Медиасреда. 2022. № 2. С. 17-22. ISSN 2070-0717 (print).
Mediasreda. 2022; 2:17-22. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2022-10203
ИГРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЖУРНАЛИСТА Екатерина Сергеевна Зайкова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, zaykova_kat@mail.ru
Аннотация. В работе мы рассматриваем игровой сторителлинг как формат, аккумулирующий внимание читателя к объемным материалам и отвечающий современным запросам аудитории. Работа посвящена выработке основных игровых механизмов, лежащих в основе формата. Работа поможет действующим специалистам в практической деятельности при создании материала в формате игрового сторителлинга.
Ключевые слова: игра, игровой сторителлинг, игровые механизмы.
Для цитирования: Зайкова Е. С. Игровой сторителлинг в профессиональной практике журналиста // Медиасреда. 2022. № 2. С. 17-22. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10203.
For citation: Zaikova E. S. Game storytelling in the professional practice of a journalist. Mediasreda. 2022; 2: 17-22. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10203.
Вопросам сторителлинга, как одного из направлений развития журналистики посвящено немало научных трудов. В первую очередь, стоит отметить такие фундаментальные работы, как учебник для вузов «Мультимедийная журналистика» под общей редакцией А. Г. Качкаевой и С. А. Шомовой [11]; коллективная монография «Эстетика журналистики» под редакцией М. А. Бережной [16]; словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях» под редакцией Л. Р. Дускаевой [10]. Сторителлингу, как тренду современной журналистики посвящена статья исследователей А. П. Енбаевой и И. В. Топчий. Авторы отмечают, что сторителлинг обладает огромным потенциалом в медийной сфере. И объясняют это тем, что «сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества» [6. С. 29]. Развивая тему возможностей сторителлинга как эмоциональной связи автора и адресата, авторы статьи «Сторителлинг как прием журналистской работы» указывают на то обстоятельство, что «медийная история, подготовленная с опорой на методы сторителлинга, предполагает полное погружение в текст, напряженное ожидание концовки, разрешения ситуации, в которой оказались герой или герои повествования» [12. С. 112].
В данной статье наш исследовательский интерес обращен к игровому сторителлингу. Игровой сторителлинг - новый эволюционный виток в развитии формата сторителлинга в журналистской практике. В данном контексте мы отмечаем статью под авторством Е. В. Выровцевой и С. И. Симаковой [4].
Изучением игры как полноценной сферы человеческой деятельности, в частности, как компонента журналистской практики, занимались такие исследователи, как С. С. Аванесов [1] и И. М. Дзялошинский [5].
Ранее мы обозначили три этапа исторического развития формата сторителлинга: традиционный, цифровой и иммерсивный сторителлинг [7]. По нашему мнению, игровой сторителлинг - переходный этап между цифровым (современным нам этапом) и следующей ступенью развития, то есть иммерсивным сторителлингом.
Игровой сторителлинг ввиду отсутствия технической базы - максимально приближенный к сегодняшнему читателю вариант репрезентации социальной действительности с использованием интерактивных, привлекающих внимание аудитории мультимедийных элементов с эффектом погружения человека в историю через игровую реальность.
Еще в 2006 году в своей статье И. А. Ветренко прогнозировала, что в связи со стремительным прогрессом социальных технологий и вступлением общества на информационный этап своего развития, подкрепленный ростом технологического оснащения, игра будет вызывать интерес как социальная технология [2]. В сегодняшних реалиях игра выступает универсальным феноменом цифрового этапа развития массмедийной коммуникации [3].
Интеграция игры в массмедийную коммуникацию - ответ вызовам XXI века, которые связаны с особенностями потребления контента целевой аудиторией СМИ. Игра занимается воссозданием реальности через мультимедийные элементы в игровом пространстве, что позволяет добиться наибольшей включенности в процесс ознакомления с журналистским материалом и предельного внимания со стороны потребителя, а также это облегчает процесс восприятия сложных журналистских материалов.
Одним из способов представления информационно насыщенных, глубоких материалов, для чтения которых может потребоваться значительное усилие со стороны потребителя, в удобоваримом, легком в восприятии, с высоким уровнем вовлеченности в материал читателя является игровой сторителлинг.
