Научная статья на тему 'МУНАДЖАТЫ ХВАЛЫНСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛАДОЗВУКОРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МУНАДЖАТЫ ХВАЛЫНСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛАДОЗВУКОРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ-МИШАРИ / МУНАДЖАТЫ / ЗВУКОВЫСОТНОЕ СТРОЕНИЕ / ЗВУКОРЯД / ПЕНТАТОНИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сарварова Лилия Илдусовна

В статье рассмотрены особенности ладозвукорядного строения мунаджатов, зафиксированных у хвалынских татар-мишарей. Выявлены характерные черты музыкально-поэтических образцов, определяющие специфику местной традиции в контексте татарской песенной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNADZHATS OF THE KHVALYNSK MISHAR TATARS: MODE AND SCALE PATTERNS

The article tackles the mode and scale patterns in the munadzhat compositions that are peculiar to the folk singing tradition of the MisharTatars from the Khvalynsk region. The author determines the defining features of the musical and poetic samples that prove to be characteristic of the local folk tradition's place in the context of the Tatar folk song culture.

Текст научной работы на тему «МУНАДЖАТЫ ХВАЛЫНСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛАДОЗВУКОРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

© Сарварова Л. И., 2016 УДК 781.7

МУНАДЖАТЫ ХВАЛЫНСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛАДОЗВУКОРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрены особенности ладозвукорядного строения му-наджатов, зафиксированных у хвалынских татар-мишарей. Выявлены характерные черты музыкально-поэтических образцов, определяющие специфику местной традиции в контексте татарской песенной культуры.

Ключевые слова: татары-мишари, мунаджаты, звуковысотное строение, звукоряд, пентатоника

Татары-мишари — одно из крупных субэтнических формирований татар Среднего Поволжья и Приуралья. Ареал их расселения охватывает территории Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Мордовии, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской областей. Дисперсность расселения обусловила важную особенность фольклорной системы татар-мишарей, определяющую необходимый аспект ее изучения: существование самостоятельных локально-территориальных музыкально-поэтических традиций в рамках мишарской этнорегиональной культуры, каждая из которых характеризуется рядом языковых, этнокультурных и других особенностей, обусловленных этногенетическими различиями при формировании общностей.

В настоящей работе объектом рассмотрения избрана музыкально-поэтическая культура этнографической подгруппы хвалынских татар-мишарей, расселенной на территории Ста-рокулаткинского района Ульяновской области. Материал предпринятого исследования был записан в фольклорных экспедициях, организованных Фольклорно-этнографическим кабинетом Казанской консерватории в 2010 и 2011 годах. Было обследовано восемь населенных пунктов: с. Старая Кулатка, с. Усть-Кулатка, с. Новый Мостяк, с. Зимница, с. Старый Атлаш, с. Средняя Тереш-ка, с. Верхняя Терешка, с. Мосеевка.

В существующей на сегодняшний день специальной литературе жанровый состав музыкальной традиции мишарской общности рассмотрен достаточно подробно (см.: [3; 7; 10]). Как указывают исследователи, в среде татар-мишарей различных локальных подгрупп традиционно представлены напевы: приуроченные — обрядовые (календарные, свадебные, рекрутские), игровые; неприуроченные — комплекс повествовательных жанров (квйлэп уку), лирические песни (многослоговые и короткие). Зафиксированный нами у хвалынских мишарей материал подтверждает данные сведения лишь отчасти.

Прежде всего обращает на себя внимание практически полное отсутствие в исследуемой фольклорной среде приуроченных жанров. Единственным исключением здесь предстают рекрутские песни позднего формирования, распевающиеся на известные напевы общетатарского распространения. Также нами не были зафиксированы лирические песни, которые наряду с образцами обрядового интонирования составляют костяк этнически характерного мишарского репертуара, что обусловлено, на наш взгляд, скорее неудовлетворительной степенью сохранности местной традиции, нежели со спецификой её жанрового состава.

