Научная статья на тему 'МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОГО МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ'

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОГО МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / МУЛЬТИМОДАТЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / НМТУ / НОВОСИБИРСКАЯ ТАМОЖНЯ / АГЛОМЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калмыков С.П., Морозова А.А.

В статье рассматривается товарооборот Новосибирской таможни за период 2019-2021 гг. Автором предлагается анализ экспорта и импорта, которые составляют основу товарооборота. Также автором статьи представлены товарные структуры импорта и экспорта за рассматриваемый период с 2019 по 2021 годы в Новосибирской таможне. Совершенствование региона, в целом, зависит от ряда факторов, одним из которых является развитие транспортного сегмента региона. Новосибирск и Новосибирская область - связующее звено между Западной и Восточной частью Российской Федерации, и развитие данного региона будет значимым для развития страны, в целом. Вероятность эффективности от создания на базе г. Новосибирска мультимодального транспортного узла будет высока, если на территории России будут созданы мультимодальные транспортные узлы в нескольких городах, через которые проходят большие товаропотоки. Также развитие Новосибирской области зависит от расположения агломераций на территории г. Новосибирска - Новосибирского мультимодального транспортного узла и эффективности его расположения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMODAL TRANSPORTATION: ACTIVITIES OF THE NOVOSIBIRSK MULTIMODAL TRANSPORT HUB

The article examines the turnover of the Novosibirsk customs for the period 2019-2021. The author offers an analysis of exports and imports, which form the basis of trade. Also, the author of the article presents the commodity structures of imports and exports for the period under review from 2019 to 2021 at the Novosibirsk customs. The improvement of the region, in general, depends on a number of factors, one of which is the development of the transport segment of the region. Novosibirsk and the Novosibirsk region are a connecting link between the Western and Eastern parts of the Russian Federation, and the development of this region will be significant for the development of the country as a whole. The likelihood of efficiency from the creation of a multimodal transport hub on the basis of Novosibirsk will be high if multimodal transport hubs are created on the territory of Russia in several cities through which large flows of goods pass. Also, the development of the Novosibirsk region depends on the location of agglomerations on the territory of the city of Novosibirsk - the Novosibirsk multimodal transport hub and the efficiency of its location.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОГО МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

БИТ 2022 Том 6 № 1 (21) УДК 656

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОГО МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ

Калмыков С.П., Морозова А.А.

Сибирский государственный университет путей сообщения

MULTIMODAL TRANSPORTATION: ACTIVITIES OF THE NOVOSIBIRSK MULTIMODAL TRANSPORT HUB

Kalmykov S.P., Morozova A.A.

Siberian State Transport University

Аннотация

В статье рассматривается товарооборот Новосибирской таможни за период 2019-2021 гг. Автором предлагается анализ экспорта и импорта, которые составляют основу товарооборота. Также автором статьи представлены товарные структуры импорта и экспорта за рассматриваемый период с 2019 по 2021 годы в Новосибирской таможне. Совершенствование региона, в целом, зависит от ряда факторов, одним из которых является развитие транспортного сегмента региона. Новосибирск и Новосибирская область - связующее звено между Западной и Восточной частью Российской Федерации, и развитие данного региона будет значимым для развития страны, в целом. Вероятность эффективности от создания на базе г. Новосибирска мультимодального транспортного узла будет высока, если на территории России будут созданы мультимо-дальные транспортные узлы в нескольких городах, через которые проходят большие товаропотоки. Также развитие Новосибирской области зависит от расположения агломераций на территории г. Новосибирска -Новосибирского мультимодального транспортного узла и эффективности его расположения.

Ключевые слова: товарооборот, экспорт, импорт, мультимодатльный транспортный узел, НМТУ, Новосибирская таможня, агломерация.

Abstract

The article examines the turnover of the Novosibirsk customs for the period 2019-2021. The author offers an analysis of exports and imports, which form the basis of trade. Also, the author of the article presents the commodity structures of imports and exports for the period under review from 2019 to 2021 at the Novosibirsk customs. The improvement of the region, in general, depends on a number of factors, one of which is the development of the transport segment of the region. Novosibirsk and the Novosibirsk region are a connecting link between the Western and Eastern parts of the Russian Federation, and the development of this region will be significant for the development of the country as a whole. The likelihood of efficiency from the creation of a multimodal transport hub on the basis of Novosibirsk will be high if multimodal transport hubs are created on the territory of Russia in several cities through which large flows of goods pass. Also, the development of the Novosibirsk region depends on the location of agglomerations on the territory of the city of Novosibirsk - the Novosibirsk multimodal transport hub and the efficiency of its location.