На базе определения сторителлинга National Storytelling Network, которое гласит, что сторителлинг -это интерактивное искусство использования слов и действий для раскрытия элементов и образов истории, поощряя воображение читателя, и особенностей интеграции игры в журналистскую деятельность [15], вытекают особенности формата игрового сторителлинга, которые говорят о самостоятельности и самодостаточности данного формата в сегодняшних реалиях.
Ключевым отличием игрового сторителлинга от мультимедийного сторителлинга, где мультимедиа просто служат еще одним способом рассказа истории в более увлекательной форме, является то, что в игровом сторителлинге мы рассказываем историю за счет воссоздания игровой реальности. В игровом сторителлинге мультимедийные компоненты направлены на то, чтобы смоделировать игровую ситуацию, в которой читатель окажется максимально вовлечен в процесс ознакомления с журналистским материалом.
В то же время в игровом сторителлинге читатель является одним из тех, кто конструирует эту реальность, то есть читатель отчасти примеряет на себя роль автора, определяя свой выбор, основываясь на тех вариантах развития событий, которые ему преподносит готовыми журналист.
При этом акцент внимания потребителя смещается с конечного результата ознакомления с контентом на сам процесс ознакомления, иными словами, на непосредственный процесс игры.
Поэтому мы можем выделить следующие ключевые особенности игрового сторителлинга:
1. Наличие виртуализированной, игровой реальности. Игровой сторителлинг занимается созданием, моделированием игровой реальности за счет использования мультимедийного наполнения. Здесь любой компонент мультимедиа направлен на воссоздание определенной игровой ситуации и более полного погружения реципиента в разыгрываемые реалии произведения.
2. Особая коммуникативная связь между читателем и журналистским материалом. Игровая реальность подразумевает, что внутри нее реципиент отчасти станет автором собственной истории.
3. Перемещение акцента с результата на процесс ознакомления с материалом, что обуславливается слиянием игрового процесса с прямым ознакомлением с журналистским материалом.
На основе выявленных особенностей складывается следующее определение понятия формата: игровой сторителлинг - это журналистский формат, в основе которого лежит цель рассказать историю читателю, погрузив его в материал за счет воссоздания специальной игровой реальности, в которой реципиент примеряет на себя роль автора, в ходе чего происходит ознакомление с журналистским проектом, однако первостепенное значение отводится именно процессу потребления медиапродукта, а не конечному результату ознакомления с материалом.
Лев Манович в книге «Язык новых медиа» [9] говорит о смене парадигмы мышления: в основе современных медиа лежит принцип компьютерной программы, и все производные: массмедийные продукты, контент, выпускаемые в цифровом пространстве материалы, выстраиваются по законам компьютерной программы.
В. И. Тармаева [14. С. 345-346.] в своей работе выявила и систематизировала характерные черты компьютерной игры как художественного жанра, однако эти черты будут характерны и для формата сторителлинга с некоторыми особенностями, обуславливающими специфику формата в контексте журналистской практики.
Говоря об игровом сторителлинге, мы в том числе упоминаем и об особом художественном мире, который конструируется журналистом для последующего взаимодействия с читателем материала.
Художественные черты компьютерной игры, характерные в том числе и для формата игрового сторителлинга [14. С. 345-346]:
1. Художественные и игровые элементы соединены в рамках одного интерактивного произведения, как в нашем случае, журналистского материала, выполненного в формате сторителлинга. Игровой сторителлинг - рассказ истории посредством воссоздания реалий игровыми компонентами и мультимедиа, но в совокупности игровой сторителлинг представляет собой самостоятельный, полноценный и самодостаточный журналистский материал.
2. Человекможет изменить все происходящее в игровых реалиях в связи с установленной проективной интеллектуальной деятельностью. В игровом сторителлинге реципиент отчасти сам занимается конструированием реальности. Чаще всего игровой сторителлинг строится по принципу компьютерной
игры, в которой читатель, взаимодействующий с игровой ситуацией, посредством определенных решений.
При этом выбор напрямую зависит от реципиента, он сам выстраивает игровую действительность, опираясь в выборе на свой жизненный опыт. Так как мы говорим про журналистский материал, то даже игровые ситуации построены на репрезентации социальной действительности, где нет места fiction, вымыслу.
