Научная статья на тему 'Мультипликация - это эсперанто всего человечества, искусство поколения "next"'

Мультипликация - это эсперанто всего человечества, искусство поколения "next" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1939
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / ANIMATION / СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ / SOYUZMULTFILM / ХУДОЖНИК-МУЛЬТИПЛИКАТОР / ANIMATOR / HEDONISM / ESPERANTO / VLADISLAV STAREVICH / КУКЛОВОД / PUPPETEER / ХУДОЖНИК-ПРОРИСОВЩИК / ARTIST / ХУДОЖНИК-ФАЗОВЩИК / ARTIST-VASOVSKI / ХУДОЖНИК-ФОНОВЩИК / ARTIST-FONOVIC / РИСОВАННАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / HAND-DRAWN ANIMATION / КУКОЛЬНАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / PUPPET ANIMATION / RENDERER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарасов В.И.

Данная статья является попыткой обратить внимание на одну из важных проблем в деле дальнейшего развития искусства мультипликации, или, по новой терминологии, анимации. Этот отдельный самобытный вид искусства, а не некая разновидность кинематографа, давно и прочно завоевал признание и уважение во всем мире. Примером может служить признание мультфильма Ю. Норштейна «Ежик в тумане» лучшим анимационным фильмом ХХ века. К большому сожалению, подготовка профессиональных кадров для этого искусства оставляет желать лучшего. ВГИК успешно готовил и готовит режиссеров и художников-постановщиков, т.е основные ведущие творческие кадры для мультипликации. Но для создания современного анимационного фильма необходим ряд других художников и специалистов уникальных профессий. Подготовку именно таких кадров и осуществляет МГИК на кафедре киноискусства. А для того чтобы обеспечить приход в наш институт нового поколения студентов, талантливых художников, которые будут продолжать славные традиции советской и российской мультипликации, автор вносит ряд предложений по организации при Московском государственном институте культуры специализированного международного анимационного центра «CONTACT».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Animation is the Esperanto of all mankind, the art of the generation «NEXT»

This article is an attempt to draw attention to one of the most important problems in the further development of one of the most interesting types of art of animation, or in the new terminology of animation. This is a separate, unique form of art and not some sort of cinema long ago and has gained recognition and respect all over the world. An example is the recognition of cartoon Yuri Norstein “hedgehog in the fog” best animated film of the xx-th century. Unfortunately, training for this art leaves much to be desired. Authoritative in g and K were successfully prepared Directors and production designers, i.e. the principal creative frames for animation. But to create a modern animated film requires a large number of other artists and professionals unique professions. Training of such personnel and implements the IPCC at the Department of cinema. And to ensure the arrival in our Institute a new generation of students, talented artists who will be in the future to continue the glorious traditions of the Soviet and Russian animation, the author makes a number of proposals for the organization of the Moscow state Institute of culture of specialized international animation centre “CONTACT”.

Текст научной работы на тему «Мультипликация - это эсперанто всего человечества, искусство поколения "next"»

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ -ЭТО ЭСПЕРАНТО всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ИСКУССТВО ПОКОЛЕНИЯ «NEXT»

Владимир Ильич ТАРАСОВ,

профессор кафедры киноискусства Московского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств России, режиссер и художник анимационного кино e-mail: vitar_contact@mail.ru

Данная статья является попыткой обратить внимание на одну из важных проблем в деле дальнейшего развития искусства мультипликации, или, по новой терминологии, анимации. Этот отдельный самобытный вид искусства, а не некая разновидность кинематографа, давно и прочно завоевал признание и уважение во всем мире. Примером может служить признание мультфильма Ю. Норштейна «Ежик в тумане» лучшим анимационным фильмом ХХ века. К большому сожалению, подготовка профессиональных кадров для этого искусства оставляет желать лучшего. ВГИК успешно готовил и готовит режиссеров и художников-постановщиков, т.е основные ведущие творческие кадры для мультипликации. Но для создания современного анимационного фильма необходим ряд других художников и специалистов уникальных профессий. Подготовку именно таких кадров и осуществляет МГИК на кафедре киноискусства. А для того чтобы обеспечить приход в наш институт нового поколения студентов, талантливых художников, которые будут продолжать славные традиции советской и российской мультипликации, автор вносит ряд предложений по организации при Московском государственном институте культуры специализированного международного анимационного центра «CONTACT».

