Научная статья на тему 'АТРИУМ. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ'

АТРИУМ. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
630
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИУМ / ВНУТРЕННИЙ ДВОР / АТРИУМНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / СВЕТОПРОЗРАЧНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Плюснина Галина Федоровна, Калмыков Сергей Петрович, Панов Михаил Владимирович

В статье рассмотрены исторические этапы формирования атриумного пространства в архитектуре жилых и общественных зданий. Показаны исходные формы атриумов, используя которые можно создавать различные комбинации атриумных пространств для решения проблемы выбора оптимального с эстетической, экономической и технической точек зрения типа современного атриумного здания. Приведены примеры реализации различных форм атриумов в некоторых значимых объектах зарубежных и отечественных зодчих, проанализированы особенности каждого из них. В свете активного на сегодняшний день строительства в России зданий атриумного типа, представленный в статье материал является актуальным и может быть использован при разработке проектов данного типа зданий, а также в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATRIUM. HISTORY OF EVOLUTION

The article considers historical stages of atrium space formation in residential and public buildings architecture. Atria initial forms are shown, which allows creating various atrium spaces combinations to solve the problem of choosing optimal modern atrium building type from aesthetic, economic and technical points of view. Examples of various atria forms implementation in some significant objects of foreign and domestic architects are given, features of each of them are analyzed. In the light of currently active atrium-type building construction in Russia, the material presented in the article is relevant and can be used in this type of buildings design development, as well as in the educational process.

Текст научной работы на тему «АТРИУМ. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 159.98

DOI 10.25257/KB.2023.1.16-30

АТРИУМ. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Atrium. History of evolution

Г. Ф. ПЛЮСНИНА1,

С. П. КАЛМЫКОВ1, М. В. ПАНОВ1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

G.F. PLYUSNINA1,

S.P. KALMYKOV1, M.V. PANOV1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассмотрены исторические этапы формирования атриумного пространства в архитектуре жилых и общественных зданий. Показаны исходные формы атриумов, используя которые можно создавать различные комбинации атриумных пространств для решения проблемы выбора оптимального с эстетической, экономической и технической точек зрения типа современного атриумного здания. Приведены примеры реализации различных форм атриумов в некоторых значимых объектах зарубежных и отечественных зодчих, проанализированы особенности каждого из них. В свете активного на сегодняшний день строительства в России зданий атриумного типа, представленный в статье материал является актуальным и может быть использован при разработке проектов данного типа зданий, а также в учебном процессе.

Ключевые слова: атриум, внутренний двор, атриумное пространство, функциональность, формообразование, светопрозрачное ограждение, архитектура, проектирование, трансформирование

Abstract: The article considers historical stages of atrium space formation in residential and public buildings architecture. Atria initial forms are shown, which allows creating various atrium spaces combinations to solve the problem of choosing optimal modern atrium building type from aesthetic, economic and technical points of view. Examples of various atria forms implementation in some significant objects of foreign and domestic architects are given, features of each of them are analyzed. In the light of currently active atriumtype building construction in Russia, the material presented in the article is relevant and can be used in this type of buildings design development, as well as in the educational process

Key words: atrium, courtyard, atrium space, functionality, form making, translucent fencing, architecture, design, transformation

ВВЕДЕНИЕ

В XXI в. здания с атриумами становятся неотъемлемой частью городской застройки. Архитекторы сегодня все чаще создают удивительные городские объекты, центром притяжения в которых, неким пространственным ядром является большое атриумное пространство, наполненное светом и комфортом, хорошо защищенное от негативных атмосферных

воздействий светопрозрачным ограждением.

Дальнейшее активное развитие строительства таких зданий, вероятно, способно в недалеком будущем не только максимально расширить комфортное и безопасное пространство среды обитания человека, но также изменить в перспективе облик наших городов и улучшить их сегодняшнее состояние.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Согласно общепринятому на сегодняшний день определению, атриум - это центральное распределительное многосветное общественное пространство, как правило, развитое по вертикали с поэтажными галереями, на которые выходят помещения различного назначения, и освещаемое естественным светом через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии, или иного рода светопрозрачное ограждение.

Светопрозрачные конструкции атриумов, фонарей или сложных форм прозрачных покрытий выполняют из несущих металлических элементов с заполнением стеклом или стеклопакетами (одно-, двухкамерными) [1, с. 353]. Атриум, развитый по горизонтали в виде многосветного единого пространства (прохода, галереи), сформированного вдоль основных пешеходных коммуникаций, может быть назван пассажем.