Наиболее внушительным в количественном отношении оказался корпус мунаджатов, который, согласно устоявшемуся мнению, смыкает музыкально-поэтическую культуру татар-мишарей с традицией казанских татар, то есть иными словами не обладает каким-либо ярко выраженным этнографическим своеобразием. Однако мунаджаты, зафиксированные нами у хвалынских татар-мишарей, как представляется, ставят под сомнение данное положение: на наш взгляд, они обладают специфическими чертами, способными выявить исследуемую традицию в ряду иных местных культур татарской общности. Связаны эти черты, прежде всего, с ладовой организации музыкально-поэтических образцов, которая, как известно, определяется совокупным взаимодействием трех элементов: звукорядного, ладофункционального и интонационного. В настоящей статье предметом рассмотрения станет ладовый параметр.

Предваряя последующее изложение, отметим, что в исследовательской литературе вплоть до настоящего времени не осуществлено какого-либо целостного анализа ладозвукорядной организации мунаджатов, бытующих в среде татар различных подгрупп. Существующие характеристики ограничены краткими замечаниями, из которых можно сделать вывод о преобладании в мунаджатах ангемитонного принципа звуковы-сотной организации и распространении тех или

иных разновидностей пентатонных звукорядов1. Тем самым, обращение к изучению звукорядных характеристик напевов мунаджатов практически любой локальной традиции татар оказывается более чем актуальным.

Для определения характерных особенностей ладозвукорядной организации мишарских мунаджатов нами был произведен последовательный анализ всех зафиксированных в ходе экспедиционных обследований образцов. Предпринятое рассмотрение выявило разнообразие звуко-высотных структур, которое обнаруживается по нескольким показателям: роду интервальных соотношений между тонами, амбитусу, количеству составляющих звукоряд основных тонов (см. таблицу 1).

h - d -e- g - a - h1 - (cis1) 1

a - h - d - e - g - a1 1

a- h - d - e - g - a1 - h1 1

Количество

Звукоряд, приведенный образцов,

к конвенциональной шкале2 реализующих

звукоряд

e -fis - g 1

e - g - a - h 1

e -(fis) - g - a - h 2

e - fis - g - a - h 2

e- fis - g - a - h - (c) 1

e - g - a - h - c/cis 1

e -(fis) - g - a - h - d 2

e - fis - g - a - h - d 2

e - g - a - h - d - e1 10

e - g - a - h - d - e1 - (fis1) 7

e -(fis) - g - a - h - d - e1 - (fis1) 1

e - g - a - h - d - e1 - (fis1) - (g1) 2

e - g - a - h - d - e1 -fis1 2

e - g - a - h - d - e1 - (fis1) - g1 1

e - g - a - h - d - e1 - g1 5

e - g - a - h - d - e1 - (fis1) - g1 - a1 1

d - e -fis - g - a - h 1

h - e -fis - g - a - (h1) 1

h - d - e -(fis) - g - a - h1 1

h - d - e - g - a - h1 - (c1) 1

h - d - e -fis - g - a - h1 3

d - e - g - a - h - d - e1 - (fis1) 1

d - e -fis - g - a - h - d1 - e1 1

g - a - h - d - e - g1 - a1 1

g - a - h - d - e1 - g1 2

g - a - h - c - d - e1 - g1 1

g - a - h - c - d - e - (f) - g1 1

g - a - h - c - d - e1 - f - g1 1

g - a - h - d - e1 - g1- (a1) 3

g - a - h - d - e - g1 - a1 3

g - a - h - d - e - g1 - a1 - (h1) 1

g - a - h - d - e -g1 - a1 - h1 1

e- g - a - h - d 2

e - g - a - h - d - e1 - g1 2

e - g - a - h - d - e1 - g1 - a1 1

Таблица 1

При этом, несмотря на многообразие ладо-звукорядных структур, лежащих в основе мунаджатов хвалынских татар-мишарей, все же представляется возможным выявить некоторые общие свойства их организации. Прежде всего, следует указать на высокую степень распространения в местных напевах гемитонного принципа соотношения тонов: около трети проанализированных образцов включают в себя полутоны, имеющие различную функциональную природу. С точки зрения последней все формы гемитонных включений условно можно разделить на две подгруппы. Первая из них связана с введением собственно полутоновых сопряжений, в которых звуки, их формирующие, имеют самостоятельное ступене-вое значение. Заметим при этом, что за редким исключением все подобные случаи могут быть сведены к двум формам:

1. включение в звукоряд e секундового тона, в результате чего возникают звукорядные формы типа: e-fis - g - a - h; e-fis - g - a - h - d; d - e - fis - g - a - h; h - e - fis - g - a - (h1); h - d

- e - fis - g - a - h1; d -e - fis - g - a - h - d1 - e1 ;

2. включение в звукоряд g квартового тона, определяющего появление следующих звуковы-сотных рядов: g - a - h - c - d - e1 - g1; g - a - h

- c - d - e - (f) - g1 .