Keywords: trade turnover, export, import, multimodal transport hub, NMTH, Novosibirsk customs, agglomeration.

Мультимодальные перевозки - это перемещение грузов и пассажиров различными видами транспорта: автомобильным, воздушным, водным и железнодорожным транспортом.

Основными преимуществами

мультимодальных перевозок являются:

- уменьшение расходов и оптимизация доставки;

- минимизация времени доставки;

- безопасность грузов;

- минимизация расходов на оформление документации и др.

Новосибирский мультимодальный транспортный узел расположился на территории города Новосибирска и

небольшого города Обь (Новосибирской области), который является его центром, так как на его территории распложен международный аэропорт «Толмачево».

Таможенная инфраструктура г. Новосибирска - Новосибирской таможни -включает в себя размещенные на территории Новосибирской области отделы и отделения, таможенные посты и иные объекты таможенной инфраструктуры.

На территории Новосибирской таможни расположилось 5 таможенных постов:

- Новосибирский западный таможенный пост;

- Новосибирский южный таможенный пост;

- Новосибирский восточный таможенный пост;

- Новосибирский почтовый таможенный пост;

- Таможенный пост Аэропорт Толмачево.

Сравним товарооборот экспортируемых и

импортируемых товаров, их товарную структуру за 20192021 годы.

За весь 2020 год товарооборот

Новосибирской области в сумме составил 5 659 697,4 млн. руб., в котором экспорт равнялся 2935563,4 млн. руб., а импорт - 2717134,1 млн. руб. Если сравнивать 2020 и 2019 гг., то в 2020 году товарооборот

уменьшился на 466556,8 тыс. руб. или на 8,25% (Рис.1) [1].

В структуре экспорта 2020 г. наблюдалось уменьшение стоимостного объема топливно-

энергетических товаров уменьшился на 8,3%, машиностроительной продукции - на 29,6%, продукции химической промышленности - на 6,9%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 18,9% [2].

При этом стоимость поставок

продовольственных товаров увеличилась в 1,7 раза, металлов и изделий из них - на 23,2% (Рис.2).

По сравнению с 2019 годом стоимостной объем импорта

машиностроительной продукции

уменьшился на 7,2%, текстиля, текстильных изделий и обуви - на 23,6% при увеличении стоимости импорта металлов и изделий из них на 0,5%, продукции химической промышленности - на 3,0%, продовольственных товаров - на 6,1% (Рис.3) [1].

Если сравнивать 2020 и 2021 годы, то можно уже увидеть, что за период с января

Рис. 1. Динамика товарооборота в период январь - декабрь 2019-2020 гг., тыс. руб.

Рис. 2. Структура экспорта в период январь - декабрь 2020 г., %

Рис. 3. Структура импорта в период январь - декабрь 2020 г., %

по июль 2021 года товарооборот снизился до 3687674,9 тыс. долларов. Это отрицательно сказывается на росте доходов России [3].

В товарной структуре экспорт преобладают минеральные ресурсы - 33,4% от общего количества экспортируемых товаров, и топливно-энергетические ресурсы -33,3% от общего количества экспортных то-

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2022 Том 6 № 1 (21)

варов. Также можно заметить, что снизилось количество товаров, которые экспортируются из страны, относящиеся к группе машин, оборудования и транспортных средств - 14,62% (Рис. 4) [4].

Также в товарной структуре импорта машины, оборудование и транспортные средства занимают лидирующую позицию с долей 51% от общего объема импортных товаров. Металлы и изделия из них, также и продукция химической промышленности, каучук, по сравнению с другими группами импортируемых товаров, занимают 15% и 11% соответственно [5].

Исходя из ранее представленных данных можно судить о том, что товарооборот импортируемых и экспортируемых товаров значительно снизился за период 2019-2021 гг.

Совершенствование МТУ федерального уровня на базе г. Новосибирска позволяет решить некоторые задачи по сравнению с возможностями МТУ местного и регионального уровней. Главная задача НМТУ заключается в оптимальном использовании транспортных средств и инфраструктуры, которое сможет увеличить объемы товарооборота после мирового кризиса в период пандемии. Второй задачей, которая стоит при развитии НМТУ, является улучшение комплексного контроля за транспортировкой и сохранностью грузов. Также одной из главных задач является увеличение возможностей внедрить новые транспортные, логистические и таможенные технологии. Это существенно сокращает временные показатели и транспортные расходы участникам внешнеэкономической деятельности и перевозчикам [6].

