Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство организации функциональных процессов и дополнительный элемент в создании образа архитектурного объекта'

Информационные технологии как средство организации функциональных процессов и дополнительный элемент в создании образа архитектурного объекта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕДИАОБОЛОЧКА ЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кудаева Екатерина Анатольевна

Информационные технологии традиционно занимают важное место в процессе формирования и восприятия образа архитектурного объекта. Практика современных архитекторов во многом ориентирована на использование технологических инноваций и развитие их потенциала в архитектурной отрасли. Объекты медиаархитектуры обрели возможность не только транслировать информацию, но и воспринимать ее из контекста с тем, чтобы адаптировать пространство к потребностям людей. Особенностью современного этапа развития общества является постепенная виртуализация жизнедеятельности частичный переход социальных контактов в единое информационное пространство. Этот процесс ставит перед архитекторами задачу поиска актуальных приемов и средств организации функциональных связей здания. Цифровые информационные технологии выступают в качестве перспективного инструмента создания выразительной, компактной и комфортной архитектурной среды современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство организации функциональных процессов и дополнительный элемент в создании образа архитектурного объекта»

Информационные технологии как средство организации функциональных процессов и дополнительный элемент в создании образа архитектурного объекта

Кудаева Екатерина Анатольевна

аспирант кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий», Московский архитектурный институт (государственная академия), kate@bloatware.ru

Информационные технологии традиционно занимают важное место в процессе формирования и восприятия образа архитектурного объекта. Практика современных архитекторов во многом ориентирована на использование технологических инноваций и развитие их потенциала в архитектурной отрасли. Объекты медиаархитектуры обрели возможность не только транслировать информацию, но и воспринимать ее из контекста с тем, чтобы адаптировать пространство к потребностям людей. Особенностью современного этапа развития общества является постепенная виртуализация жизнедеятельности - частичный переход социальных контактов в единое информационное пространство. Этот процесс ставит перед архитекторами задачу поиска актуальных приемов и средств организации функциональных связей здания. Цифровые информационные технологии выступают в качестве перспективного инструмента создания выразительной, компактной и комфортной архитектурной среды современного города.

Ключевые слова: информационные технологии, коммуникация, виртуализация жизнедеятельности, медиаоболочка здания

До изобретения электрического сигнала количество передаваемой информации в обществе было ограничено временными и территориальными рамками. С введением электросетей время, необходимое на передачу данных, определяется уже не расстоянием, а совершенством техники. Стремительное развитие цифровых информационных технологий привело к росту дистанционных контактов, возникновению глобальной коммуникационной сети, трансформации мировоззрения и повседневного образа жизни людей, что, в свою очередь, воздействовало на материальное окружение [1]. Архитектура в эпоху цифровой информации быстро реагирует на изменения в обществе и вырабатывает новые средства организации пространства [2].

Источником информации является каждый архитектурный объект. Сообщение в архитектуре кодируется ее создателем, и в отдельных случаях оно конкретно - это текстовая надпись или сюжет картины (фрески, мозаики, видеоинсталляции и т.д.). Информация может быть и абстрактна, т.е. передаваться непосредственно через образ здания в целом, воздействуя на потребителя характеристиками метра, ритма, масштаба, структуры, фактурой отделочных материалов и т.д. Процесс познания пространства человеком - формы, размеров, взаиморасположения предметов - основывается на работе органов чувств. Современные информационные технологии сформировали богатую палитру инструментов, затрагивающих визуальный, ауди-альный и кинестетический каналы восприятия человека: в качестве пространственных разграничителей используются кинетические установки, световые проекции, тепловые и паровые завесы; для упрощения ориентации в пространстве задействуются звуковые маяки и выделение функциональных зон с помощью звукового сопровождения.

Круг вопросов, связанных с рассмотрением влияния современных информационно-компьютерных технологий на все важнейшие составляющие архитектурных объектов очень

О

55 >

£

55 П П 1

и

у tt

5

«

tt

6

широк. В статье рассматриваются две из них: образные характеристики и функциональные процессы.

