СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА INSTRUCTION А^ АRCHITECTURE
УДК 72.01
doi: 10.52470/2619046Х_2023_3_5
МУЛЬТИПОВЕРХНОСТЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРОСТРАНСТВ
В.А. Титова, Е.А. Орлов
Аннотация. В статье рассмотрена история развития площади как архитектурно организованного пространства, отражены принципы её формообразования и изменения функций, а также её взаимодействие с внутренними пространствами зданий. Автор предлагает архитектурный принцип мультипо-верхности, пронизывающей архитектурный объём и создающей многоуровневый и гиперпрограммный ландшафт. Мультиповерхность - это крупная полифункциональная горизонтальная архитектурная форма, которая взаимодействует со зданиями, проникая в них, изменяя структуру и внешний облик.
Ключевые слова: мультиповерхность, городская площадь, архитектурный объект, взаимодействие, внутреннее и внешнее пространство.
MULTISURFACE. THE INTERACTION OF INTERNAL AND EXTERNAL SPACES
V.A. Titova, E.A. Orlov
Abstract. The article considers the history of the development of the square as an architecturally organized space, the principles of its shaping and function changing, as well as its interaction with the internal spaces of buildings. The author offers the architectural principle of a multisurface that penetrates the architectural volume and creates a multi-level and hyperprogram landscape. A multisurface is a large multifunctional horizontal architectural form that interacts with buildings, permeates them and changes their structure and appearance.
Keywords: multisurface, city square, architectural object, interaction, internal and external spaces.
Площади играют важную роль в жизни города. На них собираются и коммуницируют люди, проводятся важные мероприятия, объединяются транспортные и пешеходные линии мегаполиса. Площади являются полифункциональными архитектурными объектами, в которых, в зависимости от времени года, дня и времени суток, меняются функции и наполнение. Их структура формируется интересами жителей города, историческим и архитектурным контекстом. Поэтому площади расположены рядом со значимыми городскими объектами, обеспечивая комфортную зону для скопления большого количества людей [2].
Эволюция площади. Площади всегда имели большое значение для города и живущих в нём людей.
В древнейших цивилизациях, в частности, в античной Греции, они строились на пересечении систем с различными функциями. Площади выделялись на фоне города доминирующим архитектурным объемом: «Над нейтральной тканью жилых зон, пласт которой рассекала сеть улиц, господствовал поднятый на скалистое плато комплекс Акрополя, а близ его подножия просторно раскинулась общественная зона Агоры» [5]. В Древнем Риме площади имели общественную функцию, и поэтому приобретали большее значение: «Пространство само становилось формируемой и артикулируемой субстанцией, служащей закреплению культурных значений и образных метафор, а не тем нейтральным промежутком, интервалом между пластическими массами, телами, каким оно было для зодчества греческой античности» [5].
В эпоху Средневековья город представляли символом Вселенной. Символы имели большое значение, что проявлялось в поиске смысла в различных формах. Площади ассоциировались с миром и принимали форму круга. Историк и теоретик архитектуры А.В. Иконников в книге «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве» писал: «Особые значения несли направления по странам света... С этими направлениями связывали крест главных осей, которые, проходя через центр, рассекают круг на четыре равных сектора», на пересечении этих осей располагался собор, притягивая людские потоки [5].
В эпоху Ренессанса города росли и количество площадей увеличивалось. Каждая из них приобретала автономные функции: рынки с разными видами продукции, пространства для встреч и собраний. Постепенно общественное значение площадей уменьшалось, сменяясь декоративным. На площадях появлялось множество ярких архитектурных объектов, а вокруг них возводились здания, подчинённые одному стилю. Колин Роу и Фред Кеттер вводят концепцию «города-коллажа», принцип которого перекликается с архитектурой эпохи Ренессанса. «Коллаж как искусство обращать внимание на осколки мира, как метод их сохранения и наделения их чувством собственного достоинства» объединяет в себе театральные декорации (задники) - схожие по архитектуре, однообразные здания, крупные общественные пространства с красивым видом, объекты и площади, формирующие городскую структуру [9]. Здесь город представлен музеем, где здания - экспонаты, а площадь - «вездесущий» постамент, «который и показал себя во всей своей красе, предупреждая и пресекая любые случайности» [9]. Площадь - основной формообразующий объём, основа, которая не только является опорой для зданий-экспонатов, но и дополняет их [10]. Между постаментом и объектом существует неразрывная связь за счёт проходящих в них событий и взаимодействий, в которой элементы сохраняют свою индивидуальность.