Ключевые слова: анимация; Союзмультфильм; художник-мультипликатор, кукловод, ху-дожник-прорисовщик, художник-фазовщик, художник-фоновщик, рисованная мультипликация, кукольная мультипликация.

animation is the esperanto of all mankind, the art of the generation

«next»

V.I. Tarasov, Associate Professor of Department of, of cinema at the Moscow state Institute of culture, honored artist of Russia, artist and Director of animated films e-mail: vitar_contact@mail.ru

This article is an attempt to draw attention to one of the most important problems in the further development of one of the most interesting types of art of animation, or in the new terminology of animation. This is a separate, unique form of art and not some sort of cinema long ago and has gained recognition and respect all over the world. An example is the recognition of cartoon Yuri Norstein "hedgehog in the fog" best animated film of the xx-th century. Unfortunately, training for this art leaves much to be desired. Authoritative in g and K were successfully prepared Directors and production designers, i.e. the principal creative frames for animation. But to create a modern animated film requires a large number of other artists and professionals unique professions. Training of such personnel and implements the IPCC at the Department of cinema. And to ensure the arrival in our Institute a new generation of students, talented artists who will be in the future to continue the glorious traditions of the Soviet and Russian animation, the au-

thor makes a number of proposals for the organization of the Moscow state Institute of culture of specialized international animation centre "CONTACT".

Key words: animation; hedonism, esperanto, Vladislav Starevich, Soyuzmultfilm; animator, puppeteer, artist, renderer, artist-vasovski, artist-fonovic, hand-drawn animation, puppet animation.

В наш XXI век, век эпохи развитого ТВ и Интернета, всепроникающей рекламы, клипового восприятия жизни, фанатских баннеров и т.п., очень сложно при помощи обыкновенного карандаша, листа бумаги и ластика заставить современного зрителя (и особенно поколение next ) улыбнуться, засмеяться, сопереживать увиденному, а иногда даже заплакать.

Что же это за искусство, которое умеет столь малыми средствами так воздействовать на нас? Что же это за кино, быть режиссером которого престижней, чем режиссером большого кино? Что же это за искусство, которому, по мнению сэра Чарльза Спенсера Чаплина, принадлежит будущее''?

Гаснет в зрительном зале свет, и мы переносимся в волшебные миры:

... Туда, где водятся прекрасные крылатые лошади воображения...

... Где птицы и звери говорят на человеческом языке ...

... И где зеленый-зеленый крокодил может запросто влюбиться в белоснежную корову .

Это всем нам хорошо знакомая мультипликация, или, по западной терминологии, анимация (от anima - душа). Художник вкладывает в рисунок весь свой талант, умение, душу - и происходит чудо. Чудо движения. Большое натурное кино фиксирует уже существующее движение, анимация его творчески создает. Если слова - это материал литературы, звуки - материал музыки, то материалом художественной анимации является движение. Выразить образ в движении - вот истинная цель искусства анимации - так считал еще в 30-х годах прошлого века великий мастер анимации, русский француз Александр Алексеев.

Общекультурные задачи этого искусства весьма разнообразны и широки. Во-первых, это источник информации ( особенно для подрастающего поколения ). И конечно же, это источник эмоций. А также источник идей, мыслей. Кроме того, анимация - источник удовольствия, наслаждения. И средство лечения душевных травм, изживания комплексов. Т.е. анимация в наш напряженный век - еще и замена психоаналитика.

Жизнь и время движутся вперед, и анимация, не меняя своей сути, обогащается все новыми и новыми формами. Наступила эра 3D-анимации. Как изобретение перспективы революционизировало живопись, открывая художникам Ренессанса путь в новое измерение - в глубину, так и новые компьютерные изыски позволяют осуществить соединение двух магистральных направлений анимации (рисованную и объемную ) в одно целое. В 3D-анимацию. Невероятно пластичное, фантастически многообъемное, яркое и очень востребованное современным зрителем зрелище. И очень выгодное по экономической составляющей. Фильм '' Аватар '' - на 80% использующий 3D, собрал в мировом прокате около трех миллиардов долларов.

Новые времена требуют и новых, нестандартных творческих подходов к процессу обучения. Поэтому автор вносит предложение о создании на базе МГИК международного центра анимации под названием ''Contact'' и организации в его структуре студенческой анимационной студии. А для постоянной подпитки студенческих

анимационных кадров предлагается открыть при этой студии многоступенчатые, по различным возрастным категориям, подготовительные группы для одаренных детей.