Образные характеристики объектов архитектуры

Сегодня творчество архитекторов опирается на возможности цифровых информационных технологий, а образ зданий характеризуется особой степенью открытости, динамичности и вариативности. Значительный контраст возникает при восприятии архитектурного объекта в дневное и вечернее время за счет искусственного освещения и медийных инсталляций.

Электрический свет в архитектуре несет не только утилитарную, но и эстетическую функцию. Он стал новым инструментом организации общественного пространства в ХХ веке. Индустриализация и электрификация повлияли на ритм жизни горожан, преобразовали вечерний облик улиц, раскрыли внутреннюю жизнь здания сквозь остекление фасадов. С помощью световых пятен и темных областей подчеркивается или изменяется тектоника архитектурной формы [3].

Одним из первых масштабных экспериментов со светом в архитектуре явился «Луна-парк» - аттракцион на полуострове Кони-Айленд, реализованный на рубеже XIX и XX столетий по проекту архитектора Фредерика Томпсона и финансиста-шоумена Элмера Данди. Электрический свет тысяч лампочек стал мощным средством воплощения города-иллюзии с сотнями бутафорных башен, атмосферой праздника и радости [4, с. 41-42].

В XX веке количество и качество осветительных приборов непрерывно росло, совершенствовались их технические характеристики, появилось автоматизированное управление системами освещения, стала возможна более тонкая настройка цветности, уровня освещенности в зависимости от потребности людей, времени суток, погодных условий. Отдельное место в этом ряду занимают медиаинсталляции на основе светопроекций или светодиодных экранов, позволяющие транслировать видеоизображения на внутренних и внешних поверхностях архитектурных объектов.

Стремительная интеграция светотехники в архитектуру связана с повышением экономической эффективности таких объектов по трем основным причинам: возможность круглосуточного функционирования, эстетическая привлекательность, прибыль от продажи рекламы. Уже в первой трети ХХ века улицы крупных городов США и стран Европы пестрили неоновыми вывесками, мерцающими рекламными объявлениями и витринами, а в конце столетия некоторые фасады и вовсе растворились в видеоин-

сталляциях. Компания РЫПрэ провела исследования рынка и выяснила, что медиафасады увеличивают посещаемость торговых центров и объем продаж приблизительно на 40% [5].

В случаях, когда этот процесс контролировался не архитекторами, а маркетологами, ме-диатехнологии могли оказывать разрушающее воздействие на историческую среду города. Фотографии Таймс-сквер в Нью-Йорке начала и конца ХХ века иллюстрируют агрессивное вмешательство в городской контекст (рис. 1).

Рис. 1. Площадь Таймс-сквер в Нью-Йорке в начале и конце XX века

На наш взгляд, подобные эксперименты в крупнейших городах мира сформировали в профессиональном сообществе негативное отношение к медиатехнологиям. Обнажилась необходимость создания алгоритма или правил их использования в урбанизированной среде. Актуальной задачей архитекторов Новейшего времени стало создание пространства, по-новому воздействующего на наблюдателя в темное время суток.

Знаковыми архитектурными объектами, которые используют возможности современных информационных технологий, являются:

- «Башня Ветров» в Иокогаме (рис. 2, а), архитектор Т. Ито, 1986 г. Светоцветовое состояние башни сигнализирует об уровне шума и силе ветра - одно из первых строений, связывающих свой образ со свойствами окружающей среды;

- фасад развлекательного центра в Пекине (рис. 2, б), 2008 г., выполнен по проекту Simone Giostra & Partners совместно с компанией ARUP, особенностью которого является интеграция фотогальванических элементов в структуру поверхности, благодаря которым происходит частичная компенсация энергетических затрат на эксплуатацию здания;

- торгово-развлекательный центр в г. Чхонан в Южной Корее (рис. 2, в), архитектор Бен ван Беркель (UNStudio), 2008-2010, многослойный фасад днем пропускает свет и выглядит монохромным, а ночью расцветает и создает мягкие анимационные эффекты.

В России эксперименты со светом проводились еще в 70-х годах ХХ века - административ-

ные здания на Новом Арбате в Москве (М. По-сохин, А. Мдоянц, В. Макаревич и др.), 19621968 гг. (рис. 3, а, б). На этом примере можно наблюдать динамику развития медиатехнологий в архитектуре от осветительных приборов, создающих статичное изображение, до медиаэкра-нов, транслирующих анимированный видеоряд.

