ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ
Медиасреда. 2023. № 1. С. 5-9. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 5-9. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-10101
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Екатерина Сергеевна Зайкова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, zaykova_kat@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается формат мультимедийного сторителлинга как способа репрезентации личности в медиапространстве. Работа посвящена выработке технологий создания портретного мультимедийного сторителлинга в практике сегодняшнего журналиста в контексте форматного своеобразия цифровой истории.
Digital-сторителлинг - способ воссоздания реальности в журналистском поле. В том числе мультимедийная история выступает как способ воссоздания образа человека в журналистских продуктах. Формат появился в результате слияния двух жанров таких, как мультимедийная журналистика и портрет. Из этого следует, что при создании текста в исследуемом нами формате будут использоваться те же способы конструирования продукта, что и в жанрах-истоках. Для создания журналистских материалов в формате мультимедийного портретного сторителлинга мы в статье выделили две группы технологий. Это связано с тем, что продукт профессиональной практики журналиста имеет также двойственную природу: текст как нарратив и как мультимедийный текст.
Портретный digital-сторителлинг - это ответ на когнитивную усталость современного потребителя по отношению к массивным журналистским материалам. Это способ удерживать внимание читателя и доносить смыслы за счет использования мультимедийных элементов, воссоздающих в журналистском тексте реалии. Однако особое внимание заслуживает репрезентация портрета, специфика которого обусловлена специфическими чертами конструирования образа персоналии: его мировоззрение, жизненные взгляды, особенности восприятия и т. д. Перед авторами digital-контента встает ряд сложных задач, начиная с определения содержательных сторон раскрытия персонажа, заканчивая выбором мультимедийных компонентов организации материала.
Работа поможет действующим специалистам в практической деятельности при создании материала в формате мультимедийного сторителлинга, цель которого сконструировать образ человека.
Ключевые слова: сторителлинг, технологии сторителлинга, digital-сторителлинг, портретный мультимедийный сторителлинг, репрезентация личности.
Для цитирования: Зайкова Е. С. Мультимедийный сторителлинг как способ репрезентации личности в современной журналистике // Медиасреда. 2023. № 1. С. 5-9. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10101
For citation: Zaikova E. S. Multimedia storytelling as a way of representing personality in modern journalism. Mediasreda. 2023; 1: 5-9. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10101
Мультимедийный сторителлинг - эволюционный виток в развитии форматов подачи журналистских текстов. Этот формат - ответ на постоянно растущие ожидания от журналистского продукта со стороны потребителя.
Digital-сторителлинг выступает в качестве способа осмысления окружающей действительности: в России мультимедийный сторителлинг часто выступает как формат конструирования и осмысления исторического прошлого страны, например, известная креативная студия «История будущего» с проектами «1917 Свободная история», «Карта Истории».
Однако мультимедийный формат представления информации также выступает в качестве средства репрезентации личности в журналистских материалах и позволяет аудитории познакомиться с человеком в цифровой плоскости восприятия.
Создание портрета человека в журналистских материалах имеет ряд специфических черт, обусловленных особенностями конструирования образа человека. Каждая личность - носитель собственной истории, мировоззрения, способностей, психологических особенностей и многих других аспектов. Перед журналистом, занимающимся репрезентацией личности, возникает много вопросов и сложностей: от выбора содержательных сторон раскрытия личности до технической базы организации журналистского материала, отвечающей целям и задачам медиатекста. Все вышеперечисленное и определяет актуальность выбранной нами темы.
Тема мультимедийного сторителлинга как самостоятельного формата достаточно исследована. Над разработкой тем, касающихся мультимедийного сторителлинга, трудились такие исследователи, как А. М. Анюхина (Анюхина 2017), А. А. Градюшко (Градюшко 2016), А. П. Енбаева (Енбаева, Топчий 2018), Е. В. Зеленина (Зеленина 2014), А. В. Красавина (Красавина 2019), А. И. Кузовенкова (Кузовенкова 2018), А. В. Ланских (Ланских 2018), С. Э. Лебедева (Лебедева 2019), О. М. Силантьева (Силантьева 2018), С. И. Симакова (Симакова, Енбаева 2019; Симакова, Енбаева, Исакова 2019), В. Г. Соломеина (Соломеина 2020). Вопрос репрезентации личности в журналистской практике также оказался весьма изучен. Свои исследования этому вопросу посвятили В. М. Амиров (Амиров 2018), О. В. Ильина (Ильина 2012). Однако тема мультимедийного сторителлинга как способа репрезентации личности в журналистской практике изучен слабо.
С развитием Интернет-технологий, с появлением мультимедийных компонентов изменилась и форма рассказа истории. На смену традиционному сторителлингу пришел digital-сторителлинг или по-другому мультимедийный сторителлинг.