3. В основе игры лежит драматическое действие, за счет которого происходит знакомство и переработка игровой действительности. Конструирование действительности в игровом сторителлинге также базируется на законах драматического единства: у материала обязательно есть определенная структура, в которой встречаются те или иные композиционные компоненты: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Раскрытие каждого композиционного элемента в связи с особенностями технической базы игрового сторителлинга будет особенным, так как в исследуемом нами формате чаще всего драматическое действие будет раскрываться за счет игровых компонентов и ситуаций.
4. Знакомство с игровыми реалиями происходит за счет виртуального персонажа, которым управляет реципиент в процессе деятельности. Особенностью игрового сторителлинга как особого формата журналистской практики является то, что погружение в историю здесь происходит через отождествление личности читателя материала с лицом персонажа, выступающего главным героем истории, за счет чего и происходит процесс ознакомления с материалом, с историей и за счет чего авторы добиваются максимального погружения аудитории в конструируемую игровую ситуацию.
Причем значительным отличием от компьютерной игры будет то, что персонаж для игрового сторителлинга - это обязательно человек или личность, взятая из действительности. То есть чаще всего читатель оказывается погружен в историю от лица того или иного персонажа, который был взят из определенной ситуации, которая произошла в жизненных реалиях.
5. Игра воспринимается читателем изнутри, он выбирает точку зрения и расстояние, ракурс и план знакомства с продуктом, с чем связан специфический тип восприятия игры. Игровой сторителлинг погружает читателя внутрь определенных событий и явлений. Однако от уровня открытости читателя к материалу будет зависеть эффект погружения в материал. Автор делает все возможное, чтобы читатель смог отождествить себя с моделируемыми реалиями, но все равно главенствующая роль отдается воле потребителя контента.
Посредством этих особенностей происходит обучение человека, читатель становится частью ситуаций, участником которых он никогда не являлся, но знакомство с которыми способно расширить его представление о конкретном событии или явлении, как следствие, расширить картину мира.
Функции игрового сторителлинга будут выводиться из специфических черт данного формата, которые в свою очередь обуславливаются гибридной природой формата: в нем произошла диффузия игры и журналистской практики, выраженной в формате сторителлинга - рассказа истории. Отсюда вытекает специфический подход к определению функционала исследуемого формата.
При рассмотрении игрового сторителлинга с позиции игровой составляющей формата главенствующими функциями будут выделены следующие:
1. Рекреативная - воссоздание условий в рамках журналистского материала для увлекательного, развлекательного досуга, заключающегося в ознакомлении с материалом, выполненного в специфическом формате. Иными словами, игровой сторителлинг позволяет за счет игровых компонентов читателю при ознакомлении с контентом отдохнуть, отвлечься и при этом приятно провести свободное время.
2. Моделирующая - функция воссоздания виртуальной, игровой реальности, которая обеспечивает максимальное погружение читателя в созданный журналистами материал.
3. Коммуникативная - конструирование особой коммуникативной ситуации между участником игры, то есть читателем, реципиентом, и журналистским материалом за счет использования игровых компонентов, которые также дают возможность потребителю контента примерить на себя маску создателя контента и за счет определенных решений и выборов во время игры поучаствовать в конструировании реальности внутри материала.
4. Обучающая - получение новых знаний, за счет внедрения личности читателя в те ситуации, внутри которых он никогда не был, но знакомство с которыми способствует выработке новых знаний, расширению представления о ранее не знакомых ситуациях и явлениях, а следствие, и расширению мировосприятия в целом.
Игровой сторителлинг - это амбивалентный формат, потому что он одновременно направлен на выполнение двух (взаимоисключающих, с первого взгляда) функций. С одной стороны, игровая составляющая изучаемого нами формата направлена на развлечение реципиента, на организацию рекреативного досуга. С другой стороны, сторителлинг отвечает за обучение аудитории во время ознакомления с материалом, он отвечает за то, чтобы в ходе погружения в материал в максимально удобном формате был усвоен большой массив данных.
Амбивалентность игрового сторителлинга помогает журналистским материалам одержать победу в конкуренции за внимание потенциальных читателей, потому что процесс обучения, процесс приобретения новых знаний протекает в развлекательной форме.
Однако, чтобы создать собственный журналистский материал в формате игрового сторителлинга, команде журналистов не только необходимо в совершенстве уметь выстраивать нарратив, но и понимать игровые механизмы, лежащие в основе работы игрового сторителлинга. Игра базируется на переосмыслении действительности, то в том числе нас как профессионалов интересует воссоздание игровой реальности внутри материала посредством игровых механизмов, обуславливающих полное погружение в материал читателя и легкость восприятия массива информации.
