УДК 791.43 ББК 85.377
DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.2-107-135 recieved 27.04.2018, accepted 21.06.2018
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА КРИВУЛЯ
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4580-1357 vgik-anima@yandex.ru
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА
Аннотация. В статье рассматривается специфика и особенности отечественной анимации. На протяжении всего периода своего развития она формировалась как область экранной индустрии, выпускающей продукцию для детей. Ориентация на детского зрителя была задана в отечественной анимации в начале 1930-х годов в русле формирования детского кинематографа. С образованием студии «Союзмультфильм» в 1936 году выпуск анимации для детей стал приоритетным для области. Эта направленность сохранялась в анимации до середины 1980-х годов. С началом перестройки произошло ослабление этой тенденции, сменились векторы развития в анимации. Уже начиная с середины 1950-х годов, аниматоры старались расширить узкие границы анимации и активно стремились создавать ленты для зрителей других возрастных категорий. Ориентация на взрослую аудиторию стала приоритетной для отечественной анимации в 1990-2000 годы.
ЧАСТЬ 1
В последнее десятилетие ХХ века произошли серьезные преобразования в анимационной индустрии. Несмотря на появления независимых анимационных студий, она оказалась на грани полного уничтожения. В эти же годы была ликвидирована система детского кинопроката и детского телевидения. Выпуск фильмов и передач для детей был почти прекращен. Изменения в области анимации наметились в середине первого десятилетия XXI века, когда стали предприниматься инициативы со стороны государства, направленные на возрождение отрасли. Первые серьезные изменения стали отмечаться к середине 2010-х годов. Началось возрождение анимационной индустрии, но только как области детского кинематографа. Во многом это произошло благодаря государственной политике, направленной на развитие детского сегмента аудиовизуальной индустрии.
Ключевые слова. Анимация, телевидение, детское кино, анимационная индустрия, кинопрокат, региональные мультстудии, «Союзмультфильм», «Мульттелефильм», детские телеканалы, сериалы.
NATALIA G. KRIVULYA
Higher School (Department) of Television at the Moscow State Lomonosov
University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4580-1357 vgik-anima@yandex.ru
THE SPECIFICITY OF DEVELOPMENT AND THE FORMATION OF THE PECULIARITIES OF THE RUSSIAN ANIMATIONAL INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE CONCEPTION OF CHILDHOOD
PART 1
Abstract. The article examines the specificity and the peculiarities of Russian animation. During the course of the entire period of its development it was formed as the domain of the screen industry manufacturing articles for children. The directedness on the children's audience was set in Russian
animated films in the early 1930s in line with the formation of children's cinematography. With the establishment of the "Soyuzmultfilm" studio in 1936 the release of animated films became prioritized for this field. This directedness was preserved in the animated film industry until the mid-1980s. With the beginning of the Perestroika there was a weakening of this tendency, the vectors of development of animation changed. Already beginning with the mid-1950s the animators attempted to broaden the narrow boundaries of animation and actively to create films for audiences of other age groups. Directedness towards an adult auditorium became prioritized for the Russian animated film industry in the 1990s and the 2000s. During the final decade of the 20th century serious transformations in the animated industry. Despite the appearance of numerous independent animation studios, they found themselves on the brink of total destruction. During those years the systems of children's film rental and children's television was liquidated. Release of films and programs for children was almost entirely terminated. Changes in the field of animation began to take shape in the middle of the first decade of the 21st century, when initiatives started to be undertaken from the side of the government directed at the revival of this branch. The first serious changes began to be observed towards the mid-2010s. The revival of the animated film industry began, but only as a field of children's cinematography. In many ways this happened as the result of state polity directed towards the development of the children's segment of the audiovisual industry.
Keywords. Animation, television, children's movies, animation industry, film rental, regional animation studios, "Soyuzmultfilm," "Multtelefilm," children's television canals, serial movies
Отечественную анимацию часто рассматривают как область детского кинематографа. Это мнение присутствует не только у рядовых зрителей, о чем свидетельствуют проводимые опросы. Оно появляется в научных статьях [1; 2] и в отчетах компаний, связанных со статистикой и аналитикой в области кино, например, в исследованиях авторитетной независимой компании Movie Research, занимающейся стратегическим анализом и прогнозированием развития киноотрасли, разработкой механизмов и мер государственной политики по развитию отечественной кинемато-
графии. В сделанном ее экспертами в 2017 году аналитическом отчете говорится об анимации как «одном из подвидов кинематографа, <...> во многом ориентированном на детей» [3, с. 23]. Даже представители кинокритики нередко подчеркивают детскую направленность отечественной анимации. Говоря о специфике отечественной анимации, Д. Годер, программный директор «Большого фестиваля мультфильмов», отметила, что один из стереотипов, закрепившихся за ней, есть представление ее как кино для детей [4]. По ее мнению этот стереотип создается не столько желанием видеть ее таковой, сколько присущим ей эскапизмом. Таким образом, отечественная анимация, тяготея к сюжетности и сказочным формам повествования, дает повод к тому, чтобы ее воспринимали как детское кино, при этом, не учитывая то, что сказки могут быть совсем не для детей.
Между тем современная российская анимация гораздо шире рамок детского кино, в которые ее упорно пытаются вписать и представители нарождающейся анимационной индустрии, и психологи с педагогами, и представители государственных структур. Достаточно взглянуть на программы Открытого Российского фестиваля анимационного кино, являющегося ежегодным конкурсом всего того, что создается отечественными аниматорами, начиная от полнометражных лент и кончая прикладной анимацией, социальными роликами и рекламой. Но на общее мнение это почти не влияет.
Так, психологи и педагоги чаще всего проявляют интерес к отечественной анимации как к средству воспитания, социализации подрастающего поколения и формированиям у него социокульту-ных компетенций. Став объектом пристального внимания и темой для активно ведущихся психолого-культурологических дебатов и педагогически-социологических исследований, анимация рассматривается как вид детского кино и неотъемлемая часть детского мира [5]. М. Ромашова полагает, что отечественная анимация развивалась как часть концепта детства [6, с. 114]. По ее мнению,
российский зритель не готов воспринимать иную анимацию, так как у него на протяжении многих десятилетий сформировались содержательные и нравственно-этические критерии того, каким должен быть анимационный фильм. Их истоки М. Ромашова видит в детском опыте, полученном при восприятии «добрых советских мультфильмов», снятых студией «Союзмультфильм». И для тех, кто получил данный опыт, анимация является видом детского кино, ибо иного опыта они не имеют и не знакомы с иными формами бытия данного искусства. Как говорит Н. Лукиных, программный директор Открытого российского фестиваля анимационного кино, «Очень часто в России ощущение от анимационного кино у зрителей искаженное. Оно, к сожалению, воспринимается как «искусство в коротких штанишках», то есть искусство для детей» [7]. Аналогичную позицию поддерживает Анна Морякова, генеральный директор «Анимационной студии 2х2», создающей «недетскую анимацию». По ее словам, еще не так давно «у нас в стране существовала строгая уверенность, что рисованные шоу — только для детей» [8].
