Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедийные технологии / интерактивное взаимодействие / информатизация / информационные технологии / multimedia technologies / interactive interaction / informatization / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текеев Сослан Османович

Одна из главных задач школы сегодня выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. Отмечено повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений в современном образовании считается применение мультимедийных технологий. В статье рассмотрены особенности применения мультимедийных технологий в образовательных целях. Рассмотрены объективные причины использования мультимедийных технологий в образовании. Проанализировано интерактивное взаимодействие при применении мультимедийных технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main tasks of the school today is to release from its walls a harmoniously developed personality that will not be lost in the information society. That is why the strategy of modernization of education says about the need to change the methods and technologies of teaching at all levels. It is noted that the weight of those of them that form practical skills of information analysis, self-study, stimulate independent work of students, form the experience of responsible choice and responsible activity. Today, new approaches to the organization of the educational process based on progressive information technologies are needed. The 21st century is called the "information age", the "century of the global information society". In such a society, education, knowledge, information and communication form the basis of human personality development and well-being. That is why the use of multimedia technologies is considered one of the priorities in modern education. The article discusses the features of the use of multimedia technologies for educational purposes. Objective reasons for the use of multimedia technologies in education are considered. The interactive interaction in the application of multimedia technologies in education is analyzed.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 378

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ

аспирант Текеев Сослан Османович Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Развитие информационного общества привело к формированию новых образовательных моделей и инструментов, которые включают в себя как традиционные средства обучения, так и мультимедийные средства обучения. Важным фактором, определяющим образовательный процесс, является возрастающая роль коммуникации и мультимедийных средств. На начальных этапах развития мультимедийные продукты были в основном сосредоточены в областях повседневной жизни, искусства и культуры. С развитием мультимедиа такие инструменты начали находить все более широкое применение в технике, науке и образовании.

Изначально мультимедийный контент играл вспомогательную роль, и был направлен на неформальную поддержку образовательного процесса. Его часто применяли в форме аудио- и видеоконференций и семинаров. Постепенно мультимедийный контент стал одним из основных средств обучения [1]. Этому способствовало появление и внедрение механизмов виртуальной реальности. Возникло новое направление, которое можно назвать мультимедийным образованием [2].

Изложение основного материала исследования. Рассмотрим объективные причины использования мультимедийных технологий в образовании:

1) глобальная информатика - это индустрия средств массовой информации, возникшая на основе применения новых электронных и информационных технологий в массовых коммуникациях, что привело к появлению конкретных продуктов, которые она продвигает, - глобальной карты мира, которую потребители средств массовой информации могут свободно переводить. Одной из основных целей образования является создание образа мира у учащихся [3]. Поэтому имеет смысл использовать такие инструменты для обучения;

2) систематическое использование мультимедийных технологий основано на создании общего сценария, который полностью выражается мультимедийными средствами;

3) механизм распространения образования, который основан на определенном информационном воздействии, используется не только как средство приобретения личных знаний, но и, самое главное, как средство формирования глобального имиджа подрастающего поколения;

4) современный образовательный процесс все больше основывается на онтологических характеристиках моделирования. Использование онтологий для создания образовательного контента снижает с нее информационную нагрузку. Мультимедийная технология, основанная на онтологии и семантическом управлении, решает эту проблему;

5) основной причиной изменения стилей обучения является не только увеличение потока и объема информации и включение новых дисциплин в учебный процесс, но и то, насколько сильно изменился характер информационного взаимодействия в образовательной и социальной среде. Мультимедийная технология, поддерживаемая семантическим управлением, представляет собой новый тип информационного взаимодействия в образовании;

6) мультимедийное обучение - это не человеческий фактор. Это результат социокультурного взаимодействия в процессе потребления, обмена и производства информации;

7) по мере развития и усложнения информационного взаимодействия в обществе, это взаимодействие создает определенную картину мира, что приводит к влиянию на систему образования. Примером такого эффекта является мультимедийное обучение.

Слово "Мультимедиа" - многозначное понятие. Он содержит следующие комментарии:

* Разработка, обработка и внедрение методов для различных инструментов обработки информации.

* Источники информации, которые основаны на технологиях представления и обработки различных типов информации.

* Компьютерные программы, функции которых связаны с отображением и обработкой различных типов информации;

* Компьютеры, способные обрабатывать различные типы информации.

