуется значительным количеством проблем. Необходимо искать пути по усовершенствованию данной системы. В рамках данной статьи рассмотрены некоторые варианты решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE SYSTEM OF STATE CIVIL (MUNICIPAL) SERVICE

The article examines the modern system of state and municipal service. Currently, this system is characterized by a significant number of problems. Need to look for ways to improve this system. In this article the author discusses some solutions to the problems identified

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы государственной гражданской (муниципальной) службы»

STUD NET

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ)

СЛУЖБЫ

WAYS TO IMPROVE THE SYSTEM OF STATE CIVIL (MUNICIPAL) SERVICE

УДК 342.51

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10014 Талдонова И.В., аспирант Московского финансово-юридического университета, г.Москва, Россия Taldonova I.V. Е-mail: ira.giletski.94@mail.ru

Аннотация: В рамках статьи исследуется современная система государственной и муниципальной службы. В настоящее время данная система характеризуется значительным количеством проблем. Необходимо искать пути по усовершенствованию данной системы. В рамках данной статьи рассмотрены некоторые варианты решения выявленных проблем.

Annotation: The article examines the modern system of state and municipal service. Currently, this system is characterized by a significant number of problems. Need to look for ways to improve this system. In this article the author discusses some solutions to the problems identified.

Ключевые слова: Государственная служба, муниципальная служба, отбор кадров, госаппарат, несовершенство госуправления.

Key words: Public service, municipal service, selection of personnel, the bureaucracy, imperfection of public administration.

В современных экономических условиях существенные изменения в общественных отношениях требуют повышения эффективности государственной службы с целью укрепления государства и развития гражданского общества. Эта тема чрезвычайно актуальна, так как текущее состояние государственной (муниципальной) системы обслуживания фактически требует значительных изменений для устранения существующих пробелов. Проблемы системы проявляются как на законодательном, так и на структурном уровне в самой системе. Есть недостатки, которые мешают нормальному развитию системы государственных и муниципальных услуг. Поэтому необходимо уделить особое внимание этим проблемам, выявить их причины и разработать методы решения проблемных аспектов. В то же время

процесс совершенствования государственного аппарата любого государства всегда связан с двумя основными показателями: количеством чиновников и объемом средств разных уровней бюджета на их содержание. [11, с.123]

Следует отметить, что в СМИ широко распространено мнение о чрезмерном количестве государственных служащих, хотя это мнение сохраняется независимо от упомянутых выше периодов сокращения или расширения государственного аппарата. [11, с. 133] Зачастую общественное мнение далеко от реальных показателей и запутывается в ущерб реальной ситуации.

Анализ зарубежного опыта показывает, что в настоящее время численность работников государственного аппарата невелика и еще более рекордна [4, с.45]. Согласно статистике, в России численность госслужащих на 10 000 жителей в два-три раза меньше, чем в других странах (например, в США, Германии, Франции, Норвегии, Румынии) [4, с. 46]. Оптимизация количественного состава государственного аппарата, распределение функциональной нагрузки и направлений деятельности должны объективно сопровождаться повышением эффективности служебной деятельности и равномерно распределенным увеличением социальных гарантий государственных служащих. [1, с.423]

Принимая во внимание различные исследования, анализ показал, что при всех попытках совершенствования системы государственной гражданской и муниципальной службы не следует забывать, что совершенствование этой системы является непрерывным и обязательным процессом, необходимым для укрепления механизма государственного управления. Вы не можете создать эффективный способ улучшить систему. Со временем экономическая ситуация в стране меняется, а это значит, что понадобятся новые пути решения новых проблем в системе государственного (коммунального) управления. [2, с.29] Следует также отметить, что, хотя меры, принятые для улучшения системы, будут эффективными в нынешних политических и экономических условиях, далеко не факт, что этот же метод будет применяться в будущем при других условиях. Это говорит о том, что, несмотря на постоянные усилия по улучшению этой системы, они не всегда в отчаянии, однако, несмотря на то, что система является динамичной, вопрос улучшения системы государственных и муниципальных услуг будет по-прежнему актуален и вопросы всегда будет возникать на новые проблемы. Однако в контексте данной статьи мы отмечаем только самые серьезные проблемы, мешающие нормальному развитию системы государственных и муниципальных услуг. [5, с.67]

