Научная статья на тему 'Звуковысотная организация обрядовых песен западных бурят'

Звуковысотная организация обрядовых песен западных бурят Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PITCH ORGANIZATION / ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ / RITUAL SONGS / ЗАПАДНЫЕ БУРЯТЫ / WESTERN BURYATS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дашиева Лидия Данииловна

Звуковысотная организация обрядовых песен западных бурят В данной статье рассматривается звуковысотная организация обрядовой песенной традиции западных бурят. Главная цель исследовать звуковысотную систему традиционной музыки западных бурят, включающую ангемитонные и гемитонные ладовые структуры. На примере обрядовых песен застольной и танцевальной традиций выявлены особенности звуковысотной организации обрядовых песен в трех локальных группах западных бурят эхиритов, булагатов и хонгодоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pitch organization of the ritual songs of Western Buryats

Pitch organization of the ritual songs of Western Buryats This article discusses the tonal organization of the ritual song tradition of the Western Buryats. The main purpose was to study the tonal system of traditional music of the Western Buryats, including ahemitonic and hemitonic modal structures. On the example of ritual songs of feasting and dance traditions, peculiarities of the pitch organization of ritual songs have been discovered in three local groups of Western Buryats: Ekhirits, Bulagats and Khongodors.

Текст научной работы на тему «Звуковысотная организация обрядовых песен западных бурят»

УДК 398.8

Л. Д. Дашиева

ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН

ЗАПАДНЫХ БУРЯТ

дной из ключевых проблем бурятской этномузыкологии является изучение звуковысотно-ладовой организации песенной традиции в музыкальной культуре бурят. Изучение ладовых особенностей бурятских народных песен было начато еще в 60-е годы XX в. в диссертационных исследованиях Б. В. Олзоева [14], Д. С. Дугарова [9], продолжено в статьях О. И. Куницына [9, 10], Л. А. Халтаевой [18], монографиях автора [8], О. И. Куницына [10], диссертации О. В. Новиковой [13]. Однако некоторые проблемы звуковысотной организации бурятской традиционной музыки исследованы недостаточно полно и, безусловно, требуют своего решения.

Звуковысотная система бурятской традиционной музыки основана на узкообъемной ангемитонике, широко представленной в восточной, южной и запад-нобурятской песенной традиции. На протяжении долгого времени, точнее, более полувека, принято было считать, что основой звуковысотной системы традиционной музыки бурят является ангеми-тонная пентатоника (далее - АП), наиболее распространенная ладовая система монгольских (монголы, буряты, калмыки) и других народов (тувинцы, татары, чуваши, мордва, марийцы и др.)1. На наш взгляд, необходимо уточнить вопрос дифференцированного подхода к АП в бурятской традиционной музыке в регионально-диалектном аспекте. В частности, наши предположения относительно базовой основы традиционного ладового мышления бурят подтверждаются результатами исследования звуковысотной системы западнобурятской песенной традиции и, вероятно, в какой-то степени способствуют изменению сложившегося отношения исследователей к обозна-

© Л. Д. Дашиева, 2016

ченной проблеме. Так, в основе звуковысотной системы традиционной музыки бурят, как уже было сказано выше, лежит узкообъемная ангемитоника. Кроме того, в песнях западных бурят наряду с ангемитонными структурами часто встречаются гемитонные лады (как узкообъемные, так и широкообъемные), реализованные в различных ладозвукоряд-ных конструкциях.

В связи с тем, что традиционная музыка бурят относится к монодийной культуре, считаем необходимым исследование специфичности ледообразования в обрядовых песнях западных бурят с позиции монодийной ладовой теории, разработанной С. П. Галицкой [2-4]. В этой связи ангемитонная и гемитонная ладовые структуры, реализованные в обрядовых песнях западных бурят, рассматриваются в контексте ладов моно-дийного типа. Кроме того, в характеристике звуковысотной системы обрядовой традиции западных бурят целесообразно использовать основную модель, описанную автором в монографии «Бурятский круговой танец ёхор: историко-этногра-фический, ладовый, ритмический аспекты» [8]. Такая модель охватывает количественные и качественные показатели анализа звуковысотной системы традиционной музыки бурят.