* Традиционные статические изображения (тексты, графика), различные виды динамической информации (звук, музыка, видеодорожки, анимация и т.д.). Это особый вид комбинированной обобщенной информации.

Таким образом, термин "мультимедиа" означает набор информационных технологий. Мультимедиа технологии используют различные каналы, которые одновременно воздействуют на учащихся.

В сфере образования мультимедийные технологии имеют широкое применение, поскольку средства обучения, которые основаны на этих технологиях, в некоторых случаях могут значительно повысить эффективность обучения. В первую очередь это связано с подключением дополнительных информационных каналов во время мультимедийного обучения, что повышает эффективность когнитивных процессов [4].

В мультимедийных программах, основанных на аппаратном обеспечении, существует ряд инструментов, которые характеризуются способностью обрабатывать и представлять различную информацию. Эти инструменты включают в себя оборудование для записи и декодирования аудио-, фото- и видеоизображений, новейшую лазерную графику.

С одной стороны, понятие мультимедиа ассоциируется отображением различных типов информации и с компьютерной обработкой информации. С другой стороны, концепция мультимедиа проистекает из разнообразия представления изображений и сценариев, что является основой функций средств обучения, которые влияют на эффективность образования. Внедрение мультимедийных средств в сферу образования при разработке новых методов обучения привело к появлению новых программных средств и требует их целенаправленного наполнения.

Одним из видов информационного взаимодействия с использованием мультимедиа является интерактивное взаимодействие. Такое информационное взаимодействие в области систем и информационных технологий "оставляет следы", что позволяет проводить когнитивный анализ этого взаимодействия.

Интерактивность - одно из преимуществ мультимедийных инструментов. Она позволяет контролировать отображение информации с определенными ограничениями: учащиеся могут индивидуально изменять настройки, а также отвечать на запросы программы, связанные с конкретными предпочтениями пользователя. Учащиеся могут настроить скорость подачи материалов, количество повторений и другие параметры, соответствующие их индивидуальным потребностям в обучении. Это позволяет нам сделать выводы о гибкости мультимедийных технологий.

Интерактивность - один из механизмов управления потоковой передачей мультимедиа в образовательной сфере, включая семантическое управление.

Цифровые технологии являются неотъемлемой частью дебатов о преподавании и обучении в высших учебных заведениях.

Технологические разработки, такие как компьютеры, портативные устройства и Интернет, оказали значительное влияние на институты и жизнь людей, повлияв на их отношение к информации, знаниям и способам работы.

На педагогическом и организационном уровнях цифровые технологии используются в геометрической прогрессии, порождая ожидания трансформации образования, затрагивающей физическое пространство школ и способы взаимодействия и предоставления образовательного контента.

Произошли эффективные преобразования в учебных процессах и доступе к лекциям и обучению, развилось более персонализированное обучение, случилось изменение ролей преподавателей и учащихся и появился равный доступ к высшему образованию.

В центре внимания преобразований, вызванных интеграцией цифровых технологий в преподавание в высших учебных заведениях, находится широкий и быстро меняющийся набор инструментов.

Цифровые технологии, основанные на Интернете, такие как инструменты Web 2.0 или инструменты социальных сетей, изменили правила игры, главным образом потому, что они одновременно поддерживают студентов в их повседневной социальной жизни и обладают расширенным потенциалом для поддержки совместного процесса обучения и поддерживают автономию студентов в обучении. Время, отведенное на взаимодействие между учащимися и преподавателями, теперь является гибким и продолжается за стенами класса в процессе вовлечения, обмена контентом, установления связей и коммуникации. Такие устройства, как мобильные телефоны, планшеты, устройства для чтения электронных книг и мобильные приложения, считаются важными инструментами в высшем образовании, поддерживающими и влияющими на взаимодействие между преподавателями, студентами и сверстниками. Гибридное обучение характеризует такую среду, объединяющую очное и смешанное обучение, а также мобильное обучение.

Широко распространенное использование цифровых технологий в высшем образовании стирает традиционные границы между учебным пространством и временем, между формальной и неформальной учебной средой, а также между личным использованием и цифровизацией определенных инструментов обучения. Цифровые технологии и среда обучения изменили концепцию "время обучения", и теперь обучение осуществляет концепцию "все время".

