УДК 71; 72.01
doi: 10.52470/2619046X 2023 3 13
ДИАЛЕКТИКА АРХИТЕКТУРЫ
(АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ)
С.В. Саморядов, Е.А. Булгакова, Н.А. Гудкова
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы конфликтов в архитектурном проектировании, как внутренние, так и внешние со строительством, эксплуатацией, экономикой, с философских позиций. Большинство конфликтов не разрешимо, и застройщикам или архитекторам приходится принимать волевые решения, рациональные с их точки зрения. Конфликты строительства и эксплуатации зданий связаны с не учетом технологии строительства и требований эксплуатации при архитектурно-конструктивном проектировании зданий.
Ключевые слова: архитектура, архитектурно-строительная конфликтология, диалектика архитектуры.
DIALECTICS OF ARCHITECTURE
(ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION CONFLICTOLOGY)
S.V. Samoryadov, E.A. Bulgakova, N.A. Gudkova
Abstract. The article deals with the issues of conflicts in architectural design, both internal and external -with construction, operation, economics, from philosophical positions. Most conflicts are irrepressible and, therefore, property developers or architects have to make executive decisions that are rational from their point of view. Conflicts of construction and operation of buildings are associated with inability to take into account construction technology and operational requirements in the architectural and structural design of buildings.
Keywords: architecture, architectural and construction conflictology, dialectics of architecture.
Прежде чем говорить о диалектическом характере архитектуры необходимо проанализировать ее сущность, структуру и содержание.
Архитектура - это одно из искусств (рисунок 1), которое включает и изображение, и объемный материальный объект.
Вспомним определения архитектуры, данные классиками: «Архитектура это - польза, прочность и красота» (Марк Вертрувий); «Архитектура это - застывшая музыка» (Фридрих Шеллинг).
Есть и другие определения, но не в них суть. Говоря об архитектуре как об искусстве, можно сказать что архитектура - это искусство формы, пространства и цвета.
Это подтверждает и топология архитектуры (рисунок 2), так как форма - это выразительность, пространство - это объем, а цвет может быть средством выразительности или объема на плоскости.
Архитектура - это не только искусство, но также и философия, и наука [6, с. 269-279] (рисунок 3).
В чем же диалектика архитектуры? В философии диалектика - это способ обоснования определенных заключений, помимо этого, диалектика является формой и средством рефлексивного теоретического рассуждения, анализирующее различные разногласия, которые зарождаются в процессе мышления. В том числе, один из законов диалектики - единство и борьба противоположностей. При наличии противоположностей между ними может быть гармония или конфликт.
Рисунок 1. Классификация искусств
Примечание: составлено авторами
архитектура зданий и соооружений
Рисунок 2. Топология архитектуры и строительства
Примечание: составлено авторами
Рисунок 3. Сущность архитектуры
Примечание: составлено авторами
Рисунок 4. Диалектика архитектуры
Примечание: составлено авторами
Цель данного исследования рассмотреть конфликты в самой архитектуре, градостроительстве [9, с. 5] и в ее связях с технологией строительства и экономикой.
Надо отметить, что конфликты архитектуры [6, с. 83-88] и технической эксплуатации зданий так же имеют место и учитывать это необходимо уже на стадии замысла.
Конфликты архитектуры бывают внешние и внутренние. Внутренние - это конфликты между составными частями архитектуры, внешние - между архитектурой и другими составляющими строительства: строительным производством, экономикой, внешней средой - архитектурной, природной, социальной (рисунок 4).
То, что касается средств выразительности и функциональности, то конфликт может быть между красотой и пользой, формой и функцией, ритмом и асимметрией, а также другими элементами, например, между архитектурой и дизайном.
Говоря о художественном стиле необходимо отметить, что в конструктивном отношении он не всегда может быть рационален или вообще реализован существующими конструкциями и материалами.
Конфликты художественного стиля и конструкций связаны с прочностью здания, особенно его фасадных частей, атриумов. В готическом стиле появились контрфорсы, что позволило облегчить стеновые части и сделать постройки более изящными и художественными. Пример - Нотр Дам де Пари. До того, как появились арочные системы окон, контрфорсов, проемов входов фантазия архитекторов была ограничена громоздкими формами зданий, так как не было подходящих строительных конструкций и решений.
Особую важность имеет климатическое проектирование, вернее природно-климатическое [7]. Оно определяет и объем, и положение, и цвет, и форму, и конструкцию (рисунок 5). Такое же влияние оказывают и природные факторы (рисунок 6).
