Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬДИМЕДИЙНЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крянев Владимир Юрьевич

В статье рассматривается проблема использования средств мультимедиа в сфере образования. Автором отмечается, что сегодня средства мультимедия используются в самых различных сферах деятельности, но наибольшее влияние они оказали на образовательную среду. Особенно актуально это становится на современном этапе развития общества в эпоху пандемии, что приводит к все более активному использовонаю мультимедиа в системе дистанционного образования. В работе проводится анализ отечественной и зарубежной литературы, выделены основные преимущества и проблемные стороны использования мультимедийных технологий в процессе преподавательской деятельности. Приводятся результаты исследований разлиных ученых, указывающих на то, что мультимедийные технологии помогают учащимся умозрительно формировать модели и образы, побуждать к изучению новых для себя тем, стимулируя мотивацию к обучению. Использование мультимедийных возможностей на лекционных и практических занятиях делает работу преподавателя более разнообразной, помогая менять способы учебного взаимодействия и вводить новые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MULTIMEDIA IN EDUCATION

The article deals with the problem of using multimedia in the field of education. The author notes that today multimedia tools are used in various fields of activity, but they have had a special impact on the educational environment. This is especially important at the current stage of society's development in the era of the pandemic, which leads to an increasingly active use of multimedia in the distance education system. The paper analyzes domestic and foreign literature, highlights the main advantages and problems of using multimedia technologies in the process of teaching. The results of research by various scientists indicate that multimedia technologies help students to form models and images speculatively, encourage them to study new topics for themselves, and stimulate motivation to learn. Using multimedia features in lectures and practical classes makes the teacher's work more diverse, helping to change the ways of educational interaction and introduce new ones.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

следственных связей, в том числе законов и принципов; для описания процесса, действия, эксперимента. Таким образом, перевод научного технического текста из цели становился средством изучения иностранного языка, позволяя студенту более осознанно подходить к работе с текстом, повышая тем самым как мотивацию, так и эффективность овладения данными навыками [3].

Однако, какими бы привлекательными сторонами не обладало онлайн обучение, мы считаем наличие именно «живого» контакта со студентом существенным фактором, оказывающим влияние на качество трансляции знаний, умений и навыков в совокупности с эмоциональной составляющей учебного процесса. К аналогичным выводам пришли и исследователи, проводившие опрос среди студентов, обучавшихся в период пандемии. Он показал, что большинство их считает для себя приемлемым обучение полностью онлайн исключительно в период кризисных ситуаций, в обычной же жизни большинство опрошенных видят для себя преимущества в смешанной модели обучения [6].

Выводы. Таким образом, опыт дистанционной работы со студентами в условиях пандемии показал возможность осуществлять языковую подготовку не снижая, а в ряде случаев, даже увеличивая ее качество и мотивационную составляющую, а также трансформировать частично некоторые формы работы, в условия вне пандемии. Стимулирующим фактором для роста внутренней мотивации, безусловно, является получение удовлетворения от самого процесса деятельности.

Литература:

1. Крылова А.С. Смешанное обучение в иноязычной подготовке бакалавров в техническом вузе // Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Ф.Л. Ратнер. - 2014. - С. 372-377.

2. Крылова А.С., Лаптева Е.Ю. Проблемы создания и использования электронных курсов в обучении иностранному языку в техническом университете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2019. - №2. - С. 45-48.

3. Крылова А.С., Лаптева Е.Ю., Айтуганова Ж.И. Повышение эффективности формирования компетенций по иностранному языку у магистров в техническом вузе // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 3. -С. 131-134.

4. Пономаренко Е.П., Иванова А.Л. Проблемы организации рефлексивного обучения иностранному языку дистанционно в период пандемии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2020. - №4. - С. 26-30.

5. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - №2. - С. 51-52.