Мультимедийный сторителлинг становится инструментом информационного моделирования социальной действительности (Варакин 2013: 94), в том числе способом конструирования образа личности в медиапространстве. Это новый виток в создании и трансляции смыслов.
Digital-сторителлинг - симбиотическая форма подачи информации, которая зиждется на двух основных принципах:
1. Построение нарратива, то есть раскрытие истории по сложившимся канонам. Иными словами, это создание истории через слово, смысл, содержание, сюжет.
2. Непосредственное использование мультимедийных компонентов: графика, аудио, видео, скроллджекинг (изменение контента по мере просмотра страницы), фото. При этом каждый элемент работает исключительная на более глубокое понимание истории.
Каждый принцип обуславливает достижение конкретных целей материала.
При помощи построения нарратива создатели мультимедийного сторителлинга достигают эмоциональной связи с читателем. Смысловые аспекты, закладываемые в основу цифрового сторителлинга обеспечивает возникновение особенной коммуникативной ситуации между журналистским материалом и его потребителем: медиатекст высвобождает чувства и эмоции читателя, захватывает воображение читателя и поощряет его.
Сначала необходимо продумать организацию журналистского материала с точки зрения содержательных характеристик. Важно понимать, что каждый из представленных мультимедийных компонентов в цифровом сторителлинге - это ответ на определенную задачу материала. Поэтому невозможно создать мультимедийный сторителлинг без четкого понимания, о чем будет рассказанная история и для чего мы ее рассказываем потребителю.
Еще в доинтернетную эпоху был актуален жанр портрета. Рассказ о личности, ее репрезентация за счет журналистских профессиональных инструментов.
Жанр остается актуальным и сегодня. Развитие портретной журналистики стало толчком для создания и распространения иных жанровых модификаций, в центре которых продолжает находиться личность героя.
Портретная журналистика тяготеет к художественно-публицистическим жанрам. Центральное место, отданное личности человека, вызвало появление необходимости в расширении жанровых разновидностей портретной журналистики.
Развитие Интернета поставило жанр портрета в новые технологические, форматные рамки. Теперь знакомиться с личностью человека мы можем не только через текстовую форму, но и через мультимедийную.
Мультимедийный сторителлинг, в котором репрезентируется личность, относится к жанру портрета и является его форматной модификацией.
Мультимедийную историю, в которой повествование строится на основе событий, фактов ценностных ориентаций личности, иными словами, на основе судьбы или отдельных фактов судьбы реального человека, мы предлагаем определить как портретный digital-сторителлинг.
Портретный цифровой сторителлинг - результат диффузии двух устойчивых жанров: портрета и мультимедийной журналистики. Поэтому в таком формате, как портретный мультимедийный
сторителлинг, будут сочетаться способы организации, которые в том числе справедливы для двух породивших его жанров.
Портретная мультимедийная история сохраняет содержательные характеристики, свойственные портрету, но с точки зрения организации материала - мультимедийный формат.
Главная задача мультимедийного проекта, раскрывающего личность, заставить читателя отождествить себя с героем истории, такая коммуникативная связь обеспечивает успех журналистского материала в мультимедийном формате.
Достичь эффекта ассоциации в нынешних реалиях значительно проще, благодаря мультимедийным способам трансляции смыслов и репрезентации человека, его судьбы.
Мультимедийный сторителлинг «Невольник чести: Последняя дуэль Александра Пушкина» вышел в 2017 году и был подготовлен командной ТАСС.
Исследуемый материал мы можем отнести к такой жанровой модификации как портретный мультимедийный сторителлинг: материал повествует о жизни человека на двух уровнях: содержательно-смысловом, выстраиваемом через нарратив, и мультимедийном.
Для создания цифрового сторителлинга первоначально необходимо разработать содержательно-смысловой пласт материала, на основе чего позже можно будет приступить к разработке мультимедийного уровня организации сторителлинга, то есть определить концепцию наполнения.
Содержательную основу повествования занимает рассказ о дуэли А. С. Пушкина и Ж. Ш. Дантеса, о ее причинах и последствиях, однако главным героем повествования становится именно поэт.
С точки зрения построения нарратива выбранный нами мультимедийный проект - успешный проект, чье содержание противоречит типичному представлению информации об исторических личностях. В этом тексте образ А. С. Пушкина сконструирован без лишней мифологизации: А. Пушкин показан как обычный человек, которого так же, как и всех, в свое время обуревали чувства и эмоции, и не всегда он мог вести себя эталонно. Честность в репрезентации образа облегчает читателю процесс отождествления своей личностью с конструируемым журналистом образом.
Отсюда следует, что читателю материала в том числе значительно проще получить эмоциональный отклик от прочитанного медиатекста.
