© Сарварова Л. И., 2016 УДК 781.7
МУНАДЖАТЫ ХВАЛЫНСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛАДОЗВУКОРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассмотрены особенности ладозвукорядного строения му-наджатов, зафиксированных у хвалынских татар-мишарей. Выявлены характерные черты музыкально-поэтических образцов, определяющие специфику местной традиции в контексте татарской песенной культуры.
Ключевые слова: татары-мишари, мунаджаты, звуковысотное строение, звукоряд, пентатоника
Татары-мишари — одно из крупных субэтнических формирований татар Среднего Поволжья и Приуралья. Ареал их расселения охватывает территории Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Мордовии, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской областей. Дисперсность расселения обусловила важную особенность фольклорной системы татар-мишарей, определяющую необходимый аспект ее изучения: существование самостоятельных локально-территориальных музыкально-поэтических традиций в рамках мишарской этнорегиональной культуры, каждая из которых характеризуется рядом языковых, этнокультурных и других особенностей, обусловленных этногенетическими различиями при формировании общностей.
В настоящей работе объектом рассмотрения избрана музыкально-поэтическая культура этнографической подгруппы хвалынских татар-мишарей, расселенной на территории Ста-рокулаткинского района Ульяновской области. Материал предпринятого исследования был записан в фольклорных экспедициях, организованных Фольклорно-этнографическим кабинетом Казанской консерватории в 2010 и 2011 годах. Было обследовано восемь населенных пунктов: с. Старая Кулатка, с. Усть-Кулатка, с. Новый Мостяк, с. Зимница, с. Старый Атлаш, с. Средняя Тереш-ка, с. Верхняя Терешка, с. Мосеевка.
В существующей на сегодняшний день специальной литературе жанровый состав музыкальной традиции мишарской общности рассмотрен достаточно подробно (см.: [3; 7; 10]). Как указывают исследователи, в среде татар-мишарей различных локальных подгрупп традиционно представлены напевы: приуроченные — обрядовые (календарные, свадебные, рекрутские), игровые; неприуроченные — комплекс повествовательных жанров (квйлэп уку), лирические песни (многослоговые и короткие). Зафиксированный нами у хвалынских мишарей материал подтверждает данные сведения лишь отчасти.
Прежде всего обращает на себя внимание практически полное отсутствие в исследуемой фольклорной среде приуроченных жанров. Единственным исключением здесь предстают рекрутские песни позднего формирования, распевающиеся на известные напевы общетатарского распространения. Также нами не были зафиксированы лирические песни, которые наряду с образцами обрядового интонирования составляют костяк этнически характерного мишарского репертуара, что обусловлено, на наш взгляд, скорее неудовлетворительной степенью сохранности местной традиции, нежели со спецификой её жанрового состава.
Наиболее внушительным в количественном отношении оказался корпус мунаджатов, который, согласно устоявшемуся мнению, смыкает музыкально-поэтическую культуру татар-мишарей с традицией казанских татар, то есть иными словами не обладает каким-либо ярко выраженным этнографическим своеобразием. Однако мунаджаты, зафиксированные нами у хвалынских татар-мишарей, как представляется, ставят под сомнение данное положение: на наш взгляд, они обладают специфическими чертами, способными выявить исследуемую традицию в ряду иных местных культур татарской общности. Связаны эти черты, прежде всего, с ладовой организации музыкально-поэтических образцов, которая, как известно, определяется совокупным взаимодействием трех элементов: звукорядного, ладофункционального и интонационного. В настоящей статье предметом рассмотрения станет ладовый параметр.
Предваряя последующее изложение, отметим, что в исследовательской литературе вплоть до настоящего времени не осуществлено какого-либо целостного анализа ладозвукорядной организации мунаджатов, бытующих в среде татар различных подгрупп. Существующие характеристики ограничены краткими замечаниями, из которых можно сделать вывод о преобладании в мунаджатах ангемитонного принципа звуковы-сотной организации и распространении тех или
иных разновидностей пентатонных звукорядов1. Тем самым, обращение к изучению звукорядных характеристик напевов мунаджатов практически любой локальной традиции татар оказывается более чем актуальным.
