7. Гутцайт, Р. Л. Языковая игра в речи спортивного комментатора / Р. Л. Гутцайт. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2012. - № 1. - URL: http://www. mediascope.ru/node/1022 (дата обращения: 03.04.2021).
8. Лурье, С. В. Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных систем / С. В. Лурье. - Текст : электронный // ЖССА. - 2010. -№ 2. - С. 152-167 - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/obobschennyy-kulturnyy-stsenariy-i-funktsionirov anie-sotsiokulturnyh-sistem (дата обращения: 07.04.2021).
9. Малышева, Е. Г. Журналистский спортивный дискурс сквозь призму типологических характеристик языковой личности спортивного комментатора / Е. Г. Малышева. - Текст : электронный // Вестник Омского университета. - 2009. -№ 3 (53). - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005086503.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
10. Пак, Л. Е. Гендерный фактор речи спортивных комментаторов США и России / Л. Е. Пак. - Текст : электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-2. - URL: https://clck.ru/RX8Tg (дата обращения: 05.04.2021).
Дядина Татьяна Евгеньевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, dyadina.tatyana98@yandex.ru.
Научный руководитель: Коноплев Дмитрий Эдуардович - доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, кандидат филологических наук.
DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10102
Е. С. Зайкова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ЖУРНАЛИСТА
В работе мы рассматриваем мультимедийный сторителлинг как гибридный жанр, в котором словесное искусство построения нарратива сочетается с современными мультимедийными техниками передачи истории. Работа посвящена выработке технологий создания мультимедийного сторителлинга в практике сегодняшнего журналиста в контексте форматного своеобразия сторителлинга. Работа поможет действующим специалистам-практикам при создании и мультимедийного сторителлинга.
Ключевые слова: сторителлинг, технологии сторителлинга, digital-сторителлинг, мультимедийный сторителлинг.
Сторителлинг - явление, которое проникло в самые разные профессиональные сферы жизни человека. Исследованием сторителлинга занимались многие специалисты, представляющие разные профессиональные сферы. Например, о сторителлинге в образовании пишут Т. А. Абрамовских [1], группа исследователей: Н. М. Григорян, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина, Е. А. Челнокова [22]; в подготовке медиаспециалистов - Е. А. Зверева [7], А. В. Красавина [8]; сторителлингу в медиа посвящены работы К. В. Киуру и А. И. Кузовенковой [10; 11], С. А. Панюковой [14], А. С. Сумской [20]; рассматривая медиасторителлинг, исследователи А. П. Енбаева,
Т. Б. Исакова, С. И. Симакова, И. В. Топчий конкретизируют исследовательское поле и рассматривают сторителлинг в журналистике [6; 16; 17; 18] и др.
Такой широкий круг специалистов разных направлений и разноплановых подходов вызвало сложность в определении понятия «сторителлинг». Универсальным определением сторителлинга, с которым соглашается большинство исследователей, является дословный перевод данного понятия на русский язык, то есть сторителлинг (story - история, telling - рассказывать) - это искусство рассказывания историй. Однако в связи с широкой сферой применения наравне с самым общим определением существует множество дефиниций понятия «сторителлинг». В нашей работе мы будем придерживаться определения, которое дается National Storytelling Network: сторителлинг - это интерактивное искусство использования слов и действий для раскрытия элементов и образов истории, поощряя воображение слушателя [23]. Мы хотим отметить, что в журналистике сторителлинг сохраняет функции из других сфер и служит для эмоционального воздействия на читателя/слушателя, способствует его вовлечению в материал.
Многие исследователи сходятся во мнении, что начало сторителлинга совпадает с появлением первых коммуникаций. Еще в древние времена история являлась средством отображения действительности в увлекательной, захватывающей форме, простой для восприятия человека. И сегодня этот способ коммуникации не потерял первоначальной задачи. Сторителлинг закрепился в журналистике. А некоторые исследователи даже отождествляют два этих понятия. Например, А. В. Красавина пишет в своем исследовании: «Для большинства специалистов и исследователей заявление «журналистика есть сторителлинг» общеизвестный, принятый факт» [8. С. 133].