Понимание современной анимации как продукции для детей, как части детского досуга, как средства просвещения, обучения и воспитания определяет позицию, занимаемую представителями кинобизнеса, медиахолдингов и руководителями государственных структур. Именно на создание детской анимации государством выделяются средства, на такую анимацию есть спрос у телеканалов, и именно такая анимация лучше всего продается на международных медиарынках. Все это закрепляет в массовом сознании отношение к анимации как продукту, предназначенному для детского потребителя.
Точка зрения на анимацию как на сегмент детского кино становится частью официальной политики, направленной на развитие области в целом и анимационной индустрии в частности. На протяжении полутора последних десятилетий выделяемые государством средства на поддержку отечественной анимации в
сложных экономических условиях направляются в основном на проекты, имеющие детскую направленность (данные получены на основании анализа итоговых протоколов, опубликованных на сайте Минкультуры России).
В 2011 году Министерство культур РФ приняло решение «О мерах по выводу отечественной анимации из кризиса», в первых строках которого утверждалось: «Министерство культуры Российской Федерации традиционно уделяет большое значение развитию анимационного кинематографа. Большинство фильмов этого вида кино, созданных при государственной финансовой поддержке, адресованы детской и подростковой аудитории» [9]. За последние годы (2011-2018) регулярно проходили встречи и совещания представителей государственных структур и анимационного сообщества, в рамках которых рассматривались меры поддержки производства российских фильмов для детей и юношества, в том числе и анимации как области создающей продукцию, ориентированную в большей своей части на детского зрителя1. Одним из итогов этих встреч стало постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О реализации стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» от 1.02.2017 года, в котором напрямую говорится о необходимости оказания государственной поддержки отечественной анимации в области создания, проката
1 28 июня 2011 состоялась встреча аниматоров с Председателем Правительства РФ В.В. Путиным. 22 марта 2013 года прошло рабочие совещание Министра культуры РФ В. Мединского с ведущими аниматорами. Его темой стала выработка дорожной карты развития отечественной анимации, определение будущего студии «Союзмультфильм» и выявление проблем отрасли. 26 марта 2014 года на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии под председательством Дм. Медведева в повестке дня были вопросы, касающиеся поддержки и продвижения детского кино и анимации. 23 ноября 2016 года прошла встреча Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко с представителями российской анимации. В ходе встречи обсуждалась роль мультипликации в воспитании подрастающего поколения, основные достижения, проблемы и перспективы развития анимационной отрасли. 8 апреля 2017 года состоялась встреча В. Мединского с ведущими российскими мультипликаторами. 13 мая 2017 года прошла встреча Президента России В.В. Путина с представителями анимационных студий. 17 мая 2017 года состоялась встреча
и показа фильмов для детей и юношества. В феврале 2018 года во главе с заместителем председателя правительства РФ О. Голодец и с участием Министра культуры Вл. Мединского, замминистра промышленности и торговли Г. Кадыровой, председателя правления киностудии «Союзмультфильм» Ю. Слащевой, исполнительного директора Ассоциации анимационного кино И. Матусовой, генерального директора компании «О+Media» А. Саблукова, генерального продюсера анимационной студии Wizard Animation Ю. Москвина, продюсера, руководителя кинокомпании «СТВ» С. Сельянова прошло совещание на тему «Анимация как базовый инструмент детского воспитания и развития», в рамках которого анимация рассматривалась исключительно как область детского кинематографа и неотъемлемая часть государственной программы «Десятилетие детства».
Причины соотнесения анимации в отечественном культурном и кинематографическом сознании с кино, которое предназначено для детей, различны.
Одна из них, связана с общим состоянием дел, в российском детском кинематографе. В начале 1990-х годов оно пришло в упадок, фильмы для детей и юношества практически прекратили снимать. Многие эксперты, аналитики и практики полагают, что последние 30 лет российское детское кино и вовсе исчезло [10; 11]. Подобного мнения придерживается режиссер и руководитель ки-
В.Мединскогос С.Сельяновым, накоторойобсуждалисьвопросыдетскогокиноианимации.23 августа 2017 года прошло совещание В. Мединского по вопросам развития студии «Союзмультфильм» и анимации. 9 октября 2017 года на совещании Президента с членами Правительства В. Мединский высказал предложение по созданию нового ТВ-канал отечественной анимации для детей. 19 декабря 2017 состоялось заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, на котором поднимались вопросы детского кино и анимации. 13 февраля 2018 года на студии «Союзмультфильм» во главе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец состоялось совещание, посвященное развитию отечественной анимации. В рамках Санкт-Петербургского Международного экономического форума, проходившего в конце мая 2018 года, О. Голодец вновь встречалась с представителями анимационной индустрии, говоря об отмеченной области как части программы «Десятилетние детства».
ноконцерна «Мосфильм» К. Шахназаров. В одном из интервью он с сожалением отметил, что детское кино в России не просто переживает глубокий кризис, а погибло [12]. Печальной и драматической называет сложившуюся за последние десятилетия ситуацию с детским и семейным кино В. Грамматиков. По его мнению «мир детского кино сжался как шагреневая кожа» [13]. С. Зернов, будучи директором департамента кинематографии Минкультуры России, выступая на круглом столе «Российский кинематограф для детей и юношества. Вчера. Сегодня. Завтра», проходившем в Фонде социально-культурных инициатив в ноябре 2010 года, говоря о проблемах детского кино, отметил, что эта ниша в прокате заполнена несколькими полнометражными анимационными картинами [14]. Подобная точка зрения, еще раз подчеркнула, что анимацией замещалось отсутствующее детское кино, тем самым за ней закреплялось отношение как к фильмам, предназначенным для детей.
В 1990-е годы проблемы испытывала вся киноотрасль, но ощутимее всего они ударили именно по детскому кинематографу, так как затраты на производство детских фильмов выше, а выручка от проката ниже [11, с. 151; 15]. Государство, оказывая поддержку отечественному кино, долгое время не уделяло отдельного внимания детскому кинематографу. В докладе «Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год» о финансировании детского кино вообще не говорилось [16].
