Научная статья на тему 'Особенности народного стихосложения в ёхорных песнях бурят'

Особенности народного стихосложения в ёхорных песнях бурят Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
422
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ / ЁХОР / БУРЯТЫ / FOLK VERSIFICATION / YEKHOR / BURYAT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дашиева Лидия Данииловна

Рассматривается проблема бурятского народного стихосложения и принципы его реализации в песне-танце ёхор. В связи с особенностями стихосложения при анализе ритмических структур ёхорных песен уточняется вопрос координации вербального текста и музыкального ритма с учетом кинетики танца

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the problem of Buryat folk versification and principles of its realization in yekhor song & dance is considered. The problem of verbal text coordination, musical rhythm and dance kinetics is discussed in connection with versification peculiarities while analyzing the rhythmic structures of yekhor songs

Текст научной работы на тему «Особенности народного стихосложения в ёхорных песнях бурят»

Л.Д. Дашиева

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ В ЁХОРНЫХ ПЕСНЯХ БУРЯТ

Рассматривается проблема бурятского народного стихосложения и принципы его реализации в песне-танце ёхор. В связи с особенностями стихосложения при анализе ритмических структур ёхорных песен уточняется вопрос координации вербального текста и музыкального ритма с учетом кинетики танца.

Ключевые слова: народное стихосложение, ёхор, буряты.

В исследовании ритмических структур бурятских народных песен важное место занимает рассмотрение особенностей бурятского народного стихосложения. Не вдаваясь в подробности истории изучения вопроса, кратко представим сведения о работах бурятских и монгольских филологов и языковедов. Исследователи по-разному определяют систему народного стихосложения: как силлабическую (А.Д. Руднев [1], Г.О. Туде-нов [2-3], С.Ш. Чагдуров [4], Д. Цэрэнсодном [5]); как тоническую (Б.Я. Владимирцов [6], А.М. Хамгашалов [7], О.В. Новикова [8-9]); как квантитативную (Л.К. Герасимович [10]); как силлабо-тоническую (П. Хорло [11], Б. Ринчен [12], Б. Содном [13]); как «словостопную» (В .И. Золхоев [14-15]). Множество позиций и мнений, часто противоречащих друг другу, свидетельствует о том, что в системе бурятского народного стихосложения, по-видимому, присутствуют разные типы поэтической организации. Вероятно, в связи с этим сформировались и разные позиции, направленные на рассмотрение принципов словеснопоэтической организации стиха. Однако они не учитывают музыкальный компонент фольклорного произведения (за исключением работ автора [16-17], О.В. Новиковой [8-9] и В.В. Мазепуса, О.В. Новиковой [18]).

Так, бурятские филологи Г.О. Туденов и С.Ш. Чаг-дуров установили закономерности силлабического строения бурятского улигерного стиха в противовес мнению А.М. Хамгашалова, рассматривающего тонический принцип системы фольклорного стихосложения. Г.О. Туденов, критикуя теорию «слово-стопы»

A.М. Хамгашалова, отмечает его главную ошибку: «...он принял на веру неточную установку лингвистов о том, что в бурятском языке существует силовое (динамическое, или “экспираторное”) ударение на первом слоге слова... Присоединившись к традиционному взгляду на ударение, он должен был непременно “устанавливать” или “обосновывать” тонические размеры или тоническую систему в бурятской поэзии» [3. С. 18]. Относительно метрического строения бурятского языка убедительны выводы бурятского языковеда

B.И. Золхоева [14-15]. Он выделяет в качестве метрических единиц стопы, полустишия (полустроки. - Л.Д.) и строки, в которых используется членение речи на смысловые единицы - на слова и синтагмы. Мнение ученого о значении синтагмы-стопы в метроритмической организации бурятского народного стиха приводит к выводу о «словостопной» системе фольклорного стихосложения.