Вторая группа полутоновых сопряжений связана с усложнением ангемитонной мелодии звуками, прилегающими к составляющим остов напева тонам и образующими так называемые «проходящие» и «вспомогательные» полутоны. Как правило, они появляются во внутрислоговых распевах и далеко не всегда сохраняются при их повторах в различных строфах или вариантах напева. Они имеют в определенной степени случайный или факультативный характер. Звук, образующий полутоновый оборот, может появляться в результате опевания тона, функционировать в напеве в качестве собственно вспомогательного или проходящего, а также вспомогательного тона, покинутого скачком.

Важным показателем, заслуживающим, на наш взгляд, особого внимания, является степень распространения собственно ангемитонных звукорядов. Как известно, данная характеристика является одной из наиболее показательных с точки зрения выявления звуковысотной специфики той или иной локальной традиции. Так, в лирических песнях казанских татар наиболее распространен-

ными оказываются звукорядные разновидности g и а (см. об этом: [3]), в чувашских напевах — звукоряд й [2] и т. д. В исследуемой музыкально-поэтической традиции хвалынских татар-мишарей из пяти разновидностей ангемитонной пентатоники активно используются две — е и g.

Далее. Звукоряды, реализованные в напевах мишарских мунаджатов, отличает широкий амбитус: большая часть проанализированных образцов развертывается в объеме октавы и более. Вместе с тем наряду с напевами реализующими звукоряды в пределах широкообъемных интервалов, нами были зафиксированы образцы, диапазон которых не превышает терцию, кварту. Интересно, что при попытке сопоставления двух параметров ладозвукорядного устройства — объема напевов и типа интервальных соотношений между тонами — была обнаружена любопытная тенденция: большая часть гемитонных структур представлена в напевах с небольшим диапазоном развертывания. Иными словами, чем меньше ам-битус звукоряда, тем выше вероятность его насыщения полутоновыми сопряжениями.

Дальнейшее рассмотрение звукорядов образцов мунаджатов, бытующих у татар-мишарей, безусловно, дополнят сделанные нами наблюдения. Однако уже на данном этапе представляется возможной постановка вопроса о своеобразии

рассматриваемой традиции в ряду прочих локальных культур, реализуемого, в том числе, и на уровне ладозвукорядного строения музыкально-поэтических образцов. Вместе с тем следует отметить, что для окончательного решения данной проблемы требуется тщательный и последовательный анализ напевов, репрезентирующих различные локальные традиции казанских татар и татар-мишарей с последующим их сравнительным рассмотрением. В настоящей работе мы лишь попытаемся наметить некоторые пути решения данного вопроса. В целях сравнительного анализа нами был привлечен музыкально-поэтический материал, опубликованный в изданиях татарского песенного фольклора «Татарские народные песни» (сост. М. Нигмедзянов [4]) и «Песни Татарской Каргалы» (сост. Е. Смирнова [5])3. В первом из указанных фольклорных сборников представлены напевы, записанные составителем у казанских татар на территории Республики Татарстан. Мунаджаты, опубликованные во втором сборнике, имеют строгую локализацию и зафиксированы в селе Татарская Каргала Оренбургской области. Музыкально-поэтические образцы (всего 48 напевов) были проанализированы с точки зрения типа интервальных соотношений между тонами, распространения разновидностей анге-митонных звукорядов и амбитусов (таблица 2).

Параметры ладозвукорядной организации Хвалынские татары-мишари Татарские народные песни [4] Песни Татарской Каргалы [5]

Род интервальных соотношений Ангемитонные 57 28 17

Гемитонные 18 - 3

йй '5 § й 1 11 5

§ е 37 2 -

« § 2й g 15 13 10

а 2 2 1

Терция 1 - 2

Кварта 1 - 1

Квинта 5 2 6

о Секста 2 2 1

в ю м <с Септима 7 2 -

Октава 35 14 7

Нона 10 4 1

Децима 9 5 -

Ундецима 2 - 1

Таблица 2

Сравнительное рассмотрение образцов, так и специфических. К первым, безусловно, сле-репрезентирующих различные локальные тради- дует отнести амбитус развертывания образцов: ции, показало наличие характеристик как общих, диапазон большей части всех проанализирован-