В этом мультимедийном сторителлинге отсутствуют такие формы передачи информации, как видео и аудио. Однако создатели нашли способ интересно подать информацию в своем проекте, несмотря на минимальные возможности для визуализации материала.
Основное средство визуализации в этом мультимедийном проекте - иллюстрации.
Например, В начале истории представлена интерактивная иллюстрация с героями, которые будут также частью сюжета. Наведя курсор на любого из персонажей истории, мы узнаем небольшую историю этого героя, его отношение к Пушкину и какую роль в судьбе поэта сыграл.
Затем эта же интерактивная деталь появится в финале сторителлинга, но при наведении курсора на персонажа будет появляться информация о том, как сложилась их судьба уже после смерти поэта, как смерть Пушкина повлияла на обстоятельства.
По мере ознакомления с историей возникают и другие интерактивные элементы, раскрывающие важные детали, обстоятельства жизни А. С. Пушкина. Поэт был человеком вспыльчивым и страстным: дуэль с Дантесом далеко не первая схватка Александра Сергеевича. Если переводить рассказ о каждой несостоявшейся дуэли или о каждой дуэли, которая состоялась, но без трагичных последствий, то получится большой массив информации, который будет сложно восприниматься читателем.
Для визуализации большого массива информации создатели подготовили интерактивный таймлайн, на котором отразили следующие данные: год дуэли, кто был инициатором схватки, итог. При этом если навести курсор на каждую отдельную дуэль, то мы получим дополнительную информацию о конкретном поединке. Это удачный с точки зрения организации данных способ стал украшением проекта, которое в интерактивной и лаконичной форме умещает в себе большой массив достаточно любопытных для читателя данных.
Для обозначения координат дуэли создатели использовали интерактивную карту, на которой в том числе обозначены и важные для повествования топосы. Данный мультимедийный компонент добавлен в материал для того, чтобы проиллюстрировать место проведение поединка - Черную речку.
Несмотря на то, что сторителлинг посвящен исторической личности, жившей в XIX веке, материал получился насыщенным как с точки зрения содержательной, так и с мультимедийной. Это качественный пример репрезентации личности человека в формате мультимедийного сторителлинга. Материал дает читателю представление о том, каким был известный поэт, при этом не с типичной хрестоматийной стороны: авторам удалось именно сконструировать образ в первую очередь человека, а не «Солнца русской поэзии». Образ, с которым читатель может отождествить свою личность.
«Life after Slavery» - зарубежный мультимедийный сторителлинг, который посвящен проблеме рабства.
Однако содержание проблемы передается через историю трех людей, побывавших в роли невольников, из разных точек мира: из Африки, из Индии и из США.
Весь мультимедийный сторителлинг «Life after Slavery» делится на три содержательные части:
1. История Мбарки из Мавритании.
2. История Назимы из Индии.
3. История Мойзеса Родригеса из США.
Все три истории объединены общей тематикой, но истории друг на друга кардинально не похожи. Целью создателей проекта было привлечь внимание к проблеме существования рабства в современном мире, несмотря на всю очевидную кошмарность и бесчеловечность явления.
Как и для работы над любым другим мультимедийным сторителлингом, работа над «Life after Slavery» началась с разработки содержания, организации истории и сюжета.
Представленный сторителлинг мы должны рассматривать как рассказ трех независимых друг от друга историй трех никак не связанных между собой людей, между которыми, однако, все равно есть нечто общее - их несвободное прошлое.
Однако при исследовании каждой истории в отдельности мы понимаем, что они строятся по одному и тому же сценарию.
Остановимся подробнее на истории Назимы из Индии. Рассказ ее истории начинается со знакомства с обстоятельствами ее потери свободы. Будучи 14-летней девочкой, она отправилась вместе с подругой на фестиваль, однако домой после него Назима и подруга так и не вернулись: девочек похитили и затем продали для сексуальной эксплуатации в бордель.
Девочки, находясь в рабстве, никогда не оставались одни, их не выпускали практически из комнаты, они были лишены нормального питания, и в таком ужасе Назима и ее подруга провели год своей жизни, пока их не спасла по наводке полиция.
Затем Назиму ждал долгий период восстановления: девочка замкнулась в себе и ни с кем не разговаривала, делилась мыслями только со своим дневником. На момент написания истории главной героине было 22 года, она стала активисткой и теперь борется с рабством и борется за то, чтобы государство помогало жертвам насилия интегрироваться в мир после полученных травм. Хотя Назима сталкивается с большими проблемами, но храбрая девушка не бросает то, что начала однажды и продолжает бороться с тем ужасом, с которым ей однажды довелось встретиться лицом к лицу и выстоять.
Общим для каждого героя проекта стало то, что им удалось стать свободными людьми, но жизнь от этого у героев проекта проще не стала. После пережитого ужаса каждый из них столкнулся с проблемой адаптации к миру. И отсюда вытекают две проблемы, поставленные авторами исследуемого нами сторителлинга:
1. Существование такого явления как рабство в современном мире.