6. Maican, M.-A.; Cocorad"a, E. Online Foreign Language Learning in Higher Education and Its Correlates during the COVID-19 Pandemic// Sustainability 2021, 13, 781. https://doi.org/10.3390/su13020781

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Крянев Владимир Юрьевич

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования средств мультимедиа в сфере образования. Автором отмечается, что сегодня средства мультимедия используются в самых различных сферах деятельности, но наибольшее влияние они оказали на образовательную среду. Особенно актуально это становится на современном этапе развития общества в эпоху пандемии, что приводит к все более активному использовонаю мультимедиа в системе дистанционного образования. В работе проводится анализ отечественной и зарубежной литературы, выделены основные преимущества и проблемные стороны использования мультимедийных технологий в процессе преподавательской деятельности. Приводятся результаты исследований разлиных ученых, указывающих на то, что мультимедийные технологии помогают учащимся умозрительно формировать модели и образы, побуждать к изучению новых для себя тем, стимулируя мотивацию к обучению. Использование мультимедийных возможностей на лекционных и практических занятиях делает работу преподавателя более разнообразной, помогая менять способы учебного взаимодействия и вводить новые.

Ключевые слова: мультимедия, мультимедийные средства обучения, мульдимедийный продукт, информационное общество, компьютерные технологии.

Annotation. The article deals with the problem of using multimedia in the field of education. The author notes that today multimedia tools are used in various fields of activity, but they have had a special impact on the educational environment. This is especially important at the current stage of society's development in the era of the pandemic, which leads to an increasingly active use of multimedia in the distance education system. The paper analyzes domestic and foreign literature, highlights the main advantages and problems of using multimedia technologies in the process of teaching. The results of research by various scientists indicate that multimedia technologies help students to form models and images speculatively, encourage them to study new topics for themselves, and stimulate motivation to learn. Using multimedia features in lectures and practical classes makes the teacher's work more diverse, helping to change the ways of educational interaction and introduce new ones.

Keywords: multimedia, multimedia learning tools, multimedia product, information society, computer technologies.

Введение. Концепция непрерывного образования в эпоху обилия информации и цифрового развития вызывает перемены в отношении международных систем образования к процессу обучения. Формирование потребности в интернационализации образования ведет к улучшению организации, обновлению содержания и развитию методических особенностей преподавания. Интеграция новых технологических достижений в процесс образования позволяет быстрее и эффективнее повлиять на скорость адаптации каждого

обучающегося. Учитывая, что в современной когнитивной среде информационная составляющая, представляющая собой электронные аудиовизуальные технологические средства воспроизведения, может положительно воздействовать на успехи учащихся, преподавателю легче поддерживать их интерес к изучению посредством технологий. Доступность дидактических электронных платформ для широкого круга обучающихся позволяет расширить образовательную медиа-среду, повысить медиа-культуру и, соответственно, медиа-компетентность каждого [10].

Бесспорно, современные технологии вовлечены в самый широкий спектр сфер общественной деятельности. На основе мультимедиа создаются культурные мероприятия и социальные услуги, воспользоваться которыми могут люди любых сфер занятости и с самыми разнообразными интересами. Благодаря мультимедийным технологиям происходит обогащение самых различных направлений деятельности. Сфера образования, тесно связанная с развитием общества, так же испытывает влияние современных мультимедийных технологий [8]. Информатизация образования не представляется успешной без развития и внедрения средств новых информационных технологий в образовательный процесс. Телекоммуникационные средства, такие как персональные компьютеры, мобильные устройства и т.п., считаются технологиями с «дружественным» интерфейсом, поскольку предоставляют возможность пользоваться информацией и осуществлять познавательную деятельность в удобном формате. Все чаще в ходе обучения используется работа с текстом, передачей речи и звука, изображений, видео и анимированной компьютерной графики. Технологии, планомерно внедряясь в образовательное пространство России, помогают воспринимать обучение менее академично и консервативно без потери качества [2, с. 55].

Изложение основного материала статьи. В условиях изменяющегося общества мультимедиа формирует доступную среду, где в структурированной форме находится полезная информация. Именно так технологии становятся плодотворной почвой для развития конечного пользователя.