Таким образом, атриум можно сравнить с перекрытым двором внутри здания, а пассаж с перекрытой улицей.

Многочисленные исследования в области влияния на формирование мировосприятия и настроение человека окружающей его среды позволяют расширить хорошо известное высказывание древнегреческого ученого Гиппократа (IV в. до н.э.): «мы есть то, что мы едим» до: «мы есть не только то, что мы едим, но и то, где мы живем и работаем» [2].

Атриумы придают новое качество архитектуре зданий, делают ее величественной и привлекательной, при этом экономичной и эффективной. Это касается как частных домов, так и крупных жилых и общественных зданий.

Востребованность атриума на объектах современного строительства подтверждается долгой историей эволюции данного композиционного элемента.

Во все исторические времена люди стремились оградить и защитить себя от многочисленных неблагоприятных и опасных воздействий со стороны среды своего обитания. Жара и холод, дождь и ветер всегда составляли

проблему для спокойной жизни человека. Поэтому издревле наши предки начали строить для себя жилища, которые, создавая защищенную от внешних воздействий искусственную среду, привносили в их жизнь больше желанного комфорта и безопасности [3, с. 44].

Идея атриума ведет свою историю со времен Древнего Востока - колыбели современной цивилизации. Еще в XII в. до н.э. в странах Древнего Востока появились жилые дома с внутренними дворами - прототипы атриумных пространств. В этот период, ограниченный в конструктивных и технических средствах хозяин дома, руководствуясь исключительно утилитарно-хозяйственной функцией двора, сооружает в нем очаг, а вокруг размещает помещения. В крыше над очагом устраивается отверстие для выхода дыма [4].

На протяжении долгого времени сформировавшийся тип многокомнатного жилого дома дворового типа, повторяющего композицию домов эпохи родового строя, не претерпевает изменений.

Дальнейшее развитие атриумное пространство получает в формировании жилища в Древней Греции и затем в Древнем Риме.

Между V и II вв. до н.э. на территории Древней Греции появляются первые атрии -открытые внутренние дворики, окруженные колоннами и сообщавшиеся с периферийными жилыми пространствами [4]. Атрий перекрывался кровлей, но с прямоугольным отверстием в потолке и бассейном той же формы под ним, в который стекала дождевая вода. Крыша была наклонена в сторону центрального отверстия в ней, называемого комплювиум, благодаря чему вода со всей крыши в гораздо большем количестве стекалась в бассейн — имплювиум (рис.1, 2) [5, с. 199-200].

Атриум четырехколонный имел крышу, которая опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки

Рисунок 1. Атриум с отверстием, образованным скатами крыши

Рисунок 2. Четырехколонный атриум

ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши [6, с. 32].

В эпоху эллинизма (III и II вв. до н.э.) ведущим архитектурным типом греческого здания является частный жилой дом с перистилем - полностью открытым, сливающимся с небом пространством внутреннего двора прямоугольной формы, окруженного по периметру крытой колоннадой или отдельными портиками, являющегося одновременно садом (часто с бассейном) и местом общения членов и гостей семьи [7, с. 17-18].

Атриум позволяет изолировать жилые помещения от внешнего мира. С помощью такого приема рождается нефасадная архитектура, даже самые престижные части которой скрыты от глаз посторонних. В этом смысле она связана напрямую с крепостью. Поговорка «мой дом - моя крепость» относится изначально именно к такой планировке жилого здания с импозантным пространством, рассчитанным только для «своих» и скрытым от «чужих» [8, с. 19].

Функционально атриумное пространство эллинистического перистильного дома является центром замкнутого мирка разбогатевшего рабовладельца, сосредоточенного на удовлетворении бытовых потребностей и решении семейных проблем. Отсюда появляется и возрастает тенденция устроить свой дом внутри как можно богаче и роскошнее.

В эпоху Римской империи определились основные приемы формирования классического атриума, которые органично сочетают в себе функцию и эстетику.

Функционально атриум (внутренний закрытый двор) служил парадным «залом», зоной приема гостей, выполнял центральную объединяющую роль в плане дома и способствовал созданию благоприятного микроклимата. Вода в имплювиуме, охлаждаясь ночью, передавала прохладу внутренним стенам атриума во время жаркого полуденного зноя, а свет и воздух, попадая в него из открытой кровли, распространялись в окружающие помещения. Эстетические задачи решались за счет связи атриума римского дома с внешней средой и формирования его интерьера предметно-пространственным наполнением и убранством [9, с. 2].