Рис. 2. Объекты медиаархитектуры: а - «Башня Ветров», Т. Ито, Иокогама; б - фасад развлекательного центра, ЭЭРЛ, Пекин; в - торгово-развлекательный центр, иЫЭ(исИо, Чхонан.

Один из последних объектов медиаархитектуры в отечественной практике - это ледовый дворец «Большой» в Сочи, (НПО «Мостовик», 2013 г.). Его покрытие является медиаповерхно-стью: архитекторами предусмотрена возможность изменения образа здания через настройку цветовых и световых характеристик как реакции на показатели температуры воздуха, давления, скорости ветра и влажности. Во время проведения спортивных состязаний на фасаде высвечиваются флаги стран-участниц (рис. 3, в).

Рис. 3. Объекты медиаархитектуры в России: а - административные здания на ул. Новый Арбат в Москве, М. По-сохин, А. Мдоянц, В. Макаревич и др., вторая половина XX в.; б - то же, в начале XXI в.; в - ледовый дворец «(Большой», НПО «Мостовик», Сочи.

В архитектурной практике сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, сегодня, оперируя новыми технологическими приемами, можно с высокой точностью передать творческий замысел, с другой, для успешной, гармоничной интеграции медиаэлементов в проект профессионалу требуются специальные знания в области светотехники. Это породило вопрос: являются ли медиаэкраны и осветительные установки частью архитектуры, или это сопутствующее инженерное оборудование, которым можно оснастить любое здание, и проектирование которого не требует прямого участия архи -тектора?

Выше уже говорилось, что технологии передачи информации используются в архитектуре с

давних пор, и с точки зрения организации образа здания они являются доступным и эффективным инструментом. Новшество, которые привнесли в образные характеристики современные информационные технологии, - это способность мгновенно изменять светоцветовые параметры среды и транслировать емкие, содержательные послания (например, через видеоряд, светозвуковое сопровождение мероприятий, через сложную хореографию кинетических установок). Это позволяет легко обновлять информацию, делать архитектурный объект активной составляющей социальных, культурных и иных процессов. Однако, такое преимущество может обратиться в недостаток, если не уделить проблеме интеграции цифровых информационных технологий в архитектуру должного внимания со стороны профессионального сообщества. Только архитектор способен проанализировать градостроительный контекст, выявить его стилистические особенности, оценить возможную степень включения интерактивных элементов в проектируемый объект и динамику его изменений. Решения, разработанные архитекторами и инженерами совместно, органично вписываются в среду и выгодно подчеркивают характер и праздничных мероприятий, и каждодневных событий.

Спектр возможностей медиатехнологий в архитектуре велик, но каждый проектный случай требует проведения многофакторного анализа и программирования стратегии изменений. В сложившейся архитектурной практике создания медиафасадов мы можем выделить несколько ведущих направлений: использование технологии Дополненной реальности, технологии мэппинга, приемы открытого (поверхностного) и скрытого (углубленного в структуру поверхности) расположения медиаэлемен-тов, а также кинетические установки, которые реагируют на изменение природно-климатических и социальных условий.

Одной из инноваций, используемых на поверхностях архитектурных объектов, является технология дополненной реальности (далее - ДР) (рис. 4, 5). Для ее применения на поверхность объекта наносится специальная метка, например, ОР-код, на который нужно навести камеру мобильного устройства и распознать с использованием соответствующего программного обеспечения. Затем на экране устройства в режиме реального времени выводятся различные сведения об архитектурном объекте (например, указывается нужный вход, объявления о текущих или предстоящих мероприятиях, информация о находящихся внутри посетителях, товаре и услугах). Технологии развиваются стремительно, и сегодня для реализации подобной схемы взаимодействия человека со зданием уже необязательно покрывать фасад ОР

0 55 К* £

65 т П 1

кодами: мобильное устройство может распознать любое уникальное изображение. Это будет способствовать распространению ДР в архитектуре.

у

а

Рис. 4. Примеры использования технологии дополненной реальности в архитектуре: а - здание колл-центра, MVRDV, Дижон, Франция; б - N Building, Teradadesign, Токио, Япония; в - российский павильон на XIII Венецианской биеннале архитектуры, С. Чобан, С. Кузнецов.