Основная функция мультимедийных технологий заключается в возможности передавать большие объемы различной информации, используя обучающую способность органов чувств. Стимуляция когнитивных навыков в таком случае происходит несколькими путями: визуальным, в котором задействованы оцифрованные изображения, виртуальные реконструкции; аудиальным, где используется текстовый и вербальный формат; коммуникативным, в широком смысле. Медиа-технологии способны так же усиливать чувства с целью получения пользователем полноценного образовательного опыта [12, с. 6]. Таким образом, неочевидной особенностью мультимедиа-систем является их способность воздействовать одновременно на все органы чувств человека, что способствует полному погружению в деятельность. Какое бы мнение не поддерживали современные исследователи относительно мультимедийных технологий, этот факт сложно оспорить и необходимо максимально полезно использовать в образовании [14, с. 88].

Опираясь на проведенные эксперименты, профессор психологии Ричард Майер доказал взаимосвязь запоминания и визуальной составляющей. Люди воспринимают и лучше помнят именно то, что не просто прочитали или услышали, но и увидели. Именно Майер сформулировал принцип модальности, основной постулат которого заключается в следующем - комбинация графических изображений с вербальным контентом повышает эффективность усвоения новой информации (по сравнению со связкой «графическое изображение+текст»).

Р. Майер объяснил необходимость применения мультимедийных продуктов в сфере образования стимуляцией объединенной переработки знаковой и вербальной информации в рабочей памяти каждого человека [15, с. 570].

Сегодня достижения современных учащихся тесно связаны с использованием мультимедийных технологий. Результаты множества исследований доказывают, что мультимедийные приложения следует использовать в образовательных целях. Именно благодаря технологиям мультимедиа обучение становится более стабильным, но при этом и гибким, поскольку аудиовизуальный контент предоставляет реальный опыт и повышает мотивацию обучающихся. Эффективность взаимодействия мультимедийных инструментов и пользователей заключается в создании благоприятной среды для формирования запроса на достижение высоких результатов [13].

В работе на лекциях и практических занятиях мультимедийные средства помогают нагляднее и интереснее донести необходимый учебный материал и активизировать обучающихся. Магистральным принципом работы с интерактивными источниками информации является глубочайшее погружение в материал, от чего зависит как глубокая проработка тем, так и организация внутренних и внешних связей, необходимых для решения задач. Кроме того, немаловажен удобный интерфейс, в котором легко разобраться даже неподготовленному пользователю [5, с. 75]. Из статической формы учебной наглядности при помощи мультимедиа появилась динамическая, то есть такая форма взаимовлияния, в ходе которого возможно отследить во времени все изучаемые процессы и материалы. Предыдущей формой обучения, обладающей подобными характеристиками, было телевидение учебно-образовательной направленности. Интерактивные образовательные системы моделируют процессы, меняют их параметры в зависимости от запроса, трансформируются под влиянием внешних факторов. Преимуществом работы с ними так же является тот факт, что большое количество образовательных задач связаны с трудностью демонстрации изучаемых явлений внутри учебной аудитории. Мультимедийные инструменты с легкостью решают эту проблему [6, с. 126].

Так же предыдущим этапом применения компьютерного обучения можно считать области обучения персонала на предприятиях и на курсах повышения квалификации. Основанные на этом опыте исследования подтверждают успех подобного вида образовательной деятельности. Одним из преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения является экономия времени. Обучающая программа на мультимедийной базе повышает уровень внимательности вдвое, что высвобождает дополнительное время на изучение нового материала. Подтверждено, что для изучения конкретной темы с помощью средств мультимедиа уходит на 30% меньше времени, а знания, приобретенные таким путем, во много раз дольше сохраняются в памяти, а, следовательно, результативнее применяются [1, с. 28].

По мнению исследователя П.Е. Гараниной, важно так структурировать и применять мультимедиа-ресурсы, чтобы данная методика формировала позитивные мотивы, основанные на актуальных потребностях обучающихся. Компьютерные технологии помогают учащимся умозрительно формировать модели и образы, побуждать к изучению новых для себя тем, стимулируя мотивацию к обучению [3, с. 7].

Другим авторам удалось так же заметить положительное влияние на взаимодействие преподавателя и учащихся. Использование мультимедийных возможностей делает работу на занятиях более разнообразной, помогает преподавателю менять способы учебного взаимодействия и вводить новые. При помощи мультимедийных технологий стало возможно чаще варьировать фронтальное, групповое и индивидуальное содействие, влиять на уровень самостоятельной активности обучаемых, индивидуализировать обучение с учетом познавательного стиля [9, с. 2270].