Для определения характерных особенностей ладозвукорядной организации мишарских мунаджатов нами был произведен последовательный анализ всех зафиксированных в ходе экспедиционных обследований образцов. Предпринятое рассмотрение выявило разнообразие звуко-высотных структур, которое обнаруживается по нескольким показателям: роду интервальных соотношений между тонами, амбитусу, количеству составляющих звукоряд основных тонов (см. таблицу 1).
h - d -e- g - a - h1 - (cis1) 1
a - h - d - e - g - a1 1
a- h - d - e - g - a1 - h1 1
Количество
Звукоряд, приведенный образцов,
к конвенциональной шкале2 реализующих
звукоряд
e -fis - g 1
e - g - a - h 1
e -(fis) - g - a - h 2
e - fis - g - a - h 2
e- fis - g - a - h - (c) 1
e - g - a - h - c/cis 1
e -(fis) - g - a - h - d 2
e - fis - g - a - h - d 2
e - g - a - h - d - e1 10
e - g - a - h - d - e1 - (fis1) 7
e -(fis) - g - a - h - d - e1 - (fis1) 1
e - g - a - h - d - e1 - (fis1) - (g1) 2
e - g - a - h - d - e1 -fis1 2
e - g - a - h - d - e1 - (fis1) - g1 1
e - g - a - h - d - e1 - g1 5
e - g - a - h - d - e1 - (fis1) - g1 - a1 1
d - e -fis - g - a - h 1
h - e -fis - g - a - (h1) 1
h - d - e -(fis) - g - a - h1 1
h - d - e - g - a - h1 - (c1) 1
h - d - e -fis - g - a - h1 3
d - e - g - a - h - d - e1 - (fis1) 1
d - e -fis - g - a - h - d1 - e1 1
g - a - h - d - e - g1 - a1 1
g - a - h - d - e1 - g1 2
g - a - h - c - d - e1 - g1 1
g - a - h - c - d - e - (f) - g1 1
g - a - h - c - d - e1 - f - g1 1
g - a - h - d - e1 - g1- (a1) 3
g - a - h - d - e - g1 - a1 3
g - a - h - d - e - g1 - a1 - (h1) 1
g - a - h - d - e -g1 - a1 - h1 1
e- g - a - h - d 2
e - g - a - h - d - e1 - g1 2
e - g - a - h - d - e1 - g1 - a1 1
Таблица 1
При этом, несмотря на многообразие ладо-звукорядных структур, лежащих в основе мунаджатов хвалынских татар-мишарей, все же представляется возможным выявить некоторые общие свойства их организации. Прежде всего, следует указать на высокую степень распространения в местных напевах гемитонного принципа соотношения тонов: около трети проанализированных образцов включают в себя полутоны, имеющие различную функциональную природу. С точки зрения последней все формы гемитонных включений условно можно разделить на две подгруппы. Первая из них связана с введением собственно полутоновых сопряжений, в которых звуки, их формирующие, имеют самостоятельное ступене-вое значение. Заметим при этом, что за редким исключением все подобные случаи могут быть сведены к двум формам:
1. включение в звукоряд e секундового тона, в результате чего возникают звукорядные формы типа: e-fis - g - a - h; e-fis - g - a - h - d; d - e - fis - g - a - h; h - e - fis - g - a - (h1); h - d
- e - fis - g - a - h1; d -e - fis - g - a - h - d1 - e1 ;
2. включение в звукоряд g квартового тона, определяющего появление следующих звуковы-сотных рядов: g - a - h - c - d - e1 - g1; g - a - h
- c - d - e - (f) - g1 .