Замкнутые внутренние дворы жилых домов Древнего Востока, Древней Греции и Рима можно отнести к прототипу современных четырехстенных атриумов, встроенных в объем здания, а по типу регулирования микроклимата - к охлаждающим.

Следует отметить, что именно в жилых домах Древней Греции и Древнего Рима III и II вв. до н.э. атриумное пространство приобретает общественную функцию, становится

органичной частью античного жилого дома, без которого его структура теряет основное значение. Методами достижения функциональных и эстетических целей в одинаковой мере становятся композиционные, планировочные и климатические особенности атриума.

Атриум как общественное многосвет-ное пространство проявляет себя в римских и итальянских палаццо эпохи Ренессанса (ХШ-^! вв.) - городских особняках (дворцах) - крепостях, представлявших собой прямоугольное здание в плане несколько этажей, в середине которого устраивался открытый двор с фонтаном, водоемом, скульптурами и фруктовыми деревьями (рис. 3).

Ничто во внешней архитектуре не намекает на существование этого двора. Он соответствует античному атриуму, и, подобно римскому атриуму, его убранство составляют обходящие вокруг галереи [10, с. 1047].

Переход в этот период к многоэтажности зданий и, соответственно, многосветности атриумного пространства еще больше приближает нас к тому, что принято называть атриумным пространством в современных многоэтажных зданиях.

Новый период в развитии концепции атриумных пространств начался вместе с промышленной революцией, произошедшей в ведущих государствах мира в XVIII-XIX вв., ознаменовавшей массовый переход от ручного труда к машинному, принесшей в строительство на смену камню и дереву металл и стекло.

В самом начале XIX в. возникают новые типы пространственных решений атриумов в виде павильонов проходивших в Европе всемирных торговых выставок, перекрытых большепролетными остекленными кровлями в сочетании с ажурными металлическими конструкциями, и полностью остекленных оранжерей. Требуемый для роста растений в оранжереях микроклимат обеспечивало свободно проходящее сквозь стекло солнечное тепло, которое не могло так же легко выйти наружу.

Центральное отопление, делавшее возможным круглогодичное использование

оранжерей, потребовало их пристраивания к отапливаемым зданиям. В связи с этим оранжереи являются прообразом атриума пристроенного к объему здания, а по типу регулирования микроклимата их следует отнести к согревающим.

К одному из первых примеров современных атриумов можно отнести внутренний дворик здания лондонского джентельменско-го «Реформ-клуба», построенного в 1841 г., архитектором Ч. Берри. В основе композиции

Рисунок 3. Палаццо Фарнезе. Рим 1513 г. План первого этажа и внутренний двор

Рисунок 4. Салон «Реформ-клуб» г. Лондон 1841 г., архитектор Ч. Берри

лежат форма и план римского палаццо Фарнезе (рис. 4).

Отличие заключается в том, что архитектор перекрывает внутренний двор металлическим остекленным сводом.

Изобретение конструкций, позволяющих перекрывать большие пролеты, отвечало изменениям, происходящим в сознании людей индустриальной эпохи, возникновении потребности общества в обширных публичных пространствах, защищенных от непогоды и уличного движения, в которых было бы удобно проводить время, осматривать произведения искусства или приобретать товары.

В середине XIX в. появляются целые улицы со стеклянным покрытием - аркады и галереи, представляющие собой атриум-ные пространства, развивающиеся по горизонтали в соответствии с направлением движения людских потоков, устроенные по принципу восточного базара, но по образу и подобию всемирных торговых выставок.

Характерным примером атриума линейного типа формообразования является атриум здания торговой галереи Виктора Эммануила в Милане, построенного в 1867 г., архитектор Д. Менгони [11, с. 11]. Данный атриум является встроенным в объем здания (рис. 5).

Рисунок 5. Галерея Виктора Эммануила в Милане, 1967 г., арх. Д. Менгони. План и интерьер галереи

В магазинах прошлого века получили широкое применение застекленные арочные пассажи, например, в здании ГУМа архитектора А. М. Померанцева в Москве в 18891893 гг. [12, с. 4].

С совершенствованием строительных технологий, вызвавших стремительный рост высоты и этажности зданий, наибольшее развитие получили атриумы вертикального формообразования в виде многосветного внутреннего двора, имеющего светопрозрачное ограждение (верхнее, боковое), четырех-, треугольной, иной формы в плане, расположенного внутри здания в центре, с выходом на фасад или размещением в угловой части здания.