За последние годы ситуация несколько изменилась. Благодаря господдержке кинопроизводства, восстановлению киностудий с государственным участием, поддержке частных студий-мэйдже-ров и национального кинопроката, содействию в продвижении отечественного кино на внешних рынках, восстановлению кинотеатров в райцентрах, созданию системы рибейтов, отечественная киноиндустрия стала активно развиваться. Развитие киноотрасли, по мнению В. Мединского, демонстрирует «движение вверх» [17]. Эта же тенденция годом ранее была отмечена в аналитическом от-
чете Movie Research [3, c. 26]. Исследователи компании отмечали положительную динамику в развитии анимационной области: «За последние пять лет увеличились объемы производства, появились новые проекты. Количество минут произведенной анимации увеличилось на 25%, если сравнивать с показателями 2014 года. Стало выпускаться больше полнометражной анимации. Российские анимационные франшизы находят своего зрителя за рубежом. <...> Увеличилось количество создаваемых анимационных сериалов, на рынке появляются новые участники, повышается качество сериальной продукции» [3, с. 26].
Аналогичного мнения придерживается и российский продюсер, соучредитель студии анимационного кино «Мельница» С. Сельянов, который на встрече отечественных аниматоров с В. Путиным в мае 2017 года заметил, что отечественная анимация показывает серьезные достижения [18]. Положительную динамику в развитии отрасли отмечает и председатель правления «Союзмультфильма» Ю. Слащева, которая утверждает, что благодаря увеличению финансирования государством отрасли за последние шесть лет она шагнула вперед [19]. Непосредственные создатели фильмов, в частности режиссер анимационного кино С. Меринов, также полагают, что «российская анимация сейчас одна из самых успешных в киноотрасли — и в мире, и в стране» [18]. Но все же положительная динамика в развитии отечественной анимации и анимационной индустрии происходит за счет детского сегмента. Как отмечает гендиректор компании «Маша и Медведь» Д. Ло-вейко, весь успех современной анимации в России в целом наблюдаются за счет положительного вектора развития детской анимации [20].
К сожалению, в области детского кино не наблюдается подобного роста. Российским детям, как и раньше, не хватает современных отечественных игровых картин. В общей доли кинопроката их количество ничтожно мало. Даже, несмотря на ту положительную динамику развития отечественной анимации, которую представи-
ли в своем отчете эксперты Movie Research, они не могли не констатировать, что отечественная анимация как область детского кино «могла бы развиваться более динамично, если бы государство реа-лизовывало полноценную масштабную программу, направленную на развитие отрасли» [3, с. 27]. Несмотря на достижения отечественной анимации за последние годы, на встрече аниматоров с президентом России В.В. Путиным в мае 2017 года они также были едины в том, что оказываемая поддержка со стороны государства недостаточна и необходимо принять комплекс мер, которые будут способствовать дальнейшему ускорению развития индустрии.
Заполнение пустующей ниши детского кино происходит либо за счет зарубежных картин, либо за счет анимации. В результате она начинает рассматриваться как экранное произведение, предназначенное для детей, а ее восприятие связывается с миром детского досуга. Подобная точка зрения влияет на развитие всей анимационной отрасли. Государство в лице Министерства культуры и соответствующих фондов и комитетов, поддерживая развитие анимации, выделяет средства, отдает приоритет фильмам, ориентированным на детей и представленным в подавляющем большинстве сериальной продукцией2. Производящие компании так же делают ставки на выпуск подобной продукции, а компании по дистрибуции отдают предпочтение фильмам соответствующей возрастной категории. При этом ленты, предназначенные для других категории зрителей, либо вообще не закупаются для показа на внутреннем рынке, либо их прокат весьма ограничен. Порой фильм взрослой или юношеской возрастной категории не имеет даже кинотеатрального проката, а может быть представлен на рынке DVD-релизами. Ограниченность анимации по возрастной категории в прокате меняет представление о ней как самосто-
2 Например, в 2013 году государство оказало финансовую поддержку 69 анимационным проектам, отобранным Экспертным советом по анимационному кино Минкульта РФ. Из них, по словам Л. Малюковой, 54 — фильмы для детей, при этом преимущественно ленты из сериальных проектов [21].
ятельной области аудио-визуальной культуры, а фильмы, снимаемые для юношеской и взрослой аудитории или не отвечающие критериям детского смотрения, начинают маргинализироваться и пониматься как явления арт-хаусного или фестивального кино, хотя таковыми они вовсе могут и не быть.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ДЕТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИИ
Причины формирования социокультурных представлений относительно отечественной анимации и ее индустрии как области детского кино имеют историческую обусловленность. Е. Елизаров еще в 1966 году писал, что «основная задача мультипликации во все периоды ее развития состояла в том, чтобы как можно лучше и полнее ответить на запросы детского и юношеского зрителя» [22, с. 11].
Такое определение задач анимации вовсе не удивительно. На протяжении советского периода отечественные аниматоры снимали преимущественно фильмы для маленьких зрителей. Данный ее вектор был задан еще в 1930-е годы.
Предпосылки к такому развитию анимации были заложены в предыдущее десятилетие, когда была развернута детская компания и возникла необходимость использования кинематографа для формирования детского досуга и идейного воспитания подрастающего поколения. В это время отечественная анимация не была ориентирована на детского зрителя. Выполняя задачи агитации, информирования и просвещения, она обращалась к взрослой аудитории. Фильмы тех лет носили по преимуществу плакатный характер, являлись рупором идеологических установок, репрезентировали модель нового социально-коммунального мира с новой системой духовно-нравственных и ценностных ориентиров, доносили до зрителя правила и законы бытия в нем.
Однако уже в середине 1920-х годов становилось ясно, что для очень большой части советского общества, активно вовлечен-
ной в процесс потребления экранной продукции, — для детей — существующие экранные произведения не только не подходят, но и оказывают на них вредное влияние. Кроме того, одной из главных целей государства стало формирование и воспитание нового человека. Это подтолкнуло государственные органы, педагогов, психологов к необходимости пересмотреть стратегии в области кинематографа и начать развивать детское кино. Экран начинает использоваться в политически-воспитательных целях и рассматриваться как средство социализации подрастающего поколения.
Формирование концепции детского кино и его активное развитие отразилось на отечественной анимации, которую начинают привлекать для достижения поставленных целей. К концу 1920-х годов происходит изменение тематики мульфильмов и расширение аудитории. В 1927 году на экраны выходят первые мультфильмы для детей — «Каток», «Сенька-Африканец». Конечно, дети и раньше смотрели анимационные фильмы, но их культура смотрения в двадцатые годы характеризовалась всеядностью. В кинотеатрах шли фильмы в подавляющем большинстве, явно непредназначенные для детской аудитории, о чем свидетельствуют социологические исследования тех лет.