Однако понимание формата сторителлинга в журналистской практике прошло стремительную эволюцию за последние 15-20 лет. Изначально сторителлинг в журналистике воспринимался как традиционный нарратив, выстраивающий общественные реалии. В основе такого взгляда на сторителлинг лежит драматическое действие, за развитием которого читателю должно быть интересно наблюдать. С формальной точки зрения такой материал представляет собой текст, для которого характерна знаковая закрепленность.
Однако только текста, даже если он качественно и интересно написан, сегодня уже недостаточно для того, чтобы заинтересовать читателя. Отсюда возникает новый взгляд на сторителлинг, качественно меняется природа журналистского формата. Многие исследователи разделяют мнение, что потребности аудитории стремительно меняются, поэтому буквально с каждым днем заинтересовать человека становится все сложнее [4. С. 51]. Журналистика как один из социальных институтов постоянно вынуждена реагировать на изменения в обществе, трансформироваться, подстраиваться под новые требования, продиктованные избирательным читателем.
В нашем исследовании мы выделили три исторических этапа развития сторителлинга, которые символизируют собой три времени: прошлое, настоящее и будущее, они отображают то, как меняются интересы потребителя журналистского контента.
1. Традиционный сторителлинг воссоздает действительность, через знаково-закрепленную словесную форму. Этот тип потерял свою актуальность в сегодняшних условиях.
2. Digital-сторителлинг - более сложная форма, которая имеет симбиотическую природу. Здесь репрезентация реалий производится не только через построение традиционного нарратива, но и через использование мультимедийных, интерактивных форматов, интегрированных в общую канву повествования.
Интерес нашей работы представляет именно этот этап развития сторителлинга. Однако важно отметить, что мы стоим на пороге нового эволюционного прорыва. Сторителлинг постепенно уходит в сферу VR.
3. Иммерсивный сторителлинг - это третья форма развития сторителлинга. Это явление будущего, к которому мы уверенно движемся, за которым стоит следующий этап развития журналистики в целом [См.: 9; 15].
В работе Варакина высказана мысль: «если сторителлинг - это искусство рассказывания историй, то журналистика - это искусство сторителлинга» [3. С. 93]. В журналистике сторителлинг существует в двух ипостасях: сторителлинг как нарратив, воссоздающий социальную действительность посредством истории, сюжета и сторителлинг как интерактивный формат подачи материала, привлекающий внимание аудитории. Иными словами, сторителлинг в журналистике может принимать форму обычного повествования, чем-то похожего на повествование в литературном произведении, но, кроме того, сегодня сторителлинг может представлять собой комплекс мультимедийных компонентов (видео, аудио, инфографика, фотография и т. д.), которые в разной форме и разными аудиовизуальными инструментами будут рассказывать аудитории общую историю.
Важнейшей особенностью сторителлинга в деятельности журналиста является наличие сюжета, который основан на репрезентации социальной действительности в форму повествования, другими словами, история в журналистике обязательно взята из жизни, основана на реальных событиях. В отличие от режиссуры, литературы в журналистике нет места вымыслу.
Интерес нашей работы представляет digital-сторителлинг.
Digital-сторителлинг - это ответ на вызовы журналистике. В своей работе А. М. Анохина дает следующее определение digital-сторителлингу: «методы последовательного изложения в интернет-пространстве с использованием всех типов медиа» [2. С. 147]. Digital-сторителлинг можно разделить на кроссмедийный, трансмедийный и мультимедийный сторителлинг. В основе каждого направления лежит история, но методика ее рассказа, способы ее трансляции будут варьироваться в зависимости от направления, о котором мы говорим.
- Мультимедийный сторителлинг - наиболее распространенный формат работы журналиста, суть которого заключается в трансляции одной истории, на одном ресурсе, но при использовании различных форм (аудио, видео, фотография, инфографика и др.).
- Кроссмедийный сторителлинг - явление, характерное для сферы рекламы, в журналистике используется редко. Для него характерен рассказ одной истории, но на разных медиаканалах. Цель кроссмедиа - захватить наибольшую аудиторию.