Русская анимация со времен своего зарождения всегда была в мировых лидерах:

Самый первый в мире кукольный фильм был создан в России ( '' Прекрасная Люканида '' 1912 год - режиссер Владислав Старевич).

Самый первый в мире полнометражный объемный фильм с актёром и куклой был создан в России ( «Новый Гулливер», 1935 год - режиссер Александр Птушко).

Самый первый американский "Оскар '' для России ( его аналог до 1928 года назывался '' Белый орел '') был завоеван кукольным фильмом "Соловей императора ''- режиссер Владислав Старевич.

Лучшим анимационным фильмом ХХ века признан фильм режиссера Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Киностудия «Союзмультфильм», созданная в 1936 году ( в следующем году мы будем отмечать ее 80-летие ), долгие годы была крупнейшей и лучшей анимационной студией Европы. Свидетельством этому служат различные награды ее фильмам на престижнейших кинофорумах мира (Венеция, Канны, Анесси, Лейпциг, Краков, Токио).

Продукция студии не только повышала престиж России, но и приносила стране неплохой доход в валюте. Так, например, знаменитый сериал режиссера В. Коте-ночкина « Ну, погоди! « ( автор данного проекта имел честь сделать в этом сериале заключительные 17 и 18 серии ) был куплен в 120-ти странах мира.

К большому сожалению, сегодня положение отечественного анимационного кино оставляет желать лучшего. Отсутствие полнокровного государственного финансирования, распад системы общероссийского проката, разрушение киностудии "Союзмультфильм '' - многолетнего лидера нашей мультипликации и авторитетной академии по подготовке кадров - вот факторы, позволяющие говорить о серьезных проблемах в этом искусстве, которое воспитало и выпестовало не одно поколение. И не только россиян. В подтверждение хочу напомнить любопытный факт: один из римских пап издал специальный вердикт, по которому в католических школах всего мира настоятельно рекомендовалось показывать советские мультипликационные фильмы. Потому что в наших мультфильмах ( в отличие от американских и прочих, коими сейчас заполнены телевизионные экраны ) заложен такой удивительно мощный заряд доброты, человечности и красоты, который способен сформировать в ребенке любого цвета кожи, в любом регионе планеты самые лучшие качества его личности на всю дальнейшую жизнь.

Одной из основных задач международного центра анимации '' Со^аС '' будет профессиональное обучение и приобщение молодых талантливых людей к высокому искусству русской мультипликации. Сегодня существует только одно высшее учебное заведение, где готовят кадры для анимации. Это ВГИК. Но там успешно готовили и готовят так называемые кадры высшей категории - режиссеров и художников - постановщиков. А в создании мультфильма, как рисованного, так и кукольного (не говоря уже о 3D-анимации ), участвует еще и очень большая группа других художников и специалистов, профессиям которых практически нигде не обучают. Такие профессии очень востребованы. Вот краткий перечень этих уникальных и дефицитных художественных специальностей: художник-мультипликатор, кукловод, художник-фазовщик и художник-прорисовщик, раскадровщик

и компановщик, конструктор кукол и художник-фоновщик и т.п. А вот ряд профессий для 3D-анимации: моделер (modeler), специалист по риггингу (rigging) и рендерингу (rendering), специалист по текстурам (texture) и шейдингу (shading), по рендерингу (rendering) и композингу. Для обучения этим профессиям необходимо использовать как уникальный опыт ветеранов киностудии ''Союзмультфильм'', так и, конечно, новое поколение т.н. компьютерменов, специалистов по 3D-анимации.

«Мастерство художника анимационного кино», аниматографа - профилирующая дисциплина нашего подразделения на кафедре киноискусства МГИК, от успешного постижения которой зависит творческий уровень будущего специалиста. Целью обучения данной дисциплине является формирование высокообразованного художника - профессионала анимационного искусства нового поколения, умелого создателя и руководителя анимационной студии.