Рисунок 5. Влияние климатических факторов на проектирование
Примечание: составлено авторами
Рисунок 6. Влияние природных факторов на архитектурное проектирование
Примечание: составлено авторами
Важную роль в противоречиях художественного стиля здания в существующей застройке ее архитектурному принципу играет композиция стилей. Один из простых примеров - реконструкция улиц в Москве в советское и постсоветское время. Большая Якиманка - старинные здания псевдорусского стиля, в стиле модерн, зрелого классицизма Бове, петровского барокко,
Рисунок 7. Ориентация проектируемого здания по розе ветров в холодный период и с теневой стороны летом
Примечание: составлено авторами
Рисунок 8. Примеры ветрозащитной застройки микрорайонов населенных мест Крайнего Севера: А - микрорайон на 4400 жителей; Б - микрорайон на 2100 жителей [4]
Рисунок 9. Ветровой режим снегопереноса в зависимости от плотности застройки [2]
Рисунок 10. Плотность застройки
К - коэффициент застройки (учитывает только площадь здания по фундаменту К = ---),
3 3 о
К - коэффициент плотности застройки (учитывает площадь всех этажей здания, 18
Кпз= - зд ) Буч - площадь участка застройки.
уч
Примечание: составлено авторами
эклектики, классические и ампирные особняки, дома второй половины ХХ века в стиле классицизма, современного «лужковского» стиля). Это уродливое соседство и, как говорил поэт, «смешение французского с нижегородским», вызывает и тоску по единству архитектурного ансамбля в застройке, и раздражение.
Важное значение имеет влияние природно-климатических факторов на проектирование построек. Но и здесь заложены конфликты. Во-первых, температуру воздуха нужно рассматривать только в совокупности с ветром зимой и солнечной активностью летом. С точки зрения охлаждения здания зимой его надо повернуть узким фасадом по розе ветров [2, с. 9], а с точки зрения солнцезащиты здание рекомендуется ориентировать входами в подъезд на солнечную сторону (рисунок 7). Эти два требования часто нет совпадают.
В то же время в северных районах с целью ветрозащиты рекомендуется иная схема застройки [4] (рисунок 8), то есть поворот здания длинным фасадом к ветру!
Кроме того, необходимо учитывать действие ветра с точки зрения снегозаносимости (рисунок 9). Но это может противоречить генеральному плану развития города либо требованиям норм к застройке селитебной или промышленной зоны. И здесь надо вспомнить, что при проектировании зданий существует норма плотности застройки и коэффициент плотности застройки (рисунок 10). При этом коэффициент плотности застройки во столько же раз больше, чем больше количество этажей. Соответственно, должен быть больше участок застройки - генплан. В ходе реновации коэффициент плотности застройки игнорируется, и мы получаем супермаленькую придомовую территорию. А это ведет к нарушению других норм проектирования, например, парковочных мест, зон отдыха и озеленения и др.
Здесь иная форма конфликта - между нормами проектирования и волевым решением органов местного самоуправления, отменяющих норму плотности застройки в условиях стесненности мегаполиса. Другая причина чисто экономическая. При реновации на той же территории, где находилось снесенное пятиэтажное здание, возводят двадцатиэтажное здание, 3/4 квартир в котором продается по коммерческой цене.
Ветер ограничивает творчество архитектора и в отношении формы сечения здания (рисунки 11, 12). Вид потока, его завихрения не только могут быть опасными для человека при входе в здание, но определяют и пыле- и снегозаносимость, комфортность на придомовой территории. Охлаждаемая площадь фасада здания зависит от его высоты и периметра, а последний зависит от формы сечения. Но вот здесь конфликт отсутствует, с точки зрения теплопотерь через стены и обтекания ветром высотных зданий есть оптимальное решение - круглое сечение.
Рисунок 11. Обтекание ветром высотных зданий разного сечения [5]
Наиболее выраженный конфликт внутри архитектуры - это противоречия инсоляции и теплотехники. В северных районах солнечная радиация понижена. Освещенность малая. С точки зрения инсоляции необходимо проектировать окна большой площади [2, с. 85]. А с точки зрения теплотехники, требующей сокращения теплопотерь через ограждающие конструкции, оконные проемы надо уменьшать!