Несмотря на значимость работ бурятских и монгольских филологов и языковедов, к сожалению, до сих пор остается невыясненным кардинальный вопрос организации бурятского фольклорного стиха: что является счетной единицей в системе - слог, слово или стопа?

Так, например, в изучении тонического принципа поэтической организации счетной единицей является слово, силлабики - слог, в силлабо-тонической системе - соразмерность слогов и числа ударений в строке. Помимо этого, известную сложность представляет другая не менее важная проблема - соотношение ударных и безударных, долгих и кратких слогов в бурятском народном стихе, вследствие чего окончательно не решен вопрос о слоговой ударности бурятского языка в разных диалектных группах бурят.

В нашем исследовании работа по изучению ритмических особенностей музыкальных «диалектов» (западного, восточного, южного), намеченная Д. С. Дуга-ровым [19-21], проводится на образцах бурятских ёхорных песен. По музыкальным признакам целесообразно их объединить в две крупные региональные диалектные группы: западно-бурятскую (эхирит-булагат-ская и аларо-тункинская1) и восточно-бурятскую (хо-ринская и цонголо-сартульская2). В связи с особенностями фольклорного стихосложения при анализе ритмических структур западно-бурятских и восточнобурятских ёхорных песен необходимо уточнить вопрос координации слова и ритма, соотношения ритма вербального текста и музыкального ритма с учетом кинетики (ритма танцевальных движений) в контексте сравнительного анализа этих регионально-диалектных групп. Поскольку в нашей работе изучение ритмической организации бурятских ёхорных песен проводится впервые и рассмотрение принципов бурятского фольклорного стихосложения сопряжено с трудностями, связанными с названными выше проблемами, его предварительные результаты, на наш взгляд, являются дискуссионными.

Безусловно, в изучении бурятских диалектов необходимо учитывать не только словесно-поэтическую организацию, но и музыкальную составляющую фольклорного произведения. В этом направлении проводит работу О.В. Новикова, предлагая новый способ описания ритмической реализации системы бурятского песенного стихосложения.

Применяя универсально-грамматический метод

В.В. Мазепуса [22] и взяв за счетную единицу обобщенное слово (в строке разной слоговой длины содержатся два, три или четыре обобщенных слова), автор определяет тип системы бурятского стихосложения как строгую тонику и допускает только три типа строк, различных по количеству счетных единиц [8. С. 37-38]. Таким образом, позиция исследователя заключается в том, что в основе чрезвычайно гибкой и разветвленной системы народного стихосложения лежит тонический принцип, реализованный в песенной традиции бурят. По мнению автора, этот способ как бы «примиряет полярные точки зрения исследователей, демонстрируя

причудливое сочетание силлабических черт с ведущим тоническим принципом» [8. С. 56].

Не опровергая данной теории, очевидно, свойственной песенной традиции бурят, предлагаем другой подход, ориентированный на силлабо-тонический принцип организации бурятского ёхора. Общеизвестно, что «любой силлабо-тонический размер представляет собой ритмическую единицу, четко разделяющую стих на соизмеримые части. При этом в равной степени имеет значение число не только ударений, но и слогов» [10. С. 18].

Взяв за счетную единицу слог и подсчитав количество слогов параллельных строк (для бурятского и монгольского стихосложения характерно явление параллельных строк), в ходе анализа ёхорных песен нами выявлена единая закономерность: разница количества слогов в параллельных строках не превышает двух слогов (редким исключением является разница в три слога, но не более). Важно то, что слоговое равенство параллельных строк не зависит от строковой длины. Поэтому все же с определенной долей осторожности мы можем констатировать относительную равносложность в бурятском ёхоре. Однако силлабо-тоническое строение ёхорного стиха предполагает иную ритмическую организацию в отличие от песенной традиции. О силлабо-тонической системе стихосложения в монгольских народных песнях говорит П. Хорло [11], стихах - Б. Рин-чен [12] и Б. Содном [13].