Звуковысотная организация обрядовых песен западных бурят исследуется с позиции традиционного ладового мышления бурят, сравнительного анализа общих и отличительных признаков звуковысотной организации обрядовой песенной традиции в трех локальных группах западных бурят (эхириты, булагаты, хонгодоры). Подобное типологическое исследование проводится впервые и, по-ви-димому, обозначенные проблемы могут быть решены лишь частично. Однако

О

Таблица 1

Характеристика звуковысотной системы обрядовой песенно-танцевальной традиции

Жанры Ангемитонные лады Гемитонные лады

узкообъёмные широко-объём узкообъёмные широко-объём

дих. трих. тетр. дих. трих. тетр.

Ёхор 3 30 28 6 - 2 17 14

Архиин 4 11 26 - - - 7 23

Итого: 7 41 54 6 - 2 24 37

данные, полученные в результате анализа ёхорных и застольных песен архиин дуунууд западных бурят, отражают, с одной стороны, характерные признаки звуковысотной системы бурятской традиционной музыки в целом, а с другой, выявляют особенности ладообразования обрядовой традиции эхиритов, булага-тов и хонгодоров.

Музыкальным материалом для анализа являются образцы кругового танца ёохор и застольных песен западных бурят архиин дуунууд из сборника бурятских народных песен Д. С. Дугарова [10] и образцы архиин дуунууд, записанные автором во время музыкально-этногра-фических экспедиций ИМБТ СО РАН (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук) в Иркутскую область и районы Республики Бурятия в 2008-2012 гг.

Представим количественные показатели звуковысотной организации ёхорных и застольных песен архиин дуун западных бурят. Как показано в таблице 1, общее количество ангемитонных и гемитонных ладов в образцах обозначенных жанров представлено следующим образом: в ёхоре (всего 100 образцов), из них 67 ангемитонных и 33 гемитонных ладов, в архиин дуунууд (71 пример), 41 и 30 образцов соответственно. Причем ангемитонные лады чаще реализованы в узкообъемных звукорядах, а гемитонные - в узко-, и широкообъемных. В гемитонных ладах три-хордные представлены единичными случаями. Если в ёхорных напевах

гемитонные лады составляют 30% от общего числа ёхорных песен (33 образца из 100), то в застольной традиции - почти 50%. Очевидно, такое распределение обусловлено приоритетом узкообъемной ангемитоники в качестве общей ладовой основы ёхора западной и восточной традиций, тогда как в застольных песнях западных бурят ангемитоника и гемито-ника имеют почти равные пропорции. Думается, обоснование такого положения надо искать в истоках традиционного ладового мышления западных бурят, что позволит обозначить некоторые проблемы.

Сравнивая количественные показатели звуковысотной организации застольной и ёхорной традиций эхиритов, була-гатов и хонгодоров, следует отметить приоритет узкообъемных ангемитонных ладов. Кроме того, в застольной песенной традиции отсутствие узкообъемных ди-хордных и трихордных гемитонных ладов компенсировано наличием широкообъемной гемитоники (таблица 2, 3).

Поскольку звуковысотная организация западнобурятской ёхорной традиции представлена достаточно подробно в вышеназванной монографии автора, обратимся к анализу звуковысотности застольной традиции западных бурят. Опираясь на ладозвукорядные модели (далее - ЛЗМ) [8], представим типологию ладозвукорядов застольной традиции западных бурят. Как уже было отмечено выше, такая модель охватывает количественные и качественные показатели анализа звуковысотной системы традиционной музыки бурят. Анализ звуковы-