Следует отметить, что, несмотря на демократическую ориентацию принципов построения государственной службы как института российской политической системы, реальная реализация сталкивается с препятствиями, связанными с историческим наследием советского периода, то есть со слабым обновлением и отсутствием контроля административная бюрократия, отсутствие прозрачности в политической практике властных структур, а также из-за последствий национально-государственного кризиса, произошедшего во время трансформации общества и политической системы, деидеологизации власти, ослабления институционального контроля. Основным препятствием для эффективности государственной службы является коррупция и низкий профессиональный уровень государственных служащих [8, с. 90].

Таким образом, из этого следует, что в системе гражданской (муниципальной) государственной службы в настоящее время прослеживаются следующие проблемы, требующие радикального решения.

Первая и одна из самых серьезных проблем - рост коррупции в большинстве государственных органов. Причины этого роста очень разные -от экономического кризиса в стране до недовольства работников своим положением, зарплатой. Согласно ежегодному обзору берлинской организации Transparency International, Сомали, Мьянма, Афганистан, Ирак являются наиболее коррумпированными странами, а Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия и Канада - наименее коррумпированными странами в мире. [3, с.59] Индекс коррупции (IK) определяет коррупцию как злоупотребление общественным положением во имя личной выгоды и измеряет степень коррупции среди правительственных чиновников и политиков. Термин «коррупция» обычно синонимичен понятию «взяточничество», то есть означает запрос, предложение, предоставление или принятие, прямо или косвенно, взятки или другого неправомерного преимущества, которое нарушает нормальное выполнение любого обязательства (статья 2 Гражданской конвенции о коррупции). [8, с. 43] В Уголовно-правовой конвенции о коррупции используется термин «коррупция» (в концепции коррупции), проводится различие между активной и пассивной коррупцией:

1. Активный подкуп национальных публичных должностных лиц: предоставление какого-либо неправомерного преимущества публичному должностному лицу, с тем чтобы это лицо действовало или воздерживалось от его исполнения при исполнении своих обязанностей.

Пассивный подкуп национальных гражданских служащих: преднамеренное получение государственным должностным лицом

неправомерного преимущества для этого лица для принятия мер или воздержания от его выполнения при выполнении своих функций.

Еще одна проблема, которая существенно тормозит развитие позитивного отношения к государственной (муниципальной) службе, как со стороны общества, так и самих государственных чиновников, - это высокий уровень бюрократии, преступности и мошенничества.

Еще одним недостатком является отсутствие высокого профессионализма в управлении и технологическом процессе, наем персонала во всех областях работы с квалифицированными, активными и добросовестными работниками.

Как показывает практика, низкий уровень материальной поддержки государственных гражданских служащих является одним из основных обязательных факторов привлечения высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов для государственной государственной службы. Соответствующую тенденцию можно устранить, сократив количество государственных служащих с одновременным увеличением их денежного содержания. [10, с.147]

В современных экономических условиях механизм проведения внеочередной аттестации государственных служащих по аналогии с использованием этого механизма при реформировании системы органов внутренних дел Российской Федерации и создании полиции может быть использован для реализовать это направление. Этот метод в системе органов внутренних дел Российской Федерации и создания полиции оказался очень эффективным, и не исключено, что его также можно выгодно применять в других структурах [7, с. 65].

В процессе реформирования и развития государственной службы Российской Федерации все приоритетные направления кадровой политики оснащены соответствующими кадровыми технологиями,

санкционированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации. На основе существующей нормативно-правовой базы для сотрудников, работающих с государственными должностными лицами, применяются новые методы и процедуры. Таким образом, в настоящее время действуют нормативные и нормативные акты, определяющие порядок конкурсного заполнения вакантных должностей в государственных и муниципальных службах, организацию наставничества в государственных органах, поиск эффективных методов управления персоналом государственной службы и

новые подходы к стимулировать и мотивировать работу государственных служащих.