Следует отметить, что в конце XIX -начале XX вв. происходит окончательный переход функции атриумного пространства с утилитарно-хозяйственной к объединяющей общественной, с ярко выраженной эстетической составляющей, наполнением озеленением, предприятиями питания, торговыми точками и т. д.

К ярким примерам атриумов вертикального формообразования можно отнести атриум управления компании «Джонсон Вокс» в г. Рейсин, шт. Висконсин, США, построенного в 1936 г., архитектор Ф. Л. Райт. Главный зал управления имеет высоту 6,5 м и сетку внутренних опор 6x6 м. Опоры представляют собой железобетонные колонны полого круглого сечения с диаметром понизу 22,5 см, слегка расширяющиеся кверху [13, с. 70]. Атриум (рис. 6) имеет верхнее светопрозрач-ное ограждение, охватывает входной вестибюль, кулуары и основной конторский зал с окружающими его галереями. Данный атриум является четырехстенным, встроенным в объем здания.

Первым экспериментом в области применения атриума в высотном строительстве является воплощенный Д. Портманом в 1967 г. в здании гостиницы «Ридженси Хайатт» в г. Атланта, шт. Джорджия (США) четырехстенный встроенный атриум высотой 67 м с верхним освещением, проходящий через весь объем здания (рис. 7).

Рисунок 6. Офисное здание «Джонсон Вокс» в Рейсине, 1936 г., арх. Ф.Л. Райт. Интерьеры

В здании были применены обзорные приставные лифты фирмы «Отис». Огромное пространство атриума, открывающееся с этих лифтов, оставаясь скрытым от посетителя, входящего в низкую дверь с улицы, вызывало неизменный восторг и удивление, обеспечивая владельцам коммерческий успех.

Данное здание стало первым экспериментом применения атриума в высотном строительстве стран Европы и США,

Рисунок 7. Здание гостиницы «Ридженси Хайатт», г. Атланта, 1967 г., арх. Д.Портман. План и разрез

изменившем представление об идее этого пространственно-композиционного элемента в архитектуре XX в. и его дальнейшем развитии.

Английский архитектор и ученый Ричард Саксон, один из крупнейших специалистов в области развития атриумного пространства, еще в 1983 году прогнозировал, что атриум-ные здания станут одним из наиболее привлекательных типов сооружений конца XX в., но практика показывает, что это утверждение является актуальным и для XXI в.

С функциональной точки зрения современный атриум представляет собой эстетически привлекательное пространство, которое может воссоздавать атмосферу маленьких

городов с уютными улочками, сомасштабны-ми человеку, или же вызывать восхищение своей грандиозностью и достижениями технического прогресса в области строительных конструкций и материалов. Главным является выполнение атриумом общественной функции, что особенно важно в условиях современного мегаполиса.

В композиционном отношении в современных зданиях атриум выступает, в основном, в роли вертикально развитого мно-госветного пространства, объединяющего этажи здания в единый структурный элемент, имеющий естественное освещение через купола, световые фонари или остекленные фасады.

С экономической точки зрения наличие перекрывающего светопрозрачного ограждения позволяет использовать атриум как буферную зону, снижающую природно-климатические воздействия на здание. Дополнительные расходы, связанные с сооружением светопрозрачного ограждения, а также с разработкой специальных мер противопожарной защиты, средств транспорта (лифты, эскалаторы) и озеленения, компенсируется экономией энергии на отопление и искусственное освещение за счет уменьшения общей теплопроводящей площади наружных стен здания и использования солнечных лучей для естественного освещения самого атриума и обращенных в него помещений, что позволяет сделать их более глубокими.

В 1980 г. инженером Т. Фаррелом и архитектором Р. Лебенсом была разработана концепция, суть которой заключалась в том, что ориентированный в наиболее благоприятную с точки зрения направления солнечных лучей и господствующих ветров сторону, атриум за счет содержания большого объема воздуха служит буферной зоной (своеобразным тамбуром) между атмосферной средой и внутренним объемом здания, которое получает при этом двойное ограждение.

Для создания требуемого в атриуме микроклимата используются согревающий, охлаждающий и трансформируемый типы атриума.

Согревающий атриум проектируется в зданиях, требующих поддержание тепла в значительный период времени. Атриум имеет ограждение, обеспечивающее свободное проникание солнечного света, и поэтому, как правило, температура воздуха в нем градусов на пять выше, чем в окружающей атмосфере, что позволяет существенно уменьшить отопительный период в прилегающих помещениях.