Таблица 2

Характеристика звуковысотной организации застольной песенной традиции

Западнобур. группа Ангемитонные лады Гемитонные лады

дихорд трихорд тетрахорд дихорд трихорд тетрахорд пентахорд

эхириты - 9 14 - - 5 13

булагаты 3 - 6 - - 1 5

хонгодоры 1 2 6 - - 1 5

Итого: 4 11 26 - - 7 23

Таблица 3

Характеристика звуковысотной организации ёхорной традиции

Западнобур. группа Ангемитонные лады Гемитонные лады

дихорд трихорд тетрахорд трихорд тетрахорд пентахорд гексахорд

эхириты - 17 12 - 5 7 -

булагаты 2 6 7 1 7 1 -

хонгодоры 1 7 9 1 5 3 3

Итого: 3 30 28 2 17 11 3

сотной организации застольных песен включает несколько параметров: амби-тус и интервальное строение звукоряда, положение главного опорного тона (тоники) относительно всего звукоряда, моно-опорность или полиопорность лада, когда помимо главной опоры в ладовой структуре присутствуют побочные или переменные опорные тоны и др.

Именно такая схема анализа была предложена исследователем тувинской традиционной музыки А. Д.-Б. Монгуш [15] и используется при типологизации ладовых структур.

В ангемитонных ладах застольной традиции западных бурят нами выявлена следующая закономерность - они представлены исключительно узкообъемными звукорядами в амбитусе терции, кварты и квинты. Для всех трех локальных групп общим признаком ледообразования является наличие III ЛЗМ (а) с интервальным строением 3-2-2 (D-f-g-a) в 26 образцах застольных песен. II ЛЗМ (б) с интервальной структурой 3-2 (D-f-g) характерна для

застольной традиции эхиритов и хонго-доров, в 9 и 2 случаях соответственно. Различие локальных традиций в ангемитонных ладозвукорядных структурах отражается в том, что ладопеременная опорная малая терция (I ЛЗМ) присутствует в застольной песенной традиции булагатов, а II ЛЗМ (а) с интервальным строением 2-2 (Б-е-^з) в амбитусе большой терции - хонгодоров (таблица 4).

Рассмотрим звукорядные конструкции гемитонных ладовых структур. При попытке сгруппировать ладозвукоряды по интервальному признаку в гемитонных ладах встретились определенные сложности. Известно, что в традиционной музыке звукорядное разнообразие чрезвычайно велико, и при анализе были обнаружены такие звукоряды, которые целесообразно выделить в особые группы. Безусловно, это относится в первую очередь к гемитонным ладозвукорядам в застольных напевах западных бурят.

Как видим из таблицы 3, к особым группам относятся IV ЛЗМ (б, в) и VI ЛЗМ, где представлены различные зву-

Таблица 4

Ангемитонные ладовые структуры застольной песенной традиции

Западнобурятская группа Ладозвукорядная модель Интервальная структура Амбитус Кол-во образцов

Эхириты Вторая (б) 3-2 (Д-/-Й кварта 9

Третья (а) 3-2-2 ф-Н-а) квинта 14

Булагаты Первая м.З ф-Г) малая терция 3

Третья (а) 3-2-2 ф-Н-а) квинта 6

Хонгодоры Вторая (а) 2-2 (£>-е-7м) большая терция 1

Вторая (б) 3-2 (Л-/-Й кварта 2

Третья (а) 3-2-2 ф-Н-а) квинта 6

корядные конструкции с употреблением одного до пяти полутоновых сопряжений: IV ЛЗМ (б) 2-1-2-2 ф-еЧ-в-а)-, 2-2-1-2 (й-Е-Пв-ш-аУ, 2-1-2-1(2)-е-/-§-ав); 1-2-2-1 (¿»-ев-^-ав); IV ЛЗМ (в) 2-2-1-1-1 2-1-2-1-1 VI 2-2-2-1-2 ф-е-

/¿в-^в-а-Л); 1-1-1-2-1-1(Д-е8-е-/-£-ая-а); 3-2-2-2-1 ф-^-а-Н-с).

IV ЛЗМ (а) представлена менее разнообразными звукорядами в амбитусе кварты ф-g), как 2-1-2 (1>-е-/-£) и 1-2-2 (.О-ев-/-^, свойственными для застольных напевов эхиритов и булагатов, что, вероятно, можно считать общим

признаком ладообразования. Однако в других ладозвукорядных моделях, например, в VI ЛЗМ встречаются такие ла-дозвукорядные конструкции, в которых употребляются три диатонических и два хроматических полутонов в застольной традиции хонгодоров, в IV ЛЗМ (в) - два диатонических и один хроматический полутон у булагатов (таблица 5).