В эти годы складывается два понятия в отношении анимации как области детского киносмотрения. С одной стороны, ее начинают рассматривать как кино, предназначенное для детей. В связи с этим анимация воспринимается как ожившая иллюстрация детской литературы. Впоследствии эта точка зрения способствовала тому, что для создания сценариев стали приглашаться детские писатели, а режиссерам рекомендовали искать сюжеты своих лент в области детской литературы. С другой стороны, восприятие анимации как детского кино было связано с тем, что это фильмы о детях. Именно в конце 1920-х годов появляется новый тип главного героя, на смену образам рабочих красноармейцев и крестьян приходят образы детей.
С конца 1920-х годов советские аниматоры начали перестраиваться с выпуска плакатно-агитационной и наглядно-учебной
продукции на производство художественных лент, среди которых предполагались и фильмы для детей. До начала 1930-х годов фильмы для детей не доминировали среди всего объема советской анимации.
Ситуация стала резко изменятся к середине десятилетия. В это время остро, как и на нынешнем этапе, встал вопрос о необходимости развития анимации не как «производства третьестепенной важности» [23, с. 25], а как самостоятельной индустрии, которая должна была работать на мир детства.
Перестройка отрасли была связана с внедрением индустриальных методов съемки фильмов, новых технологий и освоением американского опыта, ориентированного на конвейерный тип производства с дифференциацией труда. В целях улучшения проката внедряется такое понятие как формат, регламентирующий длину фильма в рамках 180-200 м. Заимствование коснулось не только технической стороны дела, но и оказало влияние на смену жанровых систем. В это время получают развитие музыкально-комедийные формы и дидактические жанры. Анимация сменяет свой агитационный тон на развлекательный характер.
Однако уже в середине 1930-х годов на фоне появления комедийно-развлекательных короткометражных фильмов остро встал вопрос о неудовлетворительном идейном содержании картин, выпускаемых отечественными аниматорами.
Со стороны руководства страны к анимации стали предъявляться новые требования. Ее начали рассматривать как средство воспитания. На состоявшемся в декабре 1935 года Всесоюзном производственно-тематическом совещании секретарь Центрального комитета ВКП (б) А.А. Андреев сказал: «Мы мало создаем картин для воспитательной работы среди детей. Мы нашу детвору могли бы в огромной степени воспитывать кинокартинами, однако эта важная продукция составляет еще очень незначительную долю» [24, с. 1].
К середине тридцатых годов в сознании руководства страны окончательно сформировалась точка зрения, согласно которой анимация виделась как область детского кино. На Первой Всесоюзной конференции по планированию детских художественных фильмов (декабрь 1935 г.) говорилось о задачах детского кино, в том числе и о мультипликации. От отрасли стали требовать выпуск фильмов, отвечающих запросам детского зрителя. Но для того, чтобы анимация стала действенным средством воспитания, необходимы были преобразования, направленные на превращение ее из кустарного производства в мощную индустрию, способную наполнить внутренний рынок идеологически и содержательно верной продукцией. Преобразования отрасли становились государственной целью. Руководитель ГУКФ Б. Шумяцкий, подводя итоги конференции, высказался о необходимости организации отдельной студии, снимающей детские мультфильмы. Это заявление послужило толчком к созданию советской анимационной индустрии.
На первом этапе была создана экспериментальная мастерская графической мультипликации для освоения и апробирования индустриальных методов производства фильмов. Ее руководителем стал В. Смирнов, систематизировавший опыт американских студий, их методы производства с ориентацией на разделение труда, а так же применивший для съемки фильмов технологию целлулоидной анимации3. Опыт мастерской был признан удачным. В результате внедрения новых методов организации труда и технологий удалось добиться резкого сокращения сроков производства лент с 9-10 до 1,5-2 месяцев. После 6 месяцев работы
3 Советские аниматоры начали использовать целлулоидную технологию раньше, чем она была внедрена как основная в мастерской В. Смирнова. На студии кинохроники еще в 1931 году группа аниматоров под руководством художника Э. Кочергина применяла целлулоид. Но их опыт не получил распространения из-за несовершенства, связанного с тем, что они не были знакомы с пробойником и штифтами, позволяющими фиксировать листы целлулоида один относительно другого.
мастерской, она была передана детской киностудии ГУК. Спустя месяц, 10 июня 1936 года приказом начальника Главного Управления кино-фото-промышленности № 246/001 для дальнейшего развития в СССР детских фильмов были созданы две студии: «Со-юздетфильм» и «Союзмультдетфильм». Через год в августе 1937 года студия была переименована в «Союзмультфильм». Потеря частицы «-дет-» не означала смены приоритетов студии по выпуску фильмов. Ориентация на детского зрителя была закреплена на уровне ее темпланов и репертуарной политики. Студия «Союзмультфильм» стала индустриальной базой отечественной анимации, ориентированной на производство рисованных фильмов для детского зрителя.
Особую роль в ориентации советской анимация на детского зрителя сыграли и фильмы У. Диснея. Впервые отечественный зритель познакомился с его работами во время Московского международного кинофестиваля (тогда он назывался Советский кинофестиваль в Москве), проходившего с 21 февраля по 1 марта 1935 года. Во время фестиваля были показаны три диснеевских ленты «Веселые пингвины», «Три поросенка» и «Микки-дирижер». Они вызывали восторг у детской аудитории, и мультипликаторы, наблюдая реакцию зрителей, с сожалением констатировали, что отечественная анимация не делает подобных картин. Диснеевская студия к этому времени была лидером по выпуску анимации в индустриальных масштабах. Качество ее лент восхищало не только простых зрителей, но и выдающихся режиссеров современности, среди которых был и С. Эйзенштейн. Руководители кинопромышленности поставили перед отечественными аниматорами требование «Создать советского Микки Мауса». Популярность диснеевских лент подтолкнула руководство страны и мультипликаторов к тому, чтобы рассматривать анимацию как вид детского кино.
Ситуация в анимации немного изменилась в конце 1930-х годов, когда на экранах наряду с лентами, предназначенными для детского зрителя, вновь стали появляться фильмы плакаты и сати-
рические ленты не детской тематики. Подобное положение дел продолжалось на протяжении первых лет войны.
С началом военных действий были пересмотрены темпланы студии. Детские мультфильмы продолжали выходить, но их количество было сокращено4. На это были объективные причины, вызванные сложностями военного времени. Но еще в предвоенные годы анимация постаралась расширить свои жанрово-тематиче-ские границы и возрастные категории зрителей, благодаря чему на нее перестали смотреть только как на область детского кино. Ее выразительные средства и образный язык стали снова использоваться как мощное оружие пропаганды, а благодаря возобновлению выпуска инструктивных лент она стала и эффективным средством обучения.