На официальном сайте для публикации информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных актов и результатах их публичных обсуждений Минтруда России опубликован проект указа Президента Российской Федерации. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2018-2020 годы. Проектом указа предполагается утвердить основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2018-2020 годы. [4, с. 58]

Чтобы улучшить систему государственной службы, важно идти в следующие области. Необходимо сформулировать детальную систему квалификационных требований для соискателей государственной службы и государственных служащих, которая ориентирована на эффективное выполнение функций государственных органов и позволяет их решать. Также важно улучшить качество выбора граждан, которые претендуют на работу на государственной службе. И одним из направлений должно стать повышение репутации госслужбы и совершенствование системы мотивации госслужащих [6, с. 34].

В поддержку приведенных выше аргументов стоит привести следующий пример. Министерство труда и социальной защиты решило улучшить работу государственных служащих и подготовило законопроект, согласно которому соискатели должны пройти обязательные тесты. Кроме того, чтобы стать государственным служащим, сейчас недостаточно просто иметь высшее образование - все федеральные ведомства будут обязаны активно искать специалистов, а затем оценивать свою деятельность в соответствии с системой КР1 (ключевые показатели эффективности) и данные. Эти показатели чиновников будут приравнены к эффективности работы отдела. Нынешняя система в силу довольно общего характера требований к кандидатам не позволяет в должной мере обеспечить эффективный поиск и отбор специалистов при поступлении на госслужбу. Поправки, в определенной мере ужесточающие поступление на госслужбу, зафиксированные в законопроекте, дадут возможность принимать на работу если не идеальных, то хорошо подготовленных людей. Создавая эффективные системы отбора и оценки персонала, нужно прописать систему мотивации. Если мы ужесточаем требования к специалистам, мы должны понимать, на сколько денег они работают и какой уровень гарантии они имеют для своей ситуации. Чтобы люди стремились к эффективному и действенному выполнению своих

обязанностей, они должны понимать, что если они работают хорошо, им не нужно думать о поиске новой работы или о том, как разбогатеть, обходя закон. Действительно, мотивационный компонент прописан в законопроекте. В частности, есть пункты, связанные с определением размера бонусов по результатам оценки квалификации, управления эффективностью.

Вышеуказанные меры помогут улучшить систему государственной гражданской службы. Необходимо систематически осуществлять эти меры, выявлять позитивные и негативные аспекты инноваций и дополнительно совершенствовать правовые рамки этой системы. [9, с.78]

Как упоминалось ранее, исследуемая система является динамичной, экономические и политические курсы меняются, и это оказывает непосредственное влияние на государственное управление. Важно учитывать эти факторы и находить пути решения возникающих проблем, совершенствования системы государственного управления и положения государственных служащих, а также повышения мотивации к работе государственного (местного) работника. Опять же, все это будет иметь фундаментальное влияние на состояние современного государственного управления. Важно уделять внимание подбору персонала для государственной службы и, как следствие, осуществлять меры по повышению профессионального уровня работника. Также необходимо работать над сокращением бюрократического аппарата, повышением прозрачности системы государственного управления.

Следует также обратить внимание на проблемы с муниципальной системой обслуживания. В целом, в системе муниципальной службы существуют проблемы, подобные тем, которые уже обсуждались выше.

И поэтому мы не будем останавливаться на каждом из уже описанных аспектов, а остановимся на одной из наиболее значительных проблем, которая является основой трудностей, которые возникают в будущем при развитии системы муниципальной службы. Следует отметить, что одним из важнейших приоритетов местного самоуправления муниципалитета является кадровая политика. Именно от того, как будет установлена работа с муниципальными кадрами, во многом зависит деятельность местных органов власти в целом, решение вопросов местного значения, а также реализация государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень.

Как уже отмечалось выше в отношении государственной государственной службы, решение любой проблемы, включая кадровые проблемы, должно основываться на детальной концепции, которая не может

быть постоянной, поскольку она зависит от изменений в политической и экономической сфере.

Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации кадрового отбора наиболее квалифицированных специалистов на вакантные должности однозначно свидетельствует о том, что среди кадровых технологий, используемых для этих целей, приоритетное место принадлежит подготовке и развитию конкурса. Использование конкурсных процедур для заполнения вакансий является теперь характерной чертой государственной службы зарубежных стран. Реформы в этих странах направлены на улучшение процесса конкурсного отбора и привлечение на государственную службу наиболее квалифицированных кадров. Считается, что такой порядок создает здоровую конкурентную среду, что является необходимым условием для успешного отбора профессионально квалифицированных кадров, отвечающих этим требованиям, позволяет подняться на самые высокие уровни управления от действительно талантливых и достойных людей и предотвращает бюрократия государственного аппарата и его превращение в автономную силу, отдельную от гражданского общества.

Для повышения эффективности кадровой политики как одного из направлений совершенствования системы муниципальной службы необходимо создать взаимосвязанные резервы кадров (федеральные, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Эта мера позволяет создать единый реестр профессиональных сотрудников, применять различные кадровые технологии при работе с кадровым резервом местных органов власти, особенно при проведении конкурсов непосредственно для включения в кадровый резерв. Также важно разработать методы работы со среднесрочным муниципальным кадровым резервом, установив соответствующие положения в нормативных актах и программах развития муниципальной службы. Мы считаем, что грамотный подход к кадровой политике является одним из важнейших направлений совершенствования системы муниципальной службы. [6, с. 84]

Таким образом, мы приходим к выводу, что в настоящее время существуют некоторые проблемы, препятствующие развитию государственной (муниципальной) службы, однако принимаются меры, которые будут приняты для совершенствования этой системы. И важно учитывать предложенные выше меры по совершенствованию исследуемой системы управления, поскольку в современных условиях растущего кризиса проблемы могут стать более значительными, что может привести к еще большему росту коррупции. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что

принятые меры полностью устранят недостатки в системе. Однако в постоянно меняющихся условиях необходимо выбирать динамические методы, которые действительно могут повлиять на улучшение государственного управления. Для этого необходимо постоянно отслеживать текущие процессы в системе государственного управления и быстро адаптироваться к ним, совершенствуя систему государственных и муниципальных услуг.

Библиографический список:

1. Горин Е.В., Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2019.

2. Железняк Н.С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2018. № 2.

3. Исаков А.Р. Обеспечение качества государственных услуг: административно-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2018. С. 45 — 46.

4. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2019.

5. Костенников М.В., Куракин А.В. Административные запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2017.

6. Овечко В.В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2018. N 9.

7. Попова Н.Ф. Роль административных процедур в реализации прав, свобод и обязанностей граждан РФ // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 5 — 9.

8. Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 3 — 10.

9. Покровский М.Н. Противодействие коррупции в России: административно-правовые и этические аспекты // Административное и муниципальное право. 2018. N 6.

10. Скосырская Ю.В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2019. С. 15.

11. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2017. N 2.

References:

1. Gorin E.V., Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Actual problems of administrative regulation. M., 2019.

2. Zheleznyak N.S. On the components of corruption in the internal affairs bodies // Operative (detective). 2018. No. 2.

3. Isakov A.R. Quality assurance of public services: administrative aspect: dis. Cand. legal sciences. Saratov, 2018.S. 45 - 46.

4. Kurakin A.V. Public service and corruption. M., 2019.

5. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrative prohibitions as a means of combating corruption in the public service system. M., 2017.

6. Ovechko VV Anti-corruption measures in the public service system of the Russian Federation // Military Law Journal. 2018.N 9.

7. Popova N.F. The role of administrative procedures in the implementation of the rights, freedoms and duties of citizens of the Russian Federation // Administrative law and process. 2019.N 1.P. 5 - 9.

8. Putilo N.V. Public Services: Between Doctrinal Understanding and Regulatory Practice // Journal of Russian Law. 2017. N 6.P. 3 - 10.

9. Pokrovsky M.N. Anti-corruption in Russia: administrative-legal and ethical aspects // Administrative and municipal law. 2018.N 6.

10. Skosyrskaya Yu.V. Criminological and criminal-law measures to combat corruption-related crimes committed in the field of public procurement: author. dis. Cand. legal sciences. M., 2019.S. 15.

11. Tsirin A.M. Perspective directions of development of the legislation of the Russian Federation on combating corruption // Journal of Russian Law. 2017. N 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.