В уставе A S I F А ( Международная ассоциация анимационного кино), в которую входят свыше 250 стран, первым пунктом записано: искусство анимации есть создание подвижных образов способом покадровой съемки с помощью манипуляций всеми разнообразными техниками как традиционными так и самыми современными ( компьютер, видеокамера, модули, голография, лазер ), за исключением методов живого воздействия. В отличие от художника игрового кинематографа, работающего с реальным пространством и живыми людьми, художник аниматографа создает на экране воображаемый мир. C возникновением новейших технологий, компьютерной анимации возможности для реализации фантазии художника еще больше расширились. Все это значительно изменило ситуацию в анимационном кино. Кроме студий, производящих классическую мультипликацию, сегодня существует много компьютерных студий, выпускающих телевизионные рекламные фильмы, компьютерные игры и другую мультимедийную продукцию. Естественно, наши выпускники должны обладать знаниями основных компьютерных программ для анимации на уровне пользователя. Знать и уметь использовать основные процессы в системе 3D-анимации. Предметом курса является творческий технологический процесс создания анимационного произведения. Основным разделом учебной программы следует считать изобразительное решение фильма. Но овладение этим предметом невозможно без прохождения ряда специальных и общеобразовательных дисциплин: рисунка, живописи, режиссуры, истории искусств, эстетики, философии. особое значение для формирования художника анимационного фильма имеет изучение законов движения. Без овладения основами искусства одушевления невозможно успешно работать в этой области. Поэтому в нашу учебную программу входит особый многочасовой раздел - основы анимационного движения.

Для лучшего понимания изобразительной пластики и актерской игры в период создания анимационного образа необходимо предусмотреть и факультатив по пантомиме. И, конечно же, усвоение курса невозможно без наглядного ознакомления с анимационной продукцией разных стран в различные эпохи, изучения работ ведущих мастеров этого искусства в мире. Важнейшей частью обучения студентов является производственная практика на профессиональных студиях. Без такой практики невозможно постичь профессию во всем ее многообразии. Завершающим этапом обучения является дипломная работа.

Курс "Мастерство художника анимационного фильма'' делится на лекционную и практическую части. Лекционная часть раскрывает специфику искусства ани-

мации, показывает особенности творческого и технологического процессов создания анимационного произведения. Знакомит с различными специальностями, занятыми в этом виде искусства, с их работой на всех этапах создания фильма. В целях лучшей синхронизации лекций и практической работы основная часть теоретического курса читается в первых двух семестрах, и студенты, таким образом, сразу вводятся в сферу нового для них вида искусства. Та же часть теории, где затрагиваются проблемы, связанные непосредственно с работой художника, даётся студентам при выполнении конкретных практических заданий. Практическая часть курса ставит три основные методические задачи: 1) ввести студентов в сферу мышления анимационными образами; 2) проделать все виды творческой работы, специфической для профессии художника анимационного кино; 3) дать студентам возможность попробовать свои силы во всех основных видах и жанрах искусства анимации.

Теперь о принципиально новом в структуре международного анимационного центра '' Contact ''. Это создание нескольких ступеней (по возрастным категориям) подготовительных групп для одаренных детей, что позволило бы уже заранее формировать кадры студентов для МГИК, т.е. рациональный многоступенчатый отбор одаренных детей с четким профессиональным будущим. 1-я группа - с 3-го по 5-й класс (ребенок приходит на занятия вместе с мамой, папой или бабушкой, которые вместе с ним также могут попробовать свои силы в освоении азов мультипликации); 2-я группа - от 5-го класса до 7-го (начальное приобщение к искусству мультипликации); 3-я группа - с 8-го класса по 11-й (подготовка в творческом и технологическом плане к учёбе во МГИК).

Слово «contact» в переводе с английского языка - соприкосновение. Задача предлагаемого проекта не только соприкосновение детей и молодёжи с удивительным искусством мультипликации, но и получение профессиональных навыков для работы на студиях.

В программу анимационного центра «Contact» входит знакомство с историей возникновения искусства, его становление и развитие в различных регионах и странах. Характерные особенности каждого национального вида анимации, ведущие мастера мира и их фильмы. Русская и советская мультипликация. Киностудия «Союзмультфильм» - история, легенды, фильмы и их создатели - ^енаристы, режиссеры, художники, композиторы, актеры. Профессии в анимации. Творческие и производственные этапы создания мультфильма. Виды и жанры аниматографа. Современные компьютерные технологии и перспективы развития анимации.

Все вышеперечисленные темы будут сопровождаться кино-, видео- и иллюстративным материалом.

Кроме этого разработаны практические занятия по изучению и освоению рисованного мультипликата, способов его создания, постижение основ и законов движения.

В процессе обучения учащиеся осваивают специальный кинословарь по анимационным терминам на четырех языках (русском, английском, французском и немецком).

Общее время обучения в международном центре анимации « Contact» - два года + 1 год на создание своего фильма объемом 3 - 5 минут.

«Contact» может стать центром подготовки анимационных кадров не только для нашей страны и ближайшего зарубежья, но и для остального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.