При эффективном использовании НМТУ товаро- и пассажиропотоки увеличатся в ближайшее время, примерно, в 1,5 раза, что существенно повлияет на экономическую составляющую г. Новосибирск и, в целом, России.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Эффективность развития НМТУ в г. Новосибирск, во многом, заключается в создании аналогичных МТУ в крупных транспортных и товарных центрах России. Если не создавать объекты для мультимодальных перевозок, то эффект от ускоренного товаро-и пассажиропотоков будет утерян, так как с усовершенствованием инфраструктуры совершенствуется и технические возможности терминалов, объектов таможенной инфраструктуры и транспортно-логистических технологий.

Эффективность от развития Новосибирского мультимодального транспортного узла во многом зависит также и от ситуации с международной проблемой пандемии Covid-19. За время пандемии короновируса

Рис. 4. Структура экспорта в период январь - июль 2021 г., %

Рис. 5. Структура импорта в период январь - июль 2021 г., %

с 2019 года резко снизились объемы това-ропотоков из разных стран, так как многие производит ели потерпели материальные убытки, восстановление которых занимают достаточно продолжительное время [9, с. 25].

Развитие мультимодальных узлов на территории России, в том числе и в г. Новосибирске, позволит увеличить транспортные поставки и пассажиропотоки, так как

Транссибирская железнодорожная магистраль привлекательна для путешествий. Конечными точками зарождения грузопотоков России являются морские порты. Работа Новосибирского транспортно-логисти-ческого центра (ТЛЦ) не может быть эффективной без развития ТЛЦ по всей стране с центрами в крупнейших городах, через которое проходит большое количество как грузопотоков, так и пассажиропотоков.

Также Россия не потеряет своих главных торговых партнеров, которые находятся в Восточной Азии - Китай, Южная Корея, КНДР, Казахстан, Монголия и др., ведь

Список литературы

1. Статистика товарооборота в Новосибирской таможне. Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/128786 (дата обращения 13.09.2021).

2. Мультимодальные транспортные узлы Москвы. URL: https://www.ng.ru/economi cs/2019-09-09/100_090920191730.html (дата обращения 13.09.2021).

3. Федеральная таможенная служба России. Импорт-экспорт важнейших товаров в 2019-2020 году. URL: http://customs.gov.rU/press/federal/document/199911 (дата обращения: 10.09.2021).

4. РБК Новосибирск. В Новосибирске назвали лучших экспортеров региона. URL: https://nsk.rbc.ru/ nsk/20/03/2020/ 5e747d309a794738436515bc (дата обращения: 10.09.2021).

5. Литвинов Б. Новосибирск как мультимодаль-ный узел (хаб). URL: https://l-boris.livejournal.com/63184. html (дата обращения: 10.09.2021).

6. Роль транспортного комплекса в социально-экономическом развитии Новосибирской области.

главным центром перевозок станет Новосибирск [10, с. 91].

Тем самым, развивая мультимодальные узлы на территории России, в том числе и в Новосибирске, позволит увеличить транспортные поставки и пассажиропотоки, и поможет возрастить товаропотоки из разных стран после пандемии Covid-19, так как Транссибирская железнодорожная магистраль привлекает достаточно много иностранцев, которые путешествуют по РФ на поездах по Транссибирской железнодорожной магистрали, и запустить новые проекты по строительству водных и автомобильных дорог.

URL: http://mintrans.nso.ru/page/613 (дата обращения: 10.09.2021).

7. Министерство иностранных дел РФ. О социально-экономическом положении Новосибирской области и ее инвестиционной привлекательности. URL: https://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ ykg-grK2nCl8c/content/id/4278555 (дата обращения: 10.09.2020).

8. Калмыков С.П., Морозова А.А. Мультимо-дальный транспортный узел в Новосибирске как часть федеральной логистической инфраструктуры // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). С. 23-27.

9. Морозова А.А. Роль логистических центров в интеграции ЕАЭС // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. № 5(47). С. 87-92.

Поступила в редакцию 20.12.2021

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторах:

Калмыков С.П. - доцент кафедры таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения, кандидат экономических наук, профессор, e-mail: td@sgups.stu.ru.

Морозова А.А. - студент Сибирского государственного университета путей сообщения, e-mail: td@sgups.stu.ru.

30 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.