Исследователи отмечают высокий потенциал ДР в строительной отрасли, но на данный момент именно архитекторы редко используют эту технологию для обогащения образа здания. Дополненная реальность часто задействуется маркетологами, поскольку предлагает приблизить торгово-развлекательную функцию к потребителю, и порой это снижает эстетическую ценность предметно-пространственной среды. В качестве примера можно привести пилотный проект виртуального магазина бытовой техники Media Markt на станции метро Выставочная в Москве, а также аналогичные экспериментальные продуктовые магазины в метро Сеула [6].

5

*

а

6

Рис. 5. Виртуальные магазины на станциях метро Сеула (слева) и Москвы (справа).

Для проведения фестивалей и празднеств используется технология мэппинга - проецирования изображения на поверхности архитектурного объекта, часто в рамках фестивалей и празднеств. С помощью данной технологии видеохудожники создают иллюзорное пространство, истинный образ здания временно искажается. В качестве фона для видеоряда могут выступать почти любые строения [7]. В отдельных случаях возводятся специальные павильоны, но, в целом, участие архитектора в этом процессе не требуется: объекты лишь на время надевают яркую информационную маску.

Однако театральность, которую несут цифровые медиатехнологии, может угрожать целостности предметно-пространственной среды, особенно когда речь идет об историческом центре города. Их использование в таком случае оправдано лишь тогда, когда это вписывается в общую архитектурную концепцию.

Интересным примером является музей в Граце, выполненный по проекту Питера Кука и Колина Фурнье в 2003 г. (рис. 6, а). Оснащение фасада медиатехнологиями подчеркнуло контрастное соотношение его объемно-пространственной композиции и окружающей застройки. Медиаэлементы установлены открытым способом, то есть они заметны на поверхности. Нарочитый диссонанс, который проявляется по отношению к исторической среде и в форме, и в отделочных материалах, и в цифровых технологиях, делает культурный центр доминантой городского пространства.

В качестве другого примера можно выделить музей современного искусства в Кордове, Испания, построенный в 2008-2013 гг. по проекту Nieto Sobejano Arquitectos (рис. 6, б,в). Прямоугольный в плане объем здания состоит из шестигранных залов и подчеркнут рельефным решением фасада. Днем на его белой поверхности играет солнечный свет, вечером - электрический. Расположение осветительных элементов скрыто от глаз наблюдателей, а само изображение приобретает четкость при восприятии издалека и усиливается отражением в воде. Это пример того, как объект может в равной мере использовать и естественный, и искусственный свет, чтобы эффективно сообщать информацию о пространстве, воздействовать на мысли и действия человека, возбуждать интерес и любопытство. Несомненным достоинством проекта является выразительность, которая достигнута сочетанием динамики света и статики формы, и деликатность по отношению к средовому контексту. Цифровые медиатехнологии здесь - это не просто «ширма», за которой прячется фасад, это его структурная часть.

Рис. 6. Объекты медиаархитектуры в историческом центре города: а - музей современного искусства, П. Кук, К. Фурнье, Грац, Австрия; б, в - центр современного искусства, Nieto Sobejano Arquitectos, Кордова, Испания.

Изменение цветосветовых характеристик здания - только часть возможностей информационных технологий в архитектуре. Следующим

уровнем интеграции ИТ в архитектурный объект является периодическое изменение параметров оболочки и внутреннего пространства - создание разных режимов эксплуатации здания на основе информационного обмена со окружающей средой и посетителями. Одним из известных примеров является выставочный корпус делового центра фармацевтической компании в австрийском Бад-Глайхенберге, спроектированный бюро Ernst Giselbrecht + Partner ZT GmbH. Фасад представляет собой динамическую систему, которая автоматически изменяется согласно погодным условиям и запросам сотрудников компании. Динамические оболочки особенно эффективны в экстремальных климатических условиях, где они призваны адаптировать свойства поверхности и поддерживать тепловой баланс здания.