После возвращения «Союзмультфильма» из эвакуации в мае 1943 года работы были возобновлены и к сентябрю достигли довоенного объема. Несмотря на продолжающуюся войну, государство принимает решение о наращивании производства. Перед аниматорами ставится цель «вернуть детям утраченное детство». Студия возобновляет выпуск фильмом исключительно детской тематики. Анимация снова начинает соотноситься с областью детства. На экраны выходят сказки, фильмы о детях или о мире детей.
Концепция мирного детства настолько сильно влияла на характер отечественной анимации, что в это время появляется много лент, где фактически отсутствуют конфликты, а главными героями становятся игрушки. Это даже породило отдельное направление, получившие название «игрушечные фильмы» или «бесконфликтное кино».
Подобное положение дел сохранялось до середины 1950-х годов, когда остро назрела необходимость расширения жанровых
4 Сокращению количества детских мультфильмов способствовало и то, что работа над многими лентами, находящимися в запуске, с началом военных действий была приостановлена. Эвакуация студии «Союзмультфильм» только усугубила эту тенденцию.
границ анимации. В ситуации усиливающейся стагнации, тематического и стилевого однообразия, аниматоры стали обращаться к новым сюжетам и технологиям. В это время возрождается кукольная анимация, модернизируется система производства, внедряется форма работы над фильмом в творческой (съемочной) группе. На экранах появились ленты, ориентированные на взрослого зрителя («Злодейка с наклейкой», «Непьющий воробей», «Чудес-ница», был организован выпуск периодического анимационного журнала сатиры и юмора, анимационные сюжеты стали появляться в журнале «Фитиль»). Возобновился выпуск рекламной анимации, хотя еще долгое время она оставалась штучной.
Изменения образной структуры и художественного языка, переживаемые отечественным кинематографом в 1950-е годы, в анимацию пришли только к началу 1960-х годов. В этот период эстетической революции отечественная анимация обретает иное лицо. О ней вновь заговорили не в рамках концепции детства, а как об искусстве, обладающем своим выразительным языком, способным вести разговор о самых разных проблемах, затрагивать остросоциальные и философские темы, обращаться с экрана к самому широкому кругу зрителей. В эти годы анимация становится пространством творческого эксперимента и свободного высказывания, происходит преодоление шаблонного мышления. Аниматоры начинают активно экспериментировать, расширяя жанровые границы и предлагая новые технологии, используя новые материалы. В это время в отечественной анимации происходит переосмысление роли художника, творца как создателя фильма. Возникает понятие авторской анимации. Меняется и тип героя. Наряду с детскими образами, героями лент все чаще становятся взрослые. Новый, повзрослевший герой, становится интересен взрослой аудитории. Он начинает говорить с экрана со своим зрителем языком иносказания и образного обобщения, развиваются притчево-метафориче-ские формы анимации. В сознании зрителей происходит переосмысление анимации как фильмов исключительно для детей.
В ситуации ужесточения идеологического контроля по отношению к отечественному кинематографу ранее сложившаяся и укрепившаяся в сознании руководства страны точка зрения на анимацию как на область детского кино, позволила ей стать своеобразным щитом от пристального ока цензуры. В форме философского размышления анимация начинает вести разговоры о нравственности, взаимодействии творца и власти, духовном, об экзистенциальных проблемах. На экранах появляются ленты, которые не вписываются в рамки детского кино. Среди них «История одного преступления», «Человек в рамке», «Жил был Козя-вин», «Стеклянная гармоника», «Мир дому твоему», «Не в шляпе счастье», «Аве Мария», «Баня», «25- первый день!», «Шпионские страсти».
РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИИ КАК ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО ТЕЛЕСМОТРЕНИЯ В 1960-е годы для отечественной анимации открывается новый трансляционный канал — телевидение. В связи с особенностью советского телевидения оно не оказало существенного влияния на характер, формат и эстетику мультфильмов, но его появление способствовало увеличению объемов продукции, тем самым оно стимулировало развитие анимационной индустрии.
Первоначально телевещание ограничивалось столичными городами, но в 1960-е годы оно становится массовым, вовлекая в смотрение большую часть аудитории страны.
В начале 1960-х годов было принято государственное решение о создании сети региональных телестудий. Каждая из них должна была транслировать не только телепередачи, но и производить телепродукцию, предназначенную для многократного показа на каналах центрального и регионального телевидения. Среди возникших 19 телецентров, не многие смогли наладить выпуск фильмов, как самостоятельной продукции. И еще меньше оказались способны организовать собственные мультпроизвод-
ства. Все эти студии имели госфинансирование, годовой план производства с утвержденной тематикой.
В феврале 1960-го года оргкомитет Союза работников кинематографии СССР и Управление по производству фильмов Министерства культуры СССР организовало совещание, результатом которого стало решение об организации студии мультипликационных телефильмов. Решение было принято, но студия возникла почти спустя 10 лет. Сначала при телецентрах появлялись мультипликационные отделы, ориентированные не на выпуск художественной продукции, а на оформление эфира, создание титров и заставок телепередач. Таким образом, телевизионная анимация первоначально имела прикладной характер.
В 1969 году при творческом объединении «Экран» была организована студия «Мульттелефильм» и уже в 1970 году вышли первые ее ленты. Ее опыт был распространен на региональные телецентры. В следующее десятилетие при телецентрах Перми, Саратова, Екатеринбурга (Свердловска), Волгограда и Самары (Куйбышева) возникают мультотделы, регулярно выпускающие фильм. В 1980-х предпринимаются попытки наладить выпуск фильмов на телестудиях Нижнего Новгорода (Горький), Новосибирска, Уфы (Башкирская телестудия) и Казани (Татарская телестудия). Но здесь создание анимации не носило регулярного характера.
С появлением региональных мульттелестудий начинается процесс по децентрализации анимационного производства.
Анимация на телевидении воспринимается как сугубо детский вид экранной продукции и функционирует как форма детского досуга и телесмотрения.
К середине 1970-х годов мультипликация на телеэкране становится привычным явлением. Количество лент, выпускаемых «Мульттелестудией», неизменно растет. К концу десятилетия она выпускает в год более 20 картин. Формируется даже понятие «телевизионная мультипликация», но это были не фильмы, снятые мульттелестудиями, а продукция, обладавшая определенны-
ми художественными характеристиками, исходя из параметров трансляции. Появляются новые для отечественной анимации форматы. Большой формат представлен многосерийным фильмом со сквозным сюжетом, где каждая серия могла сниматься разными режиссерами («Приключения Незнайки и его друзей», «Волшебник Изумрудного города»). Анимационные серии создавались исключительно с ориентацией на детского зрителя. К малому формату относились фильмы-минутки длиною от 1,5 до 2,5 минут, предназначенные для заполнения пауз между передачами. Этот формат телевизионной анимации появился на рубеже 1980-х годов. Микрофильмы чаще были ориентированы на взрослого зрителя. По своему жанру они, скорее, представляли остросоциальные плакаты. Их выпуск приобретает регулярный характер к середине 1980-е годов.