К тому же игровые механизмы в игровом сторителлинге непременно связаны с мультимедийными компонентами раскрытия истории, поэтому важно уметь грамотно распределять мультимедийную составляющую и, например, в виде аудио, видео, графики, анимации и т. д. проекта, чтобы добиться построения игровой реальности и не перегрузить при этом материал.
Игровой сторителлинг, как любой другой игровой формат, будет состоять из игровых механик или по-другому паттернов. Игровые механики - это инструмент, который отвечает за распределение игровых элементов и их различное комбинирование, за счет которых создается полноценный облик игры или журналистского материала в формате.
Игровая механика по своей природе сродни композиционным элементам текста, однако игровые паттерны диктуют комбинацию игровых элементов, из которых вскоре складывается целостная история, журналистский материал в формате игрового сторителлинга, как в свою очередь композиционные элементы любого материала диктуют драматургию всего материала.
Подготовительным этапом при создании игрового сторителлинга является целеполагание, определение с тематикой, создаваемого произведения и постановка задач, которые данный журналистский продукт должен выполнить по завершении проекта. Этот этап создания материала характерен для создания любого журналистского материала и для любого формата предоставления информации. Однако, когда мы говорим про игровой сторителлинг, мы в том числе должны продумать, выявить непосредственно игровую составляющую проекта [3. С. 107].
Чтобы определить игровую составляющую мы должны как авторы проекта поставить цель, которую хотим добиться за счет интеграции игры в журналистский материал, и поставить задачи, которые помогут за счет игровых механик достичь поставленную цель. Если при создании журналистского продукта автор обращается к игре, то за этим стоит ряд потребностей, которые игра должна удовлетворить.
В вводной части игрового сторителлинга чаще всего создатели проекта используют мультимедийные элементы, чтобы ввести читателя в воссоздаваемую реальность. Вводная часть представляет собой завязку для журналистского материала. При создании игрового сторителлинга через текстовый формат подачи информации читатель вводится внутрь воссоздаваемой игровой реальности. Текстовый блок -необходимость, от которой зависит продолжит ли потребитель свое дальнейшее знакомство с предлагаемым контентом.
Создатели продукта в формате игрового сторителлинга искусственно вводят читателя в воображаемые реалии. В философскую эпоху постмодернизма журналисты воссоздают в своих материалах симулякры, то есть копируют образы и проецируют их на воссоздаваемую в журналистских материалах реальность [13].
Такой подход к созданию игрового сторителлинга делает читателя соучастником действий, происходящих в виртуальной вселенной. За счет чего достигается в том числе эмоциональная привязанность между читателем и материалом, которая обеспечивает продолжение знакомства аудитории с проектом в дальнейшем.
После вводной текстовой части непосредственно наступает этап игры. Это основное действие, происходящее в журналистском материале в формате игрового сторителлинга. Однако игровые механики для рассказа основой истории могут использоваться самые разные. Но чаще всего в качестве игровой механики используются тестовые форматы. Тест - это форма коммуникации с реципиентом, которая создает у читателя иллюзию нахождения внутри ситуаций, происходящих в журналистском материале.
Преимущественно механику в виде тестов используют в журналистских материалах, в частности в игровом сторителлинге, по нескольким причинам [3. С. 110):
1. Тест - привлекательная для читателя интерактивная форма, которая ставит потребителя контента на одну ступень с автором журналистского материала, так как от решений читателя зависит то, как развернутся в дальнейшем действия в игровой реальности.
2. Тестовый формат помогает удержать внимание у аудитории и с большей интенсивностью концентрирует читателя на журналистском материале, потому что невозможно сделать выбор, без понимания заданного журналистом контекста все принятые реципиентом решения нивелируются. Следовательно, для
читателя становится важным познакомиться с ситуацией максимально детализировано, чтобы подойти к выбору и моделированию ситуации взвешенно.
3. Тестовый формат приводит читателя к самостоятельной генерации выводов, которые так или иначе пересекаются с позицией создателей журналистского материала.