Применяя уже созданные электронные продукты, такие как учебники, книги, или создавая свои разработки, преподаватель способен повысить мотивацию к обучению у учащихся, а, следовательно, поднять на качественно новый уровень весь процесс обучения [7, с. 1].

Касаясь вопроса применения мультимедиа в практике российского образования, стоит заметить, что на данный момент существуют некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться большинству образовательных учреждений. Каптерев А.И. отмечает, что типичными проблемами являются отсутствие или малое количество специальных проекторов, использующихся во время аудиторной работы, недостаточное оснащение компьютеров современным программным обеспечением, а вузов - полноценными мультимедийными кабинетами. Помимо вышеназванных, существуют трудности системного характера, влияющие на медленное развитие данного направления [4, с. 85].

Немаловажно отметить и функцию хранения-передачи компьютеризированных материалов, заложенных в мультимедийные программы. Кроме того, помимо доступа к этим данным, каждый учащийся получает возможность управлять своими учебными материалами, а преподаватель - контролировать объем получаемой информации.

Эти функции позволяют воздействовать на темп и ритм работы с мультимедийными материалами, что существенно облегчает формирование индивидуальной учебной среды [11].

Выводы. Таким образом, на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, а также личного педагогического опыта можно сделать вывод о том, что преимущества использования мультимедия сегодня очевидны для сферы образования. Особенно актуально это становится на современном этапе развития общества в эпоху пандемии, что приводит к все более активному использованию мультимедиа в системе дистанционного образования.

Литература:

1. Абылова Г.Ж. Роль и место мультимедиа в образовании // International Scientific Review. 2016. № 15 (25). С. 28-29.

2. Вакулюк В.М. Возможности мультимедиа технологии в профессиональном образовании // Успехи современного естествознания. 2005. № 8. С. 55-56.

3. Гаранина П.Е. Мотивационные факторы в использовании мультимедиа в образовании // Наука и перспективы. 2015. № 2.

4. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный парадокс. - М.: Издательство: НПО Профиздат, 2002. — 224 с.

5. Кацуба О.Б. Особенности использования тньернет-технологий в мультимедиа в высшем профессиональном образовании // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 9. С. 75-76.

6. Кремнева А.Ю., Севрюкова А.В.Мультимедиа технологии в образовании // Достижения вузовской науки. 2012. № 1. С. 124-126.

7. Рудакова Е.В. Мультимедиа технологии в образовании // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 2 (7). С. 1-2.

8. Сапелкина Е.Ю. Мультимедиа в социально-культурной деятельности / Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2017/article/2017032761">http://scienceforum.ru/2017/article/2017032761 (дата обращения: 12.11.2020).

9. Шаталова Д.В. Мультимедия контент в рамках высшего образования, его преимущества и достоинства / В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Сборник научных статей международной конференции. - Барнаул: АлтГУ. 2015. С. 2265-2270.

10. Abdurazakov M., Fomicheva T., Dzamyhov A., Dzamyhova M., Tumbasova E. (2020) Information and Communication Technologies as a Phenomenon and Its Impact on Goals and Quality of Education. In: Sukhomlin V., Zubareva E. (eds) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science, vol 1201. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_5

11. Bass Randall. A brief guide to interactive multimedia and the study of the united states. https://faculty.georgetown.edu/bassr/multimedia.html

12. Cirrincione Armando .Multimedia Technologies in Education // Encyclopedia of Multimedia Technology and Networking, Second Edition.2009. Р. 6. https://www.igi-global.com/chapter/multimedia-technologies-education/17511

13. Gunawardhana Pulasthi. Using Multimedia as an Education Tool / Conference: 9th Annual International Conference on Computer Games Multimedia & Allied Technologi.https://www.researchgate.net/publication/313512325_Using_Multimedia_as_an_Education_Tool

14. Kulchitskaya D.Y. Psychological prerequisites and effects of using multimedia content in the mass media // Psychology in Russia: State of the Art .2014.№7.С. 88-97.

15. Mayer R.E. (2001). Multimedia learning. New York: Cambridge University Press. pp. 569-588. doi: 10.1017/CBO9781139164603

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.