Изучив противоречащие друг другу сведения о народном стихосложении бурятских и монгольских филологов, нам предстоит выяснить один из важных и, по-видимому, ключевых вопросов - об акцентности (ударности) ёхорных напевов бурят. Если в монгольском языке ударение, отмеченное еще Б.Я. Владимир-цовым, падает на первый слог [6. С. 55] и в монгольском стихосложении присутствует равноударность как типичная черта тонической системы народного стихосложения, то в бурятском языке, как утверждают исследователи, ударность либо отсутствует совсем, либо ударение падает на последний слог слова [2-3, 23-28]. Вследствие этого в бурятском стихе достаточно сложно определить само наличие и соотношение ударных и безударных слогов. Однако результаты экспериментально-фонетических исследований бурятских языковедов показали, что постоянное повышение основного тона на последнем слоге слова, проявляющееся регулярно и стабильно, и является «основным словесным ударением в бурятском языке» [27. С. 121]. На наш взгляд, в бурятском языке ударность гласного последнего слога совпадает не только с повышением тона, но и с долготой именно последнего слога в слове. Слого-

ритмический анализ бурятских ёхорных песен позволил в некоторой степени уточнить этот вопрос иначе, чем в поющихся и непоющихся жанрах, где отсутствует танцевально-хореографический компонент. Результаты анализа подтвердили мнение автора статьи, что ритму танца или ритму танцевальных движений, безусловно, подчинены ритмические закономерности ёхорного стиха.

Разумеется, в танце всегда присутствует ритм танцевального шага и танцевальных движений, которые определяют музыкальную ритмику напевов, сопровождающих танец. В этой связи большое значение имеет ритмоформульность кинетики танца. Регулярная ак-центность ритма танца очевидна, и именно ей принадлежит организующая роль. Акценты в ритмоформулах независимо от их типа (равномерный или ямбический) тесно связаны с кинетической моделью танца. Учитывая результаты исследований бурятских языковедов, установивших единую закономерность бурятского языка - ударность последнего слога в слове, нужно уточнить координацию ритма вербального текста и музыкального ритма в связи с ритмом кинетики в западно-бурятском ёхоре. На наш взгляд, в ёхоре ритм кинетической формулы в диффузном единстве с музыкальным ритмом (ритмоформулой) подчиняет себе ритм вербальный. Здесь слоговая ударность зависит уже не от специфики фонетико-синтаксических особенностей бурятского непоющегося стиха, а от ритма танцевальных движений. В связи с этим, по нашему мнению, ритм шага, тесно связанный с регулярной ак-центностью ритмических формул, определяет ударность бурятского ёхорного стиха. Поэтому, если учесть строгое чередование ударных и безударных слогов в ёхорных песнях и регулярно-акцентный тип (терминология В.Н. Холоповой [29. С. 77]), обеспечивающий ритмоформульную структуру музыкального ритма (ритмоформулы равномерной или ямбической структур), по-видимому, можно объяснить силлабо-тоническое строение бурятских ёхорных песен. Кроме того, при этом необходимо учитывать региональные различия исполнения кругового танца и локальные стили, в которых мелодико-ритмические модели тесно связаны с хореографическими моделями, т.е. с танцевальными движениями (медленный или быстрый шаг, приседания, прыжки, покачивания корпусом тела, жесты рук и т.п.).

Таким образом, принципы реализации бурятского фольклорного стихосложения в ёхорных песнях обусловлены синтезом кинетической, ритмической и мелодической моделей, репрезентирующих силлабо-тоническую структуру бурятского кругового танца.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Аларо-тункинскую региональную группу принято относить к западным бурятам. Она принадлежит одному из крупных бурятских племен -

хонгодорам, проживающим в Аларском районе Иркутской области, Тункинском, Окинском, Закаменском районах Республики Бурятия.