Таким образом, в результате анализа ладовых структур застольной обрядовой традиции, представленных выше в таблицах, выявлено применение трех ЛЗМ в ангемитонных и двух ЛЗМ в гемитон-ных ладах и уточняется вопрос звукоряд-

Таблица 5

Гемитонные ладовые структуры застольной песенной традиции

Западнобурятская группа Ладозвукорядная модель Интервальная структура Кол-во образцов

Четвертая (а) 2-1-2 1-2-2 3 2

Эхириты Четвертая (б) 2-1-2-2 ф-е-/-8-а) 2-2-1-2 {(1-Еф-г-а) 2-1-2-1 1-2-2-1 6 2 2 2

Четвертая (а) 1-2-2 1

Булагаты Четвертая (в) 2-2-1-1-1 2-1-2-1-1 ф-е-^-Кгв-а) 2 3

Четвертая (б) 2-1-2-2 ф-е-/-8-а) 1

Хонгодоры Шестая 1-1-1-2-1-1 ф-ез-е-^-ш-а) 2-2-2-1-2 (£)-е-^м-§м-а-й) 3-2-2-2-1 ф-^-а-к-с) 2 1 2

ного строения застольных песен архиин дуунууд в локальных традициях эхири-тов, булагатов и хонгодоров.

Итак, основой звуковысотной системы обрядовой песенной традиции бурят является узкообъемная ангемитоника. На ее базе сформировалась ладовая система АП, свойственная исключительно для песенной традиции восточных хори-

бурят и южных селенгинцев. В результате проведенного исследования установлено, что АП абсолютно отсутствует в традиционной музыке западных бурят (эхи-ритов, булагатов, хонгодоров). Это позволяет предполагать различные пути формирования традиционного ладового мышления бурят и обозначить некоторые проблемы.

Примечание

1 Известно, что крупными ареалами распространения АП считаются Восточная Азия, Северная и Южная Америка, Западная Африка [5, С. 19]. На территории России очагами пентатоники являются Бурятия, Тыва, Калмыкия и Поволжско-Приуральский регион... Такое многообразие проявлений АП требует рассмотрения национальной специфики ее бытования в традиционной музыке каждого этноса.

В этой связи бурятская АП представляет часть целостной системы пентатонной культуры, изучение которой приобретает особую актуальность и своевременность. К исследованию особенностей бурятской АП обращались П. М. Берлинский [1], Н. П. Угрюмов [17], Б. В. Олзоев [14], Д. С. Дугаров [9], О. И. Ку-ницын [11-12], Л. Д. Дашиева [6-8], О. В. Новикова [13], Л. А. Халтаева [18].

Литература

1. Берлинский П. М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурят-Монголии. - Верхнеудинск: Бурмон-госиз, 1931. - 47 с.

2.Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. - Ташкент: Фан, 1981. - 91 с.

3.Галицкая С. П. Актуальные проблемы изучения монодии // Музыкальное искусство сегодня. Новые взгляды и наблюдения: мат-лы науч. конф. «Музыкознание на рубеже веков: проблемы, функции, перспективы» / Под ред. В. В. Задерацкого. - М., 2004. - С. 153-158.

4.Галицкая С. П., Плахова А. Ю. Монодия: проблемы теории. - М.: Academia, 2013. - 320 с.

5. Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят: учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 188 с.

6. Дашиева Л. Д. Ладовые особенности бурятского кругового танца ёхор // Народная культура Сибири: мат-лы XIV науч. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. - Омск, 2005. - С. 55-59.

7. Дашиева Л. Д. Звуковысотно-ладовое строение бурятского кругового танца ёхор // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта бурят в условиях полиэтничнос-ти. - Улан-Удэ, 2006. - T. I. - С. 444-453.

8. Дашиева Л. Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый,

ритмический аспекты. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 210 с.