В контекст ситуаций вводят мультимедийные компоненты сторителлинга, за счет которых и достигается погружение внутрь разыгрываемых действий, ситуаций, явлений. Текст здесь выступает непосредственно игровым элементом, который интегрируется в журналистский материал и обуславливает особую коммуникацию между читателем и материалом.
Кроме того, во время решения реципиентом теста, выбор читателя зачастую в этой игровой механике определяет то, к какому финалу игры придет читатель. В этом случае коммуникацию между читателем и материалом можно сравнить с отношениями между игроком и видеоигрой.
Финал ознакомления с журналистским материалом, выполненным в формате игрового сторителлинга, -это форма поощрения читателя за процесс ознакомления с проектом и за процесс игры. Когда мы говорим про игровой сторителлинг, то под финалом мы подразумеваем, к какой моделируемой ситуации приходит читатель во время прохождения игры, причем результат игры напрямую зависит от читателя.
Вышеперечисленные механики при опоре на них помогут практикующим журналистам создать материал в формате игрового сторителлинга и рационально, гармонично, увлекательно построить журналистский материал, который будет отвечать запросам потребителя и который позволит построить эффективную коммуникацию между материалом и читателем, в том числе возбудить интерес на уровне эмоций и обеспечить вовлеченность читателей в материал.
Список источников
1. Аванесов, С. С. Антропология игры / С. С. Аванесов, Е. И. Спешилова. - Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4 (119). - С. 208-213.
2. Ветренко, И. А. Игра как метод исследования социальной действительности / И. А. Ветренко. -Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 2 (26). -С. 127-129.
3. Волкова, И. В. Игровые форматы мультимедийной журналистики / И. В. Волкова. - Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2014. -№ 1. - С. 105-112.
4. Выровцева, Е. В. Игровой сторителлинг в формировании исторической памяти: потенциал новых медиаформатов / Е. В. Выровцева, С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. -2021. - Том 27, № 3. -С. 14-23.
5. Дзялошинский, И. М. Игровая составляющая медиаконтента: функционал и типологические модели / И. М. Дзялошинский. - Текст : непосредственный // Вопросы журналистики. - 2018. - № 4. -С. 25-72.
6. Енбаева, А. П. Сторителлинг - тренд современной журналистики / А. П. Енбаева, И. В. Топчий -Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2018. - № 2. - С. 27-31.
7. Зайкова, Е. С. Технологии сторителлинга в современной практике журналиста / Е. С. Зайкова. -Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2021. - № 1. - С. 10-16.
8. Красавина, А. В Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики / А. В. Красавина, И. А. Артемов. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 1 (31). - С. 102-109.
9. Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович ; перевод с английского Д. Кульчицкой ; под редакцией Е. Арье, О. Мороз. - Москва : Издательство Ад Маргинем Пресс, 2018. - 440 с. - ISBN 978-5-91103-4115. - Текст : непосредственный.
10. Медиалингвистика в терминах и понятиях : словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой ; под ред. : В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. - Москва : ФЛИНТА, 2018. -440 с. - ISBN 978-5-9765-3978-5. - Текст : непосредственный.
11. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, А. А. Мирошниченко и др.; под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с. - ISBN 978-5-7598-1189-3. - Текст : непосредственный.
12. Симакова, С. И. Сторителлинг как прием журналистской работы / С. И. Симакова, А. П. Енбаева -Текст : непосредственный // Знак : проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 1 (31). - С. 110-117.
13. Симулякр: ключ к пониманию современной культуры // Art For Introvert : сайт. - URL: https:// artforintrovert.ru/tpost/b6yz15skaa-simulyakr-klyuch-k-ponimaniyu-sovremenno (дата обращения: 25.03.2022). - Текст : электронный.
14. Тамраева, В. И. Компьютерные игры и игровая журналистика / В. И. Тамраева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). -Вып. 94. - С. 343-350.
15. What is Storytelling? // National Storytelling Network : site. - URL: https://storynet.org/what-is-storytelling/ (дата обращения: 20.03.2022). - Текст : электронный.
16. Эстетика журналистики / А. И. Беленький [и др.]; под ред. М. А. Бережной. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. - 252 с. - ISBN 978-5-907115-07-1. - Текст : непосредственный.
Информация об авторе Е. С. Зайкова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 12.06.2022;
принята к публикации 12.06.2022.
The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing 12.06.2022; accepted for publication 12.06.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.