Охлаждающий атриум предусматривается там, где климат и функциональные особенности здания в течение большей части года требуют борьбы с перегревом и излишней влажностью. Атриум представляет собой систему средств затенения и одновременно является резервуаром охлажденного воздуха. Там, где климат теплый и влажный, атриум обеспечивает сквозное проветривание помещений, используя эффект тяги и вытяжных устройств.

Трансформируемый атриум используется как эффективное средство защиты от летнего перегрева помещений, а также для отопления в зимнее время. Нужный эффект обеспечивает особая система средств затенения

наружного остекления атриума, пропускающая солнечные лучи зимой, когда угол подъема солнца над горизонтом невелик и препятствующая прямому попаданию солнечных лучей летом, когда солнце стоит высоко.

Форма, остекление и расположение атриума в здании выбираются архитектором с учетом функционального назначения объекта; разницы между объемом атриума, который оказывается пустым стержневым пространством, вокруг которого «нанизаны» планы помещений, и объемом полезных площадей; требуемой глубины помещений и условий их естественного освещения; потребностей обогрева или охлаждения внутренних пространств, а также климатических условий и необходимости органичного включения нового объекта в сложившуюся застройку.

Богатство форм при проектировании атриумных зданий в ХХ-ХХ1 вв. получено путем комбинации сложившихся к этому времени пяти простых и четырех сложных форм атриумов, приведенных Р. Саксоном в 1983 г. в книге «Атриумные здания» (рис. 8) [11, с. 80-81].

ж

Рисунок 8. Исходные формы атриумных зданий. Простые и сложные типы. Простые типы: а - одностенный атриум типа оранжереи; б - двухстенный (открыт на два фасада); в - трехстенный (открыт на один фасад); г - четырехстенный (не имеет открытых боковых фасадов); д - линейный (открыт только с торцов).

Сложные типы: е - атриум, соединяющий несколько зданий; ж - атриум подиумного типа, расположенный у подножья башенного здания; з - система множества одноуровневых атриумов (любой формы); и - система атриумов, расположенных один за другим

б

д

а

в

г

е

з

и

Рисунок 9. Здание управления Института исследования солнечной энергии, г. Голден, 1984 г. Разрез здания

Вот некоторые примеры использования в зданиях перечисленных выше форм атриумов.

Примером атриумного здания с использованием множества одноуровневых атриумов является институт исследования солнечной энергии в г. Голден, шт. Колорадо, США (1984 г.), архитектурная фирма Тейбл Маунтан. Здание террасообразно спускается с холма, обращенного на солнечную сторону горизонта. Корпуса института соединяют линейные атриумы с остекленным покрытием, которые используются для аккумуляции солнечной энергии. Раздвижные секции стеклянных покрытий атриумов позволяют в случае необходимости избавляться от излишков накопившегося внутри тепла. Данный тип атриума относится к встроенному в здание, а по типу регулирования микроклимата - к трансформируемому (рис. 9) [11, с. 65].

В комплексе «Пеннзойл Плейс» (рис. 10), построенном в центре г. Хьюстона, шт. Техас, США в 1976 г., архитекторы Ф. Джонсон и Д. Берджи объединили треугольным по форме атриумом с наклонной остекленной кровлей нижние этажи двух 36-этажных башен с офисными помещениями. Данный тип атриума является пристроенным, соединяющим несколько высотных зданий.

Для рационального решения планировочной задачи в здании отеля «Westin

Peachtree Plaza» (рис. 11), построенного в г. Атланта, шт. Джорджия, США в 1976 г., архитектор Д. Портмен воздвигает 73-этажную

Рисунок 10. Комплекс «Пеннзойл Плейс», г. Хьюстон, 1976 г., арх. Ф. Джонсон и Д. Берджи. Общий вид комплекса

цилиндрической формы гостиничную башню на базовое основание - подиум. Главенствующее значение в этой части гостиницы имеет атриум, облицованный светоотражающим стеклом с каскадами террас и эскалаторами, с размещением в нем многочисленных площадей общественного назначения от рецепции до гостиных, обеденных зон и рекреаций. Данный атриум является встроенно-пристроенным атриумом поди-умного типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Простой одностенный тип пристроенного атриума нашел воплощение в возведенном австрийской архитектурной фирмой «Coop Himmelblau» в 1998 г. в г. Вене 6о-метровом жилом здании «SEG-Tower» (рис. 12). Архитекторы использовали прием стеклянного «климатического фасада», роль которого выполняет атриум, объединяющий