Вторая группа полутоновых сопряжений связана с усложнением ангемитонной мелодии звуками, прилегающими к составляющим остов напева тонам и образующими так называемые «проходящие» и «вспомогательные» полутоны. Как правило, они появляются во внутрислоговых распевах и далеко не всегда сохраняются при их повторах в различных строфах или вариантах напева. Они имеют в определенной степени случайный или факультативный характер. Звук, образующий полутоновый оборот, может появляться в результате опевания тона, функционировать в напеве в качестве собственно вспомогательного или проходящего, а также вспомогательного тона, покинутого скачком.
Важным показателем, заслуживающим, на наш взгляд, особого внимания, является степень распространения собственно ангемитонных звукорядов. Как известно, данная характеристика является одной из наиболее показательных с точки зрения выявления звуковысотной специфики той или иной локальной традиции. Так, в лирических песнях казанских татар наиболее распространен-
ными оказываются звукорядные разновидности g и а (см. об этом: [3]), в чувашских напевах — звукоряд й [2] и т. д. В исследуемой музыкально-поэтической традиции хвалынских татар-мишарей из пяти разновидностей ангемитонной пентатоники активно используются две — е и g.
Далее. Звукоряды, реализованные в напевах мишарских мунаджатов, отличает широкий амбитус: большая часть проанализированных образцов развертывается в объеме октавы и более. Вместе с тем наряду с напевами реализующими звукоряды в пределах широкообъемных интервалов, нами были зафиксированы образцы, диапазон которых не превышает терцию, кварту. Интересно, что при попытке сопоставления двух параметров ладозвукорядного устройства — объема напевов и типа интервальных соотношений между тонами — была обнаружена любопытная тенденция: большая часть гемитонных структур представлена в напевах с небольшим диапазоном развертывания. Иными словами, чем меньше ам-битус звукоряда, тем выше вероятность его насыщения полутоновыми сопряжениями.
Дальнейшее рассмотрение звукорядов образцов мунаджатов, бытующих у татар-мишарей, безусловно, дополнят сделанные нами наблюдения. Однако уже на данном этапе представляется возможной постановка вопроса о своеобразии
рассматриваемой традиции в ряду прочих локальных культур, реализуемого, в том числе, и на уровне ладозвукорядного строения музыкально-поэтических образцов. Вместе с тем следует отметить, что для окончательного решения данной проблемы требуется тщательный и последовательный анализ напевов, репрезентирующих различные локальные традиции казанских татар и татар-мишарей с последующим их сравнительным рассмотрением. В настоящей работе мы лишь попытаемся наметить некоторые пути решения данного вопроса. В целях сравнительного анализа нами был привлечен музыкально-поэтический материал, опубликованный в изданиях татарского песенного фольклора «Татарские народные песни» (сост. М. Нигмедзянов [4]) и «Песни Татарской Каргалы» (сост. Е. Смирнова [5])3. В первом из указанных фольклорных сборников представлены напевы, записанные составителем у казанских татар на территории Республики Татарстан. Мунаджаты, опубликованные во втором сборнике, имеют строгую локализацию и зафиксированы в селе Татарская Каргала Оренбургской области. Музыкально-поэтические образцы (всего 48 напевов) были проанализированы с точки зрения типа интервальных соотношений между тонами, распространения разновидностей анге-митонных звукорядов и амбитусов (таблица 2).