Информационные технологии традиционно играют важную роль в организации образа архитектурного объекта. Они делают его привлекательным, насыщенным смыслами, динамичным; внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс проектирования открыло новый горизонт коммуникативности архитектурного объекта - сообщение о пространстве как поле сил и взаимодействий. С помощью ИТ архитектурный объект в режиме реального времени способен воспринимать информацию из среды, обрабатывать данные и решать различные задачи: повышение энергоэффективности, обеспечение комфорта и безопасности посетителей, осуществление контроля доступа и состояния элементов здания, адаптация параметров пространства под нужды пользователей [8].

Таким образом, цифровые информационные технологии могут быть использованы как новый динамический элемент в создании образа здания для организации физических трансформаций фасадных поверхностей, сценариев изменения света и цвета, информационных включений, позволяющих получать дополнительную информацию, о процессах, происходящих внутри архитектурного объекта. Залогом успеха является интеграция технологической составляющей в общую архитектурную концепцию проекта.

Отдельным вопросом, который ставят информационные технологии перед современным архитектором, является степень их использования в исторической среде города. Уже сегодня выработаны разные стратегии:

- наложение на поверхности дополнительного информационного слоя с помощью мэппинга или технологии Дополненной реальности;

- создание равноценно выразительных дневных и вечерних состояний объекта за счет деликатной интеграции медиаэлементов в структуру фасада (в рельеф, перфорированные панели, многослойное остекление);

- программирование режимов с разной интенсивностью использования медиаинсталля-ций на внешних и внутренних поверхностях объекта (например, для будних дней, выходных и праздников);

- следование особой технократической эстетике, когда динамический элемент общей информационной системы становится лейтмотивом, формирующим образ «умного» здания, контрастного по отношению к окружающей городской среде.

На основе обзора сложившихся практик можно выделить общую тенденцию в использовании ИТ в городском контексте - в исторической среде (за редким исключением) они внедряются в большей степени в интерьерные пространства, в то время как на периферии города их возможности шире раскрываются в экстерьере.

Формы организации функциональных процессов

Приоритетным направлением развития информационных технологий в архитектуре является более глубокая взаимосвязь с социальной активностью горожан, которая проявляется как в физическом, так и в виртуальном мире.

В физической среде Ит собирают колоссальный массив данных о нас, наших передвижениях, предпочтениях и связях. Во многие крупные общественные комплексы встраиваются системы, которые отслеживают реакции посетителей на процессы и события, анализируют траектории и модели поведения, запоминают привычки и персональные черты. На основе этих данных выявляются наиболее эффективные планировочные решения, корректируются внутренние функциональные связи объекта, формируется ассортимент товаров и услуг, редактируется расписание запланированных событий. Этим занимаются далекие от архитектуры специализированные организации (Сои^ВОХ, Watcome и др.), но сам факт ставит перед проектировщиком новую задачу - создание «открытого» пространства, способствующего сбору статистических данных и способного легко воспринять изменения социальных запросов.

Юридическая и этическая сторона вопроса пока не до конца ясна. На территории РФ закон1 не запрещает сбор, обработку и хранение персональных данных, полученных в открытых для свободного посещения местах, но корректно было бы предоставить человеку право самому решать, до какой степени подробности могут доходить собираемые о нем сведения.

0

55 >

£

55 П П 1

1 Видео- и фотоизображение человека в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» относится к персональным данным этого человека.

и

у

а

г

*

а о

Отличительной чертой современности стало появление единого информационного пространства и усиление его роли в организации жизнедеятельности людей. Лавинообразное развитие информационных технологий и удаленных коммуникаций повлияло на конфигурацию пространственных связей между производителем товаров и услуг и потребителем, между членами научных, коммерческих, культурных и др. объединений. Сформировалась глобальная цифровая система, в которой ценности производятся совместными усилиями коллективов людей и машин. Если раньше человек погружался в информационное поле здания, находясь рядом или внутри него, то сейчас он может делать это на расстоянии. Информационное поле здания вошло в единое информационное пространство наряду с бытовыми приборами и крупными объектами инфраструктуры, и теперь любой пользователь сети имеет возможность удаленного доступа к некоторым внутренним процессам. Это оказало колоссальное влияние на архитектуру: возникла дистанционная форма потребления функции архитектурного объекта и новые способы организации функциональных процессов в здании.