51

ных мунаджатов достигает октавы, а нередко и превышает ее. Данным показателем набор общих свойств и ограничивается. Характеристик, указывающих на своеобразие сравниваемых традиций, оказалось больше. Например, как уже было указано выше, значительная часть мишарских мунаджатов основана на гемитонных звукорядах, в которых звуки, формирующие полутон имеют самостоятельное ступеневое значение. Отметим, что ни в одном из образцов, представляющих традицию казанских татар и опубликованных в сборнике М. Нигмедзянова, гемитонных структур выявлено не было. Неоднозначная ситуация наблюдается в традиции татар с. Татарская Кар-гала: из двадцати напевов три образца основаны на гемитонных звукорядах, что, на наш взгляд, не позволяет констатировать полный приоритет ан-гемитонного принципа ладового строения в данной традиции и смыкает ее с песенной культурой хвалынских татар-мишарей. Исключительное положение последней выявляет степень распространения разновидностей ангемитонной пентатоники. Наиболее популярными структурами, представленными в сборниках М. Нигмедзянова и Е. Смирновой, оказываются звукоряды d и g; звуковысотная шкала е — столь широко распространенная в напевах хвалынских татар-мишарей — зафиксирована лишь в двух образцах му-наджатов казанских татар. Одним словом, каждая из групп напевов, проанализированных нами, обнаружила характеристики, позволяющие с достаточной степенью уверенности говорить об их местной специфике, реализуемой на уровне ла-дозвукорядной организации. Данный вывод актуализирует необходимость дальнейшего последовательного и системного исследования всего зафиксированного корпуса образцов повествовательных жанров, репрезентирующих этнографические традиции татар-мусульман, и, бесспорно, свидетельствует о потенциальной возможности выявления их музыкальных — и прежде всего — ладовых особенностей.

Примечания 1 Отметим, что данные выводы сделаны преимущественно на анализе образцов баитов (см., в частности: [3]). Последнее, впрочем, вполне объяснимо. Как известно, напевы мунаджатов в типологическом отношении оказываются сходными с баитами и книжными напевами, составляя с ними в совокупности жанровую группу квйлэп уку.

2 Звукоряды приведены к единой — конвенциональной — звуковысотной шкале Н — d — е -g - а - h - d1 - е1 - g1 - а1 - № (см.: [2]). При дальнейшем рассмотрении разновидности ан-гемитонной пентатоники будут именоваться по опорному тону, расположенному, как правило, в нижней части звукоряда: пентатоника 3223 будет обозначаться как лад е, пентатоника 2232 — как лад g, пентатоника 2322 — как лад d, пентатоника 2323 — как лад а. Тоны, включенные в круглые скобки, не имеют самостоятельного ступеневого значения и звучат в рамках внутрислоговых распевов; жир-ным шрифтом выделяется опорный тон.

Литература

1. Бражник Л. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья / Казан. гос. консерватория. Казань, 2002. 283 с.

2. Кондратьев М. Основные свойства чувашской пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: материалы межреспубликанской научной конференции. Казань, 1-2 ноября 1993 г. Казань, 1995. С.86-91.

3. Нигмедзянов М. Татарская народная музыка. Казань: Магариф, 2003. 255 с.

4. Нигмедзянов М. Татарские народные песни. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 240 с.

5. Песни Татарской Каргалы / сост. Е. М. Смирнова / Казан. гос. консерватория. Казань, 2007. 344 с.

6. Сайдашева З. Песенная культура татар Вол-го-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. Казан: Матбугатйорты, 2002. 166 с.

7. Сарварова Л. Этнический компонент песенной культуры татар-мишарей: вопросы звуко-высотной и фактурной организации: дис. ... канд. иск. Казань, 2006. 245 с.

8. Смирнова Е. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья. Казань, 2008. 580 с.

9. Татары. Серия «Народы и культуры» / отв. ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. М.: Наука, 2001. 583 с.

10. Шарифуллина Н. Песенное творчество татар-мишарей Волжско-Сурского междуречья (Ульяновской области): автореф. дис. ... канд. иск. М., 2013. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.