На протяжении 1970-х годов детская направленность отечественной анимации никуда не исчезла, но наряду с ней на экраны стали выходить фильмы для иных возрастных категорий. В 197080-е годы представление об отечественной анимации как о сугубо детской области было пересмотрено благодаря лентам В. Курчев-ского, А. Хржановского, Е. Гамбурга, Ю. Норштейна, Ф. Хитрука, В. Тарасова, Н. Шориной, А. Федулова и других.
На телеэкранах появились фильмы для юношеского и взрослого зрителя, но их было немного и их трансляция не была регулярной. Анимация на телевидении по-прежнему воспринималась как сугубо детский вид экранной продукции. Она формировала большую долю детского телевизионного контента и поэтому рассматривалась как часть детского досуга.
СМЕНА ВЕКТОРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИИ
В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ: ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ
И ГЛОБАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
При характеристике отечественной анимации советского периода выделяется ее направленность на детского зрителя. Конеч-
но же, в ней снимались фильмы для взрослых, предпринимались попытки создавать ленты и для подростков, но их количество всегда было незначительным. Ситуация начала меняться к середине 1980-х годов. На фоне преобразований, происходящих в общественно-политической жизни страны, контроль со стороны государства за темпланами анимационных студий сначала значительно ослаб, а к началу 1990-х и вовсе исчез. Аниматоры все чаще в своих лентах обращались к интересующим их темам, несущим философскую или остросоциальную проблематику.
С ослаблением государства и переходом на принципы рыночной экономики анимационные студии, существовавшие за счет госфинансирования, лишились поддержки. Это оказалось смертельным ударом для отечественной анимационной индустрии. Крупные студии пребывали в ситуации коллапса. Наиболее талантливые аниматоры пытались организовать новые, негосударственные студии. В своих работах они дистанцировались от художественной эстетики, стилистики и тематики, характерной для анимации, выпускавшейся на «Союзмультфильме». В это время активно развивается авторская анимация, ориентированная не на широкого зрителя, а на фестивальные показы. Но выпуск подобных лент почти не имел проката и не приносил дохода студиям, поэтому немногие из них смогли выжить в сложных экономических условиях 1990-х годов.
Экономический и политический кризис в России совпал с годами, когда мировая анимационная индустрия переходила на новые цифровые технологии. Отечественной анимации в этот период было не до их освоения. В 1989 году студия «Союзмультфильм» в своей прежней форме перестала существовать. Ее правопреемником стало арендное предприятие с тем же названием, а все сотрудники студии в одночасье стали арендаторами. Спустя четыре года произошла очередная реорганизация студии и смена ее статуса, теперь она была превращена в открытое акционерное общество. Перевод анимационной индустрии из государственной
сферы в руки частного бизнеса обернулся сокращением объемов выпускаемой продукции и снижением ее качества. На внутреннем рынке остро ощущалась нехватка современной отечественной продукции, способной удовлетворить спрос аудитории. Он на бытовом уровне в условиях домашних просмотров частично компенсировался старыми советскими мультфильмами, выпускаемыми на VHS-кассетах, но кинотеатры испытывали острый дефицит в современных мультфильмах, отвечающих изменившимся критериям прокатной политики.
Изменения коснулись телевизионного проката и производства. С середины 1980-х годов наблюдается снижение внимания к детским программам на телевидении, их доля в сетке вещания неизменно сокращается. В первую очередь стал сокращаться объем вещания для дошкольников и младших школьников, который был представлен не только программами, но в первую очередь анимационными фильмами. На сокращение детского контента повлияло ограничение финансирования.
С 1989 года региональные телестудии перестали получать средства на производство анимации, в результате на рубеже 1990-х годов ее выпуск на этих телестудиях постепенно был свернут. Студии пытались продолжить выпуск фильмов на энтузиазме, получая мизерные средства от проката ранее снятых фильмов, но к 1994 году Центральное Телевидение окончательно прекратило транслировать продукцию региональных отделений. В 1992 году закрылось отделение «Мульттелефильм» при творческом объединении «Союзтелефильм»5.
На фоне сворачивания телевизионного анимационного производства в начале 1990-х годов в течение двух-трех лет произошло отделение анимационной индустрии от каналов телевещания.
5 В 1989 г. решением Правительства СССР (Постановление № 1207 от 15 октября 1988 г.) Творческое объединение «Экран» было преобразовано в Творческо-производственное объединение «Союзтелефильм», при котором до 1992 года продолжало существовать мультипликационное отделение.
Отечественное телевидение освободилось от производственных структур. Отечественные мульттелестудии, не освоившие методы индустриальной анимации, не приспособленные выпускать продукцию, необходимую коммерческому телевидению, не имея государственной поддержки, испытывая давление со стороны коммерческих структур, прекратили свое существование как часть анимационной индустрии. Отечественное телевидение почти на два десятилетия оказалось оторванным от отечественной анимационной индустрии, она, не имея выходы на каналы трансляции, фактически перестала существовать.
Отсутствие поддержки и финансирования со стороны государства, сложности перехода на коммерческие принципы построения системы производства и проката, технологическое отставание стали теми факторами, которые ввергли отечественную анимационную индустрию в глубокий кризис, поставив ее к концу 1990-х годов на грань исчезновения.
К середине 1980-х годов на фоне ослабления госконтроля, снижения финансирования отрасли, потери каналов проката, сокращения или ликвидации производственных мощностей аниматоры оказались предоставленными сами себе в ситуации полной творческой и экономической свободы. Они с упоением осваивали ранее запретные темы, обращаясь к личностной памяти и истории, к пространству внутреннего мира, иронизировали в отношении абсурдности бытия. Отечественная анимация стала формой авторского высказывания, приобретя исповедальный или остросоциальный характер. Аниматоры стали высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, отражать образ бытия, погружающегося в кризис и перестроечную карнавальность. Отечественная анимация резко повзрослела, повзрослел и ее зритель.
Стоит отметить, что когда выпуск новых фильмов стал нерегулярным, а доходы от их проката фактически невозможно было получить, многие аниматоры занялись съемкой рекламной продукции, приносящей реальную прибыль. В советский период ани-
мационной рекламы, как и рекламы вообще, снималось крайне мало. С развитием коммерческого рынка и возросшей потребностью в рекламной продукции аниматоры стали осваивать новые формы. Появление области анимационной рекламы повлияло на характер анимационной индустрии, способствовало переходу на новые цифровые технологии и изменению точки зрения на анимацию, отдаляя ее от области детского кино. Анимация стала рассматриваться как прикладная сфера, ориентированная на коммерческий сегмент рынка. Ее развитие в этом направлении стимулировало техническое обновление, преобразование модели бизнеса анимационных компаний. Анимационная реклама стала неотъемлемой частью телевизионной анимации. Но при этом она создавалась не в отделах при телецентрах или телеканалах, а на независимых студиях.