9. Дугаров Д. С. Песенное творчество селенгинс-ких бурят: музыкально-этнографическое и теоретическое исследование: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1969. - 25 с.

10. Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. - 280 с.

11. Куницын О. И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской народной песни // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986. -С. 113-130.

12. Куницын О. И. Выразительные средства профессиональной музыки. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999. - 142 с.

13. Новикова О. В. Пентатоника в песенной традиции бурят: дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2003. - 250 с.

14. Олзоев Б. В. Бурятские народные песни: автореф дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1965. - 16 с.

15. Монгуш А. Д.-Б. Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. - Абакан: ООО «Кооператив "Журналист"», 2913. -200 с.

16. Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка.- М.: Сов. композитор, 1971. - 365 с.

17. Угрюмов Н. П. Музыка Советской Бурятии // Искусство Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1959. - С. 123-188.

18. Халтаева Л. А. Зарождение и развитие пентатоники в бурятской народной музыке // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Союза компо-

зиторов Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 2000. - С. 43-45.

19. Шагдаров Л. Д., Черемисов К. М. Бурят-ско-русский словарь. В двух томах. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006. - Т. 1. - 636 с.

References

1. Berlinskij P. M. Perspektivy muzykovedcheskoj raboty i muzykal'nogo stroitel'stva v Buryat-Mongolii [The prospects of musicological works and music construction in Buryat-Mongolia] Verhneudinsk: Burmongis, 1931, 47 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Galickaya S. P. Teoreticheskie voprosy monodii [Monody theoretical issues]. Tashkent: Fan, 1981, 91 p.

3. Galickaya S. P. Aktual'nye problemy izucheniya monodii [Actual problems of monody study] Muzykal'noe iskusstvo segodnya. Novye vzglyady i nablyudeniya: mat-ly nauch. konf. «Muzykoznanie na rubezhe vekov: problemy, funkcii, perspektivy» [Musical art today. New opinions and observations: collected papers of the conference "Musicology at the century turn: issues, functions, prospects"]. Ed. by V. V. Zaderacky, Moscow, 2004, pp. 153-158.

4. Galickaya S. P., Plahova A. Yu. Monodiya: problemy teorii [Monody: problems of theory]. Moscow: Academia, 2013, 320 p.

5. Dashieva L. D. Tradicionnaya muzykal'naya kul'tura buryat: uchebno-metodicheskoe posobie [Traditional musical culture of the Buryats: textbook]. Ulan-Ude: Respublikanskaya tipografiya, 2005, 188 p.

6. Dashieva L. D. Ladovye osobennosti buryatskogo krugovogo tanca yohor [Modal features of the Buryat circular dance ehor], Narodnaya kul'tura Sibiri: mat-ly XIV nauch. seminara Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo centra po fol'kloru [Folk cuture of Siberia: papers of the XIV scientific seminar of the Siberian regional university folklore center], Omsk, 2005, pp. 55-59.

7. Dashieva L. D. Zvukovysotno-ladovoe stroenie buryatskogo krugovogo tanca yohor [Pitch-modal structure of the Buryat circular dance ehor] Buryaty v kontekste sovremennyh ehtnokul'turnyh i ehtnosocial'nyh processov. Tradicionnaya kul'tura, narodnoe iskusstvo i nacional'nye vidy sporta buryat v usloviyah poliehtnichnosti [Buryats in the context of modern ethnocultural and ethnosocial processes. Traditional culture, folk art and Buryats' national sports under conditions of polyethnicity], Ulan-Ude, 2006. Vol. I, pp. 444-453.

8. Dashieva L. D. Buryatskij krugovoj tanec yohor: istoriko-ehtnograficheskij, ladovyj, ritmicheskij

aspekty [Buryat circular dance ehor: historical, ethnographic, modal and rhythmic aspects]. Ulan-Ude: BNTs publishing house of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2009, 210 p.

9. Dugarov D. S. Pesennoe tvorchestvo selenginskih buryat: muzykal'no-ehtnograficheskoe i teoreticheskoe issledovanie [Songs of Selenga Buryats: the musical-ethnographic and theoretical research]. Abstract of PhD thesis in Arts History, Moscow, 1969, 25 p.