Рисунок 12. Жилое здание «SEG - Tower», г. Вена, 1998 г., арх. бюро «Coop Himmelblau». Общий вид здания

необходимые параметры микроклимата обеспечивались только инженерно-техническими средствами (искусственное освещение, кондиционирование и пр.), а присутствие в одном помещении десятков и сотен служащих создавало психологически угнетающие условия работы. Поэтому к концу XX в. началось постепенное изменение планировочных решений высотных административных зданий за счет устройства атриумов.

Ярким примером такого здания является «СоттегаЬапк» в г. Франкфурт-на-Майне (Германия) построенный в 1997 г. по проекту архитектора Н. Фостера (рис. 13). В здании используется, главным образом, естественное освещение и естественная вентиляция,

два основных вертикальных объема здания, поставленных один на другой.

В высотном строительстве конца XIX в. преобладают административные здания (офисы, банки). Планировочная структура таких зданий эволюционировала от жесткой (одно- или двухкоридорной) к гибкой, утвердившейся на длительный срок (с конца 1950 до 1990 гг.) [14, с. 48]. В обеих планировочных структурах таких зданий: с жесткой фиксацией только пространства горизонтальных коммуникаций (коридоров, холлов и галерей); в зданиях с жесткой планировкой или с жесткой фиксацией только размещения вертикальных коммуникаций и санузлов; в зданиях с гибкой планировкой,

Рисунок 13. План, разрез, фрагмент атриума здания «СоттегсЬапк», г. Франкфурт-на-Майне, 1997 г., арх. Н. Фостер

имеется атриум, проходящий от уровня земли до самого верхнего этажа, и из каждого офиса или части здания открывается вид на город. Спирально по всему зданию расположены зимние сады высотой в четыре этажа - они улучшают микроклимат и создают совершенно иную рабочую обстановку [15, с. 76]. Данный атриум является встроенным в здание, а по типу регулирования микроклимата относится к трансформируемым.

В качестве примера опыта работы с атри-умными пространствами в современном отечественном строительстве можно привести атриум бизнес-центра «Романов-двор», построенного в центре Москвы, архитектор О. Попов (рис. 14). Здесь атриум развивается от входа по вертикали вниз и вверх. В нем сосредоточено несколько лестниц, пандус и лифт, ведущие в разные функциональные

зоны центра: кинотеатр, бизнес-центр, фитнес-центр и единое общественное пространство в виде галереи, протянувшейся вдоль всего здания. При перемещении с уровня на уровень постоянно меняется экспозиция, открываются новые объемы холлов и залов. Наличие зенитного фонаря в центре атриума помогает хорошо ориентироваться в столь многообразном пространстве. Использование в интерьере материалов с высоким коэффициентом отражения наполняет атриум светом, а дополнительное искусственное освещение лишь подчеркивает возможные направления движения людских потоков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Атриумные здания имеют большую перспективу развития. Практика возведения подобного рода зданий убедительно доказывает, что большие по объему атриумные пространства привлекательны для коммерческих целей. Атриумные здания становятся центрами притяжения людей, создают комфортные условия для общения, проведения отдыха и досуга, совершения покупок. Применение атриумов улучшает естественную освещенность и вентиляцию помещений, обеспечивает более качественную среду для жизни и работы.

Необходимо отметить, что именно среда, в которой мы живем и работаем, формирует человека. В зданиях с атриумами архитекторы, совмещая нестандартные и уже известные планировочные приемы, способны, уменьшая расходы на эксплуатацию зданий, добиться при этом изменения качества жизни человека.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Маклакова Т. Г., Нанасова С. М., Шарапенко В. Г., Балакина А. Е. Архитектура. М.: Издательство АСВ, 2004. 472 с.

2. Жуков Д. А. Атриумные дома как пример архитектуры [Электронный ресурс] // Технологии строительства. 2013. № 6-7. Режим доступа: https://ardexpert.ru/article/22 (дата обращения 12.01.2022).

3. Алексеев С. П. Архитектура ближайшего будущего России: большепролетные светопрозрачные здания и сооружения // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2013. № 2 (169). С. 44-50.