Как уже говорилось выше, цвет может изменять видимый объем здания, его художественное выражение. В настоящее время, при массовой жилой застройке эконом класса, архитекторы смогли уйти от однотонных серых бетонных фасадов используя средства колористики. Но важнее другое: что каждой форме и архитектурному решению подходят определенные цвета. Цветоведение определяет, в Том числе, и сочетания цветов. И вот здесь возникает конфликт с солнцезащитой. В жарком климате рекомендуются светлые тона фасадов и их гладкая фактура, что может иметь расхождение с требованиями цветоведения, архитектурной композиции застройки и предпочтений архитектора. А в холодном климате — не черные же дома проектировать!
Конфликт между сейсмостойкостью и типологией связан, например, с тем, что оптимальная форма здания в этих условиях - это пирамида, так как она имеет самый низкий центр тяжести и повышенную устойчивость. Но эта форма противоречит условиям застройки в больших городах, где стоимость земли определяет высотное строительство. Такая форма повышает и ветроустойчивость, что особо важно для высотных зданий.
8=100 м2
П=40 П=50 П=35,5
__20 11=5,64
10
Рисунок 12. Зависимость периметра здания от формы его сечения
Примечание: составлено авторами
Подобные формы конфликтуют с вышеназванным коэффициент плотности застройки и не рациональны с точки зрения максимального использования пространства в условия переуплотненной городской застройки мегаполисов.
Природно-климатические конфликты определяют еще и планировочные решения этажей (рисунок 13).
Например, для холодного климата рациональны малые объемы замкнутых помещений, а для жаркого большие объемы помещений, предотвращающие перегрев помещений или проветриваемые схемы. И здесь возникает конфликт между нормами проектирования, например, общественных зданий и такими рекомендациями. Зрелищные сооружения всегда зальные, в холодном климате это приводит к низкой энергоэффективности за счет повышения нагрузок на систему отопления. В жарком климате нормы проектирования жилых зданий предлагают нам универсальную ячейковую систему, приводящую только к перегреву помещений.
Еще один из конфликтов - это объемно-планировочные решения и инженерные системы здания. При проектировании высоты этажей, при наличии принудительной канальной вентиляции с воздуховодами, необходимо учитывать высоту воздуховодов и их подвески. Раздел проекта АС выполняется до раздела ОВ, в котором и рассчитывается сечение воздуховодов. Таким образом, высота этажа может оказаться заниженной и высота подвесных потолков, скрывающих воздуховоды, может оказаться недостаточной.
Рисунок 13. Рациональные планировочные схемы этажей с учетом природно-климатических факторов
Примечание: составлено авторами
Еще более сложно проектировать принудительную вентиляцию в купольных сооружениях — цирке, театре и др. Воздуховоды в них проложить невозможно. Тогда проектируется моноблочная приточно-вытяжная установка на крыше, но этого бывает недостаточно для требуемого воздухообмена.
Внешние конфликты связаны с тем, что для реализации проекта постройки принимается определенная технология [1, с. 7-9], но это в том случае, если такая существует или имеется возможность ее применения.
Характерный пример для высотных зданий — украшения фасадов под крышей, парапета, крыши декоративными металлоконструкциями. Строители для снижения затрат как можно ранее демонтируют башенный кран и используют мачтовые подъемники. Переместить несколько тонн проката длиной 11 м на крышу при этом невозможно, а при устройстве консольных и других конструкций бывает невозможно использовать навесные фасадные люльки. В этом случае строители обращаются к проектировщикам о внесении изменений в конструкцию подобных сооружений или отмену этого декоративного элемента. Автор статьи имел подобный конфликт в своей строительной практике. Но убедить автора архитектурного проекта сделать это удалось, только объяснив нерациональность такого конструктивного решения, потому что вынесенные на консолях за парапет три раздельные нитки стальных трубок диаметром 10 мм просто не будут видны на высоте 70 м.
Конфликт мастерства и художественного замысла архитектора с реальным визуальным восприятием конструкции, технологическая возможность осуществления, это еще одно из внешних противоречий.
Еще один конфликт архитектуры и строительного производства связан с особыми технологиями строительства, в частности, - требований квалификации исполнителей. Не всегда строительные фирмы могут применить необходимую технологию в данных условиях и в данной местности, в том числе и при недостатке квалифицированных исполнителей и конкретными условиями производства работ. Конечно, архитекторов это не должно вол-
Рисунок 14. Конфликты строительства
Примечание: составлено авторами
новать, но надо не забывать, что сроки строительства определяются нормами и в проекте организации строительства - ПОС, разрабатываемому проектной организацией, нужно согласовывать технические и технологические решения с исполнителями. В противном случае мы и имеем внешний конфликт.