10. Dugarov D. S. Buryatskie narodnye pesni. Pesni zapadnyh buryat [Buryat folk song. Songs of the Western Buryats]. Ulan-Ude: Buryat, kn. izd-vo, 1980, 280 p.

11. Kunicyn O. I. Ladovye osobennosti muzykal'nogo yazyka buryatskoj narodnoj pesni [Modal features of the musical language of the Buryat folk songs] Muzykal'noe tvorchestvo narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Musical art of people of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1986, pp. 113-130.

12. Kunicyn O. I. Vyrazitel'nye sredstva professional'noj muzyki [Expressive means of professional music]. Ulan-Ude: VSGAKI, 1999, 142 p.

13. Novikova O. V. Pentatonika v pesennoj tradicii buryat [Pentatonic in the song tradition of the Buryats]. PhD thesis in Arts History, Novosibirsk, 2003, 250 p.

14. Olzoev B. V. Buryatskie narodnye pesni [Buryat folk songs]. Abstract of PhD thesis in Arts History, Moscow, 1965, 16 p.

15. Mongush A. D.-B. Tuvinskii pesennyi fol'klor: ladozvukoriadnyi aspect [Tuvan folk singing: logoswietny aspect]. Abakan: Cooperative "Journalist" LLC, 2013, 200 p.

16. Smirnov B. F. Mongol'skaya narodnaya muzyka [Mongolian folk music]. Moscow: Sov.kompozitor, 1971, 365 p.

17. Ugryumov N. P. Muzyka Sovetskoj Buryatii [Music Soviet Buryatia] Iskusstvo Buryatskoj ASSR. Ulan-Ude, 1959. Pp. 123-188.

18. Haltaeva L. A. Zarozhdenie i razvitie pentatoniki v buryatskoj narodnoj muzyke [The origin and development of the pentatonic scale in Buryat folk music] Nacional'naya samobytnost' iskusstva na rubezhe tysyacheletij: mat-ly nauch.-prakt. konf.,

posvyashchennoj 60-letiyu Soyuza kompozitorov Respubliki Buryatiya [National uniqueness of art at the turn of the century: papers of a scientific-practical conference devoted to the 60th anniversary of the Buryat Republic Union of Composers]. Ulan-Ude, 2000, pp. 43-45.

19. Shagdarov L.D., Cheremisov K.M. Buryatsko-russkij slovar' [Buryat-Russian dictionary. In two volumes]. Ulan-Ude: Izd-vo OAO «Respublikanskaya tipografiya», 2006, Vol.1, 636 p.

Звуковысотная организация обрядовых

песен западных бурят В данной статье рассматривается звуковысотная организация обрядовой песенной традиции западных бурят. Главная цель - исследовать звуковысотную систему традиционной музыки западных бурят, включающую анге-митонные и гемитонные ладовые структуры. На примере обрядовых песен застольной и танцевальной традиций выявлены особенности звуковысотной организации обрядовых песен в трех локальных группах западных бурят эхиритпов, булагатов и хонгодоров.

Ключевые слова: звуковысотная организация, обрядовые песни, западные буряты.

Pitch organization of the ritual songs of Western Buryats This article discusses the tonal organization of the ritual song tradition of the Western Buryats. The main purpose was to study the tonal system of traditional music of the Western Buryats, including ahemitonic and hemitonic modal structures. On the example of ritual songs of feasting and dance traditions, peculiarities of the pitch organization of ritual songs have been discovered in three local groups of Western Buryats: Ekhirits, Bulagats and Khongodors.

Keywords: pitch organization, ritual songs, Western Buryats.

Дашнева Лидия Данииловна — этномузыко-лог, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН); Республика Бурятия.

E-mail: [email protected]

Lidiya Dashieva - ethnomusicologist, PhD in Arts History, member of Union of composers of the Russian Federation. The scientific degree obtained in the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka. Now she is a senior researcher of Federal State Government-Financed Institution of Science Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.