- Трансмедийный сторителлинг - явление, суть которого больше не состоит в рассказе единственной истории. В трансмедиа историй традиционно несколько, и рассказаны они на разных медиаканалах и через разные формы, однако все истории обязательно объединены общей темой. В журналистике возможна реализация трансмедиа только при сотрудничестве и работе командой [13].
Так как мультимедийный сторителлинг используется в журналистской практике чаще, то мы остановимся на этом формате подробнее. Мультимедийный сторителлинг - это, в первую очередь, форма подачи журналистского материала на просторах интернета, в котором сосредоточен большой объем информации и в котором используются возможности разных медиаплатформ.
Часто мультимедийный сторителлинг отождествляют с мультимедийным лонгридом, однако между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. И мультимедийный сторителлинг, и мультимедийный лонгрид объединены возможностью использования различных технологий мультимедиа. Это могут быть: графики, инфографики, фотографии, гиперссылки, видеоматериалы, аудиоматериалы, слайдшоу [2. С. 147]. Однако не всегда элементы мультимедиа в лонгриде объединены единой историей,
в то время как в мультимедийном сторителлинге каждая деталь работает на историю, на ее раскрытие читателю [18. С. 226].
Однако любое деление мультимедийных жанров и форматов - дискуссионный вопрос. На данный момент нет сформированной теории жанров и форматов в мультимедийной журналистике. Это связано со слишком быстрым темпом развития данного типа журналистики. При рассмотрении данного вопроса мы будем говорить о гибридизации журналистских жанров и их диффузии, то есть о взаимном проникновении. Сторителлинг находится между жанром и форматом, поэтому часто его именуют как повествовательный гибрид [12].
В связи с двойственной природой мультимедийного сторителлинга технологии его создания были поделены нами на две группы. Первая группа помогает сконструировать историю как нарратив, повествование, а вторая группа отвечает за раскрытие истории с точки зрения мультимедийного наполнения, которое также должно работать на раскрытие истории.
На основе рекомендаций Сергея Колотовкина [См.: 19] мы выделили несколько параметров, которые помогут сконструировать историю как нарратив, повествование. То есть эти технологии относятся к первой группе, выделенной нами.
В первую очередь сторителлинг - искусство именно рассказа истории, поэтому важное место здесь будет занимать история, которая находит свое отражение именно в словесной форме. Для этого будут использоваться технологии, которые характерны для драматургии, литературы, сценаристов, режиссеров. В таком плане сторителлинг рассматривается как часть нарративной журналистики. Как уже подчеркивалось в нашей работе ранее, нарративная журналистика - это симбиоз художественной литературы и журналистской практики [21. С. 150].
Подчеркиваем важность того, что сначала создается история нарративная, а только потом разрабатывается мультимедийное наполнение, которое не будет «украшением» материала без трансляции дополнительных смыслов, а наоборот, будет работать на дополнение, более полное раскрытие истории.
Технология создания сторителлинга как нарратива
1. Выбор темы. Так как сторителлинг в понимании журналистской практики обязан быть основан на истории, взятой из действительности, основанной на реальных событиях, соответственно и тему нужно искать в жизненных реалиях. Тема должна оставаться актуальной вне времени, то есть тему желательно выбрать ту, которая не привязана к конкретной дате, временному промежутку.
2. Обозначить целевую аудиторию. При создании мультимедийного сторителлинга мы должны ответить на вопрос: кому наш проект будет интересен. Ответ на этот вопрос поможет подойти к созданию нашего материала более качественно.
3. Проанализировать фокусы раскрытия темы. Для того, чтобы сторителлинг получился многоплановым, разносторонним, подойти к раскрытию темы необходимо многопланово, желательно раскрыть историю с нескольких точек зрения. А для этого нужно заранее обдумать фокусы, какие стороны исследуемой нами истории мы должны рассмотреть для раскрытия темы.
4. Выявить проблему, которую мы помогаем решить читателю. История должна учить новому, делиться опытом, помогать избегать ошибок. Другими словами, история должна быть полезна.