4. Швалева О. В. Атриумные пространства в структуре жилых зданий // Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна». 2010. Уральская государственная архитектурно-художественная академия. г. Екатеринбург. Режим доступа: http://b00k.uraic.ru/pr0ject/c0nf/txt/005/archvuz30_pril/044/044.htm (дата обращения 10.01.2022).

5. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. Том 2. 540 с.

6. Куприянов В. Н., Сметанин Д. В. История развития и классификация атриумов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 2 (14). С. 32-39.

7. Баушева М. Д. Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 4 (18). С. 16-22.

8. Овсянникова Е. Б. Архитектурная типология. Древнейшие и актуальные архетипы архитектурного пространства. Тектоника. Влияние материалов

на архитектурное пространство. Влияние авторских концепций на типологию. Развитие и трансформации пространственных типов. Екатеринбург: ТА1ЪШ, 2015. 128 с.

9. Гордина Е. Ж. Атриумные пространства в высотных зданиях. Этапы развития // Архитектон: известия вузов. 2009. № 4 (28). С. 4. Режим доступа: http://archvuz.rU/2009_4/4/ (дата обращения 12.12.2022).

10. Шуази О. Всеобщая история архитектуры. От доисторической эпохи до Ренессанса / пер. с фр. яз. Н. С. Курдюкова. Москва: Издательство АСТ, 2022. 1136 с.

11. Саксон Р. Атриумные здания / пер. с англ. А. Г. Раппапорта; под ред. В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1987. 138 с.

12. Земов Д. В. Эволюция и тенденции формирования современных атриумных пространств // Архитектон: известия вузов. 2004, № 3 (8). Режим доступа: http://archvuz.ru/2004_з/з/ (дата обращения 10.12.2022).

13. Маклакова Т. Г. Функция - конструкция - композиция. Учебник. М.: Издательство АСВ, 2009. 256 с.

14. Маклакова Т. Г. Высотные здания. Градостроительные и архитектурно-конструктивные проблемы проектирования. Издание второе, дополненное. М.: Издательство АСВ, 2008 160 с.

15. Табунщиков Ю. А., Бородач М. М., Шилкин Н. В. Энергоэффективные здания. М.: АВОК-ПРЕСС, 2003. 200 с.

REFERENCES

1. Maklakova T.G., Nanasova S.M., Sharapenko V.G., Balakina A.E. Arkhitektura [Architecture]. Moscow, Publishing House DIA, 2004. 472 p. (in Russ.).

2. Zhukov D.A. Atrium houses as an example of architecture. Tekhnologii stroitel'stva - Construction technologies. 2013, no. 6-7. Available at: https://ardexpert.ru/article/22 (accessed January 12, 2022) (in Russ.).

3. Alexeyev S.P. Nearest future architecture of Russia: long-span translucent buildings and constructions. Stroitelnye materialy, oborudovanie, tekhnologii XXI veka - Construction materials, equipment, technologies of the xxi century. 2013, no. 2 (169), pp. 44-50 (in Russ.).

4. Shvaleva O.V. Atrium spaces in the structure of residential buildings.

In: Mezhdunarodnaia konferentsiia molodykh uchenykh "Aktualnye problemy arkhitektury i dizaina" [International Conference of Young Scientists

"Actual problems of architecture and design"]. 2010. Available at: http://b00k.uraic.ru/pr0ject/c0nf/txt/005/archvuz30_pril/044/044.htm (accessed January 10, 2022) (in Russ.).

5. Brunov N.I. Essays on the history of architecture. Moscow, ZAO Tsentrpoligraf Publ., 2003, vol. 2. 540 p. (in Russ.).

6. Kupriianov V.N., Smetanin D.V. History of development and classification

of atriums. Izvestiia Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - News of the Kazan State University of Architecture and Engineering". 2010., no. 2 (14), pp. 32-39 (in Russ.).

7. Bakusheva M.D. The evolution of atrium spaces: from an element of ancient residential architecture to a key element in the composition of modern hotels. Izvestiia Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -News of the Kazan State University of Architecture and Engineering". 2011,

no. 4 (18), pp. 16-22 (in Russ.).

8. Ovsiannikova E.B. Arkhitekturnaia tipologiia. Drevneishie i aktual'nye arkhetipy arkhitekturnogo prostranstva. Tektonika. Vliianie materialov

na arkhitekturnoe prostranstvo. Vliianie avtorskikh kontseptsii na tipologiiu. Razvitie i transformatsii prostranstvennykh tipov [Architectural typology. The oldest and most relevant archetypes of architectural space. Tectonics. The influence of materials on architectural space. The influence of author's concepts on typology. Development and transformation of spatial types]. Ekaterinburg: TATLIN Publ., 2015. 128 p. (in Russ.).