В теории архитектуры выделяются параллельный и последовательный способы организации функций. В первом случае процессы происходят одновременно в разных помещениях, во втором - в одном помещении, но в разное время [9].

Эти две схемы не описывают ситуации, когда в транзитном помещении совершаются несколько функциональных процессов и когда в одном процессе участвуют люди из разных мест: примерами могут служить магазины, выставки и библиотеки в крупных общественных пространствах (станциях метро, пассажах, переходах) с технологией дополненной реальности; автоматизированные киоски с едой, напитками, билетами, банкоматы; дистанционная трудовая или образовательная деятельностью в любой точке мира (вебинары, видеоконференции). На основе данного наблюдения можно выделить две дополнительные схемы организации функциональных процессов - совмещенную и дистанционную.

Совмещенная означает организацию нескольких функций синхронно во времени и пространстве. Речь идет не просто о развернутом декоративном убранстве помещения, а о многофункциональном пространстве, насыщенным медиатехнологиями, основной задачей которых является автоматизация процессов. Ручной труд постепенно вытеснялся машинным на протяжении всего 20 столетия, и сегодня компактные автономные устройства (информационные посты, банкоматы, билетные кассы, аптеки, ка-

фе и прочие вендинговые автоматы), а также виртуальные торговые залы способны заменить целые функциональные блоки общественного здания. Совмещенная схема позволяет одно, скорее всего, транзитное пространство задействовать одновременно несколькими попутными функциями, не утратив при этом комфорт передвижения посетителей.

Дистанционная схема организации означает осуществление удаленного доступа к функции, когда люди взаимодействуют друг с другом, находясь в разных местах. Это характерно для образовательной и деловой активности, также встречается в сфере медицины (онлайн-консультации со специалистом и хирургические операции под контролем международного врачебного консилиума), спорта и развлечений. Высокую эффективность показали такие новые структуры, как открытые университеты, работа которых основана на сочетании дистанционного и непосредственного взаимодействия преподавателей со студентами в разных странах. Отличительной особенностью такого подхода к образовательному процессу является возможность построения индивидуальной траектории обучающегося в международном масштабе. Деловые взаимодействия также часто происходят с использованием удаленных коммуникаций: совещания на основе видеоконференцсвязи, совместная работа специалистов смежных подразделений над одним продуктом (например, программирование в сфере 1Т или В1М-проектирование в строительной отрасли). В обиход прочно вошли онлайн-коммерция и банкинг. Дистанционная форма потребления функции стала возможна благодаря переходу физических объектов и контактов (чертежи и модели, реклама, наличные деньги) в информационную плоскость.

Цифровые информационные технологии расширили возможности архитектора создавать выразительный, насыщенный информацией, динамически изменяемый образ здания. С помощью МТ архитектурный объект активнее включается в социальные процессы, взаимодействует с человеком, подстраивается под его потребности и учитывает природно-климатические условия окружающей среды. Ключевым вопросом здесь является предоставление архитектору права самому разрабатывать сценарии изменения образных характеристик зданий, не отдавая столь важные функции на откуп неспециалистам.

Информационные технологии в архитектуре являются не только средством воздействия на эмоциональное состояние человека, но и инструментом организации функциональных процессов. Совмещенная и дистанционная схемы организации функций в общественном здании

могут быть реализованы без участия архитектора. Однако, именно профессиональный взгляд на тенденцию виртуализации жизнедеятельности людей поможет актуализировать и усовершенствовать предметно-пространственное окружение человека.

Развитие коммуникационных технологий в | области архитектуры является социально значимым процессом. Оптимизация трудозатрат, социализация человека, раскрытие его творческого потенциала - важнейшие задачи архитектурной деятельности, эффективное решение которых сегодня невозможно без использования информационного пространства. Существует потребность в создании комплексной теоретической модели, описывающей возможную пространственную структуру многофункционального объекта архитектуры, которая бы учитывала развитие общественных функций в виртуальной среде.

Литература

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000 -608 с.

2. Маккуайр, Ск. Медийный город: Медиа, архитектура и городское пространство. - М.: Strelka Press, 2014. - 392 с.