Продолжение следует / То be continued
ЛИТЕРАТУРА:
1. Головкина Е.М. Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. Т. 20. С. 3316-3320. URL: https://e-koncept. ru/2014/54927.htm (Дата обращения: 21.03.2018).
2. Ермизина Е.В. Мультфильмы — дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2010. № 1. С. 51-58.
3. Анимационное кино в России: воспроизводство и продвижение традиционных культурных ценностей. М.: Ассоциация анимационного кино, 2017. 114 с.
4. Дина Годер о состоянии анимации в России и мире [Электронный ресурс] / Р. Данилов // Look at me. URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/ experience/197947-animation (Дата обращения: 20.03.2018).
5. Щуклина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 4. С. 12-14.
6. Ромашова М.В. От истории анимации к истории детства в СССР: постановка проблемы // Вестник Пермского университета. Серия: История.
2011. №3 (17). С. 114-119.
7. Лукиных Н. Наша анимация за рубежом - одна из самых признанных [Электронный ресурс] // Regnum. URL: https://regnum.ru/news/312417.html (Дата обращения: 20.03.2018).
8. 2Х2 открыл свою студию недетской анимации признанных [Электронный ресурс] // 2X2TV.ru. URL: http://2x2tv.ru/blog/2x2-animation-studio (Дата обращения: 15.04.2018).
9. О мерах по выводу из кризиса отечественной анимации. Решение коллегии Министерства культуры РФ № 15 от 28 октября 2011 г. [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации: сайт. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-merakh-po-vyvodu-iz-krizisa-otechestvennoy-animatsii-15// (Дата обращения: 15.04.2018).
10. Ермакова Е. Взрослые проблемы детского кино // Техника и технология кино. 2010. №3. С. 28-31.
11. Сидоренко В. Отечественный кинематограф для детей и юношества. Нерешенные проблемы // Вестник ВГИК. 2010. №3-4. С. 148-156.
12. Громова Н. В России погибает детское кино [Электронный ресурс] // Век: электронная газета. URL: https://wek.ru/v-rossii-pogibaet-detskoe-kino (Дата обращения: 23.03.2018).
13. Грамматиков В. Мир детского кино сжался как шагреневая кожа [Электронный ресурс] // Кино-Театр.ру. URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/ person/235/ (Дата обращения: 23.03.2018).
14. Богданова О. Детское кино: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] // Татьянин день: молодежный интернет-журнал МГУ. URL: http:// www.taday.ru/text/721192.html (Дата обращения: 22.03.2018).
15. Сидоренко В. Карт-бланш. Недетские проблемы детского кино [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2015. 27 августа. URL: http:// www.ng.ru/cinematograph/2015-08-27/3_kartblansh.html (Дата обращения: 24.03.2018).
16. Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год. Министерство культуры Российской федерации. Решение коллегии №1 от 26 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] // Министерство культуры РФ. URL: http://www.mkrf.ru/documents/ob-itogakh-raboty-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-v-2009-godu-i-zadachakh-na-2010-god-1/ (Дата обращения: 24.03.2018).
17. Мединский В.Р. Движение вверх российского кино. Итоги 20122017: лекция [Электронный ресурс] // История. РФ. URL: https://histrf.ru/
WNioteka/book/v-r-miedinskii-liektsiia-dvizhieniie-vvierkh-rossiiskogho-kino-itoghi-2012-2017 (Дата обращения 20.03.2018).
18. Мультипликаторы оценили поручения Путина по развитию анимационного кино [Электронный ресурс] // Pravda.ru. URL: https://www. pravda.ru/news/economics/14-07-2017/1342022-cartoon-0/ (Дата обращения 20.05.2018).
19. Мультипликаторы попросили удвоить госфинансирование отрасли [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/kultura/4825513/ (Дата обращения 20.05.2018)
20. Место под солнцем: российская анимация учится быть востребованной в мире [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/ culture/20171027/1507687704.html / (Дата обращения 20.05.2018).
21. Малюкова Л. Да здравствуют сладкие няжки! [Электронный ресурс] // Новая газета. 02.09.2013. № 97. URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2013/08/30/56136-da-zdravstvuyut-sladkie-nyazhki (Дата обращения 20.03.2018).
22. Елизаров Г.И. Союзмультфильм // Елизаров Г.К. Советская мультипликация: справочник. М.: Госфильмофонд. 1966. (Кино и время: приложение №1 к бюллетеню Госфильмофонда).
23. Цехановский М.М. От «Мурзилки» к большому искусству // Советское кино. 1934. № 10. С. 20-27.
24. Речь А.А. Андреева на всесоюзном киносовещании // Кино. 1936. № 1 (713). С. 1.
REFERENCES:
1. Golovkina E.M. Vliyanie sovremennykh rossiyskih mul'tfil'mov na formirovanie gendernykh stereotipov povedeniya u detey [The influence of contemporary Russian cartoons of the formation of gender stereotypes in children's behavior] // Kontsept [Concept]. 2014. Vol. 20, pp. 3316-3320. URL: https://e-koncept.ru/2014/54927.htm (21.03.2018).
2. Ermizina E.V. Mul'tfil'my — deti: ot kontenta k ponimaniyu [Cartoons — children: from content to understanding] // Mir psikhologii [The World of Psychology]. 2010. No. 1, pp. 51-58.
3. Animatsionnoe kino v Rossii: vosproizvodstvo i prodvizhenie traditsionnykh kul'turnykh tsennostey [Animated movies in Russia: replication and advancement of cultural values]. Moscow: Assotsiatsiya animatsionnogo kino [Association of Animated Films], 2017. 114 p.
4. Dina Goder o sostoyanii animatsii v Rossii i mire [Dina Goder about the condition of animated movies in Russia and in the world] / R. Danilov // Look at me. URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/197947-animation (20.03.2018).
5. Shchuklina E.S. Rol' sovremennoy mul'tiplikatsii v vospitanii rebenka [The Role of Contemporary Cartoons in a Child's Upbringing] // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Penza State University]. 2013. No. 4, pp. 12-14.
6. Romashova M.V. Ot istorii animatsii k istorii detstva v SSSR: postanovka problem [From the history of animation to the history of childhood in the USSR] // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Istoriya [Bulletin of the Penza State University. Series. History]. 2011. No.3 (17), pp. 114-119.