5. Обзор возможных героев истории. Материал должен быть персонифицирован, никто не вызывает столько доверия, сколько человек. Однако и персонажа необходимо уметь показывать и транслировать с необходимых для истории сторон. Поэтому здесь работа журналиста не только найти персонажа истории, но и раскрыть его, используя
свои профессиональные компетенции. Но есть исключения, когда конкретного персонажа может и не быть - в случае если материал посвящен конкретному событию истории, остающемуся важным для современного читателя.
6. Разработка композиции материала. Композиционная система, характерная для литературного мира, остается актуальной и при создании материала журналистского, в том числе при создании сторителлинга. Чаще всего используется линейная композиция, однако сторителлинг будет интереснее, если автор материала выберет нетипичную композицию, например, инверсионную (события разворачиваются в обратном порядке).
7. Разработка стадий развития действия. Так же, как и для литературы, для журналистики остаются релевантными традиционные стадии развития сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Однако их использование вариативно, например, экспозиция и эпилог могут отсутствовать, но завязка, основное действие, кульминация и развязка, по-другому, выводы должны обязательно присутствовать в истории.
8. Сюжет. Требования, предъявляемые к наполнению истории, заключаются в том, чтобы сюжет был интересен читателю Сюжет - основа журналистского материала в формате сторителлинга, но здесь задача осложнена тем, что сюжет истории, ее наполнение журналист не выбирает, а работает с тем, что ему предоставляет действительность. Поэтому задача журналиста переработать историю таким образом, чтобы она не потеряла своей достоверности, но при этом была максимально интересной [19].
Технология создания сторителлинга как мультимедийного формата
1. Опираясь на выбранную историю, вырабатываем концепцию мультимедийного наполнения. Каждый выбранный нами интерактивный элемент должен работать на более полное понимание истории. Если необходимо отразить динамику события, то лучше выбрать в качестве мультимедийного элемента видео, для отображения эмоционального состояния человека наиболее удачный вариант - фотография. Отталкиваясь от конкретного явления, которое мы должны воспроизвести выбираем мультимедиа и заранее прописываем, куда тот или иной компонент истории будет внедрен.
2. Грамотное распределение мультимедиа врамках истории. В практике журналиста выделяются четыре вида мультимедийных компонента [5]: изображение, аудио, видео, инфографика - каждый из которых также дифференцируется на более мелкие подвиды. Важно гармонично сочетать в себе разные виды мультимедиа, чтобы не «перегружать» читателя одной формой представления информации.
3. Интерактивность. Читатель должен чувствовать себя причастным к рассказанной истории, а этого нельзя добиться лучшим способом, чем дать ему выговориться, оценить работу, создать иллюзию, что он тоже услышан. Поэтому важно организовать правильную обратную связь. Можно оставить открытую форму для реакции аудитории, открыть доступ к комментированию истории.
Сегодня мы находимся на второй ступени развития сторителлинга. Самой актуальной и востребованной формой является мультимедийный сторителлинг, особенной чертой которого является его симбиотическая природа. Поэтому при создании сторителлинга важно построить историю таким образом, чтобы повествовательное начало и мультимедийное работали в гармонии друг с другом, взаимно дополняли для более целостного и более глубокого понимания материала.
Список литературы
1. Абрамовских, Т. А. Сторителлинг как эффективный механизм формирования позитивного образа современного образования, используемый печатными
СМИ / Т. А. Абрамовских. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 5 (22). - С. 30-34.
2. Анюхина, А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа / А. М. Анюхина. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 146-150.
3. Варакин, В. С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности / В. С. Варакин. - Текст : непосредственный // Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / сост., отв. ред. О. В. Третьякова. - Архангельск, 2014. - С. 92-99.
4. Выровцева, Е. В. Мультимедийная история: технологии & творчество / Е. В. Выровцева. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2016. - № 5 (22). - С. 51-59.
5. Духан, М. Е. Мультимедийные средства интернет-журналистики / М. Е. Духан. -Текст : непосредственный // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Студенческих научных чтений, Екатеринбург, 20 апреля 2017 г. -Екатеринбург: ИПЦ журфака ИГНИ УрФУ, 2017. - С. 136-139.