Динамические изменения в Интернете и информационных технологиях помогли интегрировать мультимедийные технологии в образование, что проявляется в традиционных формах обучения с использованием цифровых инструментов, электронного обучения и онлайн-обучения или дистанционного обучения, смешанного обучения. Смешанное обучение включает в себя любую комбинацию методов, включая наиболее распространенное личное обучение и асинхронные или синхронные стили обучения с использованием мультимедийных технологий.

Смешанное обучение является синонимом гибридного обучения с использованием мультимедийных технологий.

Мультимедийные технологии используются в качестве стратегического инструмента для преодоления разрыва в предоставлении неограниченного качественного образования и повышения производительности учащихся. Мультимедийные технологии решают проблему доступа к качественному образованию и неравенства в образовании.

В последнее время мультимедийные технологии, в том числе видео и онлайн технологии, все чаще используются в университетах и колледжах для онлайн-обучения и смешанного обучения. Многие исследования показали, что эффект обучения с использованием мультимедийных инструкций лучше, чем обучение с использованием только одного медиаресурса (например, текста).

Мультимедийное обучение основано не только на словах, но и на изображениях, анимации и видео. Оно направлено на улучшение учебных материалов и памяти. Благодаря своим многочисленным преимуществам мультимедиа все чаще используется для онлайн-обучения и смешанного обучения. Основываясь на принципе мультимедийного обучения, люди лучше воспринимают и усваивают информацию из графики и изображений, чем из текста. Графика передает статические изображения, такие как изображения, карты, или динамические фотографии, анимацию или видео.

Гипотеза об ограниченном потенциале мультимедиа заключается в том, что люди ограничены в объеме информации, которая может обрабатываться одновременно по каждому каналу, что необходимо учитывать при разработке технологий мультимедийного обучения.

Гипотеза активной обработки заключается в том, что люди участвуют в предприятии, поглощая соответствующие входные данные, систематизируя выбранную информацию в согласованные психологические представления и интегрируя психологические представления с другой информацией. Основываясь на этих гипотезах, мы предлагаем теорию когнитивного мультимедийного обучения, которая описывает человеческий разум как двухканальную систему обработки информации, ограниченные возможности и активное участие в процессе обучения. Эта теория отличается от предыдущей теории мультимедийного обучения. Изучение последнего является одноканальным, емкость не ограничена и характеризуется пассивной обработкой. Теория мультимедийного обучения заключается в том, что понимание и усвоение учебных материалов происходит во время активного обучения, когда учащиеся активно участвуют в учебном процессе с помощью соответствующих технологий. Активное обучение способствует когнитивной обработке материалов и интеграции информации в существующие информационные системы.

Использование мультимедийных технологий для обучения является стимулом для поощрения учащихся к активному участию в учебном процессе и использованию текста и графики для обеспечения когнитивной обработки информации. Такое вовлечение посредством активного обучения является основным преимуществом использования мультимедийных технологий для обучения.

Выводы. Таким образом, использование высококачественных мультимедийных инструментов может гибко адаптировать процесс обучения к социальным и культурным различиям между учащимися, их личному стилю, ритму обучения и интересам.

Аннотация. Одна из главных задач школы сегодня - выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. Отмечено повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений в современном образовании считается применение мультимедийных технологий. В статье рассмотрены особенности применения мультимедийных технологий в образовательных целях. Рассмотрены объективные причины использования мультимедийных технологий в образовании. Проанализировано интерактивное взаимодействие при применении мультимедийных технологий в образовании.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, интерактивное взаимодействие, информатизация, информационные технологии.

Annotation. One of the main tasks of the school today is to release from its walls a harmoniously developed personality that will not be lost in the information society. That is why the strategy of modernization of education says about the need to change the methods and technologies of teaching at all levels. It is noted that the weight of those of them that form practical skills of information analysis, self-study, stimulate independent work of students, form the experience of responsible choice and responsible activity. Today, new approaches to the organization of the educational process based on progressive information technologies are needed. The 21st century is called the "information age", the "century of the global information society". In such a society, education, knowledge, information and communication form the basis of human personality development and well-being. That is why the use of multimedia technologies is considered one of the priorities in modern education. The article discusses the features of the use of multimedia technologies for educational purposes. Objective reasons for the use of multimedia technologies in education are considered. The interactive interaction in the application of multimedia technologies in education is analyzed.