2. Отсутствие поддержки и помощи для тех людей, кто столкнулся в своей жизни с рабством.
С точки зрения мультимедийного наполнения концепции, между тремя представленными в проекте историями, перекликаются, что очевидно из похожей структуры историй на уровне содержательном.
Одним из важных средств визуализации выступают видеоролики. В них также раскрываются важные события, детали жизни выбранных героев. Однако данный способ передачи информации был выбран с той целью, чтобы показать читателю, что люди, встретившиеся в своей жизни с рабством, это далеко не выдумка. В видеороликах герои сами рассказывают свою историю потребителю контента. Этот способ подачи информации не только углубляет понимание читателя проблемы, но и создает доверительную связь между повествованием и потребителем: читатель видит, что ужас рабства реален, а голос и картинка с героями - прямое доказательство, происходящих в мире ужасов.
Такую же функцию выполняют в сторителлинге и фотографии: они в том числе подкрепляют доверие читателя к проекту и являются дополнительной визуализацией. Большинство фотографий было использовано для конструирования, создания третьей истории о Мойзесе Родригесе из США.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Жанровая модификация портретного мультимедийного сторителлинга - результат гибридизации жанра портрета и формата мультимедийного сторителлинга.
Ранее портретная журналистика встречалась с проблемой редукции человеческого образа в материалах, однако мультимедийные компоненты, организующие историю, открыли читателю возможность знакомиться с героем на разных уровнях восприятия.
При анализе отечественного и зарубежного примеров мультимедийного портретного сторителлинга, мы выяснили, что в создании цифровой истории неизменным остается подход к конструированию истории:
1. Создание нарратива;
2. Разработка концепции мультимедийного наполнения, где за каждым элементом закреплена определенная функция и задача.
Список источников
1. Амиров В. М., Щепеткина Ю. М. Конструирование образа героя в синтетическом жанре портретного репортажа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 3 (177). С. 39-46.
2. Анюхина А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 146-150.
3. Варакин В. С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности // Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы : материалы межвузовской научно-практической конференции (6-7 декабря 2013 года, Архангельск ) / ответственный редактор О. В. Третьякова. Архангельск, ИД САФУ, 2014. С. 92-99.
4. Градюшко А. А. Мультимедийная история и сторителлинг в структуре современной веб-журналистики // Международная журналистика - 2016: турбулентность межгосударственных отношений и медиа : материалы V международной научно-практической конференции (18 февраля 2016 года, Минск) / под общей редакцией Т. Н. Дасаевой. Минск : Издательский центр Белорусского государственного университета, 2016. С. 87-91.
5. Енбаева А. П., Топчий И. В. Сторителлинг - тренд современной журналистики // Медиасреда.
2018. № 2. С. 27-31.
6. Зеленина Е. В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2 (6). С. 33-52.
7. Ильина О. В. Практики конструирования образа персонажа в прессе: между тожественностью и самостью // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 2 (101). С. 60-64.
8. Красавина А. В, Артемов А. И. Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 1 (31). - С. 102-109.
9. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология // Медиасреда. 2018. № 2. C. 138-143.
10. Ланских А. В., Боровкова Н. М. Цифровой сторителлинг как технология представления больших массивов данных // Содержание. Язык. Текст. Книга : материалы международной научно-практической конференции, (Уральский федеральный университет. Екатеринбург, 16 апреля-16 мая 2018 г.) / под научной редакцией И. В. Родины. Екатеринбург : Издательство Уральского федерального университета, 2018. С. 7278. URL: http://hdl.handle.net/10995/64323 (дата обращения: 25.03.2022).
11. Лебедева С. Э., Кутузова У А. Специфика новых мультимедийных форматов современных СМИ // Высокие технологии и инновации в науке; Национальная безопасность России: актуальные аспекты : материалы конференции ГНИИ «Нацразвитие», (Санкт-Петербург, 28-30 мая 2019 г. ). Санкт-Петербург : Издательство: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 40-48.
12. Силантьева О. 92 мультимедийных формата. Ridero, 2018. 120 с.
13. Симакова С. И., Енбаева А. П. Мультимедийный сторителлинг: проблемы и перспективы // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры.
2019. № 3 (189). Том 25. С. 91-98.
14. Симакова С. И., Енбаева А. П., Исакова Т. Б. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. Том 1. № 1. С. 222-230.
15. Соломеина В. Г., Сумская А. С. Восприятие мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 158-169.
Информация об авторе
Е. С. Зайкова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 16.06.2023; одобрена после рецензирования 25.06.2023;
принята к публикации 25.06.2023.
The article was submitted 16.06.2023; approved after reviewing 25.06.2023; accepted for publication 25.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.