6. Енбаева, А. П. Сторителлинг - тренд современной журналистики / А. П. Енбаева, И. В. Топчий. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2018. - № 2. - С. 27-31.
7. Зверева, Е. А. Адаптация потенциала сторителлинга под профессионально-ориентированную коммуникацию: результаты реализации образовательной программы направления подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью / Е А. Зверева. -DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10305. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 3 (37). - С. 35-40.
8. Красавина, А. В. Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания / А. В. Красавина. - Текст : непосредственный // Знак: Проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26) - С. 133-137.
9. Красавина, А. В. Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики / А. В. Красавина, И. А. Артемов. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 1 (31). - С. 102-109.
10. Кузовенкова, А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология / А. И. Кузовенкова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 138-143.
11. Кузовенкова, А. И., Киуру, К. В. Сторителлинг как технология создания медиаконтента / А. И. Кузовенкова, К. В. Киуру. - Текст : непосредственный // Медиасреда. -2018. - № 2. - C. 169-174.
12. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, А. А. Мирошниченко и др.; под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с. - Текст : непосредственный.
13. Мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа. Что все это значит? / Silamedia. - URL: https://sila.media/trans/ (дата обращения: 28.01.2021). - Текст : электронный.
14. Панюкова, С. А. Научно-популярный сторителлинг на youtube-канале / С А. Панюкова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). - С. 124-131.
15. Сидунова, М. К. Точки роста иммерсивной журналистики в России / М. К. Сидунова. - DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10112. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2020. - № 1. - С. 53-57.
16. Симакова, С. И. Мультимедийный сторителлинг: проблемы и перспективы / С. И. Симакова, А. П. Енбаева. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. -Екатеринбург, 2019. - № 3 (189), том 25. - С. 91-98.
17. Симакова, С. И. Сторителлинг как прием журналистской работы / С. И. Симакова, А. П. Енбаева. - Текст : непосредственный // Знак : проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2019. - № 1 (31). - С. 110-117.
18. Симакова, С. И. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление / С. И. Симакова, А. П Енбаева, Т. Б. Исакова. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2019. - Том 1. - № 1. - С. 222-230.
19. Создание мультимедийной истории: 11 советов от Сергея Колотовкина. - Текст : электронный // New Reporter : [сайт]. - URL: https://newreporter.org/2019/09/06/sozdanie-multimedijnoj-istorii-11-sovetov-ot-sergeya-kolotovkina/ (дата обращения 28.01.2021).
20. Сумская, А. С. Трансмедиа storytelling в маркетинговых PR-коммуникациях / А. С. Сумская. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филологические науки. - 2016. - № 13 (395). - Вып. 104. -С.117-124.
21. Фадеева,О.А.,Сторителлингкаксимволическаяинформационно-коммуникативная технология / О. А. Фадеева. - Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. -Омск, 2015. - № 4. - С. 150-153.
22. Челнокова, Е. А. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина, Н. М. Григорян. - Текст : непосредственный // Перспективы Науки и Образования: науч. журнал. - 2017. -№ 5 (29). - С. 7-12.
23. National Storytelling Network, What is Storytelling? - URL: https://storynet.org/what-is-storytelling/ (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.
Зайкова Екатерина Сергеевна - студентка кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета, zaykova_kat@mail.ru.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10103
И. С. Милас
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Публикация посвящена теоретическим аспектам исторической журналистики как ее научно-популярного направления. Авторраскрывает содержание понятия «историческая журналистика», реконструирует генезис этого вида средств массовой информации, и анализирует функции, отдельные аспекты исторической журналистики, используя такие методы как ретроспективный, сравнительно-исторический и аналитический. Публикация представляет интерес для историков и журналистов.
Ключевые слова: история, историческая журналистика, СМИ.
История - наука, которая изучает изменение социальной реальности, ее прошлое на разных этапах развития человечества [11. С. 88]. Она помогает определить тенденции в