Key words: multimedia technologies, interactive interaction, informatization, information technologies.

Литература:

1. Бент, Б.А. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс / Б.А. Бент. - Москва: Обучение-сервис, 2005. - 216 с.

2. Воронов, М.В. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение / М.В. Воронов, В.П Пименов // Университетское управление. - 2000. - № 1(12). - С. 67-69

3. Смолянинова, О.Ф. Мультимедиа для ученика и учителя / О.Ф. Смолянинова // ИНФО. - 2002. - №2. - С. 48-54

4. Цветков, В.Я. Моделирование в автоматизации научных исследований и проектировании / В.Я. Цветков. - Москва, 1991.- 125 с.

УДК 372.8

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентка Тихонова Элина Эдмундовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусства Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном обществе существует необходимость в создании благоприятных условий для целенаправленного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эмоциональная отзывчивость подразумевает реакцию любого человека на эмоциональные состояния и чувства другого человека, выражение сопереживания, и стремление оказать помощь и поддержку. В федеральном государственном образовательном стандарт начального общего образования указано, что первостепенной задачей развития личности является формирование в ней таких качеств как уважительное отношение к ценностям общества, чувствам окружающих людей, нормам морали [8].

Необходимо отметить, что к проблеме развития эмоциональной отзывчивости обращались такие отечественные педагоги и психологи как H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон. Исследователи отмечали необходимость развития эмоциональной сферы школьника в части проявления внимательного, добросердечного и доброжелательного отношения к другим людям и окружающем миру. Из зарубежных исследователей к проблеме обращались Т. Рибо, К. Роджерс, Э. Фромм. Тем не менее, анализ современных научных статей по проблеме, показывает, что «с каждым годом заметно увеличивается количество детей, с психоэмоциональным расстройством, которые требуют особого внимания у специалистов. Основными показателями этих расстройств у детей являются трудности во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром» [5, С. 73].

Наибольшим потенциалом в развитии эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте обладает творческая деятельность ребенка. В связи с этим существует необходимость уточнения основного определения, а также поиск эффективных методов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Изложение основного материала исследования. Рассмотрим понятия «эмоция» и «отзывчивость», исследуем особенности эмоциональной сферы младших школьников.

«Эмоции» (от латинского «emovere» - возбуждать, волновать) рассматриваются исследователями как особая форма психического отражения, свойственная и человеку и животному. Эмоции человека являются составным компонентом чувств. По К.Э. Изарду эмоции могут быть положительными и отрицательными. Основными положительными эмоциями являются - интерес, радость, удивление. Отрицательными - страдание, стыд, вина, страх, презрение, отвращение, гнев [2].

Вообще определение «эмоциональная отзывчивость» ввёл французский психолог Поль Фресса. В его трудах эмоциональная отзывчивость называется «эмоциональность» и рассматривается как черта личности, характеризующаяся чувствительностью к эмоциогенным ситуациям [8].

В научной литературе понятие «отзывчивость» чаще относят к процессу нравственного воспитания детей. Например, психолог В.К. Вилюнас отмечает взаимосвязь эмоции человека с его личностными качествами. Эмоциональная отзывчивость у человека проявляется в отношении к внешнему миру, и через эти отношения можно охарактеризовать картину мира человека, его ценностные установки, а также мировоззрение и характер [7].

В своем исследовании А.Ф. Лазурский, использует понятие «эмоциональная возбудимость» и описывает её как эмоциональную готовность человека реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость возможна только тогда, когда чувства и эмоции, доступные человеку, возникают с одинаковой легкостью [1].

Необходимо отметить, что чувства и эмоции проявляются во многих явлениях и процессах жизни человека, в том числе в искусстве, творческой деятельности. Сам процесс эмоциональной отзывчивости - это процесс, направленный на постоянное самосовершенствование и самовоспитание эмоциональной сферы человека.

К возрастным особенностям младших школьников, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости, относят природную впечатлительность, возбудимость, гибкость психических процессов. Также дети легко и быстро реагируют на все яркое и необычное. В этом возрасте содержание эмоционального общения усложняется в связи с общим развитием эмоциональной сферы. Как пишет психолог П.М. Якобсон, в этом возрасте детей обогащается палитра эмоции и выражается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.