Конфликты с экономикой заключаются в желании архитектора украсить свое творение, а заказчика - сократить стоимость. Другим внешним конфликтом является желание строителя сократить затраты в рамках сметы, но здесь играет роль другой фактор. Сметчики проектных организаций не всегда внимательно смотрят проект, да и в нем самом бывают недостатки, и смета не соответствует объемам работ, технологии. Автору статьи пришлось встретиться в своей производственной деятельности с подобными несоответствиями. Например, в типовом проекте И-1194 детского сада в чертежах системы горячего водоснабжения имеются 40 штук полотенцесушителей из нержавеющей стали, а в спецификации их нет. Много и других ошибок, неучета работ или материалов. Не составляются ресурсные сметы (на материалы, не учтенные в основных нормах). Была проведена проверка сметы проекта на санитарно-технические работы путем составления собственной сметы с учетом всех параметров. Она оказалась на 15% выше проектной. И это только по сантехработам.
Другой конфликт, в частности в проекте организации строительства - проектирование организации строительства при сооружении нескольких объектов - более завуалированный, между экономикой строительства и его организации. При поточной организации строительных процессов производится их увязка во времени и пространстве. Она предполагает ожидание объектом начала последовательных процессов, для того чтобы всегда был фронт работ для последующих. С точки зрения экономики такое ожидание - это увеличение срока строительства отдельного объекта, то есть замораживание капиталовложений. Но иначе организовать поточное строительство нельзя. Ведь оно предполагает непрерывность каждого специализированного потока, то есть непрерывность работы строительных бригад. Это и есть поток.
Существует и конфликт технической эксплуатации и архитектуры. Один из примеров - это проектирование инженерных сетей таким образом, чтобы они были доступны для обслуживания и ремонта, но и органично вписывались в интерьер.
При проектировании плоских крыш неподходящим материалом является мягкая кровля, так как крышу нужно чистить от снега, и кровля повреждается.
Рисунок 15. Конфликты архитектуры
Примечание: составлено авторами
Таким образом, становится очевидным, что множественные внутренние и внешние конфликты архитектуры (рисунок 14) определяют ее диалектичность. А это требует комплексного решения задач архитектурно-конструктивного проектирования с учетом технологии строительного производства и особенностей технической эксплуатации построек.
В заключении можно представит структуру основных конфликтов архитектуры, определяющую ее диалектический характер в виде схемы (рисунок 15).
Библиографический список
1. Васильева С. Архитекторы и застройщики: когда в согласии жить не получается // Жилищное право. 2018.№ 9.
2. Куприянов В.Н. Строительная климатология и физика среды: учебное пособие. Казань, 2007.
3. Лезьер В.А., Извин Д.А. Архитектура как вид культурного бытия: философскокатегориальный подход // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 6А.
4. Лицкевич В.К., Конова Л.И. Учет природно-климатических условий местности в архитектурном проектировании: учебно-методические указания к курсовой расчетно-графической работе. М., 2011.
5. МихайловаМ.К. Проектирование, строительство и эксплуатация высотных зданий с учетом аэродинамических аспектов // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2016. № 10 (49).
6. ПерьковаМ.В. Вайтенс А.Г., Баклаженко Е.В. Классификация градостроительных конфликтов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. № 12.
7. Саморядов С.В. Интегральная система влияния местных условий в строительстве. Климатология, природная и техногенная среда в архитектуре, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Ч 1. Климатическое проектирование. М., 2023.
8. Синянский И.А. Типология зданий : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. M., 2014.
9. Фрейдин Е. Конфликтологическая концепция градостроительной деятельности (градостроительная конфликтология) // Сибирская архитектурно-художественная школа: наука, практика, образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 2007 г.). Новосибирск, 2007.
С.В. Саморядов
доцент, Российский университет транспорта; доцент кафедры строительства и городского хозяйства Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт;
член-корреспондент Международной академии общественных наук E-mail: [email protected]
Е.А. Булгакова
кандидат архитектурных наук, доцент заведующая кафедрой архитектуры и дизайна
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт;
член Союза архитекторов России, профессор Российской академии естествознания E-mail: [email protected]
Н.А. Гудкова
кандидат технических наук, доцент Российский университет транспорта;
преподаватель кафедры строительства и городского хозяйства Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]