3. Щепетков, Н.И. Формирование световой среды вечернего города: дис.... д-ра арх. - М., 2004. - 272 с.

4. Колхас, Р. Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена / Пер. с англ. - М.: Strelka-Press, - 2013. - 336 с.

5. Миронов, В. Архитектура света: небоскребы превращают в экраны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/577d23ea9a7947a78ce91 ale

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Открылся первый виртуальный магазин в московском метро [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mediamarkt.ru/blog/2013/08/28/otkrylsy a-pervyj-virtualnyj-magazin-v-moskovskom-metro/

7. Барчугова, Е.В., Рочегова, Н.А. Взаимодействие архитектуры с аудиовизуальным искусством 3д мэппинга // Светотехника. - 2016. -№2. - С. 14-18.

8. Кудаева, Е.А. Четыре функциональных аспекта внедрения медиатехнологий в архитектуру./ Е.А. Кудаева // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. - М., МАРХИ, 2017. - С. 282-285.

9. Журавлев, М.Ю. Фактор времени в архитектурном творчестве: дис.... к-та архитектуры. -

Самара, 2016. - 147 с.

10. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

Information technologies as a means of organization of functional processes and an additional element in creating an architectural object image

Kudaeva E.A.

Moscow Institute of Architecture (State Academy)

Information technologies traditionally take the important place in the course of formation and perception of an architectural object image. Practice of avant-garde architects is in many respects focused on use of technological innovations and development of their potential in architectural field. Objects of media architecture have found an opportunity not only to broadcast information, but also to perceive it from a context to adapt space to needs of people. Feature of the current stage of development of society is the gradual virtualization of people's activity - a partial transition of social contacts to a common information space. This process confronts the architects with the task of finding actual methods and tools of organizing the functional communications of the building. Digital information technologies act as a promising tool for creating the expressive, compact and comfortable architectural environment of the modern city.

Keywords: information technologies, communication, activity virtualization, building media envelope

References

1. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, ob-shchestvo, kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture] Moscow, 2000, 608 p.

2. McQuire Sc. Mediynyy gorod: Media, arkhitektura i gorodskoye prostranstvo [Media City: Media, Architecture and Urban Space] Moscow, 2014, 392 p.

3. Shchepetkov, N.I. Formirovaniye svetovoy sredy ve-chernego goroda [Formation of the light environment of the evening city] Moscow, 2004, 272 p.

4. Koolhaas R. N'yu-York vne sebya: Retroaktivnyy manifest Mankhettena [Delirious New York: Retroactive Manifesto for Manhattan] Moscow, 2013, 336 p.

5. Mironov V. Arkhitektura sveta: neboskreby prevrashchayut v ekrany [The architecture of light: skyscrapers turn into screens] Available at: https://realty.rbc.ru/news/577d23ea9a7947a78ce91a1e

6. Otkrylsya pervyy virtual'nyy magazin v moskovskom metro [The first virtual store in the Moscow metro opened] Available at: https://www.mediamarkt.ru/blog/2013/08/28/otkrylsya-pervyj-virtualnyj-magazin-v-moskovskom-metro/

7. Barchugova E.V., Rochegova N.A. Vzaimodeystviye arkhitektury s audiovizual'nym iskusstvom 3d meppinga [Interaction of architecture with audiovisual art of 3d mapping] // Svetotekhnika, 2016, No. 2, pp. 14-18.

8. Kudaeva E.A. Chetyre funktsional'nykh aspekta vnedreniya mediatekhnologiy v arkhitekturu. Trudyi mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii professorsko-prepodavatelskogo sostava, molodyih uchenyih i studentov [Four Functional Aspects of Implementing Media Technologies in Architecture (MARCHI collection of articles. Proceedings of the International scientific-practical conference of the faculty, students and young scientists)] Moscow, 2017, 282285 pp.

9. Zhuravlev M.Yu. Faktor vremeni v arkhitekturnom tvor-chestve (Kand. dis.) [The time factor in architectural creativity (Cand. Dis.)] - Samara, 2016. 147 p.

10. Arnheim R. Iskusstvo i vizual'noye vospriyatiye [Art and visual perception] Moscow, 1974, 392 p.

О R

t*

£

R

n

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.