Параметры ладозвукорядной организации Хвалынские татары-мишари Татарские народные песни [4] Песни Татарской Каргалы [5]
Род интервальных соотношений Ангемитонные 57 28 17
Гемитонные 18 - 3
йй '5 § й 1 11 5
§ е 37 2 -
« § 2й g 15 13 10
а 2 2 1
Терция 1 - 2
Кварта 1 - 1
Квинта 5 2 6
о Секста 2 2 1
в ю м <с Септима 7 2 -
Октава 35 14 7
Нона 10 4 1
Децима 9 5 -
Ундецима 2 - 1
Таблица 2
Сравнительное рассмотрение образцов, так и специфических. К первым, безусловно, сле-репрезентирующих различные локальные тради- дует отнести амбитус развертывания образцов: ции, показало наличие характеристик как общих, диапазон большей части всех проанализирован-
51
ных мунаджатов достигает октавы, а нередко и превышает ее. Данным показателем набор общих свойств и ограничивается. Характеристик, указывающих на своеобразие сравниваемых традиций, оказалось больше. Например, как уже было указано выше, значительная часть мишарских мунаджатов основана на гемитонных звукорядах, в которых звуки, формирующие полутон имеют самостоятельное ступеневое значение. Отметим, что ни в одном из образцов, представляющих традицию казанских татар и опубликованных в сборнике М. Нигмедзянова, гемитонных структур выявлено не было. Неоднозначная ситуация наблюдается в традиции татар с. Татарская Кар-гала: из двадцати напевов три образца основаны на гемитонных звукорядах, что, на наш взгляд, не позволяет констатировать полный приоритет ан-гемитонного принципа ладового строения в данной традиции и смыкает ее с песенной культурой хвалынских татар-мишарей. Исключительное положение последней выявляет степень распространения разновидностей ангемитонной пентатоники. Наиболее популярными структурами, представленными в сборниках М. Нигмедзянова и Е. Смирновой, оказываются звукоряды d и g; звуковысотная шкала е — столь широко распространенная в напевах хвалынских татар-мишарей — зафиксирована лишь в двух образцах му-наджатов казанских татар. Одним словом, каждая из групп напевов, проанализированных нами, обнаружила характеристики, позволяющие с достаточной степенью уверенности говорить об их местной специфике, реализуемой на уровне ла-дозвукорядной организации. Данный вывод актуализирует необходимость дальнейшего последовательного и системного исследования всего зафиксированного корпуса образцов повествовательных жанров, репрезентирующих этнографические традиции татар-мусульман, и, бесспорно, свидетельствует о потенциальной возможности выявления их музыкальных — и прежде всего — ладовых особенностей.
Примечания 1 Отметим, что данные выводы сделаны преимущественно на анализе образцов баитов (см., в частности: [3]). Последнее, впрочем, вполне объяснимо. Как известно, напевы мунаджатов в типологическом отношении оказываются сходными с баитами и книжными напевами, составляя с ними в совокупности жанровую группу квйлэп уку.
2 Звукоряды приведены к единой — конвенциональной — звуковысотной шкале Н — d — е -g - а - h - d1 - е1 - g1 - а1 - № (см.: [2]). При дальнейшем рассмотрении разновидности ан-гемитонной пентатоники будут именоваться по опорному тону, расположенному, как правило, в нижней части звукоряда: пентатоника 3223 будет обозначаться как лад е, пентатоника 2232 — как лад g, пентатоника 2322 — как лад d, пентатоника 2323 — как лад а. Тоны, включенные в круглые скобки, не имеют самостоятельного ступеневого значения и звучат в рамках внутрислоговых распевов; жир-ным шрифтом выделяется опорный тон.
Литература
1. Бражник Л. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья / Казан. гос. консерватория. Казань, 2002. 283 с.
2. Кондратьев М. Основные свойства чувашской пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: материалы межреспубликанской научной конференции. Казань, 1-2 ноября 1993 г. Казань, 1995. С.86-91.
3. Нигмедзянов М. Татарская народная музыка. Казань: Магариф, 2003. 255 с.
4. Нигмедзянов М. Татарские народные песни. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 240 с.
5. Песни Татарской Каргалы / сост. Е. М. Смирнова / Казан. гос. консерватория. Казань, 2007. 344 с.
6. Сайдашева З. Песенная культура татар Вол-го-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. Казан: Матбугатйорты, 2002. 166 с.
7. Сарварова Л. Этнический компонент песенной культуры татар-мишарей: вопросы звуко-высотной и фактурной организации: дис. ... канд. иск. Казань, 2006. 245 с.
8. Смирнова Е. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья. Казань, 2008. 580 с.
9. Татары. Серия «Народы и культуры» / отв. ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. М.: Наука, 2001. 583 с.
10. Шарифуллина Н. Песенное творчество татар-мишарей Волжско-Сурского междуречья (Ульяновской области): автореф. дис. ... канд. иск. М., 2013. 28 с.