2 Хоринская - восточно-бурятская, цонголо-сартульская — южно-бурятская диалектные группы. Вследствие того, что круговой танец (селен-

гинский ёхор) южных бурят (цонголов и сартулов) по музыкальным признакам имеет общие черты с хори-бурятским ёхором, считаем нужным объединить их в одну региональную группу (восточно-бурятскую).

ЛИТЕРАТУРА

1. Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 395-430.

2. Туденов Г.О. О ритмической структуре бурят-монгольских стихов // Свет над Байкалом. Улан-Удэ, 1957. № 5. С. 150-157.

3. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение: Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. 167 с.

4. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. 128 с.

5. Цэрэнсодном Д. Монгол шулгийн тухай // Цог. 1964. № 5. Хууд. 99-103.

6. Владимирцов Б.Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхасского наречия. Введение и фонетика. 2-е изд-е. М.:

Наука, 1989. 449 с.

7. Хамгашалов А.М. Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения. Улан-Удэ, 1940. 114 с.

8. Новикова О.В. Пентатоника в песенной традиции бурят: Дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2003. 250 с.

9. Новикова О.В. О слогоритмике пентатонических народных песен бурят // Фольклор: Современность и традиция. Матер. Третьей Междунар.

конф. памяти А.В. Рудневой. М., 2004. С. 175-178.

10. Герасимович Л.К. Монгольское стихосложение: Опыт экспериментально-фонетического исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 128 с.

11. Хорло П. Народная песенная поэзия монголов (Проблема жанрового состава). Новосибирск: Наука, 1989. 150 с.

12. Ринчен Б. Монгол бичгийн хэлний зуй. Уланбаатар, 1964. 1 дэвтэр.

13. Содном Б. Монгол шулгийн арга маяг // ШУХ-ийн эрдэм шинжилгээний бутээл. Улаанбаатар, 1956. № 1. Хууд. 90-92.

14. Золхоев В.И. О бурят-монгольском стихосложении // Свет над Байкалом. 1957. № 4. С. 152-156.

15. Золхоев В.И. О теории «слово-стопа» // Сборник трудов по филологии. Улан-Удэ, 1958. Вып. 3. С. 49-65.

16. Дашиева Л.Д. Ритмико-синтаксическая организация ёхорных песен западных бурят // Вестник Томского государственного университета: Бюл. операт. науч. информ. 2006. № 100. С. 24-33.

17. Дашиева Л.Д. Бурятский круговой танец ёхор: Историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты: Дис. ... канд. искусствоведения.

Новосибирск, 2007. 268 с.

18. Мазепус В.В., Новикова О.В. Музыкально-ритмическое воплощение бурятского песенного стиха // Музыкальная культура как национальное

и мировое явление: Материалы междунар. науч. конф. Новосибирск, 2002. С. 88-103.

19. Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят. Улан-Удэ, 1964. 443 с.

20. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969. 342 с.

21. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1980. 280 с.

22. МазепусВ.В. Универсально-грамматический подход в культурологии. Новосибирск, 1993. 48 с.

23. Будаев Б.Ж. Синтагматическое ударение в бурятском языке. Понятие синтагмы. Отличие ее от слова, словосочетания и фразы // Исследования по фонетике языков и диалектов Сибири. Новосибирск, 1986. С. 52-58.

24. Будаев Ц. Б. Лексика бурятских диалектов в сравнительно-историческом освещении. Новосибирск: Наука, 1978. 302 с.

25. Будаев Ц. Б. Бурятские диалекты (опыт диахронического исследования). Новосибирск: Наука, 1992. 217 с.

26. Бураев И.Д., Шагдаров Л.Д. Бурятские диалекты // Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой., Н.Л. Жуковской. М.: Наука, 2004. С. 235-250.

27. Бураев И.Д., Бюраева Э.И., Будаев Б.Ж., Абаева Ю.Д. Акцентно-интонационная система бурятского языка. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН,

2004. 152 с.

28. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 180 с.

29. ХолоповаВ.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971. 303 с.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 15 июля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.