В эпоху классицизма город рассматривался как система, состоящая из сети улиц. Площадь была не просто открытым пространством, а являлась частью этой сложной системы. Здания стали служить границами площадей, у которых уменьшалась торговая функция и росла общественная. Площади обеспечивали удобный проход к важным точкам притяжения в городе. Пьер-Витторио Аурели в книге «Возможность абсолютной архитектуры» описывает мегаполис как архипелаг, состоящий из противостоящих друг другу островов-зданий. Площадь в таком городе выступает в роли «моря, которое и объединяет, и разделяет их» [1].
В современном мире трансформация площади заключается в изменении её функционального и сценарного устройства, а не физических параметров. Она может включать в себя развлекательную, выставочную, оздоровительную, рекреационную и торговою функцию. Площадь больше не существует отдельно от города, а является его структурным элементом. Она взаимодействует с окружающими постройками, образуя сложную связь внутренних и внешних пространств. Изменение в её устройстве теоретик Уильям Митчел определяет как новый механический параметр города. «Последствие этих технологических трансформаций - переход от мира, основанного на границах и разделении, к миру, структура которого на любом уровне организации всё больше определяется связями, сетями и потоками. Это мир всё менее костных, всё более текучих и гибких взаимоотношений между зданием и действи-
ем, между формой и материалом, между людьми и населёнными ими пространствами» [8]. К близким по смыслу выводам приходят исследователи Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун и Стивен Айзенур в своей книге «Уроки Лас-Вегаса», где дают определение площади как пространства, созданного машиной. Речь идёт о парковке перед зданием, когда сам город располагается вдоль автомагистрали: «Территория автостоянки, раскинувшаяся по сторонам комплекса, обеспечивает прямой доступ к отелю и при этом остается хорошо видимой с дороги. Парковка редко располагается позади здания. Ритм движения и масштаб пространства автострады прямо соотносятся с расстоянием между зданиями; последние строятся с большими интервалами, и их нетрудно распознать, двигаясь с большой скоростью» [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что площадь с древнейших времён строилась на пересечении транспортных путей, людских потоков и объединяла в себе множество функций, необходимых для жителей города.
Здания формируют площадь. Концепция площади в архитектуре эволюционирует и постоянно переосмысливается. Появляются разные научные теории и исследования, описывающие её. В одной из них площадь - это плоскостное открытое общественное пространство, которое предназначено для пребывания в нём одновременно большого количества людей. Границы площади формируются дорожной и тротуарной сетями, зданиями и территориями с озеленением. Размеры и расположение площадей диктуется окружающими постройками. В большинстве случаев открытые пространства разграничиваются с внутренними с помощью архитектурной границы (внешних стен зданий) (рисунок 1).
Теоретик и исследователь Скотт Маккуайр в книге «Геомедиа» раскрывает идею площади через переосмысление её виртуального и физического воплощения. «Передвижения миллионов городских жителей оставляют различимые цифровые следы», образовывая цифровые сети [6]. Площадь - это трансформируемое пространство города, которое формируется виртуальными и реальными событиями. Оно проходит через весь город, проникая в его структуру и внутрь зданий. Виктор Вахштайн пишет о Скотте Маккуайре: «Но оригинальность его замысла... в удивительном проекте - археологии городской образности» [3]. С. Маккуайр прослеживает изменения в структуре мегаполиса, которые вносят его жители своими действиями [7]. В отличие от С. Маккуайра, исследователь Уильям Митчел раскрывает значение площади через осмысление сетей, связей и взаимоотношений между зданием и действиями, происходящими в нём. Площадь - это публичное пространство, сформированное на пересечении коммуникаций: пешеходной, водопроводной, транспортной и виртуальной. «Пространства эти становились ещё более эффективными, когда они накладывались на узлы других сетей» [8]. В узлах сетей собирается большое количество жителей мегаполиса, которым необходимо свободное пространство. Архитектурный объём взаимодействует с людьми и формируется действиями, которые они выполняют, в результате чего образуется площадь.
Рисунок 1. Границы площади
Рисунок 2. Зелёная поверхность
Исходя из приведенных выше исследований можно сделать вывод, что площадь - это открытое общественное пространство, которое формируется в местах пересечения людских потоков и важных для мегаполиса действий и событий.