9. Gordina Ye.G. Atrium spaces in high-rise buildings. History of evolution. Arkhitekton: izvestiia vuzov - Architecton proceedings of higher education. 2009, no. 4 (28), pp. 4. Available at: http://archvuz.ru/2009_4/4/ (accessed December 12, 2022) (in Russ.).

10. Choisy A. Histoire de L'architecture. Paris. 1899. (Russ ed.: N.S. Kurdiukova Vseobshchaia istoriia arkhitektury. Ot doistoricheskoi epokhi do Renessansa. Moskva, Izdatel'stvo AST Publ., 2022. 1136 p. (in Russ.).

11. Saxon R. Atrium buildings. The Architectural Press: London, 1983 (Russ ed.: Rappaporta A.G. edited by V.L. Khaita. Atriumnye zdaniia. Moscow, Stroiizdat Publ., 1987. 138 p.) (in Russ.).

12. Zemov D.V. Evolution and trends in the formation of modern atrium spaces. Arkhitekton: izvestiia vuzov - Architecton proceedings of higher education. 2004, no. 3 (8). Available at: http://archvuz.ru/2004_3/3/

(accessed December 10, 2022) (in Russ.).

13. Maklakova T.G. Funktsiia - konstruktsiia - kompozitsiia [Function -construction - composition]. Moscow, Publishing House DIA, 2009. 256 p. (in Russ.).

14. Maklakova T.G. Vysotnye zdaniia. Gradostroitel'nye i arkhitekturno-konstruktivnye problemy proektirovaniia [High-rise buildings. Urban planning and architectural design problems 2nd ed]. Moscow, Publishing House DIA, 2008. 160 p. (in Russ.).

15. Tabunshchikov Iu.A., Borodach M.M., Shilkin N.V. Energoeffektivnye zdaniia [Energy-efficient buildings]. Moscow, Avok-Press Publ., 2003. 200 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Галина Федоровна ПЛЮСНИНАМ

Galina F. PLYUSNINAH

Associate Professor of the Department of Fire Safety

in Construction as part of the educational and scientific

complex of fire safety problems of facilities under protection,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 1947-2236

AuthorlD: 766951

[email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Доцент кафедры пожарной безопасности в строительстве

в составе учебно-научного комплекса проблем пожарной

безопасности объектов защиты,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР1Ч-код: 1947-2236

Ди^огЮ: 766951

И[email protected]

Сергей Петрович КАЛМЫКОВ Кандидат технических наук,

доцент кафедры пожарной безопасности в строительстве

в составе учебно-научного комплекса проблем пожарной

безопасности объектов защиты,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 4125-4413

AuthorID: 758175

ORCID: 0000-0002-3444-086X

Web of Science Researcher ID: B-5446-2016

RISC ID: 758175

И [email protected]

Михаил Владимирович ПАНОВ

Старший преподаватель кафедры пожарной безопасности

в строительстве в составе учебно-научного комплекса

проблем пожарной безопасности объектов защиты,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 5687-0936

AuthorID: 766645

ORCID: 0000-0002-8365-0388

И [email protected]

Поступила в редакцию 20.12.2022 Принята к публикации 27.02.2023

Для цитирования:

Плюснина Г. Ф., Калмыков С. П., Панов М.В. Атриум. История эволюции // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 16-30. D0I:10.25257/KB.2023.1.16-30

Sergey P. KALMYKOV PhD in Engineering,

Associate Professor of the Department of Fire Safety

in Construction as part of the educational and scientific

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

complex of fire safety problems of facilities under protection,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 4125-4413

AuthorlD: 758175

ORCID: 0000-0002-3444-086X

Web of Science Researcher ID: B-5446-2016

RISC ID: 758175

[email protected]

Mikhail V. PANOV

Senior Lecturer of the Department of Fire Safety

in Construction as part of the educational and scientific

complex of fire safety problems of facilities under protection,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 5687-0936

AuthorID: 766645

ORCID: 0000-0002-8365-0388

[email protected]

Received 20.12.2022 Accepted 27.022023

For citation:

Plyusnina G.F., Kalmykov S.P., PanovM.V. Atrium. History of evolution. Kultura i bezopasnost -Culture and safety. 2023, no. 1, pp. 16-30. DQI:10.25257/KB.2023.1.16-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.