7. Lukinykh N. Nasha animatsiya za rubezhom — odna iz samykh priznannykh [Our animated cinema is one of the most accepted in other countries] // Regnum. URL: https://regnum.ru/news/312417.html (20.03.2018).
8. 2X2 otkryl svoyu studiyu nedetskoy animatsii priznannykh [2x2 established its studio of animated cinema not for children as one of the accepted] // 2X2TV. ru. URL: http://2x2tv.ru/blog/2x2-animation-studio (15.04.2018).
9. O merakh po vyvodu iz krizisa otechestvennoy animatsii. Reshenie kollegii Ministerstva kul'tury RF No. 15 ot 28 oktyabrya 2011 g. [About the measures for turnaround from the crisis of Russian animation. Decision of the Collegiate of the Ministry of Culture of the Russian Federation No.15 from October 28 2011] // Ministerstvo kul'tury Rossiyskoy Federatsii: sait [Ministry of Culture of the Russian Federation. Website]. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-merakh-po-vyvodu-iz-krizisa-otechestvennoy-animatsii-15// (15.04.2018).
10. Ermakova E. Vzroslye problemy detskogo kino [The adult issues of children's cinema] // Tekhnika i tekhnologiya kino [The Technique and Technology of Cinema]. 2010. No.3, pp. 28-31.
11. Sidorenko V. Otechestvennyi kinematograf dlya detey i yunoshestva. Nereshennye problemy [Russian cinematography for children and youth. The unsolved problems] // Vestnik VGIK [bulletin of VGIK]. 2010. №3-4, pp. 148-156.
12. Gromova N. V Rossii pogibaet detskoe kino [Children's cinema is dying in Russia] // Vek: elektronnaya gazeta [Century: Electronic Newspaper]. URL: https://wek.ru/v-rossii-pogibaet-detskoe-kino (23.03.2018).
13. Grammatikov V. Mir detskogo kino szhalsya kak shagrenevaya kozha [The World of Children's Movies // Kino-Teatr.ru. URL: http://www.kino-teatr.ru/ kino/person/235/ (23.03.2018).
14. Bogdanova O. Detskoe kino: vchera, segodnya, zavtra [Children's Cinema: Yesterday, Today, Tomorrow] // Tat'yanin den': molodezhnyi internet-zhurnal MGU [St. Tatiana's Day: The Youth Internet Journal of the Moscow State University]. URL: http://www.taday.ru/text/721192.html (22.03.2018).
15. Sidorenko V. Kart-blansh. Nedetskie problemy detskogo kino [Carte blanche. The unchildlike problems of children's cinema] // Nezavisimaya gazeta [Independent Newspaper]. 2015. 27 avgusta [August 27, 2015]. URL: http:// www.ng.ru/cinematograph/2015-08-27/3_kartblansh.html (24.03.2018).
16. Ob itogakh raboty Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii v 2009 godu i zadachakh na 2010 god. Ministerstvo kul'tury Rossiyskoy federatsii. Reshenie kollegii No.1 ot 26 fevralya 2010 g. [About the Outcomes of Work of the Ministry of Culture of the Russian Federation in 2009 and the Goals for 2010. Ministry of Culture of the Russian Federation. Decision of the Collegiate No.1 from February 26, 2010]] // Ministerstvo kul'tury RF [The Ministry of Culture of the Russian Federation]. URL: http://www.mkrf.ru/documents/ob-itogakh-raboty-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-v-2009-godu-i-zadachakh-na-2010-god-1/ (24.03.2018).
17. Medinskiy V.R. Dvizhenie vverh rossiyskogo kino. Itogi 2012-2017: lektsiya [The Movement Forward of Russian Cinema. Outcomes of the Years 20122017: A Lecture] // Istoriya [History]. RF. URL: https://histrf.ru/biblioteka/book/ v-r-miedinskii-liektsiia-dvizhieniie-vvierkh-rossiiskogho-kino-itoghi-2012-2017 (20.03.2018).
18. Mul'tiplikatory otsenili porucheniya Putina po razvitiyu animacionnogo kino [The Cartoon Producers Evaluated Putin's Commission for Development of Animated Cinema] // Pravda.ru. URL: https://www.pravda.ru/news/ economics/14-07-2017/1342022-cartoon-0/ (20.05.2018).
19. Mul'tiplikatory poprosili udvoit' gosfinansirovanie otrasli [The Cartoon Producers Asked for the Stat Funding of the Field to be Doubled] // TASS. Informatsionnoe agentstvo Rossii [TASS Informational Agency of Russia]. URL: http://tass.ru/kultura/4825513/ (20.05.2018).
20. Mesto pod solntsem: rossiyskaya animatsiya uchitsya byt' vostrebovannoy v mire [A place under the sun. Russian animation learns to be on demand in the world] // RIA Novosti [RIA News]. URL: https://ria.ru/ culture/20171027/1507687704.html / (20.05.2018).
21. Malyukova L. Da zdravstvuyut sladkie nyazhki! [Long live the sweet shrimps!] // Novaya gazeta [New Gazette]. 02.09.2013. № 97. URL: https:// www.novayagazeta.ru/articles/2013/08/30/56136-da-zdravstvuyut-sladkie-
nyazhki (20.03.2018).
22. Elizarov G.I. Soyuzmul'tfil'm [The Soyuzmultfilm] // Elizarov G.K. Sovetskaya mul'tiplikatsiya: spravochnik [Soviet Animated Cartoon: A Reference Book]. Moscow: Gosfil'mofond [State Film Fund]. 1966. (Kino i vremya: prilozhenie No.1 k byulletenyu Gosfil'mofonda [The Cinema and Time: Supplement No.1 to the Bulletin of the State Film Fund]).
23. Tsekhanovskiy M.M. Ot «Murzilki» k bol'shomu iskusstvu [From "Murzilka" to High Art] // Sovetskoe kino [Soviet Cinema]. 1934. No. 10, pp. 20-27.
24. Rech' A.A. Andreeva na vsesoyuznom kinosoveshchanii [The speech of A.A. Andreyev at the Soviet Movie Broadcast] // Kino [Cinema]. 1936. No. 1 (713), p. 1.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА КРИВУЛЯ
профессор Высшей школы (факультета) телевидения,
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Москва, Ленинские горы, д.1., стр.51
доктор искусствоведения
ORCID: 0000-0003-4580-1357
vgik-anima@yandex.ru
ABOUT THE AUTHOR:
NATALIA G. KRIVULYA
Professor at the Higher School (Department) of Television
Moscow State Lomonosov University
1/51, Leninskie gory, Moscow
Doctor of Sciences in Art History
ORCID: 0000-0003-4580-1357
vgik-anima@yandex.ru