Типы площадей. Автор систематизирует варианты площади и собирает из них архитектурный конструктор:
1. Зелёная поверхность. По форме представляет собой зелёные площадки, заходящие с земли на крыши зданий. Примером служит проект павильона для «Музея Ателиер», созданного Бьярке Ингельсом. Павильон имеет форму спирали. По его крыше, поднимаясь с земли, проходит зелёное пространство. Здание не граничит с поверхностью, а взаимодействует с ней. С одной стороны, поверхность покрывает здание, а с другой - здание вырастает из поверхности, приподнимая её. К тому же зелёная площадь впитывает воду, которая может попадать на павильон из атмосферных осадков, благодаря чему она защищает внутреннее пространство от погодных условий. Таким образом, поверхность связана с павильоном не только формой, но и функцией (рисунок 2).
2. Прорывающая поверхность. Состоит из нескольких элементов-площадок, каждая из которых взаимодействует либо с внешним, либо с внутренним пространством здания. В проекте завода «Копенхилл», спроектированного Бьярке Ингельсом, площадь проходит по крыше здания, не лишаясь своих функций. Здесь люди могут посетить лыжную трассу, парк фристайла. Помимо этого, поверхность взаимодействует со зданием: она «заходит» внутрь него за счёт стеклянных подъемных лифтов, ведущих на вершину лыжной трассы на верхней части поверхности. Это позволяет посетителям площади наблюдать за работой завода. Следовательно, такая поверхность дополняет облик здания, а также связывает его внутреннюю и внешнюю функции (рисунок 3).
3. Обволакивающая поверхность. По форме - площадка сложной формы, которая «ложится» на здание, поднимаясь с земли. Примером служит проект Тайваньского рынка МУКОУ. Он представлен в виде здания с открытой волнообразной крышей, напоминающей холмистую местность. Крыша служит общественным пространством для встреч, прогулок и отдыха. Через серию террас она спускается к земле. Поверхность взаимодействует с окружающей местностью, за счёт её формы здание становится продолжением природного ландшафта. В этом проекте поверхность меняет облик здания, благодаря чему оно вписывается в окружающую его природную систему (рисунок 4).
Рисунок 3. Прорывающая поверхность
Рисунок 4. Обволакивающая поверхность
Рисунок 5. Рассекающая поверхность
Рисунок 6. Разрывающая поверхность
Рисунок 7. Прорезающая поверхность
4. Рассекающая поверхность. Она представляет собой площадки, проходящие сквозь здания и соединяющие их. Проект Шэньчжэньских террас от МУКОУ затрагивает тему взаимодействия внутренних и внешних пространств. Он состоит из многоуровневых зданий - террас, которые представляют собой открытые общественные пространства, включающие различные функции: встречи, отдых, торговля, культура и созидание. Поверхность рассекает здание по горизонтали на этажи и взаимодействует с каждым из них по отдельности. При этом она связывает этажи разных зданий комплекса, переходя из одного в другое. Следовательно, поверхность не граничит со внутренними пространствами, а проникает внутрь и взаимодействует с ними (рисунок 5).
5. Разрывающая поверхность. По форме это площадка, разделяющая архитектурные объекты на несколько частей, сохраняющих при этом единую структуру. В проекте Даниэля Либескинда «Небоскреб Элад Пропетис» открытое пространство разрывает здание на несколько частей. Этот прием делает внешнее пространство более доступным. Жители могут попасть в него, находясь при этом внутри небоскреба. Природа и зелёные пространства становятся частью городской системы, активно с ней взаимодействуя. Таким образом, поверхность меняет форму здания, не нарушая его конструкции, при этом позволяя внешним и внутренним пространствам активно взаимодействовать, плавно переходя друг в друга (рисунок 6).
6. Прорезающая поверхность. Состоит из площадки, проходящей сквозь объем здания и выходящей на его крышу. Такую поверхность представили архитекторы бюро МУКОУ в проекте «Фабрика идей». Общественная лестница проходит через существующее здание, прорезая каждый его этаж, и ведет на крышу, где развивается поверхность с различными функциями, отделенными друг от друга живыми бамбуковыми «стенами». На одном из этажей поверхность выступает из объема здания, позволяя посетителям взаимодействовать с окружающими постройками. В этом проекте поверхность проникает в структуру здания, делая её более интерактивной (рисунок 7).
Во всех изученных архитектурных объектах присутствует стремление архитекторов объединить площадь со зданием различными способами. Появляется связь внутренних и внешних пространств или свободный переход между ними. Коммуникация здания и поверхности приводит к образованию более сложных форм архитектурного объекта.
Рисунок 8. Трансформация
Пронизывающая мультиповерхность. Автор предлагает принцип мультиповерхности.
Мультиповерхность - это крупная полифункциональная горизонтальная архитектурная форма, которая взаимодействует со зданиями, проникая в них и изменяя их структуру, текстуру и внешний облик (рисунок 8). Поверхность может состоять из множества слоёв, которые коммуницируют с архитектурными объемами, накладываясь друг на друга. Она проходит внутрь зданий тремя путями.
Первый путь - зелёный ландшафт с высаженными растениями - располагается рядом со зданием и, проходя сквозь стены, попадает во внутреннее пространство, меняя свою функцию.
Второй путь - поверхность проходит сквозь здание, «вырезая» его сегмент. Таким образом, на пути людского потока отсутствуют препятствия в виде стен. Площадь не меняет внутренней структуры здания, а трансформирует его внешний облик. Функции такой поверхности не меняются внутри архитектурных объектов.
Третий путь - смешанный. Площадь проходит сквозь здание, в некоторых местах вырезает его фрагмент и может заходить на крышу. Пространство не разрывается на отдельные участки, а «перетекает» из внутреннего во внешнее. На площади функционируют подвижные элементы - «домики на колёсах». По форме они представляют собой кубы, которые можно перемещать между узлами транспортных сетей, людских потоков и менять их функцию в зависимости от внешних факторов. Также можно их совмещать для создания более крупного пространства (рисунок 9).
Далее автор рассматривает положительные черты мультиповерхности:
- осуществляется коммуникация внутренних и внешних пространств, переходы между ними плавные, а функции взаимосвязаны;
- благодаря открытости пространства в нём постоянно меняется наполнение, из-за чего люди объединяются по интересам в новые группы, знакомятся и вместе занимаются общим делом; мультиповерхность изменчива, и поэтому она интересна людям, её невозможно изучить полностью;
Рисунок 9. Аксонометрия мультиповерхности
- здание не воспринимается как персональная изолированная ячейка, в нём активна общественная жизнь, сменяются людские потоки;
- функции внутренних и внешних пространств изменчивы; посетители меняют пространство вокруг себя, и это изменение неконтролируемо;
- слои многоуровневой структуры мультиповерхности накладываются друг на друга, создаётся множество крупных пространств, к которым можно применять различные варианты использования.
Мультиповерхность создаёт площадь, которая позволяет людям взаимодействовать друг с другом, а также с переходящими из одного в другое внутренними и внешними пространствами, постоянно меняя их и подстраивая под свои интересы. Такое пространство зависит от его посетителей, их характера и намерений. Если они будут стремиться следовать идее мультиповерхности: объединить внутренние и внешние пространства и людей в них, то она будет существовать, меняться и развиваться вместе с обществом. Если же большинство посетителей будет стремиться противоречить этой идее, то такое пространство начнёт разрушаться и разделяться на части.
Внутренние и внешние пространства существуют и развиваются вместе. Если раньше происходило их разделение, то сейчас архитекторы стремятся объединить их в своих проектах, создаются новые методы и принципы создания комплексной городской среды. Площади не граничат со зданиями, а проходят сквозь них, проникая в их структуру и меняя её. Взаимодействие внутренних и внешних пространств не ограничивается объемом одного здания: оно проходит через весь город.
Библиографический список
1. Аурели П.В. Возможность абсолютной архитектуры. М., 2014.
2. Бастракова Т.В. Градостроительные принципы формирования городских площадей и улиц // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. № 9.
3. Вахштайн В. Антиутопия «жуткого города» // Социология власти. 2014. № 4.
4. ВентуриР., Айзену С., Браун Д.С. Уроки Лас-Вегаса: Забытый символизм архитектурной формы. М., 2015.
5. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., 2006.
6. Маккуайр С. Геомедиа. Сетевые города и будущее общественного пространства. М., 2018.
7. Маккуайр C. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство. М., 2014.
8. Митчелл У. Я++ [Я плюс плюс]: Человек, город, сети. М., 2012.
9. Роу К., Кеттер Ф. Город-коллаж. М., 2018.
10. Яшкевич А.В. Метамодернистская структура города-архипелага в архитектурных концепциях // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 4(45).
В.А. Титова
студентка
Инженерная академия, Департамент архитектуры Российский университет дружбы народов, г. Москва E-mail: [email protected]
Е.А. Орлов
старший преподаватель, член Союза архитекторов России Инженерная академия, Департамент архитектуры Российский университет дружбы народов, г. Москва E-mail: [email protected]